Программа "Горница"
рабочая программа по теме

Укконен Анжелика Владимировна

Программа "Горница" - программа по русскому народному творчеству, для учащихся доп. образования. Срок реализации 3 года. Возраст 7-12 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ukkonen_a.v..doc456.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное

учреждение дополнительного образования детей

Гатчинский Дом Детского творчества

«Принято»                                                                                    Утверждаю:

на педсовете                                                                                Директор Гатчинского ДДТ

протокол №___                                                                            ____________Тюменцева Л.В.

от «___»_________200__г                                                              от «___»__________200__г    

Дополнительная     образовательная

программа студии

русского народного творчества

«Горница»

Возраст учащихся: 7 – 12 лет

Срок реализации:  3 года      

                                                                                         Разработал

                                                                                         педагог дополнительного

                                                                                         образования

                                                                                         Укконен Анжелика

                                                                                          Владимировна

г. Гатчина

2006 г

                 

Изменения в программу внесены в 2009 году.

Пояснительная записка.

  1. Направленность

Дополнительная образовательная программа русского народного творчества «Горница» относится к художественно-эстетической направленности.

  1. Актуальность

Повышается интерес к русской народной культуре, к ее истокам.

  1. Новизна

При изучении устного народного творчества

используются сценарии русских народных сказок в новой обработке.

4.  Педагогическая целесообразность

  • Данная программа способствует развитию познавательного интереса,

индивидуальности детей, самостоятельности, способствует самовыражению.

  • Возможна корректировка программы в зависимости от контингента учащихся, их индивидуальных возможностей.
  • Программа составлена концентрическим способом.

5. Цель программы

  • Ознакомление с традициями и обычаями русского народа посредством русского народного творчества.

6. Задачи первого года обучения

  • Познакомить учащихся с русской избой, с предметами быта, с историей костюма, с видами головных уборов и обычаями ношения головных уборов, с историей создания обуви, с кузнечным и гончарным ремеслом, с различными видами освещения, способами глажения на Руси.
  • Познакомить учащихся с народными приметами времен года.
  • Сформировать знания учащихся  о русском народном фольклоре – сказках, пословицах, поговорках, играх, загадках.
  • Познакомить учащихся  с календарными народными праздниками – Покров, Рождество, Новый год, Крещение, Масленица, Пасха.
  • Познакомить учащихся с видами  и характерными особенностями русских народных росписей (Гжель, Городец, Дымково), с разновидностями матрешек, с дымковской игрушкой.
  • Воспитывать у учащихся уважительное отношение к труду, мастерству русских

умельцев; воспитывать аккуратность, усидчивость; прививать основы культуры и труда.

  • Развивать познавательную активность учащихся, художественный вкус.

Задачи второго года обучения

  • Познакомить учащихся с понятиями «домашний очаг», «родительский дом». Познакомить учащихся с реликвиями дома, со старинными способами обработки земли и уборки хлеба. Ввести новое понятие «крестьянин». Познакомить учащихся с ремеслом плотника. Дать сведения о древнерусских иконописцах, о монастыре, о традициях чаепития на Руси.
  • Продолжить знакомить  учащихся с народными приметами времен года.
  • Научить работать с природным материалом.
  • Расширить знания о фольклоре (частушки, пословицы, поговорки, загадки, постановка сказок).
  • Продолжить ознакомление учащихся с новыми календарными праздниками – Воздвиженье. Углубить знания о праздниках – Покров, Рождество, Новый год, Масленица, Пасха.
  • Познакомить учащихся с новым видом росписи – Хохлома, расширить знания о гжельской, городецкой росписи, о дымковской игрушке.
  • Развивать творческие способности и самостоятельность учащихся.
  • Создавать условия для нравственного воспитания и для формирования детского коллектива как средства развития личности, воспитывать чувство взаимопомощи при выполнении практических работ.

Задачи третьего года обучения

  • Познакомить с понятиями: «семья», «родовое имя»,  «родовое древо».
  • Познакомить учащихся с видами работ земледельцев, русскими народными инструментами, с историей письменности, с русской баней. Познакомить с литературными истоками, описывающими красоту природы в разное время года.
  • Закрепить знания учащихся о малых формах устного народного творчества (пословицы, поговорки, частушки). Познакомить учащихся с былинами.
  • Познакомить учащихся со святочными вечерами, гаданиями, с историей свадебных обрядов, с обрядом крещения младенцев на Руси.
  • Закрепить знания о декоративно-прикладном искусстве (Гжель, Городец, Хохлома, Дымково).
  • Познакомить учащихся с жостовской росписью, с ее характерными  особенностями и отличительными признаками от других видов росписи;

      с филимоновской и каргопольской игрушками, с народным  праздничным

        костюмом.

  • Закреплять знания о народных праздниках, познакомить с новыми народными праздниками – «Сороки», «Троица».
  • Формировать у учащихся способности к самовыражению через различные виды исполнительской деятельности.
  • Прививать интерес к культуре Родины, к истокам народного творчества.
  1. Отличительные особенности студии русского народного творчества «Горница»

Отличительной особенностью студии русского народного творчества «Горница» является взаимосвязь различных видов русского народного творчества.

  1. Возраст учащихся:  7 – 12 лет
  2. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

 Содержание программы реализуется за 3 года:

1 год – 144 часа

2 года – 144 часа

3 года – 144 часа

  1. Формы и режим занятий

Формы организации деятельности учащихся: 

  • групповые и индивидуально-групповые.

 Формы занятий:

  • беседа, лекция, викторина, «посиделки», тематические вечера, демонстрация слайдов, инсценировка сказок, экскурсии, практическая работа.

            Режим занятий: 

  • занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

              Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В конце первого года обучения учащиеся должны:

Знать:

  1. обстановку избы, предметы быта, историю создания костюма, историю создания обуви, виды головных уборов и обычаи их ношения; орудия труда кузнеца и гончара; источники освещения;
  2. виды матрешек  (Семеновская, Загорская, Дымковская); характерные особенности матрешек – сходства и их различия; цветовая гамма каждого вида матрешек; виды росписи (Гжель, Городец, Дымково);
  3. историю русских народных и православных  праздников  –  Рождество, Покров, Новый год, Масленица, Пасха, Крещение;
  4. виды и способы глажения в народном быту;
  5. технику безопасности при работе с инструментами.

