Сценарий литературно-музыкальной композиции
материал
Литературно-музыкальная композиция "Насказанное, синее, нежное..." , посвященная памяти С. Есенина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya.docx | 646.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция “Несказанное, синее, нежное…”
«Вот жалеют – Есенин мало прожил. Ровно с песню.
Будь она эта песня длинней, она не была бы такой щемящей.
Длинных песен не бывает…»
Василий Шукшин
ОФОРМЛЕНИЕ: экран - портрет поэта, слова названия вечера. На сцене береза, месяц, плетень, угол дома, листья, букетики из полевых цветов. Стенды, посвященные поэту, газеты размещены в зале.
ХОД ВЕЧЕРА: Звучит песня “Над окошком месяц”. Исполняет Ансамбль «Юность».
ЧТЕЦ: К. Латыпов
«Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье...»
Памяти великого поэта Сергея Есенина посвящается…
1 ВЕДУЩИЙ: Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей, любви ко всему живому в мире’ - писал А.М. Горький и называл С. Есенина своеобразно талантливым и законченно русским поэтом.
ЧТЕЦ: “О Русь, малиновое поле” (читается на фоне музыки “Над окошком месяц”). Арсланова А.
2 ВЕДУЩИЙ :
Далеким днем осенним
Родился наш Есенин
Губернии Рязанской,
А жизнь ждала крестьянская
Среди степей, полей, берез
Есенин в доме деда рос.
С.ЕСЕНИН (К. Латыпов): Я, Сергей Есенин – сын крестьянина. Родился 2 октября в 1895 году в старинном селе Константиново Рязанской губернии, которое привольно раскинулось на высоком правом берегу Оки.
ЧТЕЦ (А. Темишев): “До сегодня еще мне снится” (венские голоса поют “Ничто в полюшке не колышется”).
3 ВЕДУЩИЙ (А. Койбаков): Здесь впервые Есенин увидел, как ломаются березы, отражаясь в пруду…, как тоскуют тающие поля. Здесь, на Рязанской земле, отшумело детство поэта, прошла его юность, здесь он написал свои первые стихи.
(Слайды: фотографии матери, сестер)
С.ЕСЕНИН (К. Латыпов): Так как мать моя, Татьяна Титова замуж была отдана помимо воли, а отец был беден, то в 2 года меня вернули в дом деда по матери, где я и воспитывался. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. (Появляются дед и бабка).
Сценка 1.
Бабка (С. Костарева): Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
Дед (С. Купавский): Ты, это, у меня, старая, не тронь, он так крепче будет!
Бабка: Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а он...
Видать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.
Дед: Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу, а потом и в Москву дальше на учителя учиться...
С. Есенин маленький( 1 класс, Зотов Иван): Не буду учителем!
Дед: А кем тогда?
С.Есенин: Никем, частушки буду сочинять!
Дед: Частушки... Ах, ты деду перечить! Бабка, розги! (Уходят)
ЧТЕЦ: (Джабиева А.) (Слайды: фотографии природы)
Тот, кто видел хоть однажды
Этот край и эту гладь,
Тот почти березке каждой ножку рад поцеловать.
1 ВЕДУЩИЙ: И костер зари, и плеск волны, и необъятная небесная ширь-все красота родного края с садами отлилась в стихи, полные любви к русской земле.
2 ВЕДУЩИЙ: Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды - все это отлилось в задушевные и светлые, скорбные и гневные, грустные и радостные строфы.
ЧТЕЦ: (В. Гефлинг)
“Ой ты, Русь моя родная”
Ой ты, Русь, моя родина кроткая,
Лишь к тебе я любовь берегу,
Весела твоя радость короткая
С громкой песней, весной на лугу.
ДУЭТ: “Сыпь, тальянка, звонко”
С.ЕСЕНИН: Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательно в 16-17 лет, когда приехал в Москву к отцу. Устроился помощником корректора в типографию.
(Слайды – фотографии молодого С.Есенина)
(С. Саватнеев)
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
С.ЕСЕНИН: Моя лирика жила одной любовью, Любовью к Родине.
3 ВЕДУЩИЙ: Вся поэзия пропитана нежностью по всему живому. Стих поэта “Душу зверя лечит”.
ЧТЕЦ: “Утром в ржаном закуте…” (В. Новиков)
Видео из фильма
1 ВЕДУЩИЙ: Мир открывается всякому, когда он приезжает в Москву. Мог ли кто тогда представить, что этот паренёк станет поэтическим сердцем России.
Сценка 2. Александр Блок
С.ЕСЕНИН: Моя судьба как поэта решилась лишь в 17-ом году, когда я в Петрограде встретился с Александром Блоком
(Слайды: портреты А. Блока)
Сценка 2 (горничная Глаша и А. Блок)
Глаша (Исакова Е.): Александр Александрович!
А. Блок (Мустафаев Р.): Что, Глаша?
Глаша: Без Вас тут господин приходили.
А. Блок: Господин?
Глаша: Их не поймёшь, вроде барин, молоденький, да в сапожках сафьяновых таких, рубашка шелковая, что у нашего приказчика. Гармошки только не хватает.
А.Блок. Представился?
Глаша: Фамилия его такое, Евсеев что ли, али Ессеев... Да они записку и ещё платок какой-то оставили, наказывали непременно Вам доложить.
А. Блок. Хорошо, давай сюда. (Читает вслух):
“Александр Александрович. Я хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти в четыре.
С почтением Сергей Есенин”. Так, а это значит у нас стихи. Интересно. (Читает про себя).
(Звучит песня “Над рекой, над речкой...”, солисты ансамбля «Юность» и «ансамбля «Ассорти» в сопровождении 2-х гитар: М.Пасечник, С. Костарева)
ЧТЕЦ (Азизова Д.):
Далекий год расцвета сил
Двенадцатый уж наступил.
