Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»
классный час по русскому языку (8 класс) по теме
Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.
Цели:
- Стимулировать интерес к изучению русского языка;
- Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;
- Воспитывать уважение к русскому языку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия
по русскому языку в 5-8 классах
«Умники и умницы»
Это внеклассное мероприятие можно провести по повторению курса русского языка в 5 – 8 классах, а также как праздник, посвящённый русскому языку.
Цели:
- Стимулировать интерес к изучению русского языка;
- Создать условия для демонстрации учащимися своих знаний и умений;
- Воспитывать уважение к русскому языку.
ХОД ИГРЫ
Сценка «Загадочный сундук».
Вася (выходит на сцену, держит ящик с посылкой и кричит). Откройся! Откройся!
Маша: Ты чего это, Вася кричишь?
Вася: Я не кричу, я слово подбираю.
Маша: Какое слово?
Вася: Какое, какое… Нужное!
Маша: А зачем оно тебе?
Вася: Зачем, зачем… Чтобы сундук открыть. Он без этого слова не откроется!
Маша: А почему?
Вася: Почему, почему… Потому что сундук – то заколдованный! Мне его дедушка прислал. Я тебе разве не говорил?
Маша: Ничего ты мне не говорил.
Вася: У меня дедушка на Кавказе живёт. Работает в большом – пребольшом фруктовом саду. И вот он мне прислал сундук с фруктами. И письмо, а в письме вот что написано. Послушай!
Достаёт письмо, читает:
«Посылаю тебе, внук, замечательный сундук,
В нём найдёшь ты апельсины, яблоки и мандарины.
Но висит на нём замок. Чтоб открыть его ты смог,
Нужно знать простое слово, только скажешь – и готово!
В памяти поройся – может быть, припомнится,
Только скажешь ты его, и сундук откроется! »
Маша: Вот в чём дело! И ты не можешь этого одного единственного слова припомнить?
Вася: Да я ему ж, наверное, тысячу слов говорил.
Маша: И не открывается?
Вася: ни в какую!
Маша: А ты попробуй ещё раз!
Вася: Попробую! (Сундуку) Сундук, сундук откройся быстро! Сундук, сундук, откройся немедленно, сию же минуту! Откройся, а то как дам!
Ударяет по сундуку кулаком, ушибает руку.
Ой, ой, ой!.. Ах ты, деревяшка, негодная!
Маша: А я, кажется, знаю, какое слово нужно сказать, чтобы сундук открылся.
Вася: Что же ты молчишь! Говори!
Маша: Я тебе на ушко скажу. (Шепчет)
Вася: Не может быть! Неужели я этого слова не говорил? Я же миллион слов сказал.
Маша: А этого не говорил. Попробуй!
Вася: Попробовать? Слово – то для меня какое – то непривычное. Я его никому не говорил. Ну что же, попробую, была не была… (к сундуку) Сундучок, откройся… пожалуйста, откройся! Ой, смотри, - яблоки, апельсины, мандарины!
Маша: Вот видишь, как всё просто!
Вася: Спасибо тебе, Маша, угощайся!
Маша: Спасибо.
Ведущий: слово может быть волшебным, слово может быть ласковым, добрым, а может быть злым и холодным.
(Чтение учащимися стихотворения В. Солоухина «Слово о словах»)
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не отправляй его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить,
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Ведущий: Русский язык. Россия. Русь. Сколько глубины в этих понятиях! Сколько признаний в любви им посвящено! Вот одно их них.
Художественная миниатюра «РУСЬ»
Русь. Короткое – в один слог всего! - а какое просторное и загадочное слово! Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Учёные высказали много соображений, что оно обозначает: и кто из учёных прав, а кто нет, я не знаю. Положа руку на сердце, я считаю, что у слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки.
Русь. Русские. Россия. Россияне.
Не мне одному представляется, что эти слова родственны слову «русло» (ложе реки по которому она течёт).
«Русалка» - сказочная обитательница рек и озёр с прекрасным лицом и рыбьим хвостом.
«Роса» и производное от неё слово «росяница» - обильная, «толстая» роса, лежащая поутру на травах или деревьях.
Иными словами, Русь – это страна, где много рек, озёр, а русский – это человек, живущий у воды.
