Программа "Горница"
рабочая программа по теме
Программа "Горница" - программа по русскому народному творчеству, для учащихся доп. образования. Срок реализации 3 года. Возраст 7-12 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ukkonen_a.v..doc | 456.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
Гатчинский Дом Детского творчества
«Принято» Утверждаю:
на педсовете Директор Гатчинского ДДТ
протокол №___ ____________Тюменцева Л.В.
от «___»_________200__г от «___»__________200__г
Дополнительная образовательная
программа студии
русского народного творчества
«Горница»
Возраст учащихся: 7 – 12 лет
Срок реализации: 3 года
Разработал
педагог дополнительного
образования
Укконен Анжелика
Владимировна
г. Гатчина
2006 г
Изменения в программу внесены в 2009 году.
Пояснительная записка.
- Направленность
Дополнительная образовательная программа русского народного творчества «Горница» относится к художественно-эстетической направленности.
- Актуальность
Повышается интерес к русской народной культуре, к ее истокам.
- Новизна
При изучении устного народного творчества
используются сценарии русских народных сказок в новой обработке.
4. Педагогическая целесообразность
- Данная программа способствует развитию познавательного интереса,
индивидуальности детей, самостоятельности, способствует самовыражению.
- Возможна корректировка программы в зависимости от контингента учащихся, их индивидуальных возможностей.
- Программа составлена концентрическим способом.
5. Цель программы
- Ознакомление с традициями и обычаями русского народа посредством русского народного творчества.
6. Задачи первого года обучения
- Познакомить учащихся с русской избой, с предметами быта, с историей костюма, с видами головных уборов и обычаями ношения головных уборов, с историей создания обуви, с кузнечным и гончарным ремеслом, с различными видами освещения, способами глажения на Руси.
- Познакомить учащихся с народными приметами времен года.
- Сформировать знания учащихся о русском народном фольклоре – сказках, пословицах, поговорках, играх, загадках.
- Познакомить учащихся с календарными народными праздниками – Покров, Рождество, Новый год, Крещение, Масленица, Пасха.
- Познакомить учащихся с видами и характерными особенностями русских народных росписей (Гжель, Городец, Дымково), с разновидностями матрешек, с дымковской игрушкой.
- Воспитывать у учащихся уважительное отношение к труду, мастерству русских
умельцев; воспитывать аккуратность, усидчивость; прививать основы культуры и труда.
- Развивать познавательную активность учащихся, художественный вкус.
Задачи второго года обучения
- Познакомить учащихся с понятиями «домашний очаг», «родительский дом». Познакомить учащихся с реликвиями дома, со старинными способами обработки земли и уборки хлеба. Ввести новое понятие «крестьянин». Познакомить учащихся с ремеслом плотника. Дать сведения о древнерусских иконописцах, о монастыре, о традициях чаепития на Руси.
- Продолжить знакомить учащихся с народными приметами времен года.
- Научить работать с природным материалом.
- Расширить знания о фольклоре (частушки, пословицы, поговорки, загадки, постановка сказок).
- Продолжить ознакомление учащихся с новыми календарными праздниками – Воздвиженье. Углубить знания о праздниках – Покров, Рождество, Новый год, Масленица, Пасха.
- Познакомить учащихся с новым видом росписи – Хохлома, расширить знания о гжельской, городецкой росписи, о дымковской игрушке.
- Развивать творческие способности и самостоятельность учащихся.
- Создавать условия для нравственного воспитания и для формирования детского коллектива как средства развития личности, воспитывать чувство взаимопомощи при выполнении практических работ.
Задачи третьего года обучения
- Познакомить с понятиями: «семья», «родовое имя», «родовое древо».
- Познакомить учащихся с видами работ земледельцев, русскими народными инструментами, с историей письменности, с русской баней. Познакомить с литературными истоками, описывающими красоту природы в разное время года.
- Закрепить знания учащихся о малых формах устного народного творчества (пословицы, поговорки, частушки). Познакомить учащихся с былинами.
- Познакомить учащихся со святочными вечерами, гаданиями, с историей свадебных обрядов, с обрядом крещения младенцев на Руси.
- Закрепить знания о декоративно-прикладном искусстве (Гжель, Городец, Хохлома, Дымково).
- Познакомить учащихся с жостовской росписью, с ее характерными особенностями и отличительными признаками от других видов росписи;
с филимоновской и каргопольской игрушками, с народным праздничным
костюмом.
- Закреплять знания о народных праздниках, познакомить с новыми народными праздниками – «Сороки», «Троица».
- Формировать у учащихся способности к самовыражению через различные виды исполнительской деятельности.
- Прививать интерес к культуре Родины, к истокам народного творчества.
- Отличительные особенности студии русского народного творчества «Горница»
Отличительной особенностью студии русского народного творчества «Горница» является взаимосвязь различных видов русского народного творчества.
- Возраст учащихся: 7 – 12 лет
- Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Содержание программы реализуется за 3 года:
1 год – 144 часа
2 года – 144 часа
3 года – 144 часа
- Формы и режим занятий
Формы организации деятельности учащихся:
- групповые и индивидуально-групповые.
Формы занятий:
- беседа, лекция, викторина, «посиделки», тематические вечера, демонстрация слайдов, инсценировка сказок, экскурсии, практическая работа.
Режим занятий:
- занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В конце первого года обучения учащиеся должны:
Знать:
- обстановку избы, предметы быта, историю создания костюма, историю создания обуви, виды головных уборов и обычаи их ношения; орудия труда кузнеца и гончара; источники освещения;
- виды матрешек (Семеновская, Загорская, Дымковская); характерные особенности матрешек – сходства и их различия; цветовая гамма каждого вида матрешек; виды росписи (Гжель, Городец, Дымково);
- историю русских народных и православных праздников – Рождество, Покров, Новый год, Масленица, Пасха, Крещение;
- виды и способы глажения в народном быту;
- технику безопасности при работе с инструментами.
Уметь:
- работать с бумагой:
- обводить и вырезать по шаблону;
- располагать элементы аппликации композиционно;
- работать с соленым тестом (изготовлять фигурки);
- расписывать плоскостные и объемные фигурки различными видами росписи (Гжель, Городец, Дымково);
- работать с природным материалом;
- проявлять инициативу и создавать творческие работы;
- быть аккуратными, бережливыми.
