Методическая разработка «Пожар. Причины возникновения пожара. Правила противопожарной безопасности»
методическая разработка по обж (5 класс) на тему

Чистякова Лидия Федоровна

Цели:

Образовательные:

  • дать определение пожара;
  • познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров и с поражающими факторами огня и правилами поведения в случае его возникновения;
  • рассмотреть источники пожара в квартире;
  • научить выполнять основные правила противопожарной безопасности.

Развивающие:

  • развивать умения и способности учащихся обсуждать, анализировать опасные ситуации;
  • способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознавать опасности.

Воспитательные:

  • формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_8-9_pozhar.evakuatsiya._sredstva_pozharotusheniya.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 8

Тема: Пожар. Причины возникновения пожара. Правила противопожарной безопасности.

Назначение: 5 класс

Цели:

Образовательные:

  • дать определение пожара;
  • познакомить учащихся с причинами возникновения пожаров и с поражающими факторами огня и правилами поведения в случае его возникновения;
  • рассмотреть источники пожара в квартире;
  • научить выполнять основные правила противопожарной безопасности.

Развивающие:

  • развивать умения и способности учащихся обсуждать, анализировать опасные ситуации;
  • способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознавать опасности.

Воспитательные:

  • формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Фронтальный опрос:

  • Какие опасные ситуации могут возникнуть в квартире?
  • Перечислите основные причины возникновения опасных ситуаций в квартире.
  • Какие правила надо выполнять, чтобы не допустить возникновения чрезвычайной ситуации
  • в квартире?
  • О каких опасных ситуациях вам приходилось слышать или читать, в какие ситуации вы
  • попадали?

III. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку:

Шипит и злится,

Воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

(Ответ: «Огонь»)

Из начальной школы вы знаете, что огонь бывает добрый и злой, полезный и опасный.

  • Сформулируйте тему нашего урока.

(Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся – в тетрадях).

IV. Работа по теме урока

Общие сведения о пожаре.

Кто попытается сформулировать: что такое пожар? Попробуйте дать определение пожару.

(После обсуждения учащиеся записывают определение.)

Пожар – стихийное распространение огня, вышедшего из-под контроля человека, наносящее материальный ущерб и создающее угрозу жизни и здоровью людей.

С незапамятных времен человек научился добывать огонь и применять его для своих нужд. Но, как только огонь выходит из-под контроля человека, случается большая беда. Пожары наносят людям большой материальный ущерб, создают угрозу для их здоровья и жизни. Так в нашей стране в каждую минуту происходит более трех пожаров, каждый час в огне погибает человек (взрослый или ребенок) и пять человек при этом получают увечья.

Пожары возникают в домах, на всех видах транспорта, на предприятиях, в полях, в лесах, на болотах. Но, где бы он ни возник, виноват, как правило, человек.

Давайте попробуем перечислить причины возникновения пожаров.

(Учащиеся предлагают всевозможные причины возникновения пожаров, после этого причины систематизируются и записываются в тетрадь.)

Условия возникновения пожара.

Основные причины пожара в доме:

  1. Неосторожное обращение с огнем.
  2. Неисправности в электросети.
  3. Возгорание телевизора.
  4. Детские шалости с огнем.
  5. Утечка бытового газа.
  6. Нарушение правил безопасности при пользовании электронагревательными приборами.
  7. Нарушение правил хранения и использования горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.
  8. Беспечность, небрежность, недисциплинированность при пользовании огнем.

Огонь – это сложный физико-химический процесс горения. Процесс этот сопровождается

выделением большого количества тепла, различных газообразных продуктов. Все это поражающие факторы огня, которые отрицательно действуют на организм человека.

Основные факторы пожара и их воздействие на организм человека.

Рассмотрим поражающие факторы огня и их влияние на организм человека.

Открытый огонь – один из опасных факторов при пожаре. Во-первых, в огне сгорает все имущество; во-вторых, он уничтожает жилые постройки (в первую очередь, деревянные); в-третьих, огонь вызывает ожоги. Несмотря на большие успехи медицины в лечении ожогов, у человека, получившего ожог второй степени (поражение 30% поверхности тела), мало шансов выжить.

Горячий дым – кроме ожогов, затрудняет видимость, и человек может «заблудиться» в собственной квартире.