Есть у слова «Русь» ещё одно значение, которое я не вычитал в книгах, а услышал их первых уст, от живого человека. На севере, за лесами, за болотами встречаются деревни, где старые люди говорят по – старинному, почти так же, как тысячу лет назад.
Тихо – смирно я жил в такой деревне и «ловил» старинные слова.
Моя хозяйка Анна Ивановна как – то внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости.
- Цветочек – то погибал. Я его вынесла на русь – он и зацвёл.
- На русь? – ахнул я.
- На русь, соколик, на русь. На самую что ни на есть русь.
Осторожно спрашиваю:
- Анна Ивановна, а что такое русь?
- Русью светлое место зовём. Где солнышко. Да всё светлое, почитай так зовём. Русый парень, русая девушка. Русая рожь – спелая. Убирать пора. Не слыхал, что ли, никогда?
Я слова вымолвить не могу.
Русь – светлое место! Русь – страна света.
Милая, светоносная моя Русь, Родина, родительница моя!
Автор: С. Романовский
Ведущий:
ВЕЛИКИЙ, МОГУЧИЙ, ПРАВДИВЫЙ, СВОБОДНЫЙ,
НАРОДНОЙ ЖИВИТЕЛЬНОЙ СИЛЫ РОДНИК!
ТЕБЕ ПОСВЯЩАЕМ ИГРУ МЫ СЕГОДНЯ,
НАШ ГОРДЫЙ, НАШ РУССКИЙ, РОДНОЙ НАШ ЯЗЫК!
Сообщение темы игры. Представление участников. Представление судейской коллегии (по - латински – «ареопаг» ). Объявление условий игры.
Игра состоит из пролога, нескольких номинаций и эпилога. Игра командная. На игровом поле 3 стола: зелёный, жёлтый и красный. В игре представлены следующие номинации:
- ЛЕКСИКА
Фразеология Пословицы Словари
- ЭТИМОЛОГИЯ
- МОРФЕМИКА
- МОРФОЛОГИЯ
Часть речи Имена Тёмная комната
- ФОНЕТИКА
- ОРФОГРАФИЯ
- ВИКТОРИНА
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ!!!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИГРЫ
ПРОЛОГ
1 конкурс «Говорите правильно»
Задание: исправить ошибки в стихотворении
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит цельный день».
В. Масс, М. Червинский
Время – 1 минута.
Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. – 3 балла)
Ведущий зачитывает правильный ответ.
Между прочим
Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хотим»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, бюллетень»,
«Сверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».
2 конкурс «КОНКУРС КРАСНОРЕЧИЯ»
У участников игры было домашнее задание: подготовить поздравление с Днём защитника Отечества или с Международным женским днём.
Критерии: оригинальность, краткость, лаконичность, выразительность, эмоциональность и не в стихах. (Макс. – 3 балла).
Подведение итогов.
Далее командам предлагается по очереди открывать номинации и выполнять задания.
ЛЕКСИКА
Лексика – раздел науки о языке, изучающий словарный состав русского языка.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
Скажи одним словом
Во весь дух. (Быстро)
Рукой подать. ( Близко)
Сломя голову. (Быстро)
Прикусить язык. (Замолчать)
За каждый правильный ответ – 1 балл (Макс. 4 балла)
Задание зрителям «Доскажи фразеологизм»
1. Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
… («Водой не разольёшь»).
2. Мы исходили городок
Буквально… (вдоль и поперёк).
3. И так устали мы в дороге,
Что еле … (волочили ноги)
4. Фальшивят, путают слова,
Поют … (кто в лес, кто по дрова)
5. Товарищ твой просит украдкой
Ответ списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь … (медвежью услугу).
2. ПОСЛОВИЦЫ.
Ведущий :
Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему – то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится –
Ведь с ней и горе - не беда.
И наша речь красна пословицей!
Ну что ж, приступим, господа?
А сейчас мы начинаем состязание знатоков народной мудрости.
– соревнование по русскому языку для 6 класса
Игра – соревнование для 6 класса по русскому языку «Меткий стрелок». Сценарий
Автор: Снигирева Алена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Кулигинская СОШ»
Данная игра предназначена для учителей русского языка и литературы, преподающих в 6 классе при итоговом повторении.
