Сценарий "Суд над сигаретой"
методическая разработка (6 класс) на тему

Куликова Светлана Владимировна

Мероприятие по теме "ЗОЖ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _sud_nad_sigaretoy.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

Тема: « Суд над сигаретой»

Цель: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с курением и показать вредное влияние табака на организм человека.

Форма проведения:   театрализованная постановка

 Мероприятие было запланировано в рамках месячника «За здоровый образ жизни», с ребятами  5-9 классов. Было проведено анкетирование.  Было опрошено 15 человек. Из них курящих 6 человек.  Проведение  мероприятия по данной теме считаю актуальной, так как возраст курящих подростков значительно омолодился  в настоящее время,  и ребятам ещё раз не будет лишним напомнить о пагубном влиянии курения на организм человека.

    Эта тема, как никакая другая очень тесно связана  с той средой, в которой находится современный подросток. Та информация, которая выливается на детей из разных источников, не всегда правильно воздействует на ребят. И хотелось бы, чтоб именно проведение такого  мероприятия  определило отношение детей к своему здоровью. Распределяя роли в постановке, я учитывала мнение ребят. Роль курильщика выбрал мальчик, который никогда не пробовал сигарету, а роль судьи – подросток, который курит с 10 лет.

     

 При подготовке   я старалась выбрать материал, который наиболее ярко покажет, как может влиять курение на здоровье.  

Результативность  данного мероприятия состоит в том, что оно повлиял как на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного или группы учащихся, ведь для подростков мнение сверстников зачастую бывает важнее мнения взрослого.

Считаю, что можно судить о результативности проведенного мероприятия уже по тому, что хотя бы 1 ученик  сказал, что попробует бросить курить. Однако,  ещё один участник  остался при своем мнении, отметив, что ничего против курения не имеет, дополнив сказанное фразой «Пить дорого, курить вредно, а умирать здоровым не хочется».

Я считаю, что цель, поставленная мною, достигнута.  


МСКОУ школа-интернат VII вида

  1. Суд над сигаретой
  2. (сценарий внеклассного мероприятия)
  3.  

Разработала и провела

 Куликова С.В.

классный руководитель 5 класса

8.10.2013

  1.  

Аннотация.

Классный руководитель должен уделить большое внимание в работе с классом по формированию у учащихся умения противостоять и бороться с вредными привычками.

Но для того чтобы бороться с вредными привычками учащихся, необходимо в первую очередь сформировать у ребят отрицательное к ним отношение. С этой целью необходимо организовать в классе серьезную профилактическую просветительскую работу через систему внеклассных мероприятий.

Внеклассные мероприятия должны быть направлены на демонстрацию последствий для организма человека и для его личностного становления вредных привычек.

Для эффективности внеклассной работы в этом направлении можно и нужно использовать следующие формы работы:

- просмотр видеофильмов с последующим обсуждением;

- просмотр кинофильмов, которые отражают ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления;

- встречи с людьми, сумевшими преодолеть свои вредные привычки, выжившими в трудных ситуациях жизни;

- встречи со специалистами;

- изучение отношения взрослых к проблемам учащихся;

- чтение и обсуждение журнальных публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;

- тематические викторины, устные журналы;

- создание антирекламных роликов по проблеме;

- конкурсы на лучшее художественное произведение, направленное против вредных привычек человека, демонстрирующее силу человеческого духа;

- конкурсы рекламных щитов по данной проблеме;

- выставки рисунков, акции в защиту человека от влияния вредных привычек;

- нравственные классные часы;

- интерактивные игры;

- пресс-конференции, брифинги по данной теме.

Я приведу пример мероприятия, которое направлено на формирования у ребят негативного отношения к курению.


                     Продолжительность 30 минут.

Форма проведения: театрализованное представление с элементами ролевой игры.

