методическая разработка на тему: "Проведение масленницы в старшей группе"
материал
Данная методическая разработка(конспект) нарпавлен на закрепмение и развитие у дошкольников знаний о традициях русского народа, их обычиях, символах, закличек и поговорок посвящённых празднику Масленицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дать детям представление о народном празднике – Масленица. | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 «Колокольчик» Тверская область, г. Бологое
Конспект занятий в старшей группе на тему: «Наша масленица»
Разработала воспитатель Кузнецова И.Н.
2023 год
Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.
Задачи:
- Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.
- Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.
- Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, хороводы, детское народное творчество.
- Развивать все виды памяти.
-Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.
- Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.
- Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.
- Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный, видео материалы, а также сюрпризные моменты.
Оборудование: ИКТ, презентация «Масленица»; русская народная музыка и песни; репродукции картин русских художников; иллюстративный, фото, видео материалы; рисунки; чучело Масленицы, карусель с лентами,
Ход занятия
Воспитатель: В доме к празднику все прибрались.
Все готовы? (Да).
Ну, тогда ворота отворяйте, да гостей привечайте!
Воспитатель: - Дети, какое, сейчас, время года (зима)
- Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)
- Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной).
- Что является символом Масленицы (блин) .
- Почему? Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.
Воспитатель: К нам масленица идет кривошейка,
Встретим мы ее хорошенько.
Мы сегодня позабавимся,
На весёлой карусели покатаемся!
Ленточками украсим,
Ленточками не простыми,
Ленточками праздничными.
Что ни ленточка - то денёчек
Сколько дней в неделе, столько и ленточек.
(Воспитатель показывает яркий обруч с разноцветными лентами)
- С давних времен люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать. (Вносят чучело Масленицы)
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше – выше потянулись,
Ну-ка! Плечи распрямите,
Опустите, поднимите,
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели. Встали. Сели. Встали
И на месте побежали.
Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.
А всего у Масленицы семь деньков.
Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.
С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. Блины - это главный символ Масленицы.
Мы с вами уже говорили, что блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».
Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу : «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.»
После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение.
К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.(проводится эстафета донеси блин)
Во вторник — заигрыши.
С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.(проводится эстафета: «Кто быстрее провезёт на санках»
Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. (Проводится эстафета «Накорми матрёшку»)
Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).(Проводится эстафета «ты катись весёлый бубен»)
Пятница — тещины вечерки — была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.
Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года.
Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.
На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.
После этого чучело поджигали под веселые возгласы и пляски.
Воспитатель: Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье
Дети в масленицу очень любили игру «Карусели»
Игра «Карусель»
Еле — еле — еле — еле
Завертелись карусели
А потом кругом — кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише не спешите,
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
Воспитатель: Вот пора заканчивать, Масленицу сжигать.
Угощу вас блинами.
А теперь, взрослые и детвора, всем на улицу пора!
На улице сжигают Масленицу и кричат:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Чтобы все метели разом улетели,
Чтобы птички пели, травы зеленели.
Угощайтесь, гости дорогие!
Вот блинчиков пара,
Ешьте — с пылу, с жару!
Все румяны да красивы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике в старших классах «Хочешь жить – умей вертеться».
Увлекательными и массовыми являются вечера физики.Их содержание помогает сплотить большой коллектив учащихся, обединиить их стремления и интересы. Во время этой работы раскрываются способности учащихс...
Разработка занятия по изо деятельности в старшей группе
"Волшебная птица времени года"...
От простого к сложному. Методическая разработка "Решение задач на проценты в старших классах".
Подборка типовых заданий на проценты из материалов ЕГЭ по математике. Дидактические матьериалы скомпанованы в виде карточек для организации работы на уроке. Учитывая различный уровень сложности предло...
Презентация Методическая разработка "Обучение технико-тактическим действиям волейболистов старшего школьного возраста".
Зашита дипломного проекто "Обучение технико-тактическим действиям волейболистов старшего школьного возраста....
Методическая разработка занятия по физической культуре в старшей группе «С физкультурой дружить - здоровым быть!»
Цель: упражнять в прыжках через «змейку» правым и левым боком, в ходьбе по шнуру способом «елочка», сохранять равновесие и правильную осанку....
Методическая разработка осеннего развлечения "Осенний бал" для старших групп
Данный сценарий может быть применен как к старшей, так и к подготовительной группе. Участвовать в показе мод и карнавале могут не только девочки, но и мальчики. Персонажей карнавала (грибы) можно заме...
Методическая разработка: НОД по формированию звукопроизношения в старшей группе: "Звуки [ Х], [Хь]"
Закрепление правильного произношения и различения звуков [ Х] и [Хь] в самостоятельной речи; развитие навыков фонематического анализа и синтеза....
- Мне нравится (1)