КВН "Знатоки русского языка"
материал (6 класс)
Предварительный просмотр:
КВН
Знатоки русского языка
Цель мероприятия: пробудить интерес к изучению русского языка, воспитать любовь к родному слову.
Как будто целый мир тебе знаком,
Когда владеешь русским языком…
Вот почему всем близок чистый, ясный,
Народа русского язык прекрасный.
.
Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать.
Нам расколоть его поможет
Наш КВН, девиз которого:
«Хочу всё знать!»
(Звучит музыка из телепередачи КВН.)
Ведущий:
Учите русский – годы к ряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда,
И та награда - в нем самом!
Учитель. Сегодня наш КВН посвящен русскому языку. Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Константин Паустовский писал: « Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает до самой сердцевины свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли».
В нашем КВН участвуют две команды. (5 и 6 классы) Они продемонстрируют свои умения, знания, смекалку и эрудицию в области грамматики русского языка. Пожелаем им удачи!
Сейчас мы узнаем название наших команд
(Команда должна из карточек, на которых написано по одной букве, сложить название «Удачливые», «Непобедимые».)
Учитель. Теперь в путь! Испытания будут непростыми, но я надеюсь, что мы справимся.
1-Й КОНКУРС
Учитель. Я тут принесла задание со словами...
На слайде появляются слова
Опле
Рванья
Бадусь
Лауци
Учитель. Странно... Видно, я очень торопилась, поэтому все буквы местами переставила. Но так даже интереснее! Итак, вот вам целых два задания! Переставьте буквы таким образом, чтобы слова стали понятными! А потом придумайте с ними предложение! Итак, чья команда быстрее?
(Поле, январь, улица, судьба. «Пошел бы в поле гулять, да январь на улице, так что не судьба».)
Учитель. Понравилось? Мне тоже. А давайте еще раз!
Слова: шана, ятна, гомрок, теплач.
А теперь переставьте буквы местами! Что получилось?
(Наша Таня громко плачет.)
Учитель. Вот как важно, чтобы каждая буква стояла строго на своем месте!
2-Й КОНКУРС. ПОДУМАЕШЬ, ОПИСКА!
Учитель. Часто некоторые люди думают: «Для чего так уж обязательно соблюдать все эти орфографические и синтаксические правила. Подумаешь, сделал несколько ошибок! Главное, все равно все понятно!» Но на самом деле даже одна не в том месте поставленная запятая, даже одна неправильно вставленная буква могут; полностью исказить смысл написанного. От запятой может зависеть даже жизнь человека!
(Показывает слайд с предложением «Казнить нельзя помиловать».)
Чего не хватает в этом предложении?
Школьники: Запятой!
Учитель. А вот от того, в каком месте вы ее поставите, зависит, чего делать нельзя — казнить или помиловать.
3-Й КОНКУРС.
А теперь следующее задание. Кто быстрее найдет ошибки и объяснит, к какой путанице они привели, тот и победит.
Слайд с предложениями:
Мальчик полоскал собаку.
Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.
Все уже спустились с горы, а Витя все слизал.
Мама отварила дверь.
Девушка любит братца за любую работу.
Ей сегодня не спица.
Выходной переносица на пятницу.
4-Й КОНКУРС - (Сосчитать, сколько глаголов в н.ф. есть в стихотворении и записать на листочке) (ответ – 7)
«Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести,
Словом можно предать и продать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить...»
5-Й КОНКУРС. ЯЗЫК ЖЕСТОВ
Учитель. Мы так привыкли пользоваться речью, что даже не задумываемся о том, каким огромным сокровищем обладаем. А теперь давайте представим на несколько минут, что мы разучились говорить и вынуждены общаться жестами.
Необходимо показать с помощью жестов и телодвижений смысл пословицы. Одна команда показывает по две пословицы, другая пытается их разгадать.
Пословицы:
1. Любишь кататься — люби и саночки возить.