Цели:

  1. Расширение знаний о вреде курения.
  2. Воспитание у учащихся ответственности за своё здоровье, устойчивого негативного отношения к курению.
  3. Развитие умения отстаивать свою точку зрения; видеть главное в рассуждениях оппонентов.
  4. Сплочение детского коллектива.
  5. Развитие умения выступать перед аудиторией своих сверстников.

Оборудование:

  1. Плакаты “Состав табачного дыма”, “Внутренние органы курильщика”; “Рак лёгких”
  2. Макет сигареты
  3. Три журнальных столика
  4. Три таблички с надписями “адвокат”, “судья”, “прокурор” (таблички стоят на столиках)
  5. Три накидки и три головных убора чёрного цвета
  6. Три плаката с пословицами
  7. Анаграммы слов (названий болезней) на бумаге в форме сигарет
  8. Ширма
  9. Белый халат и головной убор для доктора.
  10. Пустые пачки сигарет.
  11. Три сигареты.
  12. Молоточек и досточка для судьи.
  13. Три папки для речей судьи, адвоката, прокурора.
  14. Маски “сердце”, “желудок”, “лёгкие”, “мозг человека”.
  15. Аудиокассеты с музыкальным сопровождением.

А) Бах “Фуга ре минор” (начало передачи “Человек и закон”)
Б) Бетховен “Лунная соната” (тема первая)
В) Гр.Фактор (куплет из песни “Марихуана”)
Г) фонограмма песни “Помоги мне” из кинофильма “Бриллиантовая рука”
Д) песня “Дорогою добра”

  1. Название мероприятия собрано из букв на портьерной ткани “Суд над сигаретой” (чёрный картон)

Подготовительная работа:

  1. Распределение ролей по желанию учащихся.
  2. Поиск информации по проблеме, фонограмм.
  3. Изготовление оборудования.
  4. Репетиции.

Действующие лица:

1. Ведущий
2. Судья
3. Прокурор
4. Адвокат
5. Ученица
6. Первый мальчик
7. Второй мальчик
8. Курильщик главный
9. Доктор
10. Свидетели обвинения
11.  Сердце;
12. Лёгкие;
13. Желудок;
14. Мозг;
15. Курильщик
16, 17, 18. Докладчики.

Ведущий:

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения “здоровье”- это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. К факторам риска, способствующим развитию болезней, относятся различные воздействия агрессивной среды. Особое место среди них занимают так называемые “дурные привычки” и склонности - курение, алкоголь и наркотики. Сегодня человечество переживает кризис в результате распространения среди подростков курения, пьянства, наркомании и токсикомании.

Министерство здравоохранения свидетельствует, что наша нация постепенно вымирает: растёт детская смертность, число детей, имеющих умственные и психологические отклонения, увеличивается. Мы попытаемся доказать пагубность дурной привычки- курения. А всё начиналось так…

Сценка

Ученица (выбегая на сцену):

Что случилось в нашем классе?
Почему огонь и дым?

1 мальчик (выглядывая из–за ширмы):

Это мы сигару курим,
Повзрослеть скорей хотим.

Ученица:

Вы не знаете, что такое курение?
Это же заблуждение: вы не повзрослеете,
А отравитесь и заболеете! От курения не взрослеют,
А болеют и стареют. Не пройдёт и пары лет,
Станешь ты, как старый дед.

2 мальчик: У меня изнеможение, прекратить пора курение.

1 мальчик: Пожелтели наши лица…Мы же не самоубийцы!

Ученица: Как противен этот дым!

1 и 2 мальчики: (хором (бросая сигареты))

Курить больше не хотим!

Гл. Курильщик (выходит под музыку [В] на сцену, имитируя курение):

Вы - сплошная малышня, не пример вы для меня,
Испугались наставления. Продолжаю я курение.
Я - не хлюпик, не сопляк, буду я курить табак! (Пускает дым и падает в обморок)

Ученица:

Эх, не слушал ты меня, не протянешь ты и дня,
Смерть его уж стережёт, только врач его спасёт.
Доктор, доктор! (Звучит сигнал скорой помощи)

1 мальчик: Дайте, доктор, нам ответ, будет, жить он или нет?

