Урок в 5 классе по теме "Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Ассоциативные приёмы для запоминания учебного материала по теме урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_r.ya_._v_5klassedokument_microsoft_office_word.docx | 16.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок №1 Я-5
Тема: Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы
Цели: сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; дать понятие о единицах языка.
Задачи: научить способу запоминания учебного материала по теме на основе ассоциаций
Оборудование: ИКТ
Ход урока
1) Организационный момент: оформление тетрадей
2) Анализ слова «сентябрь»: мягкие согласные создают настроение и влияют на восприятие этого слова. Написание е в первом слоге можно запомнить при помощи словосочетания «первое сентября». Слова, которые всплывают в памяти при произношении какого-то слова, называют ассоциациями, а способ запоминания – ассоциативным. Какие ассоциации вызывает у вас словосочетание «русский язык»?
3) Мы читаем книгу, газету, журнал и понимаем написанное. С помощью слов человек выражает свои мысли и передает их другим. Это может проходить устно и письменно. И это происходит благодаря языку. Слово – это речь, язык. Писатель Лев Успенский в своей книге «Слово о словах» пишет: «Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу свои мысли… не случайно у многих народов два предмета, ничем не похожих один на другой, – мясистый подвижный орган вкуса, помещающийся во рту, и человеческая способность говорить и понимать собеседника – издавна именуются одним и тем же словом».
Работа над отрывком из стихотворения Е. Тараховской «Где овечка без хвоста?».
У пастушка Вани пропала овечка без хвоста, и он пошел ее искать.
… Повстречалась с ним корова
У зеленого куста.
– Эй, буренушка, здорово!
Не видала ль ты, корова,
Где овечка без хвоста?
Но корове эти речи
Непонятны человечьи,
И она в ответ ему
Промычала кратко: «Му!»
Повстречался пес зубастый
Возле речки у моста.
– Эй, послушай, псина, здравствуй!
Не видал ли, пес зубастый,
Ты овечку без хвоста?
Но собаке эти речи
Непонятны человечьи.
Ничего не разобрав,
Пес пролаял громко: «Гав!»
Повстречался с ним козленок
У кленового куста.
– Эй, рогатый! Эй, миленок!
Не видал ли ты, козленок,
Где овечка без хвоста?
Но козлу такие речи
Непонятны человечьи.
Лист кленовый теребя,
Он проблеял нежно: «Бя!»
Повстречался конь ретивый,
Грива черная густа.
– Эй, послушай, черногривый!
Не видал ли, конь ретивый,
Ты овечку без хвоста?
Но коню такие речи
Непонятны человечьи.
И заржавши: «Ги! Ги! Ги!», –
Конь возьми да убеги.
Затем Ване повстречался кот усатый, за котом – попугай и, наконец, мальчик, который помог найти овечку.
Мы с тобой такие речи
Понимаем человечьи.
Я в ответ сказать могу:
«Вон овечка – на лугу!»
В о п р о с ы:
– Почему животные не смогли помочь Ване?
– Кто помог мальчику и почему?
К какому же выводу вы пришли? (Речь (язык) служит для взаимопонимания людей, для передачи мыслей, чувств и т. д.)
– Что такое язык? (Язык – средство человеческого общения.)
– Какими словами, близкими по значению, можно заменить слово язык? (Речь, слово.)
язык изучает наука лингвистика (лингва – язык). В учебнике отражены разделы науки о языке, с которыми ребята познакомятся в процессе изучения.
4) Единицы языка.
1. Предложение – единица языка.
2. Слово – единица языка.
3. Звук – единица языка.
Диктант с заданием.
Пусть живет
Около санатория есть озеро. Из него вытекает ручей, который можно перейти двумя широкими шагами. На дне ручья лежала серая шина.
Однажды мы с Ваней решили эту шину достать. Вытащили ее на берег, перевернули. И вдруг оттуда выпал сом! Забился на траве, затрепыхался. Жалко нам стало бедного сома, и мы отпустили его в ручей. Рыба махнула хвостом и уплыла. Пусть живет.
∙ Задание.
1. Назовите единицы языка. Подтвердите примерами из текста.
2. Можно ли отнести этот текст к рассказам о летних происшествиях?
Домашнее задание: составить и записать рассказ (6-10 предложений) «Моё летнее происшествие ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».
Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....
Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек"
Вводный урок в 5 классе по программе Разумовской "Язык и речь. Язык и человек" содержит краткое описание урока с основными видами деятельности, интересные примеры, задания, тексты для работы на уроке...
«Наш родной русский язык. Язык и человек. Язык и речь»
Ввводный урок в пятом классе. когда обучащиеся должны понять и осознать значение родного русского языка для современного россиянина. его роль в обществе, установить взаимосвязь человека и языка в совр...
Дистанционный урок для 5 класса по теме «Функциональные разновидности языка. Стили речи»
Урок русского родного языка в 5 классе Дата проведения: 20 апреля Тема урока: «Функциональные разновидности языка. Стили речи»1. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.1) НАБЛЮДЕНИЕ.1) Прочитайте...
Урок русского языка для 5-го класса по теме "Язык и речь. Язык и человек
Задумывались ли вы над тем, что такое язык? Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете книгу, газету, журнал и тоже понимаете, что написано. С помощью слов (устно или письменно) ч...
Русский язык.Тест № 1. Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры.
Русский язык.Тест № 1. Раздел 1. Язык и речь. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры....
Язык и речь. Язык и его единицы
Язык и речь.Язык и его единицы...
Комментарии
Урок в 9 классе на тему: "Русский язык - национальный язык русс"