(Для удобства эту информацию лучше записать в таблицу.)

Факторы огня

Воздействие на организм человека

1. Открытый огонь

Непосредственное касание пламени вызывает значительные ожоги

2. Высокая температура

Горячий дым при вдыхании вызывает ожог незащищенных дыхательных путей

3. Токсичные продукты горения

Вдыхание токсичных газов приводит к отравлению организма и летальному исходу

4. Выделение дыма и потеря видимости вследствие задымления

Снижает видимость, раздражает слизистую оболочку глаз. Плотный дым затрудняет эвакуацию людей или делает ее невозможной

5. Понижение концентрации кислорода

При снижении концентрации кислорода на 3% замедляется двигательная функция организма.

Кроме того, нужно помнить, что в результате сильного пожара может произойти обрушение здания.

V. Самостоятельная работа в парах

Пожары причиняют людям большое несчастье. Чтобы избежать их, нужно строго соблюдать установленные для всех правила противопожарной безопасности.

Помните, что пожар легче предупредить, чем потушить.

Учащимся предлагается за 5 минут, работая в парах, составить правила противопожарной безопасности. Если кто-то затрудняется в выполнении этого задания, обратитесь к причинам возникновения пожаров, которые мы записали.

(После проверки и коллективного обсуждения учащиеся записывают в тетрадь основные правила противопожарной безопасности.)

Правила противопожарной безопасности

  1. Не играйте со спичками.
  2. Не устраивайте игр с огнем.
  3. Соблюдайте правила эксплуатации электробытовых и электронагревательных приборов.
  4. Не используйте неисправные и самодельные электроприборы.
  5. Не оставляйте без присмотра работающую газовую плиту и электронагревательные приборы.
  6. Не украшайте новогоднюю елку игрушками из горючих материалов (бумаги, ваты, марли), не вешать на нее самодельные электрогирлянды. Не забывать отключить электрогирлянды, уходя из комнаты, где установлена елка.
  7. Соблюдайте меры безопасности при обращении с хлопушками, петардами, бенгальскими огнями и другой пиротехникой.

Основное правило тушения огня.

Накрыть горящий предмет плотной тканью или одеялом и немедленно выйти из помещения, плотно закрыв за собой дверь.

VI. Итог урока

Закрепление пройденного материала:

  • Назовите причины возникновения пожаров.
  • Какую опасность для здоровья человека представляет оставленный без присмотра включенный телевизор?
  • Какие поражающие факторы огня, воздействующие на людей при пожаре вам известны?
  • Какие правила пожарной безопасности необходимо соблюдать в доме?

VII. Домашнее задание

Стр.16-20 учебник; записи в тетради, составить памятку «Основные правила пожарной безопасности».

Дополнительный материал

(Из истории)

Пожары на Руси всегда были страшным бедствием. В огне ежегодно погибали тысячи людей, причинялся неизмеримый материальный ущерб государству. Особенно страдали сельские жители, которые были совершенно беззащитны перед огненной стихией. Тот факт, что вплоть до XV века пожар считался большим только тогда, когда сгорало несколько тысяч дворов, свидетельствует о масштабности последствий и регулярности происходивших пожаров. О пожарах, которые уничтожали 100-200 дворов, летописи даже не упоминали. Исторические летописи отмечают также, что многие русские города не раз подвергались опустошительным пожарам. По несколько раз выгорали такие города как Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. Москва сгорела полностью в 1238 году, когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя. Историки отмечают, что опустошительные пожары были в Москве в 1335 и 1337 годах. Московский пожар 1356 года за два часа уничтожил практически весь город, включая Кремль и посады.

Во время войны части пожарной охраны при активной помощи населения надежно охраняли от огня промышленные предприятия, базы, склады и другие объекты, помогая тем самым ковать победу над врагом. В дни тяжелых испытаний пожарные проявили мужество и массовый героизм. Они предупредили и потушили тысячи пожаров, спасли от уничтожения огнем большое количество жилых, производственных и коммунально-бытовых зданий. Особо трудные испытания в Великой Отечественной войне выпали на долю пожарных Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Дни и ночи, часто без сна и пищи, под бомбежками и артиллерийским обстрелом они вели упорную борьбу с огнем. Осуществление профилактических мер дало возможность избежать в осажденном городе массовых пожаров.

