Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-8 кл. "Речь и этикет"
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Чуклова Надежда Леопольдовна

В сценарий внеклассного мероприятия включены материалы по актуальной проблеме - использование школьниками срезств речевого этикета. Данное занятие организуется  и  готовится  как  коллективное  творческое  дело,  в  подготовке  и  проведении  которого  участвует  весь  класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket.docx31.64 КБ

Предварительный просмотр:

Р е ч ь       и        э т и к е т

(Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку.  5-8 класс)

Цели и задачи:

  • воспитание  коммуникативной  культуры;
  • воспитание  нравственных  качеств;
  • воспитание  уважительного  отношения  к  культурным  традициям;

          формирование потребности в саморазвитии, самовоспитании,        

          самореализации;

  • формирование  навыков  культуры  поведения,  культуры  общения.

Методический  комментарий

  1. Подготовительная  работа.  

Тема предложена родителями и самими учащимися.

Данное занятие организуется  и  готовится  как  коллективное  творческое  дело,  в  подготовке  и  проведении  которого  участвует  весь  класс.

Заранее ребятам предлагается найти интересные книги по теме занятия, самостоятельно прочитать материал об этикете.

Часть класса (по желанию) готовится выступить в роли ведущих: участников полилога,  консультантов, дающих исторические и лингвистические справки, и ведущих-ассистентов учителя во время проведения игры между командами.

Остальная  часть класса  готовится  к  игре:  ребята  объединяются  в  команды  и  готовятся  к  игре  самостоятельно. Им необходимо подготовиться к решению задач по этикету.

  1. Структура  занятия.

Занятие  состоит  из  пяти  частей (страниц).

Страница 1.  Этикет.  Происхождение этикета.  Значение этикета в жизни человека.

Страница 2. Этикет сегодня.

Страница 3. Игра.  «Знаете ли вы правила речевого этикета?»

Страница 4.  Роль этикета в нашей жизни.

Рефлексия.  

  1. Особенности  формы  занятия.

Выступление  участников  полилога   выдержано  в стиле выступления агитбригады.

  1. Режим  проведения  занятия.

Тема предусматривает  интерактивный  характер  проведения занятия.  Поэтому основная часть занятия проходит в форме игры, в ходе которой все члены команд активно обмениваются мнением. Группам  предлагаются  задания  -  речевые  ситуации  с  вариантами  решения, из которых  дети  должны  выбрать  оптимальное,  с  их  точки  зрения,  и  обосновать  своё  мнение.

Учитель  выступает  как  организатор  на  подготовительном  этапе.  На  самом  занятии учитель  может   включаться  в  полилог  между  командами,  если  необходимо сделать  комментарий.  

Сценарий

Страница 1.

Этикет.  Происхождение этикета.  Значение этикета в жизни человека.

(В исполнении участников полилога звучит песня)

                                            Время  идёт  бесконечно,

                                            Ну,  а  мы  всё  взрослей!

                                            Помни  совет  безупречный:

                                            Слово  скажи  ты  сердечно,

                                      Знай:  этикет  многих  мудростей  важней!

                                                   Старый  этикет,

                                                   Он  при  всякой  погоде

                                                   Нам  необходим,  чтобы  всех  уважать.

                                                   Через  года  слышу  мамин  я  голос:

                                                   «Волшебные  слова  нам  нельзя  забывать!»

  • Да!  Время  идёт,  ну  а  мы  всё  взрослей!
  • А  я  вот   не  хочу  взрослеть!
  • Почему?
  • Со  взрослого  больше  спроса,  а  ребёнку  не  нужно  постоянно  думать:  правильно  или  неправильно  ты  поступаешь!
  • Говорить  «спасибо»,  или  нет!
  • Не  нужно  ждать,  когда  тебя  в  гости  пригласят!
  • Захотел  вкусно  поесть  и  отправился  в  гости!

(Двое  ребят  обыгрывают  песенку  Винни  Пуха)

-           Кто  ходит  в  гости  по  утрам,  тот  поступает  мудро!

            Я  прихожу  к  своим  друзьям,  когда  забрезжит  утро!

