Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку
план-конспект занятия (5 класс)

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-х классов составлено в игровой форме. Можно провести как урок-путешествие или турнир знатоков в рамках Недели русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnekl_po_r.ya_.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе

«Знатоки русского языка»

Цели:     

  •  познакомить  детей  с  богатством  русского  языка,
  • расширить  словарный  запас,   прививать  любовь  к  родному  языку;
  • сформировать навыки учебной деятельности, глубокие знания по предмету;                        
  • развивать логическое  мышление, речь, умение работать в группах;
  • повысить интерес к учению;
  • воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, сопереживание

Оборудование: компьютер, карточки с заданиями, высказывания о русском языке

 Ход мероприятия.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята, мы рады приветствовать истинных ценителей родного слова. И сегодня вместе с вами отправляемся в удивительное путешествие в  Лингвистическую Страну.

 Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Именно писатели и поэты помогают увидеть красоту и звучание русского слова. (Один из представителей команды зачитывает высказывание)

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск

К. Г. Паустовский

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.
А.Н. Толстой

Перед Вами громада — русский язык!

 Н.В. Гоголь

Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? 
Это весь народ. Это его культура, его язык. 
А. Н. Толстой 
Нет таких звуков , образов и мыслей- сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
 

К. Паустовский
На каждой станции  мы приобретаем ключ к знаниям, которые помогут открыть двери в Лингвистическую Страну.

 Жюри нашего конкурса- это учащиеся 8 класса.

 Представление команд

Команды представляют свое название, девиз, эмблему

 Разминка. Загадки-розыгрыши. За правильный ответ дается 1 балл

1. Что можно видеть с закрытыми глазами? (Сон) 
2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой (Тень) 
3. Что стоит между горой и долиной?(Буква «И»)
4. Кто говорит на всех языках? (Эхо) 
5. Какой месяц короче всех? (Май) 
6. Какой нос не чувствует запаха?(Нос ботинка или сапога, носик чайника)

7. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены? (Огню) 
8. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, так как он не умеет говорить) 
9. Чем кончается день и ночь? (ь) 
10.В каком слове сорок гласных? (Сорока) 
11.Назовите женское имя, которое не оканчивалось бы ни на я, ни на а. (Любовь) 
12.Какое ухо не слышит? (Ухо,ушко кружки , иголки) 
13.Из названия каких двух букв можно приготовить еду? (Каша) 
14.Половина какой буквы дает название войсковой части? (Полк) 
15 В каком слове семь гласных? (Семь-я) 

16.Какой рукой лучше размешивать чай?(Лучше размешивать чай ложкой)

1 станция «Фонетическая» (по 1 баллу)

В каком слове количество букв и звуков совпадает:

а) поезд, грустный, мясо;

б) съесть, коляска, ярлык;

в) наряд, яма, приют.

Произведите фонетическую транскрипцию слов: юрта, вокзал, прекрасный (По 1 баллу)

2 станция «Орфоэпическая» (по 1 баллу)

Расставьте ударение в следующих словах:

Алфавит, километр, документ, красивее, звонишь, квартал, свекла, досуг, центнер

3 станция «Орфографическая»

Вставьте пропущенные буквы.( за 1 орфограмму – 1балл)

Иван Петрович Кулибин (не) окончил школы: он обучался грамоте у дьячка*. Как же он смог стать одним из самых извес…ных рус(сс) ких инже…неров? Ему помогли книги: именно бл…годаря им он овладел токарным и сл…сарным мастерством, с…креты ч…совых м…ханизмов.

Т…лантливый инженер-с…моучка создал много ор…гинальных устройств. Например, он сконструировал карманные ч…сы, которые показывали не только время суток, но и мес…ц, день, н…делю, время года, время в…схода и з…хода Со…нца С…йчас такие ч…сы уд…вят немногих, но речь идет о ч…сах, созданных более двухсот лет назад.

(* Дьячок-помощник священника в православной церкви)

4 станция «Лексическая» (по 1 баллу)

Угадайте слово по его лексическому значению

1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос);

2) Начальный момент спортивного соревнования по преодолению расстояния на скорость (старт);

3) Красная строка, отступ в начале строки (абзац);

4) Тот, кто любит своё отчество, предан народу, родине (патриот).

5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг.).

6) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата.)

