«Посиделки в русской горнице».
классный час по истории (8 класс) по теме
Цели урока:
- развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей школьников, сплочение коллектива, активизация культурного досуга школьников;
- воспитание духовно – нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям.
Оборудование к уроку:
- предметы декорации, напоминающие убранство избы, атрибуты крестьянского быта, народные костюмы;
- березка;
- мультимедийный проектор , музыкальные фонозаписи;
- наградной материал ( баранки, бублики, грамоты подписать ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posidelki_v_russkoy_gornice_tverdova_s.n.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Твердова С.Н классный руководитель,
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №8 п.Комсомольский
Гулькевисчкий район Краснодарский край
Внеклассное мероприятие: «Посиделки в русской горнице».
Цели урока:
- развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей школьников, сплочение коллектива, активизация культурного досуга школьников;
- воспитание духовно – нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к российской истории и народным традициям.
Оборудование к уроку:
- предметы декорации, напоминающие убранство избы, атрибуты крестьянского быта, народные костюмы;
- березка;
- мультимедийный проектор , музыкальные фонозаписи;
- наградной материал ( баранки, бублики, грамоты подписать ).
Ход мероприятия:
Здравствуйте гости дорогие, у нас в гостях на посиделках 6- 8 класс (входит хозяйка и помощницы в русских народных костюмах, ученики 9 класса помогают учителю в проведении мероприятия).
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
1 дев. Веселья вам да радости!
2 дев. Давно вас ждем – поджидаем, праздник не начинаем.
Хозяйка: Поудобнее садитесь,
И с мыслями соберитесь,
Приглашает вас фольклор
На старинный русский двор!
1 дев: В старину он вас отправит
Вспомнить многое заставит.
Поговорки, прибаутки,
Сказки разные и шутки.
2 дев: И гостей и всех ребят
приглашаем на обряд.
Как давненько наши предки
Собирали посиделки.
В посиделках участвуют команды: 6 класс- «Берендеи», 7 класс- «Скоморохи»,
8 класс- «Сказочники».
Условия конкурса таковы: В старину на Руси
Раздавали калачи.
Вы старайтесь, отвечайте,
И пряники получайте.
За каждый правильный ответ команда получает сладкий пряник.
Хозяйка: - Если все готовы - отправляемся в увлекательное путешествие с конкурсами, песнями, хороводами по волшебной стране «Устное народное творчество». ( Открывается тема урока, заставка: слайд 1 «Гусляры»,
текст: «УНТ – это».
1. Итак, путешествие начинается.
-Ребята, поможет нам путешествовать по удивительной стране – русская матрешка.
Вы знаете, что фольклор включает в себя разнообразие жанров.
Мы сегодня совершим путешествие по нескольким из них.
Я беру 1 матрешку - жанр народного творчества «Пословицы».
Заставка: Слайд 2 «Пословицы»
1дев. Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
И наша речь красна пословицей
Давайте вспомним их, друзья.
- Название конкурса – «Собери пословицу»
Начало пословицы есть, надо найти конец. Каждой команде вручается
конверт с пословицами.
(Помощницы вручают конверт с пословицами)
1 команда: «Делу время,… Потехе час»
«Без труда не вытащишь …и рыбку из пруда»
- Ребята, о чем эти пословицы? ( о труде)
2 команда: «Не имей сто рублей, …имей сто друзей»
«Нет друга – ищи, …нашел – береги»
О чем эти пословицы? (о дружбе)
3 команда: «Ученье - свет, … а неученье – тьма»
«Повторенье – мать ученья»
О чем эти пословицы? (Об учебе)
Хозяйка: Молодцы! С этим конкурсом вы справились. Но впереди нас ждет еще много интересного.
2. - Показываю следующую матрешку. Это загадки!
Вставка компьютера – «Загадки – это…»
2 помощница: Мешкать нечего, пора!
Продолжается игра.
Второй конкурс начинаем
И в загадки приглашаем.
Хозяйка: Не забывайте, за каждый правильный ответ – сладкий пряник. Загадки наши не сложны – это предметы, которые были в каждой избе на Руси.
1команда: В избе – изба, на избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в избе,
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (Печь)
2 команда: Стоит бычок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
3 команда: Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пушистый и душистый,
Он и черен, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
А сейчас «Заморочки из бочки». Моя помощница читает вопрос, а на экране вы выбираете вариант ответа.
1 команда: Как называется предмет, которым мешают дрова в печке?
Компьютер: Три варианта ответа: веник, кочерга, полено. (Кочерга)
2 команда: Как называлась на Руси обувь, сплетенная из коры деревьев?
Компьютер: Сапоги, валенки, лапти. (Лапти)
3 команда: Веду я внучка по всем комнатам за ручку?
Компьютер: Утюг, пылесос, веник. (Веник)
Хозяйка: Молодцы! И с этим конкурсом вы справились.
3. А наше путешествие продолжается. Открываем матрешку и попадаем в былины.
