Конспект занятия по теме самообразования "Развитие речи дошкольников через игровую деятельность" в старшей группе
план-конспект занятия на тему
Занятие на развитие грамматического строя речи детей. Тема занятия "Театр".
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ Лицей № 1560
Конспект открытого занятия по теме самообразования:
«Развитие речи дошкольников через игровую деятельность»
Подготовила и провела
Шурупова Е.А.
Москва 2015
Программное содержание. Продолжать развивать грамматический строй речи детей: продолжать учить подбирать противоположные по смыслу слова; закрепить умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; продолжать учить составлять простые и сложные предложения, опираясь на картинки; подбирать глаголы к существительному; отгадывать загадки-описания. Вспомнить ранее услышанные сказки. Учить пересказывать заученный диалог по ролям. Обогащать словарный запас. Продолжать развивать память, внимание, логическое мышление, сообразительность.
Предварительная работа.Чтение сказки Волкова «Волшебник Изумрудного Города»; заучивание фрагмента (диалога) главы «Великий и Ужасный»
Материалы. Перчаточные куклы, дидактическая игра «четвертый лишний» (по сказкам), резиновые игрушки - сказочные герои, иллюстрации сказки «Волшебник Изумрудного Города»; декорации Изумрудного города, мяч
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках.
Восп.:Ребята, сегодня к нам пришли гости. Но это еще не все гости (показываю Буратино)… Да, к нам пришел Буратино.
(Измененным голосом)
Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы меня узнали, а вы помните, чем закончилась про меня сказка?
(Вспоминаем, что за потайной дверью, открытой золотым ключиком оказался театр кукол).
(Измененным голосом)
Вот в этом театре я хочу разыграть сказку, но пока я мало знаю и ничего не могу сам, ведь я только пошел в школу.
Восп.: Буратино, правильно надо говорить «поставить спектакль». Но ты не отчаивайся, мы с ребятами тебе поможем во всем разобраться.Так, ребята?
Дети: Да!
(Сажаю Буратино)
Восп.: Для начала нам надо определить, без чего не может быть спектакль?
Дети: Без главных героев, персонажей.
Восп.: Правильно, а чтобы узнать какие бывают герои - поиграем в игру.
Игра малой подвижности (с мячом) «наоборот»
(Воспитатель кидает мяч ребенку, называя прилагательное, ребенок должен кинуть мяч обратно, назвав противоположное слово: веселые-грустные, умные- глупые, толстые-худые,бедные-богатые, высокие- низкие, страшные- красивые, ленивые-трудолюбивые, злые- добрые, сильные-слабые, большие-маленькие, быстрые-медленные, чистые-грязные, смелые-трусливые, честные-лживые, громкие-тихие, молодые-старые, жадные -щедрые и т. д.)
Восп.: Да, сказочные герои бывают самые разные. Ребята, а кто играет героев в спектакле?
Дети: Актеры.
Восп.: А вы знаете, что в театре кукол актеры называются кукловоды, потому что управляют они куклами. Они своих кукол очень любят,берегут, обращаются с ними ласково. Давайте расскажем Буратино, как можно называть ласково своих персонажей.
Дидактическая игра «Назови ласково» (с резиновыми сказочными героями)
(Воспитатель показывает игрушку, дети образовывают от ее названия слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом, например :Емеля – Емелюшка, принцесса – принцессочка, щенок – щеночек, лягушка – лягушечка, заяц – зайчик, Буратино –Буратинушка и т.д.).
Восп.: Молодцы! А ведь еще важно знать хорошо содержание произведения и ничего не перепутать. Проверим, насколько хорошо вы знаете сказки и их героев. Подойдите к столам и отгадайте, что у вас за сказка и кто в ней лишний герой.(Проверяю с Буратино)
Настольно-печатная игра «Четвертый лишний»
Восп.:Все справились, молодцы!
(Измененным голосом).
-Хорошо вы все знаете, только вот сказку я уже выбрал «Волшебник Изумрудного города».
-Буратино, а ведь мы тоже с ребятами знаем эту сказку.
-Не может быть!
-Да-да, вот сейчас увидишь, я дам описание героям и дети их отгадают.
Загадки-описания.
Забавные,с веселыми бубенчиками, в голубой одежде;
Маленький, храбрый, но боящийся грозы;
Злая, костлявая, любящая змей, мышей, пиявок;
Добрая, старая, умеющая взглядом переворачивать станицы книг;
Огромный, сильный, но трусливый;
Летающие, подчиняющиеся владельцу Золотой Шапки;
Злющая,одноглазая, боящаяся воды;
Страшный, жестокий, голодный, огромный.
Восп.: Всех героев отгадали, молодцы!
(Измененным голосом)
-Как у вас здорово получается. А хотите послушать песенку, которую я хочу использовать в спектакле?
Что ж, ребята давайте послушаем, ведь музыкальное сопровождение просто необходимо в спектакле. Вставайте врассыпную, как раз разомнемся.
Физкультминутка
(Выполнение движений под песню « Мы в город изумрудный идем дорогой трудной…»)
Восп.: Вот мы сделали перерыв-отдохнули. Кстати, ребята, а кто помнит, как называется перерыв между частями спектакля в театре?
Дети: Антракт
Восп.: Правильно.
(Измененным голосом)
Музыка-то есть, а вот сказка.., к сожалению, я попал под дождь и несколько страничек размыло водой, остались только картинки и я не могу прочитать, что под ними было написано.