В1942 году за мужество и героизм пожарная охрана Ленинграда была награждена орденом Ленина, в 1947 году орден Ленина вручили пожарной охране Москвы.

Пожар

Если огонь вышел из-под контроля человека, это – пожар. Возникают пожары чаще всего по следующим причинам:

  • несоблюдение правил противопожарной безопасности;
  • возникновение неисправности бытовой техники;
  • неисправность газового оборудования;
  • топка печей и др.

При пожаре в квартире на балкон выходить очень опасно. Балкон может быть отрезан огнем, а снять потерпевшего с балкона очень трудно, особенно если это высокий этаж.

Пожар в лесу быстро распространяется, и справиться с ним без применения специальной техники практически невозможно: горят верхушки деревьев, горит торф, залегающий на глубине от нескольких сантиметров до нескольких метров.

(Далее читается стихотворение о пожаре в лесу.)

Пожар в лесу

От горящей спички летом

Загораются леса!

Если ты забудешь это,

Не спасут и чудеса!

Не бросай в лесу окурки

В сухотравье у дорог.

Огонек сыграет в жмурки,

Но чуть дунет ветерок –

Тут в открытую, не прячась,

Перепрыгнет на удачу

На верхушки сосен, елей,

Лес погубит, птицу, зверя.

Чтоб пожары укротить,

Рубят лес и рвы копают.

Коль пожар не упредить,

Все живое он сжирает.

Чтоб несчастья избежать,

Лучше спички в лес не брать,

Оставляй-ка спички дома,

Не дразни огонь – дракона!

Не бывает, что пожары

Возникают без огня.

Кто-то бросил стеклотару,

Где питался, возле пня.

А бутылка – линза та же –

Сфокусирует лучи,

И затлеет, вспыхнет даже

Все сухое, как в печи!

Вот поэтому бутылки,

Банки, склянки не бросай,

Уноси в своей корзинке,

Вон из леса забирай!

Бить бутылки неразумно,

Все осколки – линзы ведь.

Поступаешь ты бездумно,

Может лес от них сгореть.

Коль увидишь на полянке

Непотушенный костер,

А вокруг бутылки склянки

Загореться может бор!

Заливай костер водою,

Засыпай его песком,

Склянки, что грозят бедою,

Спрячь от солнца под кустом.

Уберешь, что бросил кто-то,

С чистой совестью уйдешь.

Так не трудною работой

От пожара лес спасешь

Ю. Форостенко

Пожар в поле может погубить урожай хлебных злаков. Если же хлеба скошены, то часто горит стерня (стерня – это жнивье, остатки стеблей на корню на скошенном поле). Пожар в поле распространяется очень быстро.

(Далее читается стихотворение о пожаре в поле.)

Пожар в поле

Лисья у огня повадка!

Он притихнет для порядка,

А потом на крыльях ветра

Прыгнет сразу на три метра.

Мигом он стерню съедает

И бежит за ветром вслед,

По траве сухой гуляет,

Оставляя черный след.

Пробежит все поле махом,

Лишь застрянет пред оврагом,

Речка, вспашки полоса

Срежут пламя, как коса.

Если хлеб еще не убран,

Бдительности не теряй!

Может быть совсем погублен

Злым пожаром урожай!

Ю. Форостенко


Урок № 9

Тема: Правила безопасного поведения при пожаре. Эвакуация. Средства тушения пожаров.

Назначение: 5 класс

Цели:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с общими правилами поведения при пожаре, правилами эвакуации;
  • изучить с учащимися правила эвакуации из горящего помещения;
  • дать представление о средствах тушения пожаров, ознакомить с их особенностями;
  • научить пользоваться первичными средствами пожаротушения.

Развивающие:

  • развивать умения и способности учащихся обсуждать, анализировать опасные ситуации;
  • способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознавать опасности.

Воспитательные:

  • формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания. Взаимооценка.

Перед началом изложения основного материала урока ученики отвечают на вопросы теста (в течение 3 минут). Тест по ОБЖ.xls

Вопросы:

1. Вы открыли дверь своей квартиры и обнаружили сильное задымление. Ваши действия?

а) Немедленно спуститесь вниз и выбежите из здания.

б) Плотно закроете дверь и позвоните от соседей по телефону «01». (Правильный ответ)

в) Попытаетесь найти источник задымления.

