Сценарий сюжетно-игровой программы "Внук деда Миколы и его друзья"
методическая разработка
Организовать свободное время учащихся на основе изучения национальных фольклорных игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_igrayut_deti.docx | 234.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 1 г. Мозыря»
Сценарий сюжетно-игровой программы
Внук деда Миколы и его друзья
Продолжительность программы: 15 минут
Участники: учащиеся среднего возраста
Место проведения: государственное учреждение образования средняя школа №1 г. Мозыря
Авторы-составители:
заместитель директора по воспитательной работе
Чайковская Снежана Алексеевна
педагог-организатор
Ульянская Людмила Владимировна
Мозырь 2018
ЦЕЛЬ: организовать свободное время учащихся на основе изучения национальных фольклорных игр.
ЗАДАЧИ:
1. Научить детей играть в игры «Лапти», «У Микитки», «Угадай-ка», «Ожившие поговорки», Игра-пазл «Угадай орнамент».
2. Развивать творческие способности детей, эрудицию, углубить знания о белорусских традициях, о белорусском орнаменте
3. Воспитывать уважение к своему прошлому, к малой родине.
ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальная и мультимедийная аппаратура, микрофоны, национальные костюмы, стилизованная зона деревни, музыкальные слайды, фонограммы.
РЕКИЗИТЫ:
Жетоны (5 шт. в форме лаптей, 4 шт. в форме ларца, 4 шт. в форме солнышка), растяжки- пословицы (половинки), коробки-пазлы.
ЛИТЕРАТУРА
1. А.М.Аляхновіч.,Беларускі дзіцячы фальклор: традыцыйныя запісы, апрацоўкі і аўтарскія творы / склад: А.М. Аляхновіч. - Мінск: Беларусь, 1994. – 270
2.Беларускія народныя абрады / склад. А.П. Касцюкавец. — Мінск: Беларусь, 1994.
3. Дучыц, Л. Возера / Л. Дучыц, У. Лобач // Міфалогія беларусаў : Энцыклапедычны слоўнік / склад. І. Клімковіч, В. Аўтушка ; навук. рэд. Т. Валодзіна, С. Санько. – Мінск, 2011. – С. 86-87
4.Пралыгіна,Н.В. Далучэнне школьнікаў да беларускай нацыянальнай культуры сродкамі народных гульняў / Н.В.Пралыгіна. – Мазыр «БелыВецер», 2007.
ПЛАН ПОДГОТОВКИ
1. Выбор темы
2. Подбор материала
3. Составление игровой программы
4. Написание сценария
5. Подборка реквизита
6. Выбор музыкального сопровождения
7. Подборка мультимедийного сопровождения
8. Репетиции
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
1. Выход Дарьи и Виолетты
2. Поездка в деревню
3. Встреча с дедом Миколой
4. Игра с залом «У Микитки»
5. Игра «Лапти»
6. Игра с залом «Угадай-ка»
7. Игра «Оживи пословицу»
8. Игра-пазл
9. Музыкальная игра
10. Прощание деда Миколы и его друзей
Сценарий сюжетно-игровой программы
«Дед Микола и его друзья»
(До начала игры детям раздаются жетоны. На мультимедийном экране название мероприятия) Выходят дети на сцену. У одного за плечами рюкзачок.
Все вместе: Ребята, привет вам!
Меня зовут Даша, а я – Виолетта!
Даша: В школе нам дано заданье непростое:
Изучить нашей Родины культуру и историю.
Вета: Обращаюсь к Гуглу я, а там только замок.
Говорит, что в помощь вам дан тайный рюкзачок.
Вета: Что же делать? Как узнать?
Как заданье выполнять?
Даша: Чтобы тайну этих вещей раскрыть,
Надо экспедицию в деревню совершить!
Вета: У нас в деревне есть Миколка-друг,
Много у него заслуг.
Даша: Помнит и знает культуру народа,
Обряды, обычаи и много приколов!
Вета: Все это внуку его дед Микола передал,
Всему научил, обо всем рассказал.
Даша: И мудрость от деда внук собрал понемногу
Вместе: Ребята, поехали с нами в дорогу!
(Звучит музыка, дети оказываются в деревне. На сцене стилизованный кусочек деревни: домик, плетень, скамейка. Выходит внук деда Микола.)
