Основы здорового образа жизни - суд над сигаретой
методическая разработка по обж (5 класс) по теме

Гордеев Вениамин Викторович

12 февраля 2011г. в нашей школе был показан спектакль "Мы выбираем здоровье" (суд над "вредными привычками": алкоголь и никотин). Спектакль был подготовлен силами волонтеров Кабинета здоровья (9-10 классы) для учащихся 5-х классов. Сценарий спектакля подготовил Гордеев В.В. по уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sud_nad_sigaretoy-plan_uroka..doc89 КБ

Предварительный просмотр:

«Основы здорового образа жизни - суд над сигаретой»

Гордеев В.В.

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Тверь

                                                   

ПЛАН УРОКА

Дисциплина:

Основы безопасности жизнедеятельности.

Место проведения              

Учебный класс

Тема:

Основы здорового образа жизни.

Урок

«Суд над сигаретой».

Тип урока:

Урок - деловая игра (спектакль) для учеников.

Оборудование урока:

Учебники, стенная печать, мантия судьи, костюм прокурора, автомат и форма  для охранника, плакат с диаграммой распространения табакокурения среди возрастных групп, судейский молоток.

Цели урока:

Образовательная:

-знать  об опасности табакокуркения для здоровья и безопасности жизнедеятельности человека, особенно для развивающегося организма и меры по снижению последствий  табакокурения.

Воспитательная:

-привить отрицательное отношение к табакокурению.

Развивающая:

-развить убежденность в необоснованности аргументов сторонников табакокурения, а также в том что «пассивное» курение тоже опасно для окружающих.

                                             ХОД  УРОКА:

  1. Организационный момент – 1 минута

  1. доклад дежурного о готовности к занятиям;
  2. проверка наличия учеников по журналу.
  3. представление гостей (экспертов)

  1. Вступительная часть – 1 минута

  1. напомнить об изученной теме;
  2. настроить учеников к практическому выполнению поставленных задач на уроке.

 

  1. Актуализация знаний учеников – 2 мин

Здоровье - одна из самых главных ценностей в жизни человека. Цель этого урока помочь уберечься от факторов риска для здоровья, в частности от нездорового образа жизни, а это предполагает отказ от вредных привычек, которые являются поведенческими факторами риска для здоровья, играют неблагоприятную роль в жизни человека.

Человек – это чудо природы. Поразительная рациональность и совершенство его анатомии и физиологии, его функциональные возможности, сила и выносливость. Эволюция человека обе6спечила его организм неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимозаменяемостью, взаимодействием, способностью к адаптации и компенсации. Чрезвычайно велика общая информационная емкость человеческого мозга. Он состоит из 30 миллиардов нервных клеток. « Кладовая» памяти человека рассчитана на хранение огромного количества информации. Ученые подсчитали, что если бы человек мог полностью использовать свою память, ему удалось бы запомнить содержание 100 тысяч статей Большой Энциклопедии, кроме того, усвоить программы трех институтов и свободно владеть шестью иностранными языками. Однако, как считают психологи, человек использует возможности своей памяти в течение жизни лишь на 30-40%.

Природа создала человека для долгой и счастливой жизни . Академик Н.М. Амосов утверждает, что запас прочности «конструкции» человека имеет коэффициент 10, т.е. его органы и системы  могут выполнять нагрузки и выдерживать напряжения при мерно в 10 раз большие, чем те, с которыми  человеку приходиться сталкиваться в повседневной нормальной жизни.

Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, от повседневного поведения, от тех привычек, которые он приобретает, от умения разумно распорядиться потенциальными возможностями здоровья на благо себе, своей семье и государству, в котором он живет.

Однако необходимо отметить, что ряд привычек, которые человек начинает приобретать еще в школьные годы и от которых не может избавиться в течение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей человека, преждевременному его старению и приобретению устойчивых заболеваний. К таким привычкам, прежде всего надо отнести употребление алкоголя, наркотиков и курения.

   

Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в                 определенных ситуациях приобретает для человека характер потребности.

Вредная привычка – закрепленный в личности способ поведения, агрессивный по отношению к самой личности или к обществу. Итак, как же все это начиналось.