2. Как вы поступите при возгорании телевизора?

а) Накинете на телевизор плотную влажную ткань.

б) Зальете телевизор водой.

в) Немедленно отключите телевизор от сети, а затем начнете его тушить. (Правильный ответ.)

3. Находясь дома, вы почувствовали запах горящей электропроводки. Что вы будете делать в первую очередь?

а) Попытаетесь лучше рассмотреть место, где загорелась электропроводка.

б) Отключите электричество в квартире. (Правильный ответ.)

в) Приступите к ее тушению с помощью воды.

4. Придя, домой вечером, вы почувствовали запах газа. Ваши действия?

а) Откроете окна, перекроете газ. Если запах не устранится, позвоните от соседей по телефону «04». (Правильный ответ.)

б) Сообщите соседям, и от них позвоните в газовую службу.

в) Включите свет, позвоните по телефону «04».

5. Пожар распространяется на мебель и другие предметы, а комната начинает наполняться дымом. Как вы поступите?

а) Попытаетесь потушить пожар.

б) Как можно быстрее покинете комнату. (Правильный ответ.)

в) Соберете все ценные вещи, украшения и покинете комнату.

6. Как быстрее погасить пламя на человеке?

а) повалить человека на землю и, перекатывая его, сбить пламя.

б) залить его водой.

в) накрыть тканью (одеялом). (Правильный ответ.)

 – Коллективная проверка теста с анализом. 

III. Сообщение темы урока

Послушайте отрывок стихотворения С.Я. Маршака. О чем в нем говорится?

Приоткрыла дверцу Лена –

Соскочил огонь с полена,

Перед печкой выжег пол,

Влез по скатерти на пол.

Побежал по стульям с треском,

Стены дымом заволок,

Лижет пол и потолок.

(Ответ: «Пожар»)

Да. Здесь говорится о пожаре. Пожар развивается быстро, а иногда так стремительно, что люди не успевают покинуть место пожара. (Учитель вводит понятие «Эвакуация».)

Эвакуация: вывоз или вывод людей, учреждений, имущества из опасных местностей во время военных действий, стихийных бедствий, с мест затопления и т.д.

Сегодня мы будем говорить с вами о правилах поведения на пожаре и ознакомимся со средствами пожаротушения.

(Учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся – в тетрадях.)

IV. Работа по теме урока

Наибольшую опасность на пожаре в жилых домах представляет паника, особенно при большом скоплении людей. Известны случаи, когда даже при возникновении незначительного загорания люди, преувеличивая опасность. С криками бросаются к выходам. Вызывая общее смятение. Это приводит к давке. Заторам в переходах, ушибам людей. А иногда даже к их гибели. Во время пожара, выбегая из домов, жители оставляют открытыми двери, в результате пламя быстро распространяется через дверные проемы, охватывая новые помещения. Бывает, что люди пытаются выйти через помещения, охваченные огнем, не защитив себя от воздействия высоких температур. В таких случаях даже один вдох раскаленного воздуха приводит к параличу дыхательных путей и трагическому исходу. (Можно зачитать (привести) пример из статьи: «Трагедия в клубе «Хромая лошадь»).

Вы уже хорошо знаете поражающие факторы огня. Опираясь на эти знания, давайте попробуем сформулировать правила поведения при пожаре. (Учащиеся формулируют правила. В результате обсуждения правила записываются в тетрадь.)

  1. Прикройте органы дыхания влажной тканью.
  2. Накиньте на себя мокрое одеяло, пальто, ковер.
  3. Перемещайтесь, пригнувшись как можно ниже, лучше ползком.
  4. Покидая помещение, закройте за собой двери.

При эвакуации нельзя пользоваться лифтом.

Как же нужно действовать, если покинуть место пожара невозможно?

 Какие подручные средства тушения пожаров вам известны? (Ответ: вода, песок, земля, стиральный порошок, покрывала, веники, огнетушители.)

Небольшие пожары можно тушить при помощи огнетушителей. Каждый огнетушитель заменяет целую ванну воды и поэтому является эффективным средством пожаротушения. Применяя огнетушители, помните, что они работают недолго (около 1-й минуты).

Какие бывают огнетушители? Как их применять? (Приводятся виды огнетушителей.)