В конце второго года обучения учащиеся должны
Знать:
- понятия: «домашний очаг», «родительский дом»; святыни и реликвии дома; элементарные сведения о монастыре, иконописцах;
- труд крестьянина и орудия его труда;
- орудия труда плотника;
- характерные особенности и цветовые гаммы росписей (Гжель, Хохлома, Городец, Дымково);
- малые формы устного народного творчества;
- историю русских народных и православных праздников – Воздвиженье, Рождество, Новый год, Масленица, Пасха;
- традиции чаепития на Руси;
- народные приметы времен года;
Уметь:
а) рисовать по представлению;
б) расписывать плоскостные и объемные фигурки различными видами росписи (Гжель, Городец, Дымково, Хохлома);
в) самостоятельно пользоваться шаблоном;
г) ставить нестандартные вопросы, выдвигать оригинальные идеи, замыслы;
д) применять разнообразные стратегии при решении проблем. Вариативность способов их воплощения.
е) учащиеся приобретут сформированность нравственных качеств личности,
сформированность убеждений, взглядов, ценностных ориентаций, устойчивость
моральных суждений и нравственных поступков.
В конце третьего года обучения учащиеся должны:
Знать:
а) виды устного народного творчества;
б) народные приметы времен года; пословицы и поговорки, характерные для каждого времени года;
в) основные элементы и характерные особенности различных росписей; элементы росписей каргопольской и филимоновской игрушек;
г) виды работ и орудия труда земледельцев;
д) понятия – «семья», «родовое древо»;
е) историю свадебных обрядов, обрядов крещения , элементарные сведения о русской бане;
ё) сходства и различия сказки и былины; характеристику былинных героев;
ж) историю письменности.
Уметь:
- составлять узор, характерный определенному виду росписи;
- сравнивать различные виды декоративно- прикладного искусства;
- самостоятельно изготавливать поделки из природного материала;
- изготавливать игрушки по опорным схемам;
- складывать базовые формы, принятые в оригами;
- ставить задачи;
- адекватно себя оценивать;
- самостоятельно выполнять данное задание.
и) учащиеся приобретут сформированность коммуникативной культуры.
Способы проверки
- опрос
- собеседование
- контрольные задания (см. прилож. №1)
Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы
- диагностический комплекс (см. прилож. №2)
- выставки
- постановка сказок (см. прилож. №3)
- викторины (см.прилож.№4, №5)
- конкурсные программы (см. прилож. №6, №7 ,№8 ,№9)
- КВН (см. прилож. №10)
- праздники ( см. прилож. №11)
Учебно–тематический план
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Разделы и темы занятий | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
1 раздел «Быт» | (30) | (16) | (14) | |
1.1 | «Русская изба» | 6 | 3 | 3 |
1.2 | «Народный костюм» | 4 | 2 | 2 |
1.3. | «Головные уборы» | 4 | 2 | 2 |
1.4. | «Источники освещения» | 2 | 1 | 1 |
1.5. | «Старинная обувь» | 2 | 1 | 1 |
1.6. | «Виды и способы глажения на Руси» | 2 | 1 | 1 |
1.7. | «Посуда» | 4 | 2 | 2 |
1.8. | «Гончарные мастерские» | 4 | 3 | 1 |
1.9. | «Ремесло кузнеца» | 2 | 1 | 1 |
2 раздел «Природа» | (24) | (11) | (13) | |
2.1. | «Осень золотая» | 6 | 3 | 3 |
2.2. | «Ух, ты, зимушка – зима» | 8 | 3 | 5 |
2.3. | «Весна пришла» | 6 | 3 | 3 |
2.4. | «Скоро лето» | 4 | 2 | 2 |
3 раздел «Декоративно-прикладное искусство» | (20) | (9) | (11) | |
3.1. | «Веселые матрешки» | 2 | 1 | 1 |
3.2. | «Семеновская матрешка» | 2 | 1 | 1 |
3.3. | «Дымковская матрешка» | 2 | 1 | 1 |
3.4. | «Гжель прекрасна» | 6 | 2 | 4 |
3.5. | «Городецкая роспись» | 4 | 2 | 2 |
3.6. | «Дымковские барышни» | 4 | 2 | 2 |
4 раздел «Русские народные и православные праздники» | (34) | (17) | (17) | |
4.1. | «Покров» | 2 | 1 | 1 |
4.2. | «Рождество Христово» | 10 | 5 | 5 |
4.3. | «Новый год» | 4 | 1 | 3 |
4.4. | «Крещение» | 2 | 1 | 1 |
4.5. | «Масленица» | 6 | 4 | 2 |
4.6. | «Пасха» | 10 | 5 | 5 |
5 раздел «Устное народное творчество» | (24) | (12) | (12) | |
5.1. | «Сказки» | 16 | 8 | 8 |
5.2. | «Малые формы устного народного творчества» | 8 | 4 | 4 |
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ | 4 | - | 4 | |
ПОДГОТОВКА К ВЫСТАВКЕ | 6 | - | 6 | |
ИТОГО: | 144 | 66 | 78 |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Разделы и темы занятий | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
1 раздел «Быт» | (18) | (9) | (9) | |
1.1. | «Родной очаг» | 2 | 1 | 1 |
1.2. | «Хлеб – всему голова» | 4 | 2 | 2 |
1.3. | «Угодные просторы» | 2 | 1 | 1 |
1.4. | «Крестьянское дело» | 2 | 1 | 1 |
1.5. | «Чаепитие на Руси» | 2 | 1 | 1 |
1.6. | «Мастера – плотники » | 2 | 1 | 1 |
1.7 | «Древнерусские иконописцы» | 2 | 1 | 1 |
1.8. | «В монастыре» | 2 | 1 | 1 |
