Акция "Лесным пожарам нет!"
проект по теме

Жданкина Татьяна Юрьевна

Проект акции Лесным пожарам нет! со сценариями всех мероприятий

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   КАЗЕННОЕ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КЛЮЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

Проект акции

«Лесным пожарам нет!»

                                                                       Выполнили: Куличихина Дарья,

Бескоровайный Егор,

Сёмин Андрей,

Бесхмельницын Андрей,

Бирюк Владислава,

Куницына Вероника,

Климов Ричард

                                                                    Руководитель: Жданкина Татьяна Юрьевна, руководитель школьного лесничества

 

Ачинский район, п. Ключи

2016 год

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………….С.3

ГЛАВА I. ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ ……………………………………….С.4-9

  1. Предотвращение пожара и контролирование огня. ……………………………...С.4-5
  2. Виды лесных пожаров и их причины ……………………………………………..С.5-6
  3. Разведение и тушение костра …………………………………………………….. С. 5-6
  4. Лес – природное сообщество ……………………………………………………… С.5
  5. Лесной пожар – источник опасности жилью человека ………………………….. С.5

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I ……………………………………………………………….С.6

ГЛАВА II.   ЛЕСООХРАННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОПАГАНДА ………..С.7- 8

2.1 Разработка мероприятий противопожарной пропаганды ……………………….. С. 8-9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………………… С. 9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………... С.10

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………………………С.11

ВВЕДЕНИЕ

По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающие от пожара лесные массивы требуются нечеловеческие усилия, огромные силы и средства. Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей нас природной среде. Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность и для населения. Возникает непосредственная угроза уничтожения огнем населенных пунктов и объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов, а также сильное задымление и загазованность территорий, даже удаленных от кромки леса.

Свежа в памяти трагедия республики Хакасия, пережитая весной 2015 года. 12 апреля — поступили первые сообщения о пожарах в нескольких населенных пунктах Хакасии. В результате крупных пожаров, возникших в степных регионах, сгорели более 1200 домов в 42 населённых пунктах, погибло 25 человек, около 5 тысяч человек остались без жилья. "В подавляющей части населенных пунктов пожары возникали внутри, это либо - праздничный день, люди начинали отдыхать и в том числе готовили шашлыки, часть населенных пунктов - от палов. Огонь взлетал на высоту до 10 метров, и на 100 метров эти обрывки огня разлетались, поэтому очень сложно было работать", - отмечал заместитель главы республики Хакасия Владимир Крафт.

Проблема:

Одним из опаснейших стихийных бедствий является пожар. По предварительным прогнозам Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, в 2016 году, в силу многообразия лесорастительных условий и большой протяженности (более 2,0 тыс. км) Красноярского края с юга на север возникновение лесных пожаров ожидается в течение всего пожароопасного сезона. Результаты анализа пирологической характеристики лесов края, динамики их горимости, современного состояния охраны лесов от пожаров показывают, что лесные пожары по мере роста положительных температур воздуха начинаются в конце марта в южных районах края и продвигаются постепенно на север. Начало пожароопасного сезона в Ачинском районе ожидается с мая месяца[1].

Восемь из десяти лесных пожаров происходят по вине человека. Но люди знают далеко не обо всех причинах возникновения лесных пожаров и, соответственно, не обо всех способах их предупреждения.

Цель:

Привлечение внимания жителей Ачинска и Ачинского района к проблеме возникновения лесных пожаров по вине человека.

Задачи:

  • Вызвать чувство эмоциональной сопричастности у жителей всех возрастных категорий к проблеме лесных пожаров.
  • Пропагандировать ответственность всех и каждого за сохранность лесов от пожаров.
  • Формировать у подростков культуру разведения и тушения костров в лесу.

            Гипотеза:

Если Ачинское школьное лесничество успешно реализует запланированные мероприятия в рамках акции «Лесным пожарам нет!», то участники мероприятий проникнутся сознанием личной ответственности за предупреждение лесных пожаров, в ситуациях пребывания на природе; повысят культуру безопасного использования костров, и как следствие – увеличится шанс избежать трагедий, связанных с возникновением пожаров в лесах Ачинского района.  

   

ГЛАВА I. ОХРАНА ЛЕСОВ ОТ ПОЖАРОВ

  1. Предотвращение пожара и контролирование огня.

Огонь – это раскаленные светящиеся газы вокруг горящего предмета. Первобытные люди сначала использовали и по возможности поддерживали природный огонь. Примерно 5000 лет назад человек сам научился добывать огонь с помощью искр при ударе кремня о кремень и трением двух кусков древесины. В настоящее время в экономически развитых странах человек потребляет в сутки свыше одного миллиона кДж энергии, используя запасы солнечной энергии, законсервированной в органическом топливе.

Чтобы загорелся огонь, необходим: кислород, топливо и тепло.

Кислород – это химический элемент, газ без цвета и запаха, входит в состав воздуха, которым мы дышим; необходимый компонент горения.

Топливо – горючий материал, например, деревья, кустарниковые растения, сухая трава, листья, сосновые иголки, бумага.

Тепло можно получить путем попадания молнии в траву или дерево, либо если поместить кусок стекла под прямые солнечные лучи или зажечь спичку.

Эти три элемента известны как треугольник огня. И чтобы зажечь огонь должны присутствовать все три элемента. Если один из них отсутствует, то огонь получить невозможно.

Человек осознал преимущество огня 0,5 миллионов лет назад. Огонь давал людям тепло, с помощью него готовили еду, защищались от диких животных. В наше время трудно представить себе жизнь без огня. Но польза от огня очевидна в том случае, когда человек умеет использовать его себе на благо и контролировать огонь.  

Хороший огонь – это огонь, который зажигают специально, по необходимости, который всегда под контролем и за которым присматривают.

Плохой огонь – это огонь, который выходит из-под контроля человека и наносит ущерб или причиняет кому-то, или чему-то вред.

Предотвращение пожара – это действие, предпринимаемое для того, чтобы пожар не возник. Это стиль жизни. Это поведение, которое все должны практиковать каждый день.

Контролирование огня – это действие, направленное на локализацию, сдерживание распространения горения огня в заранее намеченных границах (для достижения конкретных целей – использование костра для приготовления пищи, сжигание мусора на даче и т.п.), а конечный результат этих действий – тушение огня.

Итак, хороший огонь – это огонь, который всегда под контролем. Предотвращение лесных пожаров должно стать стилем жизни каждого человека.

1.2. Виды лесных пожаров и их причины

Выделяют следующие виды пожаров в лесах:

Низовой пожар характеризуется распространением огня по надпочвенному покрову. Горят лесной опад, лесная подстилка, ветки, живой покров из мхов и травы, мелкие кусты и кора в нижней части стволов деревьев. Горение сопровождается выбросом энергии в виде тепла и огня. Пламя перекидывается на древесину твердых пород. Некоторые из пород горят красным пламенем.

Верховой пожар (беглый и устойчивый) распространяется по кронам деревьев. Чаще всего горит весь древостой. Наиболее подвержены ему хвойные молодняки, заросли кедрового стланика, хвойные насаждения крутых склонах.

Подземный пожар развивается в результате проникновения огня в нижние слои и торфяной слой почвы.  При таком пожаре сгорают корни растений и деревья падают вершинами к центру пожара[2].

Восемь из десяти лесных пожаров происходят по вине человека. Когда хороший огонь превращается в плохой, это происходит, в основном, потому, что люди неосторожны и не думают о последствиях неосторожного обращения с огнем. Причины (человеческий фактор):

•        несанкционированные палы сухой травы;

•        брошенная горящая спичка;

•        непогашенный окурок;

•        тлеющий после выстрела пыж;

•        брошенный в лесу, пропитанный бензином или керосином обтирочный материал;

•        заправка топливом баков машин при работающем двигателе;

•        использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим;

•        курение или пользование открытым огнём вблизи машин, заправляемых горючим;

•        не затушенные кострища после пикников;

•        разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;

•          лесозаготовки;

•        ЛЭП;

•        движение составов по железнодорожным путям;

•        оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д.