Огнетушители химические, пенные ОХП-10 предназначены для тушения очагов загорания различных веществ т материалов, за исключением электроустановок, находящихся под напряжением.

Для приведения такого огнетушителя в действие необходимо:

  1. Поднести огнетушитель к очагу пожара.
  2. Прочистить спрыск (шпилькой или иголкой).
  3. Поднять рукоятку и перекинуть до отказа на 180º.
  4. Перевернуть огнетушитель вверх дном и встряхнуть.
  5. Направить струю на очаг загорания.

Тушить водой или пенным огнетушителем проводку, находящуюся под напряжением, опасно для жизни. Во всех случаях надо стремиться в первую очередь отключить электропроводку, а потом приступить к тушению загорания.

Неотключенные электроприборы или горящие электропровода в исключительных случаях следует тушить сухим песком, углекислотным огнетушителем или сбивать пламя одеждой.

Огнетушители углекислотные ОУ-2 используются для тушения загораний различных веществ, горение которых невозможно без доступа воздуха, и электроустановок, находящихся под напряжением.

Для приведения в действие огнетушителя такой марки следует:

  1. Сорвать пломбу, выдернуть чеку.
  2. Направить раструб на пламя.
  3. Нажать на рычаг.

При тушении пожара огнетушителем такой марки нельзя:

  1. Держать огнетушитель в горизонтальном положении или переворачивать головкой вниз.
  2. Прикасаться оголенными частями тела к раструбу, так как температура на его поверхности может понижаться до – 60º – 70˚.
  3. При тушении электроустановок, находящихся под напряжением, подводить раструб ближе, чем на 1 м к электроустановке и пламени.

Кроме химических пенных и углекислотных огнетушителей, получили распространение порошковые огнетушители ОП. В зависимости от состава порошка их применяют при горении твердых горючих веществ (древесина, бумага); горючих жидкостей; газов; электроустановок, находящихся под напряжением; металлов и их сплавов. Огнетушители приводят в действие и используют в соответствии с инструкцией завода-изготовителя, размещенной на корпусе устройства.

V. Закрепление

  • Какие огнетушители бывают? (Химический пенный, углекислотный, порошковый.)
  • Что обозначает маркировка ПК? (Пожарный кран.)
  • Что нельзя тушить водой? (Электроприборы под напряжением, горючие жидкости.)
  • Что нельзя тушить пенным огнетушителем? (Электроустановки под напряжением.)
  • Назовите меры безопасности при применении углекислотного огнетушителя.

VI. Итог урока

  • Послушайте стихотворение Ю.Форостенко
  • О каких правилах поведения здесь говорится?

Пожар в квартире

Коль возник пожар в квартире

Набирайте «ноль один»!

Помните, что в целом мире

Вам поможет он один.

Четко адрес назовите,

Дом, подъезд, этаж и лифт.

Также кратко доложите,

Есть ли дети, что горит.

Ну а если загорятся,

Вдруг электропровода,

ОБЕСТОЧЬТЕ СЕТЬ! И знайте,

Не поможет тут вода.

Если слышен запах газа,

Все зависит лишь от вас.

Чтоб не вспыхнуло все сразу,

Перекройте срочно газ!

Окна, двери отворите,

Птиц, животных заберите,

Поспешите выйти вон

На простор, не на балкон!

VII. Домашнее задание

Стр.26-30 учебник; записи в тетради

Дополнительный материал

Пожар: крики, паника в общественных местах

Паника (безотчетный страх) – это психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или множество людей, неудержимо и неконтролируемо стремящихся избежать опасной ситуации. Паника может возникнуть даже тогда, когда отсутствует реальная угроза, а люди поддаются массовому психозу. При этом у многих притупляется сознание, теряется способность правильно воспринимать и оценивать обстановку.

Панические реакции у детей, подростков, женщин и пожилых людей проявляются в виде сильной расслабленности, вялости действий, общей заторможенности и крайней степени полной неподвижности, когда человек физически не способен действовать и выполнять команды.

Остальные люди, как правило, хаотически движутся, стремясь поскорее убежать от реальной или мнимой опасности.

