Фольклорный праздник "В горнице"
план-конспект по теме

Бакасова Наталья Владимировна

Сценарий фольклорного праздника для учащихся начальной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklornyy_prazdnik_v_gornitse.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий фольклорного праздника

«В горнице»

(для учащихся начальных классов)

Автор-составитель: учитель изобразительного искусства

 Бакасова Наталья Владимировна

Цель: расширить знания учащихся о традициях и обычаях русской народной культуры.

Задачи:

  • знакомить учащихся с русским фольклором;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • формировать у учащихся представление о русских народных обычаях, традициях;
  • способствовать формированию любови и уважения к Родине.

На сцене интерьер крестьянской избы. Звучит фонограмма колокольного звона. Ведущие и участники праздника в русских костюмах.

Ход праздника

На сцену выходят ведущий и ведущая, два ученика и Ведущая – хозяйка в русских костюмах

1-й ученик:             Чем дальше в будущее смотрим,

                                 Тем больше прошлым дорожим,

                                 И в старом красоту находим,

                                 Хоть новому принадлежим.

2-й ученик:             Россия – мать! Тебе хвала!

                                 В веках ты видела немало,

                                 Когда б ты говорить могла,

                                 То многое бы рассказала.

Ведущая:        Какие замечательные слова! Вот и сейчас мы поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. Какие же были развлечения? Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Вот и мы с вами сейчас заглянем на огонек.

1-й ученик:              Зимний вечер темен, долог,

                                  Насчитаю сорок елок,

                                  То носочек повяжу,

                                  То немного попряду.

                                  Позову-ка я ребят на посиделки!

                                  Будут песни, будут пляски и игра в горелки!

2-й ученик:              Эй, девчонки – девчушки,

                                  Веселушки, хохотушки!

                                  Эй, мальчишки – молодцы,

                                  Озорные удальцы,

                                  Приходите поплясать,

                                  Темный вечер скоротать!

Входят дети, поют песню «Горница – Узорница» (Приложение №1)

Ведущая: Проходите гости дорогие, проходите. Милости прошу! Ой, ребята, молодцы, как подарки хороши. Пирожки и калачи прямо только из печи.  Раньше очень любили принимать гостей.  Давайте вспомним этот обычай.

1-й ученик: Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было   в доме из еды.

2-й ученик: Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб, соль», а хозяин отвечал «Добро пожаловать, хлеба соли   откушать».

Звучит песня «Блины» (Приложение №1)

Ведущая: Давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и о      доброте.  (Дети помогают хозяйке говорят пословицы, которые знают)

                       Хозяин весел – гости радостны.

                       Гость доволен – и хозяин рад.

                       Гостю щей не жалей, по гуще влей!

                       Для дорогого гостя и ворота настежь.

                       Что ни есть в печи, все на стол мечи!

                       Много гостей – много новостей.

                       Худо тому, кто добра не делает никому.

                       Доброе дело два века живет.

                       С миру по нитке – голому рубашка.

                       Добра желаешь, добро и делай.

                       Живи для людей, поживут и люди для тебя.

                       Как аукнется, так и откликнется.

                       

1-й ученик:           Хлебом, солью всех встречаем,

                               Самовар на стол несем,

                               Мы за чаем не скучаем

                               Говорим о том, о сем.

2-й ученик:           Начинаем мы припевку,

                               Первую, начальную.

                               Мы хотим повеселить публику печальную.

Звучат песни русская народная «Ой, вставала я ранешенько»

 (Приложение №1)

Выбегают два скомороха.

1-й скоморох        Под кустом у дорожки

                               Сидели скоморошки.

2-й скоморох        Я – скоморох Прошка.

1-й скоморох        А я Федул – скоморошка.

2-й скоморох        Федул, а Федул

                               Чего губу надул?

1-й скоморох        Кафтан прожег.

2-й скоморох        Зачинить можно?

1-й скоморох        Можно, да иглы нет

 2-й скоморох        А велика ли дыра?

1-й скоморох         Один ворот остался.

Поют частушки, пляшут

1-й скоморох         Вы послушайте ребятки,

                                Мы частушки будем петь!

                                На дубу свинья пасется,

                                В бане парится медведь.

2-й скоморох         Сапоги сшил из рубашки,

                                А рубаху из сапог,

                                Дом поставил из опилок –

                                Вышел славненький домок.

