Конспект занятия по теме: «Волшебные слова просьбы и благодарности, извинения и прощения» для дошкольников старшего возраста.
план-конспект на тему

Цель занятия по теме: "Волшебные слова просьбы и благодарности, извинения и прощения"- формирование осознанного нравственного поведения детей в обращении к сверстникам и взрослым людям Задачи: развивать: ответственность за свои поступки; умение использовать вежливые слова в различных жизненных ситуациях; умение высказывать свою точку зрения; познакомить обучающихся с нравственными понятиями: благодарность, извинение, прощение; развивать словарный запас детей, обогащать речь детей сложными предложениями; воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим. Тип занятия: комбинированный. Методы и приемы: беседа, опрос, комментированное чтение, работа с аудио и иллюстрированным материалом, работа с дидактическими карточками, групповая и индивидуальная работа, рефлексия. Применяемые технологии: игровая, ИКТ, технология проблемно-диалогического изложения материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_azbuke_obshcheniya.odt46.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по теме:

«Волшебные слова просьбы и благодарности, извинения и прощения»

для дошкольников старшего возраста.

Цель: формирование осознанного нравственного поведения детей в обращении к сверстникам и взрослым людям

Задачи:

- развивать: ответственность за свои поступки; умение использовать вежливые слова в различных жизненных ситуациях; умение высказывать свою точку зрения;

- познакомить обучающихся с нравственными понятиями: благодарность, извинение, прощение; развивать словарный запас детей, обогащать речь детей сложными предложениями;

- воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение друг к другу, к окружающим.

Наглядность и оборудование: дидактические карточки, ноутбук, аудиодиск «Уроки доброты», тематические рисунки, цветные карандаши, карточки для подведения итогов занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дети! (Дети отвечают. Настраиваю детей на работу с помощью чистоговорки: 

Чок-чок-чок. Зубы на замок.

Губы на крючок и молчок-чок-чок.

Говори только тогда, когда тебя спросит педагог.

А теперь ответь, дружок: ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

II. Основная часть занятия.

Ребята! Какое хорошее слово мы сказали сейчас друг другу. Это приветственное слово и мы уже знаем - оно прибавляет нам здоровья. Сегодня мы продолжаем наше путешествие по стране Вежливости. Помните, чтобы попасть в эту страну, надо знать слова-пароли: доброе утро!, здравствуйте!, добрый день!, спокойной ночи! и другие. Эти слова хороши только тогда, когда человек человеку, действительно, желает добра и здоровья. Но так бывает не всегда.

Работа с дидактическими карточками «Ищем ошибки»

Добрыми, волшебными словами будут и слова просьбы и благодарности: "Пожалуйста!", "Спасибо!", "Благодарю вас!"

Давайте вспомним историю, которая случилась с Павликом (Опрос детей по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово», включаю фрагмент аудио рассказа)

Ребята, давайте теперь поговорим о словах извинения и прощения: извините, простите (к ним добавляют слово "пожалуйста"). Это ведь тоже вежливые, волшебные слова или как мы их назвали слова-пароли в страну Вежливости. Послушайте рассказ Л.Н. Толстого «Косточка»

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

Все сказали: - Нет.

Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: - Нет, я не ел. Тогда отец сказал: - Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: - Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал.

- Почему Ваня покраснел? А почему побледнел?

- Почему он не признался сразу, что съел сливу?

- Почему Ваня решил признаться в конце?

- А вы когда-нибудь совершали такие поступки, за которые вам было стыдно?

Релаксация.

Давайте сядем удобнее, поиграем в игру «Доскажи словечко» и немножко отдохнем.

Игра «Доскажи словечко»

Каждый хороший поступок сопровождается вежливыми словами. Я буду зачитывать четверостишия, а вы вставляйте вежливое слово, которого не хватает.

К осьминожке камбала

В понедельник заплыла.

А во вторник на прощанье

Ей сказала … (до свиданья).

Толстая корова Лула

Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова,

Мы ей скажем будь (здорова).