Естественные причины возникновения лесных пожаров:

- удар молнии, засухи.

1.3. Разведение и тушение костра.

Костры предназначены для обогрева, приготовления пищи, отпугивания насекомых, создания уюта на лесной поляне. Но костры должны быть правильно разведены и потушены, иначе они могут стать причиной лесного пожара.

Костры должны быть маленькими и располагаться в безопасных местах. Нельзя, например, разжигать костёр на торфяниках: если загорится торф, его трудно затушить и это приведёт к почвенному пожару. Нельзя разжигать костёр около деревьев, огонь повредит их корни, зелень, стволы. Наименьшее расстояние от дерева и (или) палатки до костра должно быть 8-10 метров. Выбранное место для костра нужно очистить от сухого валежника, от листьев, сухой травы. В центре разметить площадку около 1 квадратного метра и лопатой снять дёрн. Снятую дернину нужно уложить вокруг площадки травой вниз. Перед уходом этим дёрном можно будет закрыть место костра так, чтобы оно не было заметно. Необходимо правильно тушить костры: полить водой, разворочать их лопатой и снова полить водой.

Сигареты и спички часто становятся причинами лесных пожаров. Мужчины, старше 20 лет до 30 часто бывают в лесу, рыбачат, собирают грибы и ягоды, охотятся, отдыхают, разводят костры, курят.

Нужно быть осторожным, выбрасывая сигареты и спички. Лучше всего сигареты тушатся в пепельнице. Можно тушить сигареты и спички в емкостях с водой. В крайнем случае, можно затушить сигарету об землю, где нет листьев и травы. Спичку необходимо сломать и подождать, пока горевшая часть остынет.

Итак, в большинстве случаев лесные пожары возникают по вине человека. Чтобы предотвратить лесные пожары, необходимо знать их причины.

1.4.  Лес – природное сообщество.

       Лес – это сложная система, созданная из отдельных природных сообществ. Каждый компонент этой системы (растения и животные) – сам по себе сообщество, и все компоненты находятся в тесной взаимосвязи.

       Очень важно сохранить в лесу природный баланс. Пожар его разрушает. Пищевые цепи рвутся, и многие животные должны приспосабливаться, меняя свои пищевые привычки и мигрируя.

       Люди используют многие полезные свойства леса. Полезности леса можно разделить на 4 основные группы:

а) растения (плоды, ягоды, грибы, папоротник);

б) животные;

в) лес сохраняет окружающую среду (дает чистую воду, чистый воздух, смягчает климат и т.д.);

г) лес дает обществу древесину.

        Лесные растения используются для изготовления антибиотиков, натуральных лекарственных средств, красок, кремов и т.д. Ягоды и плоды растений люди используют в пищу, делают варенье, соки, сиропы, травяной чай, масло, добавляют в салаты и печенье.

        Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что сохранять лес необходимо. Один из способов защиты лесов – предотвращение пожаров, которые являются основной причиной сокращения лесов.

1.5. Лесной пожар – источник опасности жилью человека.

Известны случаи, когда возгорания перерастали в крупные лесные пожары, приближающиеся к населённым пунктам и пламя перебрасывалось на жилые постройки.  По данным Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, в апреле 2015 года в результате сильных порывов ветра природные пожары привели к возгоранию 43 жилых домов в 7 населенных пунктах в Новоселовском, Минусинском, Курагинском, Шушенском районах, всего пострадало 146 человек. Так же в июле существовала угроза для  н.п. Тура.

Следовательно, предупреждение лесных пожаров – это ещё и предотвращение угрозы жизни людей и возгорания жилых домов.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I

Есть два вида огня: хороший и плохой. Хороший огонь - это огонь, который зажигают специально, по необходимости, который всегда под контролем и за которым присматривают.

Если огонь вышел из пол контроля, то это плохой огонь. Он наносит ущерб или причиняет кому-то, или чему-то вред.

                Люди используют многие полезные свойства леса, поэтому сохранять лес необходимо. Один из способов защиты лесов – предотвращение пожаров, которые являются основной причиной сокращения лесов и разрушения лесных биоценозов.

Лесные пожары способны оставить без жилья людей.

              В большинстве случаев лесные пожары возникают по вине человека. Чтобы предотвратить лесные пожары, необходимо знать их причины.

                Предотвращение лесных пожаров должно стать стилем жизни каждого человека.

ГЛАВА II.   ЛЕСООХРАННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОПАГАНДА

  1. Разработка мероприятий лесоохранной противопожарной пропаганды

           Лесоохранная пропаганда – это совокупность информационно-агитационных методов и средств, направленных на планомерное воздействие на сознание людей с целью формирования общественного мнения и взглядов отдельных личностей в духе высокой ответственности за сбережение лесов от пожаров как важнейшего компонента биосферы, стабилизирующего экологическую обстановку на планете.

В качестве лесоохранной противопожарной пропаганды мы решили использовать акцию, в рамках которой предполагается использование комплекса видов: наглядно-образные (баннеры - в местах отдыха, излюбленных населением), устные (интерактивные занятия в детских садах и школах Ачинского района), общественно-массовые (квесты и конкурсы видеороликов в школах Ачинского района, мастер-классы в населённых пунктах Ачинского района, выступление агитбригады в ГорДК г. Ачинска). Полагаем, что в комплексе - предпринятые меры воздействия на сознание населения могут иметь больший эффект.

Сегодняшние школьники, а они по статистике составляют 9% виновников пожаров, в скором будущем станут взрослым населением разных категорий (служащие, бизнесмены, фермеры и т.д.), те кто сегодня составляют порядка 80% виновников всех пожаров. Мы решили, что в среде школьников не менее важна противопожарная пропаганда. В качестве мероприятий, спланировали выезды в поселения Ачинского района, где будут задействованы школьники и взрослое население. В каждом поселении, сначала в школах, планируем провести интерактивное занятие «Огонь – это друг или враг?» (Приложение 1, Приложение 2), в ходе которого учащиеся услышат о многообразии причин возникновения лесных пожаров о способах их предупреждения, о видах лесных пожаров и способах их тушения, о мерах по спасению своей жизни и жизни людей, оказавшихся в зоне лесного пожара, в зоне задымления. Школьники узнают о видах костров, необходимых мерах безопасного их разведения, правилах тушения. В целом, занятие направлено на формирование представления школьников о том, что тушить лесной пожар не в их силах, а предупредить его возникновение может каждый. После занятия, как логичное продолжение, планируем участие этих школьников в игре-квесте  «Маленькие тайны большого костра» (Приложение 3). Квест предполагает прохождение учащимися пяти «станций». По итогу игры по станциям, ребята наберут определённое количество баллов. Предполагается данное мероприятие во всех школах района, следовательно, определится команда – победительница в одной из школ. Первая станция «Рюкзачная», где ребятам предстоит из многообразия вещей и предметов выбрать самое необходимое для похода и собрать рюкзак, в том числе, средства для тушения костра.  На второй станции «Лесопожарная», ребятам предстоит соотнести иллюстрации на слайдах с названиями видов лесных пожаров и способами их тушения, принять верное решение для случая, если они окажутся в зоне задымления, в зоне лесного пожара. На третьей станции «Костровая», ребятам предстоит из подготовленных веток и иных материалов сложить один из видов костра, соблюдая правила лесопожарной безопасности, о которых говорилось на занятии. Далее, на станциях «Огонёк» и «След туриста» учащиеся, соблюдая меры лесопожарной безопасности, разожгут костёр одним из способов, предложенных на занятии и грамотно его затушат.