В Москве Есенин. В это время
Стихи читает перед всеми,
Он вхож в салоны, любит Блока
И пишет стих в мгновенье ока.
И первый сборник “Радуница”
Вот-вот уж должен появиться.
2 ВЕДУЩИЙ: Есенин убежден: “В жизни должны быть искания и стремления, без них смерть и разложение”. В одном из писем домой он писал: “Вот и гаснет румяное лето, и я его не видел. Здесь много садов, но что они по сравнению с красотами родимых полей и лесов”.
3 ВЕДУЩИЙ: Через некоторое время встреча Блока и Есенина состоялась.
С легкой руки Александра Блока, давшего Есенину рекомендательные письма, начался его литературный путь.
1 ВЕДУЩИЙ: Жизнь, “настоящая жизнь Руси” несла Есенина на “корабле современности” всё дальше.
2 ВЕДУЩИЙ: В разгаре первая Мировая война, на фронте гибнут люди.
Эпизод из фильма 1. (война, Есенин – санитар в госпитале) Есенин служит санитаром в госпитале.
1 ВЕДУЩИЙ: Время Есенина - время крупных поворотов в истории России. Октябрь озарил есенинскую поэзию новым светом. И теперь главное в его произведениях осознание сил свободы.
2 ВЕДУЩИЙ: С годами всё зримее, понятнее представились Есенину события Октябрьской эпохи.
ЧТЕЦ (Атеева З.): “Письмо к женщине”
3 ВЕДУЩИЙ: Ход времени, ход истории неумолим. Поэт это чувствует: “Конь стальной победил коня живого”, - с тревогой и грустью замечает он в одном из писем. Сумеют ли люди будущего сохранить красоту природы? Тревожны раздумия поэта.
ЧТЕЦ (Костарева С.): “Спит ковыль - равнина дорогая”
Песня “Отговорила роща золотая” (ансамбль «Ассорти»)
1 ВЕДУЩИЙ: А ведь не так давно, здесь же, в Царском селе, в начале 1916 года С.Есенин читал свои стихи Анне Ахматовой и Николаю Гумилеву. Осенью он познакомился с Владимиром Маяковским, дальнейшие отношения с которым складывались сложно.
(Слайды: портреты Ахматовой А., ГумилеваН., Маяковского В.)
2 ВЕДУЩИЙ: Да, их связывала тесная, никогда не утихающая неприязнь. Для Маяковского Есенин был несомненным “лирическим злом”. Он полемизировал с ним, с иронией отзывался о есенинских поэтических приемах. Вспыльчивый и крайне обидчивый, Есенин никогда не мог ему этого простить».
(Эпизод из фильма: Поэтическая дуэль Есенина и Маяковского)
3 ВЕДУЩИЙ: Со своей стороны, и С. Есенин понимал значение и силу таланта В. Маяковского. Да и В. Маяковский уже тогда выделял С. Есенина из числа многих поэтов. В мае 1922 г., во время пребывания в Риге, в беседе с сотрудниками рижской газеты «День» он сказал: «Из всех них останется лишь Есенин».
1 ВЕДУЩИЙ: После смерти поэта В. Маяковский высоко оценил талант С. Есенина как русского поэта. В 1926 г. Он написал стихотворение, посвященное Сергею Есенину.
2 ВЕДУЩИЙ: Особенной проникновенностью зазвучали поэмы Есенина за границей, где поэт понял совершенно ясно, что его отечество спасено от безнадежного мещанства.
ЧТЕЦ (Темишев А.): “Неуютная жидкая лунность”
3 ВЕДУЩИЙ: За границей поэт тосковал по родным полям и близким ему людям. В самые трудные минуты он обращается к матери, как к родному другу:
ЧТЕЦ (Абасов Заур): “Ты жива еще, моя старушка…”
1 ВЕДУЩИЙ: Последнее пребывание на Кавказе - поистине “болдинская осень” Есенина. Ему пишется легко и просто. Там создается замечательный цикл лирических стихотворений “Персидские мотивы”, которые по своей целости, чистоте и поэтичности можно сравнить с лучшей лирикой Пушкина.
ЧТЕЦ (Шихкеримов Ф.): “Шаганэ ты моя, Шаганэ”
2 ВЕДУЩИЙ:
В 15-ом ещё лишь ученик,
А в 25-ом он уже велик
Он нам оставил столько сини,
А сам ушел как пред грозой,
Оставшись на лице России
Невысыхаемой слезой.
(Слайды: фотографии С. Есенина, его друзей, женщин)
3 ВЕДУЩИЙ: Есенин становится популярным. Каждый вечер его приглашают читать стихи в дома, кафе, поэтические салоны. Вдруг появилось огромное количество «друзей», приятелей, женщин, влюблявшихся в него с первого взгляда… Закружила веселая, бесшабашная жизнь.
Вокально-хореографическая композиция «Я московский озорной гуляка…» в исполнении ансамбля «Юность».
2 ВЕДУЩИЙ: Иного поэта можно любить, иным восхищаться, у иного учиться, Есенин входит в сердце просто и спокойно. Остается в нем где-то рядом с тем чувством, которое принято называть любовью к России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"
Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "История войны"
Каждый год наша страна отмечает годовщину Великой Победы. Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современные школьники могут «открывать...
Сценарий литературно-музыкальной композиции
Сценарий литературно-музыкальной композиции...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Ах, этот бал!"
Время мероприятия -40-45 минут. Материал рассчитан для учащихся 9-11 классов. В композиции рассказывается о бальных танцах, исполняется полонез, мазрка, полька, вальс; инсцинируются 3 фрагмента:"Герой...