Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-8 кл. "Речь и этикет"
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему
В сценарий внеклассного мероприятия включены материалы по актуальной проблеме - использование школьниками срезств речевого этикета. Данное занятие организуется и готовится как коллективное творческое дело, в подготовке и проведении которого участвует весь класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etiket.docx | 31.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Р е ч ь и э т и к е т
(Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку. 5-8 класс)
Цели и задачи:
- воспитание коммуникативной культуры;
- воспитание нравственных качеств;
- воспитание уважительного отношения к культурным традициям;
формирование потребности в саморазвитии, самовоспитании,
самореализации;
- формирование навыков культуры поведения, культуры общения.
Методический комментарий
- Подготовительная работа.
Тема предложена родителями и самими учащимися.
Данное занятие организуется и готовится как коллективное творческое дело, в подготовке и проведении которого участвует весь класс.
Заранее ребятам предлагается найти интересные книги по теме занятия, самостоятельно прочитать материал об этикете.
Часть класса (по желанию) готовится выступить в роли ведущих: участников полилога, консультантов, дающих исторические и лингвистические справки, и ведущих-ассистентов учителя во время проведения игры между командами.
Остальная часть класса готовится к игре: ребята объединяются в команды и готовятся к игре самостоятельно. Им необходимо подготовиться к решению задач по этикету.
- Структура занятия.
Занятие состоит из пяти частей (страниц).
Страница 1. Этикет. Происхождение этикета. Значение этикета в жизни человека.
Страница 2. Этикет сегодня.
Страница 3. Игра. «Знаете ли вы правила речевого этикета?»
Страница 4. Роль этикета в нашей жизни.
Рефлексия.
- Особенности формы занятия.
Выступление участников полилога выдержано в стиле выступления агитбригады.
- Режим проведения занятия.
Тема предусматривает интерактивный характер проведения занятия. Поэтому основная часть занятия проходит в форме игры, в ходе которой все члены команд активно обмениваются мнением. Группам предлагаются задания - речевые ситуации с вариантами решения, из которых дети должны выбрать оптимальное, с их точки зрения, и обосновать своё мнение.
Учитель выступает как организатор на подготовительном этапе. На самом занятии учитель может включаться в полилог между командами, если необходимо сделать комментарий.
Сценарий
Страница 1.
Этикет. Происхождение этикета. Значение этикета в жизни человека.
(В исполнении участников полилога звучит песня)
Время идёт бесконечно,
Ну, а мы всё взрослей!
Помни совет безупречный:
Слово скажи ты сердечно,
Знай: этикет многих мудростей важней!
Старый этикет,
Он при всякой погоде
Нам необходим, чтобы всех уважать.
Через года слышу мамин я голос:
«Волшебные слова нам нельзя забывать!»
- Да! Время идёт, ну а мы всё взрослей!
- А я вот не хочу взрослеть!
- Почему?
- Со взрослого больше спроса, а ребёнку не нужно постоянно думать: правильно или неправильно ты поступаешь!
- Говорить «спасибо», или нет!
- Не нужно ждать, когда тебя в гости пригласят!
- Захотел вкусно поесть и отправился в гости!
(Двое ребят обыгрывают песенку Винни Пуха)
- Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро!
Я прихожу к своим друзьям, когда забрезжит утро!
Под вечер скоро спать пора - хозяева зевают!
Вот если гость пришёл с утра - такого не бывает!
Да! Если гость пришёл с утра, ему спешить не надо!
Кричат хозяева: «Ура!» - Они ужасно рады!!!
Участники полилога:
- Здорово! Прямо сказка какая-то: ты пришёл, а тебе ужасно рады!
- Конечно, хозяева - воспитанные люди, они знают этикет!
- А что такое этикет?
Лингвистическая справка
- Слово «этикет» произошло от французского слова «etiquette», что переводится как «ярлык, этикетка» и обозначает оно «совокупность правил поведения: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда».
Участники полилога:
- А вы знаете, что этикетом люди пользовались давно?!
- Интересно - интересно!
- Да! Вот послушайте!
Историческая справка
- Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, были очень разнообразны! Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом (били челом), третьи подносили руку ко лбу и к сердцу, четвёртые прикасались носами, пятые показывали язык. А офицеры королевских гвардий звонко щёлкали каблуками и роняли, словно подрубленную, голову на грудь. Великосветские дамы приседали в глубоком реверансе. Доблестные мушкетёры, изящно склонившись, помахивали своими великолепными шляпами. Рыцари Древнего Рима обнажали бритые головы… Словом, всего не перечислишь. Да вот и сейчас… Посмотрите вокруг. Вот прошли военные - отдали честь. Встретились двое мужчин - обменялись рукопожатием. А те приветливо помахали друг другу. Женщины, наверное, долго не виделись - обнимаются. А вот девчонки: налетели друг на дружку - чмок- чмок, потараторили и разбежались.
Лингвистическая справка
- Замечательный знаток русской речи - Владимир Иванович Даль - привёл в своём сборнике пословиц и поговорок немало приветственных формул, которые были приняты в прошлом на Руси. Здороваясь с заканчивающими жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!» Молотильщикам также желали успешной работы: «По сту на день, по тысяче на неделю!» «Свеженько тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду. «Хлеб да соль или чай да сахар!» - говорили, придя в гости.
