Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему
Обобщение изученного материала по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествие по стране Лингвистика»
Цель: Обобщение изученного материала по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация).
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умения применять полученные знания на практике.
2. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
2. Развивать культуру речи учащихся.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умение работать в группах.
2. Воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование:
1. Раздаточный материал
2. Компьютерная презентация «Игра-путешествие»
3. Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихся.
Технология: на игровой основе (путешествие)
Ход мероприятия:
I. Организационный момент
Класс делится на 4 команды. Каждая группа выбирает командира и придумывает название своей команде. Командир представляет свою команду.
Правильный ответ оценивается красной карточкой, неполный – зеленой карточкой.
Во время движения паровозика (на слайдах) учитель загадывает название станций.
II. Вводная часть
Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправляемся на паровозе в далёкое путешествие в полную тайн и загадок страну, название которой вам нужно будет отгадать, иначе нас туда не впустят. Все заняли свои места? Поехали (слайд №1). Чтобы въехать в страну, надо отгадать её название (слайд №2). Для этого выполните следующее задание:
«Соберите слово из букв: И, Л, Г, Н, И, В, Т, С, К, И, А» (слайд 3)
Ответ:
Л | И | Н | Г | В | И | С | Т | И | К | А |
- Что это слово обозначает? (Лингвистика – это наука о языке)
- Лингвистика имеет разделы – это и будут наши станции, на которых мы остановимся.
III. Основная часть. Путешествие по станциям.
- Наш поезд приближается к первой станции. Ее название - раздел лингвистики, изучающий звуки и буквы. Что это за станция?
1. СТАНЦИЯ – ФОНЕТИКА
- Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции «Оживи бабочку» (слайд №5)
(раздаточный материал «Фонетика» - иллюстрация бабочки)
- На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).
Загадки.
- Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
2. Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
3. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
4. Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
- Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.
- Проверим ваши ответы? (слайд №5)
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов.
2. СТАНЦИЯ – МОРФЕМИКА (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ)
- Выполните задание: подберите однокоренные слова к слову «шли», используя иллюстрацию (слайд №7, раздаточный материал «Словообразование»)
Ответ: вышли, пошли, подошли, зашли, сошли, перешли, обошли, подошли, вошли
- Назовите способ образования слов.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.
3. СТАНЦИЯ – ЛЕКСИКА
- Здесь надо отгадать шарады «Из волшебного короба» (слайд №9)
Учитель читает шарады:
1 команда
Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (Домик)
2 команда
Начало слова – лес, конец – стихотворение,
А целое – растет, хотя и не растение. (Борода)
3 команда
Начало – голос птицы, конец на дне пруда,
А целое в музее найдете без труда. (Картина)
4 команда
Начало деревом зовется, конец – местоимение.
Здесь, в книге, целое найдется, и в каждой строчке есть они. (Буквы)
- Отгадали? Да. Значит, наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.
4. СТАНЦИЯ – ФРАЗЕОЛОГИЯ
- На этой станции приготовили конкурс для капитанов «Отгадай фразеологизм и объясни его значение» (слайды №11)
Ответ: сесть в калошу, вставлять палки в колеса, водить за нос, на воре и шапка горит
- Молодцы. Я думаю, что наш паровозик может двигаться дальше. Вот и следующая станция.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий правильное написание слов.
5. СТАНЦИЯ – ОРФОГРАФИЯ
- Игра «Третий лишний». Вставьте пропущенную орфограмму «Правописание приставок пре-, при-», найдите лишнее слово и объясните свой выбор (слайд №13, №14, раздаточный материал «Орфография»)
1 команда 1. Пр…бежать домой 2. Пр…жадный мальчик 3. Пр…крутил шуруп | 3 команда 1. Пр…шел в школу 2. Пр…длинная веревка 3. Пр…клеил марку |
2 команда 1. Пр…летел в гнездо 2. Пр…добрая девочка 3. Пр…вязал бант | 4 команда 1. Пр…плыл к берегу 2. Пр…мудрый пескарь 3. Пр…шил пуговицу |
Ответ: лишнее слово под цифрой 2, т.к. в этих словах пишется приставка пре-.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий части речи.
6. СТАНЦИЯ – МОРФОЛОГИЯ
Отгадайте кроссворд (слайды №16, №17, раздаточный материал «Морфология»)
Кроссворд.
- Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
- Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
- Как называется изменение имен существительных?
- Какой частью речи является слово, обозначающее предмет?
- Определи часть речи выделенного слова:
Снежное покрывало землю покрывало.
- Наш паровозик может двигаться дальше. Подъезжаем к следующей станции.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.
7. СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС
- Соберите предложение, выполнив ряд действий (слайд №19, раздаточный материал «Синтаксис»)
1. Из предложения
Стеной стоят желтеющие колосья пшеницы
возьмите определение и согласуйте его с существительным листья.
2. Из предложения
Пушкин очень любил осень
возьмите дополнение.
3. Добавьте обстоятельство образа действия из предложения
Осень щедро одаривает леса краской.
4. Добавьте сказуемое из предложения
Весна выстлала на лугу разноцветный ковер.
5. Из предложения
Куда ведете нас, дороги?
возьмите имя существительное, которое является обращением.
Ответ: Желтеющими листьями осень щедро выстлала дороги.
- Задание выполнили. Едем дальше. Подъезжаем к станции. К какой? Сейчас узнаем.
- Назовите раздел лингвистики, изучающий знаки препинания и их постановку.
8. СТАНЦИЯ – ПУНКТУАЦИЯ
- Игра «Шифровальщик» (слайд №21, раздаточный материал «Пунктуация»)
- Расставьте знаки препинания в схемах.
1. [ ] и [ ] (что…)
2.
3
4. А П
VI. Итог. Рефлексия.
Уважаемые пассажиры! Это была конечная станция. Путешествие подошло к концу. Подведем итог игры (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек), награждение.
Удачных путешествий вам в дальнейшем по стране Лингвистика. А вот с каким выражением лица и, с каким настроением вы это сделаете, покажите на смайликах. Вам надо дорисовать. (Слайд смайлики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»
Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.Цели:- Стимулировать интерес к изучению русского языка;-...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе «Турнир знатоков русского языка»
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе«Турнир знатоков русского языка»...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН. Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классе
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОНСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классеЦели игры:1. Развитие у школьников интереса к русскому я...
Сценарий к внеклассному мероприятию по русскому языку в 8-11 классах "Роскошь человеческого общения, или Речевой этикет".
Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 8-11 классов....
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Своя игра» «Мир русского языка».
Цель:Развитие интереса к изучению предмета.Систематизация и закрепление знаний по русскому языку.Задачи:Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении рус...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5 классе
Занимательный русский язык...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 7 -8 классов по орфографии
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «(Не)рядовое приключение, или Как подружиться с НЕ»Тема – правописание не и ни с разными частями речи.Форма проведения ...