методическая разработка на тему: "Проведение масленницы в старшей группе"
материал

Кузнецова Ирина Николаевна

Данная методическая разработка(конспект) нарпавлен на закрепмение и развитие у дошкольников знаний о традициях русского народа, их обычиях, символах, закличек и поговорок посвящённых празднику Масленицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №6 «Колокольчик» Тверская область, г. Бологое

Конспект занятий в старшей группе на тему: «Наша масленица»

Разработала воспитатель Кузнецова И.Н.

                                                            2023 год

Цель: дать детям представление о народном празднике – Масленица.

Задачи:

- Знакомить детей с историей, традициями, русского народа.

- Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.

- Знакомить с русским народным фольклором, используя заклички, скороговорки, народные песни, пословицы, хороводы, детское народное творчество.

- Развивать все виды памяти.

 -Продолжать обогащать и активизировать словарный запас.

- Воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю.

- Воспитывать нравственные чувства через русское народное творчество.

- Воздействовать на положительный эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, репродукции картин русских художников, иллюстративный, видео материалы, а также сюрпризные моменты.

Оборудование: ИКТ, презентация «Масленица»; русская народная музыка и песни; репродукции картин русских художников; иллюстративный, фото, видео материалы; рисунки; чучело Масленицы, карусель с лентами,

Ход занятия

Воспитатель: В доме к празднику все прибрались.

Все готовы? (Да).

Ну, тогда ворота отворяйте, да гостей привечайте!

Воспитатель: - Дети, какое, сейчас, время года (зима)

- Какие вы знаете зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)

- Какой народный праздник мы отмечаем в феврале? (Масленица)

- Что это за праздник (Это время, когда зима встречается с весной).

- Что является символом Масленицы (блин) .

- Почему? Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.

Воспитатель: К нам масленица идет кривошейка,

Встретим мы ее хорошенько.

 Мы сегодня позабавимся,

На весёлой карусели покатаемся!

Ленточками украсим,

Ленточками не простыми,

Ленточками праздничными.

Что ни ленточка - то денёчек

Сколько дней в неделе, столько и ленточек.

(Воспитатель показывает яркий обруч с разноцветными лентами)

- С давних времен люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать. (Вносят чучело Масленицы)

Физкультминутка

Быстро встали, улыбнулись,

Выше – выше потянулись,

Ну-ка! Плечи распрямите,

Опустите, поднимите,

Вправо, влево  повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели. Встали. Сели. Встали

И на месте побежали.

Воспитатель: В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

А всего у Масленицы семь деньков.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча.

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. Блины - это главный символ Масленицы.

Мы с вами уже говорили, что блин похож на солнышко, которое ждут после долгой зимы. Поэтому блинов пекли много и разных. Толстые, тонкие, с начинкой и без, с большим количеством масла. У каждой хозяйки были свои рецепты приготовления блинов. Всё это делалось для приглашения, «умасливания» солнца, отсюда произошло и название – «Масленица».

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу : «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться.»

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы.(проводится эстафета донеси блин)

Во вторник — заигрыши.

С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены — просим жаловать».

Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.(проводится эстафета: «Кто быстрее провезёт на санках»

Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. (Проводится эстафета «Накорми матрёшку»)

Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни).(Проводится эстафета «ты катись весёлый бубен»)

Пятница — тещины вечерки — была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

Суббота — золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и пляски.

Воспитатель: Ребята, а как называются семь деньков нашей Масленицы – семь дней недели? Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье

Дети в масленицу очень любили игру «Карусели»

Игра «Карусель»

Еле — еле — еле — еле

Завертелись карусели

А потом кругом — кругом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише не спешите,

Карусель остановите.

 Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

Воспитатель: Вот  пора заканчивать, Масленицу сжигать.

 Угощу вас блинами.

А теперь, взрослые и детвора, всем на улицу пора!

На улице сжигают Масленицу и кричат:

Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы птички пели, травы зеленели.

Угощайтесь, гости дорогие!

Вот блинчиков пара,

Ешьте — с пылу, с жару!

Все румяны да красивы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике в старших классах «Хочешь жить – умей вертеться».

Увлекательными и массовыми являются вечера физики.Их содержание помогает сплотить большой коллектив учащихся, обединиить их стремления и интересы. Во время этой работы раскрываются способности учащихс...

От простого к сложному. Методическая разработка "Решение задач на проценты в старших классах".

Подборка типовых заданий на проценты из материалов ЕГЭ по математике. Дидактические матьериалы скомпанованы в виде карточек для организации работы на уроке. Учитывая различный уровень сложности предло...

Презентация Методическая разработка "Обучение технико-тактическим действиям волейболистов старшего школьного возраста".

Зашита дипломного проекто "Обучение технико-тактическим действиям волейболистов старшего школьного возраста....

Методическая разработка занятия по физической культуре в старшей группе «С физкультурой дружить - здоровым быть!»

Цель: упражнять в прыжках через «змейку» правым и левым боком,  в ходьбе по шнуру способом «елочка», сохранять равновесие и правильную осанку....

Методическая разработка осеннего развлечения "Осенний бал" для старших групп

Данный сценарий может быть применен как к старшей, так и к подготовительной группе. Участвовать в показе мод и карнавале могут не только девочки, но и мальчики. Персонажей карнавала (грибы) можно заме...

Методическая разработка: НОД по формированию звукопроизношения в старшей группе: "Звуки [ Х], [Хь]"

Закрепление правильного произношения и различения звуков [ Х] и [Хь] в самостоятельной речи; развитие навыков фонематического анализа и синтеза....