Участники полилога:
- Это, действительно, интересно!
- Ещё один интересный пример!
Историческая справка
История сохранила нам не только названия книг, имеющих отношение к культуре речи, но и сами эти книги. Ещё в Древней Руси с начала 12 века широкой популярностью пользовалось «Поучение к детям» князя Владимира Мономаха. В «Поучении…» были предписания, например, такие: «…при старших молчать, мудрых слушать,.. не осуждать речью, не много смеяться…» А по распоряжению его Царского величества Петра Первого была издана книга «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению».
Страница 2
Этикет сегодня
Участники полилога:
- С того времени сколько лет прошло! Сейчас никто и не поймёт тех советов житейского обхождения.
- А мы переведём на наш современный молодёжный язык! Давай, читай!
Например: «У родителей речеи перебивать не надлежит и ниже прекословить!»
- Очень просто: «На базар предков не отрываться, в натуре, врубился?»
- А вот ещё: «Неприлично или руками или ногами по столу везде колобродить!»
«Беспонтово граблями да костылями трясти!»
«Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори!»
«Над хавчиком не кайфуй, как олень, тыкву не царапай, фильтруй базар!»
- Ну, а если серьёзно: ох и мудрые все-таки были наши предки!
- Вот послушайте, какие наставления давались в главе «Девические чести и добродетелей венец»:
- «Девицу подобные добродетели касаются, а именно: кротость, терпение, приятство, снисхождение, услужливость».
- А отрокам в той же книге даются такие наставления: «Когда говоришь с людьми, то должно им благочинно, учтиво, вежливо, разумно, а не много говорить…»
- Да! Наши предки были мудрыми: уже тогда понимали, что в речи совершенно недопустимы грубые, бранные слова.
- Действительно! Слово человеческое - великая сила! У поэтессы Алиевой есть такое стихотворение:
- Я однажды прочла, как один заключённый,
К окровавленной плахе уже подведённый,
Увидав палача, поздоровался с ним
Так сердечно, как с другом любимым своим.
И палач беспощадный, палач равнодушный
Стал от жалости вдруг, как ребёнок, послушный,
На колени упал, к властелину воззвал -
И страдальца кровавый топор миновал.
- А вы, ребята, владеете культурой речи?
- Мы предлагаем вам проверить себя и выполнить несколько заданий.
Страница 3
Игра. «Знаете ли вы правила речевого этикета?» (Работа в группах)
Задание 1.
«Невежа» и «невежда» - эти слова нередко «путают» в разговорной речи. Но, близкие по звучанию, они совершенно разные по лексическому значению.
(Команды обсуждают задание и предлагают свои варианты ответа.) Участники полилога комментируют правильный ответ:
- «Невежа» - значит «не знающий приличий, грубый, неучтивый человек».
«Невежда» - значит необразованный, несведущий человек, неуч». Слова эти происходят от разных источников. Невежа - исконно русское слово, происходящее от слова «ведать». Невежда - старославянское по происхождению слово. Существительное «невежа» входит в семью слов: невежливый, невежливость, невежливо. А существительное «невежда» - в гнездо: невежественный, невежественность, невежество.
Задание 2.
(Инсценизация фрагмента сказки)
- «…Долго ли, коротко ли - прикатился клубочек к избушке; стоит избушка на курьих ножках, кругом повёртывается. Говорит Иван-царевич: «Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила - ко мне передом, а к морю задом». Избушка повернулась к морю задом, к нему передом. Взошёл царевич в неё и видит: на печи, на девятом кирпиче, лежит Баба Яга, костяная нога, нос в потолок врос… сама зубы точит. «Гой еси, добрый молодец! Зачем ко мне пожаловал?» - спрашивает Баба Яга Ивана – царевича. «Ах ты, старая хрычовка! Ты бы прежде меня, доброго молодца, напоила бы, накормила бы, в бане выпарила, да тогда бы и спрашивала». Баба Яга напоила его, накормила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что ищет свою жену Василису Премудрую».
Одобряете ли вы поведение Ивана – царевича? Обоснуйте ответ.
(Ответы групп комментирует учитель или консультант-ученик.)
Задание 3.
Представь себе такую ситуацию. У тебя много дел, но пришедший товарищ отвлекает тебя от них. Каким образом ты скажешь ему об этом?
Варианты ответов:
- «Извини, у меня ещё много работы. Приходи лучше завтра после шести».
- «Время позднее, а я ещё многого не успел. Может, ты мне поможешь?»
- «Знаешь, друг, пора и честь знать. У меня дел по горло, а я тут с тобой время трачу».
- «Я с удовольствием поболтаю с тобой, когда будет свободное время, а сейчас давай дуй домой: у меня дел невпроворот».
(Ответы групп комментирует учитель или консультант-ученик.)
Задание 4.
Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь интересную, на твой взгляд, историю, а тебя перебили. Как ты поступишь?
Варианты ответов:
- Раз им неинтересно - замолчу.