            Под   вечер  скоро  спать  пора  -  хозяева  зевают!

            Вот  если  гость  пришёл  с  утра  -  такого   не  бывает!

            Да!  Если  гость  пришёл  с  утра,  ему  спешить  не  надо!

            Кричат  хозяева:  «Ура!» - Они  ужасно  рады!!!

Участники полилога:

-  Здорово! Прямо  сказка  какая-то:   ты  пришёл,  а  тебе  ужасно  рады!

-  Конечно,  хозяева  -  воспитанные  люди,  они  знают  этикет!

-  А  что  такое  этикет?

Лингвистическая  справка

- Слово  «этикет»  произошло  от  французского  слова  «etiquette»,  что  переводится  как  «ярлык,  этикетка»  и  обозначает  оно  «совокупность  правил  поведения:  обхождение  с  окружающими,  формы  обращения  и  приветствий,  поведение   в  общественных  местах,  манеры  и  одежда».

Участники полилога:

- А  вы  знаете,  что  этикетом  люди  пользовались  давно?!

- Интересно  -  интересно!

- Да!  Вот  послушайте!

Историческая  справка

  • Движения,  жесты,  которыми  издавна  обменивались  люди  разных  стран  в  момент  приветствия,  были  очень  разнообразны!  Одни  кланялись  в  пояс,  другие  падали  на  колени  и  ударялись  о  землю  лбом  (били  челом),  третьи  подносили  руку  ко  лбу  и  к  сердцу, четвёртые  прикасались  носами,  пятые  показывали  язык.  А  офицеры  королевских  гвардий  звонко  щёлкали  каблуками  и  роняли,  словно  подрубленную,  голову  на  грудь.  Великосветские  дамы  приседали  в  глубоком  реверансе.  Доблестные  мушкетёры,  изящно  склонившись,  помахивали  своими  великолепными  шляпами.  Рыцари Древнего  Рима  обнажали  бритые  головы…  Словом,  всего  не   перечислишь.  Да  вот  и  сейчас… Посмотрите  вокруг.  Вот  прошли  военные  -  отдали  честь.  Встретились  двое мужчин  -  обменялись  рукопожатием.  А  те  приветливо  помахали  друг  другу.  Женщины,  наверное,  долго  не  виделись  -  обнимаются.  А  вот  девчонки:  налетели  друг  на  дружку  -   чмок-  чмок,  потараторили  и  разбежались.

Лингвистическая  справка

-  Замечательный  знаток  русской  речи  -  Владимир   Иванович  Даль -  привёл  в  своём  сборнике  пословиц  и  поговорок  немало  приветственных  формул,  которые  были  приняты  в  прошлом   на  Руси.  Здороваясь  с  заканчивающими   жатву,  говорили:  «С  двумя  полями  сжатыми,  с  третьим  засеянным!»  Молотильщикам  также  желали  успешной  работы:  «По  сту  на  день,  по  тысяче  на неделю!»  «Свеженько  тебе!»  -  здоровались  с  девушкой,  черпающей  воду. «Хлеб  да  соль  или  чай  да  сахар!»  -  говорили,  придя  в  гости.

  Участники полилога:

  • Это,  действительно,  интересно!
  • Ещё  один  интересный  пример!  

Историческая  справка

История  сохранила  нам  не  только  названия  книг,  имеющих  отношение  к  культуре  речи,   но  и  сами  эти  книги.  Ещё  в  Древней  Руси  с  начала  12  века  широкой  популярностью  пользовалось  «Поучение  к  детям»  князя  Владимира  Мономаха.  В  «Поучении…»  были  предписания,  например,  такие:  «…при  старших  молчать,  мудрых  слушать,.. не  осуждать  речью,  не  много  смеяться…»  А  по  распоряжению  его  Царского  величества  Петра Первого  была  издана  книга «Юности  честное  зерцало  или  показания  к  житейскому  обхождению».

Страница 2

Этикет сегодня

Участники полилога:

-      С  того  времени  сколько  лет  прошло!  Сейчас  никто  и  не  поймёт  тех  советов  житейского   обхождения.