1-й скоморох         На болоте, да на мху

                                Укусил комар блоху.

                                Сидит заяц на березе

                                Умирает со смеху.

2-й скоморох         На горе стоит телега,

                                Слезы капают с дуги.

                                Под горой стоит корова

                                Одевает сапоги.

1-й скоморох         Пошла плясать

                                Бабушка Лукерья,

                                На затылке нет волос –

                                Навтыкала перья.

2-й скоморох         Как по саду огороду

                                Любит козочка гулять

                                После этого похода

                                Урожая не собрать

1-й скоморох        Прошка, а Прошка, что из лесу не идешь?

2-й скоморох        Да медведя поймал.

1-й скоморох        Так веди его сюда.

2-й скоморох        Да он не идет!

1-й скоморох        Так он и меня не пускает!

2-й скоморох        А ну, ребята, не зевай,

                               Кто частушек много знает

                               Все за нами подпевай.

Мальчики и девочки встают друг против друга

Мальчики:            Начинаем петь частушки,

                               Просим не смеяться,

                               Тут народу очень много,

                             Можем растеряться.

                             Ой, беда, беда, беда,

                             В огороде лебеда,

                             Черемуха белая,

                             Что любовь наделала.

1-й:                      Моя милая красива,

                             За рекой она жила,

                             Захотела повидаться,

                             В решете переплыла.

2-й:                      Я нашел себе невесту,

                             Говорят, богатая.

                             Две подружки у нее

                             И коза рогатая.

3-й:                      Я, вам, дедушка Иван,

                             Посадил кота в карман

                             Котик плачет и рыдает,

                             Громко дедушку ругает.

4-й:                      А у нас во дворе

                             Квакали лягушки,

                             А по лужам босиком

                             Прыгали девчушки.

5-й:                      Я иду, иду, иду,

                             Собаки лают на пруду.

                             Какого шута лаете?

                             Ведь вы меня не знаете!

Хором:                Эй, девчонки – хохотушки,

                             Запевайте – кА частушки.

                             Запевайте поскорей,

                             Чтоб порадовать гостей.

Девочки поют частушки пританцовывая

Девочки:            Разрешите поплясать,

                             Разрешите топнуть.

                             Неужели в этом доме

                             Половицы лопнут?

1-ая:                    Не ругай меня, мамаша,

                             За помаду и духи,

                             Ведь не ты же покупала,

                             Покупали женихи.

2-ая:                    Я качалась на качели,

                             Потеряла брошку,

                             Не ругай меня, мамаша,

                             Я люблю Алешку.

3-ая:                    Выйду, выйду я плясать

                             В новеньких ботинках,

                             Все ребята говорят,

                             Что я, как картинка.

4-ая:                    Ярославские ребята

                            Невелики – удалы.

                            Нашу курочку рябую

                            На веревочке вели.

5-ая:                   Не ругай меня, мамаша,

                            Что я простудилася.

                            Я у Коли в коридоре

                            Танцевать училася.

6-ая:                   Мой дружочек, ох, хороший,

                            Да росточком очень мал,

                            Проводил меня до дому,

                            Я чихнула, он упал.

Хором:               Мы частушки вам пропели

                            Хорошо ли, плохо ли,

                            А теперь попросим вас,

                            Чтобы нам похлопали.

Под музыку дети рассаживаются по кругу

Ведущая:         Мы гордимся стариною,

                          Стала нам она родною.

                          Вечно радуют кого-то

                          Наших прадедов работы.

Выходят дети в руках изделия русских народных промыслов

1-й:   (держит в руках изделия из Гжели)          

                          Синие птицы по белому небу, море цветов голубых.

                          Кувшины и кружки – быль или небыль?

                                                                  Изделия рук золотых.                 

2-й:                    Синяя сказка – глазам загляденье,

                           Словно весною капель.

                           Ласка, забота, тепло и терпение –

                           Русская звонкая Гжель!

3-й:  (держит в руках изделия Хохломских мастеров)

                           Как волшебница, Жар-птица не выходит из ума

                           Чародейка – мастерица, золотая Хохлома!

4-й:                    И богата и красива, гостью рада от души.

                           Кубки, чаши и ковши.

                           И чего в них только нету:

                           Гроздья алые рябин,

                           Маки солнечного света

                           И ромашки луговин.