Уметь:

  1. работать с бумагой:
  • обводить и вырезать по шаблону;
  • располагать элементы аппликации композиционно;
  1. работать с соленым тестом (изготовлять фигурки);
  2. расписывать плоскостные и объемные фигурки различными видами росписи (Гжель, Городец, Дымково);
  3. работать с природным материалом;
  4. проявлять инициативу и создавать творческие работы;
  5. быть аккуратными, бережливыми.  

В конце второго года обучения учащиеся должны

Знать:

  1. понятия: «домашний очаг», «родительский дом»; святыни и реликвии дома; элементарные сведения о монастыре, иконописцах;
  2. труд крестьянина и орудия его труда;
  3. орудия труда плотника;
  4. характерные особенности и  цветовые гаммы росписей (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково);
  5. малые формы устного народного творчества;
  6. историю русских народных и православных праздников – Воздвиженье, Рождество,  Новый год, Масленица, Пасха;
  7. традиции чаепития на Руси;
  8. народные приметы времен года;

  Уметь:

а) рисовать по представлению;

б) расписывать плоскостные и объемные фигурки различными видами росписи (Гжель, Городец, Дымково, Хохлома);

в) самостоятельно пользоваться шаблоном;

г) ставить нестандартные вопросы, выдвигать оригинальные идеи, замыслы;

д) применять разнообразные стратегии при решении проблем. Вариативность способов их воплощения.

            е) учащиеся приобретут сформированность  нравственных качеств личности,  

            сформированность убеждений,  взглядов, ценностных ориентаций, устойчивость  

            моральных суждений и нравственных поступков.

В конце третьего года обучения учащиеся должны:

Знать:

             а) виды устного народного творчества;

             б) народные приметы времен года; пословицы и поговорки, характерные для каждого времени года;

 в) основные элементы и характерные особенности различных росписей; элементы росписей каргопольской и филимоновской игрушек;

 г) виды работ и орудия труда земледельцев;

             д) понятия – «семья», «родовое древо»;

 е) историю свадебных обрядов, обрядов крещения , элементарные сведения о русской бане;

             ё) сходства и различия сказки и былины; характеристику былинных героев;

             ж)  историю письменности.

Уметь:

  1. составлять узор, характерный определенному виду росписи;
  2. сравнивать различные виды декоративно- прикладного искусства;
  3. самостоятельно изготавливать поделки из природного материала;
  4. изготавливать игрушки по опорным схемам;
  5. складывать базовые формы, принятые в оригами;
  6. ставить задачи;
  7. адекватно себя оценивать;
  8. самостоятельно выполнять данное задание.

и)  учащиеся приобретут сформированность коммуникативной культуры.  

                                   

                                Способы проверки

  •  опрос
  • собеседование
  • контрольные задания (см. прилож.  №1)

          Формы подведения итогов реализации

дополнительной образовательной программы

  • диагностический комплекс  (см. прилож. №2)
  • выставки
  • постановка сказок (см. прилож. №3)
  • викторины (см.прилож.№4, №5)
  • конкурсные программы (см. прилож. №6, №7 ,№8 ,№9)
  • КВН (см. прилож. №10)
  • праздники ( см. прилож. №11)

Учебно–тематический план

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

      Разделы и темы занятий

       количество часов

всего

теория

практика

            Вводное занятие

2

1

1

             1 раздел «Быт»

(30)

(16)

(14)

1.1

«Русская изба»

6

3

3

1.2

«Народный костюм»

4

2

2

1.3.

«Головные уборы»

4

2

2

1.4.

«Источники освещения»

2

1

1

1.5.

«Старинная обувь»

2

1

1

1.6.

«Виды и способы глажения на Руси»

2

1

1

1.7.

«Посуда»

4

2

2

1.8.

«Гончарные мастерские»

4

3

1

1.9.

«Ремесло кузнеца»

2

1

1

          2 раздел «Природа»

(24)

(11)

(13)

2.1.

«Осень золотая»

6

3

3

2.2.

«Ух, ты, зимушка – зима»

8

3

5

2.3.

«Весна пришла»

6

3

3

2.4.

«Скоро лето»

4

2

2

 3 раздел «Декоративно-прикладное

                               искусство»

(20)

(9)

(11)

3.1.

«Веселые матрешки»

2

1

1

3.2.

«Семеновская матрешка»

2

1

1

3.3.

«Дымковская матрешка»

2

1

1

3.4.

«Гжель прекрасна»

6

2

4

3.5.

«Городецкая роспись»

4

2

2

3.6.

«Дымковские барышни»

4

2

2

   4 раздел «Русские народные и

                   православные праздники»

(34)

(17)

(17)

4.1.

«Покров»

2

1

1

4.2.

«Рождество Христово»

10

5

5

4.3.

«Новый год»

4

1

3

4.4.

«Крещение»

2

1

1

4.5.

«Масленица»

6

4

2

4.6.

«Пасха»

10

5

5

5 раздел «Устное народное творчество»

(24)

(12)

(12)

5.1.

«Сказки»

16

8

8

5.2.

«Малые формы устного народного творчества»

8

4

4

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

4

-

4

ПОДГОТОВКА К ВЫСТАВКЕ

6

-

6

ИТОГО:

144

66

78

ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

      Разделы и темы занятий

       количество часов

всего

теория

практика

            Вводное занятие

2

1

1

             1 раздел «Быт»

(18)

(9)

(9)

1.1.

«Родной очаг»

2

1

1

1.2.

«Хлеб – всему голова»

4

2

2

1.3.

«Угодные просторы»

2

1

1

1.4.

«Крестьянское дело»

2

1

1

1.5.

«Чаепитие на Руси»

2

1

1

1.6.

«Мастера – плотники »

2

1

1

1.7

«Древнерусские иконописцы»

2

1

       1

1.8.

«В монастыре»

2

1

1

          2  раздел «Природа»

(22)

(10)

(12)

2.1.

«Осень золотая»

6

3

3

2.2.

«Ух, ты, зимушка – зима»

6

2

4

2.3.

«Весна пришла»

6

3

3

2.4.

«Скоро лето»

4

2

2

 3 раздел «Декоративно-прикладное

                               искусство»

(26)

(9)

(15)

3.1.

« Русский колокольчик»

4

2

2

3.2.

«Гжель прекрасна»

2

1

1

3.3.

«Городецкая роспись»

2

1

1

3.4.

«Дымковская матрешка»

2

1

1

3.5.

«Золотая хохлома»

8

2

6

3.6.

