Внеклассное мероприятие "Чудо земли - хлеб".
материал (5 класс) по теме

Бахолдина Елена Михайловна

Воспитание бережного к хлебу и к тем, кто его выращивает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khleb.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

«Чудо земли - хлеб».

Классный час, посвященный бережному отношению к хлебу.

Цели:  расширение знаний, связанных  с историей хлеба; воспитание бережного отношения к хлебу и к тем, кто его выращивает.

Подготовка. Оборудование.

  1. Класс оформляется в соответствии с темой. Рисунки, плакаты, пословицы, поговорки о хлебе, стенгазеты с историей о хлебе.
  2. Записи песен «Священная война», фонограмма песни «Хлеб- всему голова», частушки.
  3. Мультимедиа проектор
  4. Выставка хлебобулочных изделий.

  Действующие  лица      

Ведущий 1           Добрый молодец             Учащиеся в русских народных костюмах

Ведущий 2           Ювелир

Ведущий 3           Мудрец

Ведущий 4           Пекарь

Ход мероприятия

( на экране мультимедиа проектор поле, звучит тихая музыка)

Ведущий 1:

                   Хлеб в России пекли с куполами,

                   Чтоб хватило, как неба, на всех.

                   За широкими в доме столами

                   Крошку бросить считали за грех.

                   И хлеб-соль – это русский обычай,

                   Словно символ людской доброты.

(учащаяся в русском народном костюме вносит каравай и кланяется)

Ведущий 2: Испокон веков хлеб был непростой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войн, революции, отдавали свою жизнь сотни людей.

Ведущий 3:  

                    Так повелось на моей земле:

                    Из года в год, из рода в род – веками

                    Тот хлеб, что в каждом доме на столе,

                    Согрет был человечьими руками.

                    Он их теплом, он их добром пропах

                    И песней той, что жаворонком спета

                    Под синим небом в золотых хлебах

                    В июльский полдень солнечного лета.

                    Пройдется пахарь утром по жнивью

                    И сыну, указав рукой на поле,

                    Негромко молвит: «Поклонись ему,

                    Как матери, как нашей общей доле!»

                      Ты вырастишь, и через много лет

                      Опять сюда вернешься на рассвете

                      И скажешь: «Ничего дороже нет,

                      Чем теплый хлеб на этом белом свете».

 Ведущий 4:

                      Кто произнес впервые слово «хлеб»

                      До сей поры неведомо, не знаю.

                      Но, кажется, что если бы ослеп

                      Иль угодил в глухой замшелый склеп

                      По духу бы узнал, что это хлеб.

                      Как запах Родины, как приближенье мамы.

                      В нем что-то неразгаданное есть,

                      Что многому другому не присуще

                      Увянуть может многое, отцвесть

                       И даже устареть и надоесть,

                       Но разве может надоесть насущный?

                       И вот он пред тобою на столе,

                      Такой духняный, что лишь может сниться.

                       И низко – низко хочется земле

                       За дар ее бесценный поклониться!

                      И хочется немного придержать

                      Пред тем, как разломить  с подпалой сдобу,

                      И крепко – крепко хочется пожать

                      Мозолистую руку хлебороба.

 Ведущий 1:

       Различным образом державы

       Свои украсили гербы:

       Вот леопард, орёл двуглавый,

       И лев, встающий на дыбы.

       Таков обычай был старинный,

       Чтоб с государственных гербов

       Грозил соседям лик звериный

       Оскалом всех своих зубов,

       Но не орёл, не лев, не львица

       Собой украсили наш герб,

       А золотой венок пшеницы,

       Могучий молот, острый серп!

 Ведущий 2:

       Слава миру на земле!

       Слава хлебу на столе!

       В нём - здоровье наше, сила,

       В нём – чудесное тепло.

       Сколько рук его растило,

       Охраняло, берегло!

       Ведь не сразу стали зёрна

       Хлебом тем, что на столе, -

       Люди долго и упорно

       Потрудились на земле.

       Вот об этом – то как раз

       Начинается рассказ.

