Музыкально - литературная композиция "Чудо земли - хлеб"
классный час (6 класс)
В композиции содержится много интересного материала о том, как добывают хлеб, как он попадает к нам на стол. В сценарии много стихотворений о хлебе, о людях, которые выращивают пшеницу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hleb_chudo_zemli.docx | 32.43 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МКОУ «Детский дом-школа№95 «Дом детства»
Музыкально-литературная композиция
«Чудо Земли - хлеб»
Конспект занятия
Составила: Малова Л.Н.
Цель: Расширить представление детей о значимости хлеба для всех людей.
Задачи:
1)Расширить знание детей о том, как хлеб попадает на стол.
2)Пополнить знания детей о предках хлеба.
3)Рассказать детям о значимости хлеба в военное время.
4)Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Ход мероприятия.
Звучит фонограмма «Гимн о хлебе»
Выходят ведущие.
1 вед - Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, да желанные! Рады видеть вас всех у нас на празднике! Ждет вас угощение знатное и времяпровождение приятное.
2 вед.- И по старому русскому обычаю, дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью. А главное хлеб на Руси - это конечно же каравай. Ну а женщин, которые раньше приносили хлеб называли каравайщицами. И я прошу нашу хваленую каравайщицу угостить гостей хлебом-солью. (Звучит мелодия р.н. песни «Светит месяц». Каравайщица угощает гостей и приглашает их к столу.)
В это время выходят дети и говорят слова:
1 реб.- Слава миру на Земле!
2 реб.- Слава хлебу на столе!
3 реб.- Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Крупным пышным караваем,
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником
4 реб.- С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим,
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
2 реб.- Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шёл к тебе из далека.
3 реб.- В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл,
В нем здоровье, наша сила,
В нем-чудесное тепло
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
1 реб.-В нем земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нем.
Уплетай за обе щеки,
Вырастай богатырём!
Ведущая – А сейчас я предлагаю отправиться в путешествие - себя показать да людей посмотреть.
2 вед.- Я согласен. Только куда мы отправляемся, кто нам путь покажет?
1 вед.- А укажет нам путь колобок, который лепили специально для этого праздника.
(Хлопает в ладоши. Девочка вносит колобок на блюдечке.)
Нужно только сказать: Катись по блюдечку колобок, покажи нам заветный уголок! (Передаёт колобок детям).
1 реб.- Катился, катился колобок и прикатился в замечательную страну «Детство». Да и как ему было туда не прикатиться, ведь человек в самом раннем возрасте знакомится с понятием «хлеб».
2 реб.- А круглый хлеб служит ещё и оберегом. Потому что так часто это слово встречается в колыбельных песнях, потешках, прибаутках. (Муз. номер «песня») «Золотое зёрнышко».
1 вед.И вновь мы продолжаем наше путешествие.
Катись колобок, расскажи нам сказку
«Как пришёл ты к людям хлеб?»
3 реб.- Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него не было никого. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого на него сыпались мелкие камушки. Он решил попробовать эти камушки, которые оказались зёрнами, и есть их. Эти зерна подействовали на него как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо-колоске. С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски. Позднее они начали зерно размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.
4 реб.: (читает стихотворение Д. Леднёва «Хлеб наш насущный»)
Хлеб наш насущный - святые слова,
Так говорили и деды и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова-
сила великая хлебушку дадена.
Хлеб, как святыня, для всех был всегда,
Есть он - исполнилось счастье народное,
Не было – голод душил города,
И вымирали деревни голодные.
Нынче ж, когда у нас вдоволь его,
То ли от сырости, толь от чего
Хлеб совершенно ценить перестали мы,
Мы не бедны: на столе, в закромах
Досыта хватит всем хлеба душистого:
На необъятных колхозных полях
Колос наполнит зерно золотистое.
Чтобы российские люди могли
Надо беречь хлеб – щедрость земли,
Силу страны, дар великой природы.
1 вед.- Да, мы не бедны! Но бережливость - мать богатства, залог могущества нашей Родины.