 Конкурс капитанов (По 1 баллу за каждое слово)

 Составьте как можно больше слов. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (клоп, цикл, нолик, полк, лицо, пол, кол, дело, лик, яд, Нил, ил)

Задание команде. «Грамматическая арифметика»( По 1 баллу)

Кабан - ан+лук=? (каблук)

Корь -ь+идол-л+р=? (коридор)

Кот+ёлка-ка= ? (котёл)

Кар+ знак препинания=? (карточка)

Ква+рак-ак+тира=? (квартира)

Станция «Творческая»

Создайте рекламу, лозунг,  призыв  к изучению русского языка.(Составление собственного высказывания о родном слове)

Вывод. Ребята, сегодня вы показали себя как дружная и сплоченная команда. На каждой станции с легкостью решали поставленные задачи и открыли путь к новым знаниям.

Подведение итогов. (Максимальное количество баллов 84 б)

Раздаточный материал

I. Разминка. Загадки-розыгрыши. За правильный ответ дается 1 балл

1. Что можно видеть с закрытыми глазами?
2. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой
3. Что стоит между горой и долиной?
4. Кто говорит на всех языках?
5. Какой месяц короче всех?
6. Какой нос не чувствует запаха?

7. Чему на свете нет ни меры, ни веса, ни цены?
8. Может ли страус назвать себя птицей?
9. Чем кончается день и ночь?
10.В каком слове сорок гласных?
11.Назовите женское имя, которое не оканчивалось бы ни на я, ни на а.
12.Какое ухо не слышит?  
13.Из названия каких двух букв можно приготовить еду?
14.Половина какой буквы дает название войсковой части?
15 В каком слове семь гласных?  

16.Какой рукой лучше размешивать чай?

1) этап «Фонетическая» (по 1 баллу)

В каком слове количество букв и звуков совпадает:

а) поезд, грустный, мясо;

б) съесть, коляска, ярлык;

в) наряд, яма, приют.

Произведите фонетическую транскрипцию слов:

 юрта, вокзал, прекрасный (По 1 баллу)

2 станция «Орфоэпическая» (по 1 баллу)

Расставьте ударение в следующих словах:

Алфавит, километр, документ, красивее, звонишь, квартал, свекла, досуг, центнер

3 станция «Орфографическая»

Вставьте пропущенные буквы. (1 орфограмма-1 балл)

Иван Петрович Кулибин (не) окончил школы: он обучался грамоте у дьячка*. Как же он смог стать одним из самых извес…ных рус(сс) ких инже…неров? Ему помогли книги: именно бл…годаря им он овладел токарным и сл…сарным мастерством, с…креты ч…совых м…ханизмов.

Т…лантливый инженер-с…моучка создал много ор…гинальных устройств. Например, он сконструировал карманные ч…сы, которые показывали не только время суток, но и мес…ц, день, н…делю, время года, время в…схода и з…хода Со…нца С…йчас такие ч…сы уд…вят немногих, но речь идет о ч…сах, созданных более двухсот лет назад.

(* Дьячок-помощник священника в православной церкви)

4 станция«Лексическая» ( По 1 баллу)

Угадайте слово по его лексическому значению

1) Сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от остывания или нагревания (термос);

2) Начальный момент спортивного соревнования по преодолению расстояния на скорость (старт);

3) Красная строка, отступ в начале строки (абзац);

4) Тот, кто любит своё отчество, предан народу, родине (патриот).

5) Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг.).

6) Дословная выдержка из какого-либо текста (цитата.)

 Конкурс капитанов (по 1 баллу за каждое слово)

 Составьте как можно больше слов. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ 

Задание команде. «Грамматическая арифметика»(по 1 баллу)

Кабан - ан+лук=?

Корь -ь+идол-л+р=?

Кот+ёлка-ка= ?

Кар+ знак препинания=?

Ква+рак-ак+тира=?

Станция «Творческая»

Создайте рекламу, лозунг,  призыв  к изучению русского языка.(Составление собственного высказывания о родном слове)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Весёлое путешествие по стране Орфографии"

Данное внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов. На подготовительном этапе рябята выбирают название команды, девиз и готовят краткое представление команды....

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»

Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.Цели:- Стимулировать интерес к изучению русского языка;-...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов

Обобщение изученного материала по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация)....

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-8 кл. "Речь и этикет"

В сценарий внеклассного мероприятия включены материалы по актуальной проблеме - использование школьниками срезств речевого этикета. Данное занятие организуется  и  готовится  как  ...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе «Турнир знатоков русского языка»

Сценарий  внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе«Турнир знатоков русского языка»...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН. Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классе

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОНСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классеЦели игры:1.     Развитие у школьников интереса к русскому я...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Умницы и умники"

Внеклассные мероприятия по предмету играют важную роль в развитии личностного смысла учения. Различные виды  игровой деятельности  помогают развивать необходимые УУД, повышать интерес к пред...