Образовательный проект по художественно-эстетическому развитию "В стране звуков"
проект на тему
Предварительный просмотр:
Образовательный проект
«В стране звуков»
Руководитель проекта: Коломиец Тамара Акимовна музыкальный руководитель МБДОУ ДСОВ № 26
Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, родители, педагоги
Сроки реализации проекта: 13.10-21.10
Актуальность: В раннем возрасте ребёнок чувственным путём познаёт окружающий его мир. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными звуками позволят ребёнку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её жанрах
Цель проекта – формирование музыкально-сенсорных способностей детей раннего возраста.
Задачи проекта:
- Развивать у детей слуховое восприятие, умение выделять различные качества звуков, сравнивать их.
- Познакомить детей с простейшими музыкальными инструментами: бубен, барабан, колокольчик, погремушка, треугольник
- Формировать у детей чувство ритма
- Учить детей импровизировать со звуком при игре на самодельных музыкальных игрушках.
Этапы проекта:
№ | Содержание деятельности | Сроки | Участники |
I. | Подготовительный этап | ||
1. 2. 3. | Информирование родителей по теме проекта: - Оформление наглядной информации в родительский уголок «Зачем нужны детские звучащие игрушки и музыкальные инструменты» - Привлечение родителей к изготовлению нестандартных шумовых инструментов Организационно-методическая деятельность: - Подбор методической литературы, изучение материалов Интернет-ресурсов по теме проекта - Консультация для педагогов ДОУ «Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста» - Мастер-класс для педагогов ДОУ «Шумовое оформление сказок и рассказов для детей раннего и младшего дошкольного возраста» | 13.10.14 г | Педагог, родители Педагоги |
II. | Содержательный этап | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. | Включение в непосредственно образовательную деятельность по образовательной области «Музыка»: - Слушание звучания простейших музыкальных инструментов (треугольник, бубен, барабан, деревянные ложки), самостоятельная игра на них. - Музыкально-дидактическая игра «Бубен» Г.Фрида - Пляска «Погремушки» М.Раухвергера Показ с шумовым оформлением русской народной сказки «Репка» Чтение стихотворений: - Е. Благинина «Погремушка» - А .Барто «Барабан» Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие: - «Солнышко и дождик» - «Угадай, на чём играю» - «Цапля и воробей» Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов: - «Весёлые зайчики прыгают на полянке» (бубен) - «Цыплята клюют зёрнышки» (металлофон) - «Озорные воробышки радуются солнышку» (колокольчик) - «Косолапый мишка идёт по лесу» (барабан) Настольная дидактическая игра: - «Сложи картинку» (бубен, барабан, колокольчик, металлофон) | 14.10.14г. 17.10.14г. | Педагоги, дети Педагоги, дети |
III. | Итоговый этап | ||
1. 2. | Конкурс — выставка по совместному изготовлению (родителей и детей) нестандартных шумовых музыкальных инструментов. Музыкальное развлечение «Весёлые музыканты» | 21.10.14г | Педагоги, дети, родители Педагоги |
Организация работы с детьми
Сценарий
музыкального развлечения с детьми 2-ой младшей группы
«Весёлые музыканты»
Цель: Активизация слуховой восприимчивости детей через знакомство с простейшими музыкальными инструментами.
Ход:
Дети сидят полукругом. Перед ними на столе ширма, за ширмой лежат кукла (Петрушка, мишка, зайка, козочка, кошка) звучащие игрушки, ударные инструменты (погремушки, бубен, барабан, деревянные ложки, колокольчик, металлические палочка).
Воспитатель: Ребята, я слышу, что кто-то поёт свою весёлую песенку,
Под музыку появляется Петрушка.
Петрушка: Здравствуйте, ребята!
Я – весёлый Петрушка,
Всегда со мною погремушка.
Послушайте, какой у неё голосок. Петрушка звенит погремушкой под музыку "Погремушки" М. Рахвергера (исполняется первая часть). Понравилось вам?
Теперь ладошки протяните
И погремушки получите.
Будем весело плясать
Никому не отставать.
«Пляска с погремушками» муз . М.А. Картушиной.
Петрушка: Я пришел к вам не один, музыкантов пригласил. Смотрите, кто сейчас появится. /За ширмой раздаётся «мяу-мяу», появляется котик/.