Параллельно с продвижением команды школьников по станциям квеста, другая команда школьников подготовит видеоролик «Лесным пожарам - нет!». По окончанию прохождения первой команды по станциям квеста, состоится просмотр видеоролика и его оценка по критериям.   Полагаем, что использование сочетания теоретической и практической частей творческого и соревновательного характера позволят достичь запоминания, понимания информации и эмоционального позитива к теме «Лесным пожарам нет!». Покидая школу, мы планируем провести дидактические занятия в детских садах для ребят старших и подготовительных групп и выход на площадь в поселении, скорее всего это будет район торговых точек на пересечении с дорогой к детскому саду, наиболее людные места в поселении. Там планируем привлечь прохожих и организовать с ними исполнение песни «Споёмте друзья о красоте родного леса!». В организации этого мероприятия нам готовы помочь жительницы п. Ключи, они же являются участниками хора имени Квакухина. Прохожим раздадим текс песни Якова Дубравина «Песня о земной красоте», и после непродолжительной с ними репетиции, споём. Данное мероприятие, по согласованию с участниками, предполагаем снять на видео для последующего просмотра на заключительном в акции мероприятии. В завершении мастер-класса расскажем жителям поселения о цели своего приезда и обратимся к ним с призывом к осторожному обращению с огнём в лесу, чтобы сохранить красоту, о которой так задушевно пели! В детских садах проёдёт занятие в форме дидактической игры (Приложение 4). По условию игры, дети выступают в роли сотрудников МЧС лесопожарной охраны. Им необходимо пройти пять испытаний. При успешном выполнении заданий, по условию игры, часть огня отступает, участок леса открывается, если задание выполнено неудачно, то на участке леса остаётся пепел. Всего пять участков леса в полыхающем огне. Часть заданий дети выполняют в группе, часто на территории детсадовского двора.

Члены нашего школьного лесничества смоделировали баннер «Предупреждён – значит вооружен!». На баннере предполагается призыв к ответственности за сохранение леса от пожара. На фоне леса располагаются значки, информирующие о выборе места по костёр, правилах его разведения и тушения. Размещение баннеров уместно в излюбленных местах отдыха населением района и города и планируется выполнить в апреле - мае.

С целью информирования населения о планирующейся акции, создадим группу в контакте под названием «Лесным пожарам - нет!». Через этот Интернет-ресурс мы организуем конкурс «Самое креативное Селфи» и расскажем о планирующихся в рамках всей акции мероприятиях. Победители конкурса будут приглашены на заключительное мероприятие для награждения. Кроме того, участники группы будут приглашены к участию в мероприятиях акции, смогут получать информацию о результатах своего участия.

Для привлечения населения к участию в заключительном мероприятии акции, планируем организовать массовый флэш-моб «Кто, если не мы?». На базе МКОУ «Ключинская СШ» подготовим формат флэш-моба, заснимем на видео, разошлём через молодёжные центры г. Ачинска «Сибирь» и Ачинского района «Навигатор» в школы района и г. Ачинска. На местах инициативные группы проведут репетиции флэш-моба  в едином формате. 24 апреля в г. Ачинске на площади у ДК планируется сбор инициативных групп и проведение флэш-моба с привлечением населения. Таким образом, планируем сосредоточить внимание населения и ориентировать на выступление агитбригады «Соловьи». Данное выступление с последующим подведением итогов и демонстрацией лучших видеороликов, видео мастер-классов, является заключительным мероприятием.   Содержание выступления агитбригады нацелено вызвать чувство эмоциональной сопричастности к проблеме возникновения лесных пожаров по вине человека. Сценарий выступления агитбригады в Приложении 5.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Предотвращая лесные пожары, мы сохраняем лес. В большинстве случаев лесные пожары возникают по вине человека. Чтобы предотвратить лесные пожары, необходимо знать их причины.

        Лесоохранная пропаганда – это совокупность информационно-агитационных методов и средств, направленных на планомерное воздействие на сознание людей с целью формирования общественного мнения и взглядов отдельных личностей в духе высокой ответственности за сбережение лесов как важнейшего компонента биосферы, стабилизирующего экологическую обстановку на планете.

Реализуя мероприятия в рамках запланированной акции «Лесным пожарам нет!», мы привлечем внимание жителей всех возрастных категорий к проблеме возникновения лесных пожаров по вине человека. Численность участников мероприятий будет отражать численность   людей, чьё внимание к поставленной проблеме сможем привлечь.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров: пособие для лесных пожарных. – М.: ВНИИЛМ, 2002
  2. http://24.mchs.gov.ru/operationalpage/dailyforecast/item/1614180 

Приложение 1

Сценарий интерактивного занятия «Огонь – друг или враг?»

Цель: Формирование позиции участников занятия, направленной на соблюдение лесопожарной безопасности.

Ход занятия:

  1. Знакомство с обучающимися. Используется метод «Поздоровайся локтями».
  2. Мотивация к познавательной деятельности.

Вступительное слово ведущего (Климов Ричард): По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающие от пожара лесные массивы требуются нечеловеческие усилия, огромные силы и средства. Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей нас природной среде. Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность и для населения. Возникает непосредственная угроза уничтожения огнем населенных пунктов и объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов, а также сильное задымление и загазованность территорий, даже удаленных от кромки леса.

Из одного дерева можно сделать тысячу спичек,  а одной спичкой можно уничтожить тысячу деревьев. Или не спичкой… Ведь не без основания в народе живет поговорка   Огонь – судья беспечности людей. А беспечность проявляется порой в совершенно неожиданных поступках людей. И не всегда люди делают эти поступки умышленно или со зла. Чаще по причине невежества, незнания, неумения, неосторожности.

Мы предлагаем вам разобраться в вопросе «Огонь - друг или враг?».

  1. Целеполагание через методику «Дерева ожиданий».

Что вы ожидаете от предстоящего занятия, запишите свои ожидания на бумажной птичке и усадите её на символ жизни – дерево. Если ваши ожидания оправдаются, то в завершении занятия рядом со своей птичкой вы прикрепите яблоко – как символ плодотворной работы, а если ожидания не оправдаются, то вы свою птичку снимите с дерева (она вспорхнёт, покинет это дерево).

  1. Вовлечение участников занятия в содержание через использование метода «Инфо-угадайка». Кроме того, данный метод позволит структурировать содержание и удерживать целостность восприятия информации.

Ведущий: Перед вами на листе ватмана название темы нашего занятия и белые пятна. Как вы думаете, о каких аспектах данной темы может сейчас пойти речь? (заполняются названия аспектов).

Участники занятия предлагают аспекты, согласуют данные аспекты с ведущим, вносят записи этих аспектов на чистый ватман, в центре которого название темы занятия.

  1. Ведущие занятия подают информацию в форме рассказа, электронной презентации, собеседования с участниками занятия в рамках следующих аспектов:

- Малюков Евгений - о причинах лесных пожаров (Приложение 1)

- Куличихина Дарья - о видах лесных пожаров, способах их тушения, мерах собственной безопасности (электронная презентация «Лесные пожары», Приложение 1.2,)

- Бесхмельницын Андрей - о видах костров (Приложение 1.3, электронная презентация)

- Бескоровайный Егор – о правилах безопасного разведения костра (Приложение 1.4).

- Сёмин Андрей - о правилах тушении костра (Приложение 1. 5)

Белые пятна заполняются и материал структурируется.

Возможны дополнения и (или) поправки специалиста МЧС.

  1. Организация усвоения, переработки, понимания полученной информации с помощь приёма «автобусная остановка».

Ведущий (Климов Ричард):  

        Предупреждён – значит вооружен. Вооруженные информацией, вы сейчас отправитесь в путь. Да, наша жизнь динамична, нам приходится перемещаться, и часто это делаем на общественном транспорте - автобусах.  Вы разобьетесь на малые группы, группы пусть сформируются на основании выбранного вами знака из этой шляпы. Вы по сигналу свистка поспешите к соответствующему столу – «автобусная остановка»

( звёздочки (Походная), солнце (Привалочная), смайлики(Спасательная), сердечки (Костровая)).

На автобусных остановках вас ожидает информация к размышлению. Работать прошу оперативно, не более 3 минут. Оказавшись на остановке, свои размышления вы запишите фломастером на листе ватмана. По сигналу свистка вы быстро перемещаетесь на следующую остановку по часовой стрелке. Знакомитесь с информацией и оставляете своё суждение, догадки, дополняете имеющиеся. И так, пока не вернётесь к своей изначальной останове. Изучаете все суждения по обозначенному на остановке вопросу, приходите к единому мнению, определяетесь, кто от вашей группы выступит (2 минуты).

Группы презентуют свои решения проблемных ситуаций.