5-й:  (держит в руках изделия - Дымковские игрушки)

                            Барашек – свисток,

                            Левый рог – завиток,

                            Правый рог – завиток,

                            На груди – цветок.

6-й:                     Кто-то дырочки умело

                            Сделал птахе у спины,

                            И синица вдруг запела

                            Голоском самой весны.

7-й:  (держит в руках Матрешку) 

                            Алый шелковый платочек,

                            Русский сарафан в цветочек

                            Упирается рука в деревянные бока.

                            А внутри секреты есть: может, три,

                            А может, шесть.

                            Разрумянилась немножко наша русская матрешка!

Дети расходятся к левому и правому краю сцены, в середину выходят дети с музыкальными инструментами

1-й:                     Как у нашего соседа

                            Весела была беседа.

                            А у нас на весь двор

                            Еще, пуще разговор.

                            Гуси – в гусли, утки – в дудки,

                            Тараканы – в барабаны,

                            Чечетки – в трещотки,

                            Чайки – в балалайки,

                            Кукушки – в калатушки,

                            А веселые скворцы заиграли в бубенцы!

                            Играют, играют, всех потешают.

Выступление шумового оркестра под русскую народную мелодию

Ведущая:      А мы знаем еще и шутки – прибаутки.

Сценка «Уля и Филя»

 Читая шутки, артисты танцуют под русскую народную музыку

Уля:                    Здравствуй, Филя!

Филя:                 Здравствуй, Уля!

Уля:                    Где ты был?

Филя:                 У матушки.

Уля:                    Что мать, гостинцев прислала?

Филя:                 Мать прислала ,оладушек.

Уля:                    А где же они?

Филя:                 Я их под лавку положил!

Уля:                    Экий ты, Филя, чудак!

Филя:                А ты бы, Уля, как?

Уля:                   Я бы их в печку положила, ты бы пришел и съел.

Филя:                Ладно, Уля, в следующий раз так и сделаю.

Филя и Уля расходятся под русскую мелодию, затем вновь встречаются, здороваются.

Уля:                   Здравствуй, Филя!

Филя:                Здравствуй, Уля!

Уля:                   Что мать прислала?

Филя:                 Мать прислала сарафан.

Уля:                   А где же он?

Филя:                Я его в печку положил.

Уля:                   Экий ты, Филя, чудак!

Филя:                А ты бы как?

Уля:                   Я бы его в шкаф повесила.

Филя:                Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.

Филя и Уля снова расходятся.

Уля:                   Здравствуй, Филя!

Филя:                Здравствуй, Уля!

Уля:                   Что мать прислала?

Филя:                Мать прислала барана.

Уля:                   А где же он?

Филя:                Я его в шкаф повесил.

Уля:                   Экий ты Филя чудак!

Филя:                А ты бы как?

Уля:                   Я бы его в хлев завела, сена дала, водой напоила.

Филя:                Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.

Филя и Уля снова расходятся.

Уля:                   Здравствуй, Филя!

Филя:                Здравствуй, Уля!

Уля:                   Что мать прислала?

Филя:                Мать прислала Настюшку.

Уля:                   А где же она?

Филя:                Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

Уля:                   Экий ты, Филя, чудак!

Филя:                А ты бы как?

Уля:                   Я бы ее за стол посадила да чаем напоила.

Филя:                Ладно, Уля, в следующий раз я так и сделаю.

Филя и Уля расходятся

Уля:                    Здравствуй, Филя!

Филя:                 Здравствуй, Уля!

Уля:                    Что мать прислала?

Филя:                 Мать прислала свинью.

Уля:                    А где же она?

Филя:                 Я ее за стол посадил, да чаем напоил.

Уля:                    Экий ты, Филя, чудак! Филя – простофиля!

Свободная пляска

Ведущая:            У кого тут хмурый вид,

                             Снова музыка звучит

                             Собирайся детвора,

                             Ждет вас русская игра!

Игра «Коза».  Дети встают в полукруг. Ведущий, выводит ряженую козу.

Ведущий:           Мы не сами идем,

                            Мы козу ведем.

                            А, ну, народ, расступись,

                            Дай нам ход!

Коза:                  Где коза ходит – там и жито родит.

                            Идет по кругу толкается

                            Где коза хвостом – там жито кустом.