Говорит лиса Матрена:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала»

Ты лиса не жалуйся,

А скажи (пожалуйста).

Трясогузка с бережка

Уронила червяка.

И за угощенье рыба

Ей пробулькала … (спасибо).

Дал Ивану царь Гундей

За спасенье пять гвоздей,

А Иванушка царю

Говорит … (благодарю).

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он … (извини).

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: прошу (прощенья).

Молодцы! С заданием справились отлично. А что же вы посоветуете этим ребятам и зверятам, допускающим ошибки в своем поведении.

Игра «Решим проблему»

Послушайте внимательно истории, которые я недавно наблюдала, а в конце рассказа я задам вопрос, на который вы должны дать ответ.

1.        По улице шел старичок, опираясь на большую сучковатую палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шел, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху и что-то рассматривая в небе, шел мальчик. Мальчик не заметил старика и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика.

Что же должен сказать мальчик старичку, чтобы дедушка перестал сердиться?

2.         Вышел слон на лесную дорожку,

Наступил муравью на ножку.

И вежливо очень сказал муравью:

- Можешь и ты наступить на мою.

(Стихотворение В. Лунина «Вежливый слон»)

Правильный ли совет дает муравью слон? Вежливо ли он поступает?

3.        Попал я в дедушку мячом и закричал: - А я при чем?

Кто же действительно виноват?

III. Тематическое рисование.

Практическая работа с тематическим рисунком. Находим ошибки и исправляем их карандашами.

IV. Заключительная часть занятия.

Ребята, вы хорошо работали на занятии, и я надеюсь, что вы запомнили все волшебные слова-пароли, которые нужно говорить каждый день. Тогда мы будем жить в волшебной и сказочной стране, где все любят и берегут друг друга.

Чтоб воспитанными стать

Надо многое понять:

Старшим место уступать,

Малышей не обижать,

Всем «спасибо» говорить,

На пороге не сорить,

Взрослых не перебивать,

Никого не обзывать,

Научись прилежно слушать,

Научись опрятно кушать,

Будь всегда воспитан, вежлив,

Чтоб не звался ты невежей!

(Стихотворение И. Сыроваткиной).

Итог занятия: выбери и отметь смайлики, соответствующие твоему настроению. 

А в следующий раз мы будем бороться со словами-паразитами, засоряющими нашу речь.

Литература:

1. Сорокина Г.И, Сафонова И.В. и др. Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках. М.: «Просвещение», 2000.

2. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников. М.: Издательство «Школьная Пресса», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико- грамматических средств языка для дошкольников старшего возраста с ОНР. Тема «В гостях у Зимушки-зимы».

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка  для дошкольников старшего возраста с ОНР....

Конспект занятия для дошкольников старшего возраста "Про себя и про ребят: хотим быть здоровыми"

Конспект занятия может быть использован воспитателями  детских садов и педагогами дополнительного образования на учебных занятиях, классных часах, игровых и воспитательных мероприятиях, посвященн...

Конспект индивидуального занятия для дошкольника старшего возраста

Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения на тему «Транспорт. Звук [р]» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" «ССОРИТЬСЯ НЕ БУДЕМ»

Конспект занятия по теме "Ссориться не будем" подготовлен для дошкольников старшего возраста студии "Малышок" . Цель занятия: формирование представления детей о дружбе и друге. Зад...

Конспект тематического занятия «Урок мира» для дошкольников старшего возраста

Конспект тематического занятия «Урок мира» для дошкольников старшего возраста посвящен Дню знаний. С 1 сентября 1984 года мы считаем первый учебный день праздничным и необыкновенным, потому что э...

Конспект занятия по теме: « Звук Л в закрытых слогах и в позиции на конце слова» (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)

Отражён комплексный подход при коррекции звукопроизношения : включены упражненияпо развитию слухового восприятия, речевого дыхания, ручной умелости,по авктивизации процессов внимания, памяти и л...

Коррекционно - развивающее занятие с дошкольниками старшего возраста

Группа ЗПР. В группе присутствует ребенок с РДА. Тема «Дикие животные»...