2 раздел «Природа» | (22) | (10) | (12) | |
2.1. | «Осень золотая» | 6 | 3 | 3 |
2.2. | «Ух, ты, зимушка – зима» | 6 | 2 | 4 |
2.3. | «Весна пришла» | 6 | 3 | 3 |
2.4. | «Скоро лето» | 4 | 2 | 2 |
3 раздел «Декоративно-прикладное искусство» | (26) | (9) | (15) | |
3.1. | « Русский колокольчик» | 4 | 2 | 2 |
3.2. | «Гжель прекрасна» | 2 | 1 | 1 |
3.3. | «Городецкая роспись» | 2 | 1 | 1 |
3.4. | «Дымковская матрешка» | 2 | 1 | 1 |
3.5. | «Золотая хохлома» | 8 | 2 | 6 |
3.6. | «Русская народная вышивка» | 8 | 2 | 6 |
4 раздел «Русские народные и православные праздники» | (36) | (18) | (18) | |
4.1. | «Воздвиженье» | 2 | 1 | 1 |
4.2. | «Покров» | 2 | 1 | 1 |
4.3. | «Рождество Христово» | 8 | 4 | 4 |
4.4. | «Новый год» | 6 | 1 | 5 |
4.5. | «Масленица» | 8 | 6 | 2 |
4.6. | «Пасха» | 10 | 5 | 5 |
5 раздел «Устное народное творчество» | (30) | (15) | (15) | |
5.1. | «Сказки» | 20 | 10 | 10 |
5.2. | «Малые формы устного народного творчества» | 10 | 5 | 5 |
Викторина (малые формы УНТ) КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ (быт) | 2 4 | - - | 2 4 | |
ПОДГОТОВКА К ВЫСТАВКЕ | 6 | - | 6 | |
ИТОГО: | 144 | 63 | 81 |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Разделы и темы занятий | количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |
1 раздел «Быт» | (22) | (11) | (11) | |
1.1. | «Родительский дом» | 2 | 1 | 1 |
1.2. | «Труд земледельцев» | 2 | 1 | 1 |
1.3. | «Крещение младенцев» | 2 | 1 | 1 |
1.4. | «Русская баня» | 4 | 2 | 2 |
1.5. | «Русская музыка» | 2 | 1 | 1 |
1.6. | «Святочные вечера» | 2 | 1 | 1 |
1.7. | «История письменности» | 2 | 1 | 1 |
1.8. | «Свадебные обряды» | 6 | 3 | 3 |
2 раздел «Природа» | (18) | (8) | (10) | |
2.1. | «Осень золотая» | 6 | 2 | 4 |
2.2. | «Ух, ты, зимушка – зима» | 4 | 2 | 2 |
2.3. | «Весна пришла» | 6 | 3 | 3 |
2.4. | «Скоро лето» | 2 | 1 | 1 |
3 раздел «Декоративно-прикладное искусство» | (30) | (14) | (16) | |
3.1. | «Каргопольская игрушка» | 4 | 2 | 2 |
3.2. | «Ты сам – мастер» | 6 | 3 | 3 |
3.3. | «Народный праздничный костюм» | 2 | 1 | 1 |
3.4. | «Городецкая роспись» | 2 | 1 | 1 |
3.5. | «Золотая хохлома» | 4 | 1 | 3 |
3.6. | «Жостово. Роспись по металлу» | 8 | 4 | 4 |
3.7. | «Филимоновская игрушка» | 4 | 2 | 2 |
4 раздел «Русские народные и православные праздники» | (34) | (18) | (16) | |
4.1. | «Рождество Христово» | 8 | 4 | 4 |
4.2. | «Новый год» | 6 | 2 | 4 |
4.3. | «Масленица» | 8 | 6 | 2 |
4.4. | «Сороки» | 2 | 1 | 1 |
4.5. | «Пасха» | 8 | 4 | 4 |
4.6. | «Троица» | 2 | 1 | 1 |
5 раздел «Устное народное творчество» | (26) | (13) | (13) | |
5.1. | «Сказки» | 16 | 8 | 8 |
5.2. | «Былины» | 4 | 2 | 2 |
5.3. | «Малые формы устного народного творчества» | 6 | 3 | 3 |
КВН (сказки) Контрольные задания Подготовка к выставке | 2 4 6 | - - - | 2 4 6 | |
ИТОГО: | 144 | 65 | 79 |
Содержание программы
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теория: Знакомство учащихся с педагогом, друг с другом; знакомство учащихся
с учебно-тематическим планом на первый год обучения.
Практика: «Нарисуй себя»
1 раздел «Быт»
1.1.Тема: «Русская изба»
Теория: Ознакомление учащихся с обстановкой избы; посещение музея;
ознакомление с предметами быта; разучивание игры «Молчанка».
Практика: изготовление поделок:
- «Кот» - объемная аппликация
- «Дом» - аппликация
- «Печь» - соленое тесто
1.2.Тема: «Народный костюм»
Теория: Ознакомление с историей костюма; разновидность костюмов
(женский, мужской).
Практика: изготовление пояска (плетение).
1.3.Тема: «Головные уборы»
Теория: История возникновения головных уборов; женские головные уборы;
виды женских головных уборов; украшение; обычаи ношения головных
уборов. Значение слов «капор», «волосник», «чепец», «кокошник»,
«запан». Виды мужских головных уборов.
Практика: изготовление кокошников (бисер); изготовление колпака (бумага, мех)
1.4.Тема: «Источники освещения»
Теория: Ознакомление с различными источниками освещения; лучина,
свеча, керосиновая лампа.
Практика: изготовление композиции из бумаги «Свеча»
1.5.Тема: «Старинная обувь»
Теория: История создания обуви; ознакомление с техникой плетения лаптей
Практика: лепка лаптей; рисование «Обувь»
1.6.Тема: «Виды и способы глажения на Руси»
Теория: Старинные способы глажения; показ и рассматривание старинных вещей
Практика: лепка утюга из пластилина
1.7.Тема: «Посуда»
Теория: История создания посуды; виды посуды; демонстрация посуды;
Практика: изготовление чашек (папье-маше); роспись посуды
1.8.Тема: «Гончарные мастерские»
Теория: Гончарный промысел; ознакомление с изделиями из глины;
экскурсия в мастерскую скульптура.
Практика: лепка кувшина из глины.