Вета: Добрый день, Миколка-внук!
Даша: Ты нам настоящий друг!
Вместе: Помоги разобраться с заданиями,
Помоги разбогатеть нам знаниями.
Миколка: Начнем с тренировки, с игры на сноровку,
Рассказал мне дед историю одну,
А я вам сейчас ее покажу.
Вета: И ребята нам в этом помогут!
Даша: Поможете?
Дети: Да
Миколка: Дружно со свих мест вставайте!
Вместе: И движения за нами повторяйте!
(ИГРА «У МИКИТКИ» (игра с залом). Звучит музыка. Дети показывают движения, соответствующие тексту игры, игра продолжатся с ускорением.)
Миколка: (поет, показывает движения)
У Микитки
Жили в сарайчике
Семь сыновей - все без бровей (закрывают брови),
С такими ушами (показывают длинные уши),
С такими носами (показывают длинный нос),
С такой головой, (показывает большую голову)
С такой бородой,(показывает длинную бороду)
Ничего не ели (закрывают рот руками,)
Ничего не пили,
Целый день сидели,
На него глядели.(присаживаются на корточки и смотрят друг на друга).
Миколка: Молодцы, ребята!
Что ж, показывай, дружок, (обращается к Даше и Виолетте.)
Что это за рюкзачок?
Даша: Для подсказки нам в рюкзак лапти положили. (Достают из рюкзачка лапти)
Вета: Лапти эти белорусы раньше носили.
Миколка: Лапти белорусские, удобные, не узкие.
Мой дед Микола говорил:
«В дорогу идти – пять пар лаптей нести».
Я вам предлагаю поиграть
И про лапти чуть больше узнать
Даша: Ребята, у кого жетоны в форме лаптей, пожалуйте к нам на сцену скорей.
ИГРА «ЛАПТИ»
(Игра «Лапти».
Миколка: А игра очень проста –
Нужны внимание и быстрота.
На вопросы отвечаешь, лапти обуваешь
И команду выручаешь.
(Ребята отвечают на вопросы, становятся на лапти.)
Миколка: Вот мы с вами поиграли, руки, ноги мы размяли.
Пора нам снова рюкзак открывать,
Историю этих вещей изучать.
(В этот момент дети достают из рюкзака венок из цветов. Игра «Угадай-ка». С каждым угаданным названием не мультимедийном экране на венке раскрывается цветок)
Вета: А у нас загадка снова:
Ни поймем ни я ни ты,
Даша: Что же это за цветы?
Здесь пролеска, василек!
Вместе: О, да это же венок!
Вета: Для чего же нам в рюкзак его положили?
Миколка: Чтобы вы названия цветов на родном языке изучили!
Я готов вам подсказать,
Вам лишь нужно отгадать
И цветы эти в венок
С нами весело вплетать!
Вета: А вы, ребята, дружно отвечайте
И знания вместе с нами получайте.
Миколка: Вы готовы? (спрашивает у зала)
Дети: Да!
ИГРА «УГАДАЙ-КА»
Миколка: Это не солнце на бумажке,
На лугу цветок (Микола-внук произносит с интонацией выделения, а дети согласно рифме отвечают) …..ромашки.
Желтоглаз цветок и тонок,
По-белорусски он…….рамонак.
Даша: Молодцы, ребята!
Миколка: (Осматривает пучок, находит нужный цветок и говорит)
Белый и воздушный мальчик
По прозванью…. одуванчик.
В Беларуси молодец
Он зовется ….дзьмухавец.
Вета: Какое забавное название! Молодцы, ребята, продолжаем также дальше!
Миколка: Тих и невысок, как веер,
Сок имеет сладкий …клевер.
Корове, коню, и семейке гусиной
Наш Яська пошел накосить ….канюшыны.
Даша: Какие вы молодцы, ребята!
Миколка: Ох, колючи и густы
У……. шиповника кусты.
Нам разных витаминов
Назапасила ….. шыпшына.
Вета: Молодцы, справились с заданием!
Миколка: Продолжаем культуру познания!
Вета: Думали, делу уж конец,
Но в рюкзаке нашли ларец.
Даша: Думали, в нем подсказка пригодная,
А в нем только два слова: мудрость народная!