«Русская народная вышивка»

8

2

       6

   4 раздел «Русские народные и

                   православные праздники»

(36)

(18)

(18)

4.1.

«Воздвиженье»

2

1

1

4.2.

«Покров»

2

1

1

4.3.

«Рождество Христово»

8

4

4

4.4.

«Новый год»

6

1

5

4.5.

«Масленица»

8

6

2

4.6.

«Пасха»

10

5

5

5 раздел «Устное народное творчество»

(30)

(15)

(15)

5.1.

«Сказки»

20

10

10

5.2.

«Малые формы устного народного творчества»

10

5

5

Викторина (малые формы УНТ)

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (быт)

2

4

-

-

2

4

ПОДГОТОВКА К ВЫСТАВКЕ

6

-

6

ИТОГО:

144

63

81

ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

      Разделы и темы занятий

       количество часов

всего

теория

практика

            Вводное занятие

2

1

1

             1 раздел «Быт»

(22)

(11)

(11)

1.1.

«Родительский дом»

2

1

1

1.2.

«Труд земледельцев»

2

1

1

1.3.

«Крещение младенцев»

2

1

1

1.4.

«Русская баня»

4

2

2

1.5.

«Русская музыка»

2

1

1

1.6.

«Святочные вечера»

2

1

1

1.7.

«История письменности»

2

1

1

1.8.

«Свадебные обряды»

6

3

3

          2 раздел «Природа»

(18)

(8)

(10)

2.1.

«Осень золотая»

6

2

4

2.2.

«Ух, ты, зимушка – зима»

4

2

2

2.3.

«Весна пришла»

6

3

3

2.4.

«Скоро лето»

2

1

1

3 раздел «Декоративно-прикладное

                               искусство»

(30)

(14)

(16)

3.1.

«Каргопольская игрушка»

4

2

2

3.2.

«Ты сам – мастер»

6

3

3

3.3.

«Народный праздничный костюм»

2

1

1

3.4.

«Городецкая роспись»

2

1

1

3.5.

«Золотая хохлома»

4

1

3

3.6.

«Жостово. Роспись по металлу»

8

4

4

3.7.

«Филимоновская игрушка»

4

2

2

   4 раздел «Русские народные и

                   православные праздники»

(34)

(18)

(16)

4.1.

«Рождество Христово»

8

4

4

4.2.

«Новый год»

6

2

4

4.3.

«Масленица»

8

6

2

4.4.

«Сороки»

2

1

1

4.5.

«Пасха»

8

4

4

4.6.

«Троица»

2

1

1

5 раздел «Устное народное творчество»

(26)

(13)

(13)

5.1.

«Сказки»

16

8

8

5.2.

«Былины»

4

2

2

5.3.

«Малые формы устного народного творчества»

6

3

3

КВН (сказки)

Контрольные задания

Подготовка к выставке

2

4

6

-

-

-

2

4

6

                                                 ИТОГО:

144

65

79

Содержание программы

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Вводное занятие

Теория:  Знакомство учащихся с педагогом, друг с другом; знакомство учащихся

                  с учебно-тематическим планом на первый год обучения.

Практика: «Нарисуй себя»

1 раздел «Быт»

1.1.Тема:      «Русская изба»

      Теория:   Ознакомление учащихся с обстановкой избы; посещение музея;

                          ознакомление с предметами быта; разучивание игры «Молчанка».

      Практика: изготовление поделок:

  • «Кот» - объемная аппликация
  • «Дом» - аппликация
  • «Печь» - соленое тесто

1.2.Тема:      «Народный костюм»

      Теория:   Ознакомление с историей костюма; разновидность костюмов

                          (женский, мужской).

      Практика: изготовление пояска (плетение).

1.3.Тема:      «Головные уборы»

      Теория:   История  возникновения головных уборов; женские головные уборы;

                          виды женских  головных  уборов; украшение; обычаи ношения головных

                          уборов. Значение слов «капор», «волосник», «чепец», «кокошник»,

                         «запан». Виды мужских головных уборов.

     Практика: изготовление кокошников (бисер); изготовление колпака (бумага, мех)

1.4.Тема:      «Источники освещения»

      Теория:   Ознакомление с  различными источниками освещения; лучина,

                          свеча, керосиновая лампа.

      Практика: изготовление композиции из бумаги «Свеча»

1.5.Тема:      «Старинная обувь»

      Теория:   История создания обуви; ознакомление с техникой плетения  лаптей

      Практика:  лепка лаптей; рисование «Обувь»

1.6.Тема:      «Виды и способы глажения на Руси»

      Теория:   Старинные способы глажения; показ и рассматривание старинных вещей

      Практика:  лепка утюга из пластилина

1.7.Тема:      «Посуда»

      Теория:   История создания посуды; виды посуды; демонстрация посуды;

      Практика: изготовление чашек (папье-маше); роспись посуды

1.8.Тема:      «Гончарные мастерские»

      Теория:   Гончарный промысел; ознакомление с  изделиями из глины;

                           экскурсия в мастерскую скульптура.

      Практика: лепка кувшина из глины.

1.9.Тема:      «Ремесло кузнеца»

      Теория:   Ремесло кузнеца; орудия труда кузнеца; разучивание песни

                          «Кузнецы»

      Практика: изготовление подковки (соленое тесто)

                                               2 раздел «Природа»

2.1.Тема:      «Осень золотая»

      Теория:   Народные приметы; пословицы и поговорки, связанные с осенью;

                           Подготовка лесных жителей к зиме; перелетные птицы; чтение сказки

                           «Беленький груздочек», «Зимовье зверей»; дидактическая игра «Собери

                            птиц» - разрезные картинки; заучивание стихотворений об осени.

      Практика: изготовление аппликации «Грибы»,  изготовление кормушки, обрывная

                           аппликация «Оденем зверей в шубки».

2.2.Тема:      «Ух, ты, зимушка – зима»

      Теория:   Характерные особенности зимы; приметы, загадки о зиме;

                          дидактическая игра «Чей хвостик?»; разучивание стихотворений и песен

                         о зиме;  разучивание  заклички  «Ты Мороз, Мороз…».

     Практика:  зимний пейзаж (на стекле); оригами «Снегирь»; аппликация «Белый

                            медведь» (картон, синтепон); изготовление снеговиков (синтепон); лепка

                            Деда Мороза.