1.9.Тема: «Ремесло кузнеца»
Теория: Ремесло кузнеца; орудия труда кузнеца; разучивание песни
«Кузнецы»
Практика: изготовление подковки (соленое тесто)
2 раздел «Природа»
2.1.Тема: «Осень золотая»
Теория: Народные приметы; пословицы и поговорки, связанные с осенью;
Подготовка лесных жителей к зиме; перелетные птицы; чтение сказки
«Беленький груздочек», «Зимовье зверей»; дидактическая игра «Собери
птиц» - разрезные картинки; заучивание стихотворений об осени.
Практика: изготовление аппликации «Грибы», изготовление кормушки, обрывная
аппликация «Оденем зверей в шубки».
2.2.Тема: «Ух, ты, зимушка – зима»
Теория: Характерные особенности зимы; приметы, загадки о зиме;
дидактическая игра «Чей хвостик?»; разучивание стихотворений и песен
о зиме; разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз…».
Практика: зимний пейзаж (на стекле); оригами «Снегирь»; аппликация «Белый
медведь» (картон, синтепон); изготовление снеговиков (синтепон); лепка
Деда Мороза.
2.3.Тема: «Весна пришла»
Теория: Характерные особенности весны; пение закличек, поговорок;
загадки о весне, обычаи встречи весны; народные приметы; беседа
о перелетных птицах; экскурсия в парк; русские народные игры
на свежем воздухе.
Практика: изготовление аппликации «Весенний букет», «Грач»;
композиция «Цветы».
2.4.Тема: «Скоро лето»
Теория: Характерные признаки лета, народные приметы; загадки о лете, чтение
стихотворений о лете; игра «Составь картинки».
Практика: коллективная аппликация – «Полевые цветы»; объемная аппликация «Бабочки».
3 раздел «Декоративно-прикладное
искусство»
3.1.Тема: «Веселые матрешки»
Теория: История изготовления матрешек; разновидность матрешек, сходства и
различия; просмотр иллюстраций, изделий; игра «Продолжи узор»;
частушки; игра «Не выпустим».
Практика: изготовление матрешки из соленого теста; роспись матрешки.
3.2.Тема: «Семеновская матрешка»
Теория: История возникновения семеновской матрешки; характерные особенности,
сходства и различия; основные виды росписи; цветовая гамма; значение их
в жизни человека; игра «Не выпустим»
Практика: аппликация «Веселая матрешка».
3.3.Тема: «Дымковская матрешка»
Теория: История возникновения дымковской матрешки; характерные особенности,
сходства и различия; основные виды росписи; цветовая гамма.
Практика: рисование «Дымковская матрешка».
3.4.Тема: «Гжель прекрасна»
Теория: Исторические сведения о гжели; характерные
особенности росписи; цветовая гамма; составление узоров.
Практика: изготовление тарелки из папье-маше; роспись тарелки.
3.5.Тема: «Городецкая роспись»
Теория: Исторические сведения о городецкой росписи; характерные особенности
росписи; цветовая гамма; ознакомление с элементами
росписи (розан, листья, купавка).
Практика: рисование элементов росписи; роспись плоскостных фигур.
3.6.Тема: «Дымковские барышни»
Теория: История дымковской игрушки; показ иллюстраций;
характерные особенности росписи; цветовая гамма; основные элементы
росписи.
Практика: изготовление кукол (соленое тесто); рисование элементов росписи.
4 раздел «Русские народные и
православные праздники»
4.1.Тема: «Покров»
Теория: Осенний праздник «Покров»; разучивание частушек, народных песен.
Практика: изготовление аппликации «Храм»
4.2.Тема: «Рождество Христово»
Теория: История праздника – Рождество Христово; традиции празднования
Рождества; понятие о посте и его значение в жизни народа. Разучивание
песен, колядок, стихов.
Практика: изготовление ангелочков, рождественских открыток, масок.
4.3.Тема: «Новый год»
Теория: История празднования Нового года: Традиция наряжать елку. Заучивание
стихов, песен. Подвижные игры.
Практика: изготовление новогодних открыток, новогодних игрушек.
4.4.Тема: «Крещение»
Теория: История праздника; приметы января; традиции празднования; разучивание
частушек; игра «Ручеек».
Практика: изготовление аппликация «Белый медведь» из синтепона и
бархатной бумаги.
4.5.Тема: «Масленица»
Теория: История праздника; разучивание песен встречи и проводов Масленицы;
показ репродукции «Масленица» Б. Кустодиева; игра «Жмурки
с колокольчиком»; название каждого дня Масленичной недели; хоровод
«Со вьюном я хожу»; разучивание частушек.
Практика: изготовление чучела из ниток; выпечка блинов.
4.6.Тема: «Пасха»
Теория: История праздника и особенности; обычаи, обряды; разучивание стихов,
песен; способы окрашивания яиц; традиция – красить яйца; игры –
«Катись яичко», «Битки», «Прокати яичко носом», инсценировка сказки
«Курочка Ряба»; пословицы; игры – «Перетяни лапоть», «Бег в мешках»,
«Сиди, сиди, Яша»; хоровод «Ух, ты, верба – вербушка»; разучивание
песни «Вербочка».
Практика: изготовление пасхальных открыток; изготовление сувенира «Гнездо
с цыплятами»; изготовление «Вербочка»; роспись яиц.
5 раздел «Устное народное творчество»
5.1.Тема: «Сказки»
Теория: Чтение сказок; характеристика героев сказок; распределение ролей;
инсценировка сказок
Практика: изготовление: звери (соленое тесто), аппликации к сказкам; лепка персонажей, предметов.
5.2.Тема: «Малые формы устного народного творчества»
Теория: Ознакомление с загадками, пословицами, поговорками;
характерные особенности отличия пословиц и поговорок.
Практика: лепка (отгадки на загадки).
Контрольные задания (общее количество часов на проведение викторины по разделу «Быт», конкурсной программы по разделу «Природа», «Устное народное творчество», постановка сценок).
Подготовка к выставкам ( общее количество часов на изготовление и отбор поделок к выставкам).