А ситуации следующие:

  1. Остановка «Костровая».

Вы дошли до места привала, и готовы развести костёр. Как вы будите это делать?

  1. Остановка «Привалочная»

Ваша компания из 3-4 человек погрелись у костра, покушали и решили спуститься к реке порыбачить или искупаться. Как вы поступите с костром? Если он вам ещё будет необходим.

  1. Остановка «Спасательная».

Вы с друзьями или с родителями в мае месяце собираете в лесу дикоросы (например, черемшу). Почувствовали запах гари. Ваши действия в такой ситуации?

  1. Остановка «Походная».

Пребывание в лесу подходит к завершению, и вы готовитесь покинуть место привала. Опишите свои сборы.

В завершении ведущий резюмирует сказанное и сделанное  всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

Каким же может быть ответ на вопрос, затаившийся в теме занятия?

Предполагаемые суждения соотносятся с высказыванием «Огонь хороший слуга, но плохой хозяин».

Итак, хороший огонь – это огонь, который всегда под контролем. Если огонь вышел из пол контроля, то это плохой огонь. Он наносит ущерб или причиняет кому-то, или чему-то вред. Предотвращение лесных пожаров должно стать стилем жизни каждого человека.

Известны случаи, когда возгорания перерастали в крупные лесные пожары, приближающиеся к населённым пунктам и пламя перебрасывалось на жилые постройки.  По данным Главного управления МЧС России по Красноярскому краю, в апреле 2015 года в результате сильных порывов ветра природные пожары привели к возгоранию 43 жилых домов в 7 населенных пунктах в Новоселовском, Минусинском, Курагинском, Шушенском районах, всего пострадало 146 человек. Так же в июле существовала угроза для  н.п. Тура.

Следовательно, предупреждение лесных пожаров – это ещё и предотвращение угрозы жизни людей и возгорания жилых домов.

  1. Рефлексия.

Ведущий: Если ваши ожидания от занятия оправдались, пусть рядом с вашей птицей созреет плод. А если нет – пусть птица вспорхнёт. Дерево останется безжизненным. (Участники либо вешают бумажные яблоки, либо снимают птицу, и это обсуждается, если кто-либо снимет свою птицу, необходимо выяснить, почему участник так поступил и возможно, найти компромиссное решение)

Ведущий (Климов Ричард): вооруженные теорией, одна команда готова принять участие в квесте «Маленькие тайны большого костра», и набрать максимальное количество баллов, стать победителями среди 9 школ Ачинского района. Другая команда отправляется снимать видеоролик «Лесным пожарам – нет!».  Договорились? Успехов всем нам!

(Остальные ребята смогут поддержать своих сверстников, в качестве болельщиков).

Приложение 1.1(для занятия)

Причины лесных пожаров.

Когда хороший огонь превращается в плохой, это происходит, в основном, потому, что люди неосторожны и не думают о последствиях неосторожного обращения с огнем. Причины (человеческий фактор):

•        несанкционированные палы сухой травы;

•        брошенная горящая спичка;

•        непогашенный окурок;

•        тлеющий после выстрела пыж;

•        брошенный в лесу, пропитанный бензином или керосином обтирочный материал;

•        заправка топливом баков машин при работающем двигателе;

•        использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим;

•        курение или пользование открытым огнём вблизи машин, заправляемых горючим;

•        не затушенные кострища после пикников;

•        разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности, например, в близи деревьев, сухих камышей или дровами, дающими обильные искры;

•          лесозаготовки;

•         железнодорожное полотно (возгорания от искр из-под колёс при движении состава);

•         линии электропередач (замыкания при сильных ветрах)

•        оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д.

Естественные причины возникновения лесных пожаров:

- удар молнии, засухи.

Приложение 1.2

Как спастись при лесном пожаре!

Как спастись при лесном пожаре
Пожар — стихийное бедствие, влекущее за собой катастрофические последствия для окружающей природы и людей.

Низовой пожар чаще всего возникает в лиственных лесах. Высота пламени доходит до 2-2,5 м, скорость распространения — 0,3-1 км/ч, температура в зоне огня — 400-900 "С.

Верховой пожар обычно случается в хвойных лесах. Скорость распространения по ветру — 20-25 км/ч, в безветрие — 2-3 км/ч, температура в зоне огня достигает 1100°С.

Чаще всего лесной пожар провоцируется человеческой небрежностью: непотушенными кострами, брошенными окурками, искрами выхлопов движущегося транспорта, тлеющими патронными пыжами, упавшими после выстрела в траву. Реже он образуется в результате удара молнии, выстрела в сухостойное дерево, трения деревьев друг о друга.

Косвенные признаки пожара можно заметить с дальнего расстояния:
• устойчивый запах гари, приносимый ветром, туманообразный дым;
• беспокойное поведение животных, птиц, насекомых, их миграция в одну сторону, ночной перелет и громкие крики птиц;
• ночное зарево в одной из точек горизонта;
• отблески света на низких тучах.

Наиболее пожароопасны леса в период сухой погоды. Но даже в конце весны - в начале лета, когда на поверхности земли много сухой прошлогодней листвы и травы, легко может вспыхнуть огонь.

Правила поведения при лесном пожаре

Необходимо быстро, но тщательно проанализировать обстановку: в первую очередь — направление и силу ветра, рельеф местности. Определите очаг пожара, направление и скорость его распространения и немедленно начинайте двигаться в безопасное место, сориентировавшись по карте. При быстром приближении фронта пожара бросьте часть снаряжения, оставив только «аварийный» рюкзак, аптечку, сигнальные средства и продовольствие.

По ходу движения необходимо запоминать места «относительной безопасности» (небольшие реки, озера, поляны, опушки), к которым в случае необходимости можно будет вернуться.

При возникновении пожара малые очаги — загоревшиеся кусты, траву — необходимо тушить немедленно. Пламя заливайте водой, засыпайте песком, землей, накрывайте кусками брезента, затаптывайте, сбивайте мокрыми тряпками, одеждой, пучками сырой листвы, лапника. Бить лучше сбоку, по направлению к огню, с небольшим прижатием после удара.

Уходить от пожара необходимо только в наветренную сторону (идти на ветер), обходя очаг пожара сбоку.

Укрываться от пожара следует на островах и отмелях озер, широких рек, оголенных участках болот, на скальных вершинах хребтов выше уровня леса, на ледниках.

При приближении пожара обильно смочите одежду, ложитесь в воду (рядом не должно быть зарослей камыша!), убедившись, что до места вашего укрытия не достанут вершины падающих деревьев. На мелководье завернитесь в одежду с головой, предварительно намочив ее.

Оказавшись в очаге пожара, периодически поворачивайтесь, смачивая высохшие участки материала одежды.

Сделайте многослойную повязку для лица — марлю, которую периодически смачивайте водой.
Голову, конечности, открытые участки тела защитите от огня, обмотав материалом, ненужной одеждой и смочив водой.

При попадании в очаг пожара необходимо снять с тела всю нейлоновую, капроновую и прочую плавящуюся одежду, избавиться от горючего и легковоспламеняющегося снаряжения.

В зоне пожарной опасности особенно вредны непродуманные действия и паника. Не доверяйте инстинкту самосохранения убежать от пожара трудно!

