Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадной памяти нервущаяся нить"
методическая разработка на тему

Прядкина Юлия Сергеевна

Сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 5-9 классов, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_leningrada.docx37.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Блокадной памяти нервущаяся нить»

(для учащихся 5-9 классов)

Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи: формирование у учащихся осознания исторического прошлого,

сформировать представление о роли Ленинграда в Великой Отечественной войне;

воспитание гражданской ответственности, чувства достоинства, уважения к истории и культуре своей страны; воспитание чувства сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Ход мероприятия

В зале звучат песни военных лет.

Таня: Опять война,
Опять блокада,
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
 И может показаться:
Правы
И убедительны слова,
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Кристина: Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!

Таня: Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна...

Голос диктора в записи: Блокада Ленинграда длилась 871 день. За этот период от голода погибло свыше 640 тысяч жителей, десятки тысяч погибли при артиллерийских обстрелах и бомбардировках, умерли в эвакуациях.

Ведущие читают текст под минусовку.

Кристина: 27 января – день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. 900 дней, почти три года, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая.

Таня: Вся страна в тяжелые первые два года войны знала: несмотря ни на что Ленинград держится. Это придавало уверенности в собственных силах, укрепляло веру в окончательную победу. В Ленинграде, как нигде, фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней. На фронт уходили пешком, а город был виден его защитниками из окопов. Они знали, за что умирают.

Чтец: (Лида Сорокина)

Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Кронштадтский злой, неукротимый ветер
в мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежищах уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.
Над Ленинградом – смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
что называлось страхом и мольбой. (Ольга Берггольц).

Таня: 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. Сумеет ли новое поколение оценить, понять все, что выстрадали ленинградцы, как выстояли они в эти суровые, страшные блокадные дни? 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько бедствий встает сразу за этими строками — 900 героических дней. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания... Гитлер решил стереть с лица земли Ленинград.

Кристина: Не вышло! К 25 сентября 1941 года гитлеровцы потеряли под Ленинградом 190 тысяч солдат и офицеров, 500 орудий, 750 танков и бронемашин, свыше тысячи самолетов... Измотанный в упорных боях враг стал готовиться к дальнейшей осаде.

Чтец: (Иванов Павел)

… И листовки летели с неба
На пороги замерзших квартир:
“Будет хлеб. Вы хотите хлеба?
Будет мир. Вам не снится мир?”
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света
День похож на черную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы все это превозмочь?
Умирали – и говорили:
Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали, нет!
Мудрено ли, что в ратной работе
Город наш по-солдатски хорош.
Петр построил его на болоте,
Но прочнее земли не найдешь. (Е. Рывина)

Таня: Город подвергся страшнейшим лишениям и пыткам. Враг рассчитывал, что пробудит в ленинградцах самые низменные животные инстинкты. Он был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город.

Кристина: В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. С первых дней сентября 1941 года в Ленинграде вводятся продовольственные карточки. В городе закрываются столовые

Таня: В связи с истекающими запасами муки продолжали снижаться нормы выдачи хлеба

В октябре начался голод. С 20 ноября 1941 года пятый раз сокращается хлебный паек: рабочие стали получать в сутки 250 г хлеба, а неработающие по 125 г хлеба в сутки. Крошечный почти невесомый ломтик:

Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Кристина: Вскоре жертвы голода исчислялись уже тысячами. Они ложились и не вставали в темных промерзших квартирах, падали на улицах, на заводах у станков. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.

Потеря близких отражалась острой болью в сердцах живых.        

Фильм «Блокадный Ленинград»

Таня: Жертвами блокады, конечно же, были и дети. Как же им приходилось жить в блокадном Ленинграде, давайте на минутку представим.

Инсценировка «Один день из жизни блокадных детей» (Борисов Слава и Сергеев Дима)

Два мальчика, тепло одетых, сидят на стульях, укрытые пледами. Звук сирен, бомбардировок.

1: Вась, опять налёт. Опять сирены взвыли. Боюсь я.

2: Да не бойся, Миша, сиди спокойно.

1: Ой, Вася! Вон там зенитки начали греметь. Страшно!

2: Да не трусь ты! Будем ждать…

1:  Стра-ашно! И как есть хочется!