Доктор: Может, ноги не протянет, только инвалидом станет…

Гл. Курильщик (в изумлении поднимается):

Объясните, что со мной? Неужели я больной?

Доктор: Что за глупые вопросы? Это всё от папиросы!

2 мальчик: Так что же такое курение?

Доктор:

Это дым из носа и рта.… А в лёгких - сажа, грязнота.

Зачем вы себя засоряете, и жизнь свою сокращаете?

Ученица:

Курильщикам разум надо иметь,
Неплохо бы им поскорей поумнеть!

(1 и 2 мальчики под руку утаскивают Курильщика)

Ведущий:

Итак, мы начинаем судебное заседание. Всем встать! Суд идёт!

(Под музыку [А] входят судья, прокурор, адвокат и садятся за свои столики.)

Судья: Прошу все садиться. Поводом нашего судебного заседания стали жалобы, поступившие от тех, кто пострадал и продолжает страдать от курения. Они взывают к нашей помощи и требуют призвать к ответственности виновницу всех их бед и несчастий - Сигарету. Введите обвиняемую!

(Под музыку [Г] 1 и 2 мальчик выносят макет сигареты и ставят рядом с адвокатом).

Судья: Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: 

Глубокоуважаемый господин судья, господа присяжные! Сегодня мне выпала трудная, но благородная задача – открыто выступать против табакокурения. Задача очень сложная, поскольку до последнего времени курение завоевало страны и континенты и никакие, даже самые страшные, наказания не могли остановить победного шествия табака. Позвольте дать вам краткую историческую справку. История курения в России насчитывает несколько сотен лет. Табак родом из Америки: в Европу он был завезен членами команды Христофора Колумба в XVI веке. В Англии, в эпоху Елизаветы I, курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. В конце XVI века английские торговцы привезли табак в Россию. Сначала табак не получил широкого распространения, так как из–за неосторожности курящих в Москве и других городах часто возникали пожары. Царь Михаил Федорович Романов запретил курить табак под угрозой смертной казни. В те времена торговцы табаком распространяли слухи о его целительных силах, якобы восстанавливающих умственные способности человека. Народная мудрость гласит “дурной пример заразен”, “запретный плод сладок”. И к середине XVII века спрос на табак возрос на столько, что торговля табаком приносит хорошие доходы в казну. В России Петр I отменил запрет на употребления табака, преследование курильщиков прекратилось. И с тех пор табак уверенно стал шагать по своей стране. Сейчас в нашей стране курят 50% мужчин и 20% женщин. И все же я решаюсь выступить с осуждением курения. Мода на курение в цивилизованных странах прошла. Запрещено курить в общественных местах. Курильщик начинает чувствовать себя человеком второго сорта. Пора бы начать борьбу с курением и у нас в школе. Позвольте предоставить слово свидетелям обвинения.

Судья: Слово курильщику (удар молотка)

Курильщик: (читает “Монолог курильщика” П.А. Мазикина [1], под музыку [Б])

Я родился на свет, чтобы жить
Быть здоровым, выносливым, сильным.
Быть любимым и страстно любить
Всех, кто рядом, любовью взаимной.
Лишь подрос, захотелось тогда
Ощущений отменных и острых.
Думал я: “Ну, какая беда,
Если я закурю папироску!”
И поплыл никотиновый дым
Надо мной в голубой круговерти.
Все живое бессильно пред нам –
Ядом замедленной смерти
Сорок лет, а отравлена кровь,
Кашель лающий – нет просто мочи
Всем постыл. Тут, какая любовь…
Нет покоя ни днем и ни ночью.
И плывет никотиновый дым
Надо мной в голубой круговерти.
Обречен, умереть молодым
Я от яда замедленной смерти.

Судья: Слово – Сердцу курильщика.