2.3.Тема:      «Весна пришла»

     Теория:  Характерные особенности весны; пение закличек, поговорок;

                      загадки о весне, обычаи встречи весны; народные приметы; беседа

                      о перелетных  птицах; экскурсия в парк; русские народные игры

                      на свежем воздухе.

     Практика: изготовление аппликации «Весенний букет», «Грач»;

                           композиция «Цветы».

2.4.Тема:      «Скоро лето»

      Теория:   Характерные признаки лета,  народные приметы; загадки о лете, чтение

                          стихотворений о лете; игра «Составь картинки».

      Практика: коллективная аппликация – «Полевые цветы»; объемная аппликация «Бабочки».

3 раздел «Декоративно-прикладное

искусство»

3.1.Тема:      «Веселые матрешки»

      Теория:  История изготовления матрешек; разновидность матрешек, сходства и

                        различия; просмотр иллюстраций, изделий; игра «Продолжи узор»;  

                       частушки; игра «Не выпустим».

    Практика: изготовление матрешки из соленого теста; роспись матрешки.

3.2.Тема:      «Семеновская матрешка»

      Теория:   История возникновения семеновской матрешки; характерные особенности,

                         сходства и различия; основные виды росписи; цветовая гамма; значение их

                          в жизни человека; игра «Не выпустим»

      Практика: аппликация «Веселая матрешка».

                     

3.3.Тема:      «Дымковская матрешка»

     Теория:   История возникновения дымковской матрешки; характерные особенности,

                         сходства и различия; основные виды росписи; цветовая гамма.

     Практика: рисование «Дымковская матрешка».

3.4.Тема:      «Гжель прекрасна»

      Теория:   Исторические сведения о гжели; характерные  

                          особенности  росписи; цветовая гамма; составление узоров.

     Практика: изготовление тарелки из папье-маше; роспись тарелки.

3.5.Тема:      «Городецкая роспись»

      Теория:   Исторические сведения о городецкой росписи; характерные особенности

                          росписи; цветовая гамма; ознакомление с элементами

                          росписи (розан, листья, купавка).

      Практика: рисование элементов росписи; роспись плоскостных фигур.

3.6.Тема:      «Дымковские барышни»

      Теория:   История дымковской игрушки; показ иллюстраций;

                          характерные особенности росписи; цветовая гамма; основные элементы

                          росписи.

       Практика: изготовление кукол (соленое тесто); рисование элементов росписи.

                                            4 раздел «Русские народные и

     православные праздники»

4.1.Тема:      «Покров»

     Теория:   Осенний праздник «Покров»; разучивание частушек, народных песен.

     Практика: изготовление аппликации «Храм»

4.2.Тема:      «Рождество Христово»

      Теория:   История праздника – Рождество Христово; традиции празднования

                         Рождества; понятие о посте и его значение в жизни народа. Разучивание

                         песен, колядок, стихов.

      Практика: изготовление ангелочков, рождественских открыток, масок.

4.3.Тема:      «Новый год»

      Теория:   История празднования Нового года: Традиция  наряжать елку. Заучивание

                          стихов, песен. Подвижные игры.

      Практика: изготовление новогодних открыток, новогодних игрушек.

4.4.Тема:      «Крещение»

       Теория:   История праздника; приметы января; традиции празднования; разучивание

                           частушек; игра «Ручеек».

      Практика: изготовление аппликация «Белый медведь» из  синтепона и

                             бархатной бумаги.

4.5.Тема:      «Масленица»

      Теория:   История праздника; разучивание песен встречи и проводов Масленицы;

                          показ репродукции «Масленица» Б. Кустодиева; игра «Жмурки

                         с  колокольчиком»; название каждого дня Масленичной  недели; хоровод

                         «Со вьюном я хожу»; разучивание частушек.

      Практика: изготовление чучела из ниток; выпечка блинов.

4.6.Тема:      «Пасха»

      Теория:   История праздника и особенности; обычаи, обряды; разучивание стихов,

                          песен; способы окрашивания  яиц; традиция – красить яйца; игры –

                         «Катись яичко», «Битки», «Прокати яичко носом», инсценировка сказки

                         «Курочка Ряба»; пословицы; игры – «Перетяни лапоть», «Бег в мешках»,

                         «Сиди, сиди, Яша»; хоровод «Ух, ты, верба – вербушка»; разучивание

                          песни   «Вербочка».

      Практика: изготовление пасхальных открыток; изготовление сувенира «Гнездо

                            с   цыплятами»; изготовление «Вербочка»; роспись яиц.

5 раздел «Устное народное творчество»

5.1.Тема:      «Сказки»

     Теория:   Чтение сказок; характеристика героев сказок; распределение ролей;

                           инсценировка сказок

     Практика: изготовление: звери (соленое тесто), аппликации к сказкам; лепка персонажей,   предметов.

5.2.Тема:      «Малые формы устного народного творчества»

      Теория:   Ознакомление с загадками, пословицами, поговорками;

                           характерные  особенности отличия пословиц и поговорок.

      Практика: лепка  (отгадки на загадки).

Контрольные задания (общее количество часов на проведение викторины по разделу «Быт», конкурсной программы по разделу «Природа», «Устное народное творчество», постановка сценок).

Подготовка к выставкам ( общее количество часов на изготовление и отбор поделок к выставкам).

                                  ВТОРОЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ

    Вводное занятие

    Теория:  Впечатления учащихся о лете; ознакомление с учебно-тематическим планом

    Практика: рисование «Как я провел лето»

1 раздел «Быт»

1.1.Тема:      «Родной очаг»

      Теория:   Домашний очаг; родительский дом; святыни и реликвии дома; домашние

                          праздники;     

     Практика:  изготовление объемной аппликации «Домик» из бумаги и картона

1.2.Тема:  «Хлеб – всему голова»   

      Теория:   Старинные способы уборки хлеба; ознакомление со старинными

                         способами обработки земли; значение пословиц – «Богу молись, да за соху

                         держись», «Кто ленив с сохой, тому весь год плохой».

      Практика:  «Колосок» (бисер), панно «Урожай».

1.3.Тема:      «Угодные просторы»

      Теория:  Ознакомление с понятиями: «Нива», «Поле»; значение слов «Нива – Божья

                         ладонь всех кормит»; заучивание стихотворения «Нива»

      Практика: изготовление аппликации «Сноп» (перловка, бумага)

1.4.Тема:      «Крестьянское дело»

      Теория:   Жизнь крестьянина, его труд; орудие труда крестьянина.