2: И мне хочется, терплю ведь. Ты думал хлеб, это просто хлеб? Получил паёк 125 грамм и ешь сразу?

1: А как же? Думай не думай, а хлеба больше не будет.

2: Ну, не скажи, паёк можно есть по-разному.

1: Нет, Вася, не могу  удержаться. Как увижу хлеб – голова кружится. Съедаю сразу и не замечаю.

2: Петька вчера говорил, у них в детском доме кисель давали…

1: Кисель? Из водорослей?

2: Да,  с сахарком по 2 грамма на каждого. М-м, вкуснятинка

1: (тяжело вздыхает): Как же есть хочется. Мама сейчас вернется, вздохнет и отрежет от своего пайка…

2: Сегодня не будем брать у мамы, понял, Мишка? Ей больше, чем нам силы нужны, она же работает. А будешь брать, я с тобой дружить не буду, понял?

1: Да, Вась, не буду… Но как же все-таки хочется есть…

Кристина: Враг прекрасно знал, что в городе катастрофически не хватает продуктов. В этом-то и был его дьявольский замысел – погубить ленинградцев голодом. Но осуществить этот план враг до конца не смог. От малого до старого все испытывали голод, но все они трудились и жили с надеждой в победу.

Таня: За первые месяцы блокады тысячи жителей влились в ряды народного ополчения, в партизанские отряды, направились на строительство оборонительных рубежей. Только на возведении укреплений вокруг Ленинграда работало ежедневно до 500 тысяч человек

Кристина: Рабочие и работницы не покидали своих станков точно так же, как пулеметчики — своих пулеметов. В осажденном городе каждый человек был воином.

Таня: В период блокады Ленинград дал фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7,5 миллиона артиллерийских снарядов и мин

Кристина: Вместе со взрослыми на заводах трудились и дети. Одна из блокадниц вспоминала: “Я никогда не забуду, что видела на Кировском заводе. Подростки, мальчики и девочки по 12-13 лет, стояли у станков. Они заменили своих отцов и старших братьев. Этим подросткам подставляли скамейки, для того чтобы они могли работать”.

Таня: Смотреть на голодающих детей было тяжело (а их в городе оказалось около 400 тыс.). Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. Во время блокады работало 100 школ и в них занималось около 100 тыс. ребят. Чтобы не заморозить детей, женщины топили печки мебелью. Ведро воды, равно как и полено, становилось проблемой часто сложной, а иногда неразрешимой.

Песня о детях блокады (Матвеев Павел, Павличенко Слава, Сергеев Дима, Курочкин Дима, Пахомов Андрей))

В далёком тревожном военном году
Под гром батарей у страны на виду,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь,
Не выпало им дописать, дочитать,
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой,
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы!
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы!

Кристина: Среди орбит Земли и Юпитера есть малая планета № 2127. Уже несколько десятилетий оплывает она вокруг Солнца под именем TANYA. Так звали ленинградскую школьницу, от которой на Земле остался тонкий блокадный блокнотик — «Дневник Тани Савичевой».

Таня: Даже когда пришла смерть, мы верили, что когда-нибудь война кончится. Таня потому и стала это записывать, что знала, что кто-то найдёт и прочтёт, — говорит Нина Савичева. Это она до войны подводила глаза тем синим карандашом – Танина старшая сестра. Оказалось, Савичевы умерли не все. Но Таня, так никогда и не ставшая взрослой, этого не узнала

Кристина: «Дневник Тани Савичевой» стал одним из доказательств обвинения на Нюрнбергском процессе. Его нашли и прочли. Отлили в граните и поместили в музеи и школьные учебники. И хочется думать, что с орбиты малой планеты TANYA всё это видно.

Чтение (наизусть) дневника Тани  Савичевой по ролям

Чтец: (Лида) На одном этаже с Савичевыми жил их сосед – дядя Вася. У него была огромная библиотека. В мирное время дети приходили и брали книги почитать. Зимой 41-42-го года дядя Вася топил печку книгами из своей библиотеки. На Новый год он подарил Тане «Мифы Древней Греции». Никто не дожидался тогда полуночи, и спать легли голодными. Накануне Таня, незаметно для всех, сделала первую запись в блокноте.