Цель игры: создать условия для повторения курса русского языка 6 класса, закрепить знания, полученные на уроках, формировать умение работать командой, чувствовать ответственность за свою команду.
Оборудование: дартс с дротиками, доска, мел, символические призы.
Ход игры:
Класс делится на 2 команды стрелков. Каждый по очереди подходит к условленному месту и кидает дротик, в зависимости от того сколько очков выбил, ему задаётся вопрос (если меньше 5 выбил, то вопрос задаётся из 1 блока и за правильный ответ дается 1 балл, если больше 5,то 2 балла, если ответ деется неверный, то может помочь ответить команда, если и команда затрудняется дать ответ, вопрос передается другой команде).
Побеждает та команда, которая была самая меткая и при этом правильно отвечала на вопросы.
Учитель: Здравствуйте, юные стрелки! Сегодня вам предстоит не только метко стрелять, но и отвечать на вопросы и за правильные ответы получать баллы. Каждый участник команды может принести баллы своей команде, метко попав в дартс и правильно ответив на вопрос. За нарушение дисциплины на уроке я вправе снять очки, поэтому нудно быть активными, но не шумными. Я желаю вам удачи в меткости и показать свои знания в полной мере! На доске я буду фиксировать баллы, в конце игры их суммируем и узнаем победителей – лучших стрелков и знатоков русского языка.
Ученики по одному по очереди выходят к дартсу и кидают дротик, в зависимости куда попал задается вопрос из блока 1 или 2. Если ученик не попал, то ход передается другой команде.
Первый блок вопросов (за правильный ответ 1 балл):
1. Дайте определение глаголу. (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
2. Каким образом определить вид глагола? (По вопросу. Если глагол отвечает на вопрос что делает? (что делал? что будет делать? )– глагол несовершенного вида, если отвечает на вопрос что сделать? (что сделал? что сделает?) – глагол несовершенного вида)
3. Как пишется частица Не с глаголами? (всегда ли? назовите исключения) (Частица Не пишется с глаголами раздельно. Не пишется слитно только с теми глаголами, которые без не не употребляются: ненавидеть, нездоровится)
4. Дайте определение инфинитиву. (Инфинитив – начальная форма глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
5. Как определить возвратность глагола? ( Глаголы, имеющие суффикс –ся (-сь), называются возвратными, если нет этих суффиксов – глагол невозвратный)
6. Перечислите наклонения глагола. ( Изъявительное, условное, повелительное).
7. Какие времена глагола существуют? (Настоящее, прошедшее и будущее).
8. Дайте определение имени прилагательному. (Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей?)
9. Перечислите разряды прилагательных по значению. (Качественные, относительные, притяжательные).
10. Назовите постоянные признаки имени прилагательного. (Разряд по значению).
11. Назовите непостоянные признаки имени прилагательного. (Полная или краткая форма, род, число, падеж).
12. Дайте определение имени числительному. (Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? какой?).
13. На какие группы делятся числительные по строению? (Простые, сложные, составные).
14. Назовите несколько количественных, собирательных и порядковых числительных. Количественные – три, два, пять; собирательные – семеро, девятеро, трое, оба; порядковые – второй, двадцатый, сотый).
15. Дайте определение наречию. (Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действия или признаки признаков и отвечает на вопросы: как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени?)
16. Какая особенность сближает наречие с инфинитивом? (Являются неизменяемыми частями речи).
17. Назовите степени сравнения наречий. (Сравнительная, простая сравнительная, сложная сравнительная, превосходная).
18. Расскажите правило о написании дефиса в наречиях. (Дефис пишется: 1. В наречиях с приставкой по-, оканчивающихся на –ому, -ему, -и; 2. В наречиях с приставкой в- (во-), оканчивающихся на –ых (-их); 3. В наречиях, образованных повторением слов или из однокоренных слов).
19.Чем слова состояния отличаются от наречий? А что их объединяет? ( Отличаются тем, что обозначают душевное состояние человека, физическое состояние человека и животных, состояние природы и окружающей среды, оценку действий, в предложении не зависят от других слов, являются сказуемыми. Схожи формой, не изменяются и отвечают на вопросы как? каково?).
20. Дайте определение местоимению. (Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называют их).
Второй блок вопросов (за правильный ответ 2 балла):
1. Назовите морфологические признаки глагола. (Вид, спряжение, возвратность, наклонение, время, лицо, род, число).