Приложение 1.3

Виды костров

http://survivalbook.ru/wp-content/uploads/2010/08/koster_transheya.jpgКостер «Траншея» используется для приготовления пищи в ветреную погоду на открытой местности. Чтобы оборудовать такой костер, надо вырыть в грунте канавку необходимой длины и ширины, позволяющей установить над ней походные котлы. Вырытая канавка должна располагаться по ветру и иметь широкий конусообразный скос с наветренной стороны. Оборудуя такой костер, не забывайте заботиться о снятом дерне. Костер «Траншея» удобен тем, что не требует большого количества дров. В холодную погоду, оказавшись в лесу без спального мешка, с его помощью можно оборудовать место для отдыха. Для сохранения тепла после прогорания дров закройте яму деревянными чурбаками, тонким слоем земли и травой. Сверху нетрудно будет сделать удобную, теплую постель.

http://survivalbook.ru/wp-content/uploads/2010/08/kostyor-yamka.jpgКостер «Ямка». Чтобы оборудовать костер такого типа, необходимо вырыть в грунте яму. Для сохранения тепла дно ямы целесообразно выложить камнями. На таком костре можно вскипятить воду, приготовить пищу, запечь в золе жаркое.

http://survivalbook.ru/wp-content/uploads/2010/08/koster_zvezdochka.jpgКостер «Звездочка». Для разжигания такого костра понадобятся толстые сухие дрова. Выложите их звездой или веером, как это показано на рисунке. По мере прогорания дрова сдвигают к центру. Такой костер может очень долго гореть.

http://survivalbook.ru/wp-content/uploads/2010/08/koster_zaborchik_nodya.jpgКостер «Заборчик» («Нодья»). Для оборудования этого типа костра нужно вбить в землю четыре колышка,между которыми уложить дрова в виде забора. Костер поджигается снизу. Он может долго гореть, выделяя при этом много жара, если уложить вперемежку сухие и сырые дрова. Такой костер очень удобен для сушки одежды.

http://survivalbook.ru/wp-content/uploads/2010/08/koster_reflektor.jpgКостер «Рефлектор» представляет из себя смешанный вариант костров «Нодья» и «Очаг охотника». Такой костер дает много тепла, возле него хорошо греться в зимнюю стужу.

http://survivalbook.ru/wp-content/uploads/2010/08/koster_ochag_ohotnika.jpgКостер «Очаг охотника» разводится между двумя сухими бревнами, которые укладываются таким образом, чтобы на них можно было установить котел, сковороду или чайник.

http://survivalbook.ru/wp-content/uploads/2010/08/koster_reshetka.jpgКостер «Решетка». В основании костра такого типа кладутся два толстых сухих бревна, на которые несколькими рядами в виде плотной решетки укладываются дрова все меньшего и меньшего диаметра. Такой костер лучше всего подходит для совместных мероприятий с участием всего отряда навигаторов. Несколько измененный вариант «Решетки» может использоваться для приготовления пищи, обогрева людей, просушивания одежды, обуви и т.п. Такой костер можно разводить при наличии сухих и сырых дров. Прогорая, сухие дрова высушивают сырые, поэтому костер может гореть довольно долго.

http://survivalbook.ru/wp-content/uploads/2010/08/koster_piramida.jpgКостер «Пирамида» или «Шалаш» дает большое пламя. Он пригоден для быстрого обогрева людей, просушки одежды, но быстро прогорает.

Простейшим приспособлением для установки над костром посуды с плоским дном является трехопорная подставка. Ее можно сделать, положив вокруг костра три примерно одинаковых камня или воткнув прямо в горячие угли три металлических колышка из комплекта для установки палатки. И камни,и металлические колышки при этом должны располагаться как бы повершинам воображаемого равностороннего треугольника.

В зависимости от условий похода в практике могут быть использованы и другие типы костров. Например, при сооружении костра на болоте необходимо вначале сделать «фундамент». Для этого следует уложить несколько поленьев в ряд и на них развести костер любого типа. Для более продолжительного сохранения тепла после прогорания костра угли надо присыпать пеплом и немного землей. Жар в этом случае может сохраняться до 10 часов.

Общие правила по разведению костров:

Костер необходимо защитить от большого ветра.

Костру должен быть обеспечен доступ воздуха, иначе он будет плохо гореть и дымить.

Для обогрева лучше разводить широкий костер, а для приготовления пищи – небольшой конусообразный.

Тепло от костра идет вверх, поэтому постель у костра нужно устраивать выше его пламени.

Приложение 1.4

Как разжечь костер

Увеличить...

Как разжечь костер

Увеличить...

Как разжечь костер

Увеличить...

Как разжечь костер


Разжечь костер — дело несложное, особенно летом, в сухую погоду. Но каждый пионер первой «ступени» должен уметь быстро разжигать костер в любую погоду, а главное, знать, где можно и где нельзя это делать, правила противопожарной безопасности.

Вот с этого мы и начнем. Прежде чем разжечь костер, нужно выбрать для него подходящее место. Нельзя, например, разжигать костер на торфяниках: если загорится торф, его трудно затушить. Он будет гореть даже после того, как сверху кострище засыплют землей.

Нельзя разжигать костер у самых деревьев: огонь повредит их корни, зелень, стволы. Наименьшее расстояние костра от деревьев должно быть 8—10 метров.
Место для костра выбрано. Теперь его нужно очистить от сухого валежника, от листьев, сухой травы.
В центре размечают площадку около 1 квадратного метра и лопатой снимают дерн. Дернины не нужно разбрасывать по сторонам, а уложить вокруг площадки травой вниз. Перед уходом этим дерном можно будет закрыть место костра так, чтобы оно не было заметно.
Для того чтобы на костре можно было готовить обед, делают очаг. Самый простой показан на рисунке: вбивают три рогульки и на две из них кладут поперечную палку, на которую подвешивают ведра, котелки, кастрюли. Третья рогулька — для того, чтобы легче было снимать с огня котелок. Переложил палку на нее, и котелок отодвинул от пламени.
Площадка для костра готова. Пока ее готовили, костровые запасли топливо. Значит, можно приступать к делу. Чтобы быстро разжечь костер, нужно в центр его прямо на землю положить растопку: сухую бересту, мох, тонкие смолистые веточки ели, сосны, можжевельника. Эти веточки укладывают шалашиком. Разжигать костер нужно снизу, располагаясь в той стороне, откуда дует ветер. Зажигают спичку и от нее бересту.

Как только огонь охватит всю растопку, в костер кладут сухие ветки потолще, сохраняя форму шалашика. Когда загорятся и они и в костре образуются угольки, можно класть толстые сучья и даже отдельные порубленные стволы деревьев (сухостой), выкорчеванные пни.

Костер, сложенный в форме шалашика, дает сильный огонь в центре, и на нем легко кипятить воду, варить суп, кашу. Но так легко и просто можно разжечь костер только в сухую погоду. А как быть, если моросит дождь? Конечно, лучше всего, если заботливые туристы захватят с собой растопку: бересту, сухие еловые брусочки, из которых легко сделать зажигательные палочки.

В сырую погоду помогут разжечь костер обрывки бумаги, ненужные засвеченные фотопленки и свечные огарки. Кстати, такой огарок всегда следует иметь в запасе в рюкзаке. Даже в дождь в лесу можно найти сухие веточки — на елях и соснах нижние отмершие ветки, а под слоем листьев найдется сухой мелкий валежник.
Все это нужно собрать вместе, сложить шалашиком и постараться поджечь. Правда, одной спичкой здесь дело не обойдется — нужно сразу вместе зажигать две-три или еще лучше зажечь свечку, а уже от нее разжигать костер. Потом, когда хорошо разгорится растопка, можно в костер укладывать и сырые ветки. Однако для поддержания огня всегда рядом нужно иметь запас тонких сухих веточек.

Приложение 1.5

Как затушить костер?

Костер в лесу в бесснежный период надо тушить в любом случае, даже в сырую погоду и в дождь, чтобы быть уверенным, что огонь не затаился в подстилке, в каком-нибудь кусочке древесины или сухой гнилушке.

Такие действия должны стать привычными – необходимо знать, что вами сделано все, чтобы предотвратить возгорание. Помните, нельзя оставлять костер без присмотра, даже небольшой ветерок может вызвать быстрое распространение огня.

Всегда имейте под рукой воду и держите наготове лопату, чтобы можно было забросать землей вырвавшееся пламя.

Чтобы надежно затушить костер, необходимо:

  1. Залить костер водой. Воду можно принести пластиковыми пакетами, стеклянными или жестяными банками. Если заливать костер кипящей водой, то сразу начинается процесс ее испарения, требующего большего количества теплоты, поэтому костер будет быстро остывать. Кроме того, пар обволакивает горящие дрова, перекрывает к ним доступ кислорода, и процесс горения прекращается. Если заливать холодной водой, то вначале вода будет нагреваться, отбирая значительно меньшее количество теплоты, А уже потом начинается парообразование. Тушение кипятком пойдет быстрее, воды потребуется меньше, чем для тушения холодной водой.
  2. Хорошенько перемешать костер лопатой (топором, заостренной сырой палкой). Не забудьте сдвинуть все камни, крупные головешки, обгоревшие остатки бревен - под ними могут быть угли – и залить их дополнительно водой.
  3. Залить водой периферийную часть кострища.
  4. Проверить угли и пепел на ощупь – они должны быть холодными.

