Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе «Турнир знатоков русского языка»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шульга Марина Михайловна

Сценарий  внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе

«Турнир знатоков русского языка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе

«Турнир знатоков русского языка»

Цели :

Образовательные :

1. Повторить и обобщить материал, изученный в 5 – 6 классе  ;

2.Проверить знания учащихся по русскому языку;

3. Уметь решать проблемные вопросы .

Развивающие :

1.Развивать активную мыслительную деятельность учащихся;

2.Развивать интеллект, внимание, память, воображение;

3.Развитие связной речи .

Воспитательные :

1.Формирование положительной мотивации изучения предмета;

2.Воспитание любви к родному языку;

3.Показать красоту и богатство родного языка через многообразие фразеологизмов, выразительных средств , различных пластов лексики в русском языке.

Оборудование: высказывание Люка де Вовенарга (плакат), атрибуты команд (гербы, флажки), карточки, кубок, грамота, иллюстрации, изображающие рыцарей.

Жюри: заместитель директора Грязнова В.М, классный руководитель 6 класса Воронина Е.Р., учитель русского языка и литературы Лаврова О.Я..

Туры:

  1. Орфоэпический.
  2. Лексический.
  3. Фразеологический.
  4. Морфемный.
  5. Морфологический.
  6. Редакторский.

На слайде  учащиеся видят названия туров, на доске прикреплены гербы; отведено место для прикрепления флажков.

Участвует три команды , у каждой команды флажки своего цвета: синий, зеленый, красный.

Ход игры.

Вступительное слово учителя:

- Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами собрались на "Турнир знатоков русского языка”. Турнир непростой, а рыцарский. Что вы знаете о рыцарях? (Учащиеся отвечают на вопрос)

- Совершенно правильно. Вот и наши команды будут бороться за звание знатоков русского языка. А теперь я попрошу каждую команду представиться.

Представление команд, жюри выставляет баллы.

- Наш турнир будет состоять из шести туров. За каждый правильный ответ вы будете получать флажок определенного цвета .

1. Орфоэпический тур.

- Мы начинаем «Турнир знатоков русского языка». Я представляю вашему вниманию жюри . Ваши задания оцениваются по трёхбалльной шкале . Первый тур – орфоэпический .Сейчас вы получите общее для каждой команды задание на карточках. Первой отвечает команда, выполнившая задание быстрее других .

Задание на карточке:

Поставьте ударение в словах алфавит, звонит, досуг, упрочить, бытие, магазин, торты, цемент , красивее ,камбала ,щавель.

После того , как каждая команда представит свои результаты участники команд отдают карточки жюри ,а учитель сообщает правильные ответы.

2. Лексический тур. 

- Сейчас вы переходите на второй тур – лексический . Я раздам вам каждой команде карточки. Ваша задача – написать значения предложенных слов и составить с каждым из эти слов предложение.

Карточка №1 .

Что обозначают данные слова? Укажите лексические значения слов и составьте словосочетание с каждым из них.

а) авторалли ; б) мумия.

Ключ :

а) Авторалли-спорт. Соревнование (гл. образом междунар.) на специально подготовленных серийных автомобилях и (или) мотоциклах в искусстве вождения (на скорость, точность соблюдения заданного графика движения и т.д.)

б) Мумия (от араб. мум - воск)

  1. Труп, предохраняемый от разложения мумификацией или бальзамированием;
  2. (Пренеб.) безжизненный, вялый, застывший в своих понятиях человека.

Карточка № 2 .

Что обозначают данные слова? Укажите лексические значения слов и составьте словосочетание с каждым из них.

а) мулине ; б) регби.

Ключ :

а) Мулине (франц.) – цветные крученые нитки (шелковые, штапельные) для вышивания.

б) Регби (от назв. англ. города Регби) спортивная командная игра с мячом овальной формы, цель которой, передавая мяч руками, приземлить его в зачетной площадке ("поле”) соперника за лицевой линией или забить в ворота.