(учащиеся исполняют песню «Хлеб – всему голова»)

Ведущий 3. А думали ли вы о том, сколько лет хлебу, как он появился? Учёные всего мира определили, что первым хлебным растением надо считать дуб. Жёлуди использовались для приготовления хлеба. Это было более 5 тысяч лет назад. Орехи, как и жёлуди, тоже были первым хлебом. Их скорлупа была найдена в пещерах – жилищах первобытных людей. Изобрели хлеб египтяне. Затем хлеб научились выпекать греки и римляне. В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом. В те далёкие времена на обед подавали, как правило, два блюда: кусок мяса и белый пшеничный хлеб. Каждое из этих блюд ели отдельно, и хлебу при этом, отдавалось наиболее почётная роль. Гомер писал, что чем богаче хозяин дома, тем обильнее он угощал гостей белым хлебом.

Ведущий 4: Про хлеб слагаются частушки. Сейчас девочки их исполнят.

На мелодию простую

Под гармонику вдвоём

Про пшеницу золотую

Вам частушки пропоём.

Провели весенний сев

Нынче на отлично мы.

Обеспечить надо всех

Булками пшеничными.

Агроном стал важной птицей,

В Министерстве он сидит!

Ну, а просо от пшеницы

Ни за что не отличит.

Хлеб сдавать -  шофёр в тревоге:

Трех пудов не достаёт.

А за ним по всей дороге

Воробьиный пир идет.

В межпланетный океан

Наш корабль умчится

Марс научит марсиан

Засеивать пшеницу.

Ведущий 1: А теперь конкурс «Отгадай загадку!»

1.Что две недели зеленится.

  Две недели колосится,

  Две недели отцветает,

  Две недели наливает,

  Две недели подсыхает?

(рожь)

2. Как на поле, на кургане

   Стоит курочка с серьгами

(овёс)

3.Роет, капает, землю разрыхляет.

(плуг)

4.Белые мухи на поле сели.

 (снег)

5.Лежит мужичок в золотом кафтане

   Подпоясан, а не поясом;

   Не поднимешь, так и не встанет

  (сноп)

6.В воде родится, а воды боится.

  ( соль)

7.И комковато,

   И ноздревато,

   И мягко, и ломко,

   А всех милей.

(хлеб)

Ведущий 2.Неслучайно слово хлеб входит во многие пословицы и поговорки. Послушайте некоторые из них:

Хлеб- батюшка, вода-матушка.

Хлебушко - калачу дедушка.

Худ обед, когда хлеба нет.

Хлеба ни куска , так и в горнице тоска.

Хлеб да вода - мужицкая еда.

Ведущий 3. В Древней Греции пекли разный хлеб. Для рабов- черный,тяжелый,плотный,грубый; для больных- с добавлением оливкового масла. Был хлеб специально для спортсменов, готовящихся к Олимпийским играм. По случаю спортивных состязаний в Олимпии подавался деликатес-хлеб с маслинами и рыбой.

Слово хлеб имеет древнегреческое происхождение. Греки выпекали хлеб в специальных горшках, которые назывались клибанос. Отсюда произошло слово хлайфс. В старонемецком языке существует слово хлайб, которое похоже на наше хлеб , украинское хлиб, эстонское лейб.

Ведущий 4. О ценности хлеба очень хорошо рассказывает народная сказка.

(следует инсценировка сказки)

     Однажды добрый молодец нашел золотой самородок. Обрадовался. Поднял его и понес ювелиру. Спросил: «Сколько стоит мой САМОРОДОК?». «1000 РУБЛЕЙ» - ответил ювелир. Не поверил молодец, пошел к другому. Второй ювелир предложил ему 5000 тысяч рублей. Третий ювелир, взвесив золото, сказал, что оно стоит 10 тысяч рублей. Совсем растерялся юноша и решил пойти к мудрецу за советом. « Я знаю, что нет ничего дороже золота на земле, - сказал он седобородому волшебнику, - но не могу установить истинную цену самородка». Взял в руки золото мудрец: «Твоя находка, добрый молодец, стоит целого состояния. Но не гордись этим, ибо ты ошибаешься, считая золото самым дорогим на земле… Попробуй неделю не поесть – за кусок хлеба и самородок отдашь. Вот и разумей теперь, что  самое ценное на земле».