4.Вступление. Первым европейцем, столкнувшимся с курением, был Христофор Колумб. Во время своего путешествия в 1492 году он увидел, как жители с острова Куба, сосут туго свернутые тлеющие листья какого-то высушенного растения. Эти свернутые в трубку  листья назывались « сигаро». От названия провинции «Табаго», где эту траву стали выращивать, растение получило название «табак». Первоначально табак использовали в качестве лекарства от мигрени: аромат табачных листьев уменьшал головные боли. Так Жан Нико в 1559 году преподнес французской королеве Екатерине Медичи сухие листья табака с рекомендацией нюхать их при головной боли, приступы которой часто беспокоили королеву. Со временем нюханье табака, а также его курение, быстро распространилось и стало модным. Ко времени правление Людовика Х1У нюхание табака было введено в круг придворного этикета.

Первая популярная книга о вреде курения, была издана королем Англии Яковом 1. Свой знаменитый труд « О вреде табака», опубликованный в 1604 году Яков 1 закончил словами: «…привычка, противная зрению, невыносима для обоняния, вредна для мозга, опасная для легких…»

В России табак появился в 1583 году при царе Иване Грозном, его завезли английские купцы через  Архангельск. Со временем было замечено, что курение табака приводит к многочисленным отравлениям организма и даже смерти. Кроме того, при небрежном отношении с непогашенной трубкой происходит большое количество возгорание деревянных построек. (Опустошительный пожар в Москве в 1634 году). Курение в России стало преследоваться властями и духовенством. При царе Михаиле Федоровиче запрещались продажа, покупка и потребление табака. Нарушающих этот запрет, первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам. При повторном нарушении им отрезали ноздри и уши. В отдельных случаях казнили.

Торговля табаком и курение в России были разрешены в 1697 году в царствование Петра 1, который сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии. Более того, он всячески склонял  к курению своих приближенных и разрешил свободный ввоз табака из-за границы, наложив, правда, на него высокую пошлину. Может и поэтому прожил, всего 53 года.

Табакокурение опасно, прежде всего, для тех, кто курит, но мы здесь и сейчас рассмотрим, что отрава достается и тем, кто находиться и рядом и в не малом количестве. (Музыка из передачи Человек и Закон)

          Секретарь: «Прошу встать, суд идет».

Судья: «Прошу садиться».

Судья: «Сегодня на нашем заседании суда, слушается дело по иску общественной организации « За здоровый образ жизни», предъявленному Сигарете за ее пагубное влияние на организм  человека».

Судья: «Слово для обвинения имеет прокурор». « Прошу Вас»

           

Табакокурение и цена этой вредной привычки. (Прокурор)

Ваша честь! Табакокурение не является жизненно необходимым условием существования человека. Научно доказано, что это пагубная привычка, вредная и опасная для жизни. Ежегодно в мире от болезней, вызванных табакокурением, умирают более 4 млн. человек, а население нашей планеты составляет более 7 млрд. человек. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), количество курильщиков - более 1 млрд., т.е. курит каждый седьмой житель планеты. В России курят 40 % населения, т.е. 56 млн., человек, и ежегодно умирают от последствий курения 385 тысяч человек. Это около 1054человек в день, 44 человека в час.

Ваша честь! Мною проведено прокурорское расследование на тему: «Влияние табакокурения на организм подростка»

В ходе прокурорского расследования установлено. ( Презентация)

Если ситуация в будущем не измениться, то ежегодно потери в мире составят в 2025 году 10 млн.  человек. Можем ли мы допустить такие потери. Естественно нет. Вот, почему сегодня мы судим Сигарету.

Прокурор: для большей убедительности, прошу выслушать 1-го свидетеля.

Секретарь: Для дачи показаний, приглашается 1-й свидетель.

           

Влияние табачного дыма на организм. ( Ученик)

Ваша честь! У меня вопрос в зал. Что содержит дым, кроме никотина? (Угарный газ, синильную кислоту, сероводород, аммиак и концентрат сухой перегонки табака, называемый табачным дегтем).

Свидетель: Спасибо. « А теперь этим ядам, я дам краткую характеристику».

Горящая сигарета – это как бы фабрика по производству более 4000 различных химических соединений, причем ни одно из них не приносит организму человека пользу.

Табачный деготь в свою очередь содержит сотни химических соединений, в то числе канцерогены химические вещества, воздействие которых на организм человека может вызвать рак. Постоянное курение сопровождается бронхитом, вызывает хроническое раздражение голосовых связок, отрицательно сказывается на тембре голоса. В результате поступления дыма в легкие, кровь в альвеолярных капиллярах, вместо того чтобы обогатиться кислородом, насыщается угарным газом, что приводит к кислородному голоданию.

