Конкурсная программа "Мы - друзья птиц"
материал (5 класс) на тему
Данная разработка может проводиться во авнеурочное время на классном часе, посвящённом Дню птиц или во время работы летнего лагеря при проведении Дня природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzya_prirody.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурсная программа "Мы – друзья природы"
Плакаты:
1. Логика природы есть самая доступная и
самая полезная логика для детей. (К.Д. Ушинский)
2. Каждый по-своему чем-то хорош:
Поганка и ежик, лягушка и еж!
Нет ни цветка, ни зверька, ни куста,
Где бы ни встретилась нам красота. (Т.А. Пушкарев)
Ход занятия
Под крышей голубой огромной
Солнышко рыжее живет,
А ночью среди звездных тучек
Танцует звездный хоровод.
И лес живет, под синим небом,
И дождь, и грозы, и цветы,
И яблоньки в саду зеленом,
Твоя семья живет и ты.
Большой, огромный этот дом,
Вон сколько птиц, цветов в нем и народа,
Мы знаем все (хором) – ПРИРОДА!
Ведущий 1. Здравствуйте, ребята!
Ведущий 2. Здравствуйте! Сегодня перед вами стоит задача показать, кто из вас достоин звания жителя планеты Земля.
Ведущий 1. На самом деле сегодня нам бы хотелось убедиться, что будущее нашей планеты в безопасности.
Ведущий 2. Что вымирающие виды животных никогда не превратятся в исчезнувшие виды.
Ведущий 1. Что ныне существующие никогда не превратятся в вымирающих.
Ведущий 1. Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не в первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось.
Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились.
А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. Рвали и распустившие цветы, и те, на которых были еще бутоны. Словом, все подряд. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Когда приходило время, тахины откладывали яйца. Из яиц появлялись личинки, и именно эти личинки уничтожали гусениц, наносящих вред лесу.
Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. И некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И все потому, что дети, сами того не зная, нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы.
Ведущий 2. Экология – это наука о том, как животные и растения, вообще все живые организмы уживаются друг с другом, как они приспособились друг к другу и окружающей природе.
Все мы – люди, звери, птицы, растения, микроорганизмы – живем на планете Земля. Это наш общий дом. Всем нам надо дышать, есть, пить, где- то жить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Как на весах, когда на обеих чашах одинаковые гирьки. Равновесие это сохраняется до тех пор, пока не нарушаются экологические законы. Например, такой: всегда растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить одно какое-нибудь звено, например, уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти экологическая катастрофа.
Ведущий 1. Люди долго не подозревали об этом. И безрассудно вырубали леса, осушали болота, распахивали степи. Они совершенно не думали, что при этом грубо нарушали законы природы. Недавно мы это поняли. И для того, чтобы все- таки сохранить природу, а заодно и самим уцелеть (ведь человек сам часть природы), люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла экология. Кстати, это слово составлено из двух греческих слов: ойкос – дом и логос – наука. Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.
Ведущий 2. Группа делится на две команды. И так первое задание! За каждое задание начисляется 5 баллов. Баллы могут сниматься за неточность, не до конца доделанное задание и т.д. и прибавляться за активность.
I. Конкурс «Живая и неживая природа».
Каждая команда получает набор одинаковых предметов и картинок, которые разложены на двух столах. Ребятам необходимо разделить предметы живой и неживой природы. Оценивается правильность ответа и быстрота.
Предметы и картинки: песок, цветок, вода, камень, грибы, заяц, глина, птица, дерево, солнце и т.д.
Ответы:
- Живая природа: цветок, грибы, заяц, птица, дерево.
- Неживая природа: песок, вода, камень, глина, солнце.
II. Конкурс «Животные».
От каждой команды прошу по три человека на сцену. Для вас приготовлены карточки. Выбирайте! На карточке написано название одного животного. Это животное необходимо изобразить. А команды должны разгадать название этого животного.
Карточки: бобер, осел, жираф, тигр, лошадь, свинья…
III. Конкурс «Эрудит».
Команды показали свои знания повадок животных. А сейчас мы проверим вашу эрудицию. Я буду вам задавать вопросы, а ваша задача заключается в том, чтобы дать правильные ответы. Если команда затрудняется в ответе, то ей помогает команда-соперник, которая получает за это дополнительные баллы.
- Назовите 10 домашних животных.
- Назовите 10 животных на букву А.
- Назовите 10 птиц.
- Назовите 10 рыб.
- Назовите 10 кошачьих кличек, не совпадающих с именами людей.
- Назовите 10 диких животных обитающих в России.
IV. Конкурс «Загадки».
В этом конкурсе принимают участие по 2 человека от каждой команды. По мере озвучивания загадок: 1-й участник (от каждой команды) находит карточку – отгадку и располагает ее на стенде; 2-й участник пишет отгадки на доске.
Загадки:
1. Я увидел: на опушке 2. Ах, зеленая коса… 3. Длинный хвост и белобока 4. Он питается лишь травкой, 5. Он зубастый, серый, злой. 6. Все с цветка да на цветок, 7. Кто спешит к нам в хоровод | 8. Кто природе помогает, 9. Кто румян и краснощек? 10. Все под ним зазеленеет, 11. Очень любят солнышко 12. У воды сидит певица, 13. Словно кружевом расшита |
V. Конкурс «Экологический».
Каждой команде раздаются карточки с вопросами.
- Что можно сделать, чтобы остановить загрязнение воздуха?
