Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокадная ласточка, лети сквозь века» Никто не забыт и ничто не забыто!
методическая разработка

Суслина Жанна Васильевна

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Блокадная ласточка, лети сквозь века»

Никто не забыт и ничто не забыто!

для учащихся 3-9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_blokadnaya_lastochka_leti.doc61.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Блокадная ласточка, лети сквозь века»

Никто не забыт и ничто не забыто!

01 ВИДЕО Пусть это будет не зря

 Спит малыш, обняв игрушку —

Длинноухого щенка.

В мягком облаке — подушки

Сны спустились свысока.

Не буди его, не надо,—

Пусть продлится счастья миг.

О войне и о блокаде

Он узнает не из книг.

Спит ребёнок. Над Невою

Птицы белые кружат:

В путь далёкий за собою

Собирают журавлят.

 Страна росла, трудилась неустанно,

Сил набиралась мирная страна.

Вася. И вдруг….тревожный голос Левитана….

02 ВИДЕО ОБЪЯВЛЕНИЕ ВОЙНЫ+ СВЯЩ.ВОЙНА

…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…

Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
и если завтра будут баррикады —
мы не покинем наших баррикад.

И женщины с бойцами встанут рядом,
и дети нам патроны поднесут,
и надо всеми нами зацветут
старинные знамена Петрограда.

Руками сжав обугленное сердце,
такое обещание даю
я, горожанка, мать красноармейца,
погибшего под Стрельною в бою.

Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей!

03 ВИДЕО ШТУРМ

              Прорвались все - таки, бомбят!

              Горят Бадаевские склады!

              В огне пожарищ Ленинград!

             Пришел он - первый день блокады!

 

          Все ближе полчища врага,

             Гудят воздушные тревоги.

             Сегодня ночью пала Мга –

             И все отрезаны дороги!

 

        В кольце, в осаде Ленинград,

           Не умолкает канонада!

           Опять летят, опять бомбят!

           Пылает первый день блокады.

        Их будет много - девятьсот,

           Но город наш, со смертью споря,

           Всё одолеет, всё снесет:

          Обстрелы, холод, голод, горе!

 

Кромсали небо яростные вспышки.

 И днем, и ночью город был в огне.

Расстался с детством я совсем мальчишкой,

Досрочно: на войне, как на войне!

Сирены вой. Воздушная тревога.

Ночной налет зениткам не сдержать.

Но у кого проснулась вера в Бога,

Тот не спешил в укрытие бежать.

 

С молитвою на битву город вышел,

Чтоб разорвать смертельное кольцо.

 И я дежурил с мамою на крыше,

И я глядел опасности в лицо.

А в двух шагах от нас рвались фугаски…

И пахло горькой гарью от руин.

Война месила сумрачные краски

На пепле преждевременных седин.

04  ПЕСНЯ ЛЕНИНГРАДСКИЕ МАЛЬЧИШКИ

( дети с кусочком хлеба)

Какая длинная зима,
Как время медленно крадётся!..
В ночи́ ни люди, ни дома
Не знают, кто из них проснётся.
И поутру́, когда ветра́
Метелью застилают небо,
Опять короче, чем вчера,
Людская очередь за хлебом.

 Я вспоминаю хлеб блокадных лет,

Который в детском доме нам давали.

Не из муки он был - из наших бед,

И что в него тогда только не клали!

Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,

С корой. Колючий так, что режет десна.

Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,

На праздник, очень редко - чистый просто.

 

Но самый сильный голод был, когда

Хлеб мы по два-три дня не получали.

Мы понимали, что война – это беда,

Но каждый день с надеждой хлеба ждали.

Не дни мы голодали, а года.

Хоть раз наесться досыта мечтали.

Кто видел, не забудет никогда,

Как с голоду детишки умирали.

(передает хлеб)

  1.  

Я-хлеб. У меня есть душа.

Я-хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.

 

Я слышу осколков удушливый свист.

Я-ломтик,   прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони как лист,

Голодный блокадный ребенок.

Я-хлеб. Уменя есть душа.

3

Хотя я тонюсенький ломтик,

Ко мне приближается, еле дыша,

Голодный ребяческий ротик.

Большие глаза. Цвет лица восковой

С трудом поднимает ручонку.

Я- хлеб. И пока я живой

Не дам умереть я ребенку.