                            Где коза нагою – там жито копною.

                            Старается наступить на ногу.

                            Где коза рогом – там жито стогом.

  Бодается.

Ведущая:           Ты, коза, не сердись.

                            Ты нам поклонись.

                            Да мы вместе и спляшем.

Все вместе пляшут.

 Все хором:         Пошла коза по лесу.

                             Искать себе принцессу (3раза)

                             Давай коза попрыгаем (3раза)

                             Ножками подрыгаем (3раза)

                             Ручками похлопаем (3раза)

                             Ножками потопаем (3раза)   

       

Ведущая: (кланяется гостям)   

                            Спасибо вам, люди добрые,

                            Люди славные, за ласку вашу,

                            За веселье широкое!

За свою многовековую историю русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, волшебные, бытовые, пресмешные сказки. Всё это богатство бережно хранилось, передавалось из поколения в поколение и дошло до нас. Вы сегодня показали, что знаете и любите русский фольклор, как истинно русские люди.

Список литературы

  1. Журнал «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и               Андрюшки», №11, 2001
  2. Кувашова Н.Г.  «Праздники в начальной школе – 2», 2000
  3. Скорлупова О., Герасимова О. «Русская ярмарка».
  4. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., и др.  «Внеклассные мероприятия 3 класс.»

                                                                                      Москва «РАКО» 2004

Приложение №1

Песня «Горница –Узорница»

Бабушка с порога приглашает в горницу

Долгая дорога, нужно отдохнуть.

Бабушкина горница, горница-узорница,

Светлая, как облако боязно вздохнуть.

Бабушкина горница, горница-узорница,

Светлая, как облако боязно вздохнуть.

Половицы скрипнули, занавески вздрогнули,

На столе сосновом пироги и чай,

Улыбнется бабушка, улыбнется горница,

На подушке мягкой крепко засыпай.

Улыбнется бабушка, улыбнется горница,

На подушке мягкой крепко засыпай.

За окошком тихо. Светлый дымкий вечер.

Из трубы поднимется к синим звездам дым.

Сказки нашей бабушки, сказки нашей горницы

Горницы-узорницы улетают в мир!

Сказки нашей бабушки, сказки нашей горницы

Горницы-узорницы улетают в мир!

Бабушка с порога приглашает в горницу

Долгая дорога, нужно отдохнуть.

Бабушкина горница, горница-узорница,

Светлая, как облако боязно вздохнуть.

Бабушкина горница, горница-узорница,

Светлая, как облако боязно вздохнуть.

Русская народная песня «Ой! Блины»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Напекла она поесть,

Сотен пять, наверно, есть.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

На поднос она кладет

И сама к столу несет.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Гости будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

Русская народная песня «Ой! Вставала я ранешенько»

О, вставала я ранешенько,

Умывалася белешенько.

Припев: Ой, ли да-ли, калинка моя,

В саду ягода-малинка моя!

Надевала черевики на босу,

Я гнала свою корову на росу.

Припев.

Я гнала свою корову на росу…

Повстречался мне медведь во лесу.

Припев.

Я медведя испугалася,

Во часты кусты бросалася.

Припев.

Ты, медведюшка-батюшка,

Ты не тронь мою коровушку.

Припев.

Ты не тронь мою коровушку,

Не губи мою головушку!

Припев.

Я коровушку доить буду,

Малых детушек поить буду.

Припев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа"Горница""

программа дополнительного образования детей детское объединение "Горница"...

Программа "Горница"

Программа "Горница" - программа по русскому народному творчеству, для учащихся доп. образования. Срок реализации 3 года. Возраст 7-12 лет....

«Посиделки в русской горнице» для 5-9 классов

Цели урока:- развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей  школьников, сплочение  коллектива, активизация культурного досуга  школьников;- воспитание духовно – нравственных ...

«Посиделки в русской горнице».

Цели урока:- развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей  школьников, сплочение  коллектива, активизация культурного досуга  школьников;- воспитание духовно – нравственных ...

ПОЛОЖЕНИЯ фольклорно-этнографический конкурс «Горница»

Целями и задачами Конкурса являются:- духовное и творческое развитие юного поколения, освоение и понимание детьми истоков народной культуры, народного искусства;- приобщение детей и подростков к отече...