2. Перечислите постоянные признаки глагола. (Вид, спряжение, возвратность).
3. Перечислите непостоянные признаки глагола. ( Наклонение, время, лицо, род, число).
4. Вспомните спряжение глагола. Как можно его определить? ( По личному ударному окончанию, по инфинитиву).
5. Назовите исключения из 1 спряжения и из 2-го. (Исключение из 2 спряжения: брить, стелить; исключения из 1 спряжения: слышать, дышать, держать, гнать, видеть, ненавидеть, обидеть, зависеть, смотреть, вертеть, терпеть).
6. Назовите основные отличия наклонения глагола друг от друга. (Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, которое может произойти только при определенных условиях, есть частица бы. Глагол в форме повелительного наклонения обозначает действие, к которому говорящий побуждает своего собеседника, часто присутствуют частицы пусть, пускай).
7. Как определить лицо и число глагола? (при помощи чего?) (При помощи окончания).
8. Какие глаголы мы называем разноспрягаемыми? (Хотеть, бежать).
9. Какие глаголы мы называем безличными? Почему? (Безличные глаголы обозначают действие, которое совершается без действующего лица, поэтому называются безличными).
10. Как отличить разряды прилагательных друг от друга? (Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине, по возрасту, по цвету, по весу, по внешнему виду, по внутренним качествам. Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан предмет, указывают на признак предмета по месту, по времени его существования, по назначению предмета. Притяжательные прилагательные обозначают признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному).
11. Каким членом предложения обычно являются краткие прилагательные? (Сказуемым).
12. Чем отличаются полные и краткие имена прилагательные? (Окончанием).
13. Какие степени сравнения прилагательных существуют? Как они образуются? (Сравнительная простая и сложная, превосходная простая и сложная. Простая сравнительная степень образуется при помощи суффиксов: -ее (-ей), -е, -ше. Сложная сравнительная степень при помощи слов более или менее. Простая превосходная при помощи суффикса –ейш или –айш. Сложная превосходная степень при помощи слов самый, наиболее, наименее).
14. Когда Не с прилагательными пишется слитно? (Если слово без Не не употребляется, если слово с Не можно заменить близким по значению синонимом без не-).
15. Когда Не с прилагательными пишется раздельно? ( Если в предложении есть или подразумевается противопоставление).
16. На какие 2 разряда по значению и грамматическим особенностям делятся числительные? (Количественные и порядковые).
17. Когда в наречиях после шипящих пишется О, а когда Е? От чего это зависит? Назовите исключения. (на конце наречий после шипящих под ударением пишется О, без ударения Е. Зависит от ударения).
18. Когда в наречиях пишется одна буква Н, а когда две? ( В наречиях пишется столько Н, сколько их в прилагательном, от которого данное наречие образовано).
19. В каких случаях на конце наречий пишется мягкий знак? (назовите исключения). (На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Исключения: уж, замуж, невтерпёж).
Подведение итогов, подсчет баллов.
Учитель: Молодцы, ребята! Поработали сегодня хорошо, и каждый получит сегодня отметку на уроке, а выигравшая команда небольшие призы!
Выведение отметок за урок и вручение неболь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов
Обобщение изученного материала по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация)....
Конкурс по русскому языку для обучающихся 8 классов «Умники и умницы»
Эпиграф: Воспитание любви к русскому языку- серьезная и ответственная задача, стоящая перед учителем русского языка и литературы, ибо «языку мы учимся и должны учиться до последних дней своей жи...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе «Турнир знатоков русского языка»
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 6 классе«Турнир знатоков русского языка»...
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН. Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классе
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОНСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку, литературе и английскому языку в 5-м классеЦели игры:1. Развитие у школьников интереса к русскому я...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку "Умницы и умники"
Внеклассные мероприятия по предмету играют важную роль в развитии личностного смысла учения. Различные виды игровой деятельности помогают развивать необходимые УУД, повышать интерес к пред...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-8 классах «Умники и умницы»
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5-8 классах«Умники и умницы»...
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 7 -8 классов по орфографии
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку «(Не)рядовое приключение, или Как подружиться с НЕ»Тема – правописание не и ни с разными частями речи.Форма проведения ...