2 вед.- И вновь мы продолжаем наше путешествие. Катись по блюдечку колобок, покажи наши хлебные колоски. (Звучит музыка. Дети исполняют танец «Колосок».).
1 колосок: Мы золотые зернышки,
Живем лучистым светом.
Под вьюгами и тучами.
Мы дружим, неразлучные,
Мы зерна золотистые.
Выносливы, дружны,
Мы людям так нужны.
2 колосок: Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
День и ночь гудят комбайны,
Хлеб идет со всей страны-
Слава тем, кто любит землю,
Тем, кто трудится на ней.
3 колосок: Перед этой пашнею шапку скинь сынок,
Видишь пробивается хлебный стебелёк,
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знает только солнышко, ветер, да вода…
Для него, для зёрнышка, через всю страну
Комсомольцы ехали жить на целину!
(звучит фонограмма френкеля «Русское поле»).
1 вед.- Хлеб - Какое привычное и все-таки необычное слово. Святое дело вырастить хлеб. Из зерна пшеницы можно получить около 20млг. муки. Для выпечки 1 батона требуется 10000 зерен! Сколько же надо чтобы прокормить народ? Давайте послушаем, как приходит к нам хлеб на стол.
1 реб.- Хлеб рождается в бороздах
Посмотри-ка на поля,
Ведь земля-земля непросто,
А кормилица Земля!
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром:
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
Гребнем частым борона,
Расчеши земельку!
Приготовим для зерна
Мягкую постельку.
2 реб.- На широкие долины
Вышли новые машины.
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
И слышит страна: на уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
3 реб.- Но вглядись в простор бескрайний:
Что такое там в дали?
Выплывают корабли
Ох, машиница какая!
Ну, комбайнер, покажи,
Как пшеницу подсекая,
Ходят острые ножи,
Как из колоса тугого
Выбирается зерно,
Как, пожалуйста, готово-в ящик сыплется оно.
4 реб: Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошел
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато,
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно,
Скажет он как будто дома,
Сколько нужно отдохнуть,
И опять собраться в путь.
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу-чудесницу
Здесь пышней, чем облака,
И в любом количестве
Получается мука
По воле электричества.
5 реб: Вот почти космический
Контейнер металлический-
Уж, сюда наверняка
Помещается мука!
От завода-автомата,
Льется теплый хлебный запах
Поздно ночью спят ребята
А завод готовит завтрак:
Все, что хочешь, испечет
Этот сказочный завод.
6 реб: Так и скачут из печи
Плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи,
Сладкие коврижки,
Маковые пышки.
Двадцать пять фасонов
Булок и батонов.
Здесь науке не до скуки,
Чудесам здесь просто тесно-
Механические руки
Лепят бублики из теста,
Интересно, как в кино,
Даже чуточку смешно.
7 реб: Автоматам люди рады,
Потому что автоматы
Научились булки печь
Автомат замесит тесто
И отправит тесто в печь.
Есть пословица в народе
« Хлеб на стол и стол-престол»
Хлеб не легкий путь проходит
Чтоб попасть тебе на стол.
И в любом кусочке хлеба
Ты почувствуешь всегда
Теплоту родного неба,
Привкус доброго труда!
( Музыкальный номер. Дети исполняют песню «Расти колосок»)
Игра с колобком
1 вед: Хлеб… Наскучит ли он?
Никогда.
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.
Ты катись, катись колобок, расскажи о горе людском, о враге лютом.
2 вед: В истории страны было время, когда не хватало хлеба.
Его приходилось отбирать для народа у врагов с оружием в руках.
Хлеб детям! А хлеба ни крошки в Кремле…
И сам не посеется с неба
Хлеб детям и фронту, в осаде страна!
И кровь прилипала к железу,
На каждый мешок золотого зерна-сто пуль получали сполна.
Звучит музыка «Аве Мария»
1 ведущая: Вспомним трудный хлеб войны с полей, отдавший фронту не только мужские руки, но и лучшую технику, хлеб, замешанный на великом труде и вдовьих слезах, хлеб, ковавший нашу Победу.
Я о России, не о хлебе…
Война ломилась в отчий край.
Единственный, как солнце в небе,
Лежал на блюде каравай.