Восп.:Ребята, давайте попробуем догадаться, что там было написано.
Речевая игра «Составляем предложения по картинкам».
(Картинки выкладываются на фланелеграф, дети выходят по одному, составляют по одному предложению по картинке)
Восп.: Правильно, молодцы!
Ребята, а что, кроме произведения, героев, актеров, музыки, доброжелательных отношений, еще нужно для спектакля..? А нужно еще оформление, декорации. Давайте попробуем соорудить небольшую конструкцию Изумрудного города.
Конструктивная игра «Строим стену города»
(Дети выкладывают стену из конструктора «лего», называя на каждый «кирпичик» слово-действие (глагол), которое можно употребить со словом «стена». Например: построить стену, украсить, отремонтировать, побелить, сломать, разрисовать и т. д.)
Но это, Буратино еще не все, мы с ребятами даже выучили небольшую сцену из сказки: «Разоблачение Гудвина». Хочешь, мы тебе расскажем?
(Измененным голосом)
-Ой, а может мы поставим спектакль?
Дети: Акукол-то у нас нет.
(Измененным голосом)
-Не беда, в моем красивом чемоданчике куклы найдутся
(Буратино достает куклы, дети рассматривают)
-Все это хорошо, только вот зная слова и имея куклы, спектакль не покажешь. Чтобы получился хороший спектакль, нужно очень-очень много репетировать.
Ну что, ребята попробуем порепетировать...? И декорации с собой возьмем.
(Проходим в спальню «театр», там декорация Изумрудного города).
(А зрителям необходимо взять с собой в театр хорошее, веселое настроение).
Репетиция фрагмента сказки
Разоблачение Великого и Ужасного
А. Путешественники собрались перед дверью тронного зала.Дверь открылась и они вступили в тронный зал. Каждый ожидал встретить Гудвина в том виде, в каком он показывался им в первый раз. Но они удивились, увидев, что в зале не было никого. Там царила торжественная и жуткая тишина, и путников охватил страх: что готовит им Гудвин?
Г.— Я Гудвин, великий и ужасный! Зачем вы беспокоите меня?
Э.— Где вы?
Г.— Я — везде! Подойдите к трону, я буду говорить с вами!
Э.— Великий Гудвин, мы пришли просить вас исполнить ваши обещания!
Г.— Какие обещания?
Э.— Вы обещали отправить меня в Канзас, к папе и маме, когда мигуны будут освобождены от власти Бастинды.
С.— А мне вы обещали дать мозги!
Д.— А мне сердце!
Л.— А мне смелость!
Г.— Но разве мигуны действительно стали свободными?
Э.— Да! Я облила злую Бастиндуводой и она растаяла.
Г.— Доказательства, доказательства!
С.— Пикапу, трикапу! — воскликнул Страшила. Может нам для доказательства вызвать летучих обезьян, бамбара, чуфара?!
Г.— О, нет, нет, я вам верю! Но как это неожиданно!.. Хорошо, приходите послезавтра, я подумаю о ваших просьбах!
С.— Было время подумать, скорики, морики!
Д.— Не хотим больше ждать ни одного дня!
( Лев громко рычит, Тотошка усиленно нюхает воздух и из-за трона с лаем выгоняет маленького человечка)
Г.— Уберите собаку! Она укусит меня! Кто разрешил приводить в мой дворец собак?
Д.— Кто вы такой?
Г.— Я Гудвин, великий и ужасный, —( дрожащим голосом) — Но, пожалуйста, пожалуйста, не трогайте меня!
Э.— Но я думала, что Гудвин — это живая голова,
С.— А я думал, что Гудвин — морская дева,
Л.— А я думал, что Гудвин — страшный зверь,
Д.— А я думал, что Гудвин — огненный шар,
Г.— Это только маски! На самом деле… увы, на самом деле я обыкновенный человек,а не великий волшебник.
А.Герои были глубоко разочарованы…
Дети-актеры выходят из-за ширмы, кланяются.
Ну вот, Буратино,теперь ты многому научился. Приходи к нам еще. И тогда мы вместе поставим отличный спектакль на радость всем нашим друзьям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»
Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»....
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Тема: "Составление описательного рассказа по картине с использованием мнемотабицы.
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе....
Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)
Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...
Конспект занятия по теме: «Волшебные слова просьбы и благодарности, извинения и прощения» для дошкольников старшего возраста.
Цель занятия по теме: "Волшебные слова просьбы и благодарности, извинения и прощения"- формирование осознанного нравственного поведения детей в обращении к сверстникам и взрослым людям...
«ЛАКОМЫЙ КУСОЧЕК». ФРОНТАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР В СТАРШЕЙ ГРУППЕ (публикация в научно-методическом журнале "Логопед в детском саду" №2(87) 2019
Задачи: учить детей воспроизводить заданный речевой ритм; запоминать и воспроизводить ряды гласных звуков; упражнять в делении слов на слоги; закрепить представления у детей о слогообразующей роли гла...
Конспект занятия по развитию связной речи у детей с ТНР (старшая группа) на тему: "Моя милая мама" с презентацией.
Вашему вниманию представлен конспект занятия по развитию связной речи у детей с ТНР (старшая группа) на тему: "Моя милая мама" с презентацией....
Конспект музыкального занятия по теме «Березка-символ Родины моей» с детьми старшей группы (5-6 лет)
Дети познакомились с символом России — берёзой, с русскими народными традициями, связанными с берёзой....