Чтобы надежно затушить костер без воды, необходимо:

  1. Сбить пламя, разобрать костер, разворошить угли и головешки.
  2. Перемешать лопатой или другими подручными средствами пепел и окопать кострище по кругу.
  3. Забросать костер толстым слоем грунта, обязательно взятого с глубины не менее 30 см, лучше влажного. В слое почвы до 30 см содержатся органические вещества, которые могут позволить огню снова разгореться. Грунт можно взять с выворотов корней, почвенных обнажений, либо выкопать яму, предварительно сняв дерн или убрав подстилку (органический слой).
  4. Тщательно затоптать слой земли на кострище, пока оно не перестанет дымиться.
  5. Крупные тлеющие головешки можно закопать отдельно в яме, на глубине не менее 30 см.
  6. Не уходите сразу от кострища, убедитесь, что через 15-20 минут оно не начнет снова дымиться.

Помните! Дополнительные меры предосторожности отнимут у вас несколько минут. Но они предотвращают лесные пожары.

  Безопасный костер

Устраивая костер в лесу следует соблюдать особую осторожность. При этом главным является выбор места для костра в зависимости от времени года и погодных условий.

  1. В бесснежный, пожароопасный период используйте для разведения костра только специально оборудованные места или уже имеющиеся старые кострища, песчаные или галечные косы, площадки от выворота корней или другие места, где обнаружен минеральный слой почвы диаметром не менее 1,5 – 2 метра. Если такого места нет, то его следует подготовить и окопать предполагаемое кострище с помощью лопаты, топора или другого подручного инструмента.
  2. Никогда, даже в дождливую погоду, не разводите костер на подстилке из мхов и лищайников, а также посреди или рядом с высокими травостоем из сухих злаков (вейника, тростника), легковоспламеняющихся кустарников (багульника, можжевельника).
  3. Не разводите большой костер. Небольшой, но хорошо сложенный костер, обложенный камнями, даст достаточно тепла.
  4. Никогда не оставляйте костер без присмотра. Даже небольшой ветерок способен вызвать быстрое распространение огня. Немедленно и тщательно тушите любое расползание огня за пределы кострища.
  5. Раскладывайте костер подальше от нависающих ветвей, крутых склонов, гнилых бревен, сухой травы и листвы. Всегда следует очищать место вокруг костра, убирать с него все легковоспламеняющиеся материалы. Важно убедиться, что рядом с костром есть водоем, позволяющий набрать воды для надежного тушения костра.
  6. На привале желательно иметь с собой емкость с водой и лопату.
  7. Покидая привал, тщательно залейте костер водой, затем разворошите его, залейте еще раз, пока он не перестанет парить, и на ощупь удостоверьтесь, что он действительно потух.

Приложение 3.

Сценарий игры – квеста «Маленькие тайны большого костра»

Цель: Формирование культуры пользования кострами в лесу.

Задача: Практическое моделирование действий отдыхающего в лесу человека.

Ход игры:

Для участия в квесте, вам предстоит жеребьевкой разделиться на две маленькие команды, задача которых будет  - пройти испытания на первых трёх станциях: «Рюкзачная», «Лесопожарная», «Костровая». Одна из двух команд наберёт по сумме наибольшее количество баллов, и она продолжит продвижение на последующих двух станциях: «Огонёк», «След туриста».

Жеребьёвка (из шляпы тянут фигуры, по фигурам собираются в группы).

Получают маршрутные листы.

Название команды __________________________________________________

Ф.И. членов команды_________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ каб.

Количество баллов

Примечания

«Рюкзачная»

«Лесопожарная»

«Костровая»

«Огонёк»

«След туриста»

Сумма баллов

Название команды __________________________________________________

Ф.И. членов команды ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№ каб.

Количество баллов

Примечания

«Костровая»

«Рюкзачная»

«Лесопожарная»

«Огонёк»

«След туриста»

Сумма баллов

В течение двух минут обе команды подбирают название и вписывают в маршрутный лист.

По сигналу начинают движение согласно маршрутного листа.

Станция «Рюкзачная»

Вы собираетесь в поход в лес. Вам необходимо за 3 минуты собрать в рюкзак самые необходимые вещи. За каждую нужную вещь вы получаете по 1 баллу, если вы уложили бессмысленные, не являющиеся крайне нужными в лесу  - баллы минусуются.

Перечень необходимы вещей для рюкзака: тушенка, спички, фонарь, котелок, фляжка, свечка, береста, палатка, сухари, носки, лопатка, топорик. Кроме того, порядка 10 вещей не являющихся крайне необходимыми туристу в лесу.

Итого: 12 баллов

Станция «Лесопожарная»

Допустим, Вы сотрудники подразделения Лесопожарной охраны службы МЧС. Получили сообщение о возгорании в определённом участке леса.

Ваша задача определить вид пожара, соотнести с его характеристикой и выбрать способы тушения. ИТОГО: 6 баллов

Б.

Сгорает лесная подстилка, лишайники, мхи, травы, опавшие на землю ветки и т. п.

Скорость движения пожара по ветру 0,25—5 км/ч.

Высота пламени до 2,5 м. Температура горения около 700 °

А.

Охватывает листья, хвою, ветви, а в случае падения горящих деревьев и травяно-моховой покров почвы и подрост.

Скорость распространения от 5—30 км/ч.

Температура от 900 °C до 1200 °C

I.

Тушат ранцевыми огнетушителями.

II.

Выпиливают и (или) опахивают по периметру огня, поджигают встречный огонь.

III.

Воду под давлением, из рукава пожарной машины подают в выгоревшие ходы.

  1. Верховой
  2. Низовой
  3. Подземный

Г.

V%20-%20Lesa%20goryat0343!

Д.

0_48a7_947a5caf_XL

Е.

1418670

Станция «Костровая» 

Жребием вытягиваете название костра (шалаш, траншея, колодец), из имеющегося подручного материала в оборудованной коробке (в коробке песок уложенный мхом и лишайниками– модель травы, модели деревьев и палатки, в качестве лопат- одноразовые ложки) моделируете данный костёр и объясняете свои действия, предназначение костра.

Критерии оценивания:

  1. Выполнение требований к подготовке места под кострище (обкопать, снять дерн, уложить вверх дном, соблюсти интервал от деревьев и палатки) – 3 балла.
  2. Смоделировать форму костра в соответствии с названием костра – 1 балл
  3. Назвать особенности (предназначение) костра – 1 балл . ИТОГО: 6 баллов.

Станция «Огонёк»

Проводится на территории школьного двора или за его пределами, учитываются особенности местности.

Команда школьников (12 человек) получает задание «Разжечь костёр», выполняя правила выбора места для костра, подготовки места для костра, разжигания костра. Каждое выполненное правило оценивается в 1 балл.

Оборудование: лопата, топор, рюкзак с набором походных предметов, ветки и сучья для костра подготовлены организаторами.

Приложение:

1. Выбрать место для костра – 1 балл.

2. Снять дёрн по периметру м2  – 1 балл.

3. Обложить периметр кострища дёрном,  перевёрнутым вверх землёй – 1 балл.

4. Уложить форму костра, согласно выбранному типу, на выбор команды – 1 балл.

5. Разжечь костёр, используя содержимое рюкзака – 1 балл.

В сумме – 5 баллов.

 Запись результатов фиксируется организатором в путевом листе. При необходимости, в случаях ошибок, допущенных командой, организатор фиксирует результат и поясняет ошибки.

Станция «След туриста»

Костёр догорает, вы готовитесь  уходить из леса.

Выполните все необходимые действия туриста, покидающего место стоянки.  