- А  мы  переведём  на  наш  современный  молодёжный  язык!  Давай,  читай!

Например:  «У  родителей  речеи  перебивать  не  надлежит  и  ниже  прекословить!»

- Очень  просто:  «На  базар  предков  не  отрываться,  в  натуре,  врубился?»

- А  вот  ещё:  «Неприлично  или  руками  или  ногами  по  столу везде  колобродить!»

«Беспонтово  граблями  да  костылями  трясти!»

«Над  ествою  не  чавкай,  как  свинья,  и  головы  не  чеши,  не  проглотя  куска,  не  говори!»

«Над  хавчиком  не  кайфуй,  как  олень,  тыкву  не  царапай,  фильтруй  базар!»

- Ну,  а  если  серьёзно:  ох  и  мудрые  все-таки  были  наши  предки!

- Вот  послушайте,  какие  наставления  давались  в  главе  «Девические  чести  и  добродетелей   венец»:

- «Девицу  подобные  добродетели  касаются,  а  именно:  кротость,  терпение,  приятство,  снисхождение,  услужливость».

- А  отрокам  в  той  же  книге  даются  такие  наставления:  «Когда   говоришь  с  людьми,  то  должно  им  благочинно,  учтиво,  вежливо,  разумно,  а  не  много  говорить…»

- Да!  Наши  предки  были  мудрыми:  уже  тогда  понимали,  что  в  речи  совершенно  недопустимы  грубые,  бранные  слова.

- Действительно!  Слово  человеческое  - великая  сила!  У  поэтессы Алиевой  есть  такое  стихотворение:

- Я  однажды  прочла,  как  один  заключённый,

            К  окровавленной  плахе  уже  подведённый,  

            Увидав  палача,  поздоровался  с  ним

           Так  сердечно,  как  с  другом  любимым  своим.

           И  палач  беспощадный,  палач равнодушный

           Стал  от  жалости  вдруг,  как  ребёнок,  послушный,

           На  колени  упал,  к  властелину  воззвал   -  

           И  страдальца  кровавый  топор  миновал.

- А  вы,  ребята,  владеете  культурой  речи?

- Мы  предлагаем  вам  проверить  себя  и  выполнить  несколько  заданий.

Страница 3

Игра.  «Знаете ли вы правила речевого этикета?»  (Работа в группах)

Задание  1.

«Невежа»  и   «невежда»  -  эти  слова  нередко  «путают»  в  разговорной  речи.  Но, близкие  по  звучанию,  они  совершенно  разные  по  лексическому  значению.

(Команды  обсуждают  задание  и  предлагают  свои  варианты  ответа.)  Участники  полилога  комментируют  правильный  ответ:

-          «Невежа»  -  значит  «не знающий  приличий,   грубый,  неучтивый  человек».

«Невежда»  -  значит   необразованный,  несведущий  человек,  неуч».  Слова эти  происходят  от  разных  источников. Невежа  -  исконно  русское  слово, происходящее  от  слова  «ведать».  Невежда  -  старославянское  по  происхождению  слово.  Существительное  «невежа»  входит  в  семью  слов:  невежливый,  невежливость,  невежливо.  А  существительное  «невежда»  -  в  гнездо:  невежественный,  невежественность,  невежество.        

         

Задание  2.

(Инсценизация  фрагмента  сказки)

  • «…Долго  ли,  коротко  ли  -  прикатился  клубочек  к  избушке;  стоит  избушка  на  курьих  ножках,  кругом  повёртывается.  Говорит  Иван-царевич:  «Избушка,  избушка!  Стань  по-старому,  как  мать  поставила  -  ко  мне  передом,  а  к  морю  задом».  Избушка  повернулась  к  морю  задом,  к  нему  передом.  Взошёл  царевич  в  неё  и  видит:  на  печи,  на  девятом  кирпиче,  лежит  Баба  Яга,  костяная  нога,  нос  в  потолок  врос…  сама  зубы  точит.   «Гой  еси,  добрый  молодец!  Зачем  ко мне  пожаловал?» -  спрашивает  Баба Яга  Ивана – царевича.  «Ах  ты,  старая  хрычовка!  Ты  бы  прежде  меня,  доброго  молодца,  напоила  бы,  накормила  бы,  в  бане  выпарила,  да  тогда  бы  и  спрашивала».  Баба  Яга  напоила  его,  накормила,  в  бане  выпарила,  а  царевич  рассказал  ей,  что  ищет  свою  жену Василису  Премудрую».