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теория: Впечатления учащихся о лете; ознакомление с учебно-тематическим планом
Практика: рисование «Как я провел лето»
1 раздел «Быт»
1.1.Тема: «Родной очаг»
Теория: Домашний очаг; родительский дом; святыни и реликвии дома; домашние
праздники;
Практика: изготовление объемной аппликации «Домик» из бумаги и картона
1.2.Тема: «Хлеб – всему голова»
Теория: Старинные способы уборки хлеба; ознакомление со старинными
способами обработки земли; значение пословиц – «Богу молись, да за соху
держись», «Кто ленив с сохой, тому весь год плохой».
Практика: «Колосок» (бисер), панно «Урожай».
1.3.Тема: «Угодные просторы»
Теория: Ознакомление с понятиями: «Нива», «Поле»; значение слов «Нива – Божья
ладонь всех кормит»; заучивание стихотворения «Нива»
Практика: изготовление аппликации «Сноп» (перловка, бумага)
1.4.Тема: «Крестьянское дело»
Теория: Жизнь крестьянина, его труд; орудие труда крестьянина.
Практика: лепка «Плуг»
1.5.Тема: «Чаепитие на Руси »
Теория: Традиции чаепития на Руси; изобретение самовара; виды самоваров;
тульские пряники.
Практика: изготовление композиции «Самовар» (соленое тесто)
1.6.Тема: «Мастера - плотники»
Теория: Мастера – плотники; орудия труда плотника;
ознакомление с поговорками «Топор - всему голова», «Думает плотник
топором»
Практика: изготовление «Домик» (бумага)
1.7.Тема: «Древнерусские иконописцы»
Теория: Старинные русские иконы; показ иллюстраций; известный
живописец – Андрей Рублев.
Практика: изготовление «иконы» (картон, крупа, иллюстрации с изображением
Христа, Богоматери, других святых).
1.8.Тема: «В монастыре»
Теория: История возникновения монастырей; «Монастырь – уединенное жилище»;
Монахи, уклад их жизни; показ иллюстраций; распорядок дня в монастыре.
Практика: рисование – «Монастырь»
2 раздел «Природа»
2.1.Тема: «Осень золотая»
Теория: Осенние месяцы; народные приметы; пословицы и поговорки;
загадки об осени; труд людей осенью; чтение стихотворений об осени;
дидактические игры «Кто больше?», «Что в корзиночке лежит?»,
«Огородник».
Практика: лепка «Овощи»; изготовление поделок из природного материала.
2.2.Тема: «Ух, ты, зимушка – зима»
Теория: Особенности зимы; приметы, загадки о зиме, пословицы и
поговорки; чтение сказки «Морозко»; разучивание песен и стихотворений
о зиме.
Практика: лепка – «Дед Мороз»; рисование сюжета из сказки;
«Снеговик» (нитки); поделка «Елка» (бисер).
2.3.Тема: «Весна пришла»
Теория: Весна; весенние месяцы; народные приметы; загадки о весне; обычаи
встречи весны; подвижные игры.
Практика: изготовление поделки «Корзина с подснежниками»; изготовление
открыток «Цветы» (объемные), «Ивовый венок с птичками».
2.4.Тема: «Скоро лето»
Теория: Лето; летние месяцы; характерные особенности; заучивание
стихотворений о лете.
Практика: аппликация – «Подсолнух» (бумага, семечки); объемная поделка
«Цветы» (бисер); изготовление рыбок.
3 раздел «Декоративно-прикладное
искусство»
3.1.Тема: «Русский колокольчик»
Теория: История возникновения колокольчика; обычаи ношения колокольчиков,
значение надписей на колокольчиках.
Практика: изготовление колокольчиков из соленого теста; роспись колокольчиков.
3.2.Тема: «Гжель прекрасна»
Теория: Особенности гжельской росписи, цветовая гамма росписи
Практика: роспись плоскостных фигур.
3.3.Тема: «Городецкая роспись»
Теория: Исторические сведения о городецкой росписи; особенности городецкой
росписи, цветовая гамма росписи
Практика: ознакомление с элементами росписи (ромашка, гроздь винограда)
3.4.Тема: «Дымковские игрушки»
Теория: История дымковской игрушки; пропорции игрушки; цветовая гамма.
Практика: рисование элементов дымковской росписи; роспись плоскостных фигур.
3.5.Тема: «Золотая Хохлома»
Теория: Исторические сведения о Хохломе; основной цвет, элементы росписи;
дидактические игры «Сказочная посуда», «Найди ошибку».
Практика: изготовление ложки из папье-маше, рисование элементов росписи,
роспись ложек.
3.6.Тема: «Русская народная вышивка»
Теория: История мастериц – рукодельниц; сюжеты вышивки; значение цвета
в вышивке; виды и способы вышивания; швы.
Практика: эскиз вышитого полотенца; тамбурный шов, вышивка салфетки.
4 раздел «Русские народные и
православные праздники»
4.1.Тема: «Воздвиженье»
Теория: История праздника; игра «Капуста»; хоровод «Вейся, вейся капуста»,
«Колышки»; приметы октября.
Практика: солим, квасим капусту.
4.2.Тема: «Покров»
Теория: Исторические сведения о празднике «Покров»; народные приметы,
пословицы; разучивание частушек.
Практика: лепка – «Храм» (пластилин, крупа).
4.3.Тема: «Рождество Христово»
Теория: Традиции празднования Рождества; разучивание песен, стихов,
колядок, сценок.
Практика: изготовление открыток (гофрированный картон);
рождественская композиция; елочные украшения «Рождественская
птичка», «Овечки из шерсти»,
«Звезды»
4.4.Тема: «Новый год»
Теория: Традиции празднования Нового года в других странах; заучивание
стихотворений, песен; подвижные игры.
Практика: изготовление новогодних игрушек.
4.5.Тема: «Масленица»
Теория: Масленица, название дней Масленичной недели; игры, хороводы;
разучивание частушек; народные приметы.
Практика: рисование – «Народное гуляние»; поделка «Масленица» (ткань).
4.6.Тема: «Пасха»
Теория: История празднования Вербного воскресенья; рассказ о вербе;
Празднование Пасхи; традиция празднования последнего дня пасхальной
недели – красной горки; Игра «Верба - вербочка», «Заря – зарница»,
«Солнышко – ведрышко»; разучивание пасхальных песен.
Практика: изготовление пасхальных открыток, сувениров; изготовление
из папье-маше и роспись яиц.