- Если бы я был президентом, то какие бы законы я принял, чтобы остановить браконьерство?
- Представьте некоторые правила, которые люди должны соблюдать, чтобы избежать загрязнение окружающей среды.
- Что вы делаете для того, чтобы помочь вымирающим животным или, что вы хотели сделать, чтобы помочь им?
VI. Конкурс «Ассоциации».
- Молодцы вы прекрасно справляетесь с заданиями. Сейчас я произнесу слова, а вы назовете животное, с которым ассоциируется это слово. И что интересного вы можете сказать об этом животном?
- Гриб. (Лисичка.)
- Бездельник. (Ленивец.)
- Маршрутка. (Газель.)
- Денежная единица Болгарии. (Лев.)
- Военный корабль. (Броненосец.)
- Автомобиль. (Ягуар.)
- Шахматы. (Конь, слон.)
- Компьютерный манипулятор. (Мышь.)
- Безбилетный пассажир. (Заяц.)
- Пешеходный переход. (Зебра.)
- Река. (Тигр.)
- Торговая марка. (Пума.)
- Оборонительное заграждение. (Еж.)
- Шипы для лазанья по столбам. (Кошки.)
- Жилище животного. (Норка.)
- Символ России. (Медведь.)
VII. Конкурс «Отгадай животное».
- Животное, являющееся одним из самых крупных быков мира. Его рост достигает 2 метра, вес доходит до 1тонны. Могучее телосложение не мешает быть ему быстрым и ловким в движениях. Держатся эти звери группами по 6-8 голов. (Зубр.)
- Эти маленькие обитатели лесов, степей и пустынь могут фыркать, чихать, ворчать, храпеть и клацать зубами как люди. Кто они? (Ежи.)
- Эта птица бывает 18 видов, в том числе: Домовый, Черногрудый, Саксаульный, Полевой, Пустынный и даже Рыжий. О ней писали Горький и Есенин, Пришвин и Бианки. Кто же этот пернатый житель городов и сел? (Воробей.)
- Она – тезка некоторых из девочек. Ее часто путают с другой птицей семейства, к которому она принадлежит. Нельзя сказать, что у нее прекрасная внешность, но поэтому поводу она совсем не комплексует. Ее можно встретить и в городе, и в лесу, и на огородах. И везде она ведет себя очень уверенно. О какой птице идет речь?(Галка.).
VIII. Конкурс аукцион по теме «Птицы и животные».
Ведущий называет первое слово, например, «волк». Далее указывает на участника из команды, и тот произносит слово, которое начинается с последней буквы предыдущего – «Коза». Следующий говорит «антилопа», затем «альбатрос», «сова»,и т д.
После каждого слова ведущий ударяет музыкальным молоточком и произносит: «Раз, два, три». Если после слова «три» никто из участников не может предложить новое слово, значит, выигрывает та команда, которая была последней.
- Ребята, мы сегодня многое узнали о природе. Она дает нам воду и воздух, свет и тепло, а также пищу. Так могут ли люди жить без природы, уничтожая ее? Конечно, нет. Ведь и сам человек – это частица природы. Значит всем нам, чтобы жить, надо заботиться о природе и ее обитателях и оберегать их.
Давайте послушаем стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли».
Чтец 1.
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Чтец 2.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное сияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величия
С высоты обрушилась на нас.
Чтец 3.
Два крыла как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Чтец 4.
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе-
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
Чтец 5.
Мы порой со смущеньем отводим глаза,
Увидав беспризорного грустного пса,
Убеждаем себя, что не мы виноваты,
Если в нашем подвале плачут котята.
Только знайте: мечтают животные все
О хозяине добром, о своем уголке,
Мечтают вас вечером ждать у дверей,
Тереться о ноги хозяйки своей.
На улице ждут их холод и вьюга,
А в доме всегда есть местечко для друга.
Если вам тесно в квартирах огромных,
Вы покормите животных бездомных.
(Г. Ульянова)
Итог занятия.
- В конце занятия ребята делятся впечатлениями. Ведущий помогает им вопросами:
- Как вы думаете, кто у нас сегодня самый большой знаток?
- Что вы узнали нового с нашего занятия?
- Почему надо много знать о природе?
- Чье выступление вам больше всего понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по дополнительному образованию "Мы - друзья птиц!"
Цель данного занятия научить детей делать кормушки из бросового материала - 5-и литровых пластиковых бытылок. При совместной работе детей и взрослого получаются прекрасные кормушки, прочные и дол...
Конкурсная программа "Друзья здоровья"
Материал для внеклассных мероприятий в начальной школе....
Конкурсно-познавательная игра "Птицы - наши друзья!"
Мероприятие можно провести в рамках недели биологии. Участники - учащиеся 7-8 классов....
конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим "Друзья птиц"
Данный конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия составлен для детей с умеренной умственной отсталостью среднего школьного возраста, проживающих в условиях детского дома-интерната....
презентация к уроку РСВ по теме "Автоматизация звука Р, восприятие текста "Друзья птиц".
на занятии показаны методы работы над текстрм с учащимся 2 класса после КИ....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Друзья птиц" - "Формирование у детей подготовительной группы экологически правильного отношения к птицам средствами художественно-творческой деятельности"
Чтобы понимать, что такое природа, нас окружающая, ребенок обязательно должен научиться видеть ее красоту, понимать ее значение для человека, научиться действенно помогать природе....
Отчет о городском экологическом проекте г. Ельца "Будем друзьями птиц"
Детские проекты в 5 классе о защите птиц....