Сердце: 

Работаю как вол, стучу не прекращая,
Чтобы хозяин ел, гулял, кино смотрел.
Работал и ходил, короче, чтобы жил.
А он вместо заботы - пробежек по субботам,
Прогулок и зарядки дымит лишь без оглядки.

Судья: Слово - Лёгким курильщика.

Лёгкие: 

Вам скажем по секрету, рак лёгких мимо пробегал.
Себе он жертву новую искал, но в этот раз
Нас, к счастью, не заметил!
Его коварных лап сумели избежать,
А год пройдёт иль пять, совсем хозяин ослабеет
От сигарет, от табака, а вместе с ним – и мы.
Эх, знал бы он, как страшно умирать в руках болезни этой жуткой,
Курить бы сразу бросил.

Судья: 

Слово – Желудку курильщика.

Желудок:

Ой, как больно, нету сил,
А ведь мозг его просил,
Чтоб голодный не курил.
Помню это как сейчас,
Закурил хозяин раз,
Так котлета заявила:
“Мне тут неприятно!”
А компот так разозлился,
В едкий уксус превратился
И давай наружу рваться.
Как же тут не испугаться!
Словом, он меня не любит!
Никотином тихо губит!

Судья: Слово - Мозгу курильщика.

Мозг: 

Я – Мозг! Я бедный, несчастный, обкуренный мозг.
Ведь он понимает, что никотином травится,
Но ничего не может поделать
И только, бедняга, мается.
Учиться стал еле- еле, и со здоровьем плохо.
Не может бросить, духом слаб.
Ведь он уже 5 лет как раб.
Как же можно было так себя травить,
Как же можно себя так не любить!

Судья: Слово предоставляется адвокату обвиняемого.

Адвокат:

Глубокоуважаемый господин судья, господа присяжные! Перед вами – жертва клеветы! Миллионы людей во всём мире сигарету очень любят. Если человек не хочет работать, то его все ругают, а если у него перекур, то к нему нет претензий. Правда, таких перекурщиков сейчас в первую очередь уволить могут. Ничего, наше государство богатое, их итак прокормит. Многие говорят, что, когда пробуешь начать курить, то часто бывает головокружение, тошнота - но человек втягивается, и его не оторвёшь от сигареты ни днём, ни ночью. Некоторые курят, чтобы не полнеть, и это им хорошо удаётся, а жёлтые зубы, запах изо рта, сморщенная кожа - не беда: кому не нравится, тот пусть не смотрит, не подходит близко.

Курение успокаивает нервы, помогает сосредоточиться и лучше работать, а в холодное время года помогает согреться. Говорят, что курильщики болеют туберкулёзом, раком, бронхитом, страдают одышкой. Но и среди некурящих есть люди с такими заболеваниями. Значит, напрасно мою подзащитную считают виновницей всех болезней. А подросткам со слабой личностью помогает чувствовать себя сильным и, можно сказать, почти взрослым. И вообще, пусть человек решает сам: или подольше прожить или поменьше, но зато ни в чём себе не отказывать. Прошу снисхождения к моей подзащитной – Сигарете. Все её только ругают, а государство ещё и цены повышает. Пожалейте бедную Сигарету. У меня всё, Ваша Честь!

Прокурор: Позвольте возразить, Ваша Честь! И предоставить слово свидетелям обвинения.

Судья: Слово – свидетелям обвинения.

1 свидетель (ученица):

Действительно, когда- то курить было модно. Считалось, что курящий мужчина выглядит мужественным, а курящая женщина – элегантной и независимой. В наше время во всех цивилизованных странах считается модным, если молодой человек выглядит спортивным, стройным и не курит. Курение может испортить не только здоровье, но и карьеру – всё больше и больше людей в мире отказываются от вредной привычки.