Карточка № 3.

Что обозначают данные слова? Укажите лексические значения слов и составьте словосочетание с каждым из них.

а) видеоклип ; б)сенсация.

Ключ :

а) Видеоклип (от англ. – обрезка, стрижка) – короткий рекламный или муз. фильм, преимущественно для показа по телевидению.
б) Сенсация (лат. – чувство) – сильное ошеломляющее впечатление от какого-либо сообщения, события, а также само такое событие.

После того ,как учащиеся справились с заданием , представитель каждой команды  озвучивает определения слов и составленные с этими словами предложения .Жюри выставляет баллы.

3. Фразеологический тур. 

- Следующий тур –фразеологический . Я буду читать фразеологизмы ,а вы должны определить род занятий людей .Отвечает команда, быстрее других поднявшая флажок. За каждый правильный ответ команда получает один балл.

Вопросы :

  • направление главного удара, встать в строй, из ряда вон выходящий, взять на мушку;
  • сидеть у моря и ждать погоды , бросить якорь ,попутного ветра ;
  • войти в роль, потерпеть фиаско, под занавес, этот номер не пройдет;
  • разделать под орех, без сучка и задоринки, бить баклуши, топорная работа;
  • шито белыми нитками, с иголочки, на живую нитку;
  • через час по чайной ложке, позолотить пилюлю;
  • стричь под одну гребенку;
  • сбоку припеку;
  • мертвая хватка.

Ключ : военный, моряк , актер, столяр, портной, аптекарь, парикмахер, пекарь, охотник.

Переходим к следующему заданию в этом туре. В этом задании вам нужно будет закончить поговорку либо пословицу .Отвечает каждая команда по очереди ,если команда не знает ответ ,то отвечают представители других команд.

Пословицы и поговорки:

Горек обед без… (хлеба).
Нет друга, так ищи,… (а нашел – береги).
Умный любит учиться, …(а дурак – учить).
Новых друзей наживай, ...(а старых не теряй).
Не откладывай на завтра, … (что можно сделать сегодня).
Дружба дружбой –… (а служба службой).
Без терпенья –… (нет ученья).
Доброе слово… (лучше мягкого пирога).
Чтение – лучшее… (учение).

Жюри выставляет баллы и объявляют результаты прошедших туров.

4. Морфемный тур. 

- Переходим к морфемному туру .Сейчас вам предстоит выполнить задание на карточках, индивидуальное для каждой  команды . В карточках у вас даны слова , придуманные детьми. Определите, по аналогии с какими словами они образованы и какими способами .

Карточка №1 .

Прочитайте слова, придуманные детьми. Определите, какими способами они образованы.

Копатка,  лизика , жмутные туфли, дочкастая мама .

Карточка № 2.

Прочитайте слова, придуманные детьми. Определите, какими способами они образованы.

Колоток, кусарики, червячее яблоко, грозительный палец.

Карточка №3.

Прочитайте слова, придуманные детьми. Определите, какими способами они образованы.

Мазелин , отскорлупай (яйцо),кужинка , зубовный врач.

Учащиеся выполняют задание ,затем представляют его и сдают карточки жюри.

5. Морфологический тур . 

Морфемный тур . Сейчас я проведу с вами блиц – опрос. Отвечает команда ,которая первая подняла флажок . За каждый вопрос команда получает один балл. Итак , начинаем !

Вопросы :

1. Какие  части речи изменяются по числам?

2. Какие части речи изменяются по лицам?

3. К какому склонению относятся существительные мышь ,тень , тушь ?

4. Что называется спряжением глагола?

5. У глагола есть спряжения. Сколько их?

6. Сколько падежей в русском языке?
7. В каком случае нельзя определить время у глагола?

8. На какие вопросы отвечает прилагательное?

9. Что обозначает прилагательное?

Жюри оценивает ответы команд.

6. Редакторский тур . 