Заставка: слайд 3 «Былины – это…»
Задание:
Заставка компьютера: 1 команда: Назовите трех русских богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)
Заставка компьютера: 2 команда: С каким богатырем был бой у Соловья – разбойника?
(Илья Муромец)
Заставка компьютера: 3 команда: Какой былинный герой победил Змея – Горыныча? (Добрыня Никитич)
4. Умницы! Путешествие продолжается. Следующая матрешка – песни.
Заставка: слайд 4 «Русские народные песни…»
- Да, всегда на Руси любили петь песни, водить хороводы. Мы сейчас тоже будем водить хоровод и петь известную вам песню «Во поле березка стояла»
Эту песню мы проинсценируем: хоровод будем водить около русской березки, … будет Иваном, который играет на балалайке, рядом Аленушка машет платочком.
Не сидите, не скучайте
В хоровод быстрей вставайте.
Встанем вкруг и поведем хоровод. (Исполняется песня «Во поле березка стояла»)
5. - Продолжаем наше путешествие. Открываем матрешку и попадаем в страну сказок.
Заставка слайд 5 – «Гусляры …»
Я уверена, что сказки вы любите все. А хорошо ли вы их знаете?
Я вам предлагаю конкурс - «По страницам сказок».
Задание 1: По фрагменту сказки вы должны узнать ее и сказать, как она называется.
Компьютер. Фрагменты сказок для каждой команды.
«Аленушка и братец Иванушка», «Царевна – лягушка», «Гуси – лебеди».
Задание 2:
1 команда: Кто из героев русской сказки просил: «Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь» (щука) «По щучьему веленью»
2 команда: Кто так говорил: «Давай делить: тебе вершки, а мне корешки»
(мужик) «Мужик и медведь»
3 команда: Чья это песенка «Битый небитого везет! Битый небитого везет!» (Лиса) «Лисичка – сестричка и волк»
Задание 3: На ком или на чем совершили путешествие герои сказок?
1команда: Емеля к царю? (на печи) «По щучьему веленью».
2 команда: Иван – царевич за Жар – птицей? (на волке) «Иван – царевич и серый волк».
3 команда: Баба – Яга по воздуху ? ( ступа)
Молодцы! Вы хорошо справились с этим конкурсом.
Страницы любимых сказок закрываются.
Заставка слайд 6 – Окошко закрывается.
6. И у нас осталась последняя матрешка. Открываем ее. Еще один жанр народного творчества – Танец.
К нам на посиделки приехали гости, которые исполнят русский народный танец «Подпляска».
(Исполняется народный танец - 5 класс)
Ну, вот и все, ребята, наше путешествие по стране «Устное народное творчество» подходит к концу.
Так по каким же жанрам «Устного народного творчества» мы путешествовали? (Пословицы, загадки, былины, песни, сказки, танцы).
Я, надеюсь, в дальнейшем вы будете продолжать знакомство с этой увлекательной страной.
ИТОГ
Подведем итоги путешествия, посмотрим, как справилась каждая команда с конкурсами. (Подсчет пряников)
Вот команда – победитель! Слайд 7 Салют.
В старину на Руси победителей одаривали калачами да баранками. Мы тоже будем придерживаться этой традиции. Команде – победителю – вязанка баранок.
Но и остальным командам получаю грамоты.
Хозяйка: Жаль, друзья, мне расставаться,
Всем «спасибо» говорю.
Путь счастливый вам, ребята,
До свидания!
До новых встреч!
Ставни экрана закрываются.
Источники, используемые при составлении плана-конспекта
1. Р.П. Юхняк, Н.Ю. Ожеред. Организация воспитательной работы. Краснодар 2000 г.
2. Н.С. Кочетов. Нестандартные уроки в школе. Волгоград 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Посиделки в русской горнице» для 5-9 классов
Цели урока:- развитие интеллектуальных и коммуникативных способностей школьников, сплочение коллектива, активизация культурного досуга школьников;- воспитание духовно – нравственных ...
Мини-музей"Русская горница"
Создание выставки в своем учереждении....
Мини-музей "Русская горница"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5348124","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"155","width":"160"}}]]Проектная деятельность "Русская горница"Актуальность проблемы: ...
Праздник "Русская горница"
Сценарий фольклорного праздника "Русская горница" для учреждений ДОД. Педагог дополнительного образования Огаркова Светлана Владимировна. МОУ ДОД ЦДТ г. Подольск....
Занятия в комнате-музее "Русская горница"
Описание занятий в комнате-музее "Русская горница" МБОУ ДОД ДЮЦ "Русинка" г. Волжский...
проект " В Русской горнице" основан на русских народных играх
Проект основан на русских народных играх, праздниках и обрядах. Проект долгосрочный, познавательно-развивающий.Цель: сохранение традиций русского народа и знакомство с русской культурой....
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Русская горница»
В нашей школе активно действует творческое объединение «Русская забава», где мы поем народные песни, проводим фольклорные праздники и, конечно же, наряжаемся в русские народные костюмы. Но для проведе...