«Женя умерла 28 дек. в 12.30 час. утра 1941 г.». До весны в блокнот перекочует вся семья.

Чтец:  (Таня Шевченко) Женя была старшей сестрой, — вспоминает Нина Николаевна, единственная, кто помнит живыми каждого из Савичевых, Слова старшей сестры звучат сейчас, в Петербурге. А буквы младшей — конспектом — обжигают из блокадного Ленинграда.

«Дядя Вася умер 13 апр. 2 ч. ночь 1942 г.».

Чтец: (Литвинова Таня): Соседи сварили кота. И мама сказала строго: «Мы нашего Барсика резать не будем». Через неделю кот пропал: его съел кто-то другой… Суп из обоев, компот из засушенных от моли апельсиновых корок, студень из кожаных колодок. Блокадное меню. Таня, спрятав в варежку хлебные карточки, стояла в бесконечной очереди в булочную на Васильевском острове, Ей полагалось 125 грамм.

 Бабушка ослабела в январе и попросила не хоронить её сразу, а оставить в холодной комнате и получать хлеб по её карточке. «Вы не бойтесь, я тихонечко полежу».

«Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.» Время отсчитывали ходики с еловыми шишками.

Чтец (Олеся Пахомова):  Брат Лёка носил очки с толстенными линзами. До войны своими руками смастерил приёмник и говорил мне: «Не беспокойся, скоро ты будешь сидеть дома в кресле и видеть, что идёт в театрах по всему миру!» «Да ты шутишь!» — отмахивалась я.

«Лёка умер 17 марта в 5 час. утр. 1942 г.» — написано рукой младшей сестры.

Чтец (Семенова Лера): И на эту же букву: «Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. дня 1942».

Чтец: (Челновая Вика)Поздней весной, когда остались только Таня и мама, девочка выменяла на рынке лук, чтобы накормить маму, погибающую от цинги. Но та не могла уже есть…

— Мама наказала Тане, чтобы она, как останется одна, шла сначала к дворнику, потом — к дальней родственнице тёте Дусе. И после войны дочка дворника рассказывала мне, как к ним пришла Таня и её мама зашивала нашу маму в простыню…

«Осталась одна Таня» — на букву «О».

Чтец: (Лера Семенова): Долгие годы после войны считалось, что 12-летняя Таня, последняя из Савичевых, сгинула в блокадном Ленинграде. Но оказалось, что Савичевы умерли не все. И старшая сестра знает продолжение истории, из которой один за другим вычёркивались все герои. Это она нашла Танин дневник. Всё, что осталось от семьи, съеденной блокадой, — 41 строчка в алфавите.

Кристина: Вот что вспоминает Танина старшая сестра: «Последний раз Таню я видела в феврале 42-го. Я эвакуировалась вместе со своим заводом, на котором работала чертёжницей, но не смогла сообщить домой, и меня считали погибшей. После Победы я отправилась искать Таню. У тёти Дуси и нашла Нина вещи Савичевых и последнее известие о сестре: «Отдала в детдом. Эвакуировали в Горьковскую». Среди вещей была шкатулка с венчальными свечами со свадьбы родителей, а под ними — Нинин блокнот, до войны наполовину заполненный чертежами. А алфавитная книжка — исписана в блокаду синим карандашом. Из её рук «Дневник Тани Савичевой» попал в ленинградский музей, оттуда — в Нюрнберг, и дальше эта повесть длиной в 41 строку облетела по орбите планету.»

Таня: Только спустя четверть века следопыты нашли место, где в 1944 году похоронили Таню. Нижегородская область, село Шатки. В Ленинград пошли письма о последних Таниных днях. И об её вечной жизни. У Нины Савичевой — целая папка бумаг, перевязанная уже истрепавшейся лентой. Она написала, чтобы мы не забыли. И были в ответе. Вечная девочка — по имени TANYA. 19 мая 1972 г. на могиле Тани был поставлен памятник.

В школе №35 Санкт-Петербурга, где до войны она училась, открыт посвященный ей музей.