Кошка: Я - серенькая кошечка,
Сыграю вам на ложках.
Исполняется русская народная мелодия «Как у наших у ворот» обработка, Т. Ломовой. Кошка, придерживаемая воспитателем, играет ложками.
Петрушка: Какой замечательный музыкант наш котик, как он хорошо играет на ложках!
Петрушка. Интересно, кто сейчас к нам придёт?
/Звучит «КУ-_КА-_РЕ-_КУ», на ширме появляется Петушок/.
Петрушка: Кто это, ребята?(ответ детей)
Петушок: Я - Петушок весёлый
Играю целый день,
Звенит мой колокольчик
Динь-динь, динь-динь, дилень.
Воспитатель левой рукой держит колокольчик, правой равномерно ударяя по колокольчику металлической палочкой (исполняется «Треугольник» Т. Шутенко). Петушок прячется за ширму.
Появляется зайчик.
Зайчик: Прыг-скок! Прыг-скок!
Вправо скок и влево скок!
Эй, ребятки, не скучайте, а со мною поиграйте!
Я – зайчик-попрыгайчик.
Дайте мне мой барабанчик
Воспитатель левой рукой придерживает небольшой барабан, так чтобы он был виден детям. Зайка играет палочкой или лапами (звучит «Барабан» Г. Фрида). Зайка прячется.
Появляется мишка
Медвежонок: Я медвежонок Миша.
Я музыку люблю.
Послушайте ребятки,
Как звонко в бубен бью
Мишка звенит, затем бьет в бубен под музыку «Бубен» (русская народная мелодия, обработка М. Раухвергер
После этого проводится музыкально-дидактическая игра «Угадай, на чем играю». Кто из детей узнал инструмент, выходит и играет на нем.
Петрушка: Ребята, вам понравились мои друзья – музыканты? А как вы мне понравились! Как мы весело играли,
Пели песни, танцевали!
А теперь, детвора, нам прощается всем пора
- Шумовое оформление русских народных сказок.
«Репка»
Жил-был дед с бабкой да внучка | БУБЕН |
И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка. | ПОГРЕМУШКА, ТРЕУГОЛЬНИК, КОЛОКОЛЬЧИК |
Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить! | МЕТАЛЛОФОН |
Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. | МЯТЬ БУМАГУ |
Позвал дед на помощь бабку. | ШУМЕЛОЧКА, |
.Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. | УДАР ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ |
Позвала бабка внучку | ШУРШАЛОЧКА |
Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. | 3 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ |
Кликнула внучка Жучку. | ПОГРЕМУШКА |
Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. | 4 раза УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ |
Кликнула Жучка кошку. | ТРЕУГОЛЬНИК |
Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут | 5 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ |
Кликнула Муська мышку. | КОЛОКОЛЬЧИК |
Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку. | 6 раз УДАРЫ ЛОЖКАМИ, МЯТЬ БУМАГУ, МЕТАЛЛОФОН |
«Курочка Ряба»
Жили- были Дед да Баба | МЕТАЛЛОФОН |
Да была у них курочка Ряба: «Кудах-тах, тах, Кудах-тах,тах» | ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ |
Снесла курочка яичко, Да не простое, а золотое. | УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ |
Дед бил, бил-не разбил | ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ |
Баба била,била -не разбила. | ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ |
Мышка бежала, | КОЛОКОЛЬЧИК |
Хвостиком махнула, Яичко упало и разбилось | ШУРШАЛОЧКА УДАР ПО МЕТАЛЛОФОНУ |
Плачет дед, Плачет Баба, | ТРЕУГОЛЬНИК ТРЕУГОЛЬНИК |
А курочка кудахчет: «Кудах-тах, тах, Кудах-тах, та | ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ |
Не плачь, Дед, Не плачь, Баба! | УДАР ЛОЖКАМИ |
Я снесу вам яичко другое, Не золотое, а простое! | ПРОВЕСТИ ПО МЕТЕЛЛОФОНУ |
Игры,
развивающие внимание и слуховое восприятие детей
Цель игр, приведенных ниже, - открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.
В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.
«СОЛНЦЕ ИЛИ ДОЖДИК?»
Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Оборудование: Бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.
Ход: Воспитатель говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Ты гуляй, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а ты, услышав стук, беги в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него». Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЮ»
Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.
Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.
Ход: Воспитатель поочередно показывает ребенку музыкальные инструменты, уточняет их названия и знакомит с их звучанием. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название и запомнил звучание инструментов, игрушки убирает за ширму. Воспитатель повторяет там игру на разных инструментах, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна».
«ЦАПЛЯ И ВОРОБЕЙ»
Цель: Развитие слухового внимания
Оборудование: Подготовьте бубен, 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.
Ход: Покажите картинку с цаплей и объясните, что ходит она медленно, как звучит сейчас бубен. Малыш должен имитировать походку цапли под медленный стук бубна. Затем покажите воробья и скажите, что воробей скачет быстро, и быстро стучите в бубен. Ребенок поскачет, как воробей.
Меняйте темп стука в бубен, а ребенок будет соответственно двигаться.
Взаимодействие с семьями воспитанников
Материал для наглядной информации в родительский уголок
«ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕТСКИЕ ЗВУЧАЩИЕ ИГРУШКИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»
«Музыкальные инструменты для маленького ребенка – символ музыки тот, кто играет на нём – почти волшебник»
Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без игрушек и разнообразных развлечений. Но на самом деле – игра, это не просто веселое времяпрепровождение малышей, а основное средство для познания мира и развития ребенка. Именно игровой процесс формирует и развивает творческие способности детей, учит его выражать свои чувства, познавать самого себя и т.д. В этом смысле очень полезны детские игрушки музыкальной направленности.
Музыка необходима малышам не только для формирования его эмоционального воспитания, но и для развития слухового аппарата и творческого мышления.
Музыка, и в частности музыкальные игрушки, позволяют детям учиться чувствовать разницу между тембром, высотой звука, его тональностью и т.д. Родители могут вместе со своим чадом слушать классические музыкальные произведения, танцевать зажигательные танцы или даже устроить настоящий концерт с помощью детских инструментов.
Музыкальные инструменты для детей с самого юного возраста позволяют формировать их слуховой аппарат, тренировать двигательные навыки и даже развивать образное мышление. Действительно, как это ни странно, но развитие мозга рЙуцебенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, ведь именно чувство ритма и формируют музыкальные инструменты.
У маленьких детей, как правило, внимание неустойчивое, поэтому он любит заниматься только тем, что ему особенно интересно. Поэтому на занятиях музыке многие преподаватели совмещают разные принципы обучения, добавляя в учебный процесс музыкальные игры, танцы под зажигательные композиции и т.д.Кроме того, постоянное привлечение музыкального игрового материала позволяет делать занятия более эффективными, ведь дети намного лучше учатся играя, да и информация так запоминается гораздо быстрее.
Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят и любят играть на них, так как с помощью музыкальных инструментов они осуществляют свою вдохновенную деятельность.
Обеспечьте малыша разнообразными детскими музыкальными инструментами, научите его играть с ними. Малыши так любят греметь маракасами и кастаньетами, ударять в бубен или барабан, дуть в дудку.
Не забудьте о таких русских народных инструментах, как трещётка, колотушка и свистулька. А уж ксилофон или металлофон обязательно станет одной из любимых игрушек для Вашего малыша. Дети очень любят металлофон. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне мелодию любимой песенки.
Учите малыша различать звучание музыкальных инструментов. Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета (например, бубен и колокольчик), потрясите их перед глазами малыша, потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и опять погремите ими. Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте сами. Постепенно увеличивайте количество предметов (например, до пяти) и усложняйте задачу - подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук.
Используя пианино или синтезатор, можно сыграть и в такую игру. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на клавиши несколько раз, попросите малыша отвернуться и нажмите одну из клавиш - пусть угадает. Обязательно слушайте с ребенком музыкальные записи: классическую музыку, звуки природы. Маршируйте под веселые марши, кружитесь под звуки вальса. Можете комментировать ритм мелодии, называть автора и музыкальное произведение.
Музыкальные инструменты можно не только приобрести в магазине, но и сделать их своими рукам. Сделав своими руками такие звучащие игрушки-погремушки, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирование.
Дети, которые были замкнутые, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей.
Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, Ваш малыш вырастет чутким к прекрасному, развитым человеком. Дерзайте и творите вместе с детьми!
Музыкальные игрушки
Так детьми любимы!