                                                                 

                                                                пауза

(тихо звучит песня «Священная война»)

Ведущий 1: Цена хлеба, его ценность особенно проверяется в трудные годы. В Музее Истории Санкт-Петербурга  хранится черствый, потемневший не от времени, а темный с самого своего появления на свет, ломоть хлеба. Это суточная блокадная норма на одного человека: 125г. На детей и 250г. – на взрослого. В этом хлебе 80% жмыха, травы, древесной стружки немного отрубей и лишь 2% муки.

(На блюде лежат кусочки черного хлеба)

      Ведущий 2:

                   Спешат по улице прохожие,

                   В авоськах хлеб – тепло земли.

                  А мне под памятью сутулиться

                  Сама история велит.

                  Прилавок чёрный, скособоченный,

                  А крошки по прилавку катятся,

                  И дети, торопливо так.

                  Их ловят паучками – пальчиками

                  И собирают их в кулак.

                  В тяжелые дни Ленинградской блокады

                  И тянет сыростью от стен.

                 А за прилавком дремлет очередь,

                 Скорей, не дремлет, - спит совсем…

                 Здесь хлеб дают клочками, каплями,

                 Нет, эти женщины не плакали,

                 Сильнее этих не найдёшь!

                 Дети вставали со взрослыми рядом.

                Они успевали учиться, работать,

                Дежурить на крышах во время налетов.

                А хлеб ребятишек в мороз согревал

                И запахом чудным их дух поднимал.

                И восстанавливал силы ребят,

                Не спавших по несколько суток подряд.

.

Ведущий 3: Газета «Правда» поместила рассказ ленинградского пекаря: «Получишь 250 граммов хлеба и притронуться боишься. Начнешь есть - и съешь весь… а впереди смена. И дома ждут мама и сестренки.  Галя-младшая, ей 3 годика. Лежит, закутанная в одеяло и платок, глаза большие-большие ,смотрит и тихо-тихо просит: «Хлеба». Ей бы кусочек с чайком ,а где взять? С завода принести хоть корочку - и думать никто не смел. Совесть не позволяла. Галю схоронили.

(Пауза. На экране кадры хроники Великой Отечественной войны)

Ведущий 4: Хлеб, он - волшебник, он всё может. Мы ещё спим в своих постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых крупными буквами написано это самое слово «ХЛЕБ», развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах тёплого хлеба. В урожайный год он приходит на наш стол особенно многоликим. И всё это зависит, прежде всего от хлебороба.

Ведущий 1: В том, что у нас каждый день хлеб на столе – заслуга пекарей. Я хочу предоставить слово пекарю, пусть он расскажет о своей работе, о работе пекарни.

(рассказ пекаря о своей работе).

Ведущий 2.Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё и ещё раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших нам его на стол.

Ведущий 3: А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшие к нам из глубин веков, рождённое народным опытом: « Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба».

Ведущий 4: Конкурс « Знаете ли вы что..»

1.Чтобы посеянное зерно стало хлебом и дошло к нашему столу, трудятся представители почти 120 специальностей?

2. Каково значение слова НИВА? (Нива-поле, возделанное для посева или засеянное хлебом).

3.Какова старинная мера веса хлеба? (пуд-16,3 кг)

4.Как заменить в следующих словосочетаниях несогласованные определения согласованными:

комбайн для уборки зерна, комбайн для уборки хлопка, комбайн для уборки свеклы.

5.Как называется специальное зернохранилище, где хранят собранный урожай? (Элеватор- зернохранилище с механическим оборудованием для приема, очистки, сушки, отгрузки больших количеств зерна)

6. Из одного зёрнышка получается около двадцати миллиграммов муки, это значит, что для выпечки батона  требуется мука от помола 10 тысяч зёрен.  

7.Чёрный и белый хлеб нужно хранить раздельно, так он дольше  не черствеет и не плесневеет.

8. Для того , чтобы «освежить» зачерствевший хлеб , нужно сбрызнуть его водой или укрыть влажной тканью и на 2-3 минуты поместить в нагретую до 1500 С. духовку.

9. В каждой школе нашей страны, где число учащихся около 500 человек , ежедневно выбрасывается 20-25 кг хлеба! Эта цена недоеденных кусков. Каждый школьник должен твёрдо усвоить: взял кусок хлеба в столовой -  съешь  его! Не хочешь есть – не бери!