2 свидетель (доктор):

В США более 35 миллионов человек бросили курить, а в Англии – более 8 миллионов. Чего только не делают иностранные табачные кампании, чтобы заманить нашу молодёжь в ряды курильщиков, всячески рекламируют свою продукцию, выступают спонсорами спортивных соревнований. Но спорт и курение - не совместимы! У курильщиков в момент физической нагрузки наступает одышка, из-за недостатка кислорода в организме он быстро устаёт.

3 свидетель (ученица):

Под воздействием веществ, входящих в состав табачного дыма, постепенно разрушаются головной мозг, сердце, легкие, желудок. В месте с дымом сигареты в организм поступает более 30 вредных веществ – никотин, угарный и углекислый газ, различные смолы. Наиболее опасен радиоактивный полоний 210, он накапливается в бронхах, почках и печени. Никотин – это яд, который вызывает еще и привыкание. Поэтому очень трудно бывает бросить курить.

4 свидетель (доктор):

Из закуривших подростков каждый четвертый умирает от заболеваний, связанных с курением. Рак легких, рак горла у курильщика возникает в 20 раз чаще, чем у не курящих. Особо опасно начинать курить раньше 20 лет. Доказано, что на детский организм никотин оказывает большее опасное влияние, чем на организм взрослого человека.

5 свидетель (легкие):

Доказано, что все курильщики через 14 – 20 лет заболевают бронхитом. А в тканях легких и бронхах при курении накапливается грязь и гной. Если вскрыть грудную клетку курильщика, то нежно-розовые легкие будут иметь цвет сажи и разрушатся при первом же прикосновении, как сгоревшая бумага.

6 свидетель (мозг):

Курильщики не редко думают, что курение повышает работоспособность человека. Это не так. Курение снижает аппетит, поэтому курильщик может работать без приема пищи немного дольше, чем некурящий. Но табачные яды сужают кровеносные сосуды. Кровоснабжение головного мозга ухудшается – в результате снижается умственная работоспособность. Поэтому успеваемость у курящего ученика падает, ослабевает внимание.

7 свидетель (желудок):

Курение не делает человека стройным. Если человек, который много лет курил, решает бросить, он действительно может пополнеть. Но это объясняется не таинственными свойствами табака, а тем, что, отказавшись от него, человек возвращает себе здоровый аппетит, у него восстанавливается вкусовая чувствительность. Но если одновременно с отказом от курения повысить физическую активность и контролировать аппетит, то можно вообще не набрать лишнего веса. Курение портит аппетит и ведет к гастриту и язве желудка.

8 свидетель (сердце):

Известно, что человек живет столько, сколько живет его сердце. Сердце курильщика во время курения и после него начинает битья учащенно, повышается давление. Это приводит к истощению организма, курильщик стареет раньше некурящего. Ученые Германии установили, что одна сигарета сокращает жизнь на 12 минут. Женщины, у которых курят мужья, живут на 4 года меньше, по сравнению с теми, у которых мужья не курят.

9 свидетель:

Некоторые курильщики утверждают, что выкуренная ими сигарета помогает им успокоиться, снять нервное напряжение. Это большое заблуждение. После выкуренной сигареты человек временно испытывает расслабление, успокоение, но через некоторое время начинает возрастать чувство тревоги, раздражения. И чтобы избавиться от этого, человеку просто нужно выкурить еще одну сигарету, а потом еще и еще. Так человек привыкает к сигарете, считая ее “успокоительным” средством.

10 свидетель:

Курение на морозе, к сожалению, это наблюдается часто, даже среди учеников нашей школы, приводит к еще одному заболеванию – кариесу зубов. Морозный воздух, чередуясь с горячим табачным дымом, приводит к порче зубной эмали, трещинам. Курильщика можно узнать по желтому цвету эмали с так называемым “налетом курильщика”

Прокурор:

Возникает вопрос: может ли человечество жить без сигареты? Ответ однозначный – может. До открытия Америки табак не был известен в Европе, и позабыть его – вот лучшее, что можно придумать для человека. Поэтому я предлагаю приговорить сигарету к изгнанию из нашей школы.