5 раздел «Устное народное творчество»
5.1.Тема: «Сказки»
Теория: Чтение сказок; характеристика героев сказок; распределение ролей;
инсценировка сказок.
Практика: сюжетные аппликации; лепка зверей, персонажей; рисование главных
героев.
5.2.Тема: «Малые формы устного народного творчества»
Теория: Загадки, частушки, поговорки, пословицы.
Практика: рисование (ответы на загадки).
Контрольные задания (общее количество часов на проведение конкурсной программы
по разделу «Быт», викторины по разделу «Устное народное творчество», постановка сценок).
Подготовка к выставкам (общее количество часов на изготовление и отбор поделок к выставкам).
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теория: Впечатления учащихся о красоте природы в летнее время года; ознакомление с учебно-тематическим планом
Практика: рисование «Летние узоры»
1 раздел «Быт»
1.1.Тема: «Родительский дом»
Теория: Ознакомление с понятиями «семья», «родовое имя», «родовое древо»
Практика: рисуем «древо своей семьи»
1.2.Тема: «Труд земледельцев»
Теория: Труд земледельцев; основные виды работ земледельцев;
орудия труда; рассматривание иллюстраций; значение пословиц
«Хлеба ни куска, так в тереме – тоска», «Сей хлеб, не спи, будешь жать –
не станешь дремать»
Практика: изготовление «Каравая» из соленого тесто.
1.3.Тема: «Крещение младенцев»
Теория: Понятия: «Крещение», обряд крещения.
Практика: изготовление оберега ( ткань).
1.4.Тема: «Русская баня»
Теория: Русская баня, обустройство бань, банные принадлежности.
Практика: лепка «банные принадлежности».
1.5.Тема: «Русская музыка»
Теория: Русская народная музыка; значение музыки в жизни людей;
музыкальные инструменты;
Практика: изготовление аппликации «Музыкальные инструменты».
1.6.Тема: «Святочные вечера»
Теория: рассказ о святочных вечерах; гадания; игры «Бабка», «Гуськи»
Практика: поделка «Сапожок» - ткань.
1.7.Тема: «История письменности»
Теория: История письменности; материалы для письма; рождение алфавита.
Практика: рисунок «Письменные принадлежности»
1.8.Тема: «Свадебные обряды»
Теория: История свадебных костюмов, убранство свадебных костюмов;
свадебные обряды
Практика: кукла «Невеста» (палка, ветошь, ткани).
2 раздел «Природа»
2.1.Тема: «Осень золотая»
Теория: Осенние месяцы; народные приметы; пословицы и поговорки;
загадки об осени; труд людей осенью; подготовка животных к зиме
Практика: рисунок «Осенний лес»; изготовление аппликации «Рыбки» (листья);
объемных поделок из природного материала.
2.2.Тема: «Ух, ты, зимушка – зима»
Теория: Зима; приметы, загадки о зиме, пословицы и
поговорки; дидактическая игра «Чей листок», «Съедобное - несъедобное»
Практика: изготовление панно «Красногрудые снегири»,
«Игрушечный заяц» (ткань)
2.3.Тема: «Весна пришла»
Теория: Весна; народные приметы; загадки и стихи о весне; весенние работы
людей.
Практика: изготовление коллективного панно «Сирень» (сжатая бумага);
изготовление композиции «Весенние цветы» (гофрированный картон);
панно «Цветы» (ткань).
2.4.Тема: «Скоро лето»
Теория: Лето; отдых летом; чтение стихотворений о лете.
Практика: изготовление аппликации «На море»
3 раздел «Декоративно-прикладное
искусство»
3.1.Тема: «Каргопольская игрушка»
Теория: История каргопольской игрушки; особенности росписи, элементы росписи;
цветовая гамма.
Практика: рисование элементов росписи; лепка фигурки человека (пластилин)
3.2.Тема: «Ты сам - мастер»
Теория: Мастера – художники; материалы.
Практика: картина на мешковине «Русская деревня» (мешковина, солома); «Кукла»
(ткань); «Ваза» (банка, шпагат).
3.3.Тема: «Народный праздничный костюм»
Теория: История костюма; убранство праздничного костюма; отличие
праздничного костюма и повседневного.
Практика: эскиз народного праздничного костюма.
3.4.Тема: «Городецкая роспись»
Теория: Городецкая роспись; элементы в росписи –городецкая роза, городецкий
фазан; сценки в городецкой росписи
(изображение барышень и кавалеров за беседой; сценки чаепития; охоты);
цветовая гамма.
Практика: роспись доски.
3.5.Тема: «Золотая Хохлома»
Теория: Хохлома; основные элементы; цветовая гамма; главный мотив
росписи – травка; приемы мастеров.
Практика: изготовление из соленого теста «Ковш», «Супница»; роспись посуды.
3.6.Тема: «Жостово. Роспись по металлу»
Теория: Исторические сведения о росписи; особенности жостовской росписи;
формы подносов; цветовая гамма росписи; этапы росписи (замалевок,
тенежка, бликовка, уборка).
Практика: рисование цветов по этапам; изготовление подносов (картон),
роспись подносов.
3.7.Тема: «Филимоновская игрушка»
Теория: Исторические сведения о филимоновской игрушке; пропорции игрушки;
разнообразие игрушек; цветовая гамма; изображение животных.
Практика: лепка из глины «Свистулька»; роспись игрушки.
4 раздел «Русские народные и
православные праздники»
4.1.Тема: «Рождество Христово»
Теория: Рождество Христово, Сочельник, Рождественский стол; колядки;
стихотворения и игры, хороводы, чтение рассказов.
Практика: «Вифлеемская Звезда», «Елка» - вышивание ленточками;
«Ветка с шишками» (аппликация из рельефной бумаги);
«Новогодний букет» (фольга, лилии, гвоздики, еловая ветка).
4.2.Тема: «Новый год»
Теория: Традиции празднования Нового года; разучивание стихотворений и песен.
Практика: елочные украшения из шишек; елочные игрушки из «кулечков» (бумага);
«елка» (объемная, из полосок); «Сова» - синтепон.
4.3.Тема: «Масленица»
Теория: Масленица; заучивание песен, частушек; народные приметы.