(Открывают ларец, а там написано «мудрость народная»)
Миколка: Как говорил Микола-дед:
Мудрость народа без оговорок
Хранится (обращается к детям, а они ему помогают)
В песнях, обрядах, и в множестве поговорок.
Много поговорок мой дед знавал,
Мне эти знания передавал.
А я не всегда внимательным был
И многие значения позабыл.
Вета: Ребята, давайте в ожившие поговорки мы с вами поиграем.
Даша: И мудрость народную, играя, узнаем.
Миколка: У кого жетоны в форме ларца, скорей на сцену подняться пора!!!
ИГРА «ОЖИВИ ПОСЛОВИЦУ»
Одна команда – это пословицы на белорусском языке, вторая - на русском. Ваша задача: найти пару и подружиться. Для этого внимательно читайте и друг к другу подбегайте.
(Участников разбивают на две команды. У одной команды пословицы на белорусском языке, у другой - на русском.. Дети должны найти пару, чтобы получилась смысловая связка..)
Даша: Ребята, с вашей помощью мы справились с заданием.
Вета: (Достает из рюкзака пояс с белорусским орнаментом) Друг Миколка, подскажи, о чуде-поясе нам расскажи. (В этот момент дети приносят коробки для составления пазла.)
Миколка:
Наши предки традиции чтили
И в орнаменте их воплотили.
Из цветочков, крестиков и ноликов (на мультимедийном экране вплывают картинки с белорусским орнаментом)
Складывалась народная символика.
Вета: Мы предлагаем вам поиграть и их значение разгадать.
Даша: Ребята, у кого жетоны в форме солнышка, поднимайтесь на сцену веселей!
Игра «Пазл». (Дети складывают пазлы-орнаменты, а зал с помощью Миколки угадывают их значение.)
Пазл «Семья» Пазл «Урожай»
Миколка: Ребята, слушаем внимательно и отгадываем, что этот белорусский орнамент обозначает. Мама, папа, ты и я, вместе целая….семья.
Даша: Какие вы молодцы!!
Миколка: Солнце землю скорей согревай, чтоб получить богатый… урожай.
Вета: Ура! Мы справились со всеми заданиями.
Миколка: А сейчас мы докажем, что мы самая дружная белорусская семья.
(Звучит припев песни Ю. Атрощенко «Гляне сонца»)
ТАНЕЦ С ЗАЛОМ
Даша: Спасибо тебе, Миколка-друг!
Миколка: Приезжайте, всегда буду рад вас видеть у себя. И помните: цените и уважайте свои корни, свою малую родину.
Вместе: До новых встреч, друзья!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-игровой урок для1класса"Путешествие в деревню к бабушке"
Сюжетно-игровой урок поможет детям привить любовь к физическим упражнениям, к трудовым действиям через игру, создается много ситуаций в которых ребенок принимает активное участие. Обеспечивается...
Сюжетно-игровой урок по физической культуре и основам здоровья
Интегрированный урок, проводится совместно с учителем биологии (руководителем кружка "Твое здоровье")...
Использование ролевых (сюжетных) игровых технологий в преподавании географии.
Для того, чтобы школьники равнодушно не смотрели по сторонам и не скучали, не находя для себя ничего интересного, необходимо активизировать процесс обучения, чтобы не только географическая...
Конспект сюжетно-игрового занятия: «Путешествие в деревню к бабушке».
Задачи занятие: Образовательные:...
Конспект сюжетно-игрового спортивного часа по физической культуре:"Путешествия к планетам" 2 класс
Задачи: развивать быстроту реакции, внимание, ориентировку в пространстве, воспитание в детях чувства взаимопомощи, товарищества, уверенности в себе....
Сюжетно-игровое занятие « Секреты дружбы».
Цель:формирование у младших школьников доброжелательного отношения друг к другу;воспитание дружественных, толерантных отношений между детьми.Задачи:- обобщить знания детей по теме дружба. Продолжать у...
Сюжетно-игровой урок физической культурs в 3 классе «На земле Онара»
Урок предназначен для обучающихся младшего школьного возраста. Данный урок проводится с применением игровой технологии. Интерес к необычной форме урока возникает уже на этапе проведения разминки....