Синильная кислота хронически отравляет нервную систему.

Аммиак раздражает слизистые оболочки, снижает сопротивляемость организма различным инфекционным заболеваниям.

Вопрос в зал: Что еще воздействует на организм человека? Никотин - сильный яд. Смертельная доза никотина для человека составляет 1 миллиграмм на 1 килограмм массы тела.

Никотин очень опасен. К никотину организм быстро привыкает, поэтому острое отравление им имеет очень короткую фазу. Его признаки: головокружение, кашель, тошнота, горечь во рту., а также бывает слабость, недомогание, бледность лица. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг (2-3 капли). Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза вводиться постепенно, не в один прием. В течении 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг. табака.

Ваша честь! Прошу предоставить слово медицинскому работнику.(1 св.)

Судья. Прошу Вас.

(Мед, работник) Ваша честь! Я расскажу, как оказать медицинскую помощь при отравлении никотином.

1.Напоить пострадавшего водой (чаем, соком, но не содержащими газировку), ни в коем случае не давать молоко, которое способствует усвоению организмом ядов.

2. Вызвать рвоту (чтобы вывести яды из организма). Сначала дать отравленному попить воду, чай или сок, наклонить верхнюю часть туловища вперед, вызвать раздражение неба пальцем или чайной ложкой.

3. дать таблетку активированного угля (чтобы связать оставшийся в организме яд). Запивать таблетку можно водой.

 Ваша честь!  Еще от воздействия табачного дыма страдает  легочная система и соответственно сердце. Давайте их послушаем.

 У меня все, Ваша честь.

Легкие. Я не могу дышать, я кашляю. У меня бронхит и астма. На меня сильно действует оксид углерода. Этот газ вместо кислорода связывается в крови с белком красных кровяных клеток гемоглобином и образуется карбоксигемоглобин, а это соединение не может снабжать кислородом мозг, сердце и мышцы. Ой, как мне плохо!

Сердце. Мне так плохо, я устало,                             И этот яд непобедим.

              И нет, уже больше сил стучать.                Мои сосуды кровяные

              Наверное, жить осталось мало.…             В дыму сгорают день за днем

              Могли бы только вы понять –                  И если вы нас не спасете

              Мне не хватает кислорода,                       МЫ от куренья пропадем!

              Меня так душит никотин,          

Прокурор: Прошу послушать еще одного свидетеля.

Секретарь: Для дачи показаний, приглашается 2-й свидетель.

Пассивное курение (2-ой свидетель).

Ингредиенты табачного дыма.

Активный курильщик

( 1сигарета) мг.

Пассивный курильщик (1 час) мг

Угарный газ.

18.4

9.2

Оксид азота

0.3

0.2

Альдегиды

0.8

0.2

Цианиды

0.2

0.05

Акреолин

0.1

0.01

Твердые и жидкие вещества

25.3

2.3

Никотин

2.1

0.04

           

Ваша честь! Обратимся к таблице. (Читает таблицу, показывая указкой) Данные в таблице показывают, что пассивный курильщик, находящийся в одном помещении с активным курильщиком в течение одного часа, вдыхает дозу некоторых составных частей табачного дыма, равносильную выкуриванию половины сигареты.

Некурящие, за день вдыхают до 14 мг. Высоко канцерогенных (вызывающих раковые заболевания) веществ, содержащихся в табачном дыме, который задерживается в легких на срок до 70 дней.

Составные части табачного дыма оказывают негативное влияние на состав крови, мочи и нервную систему пассивных курильщиков.

Уже доказано, что пассивное купение-это значимый фактор риска в развитии рака легких.

Вдыхание табачного дыма в раннем детском возрасте увеличивает в дальнейшем вероятность заболевания раком легкого. При воздействии табачного дыма у детей отмечается повышение артериального давления, учащение сердцебиения, нарушения функционирования дыхательной системы, развитие воспалительного процесса среднего уха и.т.д. У них снижается психомоторные функции, особенно внимание и способность к усвоению новых знаний. У меня все, Ваша честь.

Судья: Спасибо, прошу садиться. (Вопрос в зал). Кто может что-нибудь добавить к сказанному?

Ученик из зала: «Разрешите, Ваша честь, я  прочитаю стихи».