Практика: изготовление «Шкатулки» из гофрированного картона; «Куклы»
из нитки.
4.4.Тема: «Сороки»
Теория: Исторические сведения о празднике; традиции празднования; народные
приметы.
Практика: изготовление поделки «Белая береза» из ваты.
4.5.Тема: «Пасха»
Теория: Пасхальная неделя; разучивание песен, стихов; Вербное воскресенье;
Красная горка.
Практика: изготовление поделки «Яйцо» - глина; роспись яйца;
«Корзинка»; изготовление открытки.
4.6.Тема: «Троица»
Теория: Исторические сведения о празднике; традиции праздника; разучивание игр.
Практика: изготовление панно «Лето» из ткани, сухоцветов.
5 раздел «Устное народное творчество»
5.1.Тема: «Сказки»
Теория: Чтение сказки; характеристика героев сказки; распределение ролей;
заучивание слов; инсценировка сказок.
Практика: изготовление сказочных героев в технике оригами; рисование
персонажей; сюжетные аппликации из соленого теста, ткани;
мягкая игрушка.
5.2.Тема: «Былины»
Теория: Ознакомление с былинами; характеристика былинных героев; отличие
былины от сказки; чтение былины; рассматривание иллюстраций.
Практика: рисование по предоставлению «Богатырь»; лепка из пластилина
«Шлем богатыря».
5.3.Тема: Малые формы устного народного творчества»
Теория: Сочинение загадок, частушек; характерные особенности отличия пословиц
и поговорок.
Практика: изготовление книжек-малышек с загадками, пословицами, поговорками
КВН (сказки)
Контрольные задания (общее количество на проведение контрольных заданий по разделу «Быт», постановка сценок).
.Подготовка к выставкам (общее количество часов на изготовление и отбор поделок к выставкам).
Методическое обеспечение программы
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Разделы и темы занятий | форма | методы | дидакт. | Форма |
занятий | материал, ТСО | подведения итогов | |||
Вводное занятие | лекция, практическая работа | словесный, наглядный, практический | наглядные пособия | ||
I раздел «Быт» | |||||
1.1. | «Русская изба» | лекция, практическая работа, экскурсия | словесный, наглядный, практический. | технологические таблицы, наглядные пособие | Викторина (см. Приложение№4) |
1.2. | «Народный костюм» | лекция, практическая работа | словесный, наглядный, практический. | наглядные пособия, технологические таблицы, | |
1.3. | «Головные уборы» | лекция, практическая работа | словесный, наглядный, практический. | наглядные пособия, технологические таблицы, | |
1.4. | «Источники освещения» | лекция, практическая работа | словесный, наглядный, практический. | наглядные пособия, технологические таблицы, | |
1.5. | «Старинная обувь» | лекция, практическая работа | словесный, наглядный, практический. | наглядные пособия, технологические таблицы, | |
1.6. | «Виды и способы глажения на Руси» | лекция, практическая работа | словесный, наглядный, практический. | наглядные пособия, технологические таблицы, | |
1.7. | «Посуда» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический. | наглядные пособия, технологические таблицы, | |
1.8. | «Гончарные мастерские» | лекция, практическая работа, экскурсия. | словесный, наглядный, практический. | наглядные пособия, технологические таблицы, |
1.9. | «Ремесло кузнеца» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический. | наглядные пособия, технологические таблицы, | |
2 раздел «Природа» | |||||
2.1. | «Осень золотая» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, наглядные пособия | Конкурсная программа (см. Приложение№7) |
2.2. | «Ух, ты, зимушка – зима» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | наглядные пособия, технологические таблицы, | |
2.3. | «Весна пришла» | беседа, практическая работа, экскурсия. | словесный, наглядный, практический | наглядные пособия, технологические таблицы, | |
2.4. | «Скоро лето» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | наглядные пособия, технологические таблицы, | |
3 раздел «Декоративно-прикладное искусство» | |||||
3.1 | «Веселые матрешки» | лекция, практическая работа, игра. | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | Выставки |
3.2. | «Семеновская матрешка» | лекция, практическая работа, игра | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
3.3. | «Дымковская матрешка» | лекция, практическая работа, игра | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
3.4. | «Гжель прекрасна» | лекция, практическая работа. | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
3.5. | «Городецкая роспись» | лекция, практическая работа. | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
3.6. | «Дымковские барышни» | практическая работа, беседа. | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
4 раздел «Русские народные и православные праздники» | |||||
4.1. | «Покров» | беседа, практическая работа. | словесный, наглядный, практический | декорации, костюмы, технологические таблицы, демонстрационные модели | Выставки постановка сценок |
4.2. | «Рождество Христово» | беседа, практическая работа, инсценировка сказки. | словесный, наглядный, практический | декорации, костюмы, технологические таблицы, демонстрационные модели | |
4.3 | «Новый год» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | декорации, костюмы, технологические таблицы, демонстрационные модели | |
4.4. | «Крещение» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | декорации, костюмы, технологические таблицы, демонстрационные модели
| |
4.5. | «Масленица» | беседа, практическая работа, «посиделки» | словесный, наглядный, практический | декорации, костюмы, технологические таблицы, демонстрационные модели | |
4.6. | «Пасха» | беседа, практическая работа, инсценировка сказок. | словесный, наглядный, практический | декорации, костюмы, технологические таблицы, демонстрационные модели | |
5 раздел «Устное народное творчество» | |||||
5.1. | «Сказки» | беседа, тематические вечера, викторина | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы
| Постановка сценок, викторина ( см. приложение№5), конкурсная программа (см. приложение№8). |
5.2. | «Малые формы устного народного творчества» | беседа, викторина. | словесный, наглядный, практический | декорации, костюмы, технологические таблицы, демонстрационные модели | |
Контрольные задания | практическая работа | наглядный, практический | декорации, костюмы. | ||
Подготовка к выставкам | практическая работа | наглядный, практический | технологические таблицы |
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Разделы и темы занятий | форма занятий | методы | дидакт. | Форма |
материал, ТСО | подведения итогов | ||||
Вводное занятие | беседа, практическая работа | словесный, практический | технологические таблицы, | ||
1 раздел «Быт» | |||||
1.1. | «Родной очаг» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | Конкурсная программа (см. Приложение№6) |
1.2. | «Хлеб – всему голова» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
1.3. | «Угодные просторы» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
1.4. | «Крестьянское дело» | беседа, практическая работа, демонстрация слайдов | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
1.5. | «Чаепитие на Руси» | беседа, практическая работа, демонстрация слайдов. | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
1.6. | «Мастера – плотники » | беседа, практическая работа, | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
1.7. | «Древнерусские иконописцы | лекция, практическая работа | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели |
1.8. | «В монастыре» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
2 раздел «Природа» | |||||