Судья:

Суд выслушал обе стороны. А вы можете что-нибудь сказать в пользу обвиняемой? (Обращаясь в зал). Суд удаляется на совещание по поводу вынесения приговора. Всем встать! (Звучит музыка).

Ведущий: Послушайте народную притчу:

“Старик на рынке торгует табаком и приговаривает: Покупайте табак! Мой табак не простой, а с секретом. От него собака не укусит, вор в дом не залезет, стариком не станешь”. Молодой человек подошел к продавцу и говорит:

- А почему собака не укусит?

- Потому что с палкой ходить будешь

- А почему вор в дом не залезет?

- Так всю ночь кашлять будешь

- А почему стариком не стану?

-Потому что до старости не доживешь

Итак, всем встать! Суд идет!

Судья:

Суд, посовещавшись, постановил! Ввиду того, что курение:

  • ухудшает здоровье курящего человека;
  • ухудшает здоровье некурящего, но вдыхающего табачный дым;
  • причиняет большой ущерб обществу - ведет к преждевременной смерти, потере трудоспособности;
  • является причиной пожаров;
  • приносит материальный и моральный ущерб семье.

Суд приговаривает Сигарету к изгнанию из общества, а значит и из стен нашей школы. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит.

(Все выходят на сцену с пустыми пачками сигарет и плакатами с пословицами)

Легкие:

Курить иль не курить
У вас готов ответ?
Что ж, вы решайте сами.
Пусть на минуту тихо станет в зале
Подумайте, чего хотите вы?
Прислушайтесь, что сердце скажет
И разум ваш, какой вам даст совет?
Силен ты или слаб?
Свободен или раб?

9 свидетель:

Твое имя – Сигарета.
Ты красива, ты сильна.
Ты знакома с целым светом,
Очень многим ты нужна.
Мозг и сердце ты дурманишь
Молодым и старикам.
Независимо от знаний,
Скажем прямо, слабакам.

Курильщик:

Запомни: человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером как ляжем спать
Ты должен так себе сказать:
“Я выбрал сам себе дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я – человек! Я должен жить!”

Ведущий:

Недаром гласят народные мудрости

Легкие: (показывает плакат)

Кто курит табак – тот сам себе враг.

9 свидетель:

Табак уму не товарищ

Курильщик:

Курильщик – сам себе могильщик.

Все хором:

Мы свой выбор сделали!

(Под музыку [Д] все дети, скомкав в вытянутой руке пачку сигарет, подходят к урне и выбрасывают ее).


ЛИТЕРАТУРА

1.Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя 8, 9,10, 11-х классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.: Владос, 2001.

3.Рожков М.И. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. М.: Владос, 2001

4.Щуркова Н.Е. Bы стали классным руководителем. М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы здорового образа жизни - суд над сигаретой

12 февраля 2011г. в нашей школе был показан спектакль "Мы выбираем здоровье" (суд над "вредными привычками": алкоголь и никотин). Спектакль был подготовлен силами волонтеров Кабинета здоровья (9-10 кл...

Сценарий классного часа "Губительная сигарета"

Цель: На доступных примерах рассказать детям о вреде курения; Сознание учениками реальных последствий от курения сигарет....

Коварная сигарета

Пропаганда здорового образа жизни, воспитания устойчивого негативного отношения учащихся к курению, расширение их знаний о вреде курения....

"Губительная сигарета"

Сценарий классного часа "Губительная сигарета" направлен на формирование устойчивого навыка неприятия алкоголя, умения активного противостояния к пагубным привычкам, на воспитание ЗОЖ....

Презентация "Сигарете - бойкот!"

Предлагаемый материал предназначен для уроков и акций за здоровый образ жизни....

Буклет "Сломай сигарету"

Буклет Управления образования Администрации Зырянского района Томской области по профилактике табакокурения...

Вред от сигареты

Презентация для использования на внеклассных мероприятиях по профилактике табакокурения...