Для оценивания:

- сбить огонь, разобрать головёшки, перемешать угли – 1 балл;

- окопать костёр, уложить дёрн вверх травой – 1 балл;

- притоптать до прекращения дыма – 1 балл;

- крупные тлеющие головёшки закопать на глубину 30 и более см. – 1 балл;

- через 15-20 мин, убедившись в том, что костёр полностью потушен, можно уходить – 1 балл.

ИТОГО: 5 баллов

Приложение 4.

Сценарий дидактической игры «Спасём лес от пожара!» (для детских садов)

Цель: Развитие чувства эмоциональной сопричастности детей к проблеме сохранения лесов от пожара.

Ход занятия:

Ведущий 1:  -Здравствуйте ребята! Нас зовут Лесовичок и Боровичек!

Ведущий 2: - С каким  настроением вы нас встречаете: с хорошим  или с плохим?

Ведущий 1: -Мы рады, что у вас настроение хорошее. А это значит, мы сможем провести интересно наше занятие «Спасём лес от пожара»

Ведущий 2: Ребята! Поглядите сюда (обращается к подготовленному иллюстративному материалу – лес в огне). Какой-то нерадивый человек поджог лес, огонь пылает и уже не видно леса! Если вы не спасёте лес от огня, останется серый безжизненный пепел, все растения и животные погибнут!

 Ведущий 1: -Дети, а вы знаете, что такое пожар? … -А вы готовы быть в роли спасателей, и как настоящие сотрудники МЧС спасать лес от пожара?

Ведущий 2: - Кто знает что такое МЧС? Я приглашаю вас получить нагрудный знак сотрудника МЧС. )

Ведущий 1:  - Служба МЧС готова к выполнению своей миссии !

Но для этого вам нужно пройти пять испытаний, если вы выполните свою миссию – спасёте лес от огня, то лес заживет всеми красками жизни. А если вы не сможете справиться с испытаниями, то этот лес догорит, и все животные и растения в нем погибнут. Впереди у вас 5 заданий. При успешном выполнении каждого задания,  огонь будет отступать, участок леса – оживать.

        

Ведущий 2: Первое испытание которое вам предстоит пройти - найти отгадку в нашей загадке !

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём!
                                           (лес)

Выпал на пол уголек,
Пол из дерева зажег.
Ты не жди, и ты не стой
Побыстрей залей…
                                     (Ответ - водой)

Рыжий зверь в печи сидит
И на всех тот зверь сердит.
Он со злости ест дрова
Может час, а может – два.
Лучше ты его не тронь
Искусает всю ладонь.
                                     (Ответ - огонь)

(ведущий снимает фрагмент  огня с участка леса)

Ведущий 2: Второе испытание: Представьте себе ситуацию в лесу: вы          с родителями пришли в лес отдыхать. Для этого вы разожгли костер, вскипятили на нем чай, сварили уху, поели, поиграли и собираетесь уходить домой. Как же вы оставите после себя место, где вы отдыхали? Расскажите мне – лесовику.

Ведущий 1: А если папа скажет: - Да, ничего страшного угольки сами затухнут и не станет заливать и закапывать костер, а просто его разгребёт, то сможете ли вы папе возразить?  Как вы это сделаете? (конечно,  если не залить костер и не засыпать его землей, то затаившиеся угольки ветер разнесет и возгорится пламя, лес погибнет!

Молодцы! Я на вас надеюсь, вы сможете организовать уборку места, где отдыхали и сможете возразить папе или маме, если они решат оставить не затушенным до конка костёр или мусор.

(ведущий снимает фрагмент  огня с участка леса)

Ведущий 2: Следующее испытание: Лес горит. Как же вы будите спасаться от пожара в пылающем лесу? (зазвучала фоновая музыка «огонь», «дождь»)

- дети за ведущими выполняют имитацию движений спасающегося от огня человека, бегущего по уголькам, пробирающегося сквозь дым, и наконец – дождь пошел! Ура! Спаслись.

(ведущий снимает фрагмент  огня с участка леса)

Ведущий 1:  -Умеете ли вы произносить  скороговорки? (Ведущие пошагово разучивают скороговорку с детьми, после чего они её самостоятельно проговаривают: хором, в парах, индивидуально – лесовику)

«Саня шла по лесу

И увидела лису,

Если случится пожар в лесу

Саня не увидит больше лису!»

(ведущий снимает фрагмент  огня с участка леса)

Ведущий 2:

-А сейчас дети нам предстоит одеться, выйти на площадку во дворе детского сада и там сложить костер, который называется «шалаш». А для этого сейчас разделимся на бригады по 3 человека. (У каждой коробки – бригада. В коробке смоделирована поляна и охапка дров из веточек, лопатка, бутылочка с водой).

 

Ведущие расставляют детей у коробок с моделями, показывают технологию подготовки костра, помогают каждой бригаде собрать в коробках костры, и поджигают их, комментируя, что именно этот костер дает больше пламя, над ним можно просушить одежду, обогреться, приготовить пищу, а ещё он быстро сгорает! Когда костры догорят, ведущие показывают, как нужно их поностью затушить и убрать место кострища. (Тушат, разгребая лопатками, заливая водой, засыпая землёй). Дети возвращаются в зал, где проводилась первая часть занятия.

(ведущий снимает последний фрагмент  огня с участка леса, взору детей открывается яркий, красочный лес и ведущие предлагают с использованием магнитиков прикрепить на деревья подготовленных из бумаги птиц, после чего зазвучала фоновая музыка – голоса птиц )

Ведущий 1: Вот вы выполнили миссию спасателей леса от пожара, вы большие молодцы!

- Ребята вам понравилось побывать в роли спасателей МЧС?

С каким настроением вы завершили это занятие? (Рефлексия, сладкая награда)

Приложение 5

Сценарий агитбригады школьного лесничества «Соловьи»

Участники находятся за декорациями. Звучит фоновая музыка (1).

Выходит ведущий, читает стихотворение В.С.Шефнера «Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.

А утром ветер разогнал туманы
И ожил потухающий костер,
И сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес пошел,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.

Ведущий: Хроника минувших дней:

12 апреля — поступили первые сообщения о пожарах в нескольких населенных пунктах Хакасии. В результате крупных пожаров, возникших в степных регионах, сгорели более 1200 домов в 42 населённых пунктах, погибло 25 человек, около 5 тысяч человек остались без жилья. "В подавляющей части населенных пунктов пожары возникали внутри, это либо - праздничный день, люди начинали отдыхать и в том числе готовили шашлыки, часть населенных пунктов - от палов. Огонь взлетал на высоту до 10 метров, и на 100 метров эти обрывки огня разлетались, поэтому очень сложно было работать", - отмечал заместитель главы республики Хакасия Владимир Крафт.

Ведущий: 

Мы, ребята Ачинского школьного лесничества, обращаемся к Вам, жители земли Ачинской, к Вам – мудрые и разумные люди, к Вам -  любящим и оберегающим колыбель всего человечества! Проявите бдительность, что бы не повторялись страшные беды от чьей – то небрежности и невежества!  

Звучит песня «Лесные пожары» (минусовка 2) (к/ф «Граница. Таежный роман») в исполнении ученицы 11 класса Карелиной Ирины.

(На припеве из – за декораций мерцают красные шарфы).

Солнце ярким желтым шаром
Догорело в вышине
Искры тех лесных пожаров
Снова вспыхнули во мне

Что со мною?
Кто мне скажет?
В сердце серая зола
Может в том пожаре страшном
Я и сам сгорел дотла...

Припев:
Лесные пожары - пылающий лес
Горит мое сердце огнем до небес!
Горит мое сердце , пылает огонь!
И рвется на волю, как бешеный конь!

И пышет мне жаром и прет на рожон
И я как пожаром тобой окружен
И я как пожаром тобой окружен
Тобой окружен!
Тобой окружен!

Лесные пожары...
Лесные пожары...

На рассвете мы проснемся
Не грусти, любовь моя
Никогда мы не вернемся
В опаленные края...

Время в нас огонь потушит
Но в горящих тех лесах
Все мерцают наши души
В раскаленных небесах!