Дай Бог набраться мне терпенья,             И молодым …

           Чтоб описать все то зло,                           Примеров до сих пор достаточно    вполне            

Что вижу я от куренья,                             Чтобы понять: возможно, или нет.            

Дедушка курил.                                              В сей обстановке уберечься мне,        

(а он в одной квартире с нами жил)          Ну, как мне на курящих не роптать

            Его ругали, упрекали,                                   Ведь они травят и себя и нас.

Но дружно никотин вдыхали.                      По их вине мы вынуждены стать

Страдала сильно вся семья,                         Пассивными «  курцами»,

Но больше всех, конечно, я,                          Каждый час.

Не стало дедушки,                                         Да, я решительно за то,

Остались мы втроем:                                   Чтоб это зло пресечь!

Родители и я. Не курим и не пьем,               Переиначив классика, скажу:

Однако в обществе курильщиков                 «Собрать бы сигареты все и сжечь»

Живем.

В подъезде курят все, кому не лень,               У меня все, Ваша честь!

И около подъезда

Курят целый день

Кругом табачный дым!

Неймется старым закурить

             Судья: Спасибо, прошу садиться. «Слово представляется обвиняемому-Сигарете. Обвиняемый, что Вы можете сказать в свое оправдание. Признаете ли Вы себя виновным, в том, что губите здоровье людей?

Сигарета: Ваша честь! Основными причинами, по которым сейчас начинают курить:

-подражание взрослым;

-влияние компании;

-любопытство;

-желание испытать себя;

-помогает успокоить нервы, расслабиться;

-способствует похудению;

-желание выглядеть солидно, круто;

-это модно;

-неверие во вредность табакокурения.

Так что, я не виноват!

У меня все, Ваша честь.

            Судья: Спасибо, прошу садиться. «Есть ли дополнения по данному делу».

Высказывание из зала: Хочу возразить обвиняемому по поводу его высказываний, причем о том, о чем я буду говорить доказано наукой и временем.

1.Табакокурение помогает успокоить нервы, расслабиться.

На самом деле компоненты табачного дыма не расслабляют, а тормозят важнейшие участки центральной нервной системы и мозга, кроме того, компоненты табачного дыма, попадая в кровь, вызывают выброс глюкозы из печен и, что притупляет чувство голода, на время создает чувство комфорта, о котором курильщик думает как о  расслаблении.

2.Способствует похудению.

Факты свидетельствуют, что, во-первых, притупляя сигаретой, чувство голода, курильщик провоцирует развитие гастрита и язвенной болезни желудка. Во-вторых, риск для здоровья от курения неизмеримо больше, чем от небольшого увеличения веса. И, в-третьих, курение нарушает работу щитовидной железы, и чем больше курильщик тянет с отказом от сигареты, тем серьезнее будут у него проблемы с весом, уже из-за необратимых нарушений обмена веществ. Не курение, а физкультура и спорт помогают человеку быть и оставаться  красивым и стройным

3.Курить модно.

Мода курить по делу и без дела демонстрируется только в телесериалах. Во многих странах мира частота курения за последние годы значительно снизились. И мужчины, и женщины осознали опасность для жизни табакокурения и стараются вести здоровый образ жизни. У меня все, Ваша честь.

Ученик из зала. Разрешите, Ваша часть я поделюсь своей радостью с присутствующими. Эту радость я хочу выразить стихами Владимира Маяковского:

Я сегодня дышу как слон,                            Я порозовел и пополнел в лице,

Походка моя легка,                                       Забыл и гриппы и кровать.

И ночь пронеслась как чудный сон,            Граждане вас интересует рецепт?

Без единого кашля и плевка…                     Открыть? или… не открывать?

Я стал определенный весельчак и остряк -  Не волнуйтесь, сообщаю: граждане -

Ну, просто -  душа общества.                        Сегодня – бросил я курить.

Судья. Прошу Вас.

            Судья: Спасибо, прошу садиться. Слово для защиты представляется адвокату.

Адвокат: Ваша честь! Не сигарета виновата в ухудшении здоровья человека, а сам человек. Он, в отличие от животных, обладает разумом и должен думать о своем здоровье сам. Начать курить легко, а отвыкнуть от вредной привычки очень трудно, можно стать ее рабом, медленно и верно уничтожать свое здоровье. Лучшее средство того, чтобы не  приобщиться к пагубному пристрастию, никогда не брать в руки сигарету. Некурящие люди лучше себя чувствуют, лучше выглядят, дольше живут и сохраняют жизненную активность.