      Практика: лепка «Плуг»

1.5.Тема:      «Чаепитие на Руси »

     Теория:   Традиции чаепития на Руси; изобретение самовара; виды самоваров;

                         тульские пряники.

     Практика:  изготовление композиции «Самовар»  (соленое тесто)

1.6.Тема:      «Мастера - плотники»

      Теория:   Мастера – плотники; орудия труда плотника;

                          ознакомление с поговорками «Топор -  всему голова», «Думает плотник

                           топором»

      Практика:  изготовление «Домик» (бумага)

1.7.Тема:      «Древнерусские иконописцы»

    Теория:   Старинные русские иконы; показ иллюстраций; известный

                        живописец – Андрей Рублев.

   Практика:   изготовление «иконы»  (картон, крупа, иллюстрации с изображением

                           Христа, Богоматери, других святых).

1.8.Тема:      «В монастыре»

     Теория:   История возникновения монастырей; «Монастырь – уединенное жилище»;

                         Монахи, уклад их жизни; показ иллюстраций; распорядок дня в монастыре.

     Практика:  рисование – «Монастырь»

                                  2 раздел «Природа»

2.1.Тема:      «Осень золотая»

     Теория:   Осенние месяцы; народные приметы; пословицы и поговорки;

                       загадки об осени; труд людей осенью; чтение стихотворений об осени;

                        дидактические игры «Кто больше?», «Что в корзиночке лежит?»,

                        «Огородник».

    Практика: лепка «Овощи»; изготовление поделок из природного материала.

2.2.Тема:      «Ух, ты, зимушка – зима»

      Теория:   Особенности зимы; приметы, загадки о зиме, пословицы и

                         поговорки; чтение сказки «Морозко»; разучивание песен и стихотворений

                         о зиме.

     Практика:  лепка – «Дед Мороз»; рисование сюжета из сказки;

                            «Снеговик» (нитки); поделка «Елка» (бисер).

2.3.Тема:      «Весна пришла»

     Теория:   Весна; весенние месяцы; народные приметы; загадки о весне; обычаи

                          встречи весны; подвижные игры.

     Практика: изготовление поделки «Корзина с подснежниками»; изготовление

                           открыток  «Цветы» (объемные), «Ивовый венок с птичками».

2.4.Тема:      «Скоро лето»

      Теория:   Лето; летние месяцы; характерные особенности; заучивание

                          стихотворений о лете.

      Практика: аппликация – «Подсолнух» (бумага, семечки); объемная поделка

                          «Цветы» (бисер); изготовление рыбок.

 3 раздел «Декоративно-прикладное

искусство»

3.1.Тема:      «Русский колокольчик»

     Теория:   История возникновения колокольчика; обычаи ношения колокольчиков,

                          значение надписей на колокольчиках.

     Практика: изготовление колокольчиков из соленого теста; роспись колокольчиков.

3.2.Тема:      «Гжель прекрасна»

     Теория:   Особенности гжельской росписи, цветовая гамма росписи

     Практика: роспись плоскостных фигур.

3.3.Тема:      «Городецкая роспись»

     Теория:  Исторические сведения о городецкой росписи; особенности городецкой

                       росписи, цветовая гамма росписи

    Практика: ознакомление  с элементами росписи (ромашка, гроздь винограда)

3.4.Тема:      «Дымковские игрушки»

      Теория:   История дымковской игрушки; пропорции игрушки; цветовая гамма.

      Практика: рисование элементов дымковской росписи; роспись плоскостных фигур.

3.5.Тема:      «Золотая Хохлома»

      Теория:   Исторические сведения о Хохломе; основной цвет, элементы росписи;    

                          дидактические игры «Сказочная посуда», «Найди ошибку».

      Практика: изготовление ложки из папье-маше, рисование элементов росписи,

                            роспись ложек.

     

3.6.Тема:      «Русская народная вышивка»

      Теория:   История мастериц – рукодельниц; сюжеты вышивки; значение цвета

                           в вышивке; виды и способы вышивания; швы.

      Практика: эскиз вышитого полотенца; тамбурный шов, вышивка салфетки.

   

                                      4 раздел «Русские народные и

     православные праздники»

4.1.Тема:      «Воздвиженье»

      Теория:   История праздника; игра «Капуста»; хоровод «Вейся, вейся капуста»,

                          «Колышки»; приметы октября.

      Практика: солим, квасим капусту.

4.2.Тема:      «Покров»

     Теория:   Исторические сведения о празднике «Покров»; народные приметы,

                         пословицы; разучивание частушек.

     Практика: лепка – «Храм» (пластилин, крупа).

4.3.Тема:      «Рождество Христово»

     Теория:   Традиции празднования Рождества; разучивание песен, стихов,

                         колядок, сценок.

     Практика: изготовление открыток (гофрированный картон);

                            рождественская  композиция; елочные украшения «Рождественская  

                            птичка», «Овечки из шерсти»,

                            «Звезды»

4.4.Тема:      «Новый год»

    Теория:   Традиции  празднования Нового года в других странах; заучивание

                        стихотворений, песен; подвижные игры.

    Практика: изготовление новогодних игрушек.

4.5.Тема:      «Масленица»

     Теория:   Масленица, название  дней  Масленичной недели; игры, хороводы;

                         разучивание частушек; народные приметы.

     Практика: рисование – «Народное гуляние»; поделка «Масленица» (ткань).

4.6.Тема:      «Пасха»

      Теория:   История празднования Вербного воскресенья; рассказ о вербе;

                          Празднование Пасхи; традиция празднования последнего дня пасхальной

                          недели – красной горки; Игра «Верба - вербочка», «Заря – зарница»,

                          «Солнышко – ведрышко»; разучивание пасхальных песен.

     Практика: изготовление пасхальных открыток, сувениров; изготовление

                           из папье-маше и роспись яиц.

5 раздел «Устное народное творчество»

5.1.Тема:      «Сказки»

      Теория:   Чтение сказок; характеристика героев сказок; распределение ролей;

                         инсценировка сказок.

     Практика: сюжетные аппликации; лепка зверей, персонажей; рисование главных

                         героев.

5.2.Тема:      «Малые формы устного народного творчества»

     Теория:   Загадки, частушки, поговорки, пословицы.

     Практика: рисование (ответы на загадки).

Контрольные задания (общее количество часов на проведение конкурсной программы

по разделу «Быт», викторины по разделу «Устное народное творчество», постановка сценок).