Крики «Пожар!» и паника страшны тем, что люди теряются, сильно нервничают и совершают необдуманные действия, стремясь скорее покинуть горящее помещение, скапливаются у выхода и закупоривают его. Многие из бегущих людей в принципе способны к объективной оценке ситуации и разумным действиям, однако они сами препятствуют собственной эвакуации, испытывая безотчетный страх и заражая им других, поэтому нуждаются в руководстве их действиями. Только владение ситуацией и грамотное поведение во время пожара могут смягчить его последствия.

Ваши действия:

  1. Входя  в любое общественное заведение, постарайтесь запомнить свой путь; обращайте внимание на расположение основных и запасных выходов; не теряйте ориентировку, держите детей за руку.
  2. Услышав крики «Пожар!», сохраняйте спокойствие и выдержку, призывайте к этому рядом стоящих людей, особенно женщин. Оцените обстановку, убедитесь в наличии реальной опасности (возможно, кто-то этим криком хочет привлечь внимание людей).
  3. Стоя на месте, внимательно оглядитесь вокруг; увидев телефон или кнопку пожарной сигнализации, сообщите о пожаре в пожарную охрану (не считайте, что это кто-то сделает за вас) и начинайте спокойно двигаться к ближайшему выходу. Если имеется возможность справиться с огнем, потушите пожар с помощью находившихся рядом людей, используя средства пожаротушения и подручные средства; немедленно оповестите об этом окружающих, чтобы успокоить людей.
  4. При заполнении помещения дымом или при отсутствии освещения постарайтесь идти к выходу, держась за стены, поручни и т.п.; дышите через носовой платок или через рукав одежды;  ведите детей впереди себя, держа их за плечи.
  5. Оказавшись в давке, согните руки в локтях и прижмите их к бокам, сжав кулаки;  защищайте бока от сдавливания. Наклоните корпус назад, уперев ноги спереди, и попытайтесь сдерживать напор спиной, освободив пространство впереди и медленно двигаясь по мере возможности. Если вас сбили с ног, постарайтесь встать на колено и, опираясь об пол руками, другой ногой резко оттолкнитесь, рывком выпрямите тело. Заслоняйте маленьких детей спиной или посадите их себе на плечи, чтобы их не затоптали. Помогайте подниматься сбитым с ног людям.
  6. Выбравшись из толпы, окажите помощь пострадавшим из-за паники, перенесите или выведите на свежий воздух, расстегните одежду и вызовите «скорую помощь».
  7. Если вы находитесь в многоэтажном здании, не пытайтесь воспользоваться лифтом,  необходимо спускаться по лестнице. Не поддавайтесь желанию выпрыгнуть в окно с большой высоты (статистика показывает, что каждый второй прыжок с 4 этажа и выше смертелен). При невозможности выйти наружу отступите в незанятые огнем помещения и там дождитесь помощи пожарных.
  8. В любой обстановке сохраняйте выдержку и хладнокровие, своим поведением успокаивая окружающих, и не давайте разрастаться панике. Примите на себя руководство по спасению людей! Двигаясь в толпе, пропускайте вперед детей младшего возраста, женщин и престарелых, сообща сдерживайте обезумевших людей. Помогите тем, кто скован страхом и не может двигаться; для приведения их в чувства дайте пощечину, разговаривайте спокойно и внятно, поддерживайте их под руки.

(Г.Е. Цвилюк)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия для начальных классов по противопожарной безопасности на тему: "О если бы лес умел говорить..!"

Цель мероприятия: сформировать у учащихся представление о роли леса в природе и жизни людей, и показать масштабность губительного воздействия лесных пожаров на лесное сообщество....

Презентация к уроку ОБЖ 8 класс «Характеристика пожара как опасного фактора окружающей среды, причины возникновения пожаров и способов борьбы с ними»

В презентации представлены понятия и определения, поражающие факторы пожара, правила поведения при пожаре ….. Данный материал  применим  на уроках ОБЖ и во внеклассной работе по теме ...

Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!»

Учебно-методическая разработка по проведению массовых мероприятий по противопожарной безопасности для учащихся начальной школы «Не шути с огнем!» для детей начальной школы 6 - 10 лет....

Методическая разработка классного часа "Причины возникновения пожаров"

Причины и условия возникновения взрывов и пожаров...

Методическая разработка урока ОБЖ по теме «Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах».

В процессе изучения данной темы создаются условия для развития творческого мышления учащихся, их познавательной активности, умения самостоятельно пополнять знания из различных источников информации. У...