                                                                                                                                                                                   

Все вместе:  Пусть чистое небо сияет над миром,

                       Пускай отражается солнце в глазах,

                       Да пусть еще хлеб вечно будет в почете

                       На ваших и наших семейных столах!

(Звучит музыка. Идут кадры колосящегося поля. Угощение  гостей)

                             

Заявка на участие в V конкурсе для классных руководителей

Автор мероприятия -  Бахолдина Елена Михайловна

                                     Учитель русского языка и литературы

                                     Классный руководитель учащихся 8 класса

                                     МОУ Плодородной СОШ № 16

Номинация – Сценарии воспитательных мероприятий

Адрес: 347773     Ростовская область

                              Целинский район

                              Село Плодородное

                              Улица Молодежная, 17

Телефон 8 928 162 75 42

                 8 271 9 21 42

Электронный адрес school16@celina.donpac.ru

Дата рождения  21 июня 1967 год

                             

Номер ИНН  613600262831

Номер свидетельства пенсионного страхования   035- 683-986-95

Паспортные данные серия 6002 № 021430

                                   Выдан ОВД Целинского района

                                   Ростовской области

                                   04.12.2001 года

                                   Код 612-064

  Данное мероприятие я проводила в октябре 2009 года в своем 8 классе. Учителя, работающие в восьмых классах, очень хорошо знают, что такое подростковый кризис. К 14 годам многие восьмиклассники достигают половой зрелости, но до зрелости социальной, нравственной, духовной им еще далеко. Поэтому именно в этот период жизни (уже не дети, но еще не взрослые) необходимо  хотя бы 1 раз в четверть  проводить классные часы, посвященные нравственным проблемам, главное, чтобы он был значимым в жизни ребят, заметным событием в жизни класса, готовил их к взрослой жизни.

  Тему классного часа я определила неслучайно, я увидела, как в столовой ребята пренебрежительно относятся к куску хлеба, обратила на это внимание учащихся своего класса ( как раз они были дежурные по столовой), и мы решили, что покажем открытое мероприятие для учащихся 5-7 классов, которое бы воспитывало у них бережное отношение к хлебу. Работа закипела, ребята проявили большую активность при подготовке, я видела, как они стараются добыть новый материал, делают презентации, шьют костюмы, со всей серьезностью и пониманием относятся к любому заданию, предлагают свои какие-то идеи.  Этот сценарий мы составляли совместно, ребята  хотели как можно больше вместить туда информации, чтобы понять, насколько актуальна данная тема в наши дни.

  И, действительно, классный час удался, потому что мои восьмиклассники сумели донести до присутствующих в зале в самых разнообразных формах, что необходимо беречь хлеб, относиться к труду хлеборов почтительно и с уважением.

   Я советую своим коллегам обязательно провести это мероприятие и убедиться в практической и теоретической ценности данной разработки.

   

                                                                 С уважением Бахолдина Е.М.

Экономические преступления в произведениях русской литературы.

 

 

         

         

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Чудо земли-хлеб"

внеклассное мероприятие...

Внеклассное мероприятие: «Не хлебом единым живет человек. Но жизни, без хлеба не мыслит…»

Цель: воспитывать патриотические чувства, уважение к труду старшего поколения.Задачи:-показать, что во все времена хлеб был и остаётся основой жизни человека, из воспоминаний современников, отрывки из...

Чудо земли- хлеб

Цель: - расширить представление учащихся о значении  хлеба в нашей жизни; - дать знания учащимся об истории хлеба; - воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и уважение к...

Сценарий внеклассного мероприятия "Блокадный хлеб" (в рамках проведение Акции – Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»)

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводился  по всей стране 27 января 2020 года в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 года (День воинской славы Р...

Музыкально - литературная композиция "Чудо земли - хлеб"

В композиции содержится много интересного материала о том, как добывают хлеб, как он попадает к нам на стол. В сценарии много стихотворений о хлебе, о людях, которые выращивают пшеницу....

Сценарий общешкольного праздника "Чудо Земли - ХЛЕБ"

Праздник направлена на бережное отношение к хлебу...