 Подготовка к выставкам (общее количество часов на изготовление и отбор поделок к выставкам).  

                                    ТРЕТИЙ   ГОД ОБУЧЕНИЯ

    Вводное занятие

    Теория:  Впечатления  учащихся о красоте природы в летнее время года;  ознакомление с учебно-тематическим планом

    Практика: рисование «Летние узоры»

                                               1 раздел «Быт»

1.1.Тема:      «Родительский дом»

      Теория:   Ознакомление с понятиями «семья», «родовое имя», «родовое древо»

      Практика: рисуем «древо своей семьи»

1.2.Тема:      «Труд земледельцев»

      Теория:   Труд земледельцев; основные виды работ земледельцев;

                           орудия труда; рассматривание иллюстраций; значение пословиц

                         «Хлеба ни куска, так в тереме – тоска», «Сей хлеб, не спи, будешь жать –

                           не станешь дремать»

       Практика: изготовление «Каравая» из соленого тесто.

1.3.Тема:      «Крещение младенцев»

      Теория:   Понятия: «Крещение»,  обряд крещения.

                         

      Практика: изготовление оберега ( ткань).

1.4.Тема:      «Русская баня»

      Теория:   Русская баня, обустройство бань, банные принадлежности.

      Практика: лепка «банные принадлежности».

1.5.Тема:      «Русская музыка»

      Теория:   Русская народная музыка; значение музыки в жизни людей;

                           музыкальные инструменты;

       Практика: изготовление аппликации «Музыкальные инструменты».

1.6.Тема:      «Святочные вечера»

      Теория:   рассказ о святочных вечерах; гадания; игры «Бабка», «Гуськи»

      Практика: поделка «Сапожок» - ткань.

1.7.Тема:      «История письменности»

      Теория:   История письменности; материалы для письма; рождение алфавита.

     Практика: рисунок «Письменные принадлежности»

1.8.Тема:      «Свадебные обряды»

      Теория:   История свадебных костюмов, убранство свадебных костюмов;

                          свадебные обряды

      Практика: кукла «Невеста» (палка, ветошь, ткани).

 

                                              2 раздел «Природа»

2.1.Тема:      «Осень золотая»

    Теория:   Осенние месяцы; народные приметы; пословицы и поговорки;

                        загадки об осени; труд людей осенью; подготовка  животных к зиме

     Практика: рисунок «Осенний лес»; изготовление аппликации «Рыбки» (листья);

                          объемных поделок из природного материала.

2.2.Тема:      «Ух, ты, зимушка – зима»

      Теория:   Зима; приметы, загадки о зиме, пословицы и

                           поговорки; дидактическая игра «Чей листок», «Съедобное - несъедобное»

      Практика:  изготовление панно «Красногрудые снегири»,

                             «Игрушечный заяц» (ткань)

2.3.Тема:      «Весна пришла»

      Теория:   Весна; народные приметы; загадки и стихи о весне; весенние работы

                          людей.

    Практика: изготовление коллективного панно «Сирень» (сжатая бумага);

                         изготовление композиции «Весенние цветы» (гофрированный картон);

                          панно «Цветы» (ткань).

2.4.Тема:      «Скоро лето»

      Теория:   Лето; отдых летом; чтение стихотворений о лете.

      Практика: изготовление аппликации «На море»

        3 раздел «Декоративно-прикладное

искусство»

3.1.Тема:      «Каргопольская игрушка»

     Теория:   История каргопольской игрушки; особенности росписи, элементы росписи;

                          цветовая гамма.

     Практика: рисование элементов росписи; лепка фигурки человека (пластилин)

3.2.Тема:      «Ты сам - мастер»

      Теория:   Мастера – художники; материалы.

      Практика: картина на мешковине «Русская деревня» (мешковина, солома); «Кукла»

                           (ткань); «Ваза» (банка, шпагат).

3.3.Тема:      «Народный праздничный костюм»

      Теория:   История костюма; убранство праздничного костюма; отличие

                         праздничного костюма и повседневного.

      Практика: эскиз народного праздничного костюма.

3.4.Тема:      «Городецкая роспись»

      Теория:   Городецкая роспись; элементы в росписи –городецкая роза, городецкий  

                          фазан; сценки в городецкой росписи

                         (изображение барышень и кавалеров за беседой; сценки чаепития; охоты);

                          цветовая гамма.

     Практика: роспись доски.

3.5.Тема:      «Золотая Хохлома»

      Теория:   Хохлома; основные элементы; цветовая гамма; главный мотив

                            росписи – травка; приемы мастеров.

      Практика: изготовление из соленого теста «Ковш», «Супница»; роспись посуды.

3.6.Тема:      «Жостово. Роспись по металлу»

      Теория:   Исторические сведения о росписи; особенности жостовской росписи;  

                          формы подносов; цветовая гамма росписи; этапы росписи (замалевок,

                          тенежка, бликовка, уборка).

      Практика: рисование цветов по этапам; изготовление подносов (картон),

                            роспись подносов.

3.7.Тема:      «Филимоновская игрушка»

     Теория:   Исторические сведения о филимоновской игрушке; пропорции игрушки;

                          разнообразие игрушек; цветовая гамма; изображение животных.

     Практика: лепка из глины «Свистулька»; роспись игрушки.

                                                 4 раздел «Русские народные и

     православные праздники»

4.1.Тема:      «Рождество Христово»

     Теория:   Рождество Христово, Сочельник, Рождественский стол; колядки;

                         стихотворения и игры, хороводы, чтение рассказов.

Практика: «Вифлеемская Звезда», «Елка» - вышивание ленточками;

                      «Ветка с шишками» (аппликация из рельефной бумаги);

                      «Новогодний букет» (фольга, лилии, гвоздики, еловая ветка).

4.2.Тема:      «Новый год»

      Теория:   Традиции празднования Нового года; разучивание стихотворений и песен.

      Практика: елочные украшения из шишек; елочные игрушки из «кулечков» (бумага);

                            «елка» (объемная, из полосок); «Сова» - синтепон.

4.3.Тема:      «Масленица»

      Теория:   Масленица; заучивание песен, частушек; народные приметы.

     Практика:  изготовление «Шкатулки» из гофрированного картона; «Куклы»  

                           из нитки.

4.4.Тема:      «Сороки»

      Теория:   Исторические сведения о празднике; традиции празднования; народные

                          приметы.

     Практика: изготовление поделки «Белая береза» из ваты.