27 января 2005 г. на доме, где жила Таня, открыта мемориальная доска.

Пауза. Стук метронома

Кристина: А разве это не торжество жизни? В годы блокады продолжало работать Ленинградское радио, по которому транслировались не только сводки с фронта, но и музыкальные произведения. Их исполняли музыканты симфонического оркестра. К концу декабря 1941 года половина из оркестрантов выбыло из строя, в марте 1942 года деятельность оркестра с трудом была возобновлена, хотя на музыкантов страшно было смотреть: они не могли даже толком держать инструменты в руках. И всё равно оркестр продолжал свою работу. Это было очень нужно осаждённым ленинградцам.

Таня: Симфонический оркестр радиокомитета дал за годы блокады 160 концертов. Не стоит прикидывать в уме, много это или мало: каждый явился подвигом. Ленинградцы жили, творили, дерзали, то есть дрались за жизнь на всех ее рубежах. 9 августа 1942 года по радио состоялась премьера Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которая была написана в Ленинграде и посвящена его защитникам. Для исполнения симфонии требовался усиленный состав оркестра. Со всего Ленинградского фронта собирали музыкантов-военнослужащих. Они покинули свои боевые точки для того, чтобы симфония прозвучала, чтобы весь мир узнал, что Ленинград жив, что победить его никому не удастся.

Сигайлюк Влад:

Смерти назло и блокаде

Музыка не молчит.

За пультом стоит Шостакович.

Симфония в зале звучит.

Её прерывают бомбёжки,

Но музыку не удержать.

И в темноте музыканты

Смогли до конца доиграть.

Эта музыка жить будет вечно,

Как символ стойкости людей.

Симфонию назвали «Ленинградской»,

По праву мы гордимся ей.

Звучит музыка Седьмой симфонии Д. Шостаковича

Кристина: За дирижёрским пультом стоял главный дирижёр оркестра Ленинградского радио Карл Ильич Элиасберг. Он был болен дистрофией, и любое движение отнимало частицу его жизни.

Таня: Во время исполнения симфонии на город не упал ни один вражеский снаряд. По приказу командующего Ленинградского фронта Маршала Говорова все вражеские точки были заблаговременно подавлены.

Кристина: Единственным “окном”, соединившим Ленинград с “большой землей”было Ладожское озеро. Принимается решение организовать помощь Ленинграду через Ладожское озеро. Это было очень рискованно, невероятно трудно, но другого выхода не существовало. Ладожский лед ленинградцы прозвали “дорогой жизни”.

Таня: Всего за зиму 1941/42 года по ледовой трассе было доставлено Ленинграду 361 109 тонн различных грузов, в том числе 262 419 тонн продовольствия. За этот же период из города было эвакуировано 554 186 человек.

Кристина: Работа водителей на  «дороге жизни»была исключительно опасной; дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерии и авиации. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6000 тонн грузов.

Кадры из фильма «Сталинград» (Бондарчук) – переправы через Ладожское озеро

Чтец: (Дахненко Оксана)

 И было на всем году
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк, 
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора, 
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони. 
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей 
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь

Сорокина Лида

Страшный путь!
На тридцатой, последней версте
Ничего не сулит хорошего...
Под моими ногами устало хрустеть
Ледяное ломкое крошево.

Страшный путь!
Ты в блокаду меня ведешь,
Только небо с тобой, над тобой высоко.
И нет на тебе  никаких одежд:
Гол как сокол.

Страшный путь!
Ты на пятой своей версте
Потерял для меня конец,
И ветер устал над тобой свистеть,
И устал грохотать свинец...
Почему не проходит над Ладогой мост?!

Нам подошвы невмочь ото льда отрывать.
Сумасшедшие мысли буравят мозг:
Почему на льду не растет трава?!

Самый страшный путь из моих путей!
На двадцатой версте как я мог идти!
Шли навстречу из города  сотни детей...
Сотни детей!
Замерзали в пути...

Одинокие дети на взорванном льду, -
Эту теплую смерть распознать не могли они сами, -
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.

Мне в атаках не надобно слова "вперед",
Под каким бы нам ни бывать огнем  - 
У меня в зрачках черный ладожский лед
Ленинградские дети лежат на нем.