Прошу быть снисходительнее к обвиняемому, так как сам человек виновен, поскольку не может  воспитать в себе волевые качества и выработать правильное отношение к табакокурению.

. У меня все, Ваша честь.

Судья: Спасибо прошу садиться. Заключительное слово для обвинения, предоставляется прокурору.

Прокурор: Ваша честь! Изучив материалы дела, заслушав свидетелей, адвоката и обвиняемого, мы видим, что:

-Курение угрожает всему организму. В дополнение хочу сказать, что от курения страдает и двигательный аппарат, сломанные кости у курящих срастаются в два раза медленнее, чем у некурящих. Отказ от курения снижает риск возникновения катаракты (помутнение хрусталика глаза).

«Капля никотина убивает лошадь» - вы не раз слышали это выражение. Но мало кто знает, что никотин канцерогеном не является. Никотин- это, прежде всего наркотик, вещество которое способствует привыканию. Выкуривая сигарету, человек заглатывает в среднем одну тысячную грамма никотина это один кубический миллилитр.

Ваша честь! Исходя из вышесказанного, прошу высокий суд, строго осудить пагубную привычку табакокурения, как наносящую непоправимый вред здоровью человека. У меня все, Ваша честь!

            Судья: Спасибо прошу садиться.

Секретарь: Прошу встать, суд удаляется для вынесения решения.

Судья: Оглашается приговор! Сегодня мы рассмотрели влияние пагубной привычки на организм человека. Пока организм молодой и здоровый, негативное воздействие вредных привычек не так уж ощущается, но постепенно оно будет накапливаться и рано или поздно даст о себе знать.

Исходя из материалов сегодняшнего дела, суд выносит решение:

1.Строго осудить курение как вредную и опасную привычку, которая подрывает здоровье человека.

2.Пропагандировать ФЗ РФ  «Об ограничении курения табака». Проявлять активную гражданскую позицию по данному вопросу не курить самим и вести профилактическую работу  среди учеников и преподавателей.

3.Выйти с предложением в администрацию школы о поощрении  преподавателей, рабочих и служащих, которые ведут здоровый образ жизни.

4.Учпрофкому периодически освещать здоровый образ жизни всеми доступными формами.

Решение окончательное и обжалованию не подлежит.

5.Подведение итогов урока.

1.Преподаватель - итак сделаем выводы для себя в заключение нашего  урока

2.Учащиеся:

-от заболеваний сердца умирают в 3 раза больше курильщиков, чем некурящих;

-от рака легких в 5 раз чаще других умирают те, кто начал курить в возрасте до 15 лет;

-лучше не начинать курить, чем потом мучиться.

-курение ухудшает здоровье некурящих, но вдыхающих табачный дым;

-курение приносит моральный и материальный ущерб семье;

-курение является часто причиной пожаров.

             3.указать характерные ошибки; (2минуты);

-объявить оценки, полученные в ходе занятий;

            -отметить наиболее активных в ходе занятий.

             Преподаватель: Есть хорошие стихи на эту тему поэта Бершадского

Запомни -  человек не слаб,

Рожден свободным, Он не раб.

Сегодня вечером, как ляжешь спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал  сам дорогу к свету

И, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить

Я – человек! Я должен сильным быть!

             6.Задание для самостоятельной работы:-1 минута

              -антиреклама  на сигареты или в целом на табакокурения;

              -что вы посоветовали заядлому курильщику - как бросить курить.

Журналы ОБЖ № 2 –2006г, № 12-2006г, № 1-2007г, учебник ОБЖ, М.П. Фролов и другие, стр. 159-164.А.Т. Смирнов 10 класс ОБЖ; А.Т. Смирнов,  8 класс ОБЖ.

Преподаватель- организатор ОБЖ   _________________В.В.Гордеев

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок обществознания и ОБЖ «Наш образ жизни. Основы здорового образа жизни.» в 6 классе.

Данный урок обществознания интегрирован с уроком ОБЖ в 6 классе. Здесь объединены две темы "Наш образ жизни." (Обществовеческое) и "Основы здорового образа жизни" (тема по ОБЖ). Это позволяет посмотре...

Программа "Основы здорового образа жизни. Здоровая семья - здоровый ребёнок".

В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Цель программы: развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование осн...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...