Он выпекался из пайковой,
С древесной примесью муки.
А мать, неспешно и сурово
Его делила на куски.
Той справедливой мерой с нею
Никто сравниться бы не мог:
Кто был слабей- тому сытнее
И толще резала кусок.
Как хлеба ни было бы мало,
О всех заботясь и скорбя
Мать никого не обделяла,
За исключением себя…
Звучит музыка «Ленинградский метроном»
(На экране кинокадры из жизни блокадного Ленинграда)
Чтец: Лишь печаль и забота в детском сердце моем…
Запах хлебозавода, запах в сорок втором.
Умер запах, цветочный, умер запах травы,
Аромат мой полночный, хлебный возле Невы,
У ворот одиноко все стоит часовой
Собираются люди, рой голодных теней,
Подышали и будет, вроде стало сытней.
Может ночью приснятся калачи на печи…
Ах, как трудно расстаться с ароматом в ночи!
И навеки целебный этот запах во мне…
Честной мерою хлебной мерю все на земле.
(Дети исполняют песню «Корочка хлеба»)
2 вед: Но люди жили, воевали. И не покорились врагу.
1 реб: Был хлеб всегда в почете на Руси-
Ее просторов главное богатство.
Его ты цену хочешь знать?- спроси
Тебе ответить могут ленинградцы,
Они припомнят город без огней,
Когда враги стояли на пороге,
И долгих девятьсот блокадных дней…
Снарядов свист…
Воздушные тревоги…
Мела метель колючая, мела…
За нею голод шел в дома по следу…
И не было ни хлеба, ни тепла,
Была лишь вера твердая в Победу!
1 ведущая: Немало подвигов было совершенно водителями машин, доставлявшими продукты в Ленинград по «Дороге жизни»
2 реб: Казалось, что конец земли,
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще, он рядом где-то,
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду,
Ну так и есть, мотор заело
Ремонт на пять минут-пустяк,
Поломка - это не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь-опять сведет,
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре-
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря «Священным даром» назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить на земь.
(звучит «Реквием» В. А Моцарта)
1 вед: 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около них всегда много людей. Они стоят молча и плачут.
2 вед: На могиле среди цветов часто лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тогда…». Давайте почтим павших в блокадном Ленинграде минутой молчания.
1 вед: Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе-большое счастье. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим подвигом, перед тем, как выйти из булочной с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё раз вспомним о руках, посеявших этот хлеб.
- Ну что колобок, вот и подошло наше путешествие к концу.
Почёт и честь Вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине Вы дали
Душистый хлеба каравай!
2 вед: Будем помнить народную мудрость:
«Хлеб – всей жизни голова!»
1 вед: «Хлеб – драгоценность! Им не сори
Хлеба к обеду в меру бери!»
2 вед: Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной!
Не мечтали мы о чуде, -
К нам полей живая речь:
1 вед: Берегите хлеб, вы люди,
Научитесь хлеб беречь!
(Дети хором исполняют заключительную песню «Праздник хлеба»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Заступники земли Русской...."
В этом мероприятии представлен материал о защитниках нашего отечества в разные эпохи....
Внеклассное мероприятие "Чудо земли - хлеб".
Воспитание бережного к хлебу и к тем, кто его выращивает....
Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднованию 9 мая «Вам, отстоявшим весну на земле…»
Композиция , посвященна подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне....
Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднованию 9 мая «Вам, отстоявшим весну на земле…»
Много внимания уделяется патриотическому воспитанию, моя композиция, рассчитана на учащихся 5-7 классов, проводится в виде выступления агитбригады....
Литературно - музыкальная композиция «Хранит земля войны минувшей память…», посвященная выводу советских войск из Афганистана
Внеклассное мероприятие "Хранит земля войны минувшей память", посвящено 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Цели мероприятия: • воспитание патриотизма, любви к Родине; • акти...
Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»
Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...
Литературно-музыкальная композиция «Береги землю родимую, как мать любимую!»
Сценарий мероприятия затрагивает экологическую проблему. Поможет вам организовать мероприятие, посвящённое охране природы....