   Одобряете  ли  вы  поведение  Ивана – царевича?  Обоснуйте  ответ.

(Ответы групп комментирует учитель или консультант-ученик.)

Задание  3.

    Представь  себе  такую ситуацию.  У  тебя  много  дел,  но  пришедший  товарищ  отвлекает  тебя  от  них.  Каким  образом  ты  скажешь  ему  об  этом?

Варианты  ответов:

  1. «Извини,  у  меня  ещё  много  работы.  Приходи  лучше  завтра  после  шести».
  2. «Время  позднее,  а  я  ещё  многого  не  успел.  Может,  ты  мне  поможешь?»
  3. «Знаешь,  друг,  пора  и  честь  знать.  У  меня  дел  по горло,  а  я  тут  с  тобой  время трачу».
  4. «Я  с  удовольствием  поболтаю  с  тобой,  когда  будет  свободное  время,  а  сейчас  давай  дуй  домой:  у  меня  дел невпроворот».

(Ответы  групп  комментирует  учитель или консультант-ученик.)

Задание  4.

   Представь  себе,  что  в  компании  товарищей  ты  рассказываешь  интересную,  на  твой  взгляд,   историю,  а  тебя  перебили.  Как  ты  поступишь?

  Варианты  ответов:

  1. Раз  им  неинтересно  -  замолчу.
  2. Спрошу  у  остальных,  продолжать  ли  мне  рассказ.
  3. Попрошу  не  мешать  мне  рассказывать.
  4. Сам  перебью  следующего  рассказчика,  но  свою  историю  закончу.

    (Ответы  групп  комментирует  учитель или консультант-ученик.)

 Задание  5.

    Заполните  примерами,  какие  вам  известны,  эту  таблицу:

Какие  приветствия  вам  известны?  

Какими  словами  можно  выразить  просьбу?

Какими  словами  следует  начать  знакомство?

Каким  образом  приглашают  на  встречу?

Какие  формулы  извинения  в  русском  языке  вам  известны?

Сколько  слов  утешения,  одобрения  у  вас  в  запасе?

Какие  слова  благодарности  вам  известны?

Как  попрощаться,  чтобы  людям  было  приятно  видеть  вас  вновь?

 

(Комментарий  ответов  каждой  группы делает  учитель или консультант - ученик.)

  Страница 4.

 Роль этикета в нашей жизни

Участники полилога:

- Сколько  нужно  всего  запоминать!  А, может,  мы  не  хотим  признавать  никаких  авторитетов!  Мы  сами  достаточно  взрослые!

-  Да!  Запоминать  какие-то   правила,  заучивать  какие-то  слова!  По- моему, без всего

этого вполне можно обойтись!

-  А  для  вредных  подростков есть  специальные  «вредные  советы»:

-  Если  вы  пришли  к  знакомым,  не  здоровайтесь  ни  с  кем!

   Слов  «пожалуйста»,  «спасибо»  не  говорите  никому.

   Если  вы  собрались  другу  рассказать  свою  беду,

   Брать  за  пуговицу  друга  бесполезно:  убежит.

   Лучше  дать  ему  подножку,  на  пол  бросить,  сверху  сесть,

   И  тогда  уже  подробно  рассказать  свою  беду.

   Ты  в  беседе  на  вопросы  ни  на  чьи  не  отвечай,

   И  тогда  никто  не  скажет  про  тебя,  что  ты - болтун.

   Девчонок  надо  никогда  нигде  не  замечать,

   И  не  давать  прохода  им  нигде  и  никогда.

   Им  надо  ножки  подставлять,  пугать  из-за  угла,  

   Чтоб  сразу  поняли  они:  до  них  вам  дела  нет!