4.5.Тема:      «Пасха»

     Теория:   Пасхальная неделя; разучивание песен, стихов; Вербное воскресенье;  

                        Красная горка.

      Практика:  изготовление поделки «Яйцо» - глина; роспись яйца;

                            «Корзинка»; изготовление открытки.

4.6.Тема:      «Троица»

      Теория:   Исторические сведения о празднике; традиции праздника; разучивание игр.

      Практика: изготовление панно «Лето» из ткани, сухоцветов.

                      5 раздел «Устное народное творчество»

5.1.Тема:      «Сказки»

      Теория:   Чтение сказки; характеристика героев сказки; распределение ролей;

                          заучивание слов; инсценировка сказок.

      Практика: изготовление сказочных героев в технике оригами; рисование

                           персонажей; сюжетные аппликации из соленого теста, ткани;

                           мягкая игрушка.

5.2.Тема:      «Былины»

      Теория:   Ознакомление с былинами; характеристика былинных героев; отличие

                          былины от сказки; чтение былины; рассматривание иллюстраций.

     Практика: рисование по предоставлению «Богатырь»; лепка из пластилина

                          «Шлем богатыря».

5.3.Тема:      Малые формы устного народного творчества»

     Теория:   Сочинение загадок, частушек; характерные особенности отличия пословиц

                          и поговорок.

     Практика: изготовление книжек-малышек с загадками, пословицами, поговорками

КВН (сказки)

Контрольные задания (общее количество на проведение контрольных заданий по разделу «Быт», постановка сценок).

.Подготовка к выставкам (общее количество часов на изготовление и отбор поделок к выставкам).

                         Методическое обеспечение программы

                                       

   

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

  №

п/п

Разделы и темы занятий

форма    

методы

дидакт.

Форма

занятий

материал,

ТСО

подведения

итогов

Вводное занятие

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия

                                                    I раздел «Быт»

1.1.

«Русская изба»

лекция,

практическая

работа, экскурсия

словесный,

наглядный,

практический.

технологические таблицы,

наглядные пособие

Викторина

(см. Приложение№4)

1.2.

«Народный костюм»

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический.

наглядные пособия, технологические таблицы,

1.3.

«Головные уборы»

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический.

наглядные пособия, технологические таблицы,

1.4.

«Источники освещения»

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический.

наглядные пособия, технологические таблицы,

1.5.

«Старинная обувь»

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический.

наглядные пособия, технологические таблицы,

1.6.

«Виды и способы глажения на Руси»

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический.

наглядные пособия, технологические таблицы,

1.7.

«Посуда»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический.

наглядные пособия, технологические таблицы,

1.8.

«Гончарные мастерские»

лекция,

практическая

работа, экскурсия.

словесный,

наглядный,

практический.

наглядные пособия, технологические таблицы,

1.9.

«Ремесло кузнеца»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический.

наглядные пособия, технологические таблицы,

2 раздел «Природа»

2.1.

«Осень золотая»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, наглядные пособия

Конкурсная

программа

(см. Приложение№7)

2.2.

«Ух, ты, зимушка – зима»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия, технологические таблицы,

2.3.

«Весна пришла»

беседа,

практическая

работа, экскурсия.

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия, технологические таблицы,

2.4.

«Скоро лето»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия, технологические таблицы,

                       

                        3 раздел «Декоративно-прикладное искусство»

3.1

«Веселые матрешки»

лекция,

практическая

работа, игра.

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели

Выставки

3.2.

«Семеновская матрешка»

лекция,

практическая

работа, игра

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели

3.3.

«Дымковская матрешка»

лекция,

практическая

работа, игра

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели

3.4.

«Гжель прекрасна»

лекция,

практическая

работа.

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели

3.5.

«Городецкая роспись»

лекция,

практическая

работа.

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели

3.6.

«Дымковские барышни»

практическая

работа, беседа.

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели

                 

                                        4 раздел «Русские народные и

                                              православные праздники»

4.1.

«Покров»

беседа,

практическая

работа.

словесный,

наглядный,

практический

декорации, костюмы, технологические таблицы, демонстрационные

модели

Выставки

постановка сценок

4.2.

«Рождество Христово»

беседа,

практическая

работа, инсценировка сказки.

словесный,

наглядный,

практический

декорации, костюмы, технологические таблицы, демонстрационные

модели

4.3

«Новый год»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

декорации, костюмы, технологические таблицы, демонстрационные

модели

4.4.

«Крещение»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

декорации, костюмы, технологические таблицы, демонстрационные

модели

 

4.5.

«Масленица»

беседа,

практическая

работа, «посиделки»

словесный,

наглядный,

практический

декорации, костюмы, технологические таблицы, демонстрационные

модели

4.6.

«Пасха»

беседа,

практическая

работа, инсценировка сказок.

словесный,

наглядный,

практический

декорации, костюмы, технологические таблицы, демонстрационные

модели

5 раздел «Устное народное творчество»

5.1.

«Сказки»

беседа,

тематические

вечера, викторина

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели, декорации, костюмы

 

Постановка сценок, викторина ( см. приложение№5),

конкурсная               программа (см. приложение№8).

5.2.

«Малые формы устного народного творчества»

беседа, викторина.

словесный,

наглядный,

практический

декорации, костюмы, технологические таблицы, демонстрационные

модели

Контрольные задания

практическая работа

наглядный,

практический

декорации, костюмы.

Подготовка к выставкам

практическая работа

наглядный,

практический

технологические таблицы

                                            ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Разделы и темы занятий

форма

занятий

методы    

дидакт.

Форма

материал,

ТСО

подведения

итогов

Вводное занятие

беседа,

практическая

работа

словесный,

практический

технологические таблицы,

                                          1 раздел «Быт»

1.1.

«Родной очаг»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели

Конкурсная

программа

(см. Приложение№6)

1.2.

«Хлеб – всему голова»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели

1.3.

«Угодные просторы»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели

1.4.

«Крестьянское дело»

беседа,

практическая

работа, демонстрация слайдов

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели

1.5.

«Чаепитие на Руси»

беседа,

практическая

работа, демонстрация слайдов.

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели

1.6.

«Мастера – плотники »

беседа,

практическая

работа,

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели

1.7.

«Древнерусские иконописцы

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели

1.8.

«В монастыре»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, демонстрационные

модели

 

 2 раздел «Природа»

2.1.