2. Сытый голодного не понимает.
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
6-Й КОНКУРС. КОНКУРС КАПИТАНОВ.
Отвечает один капитан, другой выходит за дверь. Гонка за лидером. Устный блицопрос:
1. Главный член предложения, обозначающий действие предмета. (Сказуемое).
2. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? Какая? Какие? Чей? И обозначает признак предмета. (Определение).
3. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия. (Обстоятельство).
4. Раздел науки о языке, в котором изучается правильная постановка знаков препинания. (Пунктуация).
5. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение. (Синтаксис).
6. Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. (Обращение).
7. Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. (Словосочетание).
8. Главный член предложения, обозначающий предмет. (Подлежащее),
7-Й КОНКУРС.
А теперь за три минуты составить как можно больше слов, используя буквенный состав слова благородство.
8-Й КОНКУРС. Я ЗНАЮ
Вопросы для команды №1.
1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы «кто?», «что?». (Подлежащее).
2. Назовите вопросы для дательного падежа. («Кому?», «чему?»)
3. Назовите часть речи, которая отвечает на вопросы «где?», «когда?», «куда?». (Наречие).
4. Как называется предложение, в котором содержится вопрос? (Вопросительные).
5. Как называется предложение, в котором нет второстепенных членов предложения? (нераспространенные).
6. Назовите раздел науки о языке, в котором изучаются части речи? (Морфология).
7. Изменяются ли имена существительные по родам? (Нет).
8. Книга для обучения. (Учебник).
9. Тот, кто учится в средней школе. (Ученик).
10. Отступ вправо в начале строки. (Абзац).
11. Промежуток времени в сто лет. (Век).
12. Учреждение, собирающее и хранящее книги. (Библиотека).
Вопросы для команды №2
1. Назовите член предложения, который отвечает на вопрос «что делает предмет?», «каков предмет?», «каков он?». (Сказуемое).
2. Назовите вопросы для родительного падежа. («Кого?», «чего?»)
3. Назовите часть речи, слова которой отвечают на вопросы «какой?», «чей?», «который?». (Прилагательное).
4. Как называется предложение, которое содержит просьбу, совет, приказ. (Побудительное).
5. Как называется предложение, в котором есть второстепенные члены предложения. (Распространённые).
6. Назовите раздел науки о языке, где изучаются предложения и словосочетания. (Синтаксис).
7. Изменяются ли имена существительные по числам? (Да).
8. Как называется точно установленный распорядок дня? (Режим).
9. Как называется человек, который обучает чему-нибудь? (учитель).
10. Как называется искусственный водоём, сооружённый для плавания? (бассейн).
11. Как называется аппарат для разговора, сигналы которого передаются по проводам? (Телефон).
12. Как называется сборник слов в алфавитном порядке? (Словарь).
9-Й КОНКУРС. «СБОРЩИК»
Из разрезанных слов собери стихотворение или высказывание.
1.Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё
Плохое было бы житьё!
2.Сколько правил! Правил сколько!
С непривычки бросит в дрожь!
Будь внимательным – и только!
Всё запомнишь, всё поймёшь!
3.Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
4.Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
III. Итоги. Награждение команд.
Вручение дипломов капитанам команд, всем – шары.
Ведущий:
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнования,
Обеспечивший успех.
Вот настал момент прощания,
Будет краткой наша речь:
Говорим мы: до свидания,
До счастливых новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".
Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"
Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока....
Открытый бинарный урок по дисциплине «Русский язык и культура речи» и «Иностранный язык» (английский язык; немецкий язык; французский язык)
Цели урока: показать своеобразие культур ,особую ментальность; найти точки соприкосновения для лучшего понимания народов посредством малых фольклорных жанров; раскрыть мудрость, поучающий ...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Русский язык и литература. Русский язык.Введение. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление.
конспект урока по русскому языку для СПО 1 курс...