Образовательная программа художественно-эстетического направления "Волшебная бусинка"
рабочая программа по теме
Образовательная программа по бисероплетению, ресчитана на 3 года обучения, имеет художественно-эстетическое направленность. Программа способствует развитию индивидуально творческих способностей, накопление опыта в процессе воспитания декоративно-прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obr.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа имеет художественно – эстетическую направленность. Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: В нем и загадочный блеск, и сочность красок, и четность линий, и неограниченные возможности для творческого поиска. К началу 19 века в России начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, ткали, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделью крепостных девушек. Поразительно, сколько разных вещей можно было изготовить из этого на первый взгляд не слишком изысканного материала! Кошельки, салфетки, чехлы для стаканов. Украшали бисером портсигары, записные книжки и даже закладки для книг. Сейчас трудно представить, сколько умения и терпения требовалось, чтобы создать все это. На Руси искусство бисероплетения называлось низанием. Сегодня, казалось Пояснительная записка бы, умершее искусство изготовления бисерных изделий вновь стало популярным. Стоит только посмотреть на запястья девчонок, на их рюкзачки. Яркие браслетики, так называемые фенечки, подтверждают это. В нашу эпоху всеобщей «мобильности» бисер не обошел стороной и эту новую нишу моды: огромный выбор чехольчиков для мобильных телефонов осуществит любую мечту самой капризной модницы. Хотите – можете прикрепить к поясу, а хотите – повесьте на шею. Модно, стильно, оригинально. Мода на украшения из бисера стремительно растет, все чаще голливудские звезды и музыкальные дивы предпочитают надеть легкое бисерное колье. В настоящие время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно – прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия. Программа «Бисероплетение» способствует развитие интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи «Природа – Человек – Предметная среда». Педагогическая целесообразность программы способствует развитию индивидуальных творческих способностей, накоплению опыта в процессе восприятия декоративно - прикладного искусства, позволяет развивать полученные знания и приобретенные навыки. Программа носит практика – ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приёмами бисероплетения . Актуальность программы состоит в том, что обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации обучающихся.
Новизна данной программы заключается в комплексном подходе и изучению декоративно- прикладного творчества бисероплетения. В изготовлении современных изделий и композиций. Цели: Нравственно – эстетическое воспитание детей при обучении основам бисерорплетения. Активация познавательной и творческой деятельности; подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему профессиональному самоопределению. Задачи: Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения. Воспитательные – привитие интереса к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения действительности ,трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, привитие основ культуры труда. Развивающие - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса. Срок реализации образовательной программы -3 года. Возраст обучающихся – 9 - 14лет. Режим работы: 1год обучения – 144 часа , 2раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут. 2год обучения – 216часа,2 раза в неделю по 3часа с перерывом10 минут. 3год обучения -216 часа,2 раза в неделю по 3 часа с перерывом 10 минут. Количество обучающихся в группе – 10 человек. Количество обучающихся на индивидуальных занятиях - 3-5 человек, на занятиях с обучающимися, имеющими ограничение физического здоровья 1-2 человека. 2 раза в неделю по 1часу. Принцип набора обучающихся в объединение – свободный. Формы проведения занятий: вводное, практическое, традиционные, беседа, консультации, экскурсии. Встречи с педагогами и обучающимися объединений данного профиля. Ожидаемые результаты: К окончанию 1-го года обучения обучающиеся должны знать: История возникновения бисероплетения. Правила ТБ на рабочем месте и с инструментами. Цветовое соотношение. Основные приемы бисероплетения. Условные обозначения. Правила ухода и хранения изделий из бисера. Должны уметь: Работать с инструментами и приспособлениями. Выполнять основные приемы бисероплетения. Выполнять отдельные элементы и сборку изделий. Хранить изделия из бисера согласно правилам. К окончанию 2-го года обучения обучающиеся Формы подведения итогов реализации программы: Коллективные и персональные выставки работ обучающихся, Анкетирование обучающихся и их родителей, Участие в выставках.