 

4.

Я – хлеб. Я живой. Не горю я в огне.

Я ваш, я ржаной, самый близкий.

И тянутся детские губы ко мне,

Как будто к груди материнской.

Я - хлеб.

У меня есть душа.

Я - хлеб…

Спустя несколько лет после войны

На Невском замерло движенье…

Не ночью, нет – средь бела дня.

На мостовой, как изваянье,

Фигура женщины видна.

Там на дороге, как во сне,

Седая женщина стояла –

В её протянутых руках

Горбушка чёрная лежала.

Нет, не горбушка, а кусок,

Обезображенный бездушьем,

Размятый множеством машин

И всё забывшим равнодушьем…

А женщина держала хлеб

И с дрожью в голосе шептала:

 (в руках 125 граммов хлеба)

_Кусочек этот бы тогда-

И сына б я не потеряла.

-Кусочек этот бы тогда,

Кусочек этот бы тогда…

Кто осквернил? Кто позабыл?

Блокады страшные года…

Кто, бросив на дорогу хлеб,

Забыл, как умирал сосед?

Детей голодные глаза

С застывшим ужасом, в слезах.

А Пискарёвку кто забыл?

Там персональных нет могил…

Там вечный молчаливый стон

Терзает память тех времён.

Им не достался тот кусок,

Лежащий здесь – у ваших ног.

Кусок, не подаривший жизнь…

Кто бросил хлеб?

Кто предал хлеб – тот отнял жизнь.

Священный ленинградский хлеб-

125 бесценных граммов,

Лежит в музее…под стеклом-

Свидетель мужества и славы!

(хлеб положить на тарелочку)

05 ВИДЕО «ПРО ХЛЕБ»

МЕТРОНОМ

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова?
Я тоже — ленинградская вдова.

Мы съели хлеб, что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде,
Один, стуча, трудился метроном…

06 ПЕСНЯ ЛЕН.МЕТРОНОМ минус

ПИСЬМА

Холодный дом, промёрзшие постели.

Злорадно смерть смотрела им в лицо.

Но письма, словно птицы в тыл летели,

Преодолев, блокадное кольцо.

Фронтовое письмо не молчи, расскажи,

О жестокой войне и о времени том,

Как сражался солдат, как в окопах он жил,

Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.

07 ПЕСНЯ ПИСЬМА С ФРОНТА

В блокадное время многие ленинградцы носили на груди жетон, маленький жестяной значок –ласточку с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что теперь в город даже птица не пролетит. Таким образом, ленинградцы показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» - символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.

08 ФОТО БЛОКАДНАЯ ЛАСТОЧКА

Стих О.Ф.Берггольц «Блокадная ласточка»

 Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.

Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».

Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.

.…Сколько писем с той поры мне было.
Отчего же кажется самой,
что доныне я не получила
самое желанное письмо?!

Чтобы к жизни, вставшей за словами,
к правде, влитой в каждую строку,
совестью припасть бы, как устами
в раскаленный полдень — к роднику.

Кто не написал его? Не выслал?
Счастье ли? Победа ли? Беда?
Или друг, который не отыскан
и не узнан мною навсегда?

 Или где-нибудь доныне бродит
то письмо, желанное, как свет?
Ищет адрес мой и не находит
и, томясь, тоскует: где ж ответ?

Или близок день, и непременно
в час большой душевной тишины
я приму неслыханной, нетленной
весть, идущую еще с войны…

О, найди меня, гори со мною,
ты, давно обещанная мне
всем, что было,- даже той смешною
ласточкой, в осаде, на войне…

09 ПЕСНЯ «Мама, не плачь!»

              Мы ждали прорыва блокады

              Полтысячи дней и ночей,

              В мученьях блокадного ада,

              Средь тысяч и тысяч смертей.

              Сплоченные общим страданьем,

              Без света, тепла и еды,

              Мы жили, крепясь ожиданьем,

              Единою верой тверды. 

            Как медленно он приближался –

             Прорыва святой день и час!

             И этого дня не дождался

             Почти каждый третий из нас.

Блокада. Далеко как это слово

От наших мирных, светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

  «Ленинградские дети»…- Когда звучали эти слова,

У человека сжималось сердце.

Война принесла горе всем, но особенно детям.

На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину,

Пытался хоть что-то снять с их детских плеч.