Итак мы переходим к нашему последнему туру – редакторскому .Сейчас я дам каждой команде индивидуальные задания на карточках .Ваша задача – представить себя редакторами  и исправить ошибки в тексте.

Карточка № 1.

Прочитайте текст. Отредактируйте: исправьте речевые ошибки, орфографические; расставьте правильно знаки препинания.

Перепишите текст нормальным языком, вставив знаки препинания.

Житьетиграф.

Однажды тигр родил тигрят и ушла добычу доставать и приказал детям не кого не баяца они потомушто если вы будете бояца они вас седят будти осторожны и тигрица начяли бисица кусать царапать друк труга.

Карточка № 2.

Прочитайте текст. Отредактируйте: исправьте речевые ошибки, орфографические; расставьте правильно знаки препинания.

Перепишите текст нормальным языком, вставив знаки препинания.

И тогда решил я пойти к им в гости. Ихние разговоры мне всегда интересные. Потому что они любят гостей и умеют с ими разговаривать. Я причесался, сделал свои уроки и позвонил в ихнюю дверь. Когда я вошел, она сказала, чтобы я не разувался. Мне это тоже нравится. В гостиной на столе стоял шикарный пирог, который они испекли, наверно, в ейной духовке. У них мне очень понравилося, и я решил почаще приходить сюда.

Карточка № 3.

Прочитайте текст. Отредактируйте: исправьте речевые ошибки, орфографические; расставьте правильно знаки препинания.

Перепишите текст нормальным языком, вставив знаки препинания.

Что-то там на доске написанное? У скольки учеников ни спросишь, все не знают. И как с ими разговаривать? И чему их учит ихние родители? Просто смешно. Вот, значит, подошел я к Сашке и спрашиваю, чего это евонный дед не научил его трудолюбию. А он по-мойму ниче не сображат, не знает даже, как его звать. Это я пошутил. Значит, иду Дале. Глядь-опять че-то написано. А покаковски, неопнятно. Так я и ушел, прямо-таки убег ни с чем.

Заключительное слово учителя:

- Вот и подошёл к концу сегодняшний «Турнир знатоков русского языка» .Все вы хорошо поработали ,вспомнили всё что было изучено , выполняли самые разнообразные задания, вот и пришло время подвести итоги. Сейчас жюри огласит баллы каждой команды и мы узнаем , какая команда победила .

Жюри оглашает результаты.

Каждая команда награждается шоколадными  медалями .

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабайцева В.В., Сергиенко М.И. Русский язык. Рабочая тетрадь 7 класс М., Дрофа, 2000 г.
  2. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в шестом классе. 1 часть. М., Владос. 2001 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса "Турнир знатоков русского языка"

Данное мероприятее  можно проводить в рамках  месячника  по русскому языку и литературы, а так же во внеурочное время на факультативных занятиях.   Целями проведения мероприятия яв...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Турнир знатоков русского языка".Данное мероприятие может проводиться в рамках Недели русского языка и литературы. Участие принимают команды пяты...

Интеллектуальная программа для учащихся 9-11 классов «Турнир знатоков русского языка»

Интеллектуальная программа для учащихся 9-11 классов «Турнир знатоков русского языка»...

Игра в 5 классе "Турнир знатоков русского языка"

Данная презентация - прекрасный материал для обобщающего урока по русскому языку в конце учебного года  в 5 классе или внеклассного мероприятия по предмету - будет интересна и учителю, и детям....

Внеклассное мероприятие по английскому языку среди учащихся 5 классов " Турнир знатоков английского языка"

Работу можно использовать в качестве внеклассного мероприятия и (отдельные фрагменты мероприятия) на уроках английского языка с целью обобщения и закрепления изученного материала в конце учебного года...

Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся 6 классов "Турнир знатоков английского языка"

Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся 6 классов "Турнир знатоков английского языка"...

Внеклассное мероприятие для 7 класса «Турнир знатоков русского языка»

Внеклассное мероприятие для 7 класса «Турнир знатоков русского языка»...