Учебно – тематический план 1 года обучения
№ | Раздел программы | Всего часов | теория | практика | |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | ||
2. | Упражнения для начинающихся | 6 | 1 | 5 | |
3. | Плетение на проволоке. Цветы | 16 | 4 | 12 | |
4. | Плоские фигуры | 10 | 1 | 9 | |
5. | Плетение насекомых | 8 | 1 | 7 | |
6. | Плетение деревьев | 27 | 2 | 25 | |
7. | Новогодние украшения | 16 | 2 | 14 | |
8. | Украшение из бисера | 20 | 2 | 18 | |
9. | Простые миниатюры | 16 | 2 | 14 | |
10 | Составление композиции | 12 | 2 | 10 | |
11 | Объемные игрушки | 9 | 1 | 10 | |
12 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | |
Итого | 144 | 22 | 122 |
Содержание программы: Вводное занятие. Цель и задачи кружка. Демонстрация изделий. История развития бисероплетения. Инструменты необходимые для работы. Правила технике безопасности. Плетение на проволоке. Теория. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления цветов, деревьев, насекомых: параллельное, петельное, игольчатое. Техника выполнения серединки, лепестков, тычинок, листочек, зарисовка схем. Практика. Выполнение отдельных элементов. Сборка изделий и оформление. Новогодние украшения. Теория. Образцы украшений. Зарисовка схем. Выбор бисера. Анализ моделей. Практика. Выполнение отдельных элементов. Сборка изделий. Составление композиции. Теория. Подготовка рабочего места. Рекомендации по оформлению изделия. Практика. Выбор и оформление композиции. Объемные игрушки. Теория. Знакомство с объемным плетением. Зарисовка схем. Последовательность выполнения. Практика. Выполнение поделки по схеме. Итоговое занятие: организация выставки работ обучающихся.Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Учебно - тематический план 2 года обучения
№ | Раздел программы | Всего часов | теория | практика |
1. | Вводное занятие | 3 | 3 | - |
2. | Основные приемы бисероплетения | 15 | 3 | 12 |
3. | Изготовление фенечек | 12 | 2 | 10 |
4. | Плетение на леске | 30 | 3 | 27 |
5. | Комплекс украшений | 18 | 2 | 16 |
6. | Новогодние композиции | 24 | 3 | 21 |
7. | Цветы из бисера | 18 | 3 | 15 |
8. | Весенняя композиция | 12 | 3 | 9 |
9. | Объемное плетение | 18 | 3 | 15 |
10. | Каркасные миниатюры | 18 | 3 | 15 |
11 | Плетение деревьев | 6 | 1 | 5 |
12. | Итоговое занятие | 3 | 3 | - |
итого | 216 | 32 | 184 |
Содержание Вводное занятие. Теория. Знакомство с планом работы. История бисерных украшений. Инструктаж по ТБ. Основные приемы бисероплетения. Теория. Эскизы. Рабочие рисунки. Традиционные виды бисероплетения. Условные обозначения. Практика. Освоение приемов бисероплетения. Упражнение по выполнению. Изготовление фенечек. Теория. Советы по подбору материала.Схема. Практика. Изготовление фенечек. Плетение на леске. Теория. Советы по подбору лески. Расчет материала. Практика. Изготовлений изделий по схеме. Комплект украшений. Теория. Анализ образцов украшений. Выбор бисера. Цветовое решение. Практика. Плетение украшений на основе изученных приемов. Оформление. Объемное плетение. Теория. Знакомство с новым видом плетения. Практика. Упражнение по выполнению. Изготовление животных. Каркасные миниатюры. Теория. Знакомство с каркасом. Зарисовка схем. Подбор цветовой гаммы. Практика. Изготовление каркаса. Плетение. Итоговое занятие. Теория. Отбор лучших работ и оформление итоговой выставки. Учебно –тематический план 3 года обучения
№ | Раздел программы | Всего часов | теория | практика |
1. | Вводное занятие | 3 | 3 | - |
2. | Плетение на проволоке | 6 | 1 | 5 |
3. | Плетение деревьев | 18 | 2 | 16 |
4. | Украшение из бисера | 36 | 3 | 33 |
5. | Составление композиции | 30 | 3 | 27 |
6. | Панно «стрекоза» | 15 | 3 | 12 |
7. | Новогодние игрушки | 24 | 3 | 21 |
8. | Панно «васильки» | 15 | 3 | 12 |
9. | Пасхальное яйцо | 12 | 3 | 9 |
10. | Цветы из бисера | 15 | 1 | 14 |
11 | Объемные игрушки | 24 | 3 | 21 |
12. | Итоговое занятие | 3 | 3 | - |
итого | 216 | 31 | 185 |
Содержание Вводное занятие. Теория. Цель и задачи кружка. Режим работы. План занятий. Правила ТБ. Плетение на проволоке. Теория. Традиционные виды бисероплетения. Назначение и последовательность выполнения. Практика. Освоение приемов бисероплетения. Упражнение по выполнению. Украшение из бисера. Теория. Образцы украшений. Выбор бисера. Виды застежек. Практика. Плетение украшений. Прикрепление застежки. Составление композиции. Теория. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практика. Выполнение отдельных элементов. Оформление изделия Панно. Теория. Основные приемы бисероплетения ,используемые для изготовления фигурок. Зарисовка схем. Практика. Выполнение отдельных элементов. Сборка изделий. Оформление панно Пасхальное яйцо. Теория. Комбинирование приемов. Анализ моделей. Зарисовка схем. Практика. Изготовление изделия по схеме. Оформление. Цветы из бисера. Теория. Технология выполнения цветов. Практика. Изготовление цветов по схеме. Объемные игрушки. Закрепление объемного плетения. Подбор цветовой гаммы. Практика. Плетение по схеме. Итоговое занятие. Теория. Отбор лучших работ. Подведение итогов за год. Дополнительная образовательная программа «Волшебная бусинка» реализуется при условии обеспечения необходимых условий для всех участников учебно – воспитательного процесса. Для этого имеется кабинет, оборудованный рабочими столами, стульями, шкафами для хранения дидактического и раздаточного материала, выставочные стенды, необходимые инструменты и материалы. Формы проведения занятий, методы обучения и формы подведения итогов указаны в таблице:
Разделы, темы программы | Формы проведения занятия | Методы обучения | Формы подведений итогов |
Вводные занятия | Беседа, экскурсия, игра | Эмоциональное стимулирование, предъявление диагностических целей | Анкетирование, тестирование |
Упражнение для начинающихся (1год обучения) | Традиционные, беседы, консультации | Словесный, наглядный, работа под руководством педагога | собеседование |
Плетение на проволоке | Традиционные, беседа | Наглядный, самостоятельная работа | Внутренняя выставка работ |
Плоские фигурки | Совместная деятельность педагога и обучающихся по изготовлению изделий | Словесный, наглядный, дозированная помощь | Тестирование, выставка работ |
Плетение деревьев и цветов | Традиционные, беседа, совместная деятельность | Инструктивно -продуктивный, самостоятельная работа | Внутренние выставки |
Новогодние украшение | Комбинированные, беседа, игра | Самостоятельная работа | Внешние выставки |
Украшение из бисера | Традиционные, беседа, экскурсия | Наглядный. Работа под руководством педагога | Выставка работ |
Составление композиции | традиционные | продуктивный | Внутренние выставки |
Объемные игрушки | Беседа, игра | Самостоятельная работа | тестирование |
Изготовление фенечек (2год обучения) | Консультация, совместна деятельность педагога и обучающихся | Словесный, наглядный | Внешние выставки |
Основные приемы бисероплетения | Традиционные, интерактивные | наглядный | Срез знаний |
Каркасные миниатюры | Беседа, совместная деятельность педагога и обучающихся | Самостоятельная работа | Показ изделий |
Составление композиции (3год обучения) | Традиционные, консультации, беседа, экскурсия | Словесный, наглядный | Персональные выставки, конкурс |
Панно | Просмотр иллюстрации, беседа | Дозированная помощь, самостоятельная работа | внутренние выставки |
Пасхальное яйцо | Традиционные, совместная деятельность педагога и обучающихся | Наглядный, самостоятельная работа | конкурс |
Итоговое занятия | Традиционные, беседа | Словесный, наглядный, практика- ориентированная деятельность | Выставка показ изделий |
Список литературы
- Л.Б.Мартынова «Игрушечки из бисера» Москва 2006г.
- Т.Б.Ткаченко «Сказочный мир бисера» Ростов – на- Дону 2005г.
- Г.М. Дюмина «Бисер»издательство Астрель 2001г.
- Е.В.Артамонова «Бисер практическое руководство» Москва «Эксмо»2005г.
- Т.Н.Манкова «Бисерная миниатюра как создать объем» Ростов - на – Дону 2005г.
- Т.Б.Ткаченко «Подарки из бисера» Ростов –на- Дону 2006г.
В.А.Мураева « Технология народных ремесел» Волгоград 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности по предмету «ОСНОВЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА»
Программа написана для работы с детьми, занимающимися вокальным искусством. В нее входят: пояснительная записка, цели и задачи, методические рекомендации, учебно-тематический план, содержание каждого ...
Образовательная программа художественно-эстетической направленности дополнительного объединения "Мастерица"
Кружок «Мастерица» развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к...
Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».
В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА 6-СТРУННОЙ ГИТАРЕ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА 6-СТРУННОЙ ГИТАРЕ»...
Образовательная программа художественно-эстетической направленности "Умные руки"
Программа, кружок...
Образовательная программа художественно-эстетической направленности "Обучение игре на домбре. Основы музыкальной культуры казахского народа"
Данная образовательная программа является модифицированной и рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Целью программы является формирование музыкальной культуры ребенка через приобщение к...
Программа кружка « Ритмика» . Направленность дополнительной образовательной программы: художественно-эстетическая. Возраст обучающихся 1-4 класс
Программа «Ритмика» предназначена для занятий ритмикой с детьми младшего школьного возраста посредством классического танца, так как он является фундаментом всего комплекса танцевальных дисциплин...