   Девчонку  встретил  -  быстро  ей  показывай язык:

   Пускай  не  думает  она,  что  ты  в  неё  влюблён!

   Советы  эти  мудрые  запомни  наизусть.

   Все  отвернутся  от  тебя  -  им   хуже,  ну  и  пусть!

- Нет! Я не хочу, чтобы от меня все отвернулись! А вы хотите?

-Я нет!

-И я нет!

-Я тоже не хочу!

-Как  важно  всё-таки  знать  правила  этикета  и  этикетные  формулы!

«Здравствуйте!» -  поклонившись,

Мы  друг  другу  сказали.

-Просто  «здравствуйте»,

Больше  ведь  мы  ничего   не  сказали.

-Почему  же  на  капельку  солнца

Прибавилось  в  мире?

-Почему  же  на  капельку  счастья  

Прибавилось  в  мире?

-Почему  же  на  капельку  радостней  

Сделалась  жизнь?

- Есть  такие  слова  -  «солнышки»!

- Не  огорчайся…  Всё  будет  хорошо!

- Я  рад  за  тебя!

- Как  хорошо  с  тобой!

- Ты  прекрасно  выглядишь!

- У  тебя  изумительная улыбка!

- Есть  такие  слова- «солнышки»!

- А  вы  часто  ими  пользуетесь?    

(Звучит  песня  на  мелодию  песни  Игоря  Крутого  «Ангел-хранитель»)

Пусть навсегда хорошие манеры  

в привычку для нас войдут!

Please, s’ il vous plait, exelent - примеры

Excuse me, bon jour, very good!

Страница 5

Рефлексия

Участникам  полилога   и  членам каждой команды  предлагается  ответить  на  вопросы:

  • Интересна  ли  для  вас  тема  -  «Речь  и  этикет»?
  • Изменилось  ли  ваше  мнение о том, что культура человека и его речь тесно  взаимосвязаны?
Литература для учителя и учащихся
  1. Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности… Лениздат.  1986.
  2. Гольдин  В.  Речь и этикет. М.:  «Просвещение»,  1983.
  3. Гульчин  М.  Культура речи.  Учебное пособие по русскому языку для 5, 6 классов средней школы.  Херсон.  1993.
  4. Позакласний час.  Метод.  журнал.
  5. Скворцов Л. Экология  слова,  или  поговорим  о  культуре  речи. М.:  “Просвещение”, 1996.
  6. Трофименко  В.,  Волгин  А.  Поговорим  об  этикете.  М.:  «Московская  правда»,  1991.
  7. Успенский  Л.  Культура  речи.  М.:  «Знание»,  1976.
  8. Шемшурина  А.  Этические  диалоги.  М.:  «Школа-пресс», 1999.
  9. Шкатова Л.  Задачник  по  этикету.  Челябинск.  Южно-Уральское  книжное  издательство.  1996.
  10. Энциклопедия  этикета.  Санкт- Петербург.  «МиМ-ЭКСПРЕСС»,  1996.
  11. Юности  честное  зерцало  или  показания  к  житейскому  обхождению.  Собрание  от  разных  авторов.  Репринтное  издание.  М.:  «Планета»,  1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Весёлое путешествие по стране Орфографии"

Данное внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов. На подготовительном этапе рябята выбирают название команды, девиз и готовят краткое представление команды....

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»

Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.Цели:- Стимулировать интерес к изучению русского языка;-...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов

Обобщение изученного материала по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация)....

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе «Турнир знатоков русского языка»

Сценарий  внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе«Турнир знатоков русского языка»...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН. Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классе

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОНСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классеЦели игры:1.     Развитие у школьников интереса к русскому я...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Умницы и умники"

Внеклассные мероприятия по предмету играют важную роль в развитии личностного смысла учения. Различные виды  игровой деятельности  помогают развивать необходимые УУД, повышать интерес к пред...

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Своя игра» «Мир русского языка».

Цель:Развитие интереса к изучению предмета.Систематизация и закрепление знаний по русскому языку.Задачи:Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении   рус...