- Спрошу у остальных, продолжать ли мне рассказ.
- Попрошу не мешать мне рассказывать.
- Сам перебью следующего рассказчика, но свою историю закончу.
(Ответы групп комментирует учитель или консультант-ученик.)
Задание 5.
Заполните примерами, какие вам известны, эту таблицу:
Какие приветствия вам известны? | ||
Какими словами можно выразить просьбу? | ||
Какими словами следует начать знакомство? | ||
Каким образом приглашают на встречу? | ||
Какие формулы извинения в русском языке вам известны? | ||
Сколько слов утешения, одобрения у вас в запасе? | ||
Какие слова благодарности вам известны? | ||
Как попрощаться, чтобы людям было приятно видеть вас вновь? |
(Комментарий ответов каждой группы делает учитель или консультант - ученик.)
Страница 4.
Роль этикета в нашей жизни
Участники полилога:
- Сколько нужно всего запоминать! А, может, мы не хотим признавать никаких авторитетов! Мы сами достаточно взрослые!
- Да! Запоминать какие-то правила, заучивать какие-то слова! По- моему, без всего
этого вполне можно обойтись!
- А для вредных подростков есть специальные «вредные советы»:
- Если вы пришли к знакомым, не здоровайтесь ни с кем!
Слов «пожалуйста», «спасибо» не говорите никому.
Если вы собрались другу рассказать свою беду,
Брать за пуговицу друга бесполезно: убежит.
Лучше дать ему подножку, на пол бросить, сверху сесть,
И тогда уже подробно рассказать свою беду.
Ты в беседе на вопросы ни на чьи не отвечай,
И тогда никто не скажет про тебя, что ты - болтун.
Девчонок надо никогда нигде не замечать,
И не давать прохода им нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять, пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они: до них вам дела нет!
Девчонку встретил - быстро ей показывай язык:
Пускай не думает она, что ты в неё влюблён!
Советы эти мудрые запомни наизусть.
Все отвернутся от тебя - им хуже, ну и пусть!
- Нет! Я не хочу, чтобы от меня все отвернулись! А вы хотите?
-Я нет!
-И я нет!
-Я тоже не хочу!
-Как важно всё-таки знать правила этикета и этикетные формулы!
«Здравствуйте!» - поклонившись,
Мы друг другу сказали.
-Просто «здравствуйте»,
Больше ведь мы ничего не сказали.
-Почему же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
-Почему же на капельку счастья
Прибавилось в мире?
-Почему же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
- Есть такие слова - «солнышки»!
- Не огорчайся… Всё будет хорошо!
- Я рад за тебя!
- Как хорошо с тобой!
- Ты прекрасно выглядишь!
- У тебя изумительная улыбка!
- Есть такие слова- «солнышки»!
- А вы часто ими пользуетесь?
(Звучит песня на мелодию песни Игоря Крутого «Ангел-хранитель»)
Пусть навсегда хорошие манеры
в привычку для нас войдут!
Please, s’ il vous plait, exelent - примеры
Excuse me, bon jour, very good!
Страница 5
Рефлексия
Участникам полилога и членам каждой команды предлагается ответить на вопросы:
- Интересна ли для вас тема - «Речь и этикет»?
- Изменилось ли ваше мнение о том, что культура человека и его речь тесно взаимосвязаны?
Литература для учителя и учащихся
- Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности… Лениздат. 1986.
- Гольдин В. Речь и этикет. М.: «Просвещение», 1983.
- Гульчин М. Культура речи. Учебное пособие по русскому языку для 5, 6 классов средней школы. Херсон. 1993.
- Позакласний час. Метод. журнал.
- Скворцов Л. Экология слова, или поговорим о культуре речи. М.: “Просвещение”, 1996.
- Трофименко В., Волгин А. Поговорим об этикете. М.: «Московская правда», 1991.
- Успенский Л. Культура речи. М.: «Знание», 1976.
- Шемшурина А. Этические диалоги. М.: «Школа-пресс», 1999.
- Шкатова Л. Задачник по этикету. Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство. 1996.
- Энциклопедия этикета. Санкт- Петербург. «МиМ-ЭКСПРЕСС», 1996.
- Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению. Собрание от разных авторов. Репринтное издание. М.: «Планета», 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Весёлое путешествие по стране Орфографии"
Данное внеклассное мероприятие предназначено для учащихся 5-6 классов. На подготовительном этапе рябята выбирают название команды, девиз и готовят краткое представление команды....
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»
Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.Цели:- Стимулировать интерес к изучению русского языка;-...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов
Обобщение изученного материала по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация)....
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе «Турнир знатоков русского языка»
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе«Турнир знатоков русского языка»...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН. Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классе
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОНСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классеЦели игры:1. Развитие у школьников интереса к русскому я...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Умницы и умники"
Внеклассные мероприятия по предмету играют важную роль в развитии личностного смысла учения. Различные виды игровой деятельности помогают развивать необходимые УУД, повышать интерес к пред...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «Своя игра» «Мир русского языка».
Цель:Развитие интереса к изучению предмета.Систематизация и закрепление знаний по русскому языку.Задачи:Создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся в изучении рус...