«Осень золотая»

беседа,

практическая

работа,

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, наглядные пособия

Выставки

2.2.

«Ух, ты, зимушка – зима»

практическая

работа, беседа

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, наглядные пособия  

2.3.

«Весна пришла»

практическая

работа, беседа

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, наглядные пособия  

2.4.

«Скоро лето»

практическая

работа, беседа

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы, наглядные пособия

                                           

                         3 раздел «Декоративно-прикладное

                                                               искусство»

3.1.

«Русский колокольчик»

практическая

работа, беседа.

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы,

демонстрационные

модели

Выставки

3.2.

«Гжель прекрасна»

практическая

работа, лекция.

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы,

демонстрационные

модели

3.3.

«Городецкая роспись»

практическая

работа, беседа.

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы,

демонстрационные

модели

3.4.

«Дымковская матрешка»

лекция,

практическая

работа,

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы,

демонстрационные

модели

3.5.

«Золотая хохлома»

лекция,

практическая

работа,.

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы,

демонстрационные

модели

3.6.

«Русская народная вышивка»

практическая

работа, беседа.

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы,

демонстрационные модели

                           

                             4 раздел «Русские народные и

                                  православные праздники

4.1.

«Воздвиженье»

беседа,

практическая

работа.

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы,

демонстрационные

модели,

декорации, костюмы

Праздники

(см. Приложение№11)

4.2.

«Покров»

беседа,

практическая

работа.

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы,

демонстрационные

модели,

декорации, костюмы

4.3.

«Рождество Христово»

практическая

работа, беседа, инсценировка сказки

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы,

демонстрационные

модели,

декорации, костюмы

4.4.

«Новый год»

практическая

работа, беседа, инсценировка сказки

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы,

демонстрационные

модели,

декорации, костюмы

4.5.

«Масленица»

практическая

работа, «посиделки»

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы,

демонстрационные

модели,

декорации, костюмы

4.6.

«Пасха»

практическая

работа, беседа, инсценировка сказки

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы,

демонстрационные

модели,

декорации, костюмы

                         5 раздел «Устное народное творчество»

5.1.

«Сказки»

беседа,

тематические вечера, викторина

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы,

демонстрационные

модели,

декорации, костюмы

Постановка сказок (см..

приложение№3),

викторина.

5.2.

«Малые формы устного народного творчества»

беседа, викторина

словесный,

наглядный,

практический

технологические таблицы,

демонстрационные

модели,

декорации, костюмы

Контрольные задания

практическая работа

практический

Декорации,

костюмы

диагностика

(см. приложение№2)

Подготовка к выставке

беседа, практическая работа

словесный,

наглядный,

практический

технологические

таблицы, демонстрационные

модели

выставка

                                     ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

п/п

Разделы и темы занятий

форма

занятий

методы    

дидакт.

форма

материалы,

ТСО

подведения

итогов

Вводное занятие            

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

                                                   

                                                 1 раздел «Быт»

 

1.1.

«Родительский дом»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

Контроль-ные задания

(см. Приложе-ние№1)

1.2.

«Труд земледельцев»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

1.3.

«Крещение младенцев»

беседа,

практическая

работа,

демонстрация слайдов

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

1.4.

«Русская баня»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

1.5.

«Русская музыка»

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

1.6.

«Святочные вечера»

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

1.7.

«История письменности»

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

1.8.

«Свадебные обряды»

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

          2 раздел «Природа»

2.1.

«Осень золотая»

беседа, практическая работа.

словесный,

наглядный,

практический

 Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

Выставки

2.2.

«Ух, ты, зимушка – зима»

беседа, практическая работа.

словесный,

наглядный,

практический

 Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

2.3.

«Весна пришла»

беседа, практическая работа.

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

 

2.4.

«Скоро лето»

беседа, практическая работа.

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

 

                              3 раздел «Декоративно-прикладное

                                                    искусство»

3.1.

«Каргопольская игрушка»

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

выставки.

3.2.

«Ты сам – мастер»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

3.3.

«Народный праздничный костюм»

практическая

работа, беседа.

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

3.4.

«Городецкая роспись»

практическая

работа, беседа.

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

3.5.

«Золотая хохлома»

практическая

работа, беседа.

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

3.6.

«Жостово. Роспись по металлу»

лекция

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

3.7.

«Филимоновская игрушка»

лекция

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели

           

4 раздел «Русские народные и

православные праздники»

4.1.

«Рождество Христово»

практическая

работа, беседа, инсценировка сказки

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели,

декорации, костюмы

Праздники

(см. Приложе-

ние№3)

4.2.

«Новый год»

практическая

работа, беседа, инсценировка сказки

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели,

декорации, костюмы

4.3.

«Масленица»

практическая

работа, беседа, «посиделки»

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели,

декорации, костюмы

4.4.

«Сороки»

практическая

работа, беседа,

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели,

декорации, костюмы

4.5.

«Пасха»

практическая

работа, беседа, инсценировка сказки

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели,

декорации, костюмы

4.6.

«Троица»

практическая

работа, беседа,

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели,

декорации, костюмы

                        5  раздел «Устное народное творчество»

5.1.

«Сказки»

беседа, тематические вечера, КВН

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели,

декорации, костюмы

Постановка сценок, КВН.

(см. приложе-

ние №10)

5.2.

«Былины»

беседа, практическая работа

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели,

декорации, костюмы

5.3.

«Малые формы устного народного творчества»

беседа, КВН

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели,

декорации, костюмы

КВН (сказки)

практическая работа

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели,

декорации, костюмы

Контрольные задания

практическая работа

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели,

декорации, костюмы

Подготовка к выставке

практическая работа

словесный,

наглядный,

практический

Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели,

декорации, костюмы

Для реализации программы используются:

  1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

- словесный (беседа, лекция, инструктаж)  

- наглядный (демонстрация готовых изделий, презентации, технологические таблицы)

- практический (самостоятельная, практическая работа)

            2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:  

- объяснительно – иллюстративный

- репродуктивный

- частично – поисковый (участие учащихся в коллективном поиске)

- исследовательский (овладение учащимися самостоятельной творческой работы в конце 2-ого, 3-ого года обучения).

- метод проектов

Для реализации программы необходимо наличие материально – технической базы:

  1. Магнитная доска
  2. Мультимедийный проектор
  3. Проигрыватель для прослушивания грамзаписи
  4. Компьютер
  5. DVD проигрыватель.