(Александр Межиров. “Ладожский лед”)

Кристина: 12 января 1943 года ленинградский фронт перешел в наступление. С востока наступали части Волховского фронта. 18 января 1943 года войска Волховского и Ленинградского фронтов после ожесточенных боев за каждый метр ленинградской земли соединились и прорвали блокаду!

Кристина:  Мы не можем не вспомнить и наших земляков, которые участвовали в прорыве блокады Ленинграда. Речь идет о Манахове Павле Гавриловиче и Матвееве Семене Степановиче. Сегодня о них раскажут их правнуки.

Леня: Мой прадед Манахов Павел Гаврилович был рядовым, служил в прожекторном полку в г. Ленинграде. В начале 1943 года  его направили в заградительный отряд под Ленинградом. Он участвовал в прорыве блокады Ленинграда, был на Ладожском озере, в Крондштате, на Финляндском заливе. Помнил, как соединились Ленинградский и Волховский фронты. В начале 1944 года Павел Гаврилович был ранен в ногу и попал в госпиталь. Ногу ампутировали. Он был отправлен домой. После войны приехал в Амурскую область и остался жить в Петропавловке.

Карина: Наш прадед, Манахов Павел Гаврилович,  награжден медалями: «За отвагу , «За оборону Ленинграда» , «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»

Литвинова Таня: Мой прадедушка Матвеев Семен Степанович родился в 1911г в Пензенской области. Призван в армию в 1939 г. с начала финской операции. С Финского фронта был направлен на Ленинградский фронт. С 1941 по 1945г. Защищал Ленинград, был в блокаде, перенес все трудности блокадного периода. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда»

Таня: В 1943 году фашисты сбросили на Ленинград более 3 тыс. бомб, выпустили по нему около 67 тыс. снарядов. Ленинград знал, что выстоял, знал, что победил.

Однако прошел еще год, прежде чем Ленинград был полностью освобожден от блокады.

Кристина: 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боев они разгромили 18-ю немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от вражеской блокады. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

фильм

Таня: В блокаду, только по официальным данным, от голода умерли 641 тысяча горожан (по другим подсчетам их было 850 тысяч человек), около 17 тысяч человек погибли от бомбежек и обстрелов. К январю 1944 года население города сократилось до 560 тысяч человек

 Чтец (Матвеев Павел):

 Мне кажется:
Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве
По улицам идут,
Как все живые,
Только не поют.
Не потому,
Что с нами не хотят,
А потому, что мертвые
Молчат.
Мы их не слышим,
Мы не видим их,
Но мертвые всегда
Среди живых.
Идут и смотрят,
Будто ждут ответ:
Ты этой жизни
Стоишь или нет?

Таня: Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

(Минута молчания).

Кристина: Прошли годы, много лет, и еще пройдет время, но героические дни ленинградской обороны впечатаны в историю навечно. Это прошлое неподвластно времени, оно не померкнет, не потускнеет, не исчезнет, не забудется никогда.

Таня: А нам остается только пожелать всем людям мира не познать горести войны, голода и лишений. Пусть всегда светит солнце, поют птицы, зеленеют поля, но никогда на изумрудной траве вместо росы не сверкают капли чьей-то невинной крови!

Песня «Пусть всегда будет солнце» (5 класс)

 (нарисовать солнце, колосья пшеницы, небо и т.д)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Вечной памятью живы!"

Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности н...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Нити памяти..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный Дню Победы для учащихся 8-9 классов....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Памяти Лермонтова"

Сценарий спектакля, посвящённого 200-летней годовщине со дня рождения М. Ю. Лермонтова...

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной памяти М.Ю.Лермонтова

Мероприятие посвящено 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова....

Сценарий литературно - музыкальной композиции "Слово памяти в сердце впустите..."

Данное мероприятие разработано для учащихся 5–11 классов с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, традиционно проводится накануне Дня Победы...

Сценарий литературно- музыкальной композиции «Без памяти жизнь достойную не проживешь!»

                 50 дней и ночей шли упорные бои, в которые было втянуто более 4 миллионов человек, свыше 69 тысяч орудий и минометов, более 13 тыся...