Припев:
Лесные пожары - пылающий лес
Горит мое сердце огнем до небес!
Горит мое сердце , пылает огонь!
И рвется на волю, как бешеный конь!

И пышет мне жаром и прет на рожон
И я как пожаром тобой окружен
И я как пожаром тобой окружен
Тобой окружен!
Тобой окружен!

 Выбегают из-за декораций участники с красными шарфами. Взмах шарфами, застыли.

Все: Пожар!

1.И всё как будто…

2. В страшном сне…

3. Огонь на сотни миль…

4. И стонет степь…

5. Горят в огне…

Все: Тюльпаны и ковыль!

Природа гибнет от стихий.

И так из  века в век…

Но чаще в гибели ее

Виновен

Все: Человек!!!

          Частушки:  А сейчас Вам пропоём

                               Разные  частушки.

                               И надеемся, они  

                               Затронут ваши души!

Мы частушки пропоем,

Правила расскажем,

Как дружить, друзья с природой

Вам сейчас покажем.

    Отдохнуть турист решил

    Куст ракиты подпалил

    Лес в огне, турист – в дыму

    Кто поможет здесь ему?

 Плакали деревья

 И просили жалобно:

 «Пожалей нас, человек,

 Не губи пожарами!»

     Гибнут птенчики в дыму

     И зверята малые.

     Сосны от борьбы с огнем,

     Будто свечи талые.

               Чем дышать и как дышать

               Будешь в скором времени,

               Если не сумеем мы

               Сдвинуть тяжесть бремени?

То, что спички не игрушка

Знает каждый, знают все.

Не бросай горящей спички,

А то быть большой беде.

      Не рубите зря деревья

      Они долго ведь растут.

      Распродали лес китайцам –

      Они нам лапшу дают.

Не пугайте журавлей

Не губите аистов.

А не то всех этих птиц

Вовсе не останется.

     С заповедником дружите

     На экскурсии ходите.

     С ним вместе мы та сила

     Что природу сохранила.

Всем напомнить здесь уместно,

Что стрелять зверей нельзя.

Выполняйте повсеместно

Эти правила, друзья!

       Выполняйте повсеместно

       Эти правила, друзья!

       И тогда наша природа

       Не иссякнет никогда.

Звучит музыка (3) микс - набат + шум огня). На сцену выбегает заяц…

Заяц:

Боже мой, огонь кругом

От него бегу бегом.

А куда бежать, куда?

Где же речка, где вода?

Кедр горит, горит сосна

От дыма речка не видна

И нельзя уже дышать

Ах, куда же мне бежать?

Мечется в страхе по сцене, выбегает мышка…

Мышка:

У меня нора сгорела

Я в ней зимовать хотела

Запасла зерна, орехов.

Нет, теперь мне не до смеха.

Мышка плачет, выходит, прихрамывая, задыхаясь и кашляя, волк…

Волк (хрипло):

Я задыхаюсь, я пропал…

Чуть прямо в пламя не попал

Вот шерсть дымится, хвост облез

Кто? Кто поджег наш чудный лес?

От дыма и огня бегу

Сил нету, больше не могу!

Волк падает на пол и стонет…

Сорока:

Я знаю, знаю, знаю!

Я ведь везде, везде летаю!

Я видела, узнала я,

Кто лес поджег, друзья!

Все:

Кто? Кто скажи скорей

Кто не жалеет нас, зверей?

Сорока:

Весёлая компания то всему виной,

Отдыхали на природе они всей гурьбой,

Пили, ели, развлекались, и костры там разгорались

А потом ушли домой по тропинке луговой.

Побросав бутылки, склянки, всякий мусор по полянке  

От кострища угольки  этот мусор разожгли,

Заполыхал огонь свирепый

Пришла погибель к нам нелепо!

Заяц:

Люди вы или не люди!

Ну как же так бездумно вы

Бесценный лес наш подожгли!

Волк:

А может смерти нашей вы хотели?

Лихое ж для себя нашли заделье!

На жизнь чужую посягать!

Да как же матушка - Земля могла таких оберегать?              (музыка (3) микс выключается)

Компания:

Смерти вам мы не желали,

Лишь культурно отдыхали,

Костёр для дела разожгли,

Отдохнули и ушли…..

Извинения приносим,

И прощенье у вас просим,

Костры впредь будем заливать,

И лопатой зарывать,

А  мусор - в мусорный мешок,

Самих сейчас охватил шок.

И впредь, чтоб не было беды,

Клянёмся,  аккуратно будем мы

На природе отдыхать,

Силой огня сумеем управлять.

Все:

Мы прощаем вам ребята ваш необдуманный поступок,

И хоть вы обрекли нас всех на муки,

Пусть этот случай станет вам наукой.

А ваше сердце, разум и душа протянут к миру руки!

Ведущий:

 Сказка ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок!

Ведущий:

Каждый год в России горят тысячи и тысячи гектаров леса: гибнут растения, гибнут животные, а иногда, и люди.

ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? (на этих словах звери выбегают и встают впереди чтецов)

Поднятие общего культурного уровня--только это поможет решить и проблему пожаров, и мусора, и загрязнений, и множество других проблем.

Без культуры, друзья, мы никогда не сможем жить хорошо. Правильно разжечь и искусно затушить костёр – это тоже культура отдыхающего на пикнике.

звучит мелодия (1)

Ведущий:

Огонь настиг охотника - и, мучась,

Тот задыхался в огненном плену;

Он сам себе готовил эту участь,-

Но как он искупил свою вину!..

Не такова ли совесть?

Временами

Мне снится сон средь тишины ночной,

Что где-то мной костер забыт, а пламя

Уже гудит, уже идет за мной...

                                                                  звучит мелодия (4)

                                      ФИНАЛЬНАЯ  ПЕСНЯ (все)

На мотив «Птица счастья»

1.    На планете нашей голубой

Есть то место, где живём с тобой,

Родина моя – Сибирские края

Будем мы всегда беречь тебя:

Здесь растут и ёлка и сосна,

И берёзка  белая моя,

Дуб, осина, клён

Все деревья в нем

Край родной –

Я в тебя влюблён!!!

              ПРИПЕВ:  Ле-е-е-с – зелёный наш дом

                       Где птицы летают, и звери кругом

                       Чтоб всем здесь дышалось легко

                       Мы будем беречь лес – Богатство своё

2.    Будем мы природу охранять

И леса её преумножать,

Чтоб Земля жила, долгие века

И потомкам счастье принесла.

Птица в небо из гнезда летит,

А зайчишка под кустом сидит,

Лес всем дом родной летом и зимой

Здесь живут одной большой семьей!

ПРИПЕВ:  Ле-е-е-с – зелёный наш дом

                        Где птицы летают, и звери кругом

                        Чтоб всем здесь дышалось легко

                        Мы будем беречь лес – Богатство своё

                                 


    [2]
  1.  Щетинский Е.А. Тушение лесных пожаров: пособие для лесных пожарных. – М.: ВНИИЛМ, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку ОБЖ 8 класс «Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причины возникновения пожаров и способов борьбы с ними»

В презентации представлены понятия и определения, поражающие факторы пожара, правила поведения при пожаре ….. Данный материал  применим  на уроках ОБЖ и во внеклассной работе по теме ...

Методическая разработка «Пожар. Причины возникновения пожара. Правила противопожарной безопасности»

Цели: Образовательные:дать определение пожара;познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров и с поражающими факторами огня и правилами поведения в случае его возникновения;рассмотреть источни...

План – конспект занятия по профилактике пожаров (новогодние праздники) Игра по станциям «Я пожара не боюсь - правила все знаю!»

Игра по станциям рассчитана на детей среднего возраста от 10 до 15 лет, пять команд по 5-7 человек.Цель: Формирование у обучающихся прочных и осознанных навыков безопасного поведения (профилактика пож...

Урок ОБЖ в 7 классе. «Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров».

«Понятие лесных и торфяных пожаров. Классификация пожаров»...

разработка урока по ОБЖ на тему:«Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Обеспечение личной безопасности при пожарах» 8 класс

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Обеспечение личной безопасности при пожарах...