2.1. | «Осень золотая» | беседа, практическая работа, | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, наглядные пособия | Выставки |
2.2. | «Ух, ты, зимушка – зима» | практическая работа, беседа | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, наглядные пособия | |
2.3. | «Весна пришла» | практическая работа, беседа | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, наглядные пособия | |
2.4. | «Скоро лето» | практическая работа, беседа | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, наглядные пособия | |
3 раздел «Декоративно-прикладное искусство» | |||||
3.1. | «Русский колокольчик» | практическая работа, беседа. | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | Выставки |
3.2. | «Гжель прекрасна» | практическая работа, лекция. | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
3.3. | «Городецкая роспись» | практическая работа, беседа. | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
3.4. | «Дымковская матрешка» | лекция, практическая работа, | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
3.5. | «Золотая хохлома» | лекция, практическая работа,. | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
3.6. | «Русская народная вышивка» | практическая работа, беседа. | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | |
4 раздел «Русские народные и православные праздники | |||||
4.1. | «Воздвиженье» | беседа, практическая работа. | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | Праздники (см. Приложение№11) |
4.2. | «Покров» | беседа, практическая работа. | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | |
4.3. | «Рождество Христово» | практическая работа, беседа, инсценировка сказки | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | |
4.4. | «Новый год» | практическая работа, беседа, инсценировка сказки | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | |
4.5. | «Масленица» | практическая работа, «посиделки» | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | |
4.6. | «Пасха» | практическая работа, беседа, инсценировка сказки | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | |
5 раздел «Устное народное творчество» | |||||
5.1. | «Сказки» | беседа, тематические вечера, викторина | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | Постановка сказок (см.. приложение№3), викторина. |
5.2. | «Малые формы устного народного творчества» | беседа, викторина | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | |
Контрольные задания | практическая работа | практический | Декорации, костюмы | диагностика (см. приложение№2) | |
Подготовка к выставке | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | технологические таблицы, демонстрационные модели | выставка |
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Разделы и темы занятий | форма занятий | методы | дидакт. | форма |
материалы, ТСО | подведения итогов | ||||
Вводное занятие | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, | |||
1 раздел «Быт»
| |||||
1.1. | «Родительский дом» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | Контроль-ные задания (см. Приложе-ние№1) |
1.2. | «Труд земледельцев» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | |
1.3. | «Крещение младенцев» | беседа, практическая работа, демонстрация слайдов | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | |
1.4. | «Русская баня» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | |
1.5. | «Русская музыка» | лекция, практическая работа | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | |
1.6. | «Святочные вечера» | лекция, практическая работа | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | |
1.7. | «История письменности» | лекция, практическая работа | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели |
1.8. | «Свадебные обряды» | лекция, практическая работа | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | |
2 раздел «Природа» | |||||
2.1. | «Осень золотая» | беседа, практическая работа. | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | Выставки |
2.2. | «Ух, ты, зимушка – зима» | беседа, практическая работа. | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | |
2.3. | «Весна пришла» | беседа, практическая работа. | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели
| |
2.4. | «Скоро лето» | беседа, практическая работа. | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели
| |
3 раздел «Декоративно-прикладное искусство» | |||||
3.1. | «Каргопольская игрушка» | лекция, практическая работа | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | выставки. |
3.2. | «Ты сам – мастер» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | |
3.3. | «Народный праздничный костюм» | практическая работа, беседа. | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | |
3.4. | «Городецкая роспись» | практическая работа, беседа. | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | |
3.5. | «Золотая хохлома» | практическая работа, беседа. | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | |
3.6. | «Жостово. Роспись по металлу» | лекция практическая работа | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | |
3.7. | «Филимоновская игрушка» | лекция практическая работа | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели | |
4 раздел «Русские народные и православные праздники» | |||||
4.1. | «Рождество Христово» | практическая работа, беседа, инсценировка сказки | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | Праздники (см. Приложе- ние№3) |
4.2. | «Новый год» | практическая работа, беседа, инсценировка сказки | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | |
4.3. | «Масленица» | практическая работа, беседа, «посиделки» | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | |
4.4. | «Сороки» | практическая работа, беседа, | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | |
4.5. | «Пасха» | практическая работа, беседа, инсценировка сказки | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | |
4.6. | «Троица» | практическая работа, беседа, | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | |
5 раздел «Устное народное творчество» | |||||
5.1. | «Сказки» | беседа, тематические вечера, КВН | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | Постановка сценок, КВН. (см. приложе- ние №10) |
5.2. | «Былины» | беседа, практическая работа | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | |
5.3. | «Малые формы устного народного творчества» | беседа, КВН | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | |
КВН (сказки) | практическая работа | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | ||
Контрольные задания | практическая работа | практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | ||
Подготовка к выставке | практическая работа | словесный, наглядный, практический | Технологиче-ские таблицы, демонстрационные модели, декорации, костюмы | ||
Для реализации программы используются:
- Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесный (беседа, лекция, инструктаж)
- наглядный (демонстрация готовых изделий, презентации, технологические таблицы)
- практический (самостоятельная, практическая работа)
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности учащихся:
- объяснительно – иллюстративный
- репродуктивный
- частично – поисковый (участие учащихся в коллективном поиске)
- исследовательский (овладение учащимися самостоятельной творческой работы в конце 2-ого, 3-ого года обучения).
- метод проектов
Для реализации программы необходимо наличие материально – технической базы:
- Магнитная доска
- Мультимедийный проектор
- Проигрыватель для прослушивания грамзаписи
- Компьютер
- DVD проигрыватель.