Это звучало как парольЛенинградские дети.

10 ВИДЕО ДЕТИ ВОЙНЫ Разве для смерти рождаются дети? Родина

+минута молчания  

Перед входом на Пискарёвское мемориальное кладбище установлена памятная мраморная доска с надписью:
С 8 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107 158 авиабомб, выпущено 148 478 снарядов, убито 16 744 человека, ранено 33 782, умерло от голода 641 803 человека.

11 ВИДЕО    ПИСКАРЕВСКОЕ КЛАДБИЩЕ

Их теперь совсем немного –

Тех, кто пережил блокаду,

Кто у самого порога

Побывал к земному аду.

Были это дети просто,

Лишь мечтавшие о хлебе,

Дети маленького роста,

А душой почти на небе.

Каждый час грозил им смертью,

Каждый день был в сотню лет,

И за это лихолетье

Им положен Целый Свет.

Целый Свет всего, что можно,

И всего, чего нельзя.

Только будем осторожней –

Не расплещем память зря.

Память у людей конечна –

Так устроен человек,

Но ТАКОЕ надо вечно

Не забыть. Из века в век!

Лев Зазерский

12  ВИДЕО   БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ. Память подвигу  (заканчивается салютом)

13 ФОН ВИДЕО салют

Улицы, ограды, парапеты.
Толпы... Толпы... Шпиль над головой.
Северным сиянием победы
Озарилось небо над Невой.

 

Гром орудий, но не грохот боя.
Лица... Лица... Выраженье глаз.
Счастье... Радость... Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.

Слава вам, которые в сраженьях
Отстояли берега Невы.
Ленинград, не знавший пораженья,
Новым светом озарили вы.

Слава и тебе, великий город,
Сливший во едино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил!

Годы прошли, но звучит и поныне

В наших сердцах метронома набат.

И мы горды, что в Великой России

Есть такой город,  как ты - Ленинград! (вместе)

1.Девочки и мальчики войны,

На земле осталось вас не много…

Дочери страны. Ее сыны.

Чистые, пред Родиной и Богом

 

2. В этот день и горестный и светлый,

Поклониться от души, должны

Мы живым и не дожившим детям

Той большой и праведной войны.

 

3. Мира вам, здоровья, долголетия

Доброты, душевного тепла

И пускай нигде на белом свете

Детство вновь не отберет война!

14  ПЕСНЯ  «Дети всей Земли»

 Блокадная ласточка, лети сквозь время!

Никто не забыт и ничто не забыто! (все шепотом)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический классный час: "« НИКТО НЕ ЗАБЫТ И НИЧТО НЕ ЗАБЫТО» (к 68- летию Великой Победы) "

Тематический классный час посвящен подвигу русского народа в годы Великой Отечественной войны, а именно подвигу народа защищавшего город Ленинград....

Сценарий музыкально-летературной композиции: "Никто не забыт и ничто не забыто".

Сценарий посвящён памяти павших в  Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г....

Сценарий массового мероприятия "Никто не забыт и ничто не забыто…."

Данное мероприятие приуроченно к 9 мая, Дню Великой Победы! Оно направленно на развитие у учащихся чувства гордости за свою Родину, уважение ветеранов, способствует пробуждению у детей интереса к...

Литературно-музыкальная композиция "Никто не забыт и ничто не забыто"

Праздник ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Необходимо рассказывать детям о том, какой ценой досталась Победа!...

Сценарий праздника, посвященного Победе в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, и ничто не забыто"

Сценарий создавался для проведения фестиваля "Фанфары Победы" 9 мая в Парке Победы в г. Казани. Его участниками являются коллективы и солисты Детской музыкальной школы №13  Ново - Савин...

Урок математики, посвященный 75-летию прорыва блокады Ленинграда, в 6 классе по теме: «Никто не забыт и ничто не забыто».

Урок математики, посвященный 75-летию прорыва блокады Ленинграда, в 6 классе по теме: «Никто не забыт и ничто не забыто».Обобщенная цель урока: сформировать умения применять знания  и...

"Никто не забыт и ничто не забыто" Литературно-музыкальный реквием ко Дню Победы.

Материал подготовлен к годовщине Великой Победы в рамках духовно-нравственного воспитания школьников и может быть использован как вступительная часть к мероприятиям, посвященным Дню Победы....