Развивают детский слух
Всем необходимы.
Дудки, бубны, барабаны,
Кастаньеты, ксилофон -
Музыка, музыка -
Звучит со всех сторон
Организационно-методическая деятельность
Консультация
для воспитателей групп раннего возраста
«Организация музицирования на детских шумовых инструментах в группах раннего возраста»
Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах- развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.
Благоприятному музыкальному развитию малышей способствует организация музыкальной среды в группе: наличие музыкальных игрушек, негромко звучащих музыкальных инструментов (бубен, барабан, колокольчик, погремушки), музыкально-дидактических пособий и игр.
Бубен
Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей . Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.
Погремушки
Музыкальный инструмент с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию.
Маракасы
Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки. Инструмент используется для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.
Треугольник
Представляет собой стальной прут диаметром 8-10 мм, согнутый в фрме равнобедренного треугольника, не замкнутого в одном из углов. При игре исполнитель держит треугольник на жильной струне в левой руке, ударяет по различным частям треугольника(для получения звука различной степени громкости характера) специальной стальной палочкой без рукоятки. Звук треугольника без определённой высоты, чистый и прозрачный, с мелодичным отзвуком, который может заглушаться прикосновением свободной руки.
Формы работы с шумовыми инструментами:
- Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам. Подобрав фонограмму любой детской песенки, можно придумать ритмический аккомпанемент и выстукивать «в такт» используя ударно-шумовые инструменты, такие как бубен, кастаньеты, треугольник и другие.
- Импровизация звуковых картин на заданную тему
- Звуковая иллюстрация стихов
- Сказки-шумелки
Увлекательной формой музыкально – ритмических игр для детей является звукоподражание и элементарное музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах.
Такой совместный игровой досуг для ребёнка может организовать любые родители без специальной методической или музыкальной подготовки. Для малышей 2-4 лет можно использовать более простой вариант для музицирования – сказочки-шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз есть возможность что-либо изобразить шумом.
Реализация малышом своих представлений в звуках и шумах – занятие творческое и эмоциональное. Совместная игра малыша с взрослым или другими детьми даёт навыки взаимодействия и коллективизма. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких развивает слух ребёнка, а копирование шумов способствует развитию мелкой моторики. Благодаря шумовому оформлению сказочек, у ребёнка развивается и умение сосредоточенно слушать, и хорошая реакция и память.
Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.
Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.
Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.
Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.
Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры.
Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.
Литература по проекту:
Соляник Е.Н. «Развивающие игры для детей раннего возраста», С-Пб «Детство-Пресс», 2010
Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования», Москва «Обруч», 2010
Дзержинская И.Л. «Музыкальное воспитание младших дошкольников», Москва «Просвещение», 1985
Учебно-методическое пособие «Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство», С-Пб «Детство-Пресс», 2005
Кузнецова О.С. «Домашний оркестр», Москва «Карапуз», 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...
Образовательная программа художественно-эстетического направления "Волшебная бусинка"
Образовательная программа по бисероплетению, ресчитана на 3 года обучения, имеет художественно-эстетическое направленность. Программа способствует развитию индивидуально творческих способностей, накоп...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (нетрадиционная техника рисования) во второй младшей группе на тему: «Платье для куклы Кати».
Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности во 2 мл группе по расширению навыков нетрадиционной техники рисования....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе "В гостях у Елочки"
Цель: организовывать виды детской познавательной и творческой деятельности вокруг темы Нового года и новогоднего праздника.Программные задачи:Образовательные: - знакомить с музыкальными инструме...
Игровая образовательная ситуация по образовательной области « Художественно- эстетическое развитие» по сказке «Маша и медведь» для детей II младшей группы
Приключение девочки Маши в лесу...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по освоению детьми образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» (нетрадиционная техника рисования) во второй младшей группе на тему: «Первые вестники весны»
Данный материал будет полезен педагогам второй младшей группы для проведения образовательной деятельности по нетрадиционному рисованию методом "тычок"...
Методическая разработка организованной образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе с использованием техники «граттаж» Тема: «Путешествие в морские глубины».
В материале представлен конспект ООД в подготовительной группе по нетрадиционной технике в стиле "граттаж". Введен психологический настрой. Использованы загадки, физкультминутка, пальчиковая...