Музыкально - литературная композиция "Чудо земли - хлеб"
классный час (6 класс)

Малова Людмила Николаевна

В композиции содержится много интересного материала о том, как добывают хлеб, как он попадает к нам на стол. В сценарии много стихотворений о хлебе, о людях, которые выращивают пшеницу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hleb_chudo_zemli.docx32.43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКОУ «Детский дом-школа№95 «Дом детства»

        

                     Музыкально-литературная композиция

                                 «Чудо Земли - хлеб»

        

                                                                         Конспект занятия  

                                                                         Составила: Малова Л.Н.

Цель: Расширить представление детей о значимости хлеба для всех людей.

Задачи:

1)Расширить знание детей о том, как хлеб попадает на стол.

2)Пополнить знания детей о предках хлеба.

3)Рассказать детям о значимости хлеба  в военное время.

4)Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Ход мероприятия.

Звучит фонограмма «Гимн о хлебе»

Выходят ведущие.

1 вед - Здравствуйте, гости дорогие, гости званые, да желанные! Рады видеть вас всех у нас на празднике! Ждет вас угощение знатное и времяпровождение приятное.

2 вед.- И по старому русскому обычаю, дорогих гостей мы встречаем хлебом-солью. А главное хлеб на Руси - это конечно же каравай. Ну а женщин, которые раньше приносили хлеб называли каравайщицами. И я прошу нашу хваленую каравайщицу угостить гостей хлебом-солью. (Звучит мелодия р.н. песни «Светит месяц». Каравайщица угощает гостей и приглашает их к столу.)

В это время выходят дети и говорят слова:

1 реб.- Слава миру на Земле!

2 реб.- Слава хлебу на столе!

3 реб.- Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Крупным пышным караваем,

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником

4 реб.- С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим,

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!  

2 реб.- Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе из далека.

3 реб.- В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл,

В нем здоровье, наша сила,

В нем-чудесное тепло

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

1 реб.-В нем земли родимой соки,

Солнца свет весёлый в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырём!

Ведущая – А сейчас я предлагаю отправиться в путешествие - себя показать да людей посмотреть.

2 вед.- Я согласен. Только куда мы отправляемся, кто нам путь покажет?

1 вед.- А укажет нам путь колобок, который лепили специально для этого праздника.

(Хлопает в ладоши. Девочка вносит колобок на блюдечке.)

Нужно только сказать: Катись по блюдечку колобок, покажи нам заветный уголок! (Передаёт колобок детям).

1 реб.- Катился, катился колобок и прикатился в замечательную страну «Детство». Да и как ему было туда не прикатиться, ведь человек в самом раннем возрасте знакомится с понятием «хлеб».

2 реб.- А круглый хлеб служит ещё и оберегом. Потому что так часто это слово встречается в колыбельных  песнях, потешках, прибаутках. (Муз. номер «песня») «Золотое зёрнышко».

1 вед.И  вновь мы продолжаем наше путешествие.

Катись колобок, расскажи нам сказку

«Как пришёл ты к людям хлеб?»

3 реб.- Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него не было никого. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого на него сыпались мелкие камушки. Он решил попробовать эти камушки, которые оказались зёрнами, и есть их. Эти зерна подействовали на него как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо-колоске. С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо-колоски. Позднее они начали зерно размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.

4 реб.: (читает стихотворение Д. Леднёва «Хлеб наш  насущный»)

Хлеб наш насущный - святые слова,

Так говорили и деды и прадеды.

Он в нашей жизни всему голова-

сила великая хлебушку дадена.

Хлеб, как святыня, для всех был всегда,

Есть он - исполнилось счастье народное,

Не было – голод душил города,

И вымирали деревни голодные.

Нынче ж, когда у нас вдоволь его,

То ли от сырости, толь от чего

Хлеб совершенно ценить перестали мы,

Мы не бедны: на столе, в закромах

Досыта хватит всем хлеба душистого:

На необъятных колхозных полях

Колос наполнит зерно золотистое.

Чтобы российские люди могли

Надо беречь хлеб – щедрость земли,

Силу страны, дар великой природы.

1 вед.- Да, мы не бедны! Но бережливость - мать богатства, залог могущества нашей Родины.

2 вед.- И вновь мы продолжаем наше путешествие. Катись по блюдечку колобок, покажи наши хлебные колоски. (Звучит музыка. Дети исполняют танец «Колосок».).

1 колосок: Мы золотые зернышки,

Живем лучистым светом.

Под вьюгами и тучами.

Мы дружим, неразлучные,

Мы зерна золотистые.

Выносливы, дружны,

Мы людям так нужны.

2 колосок: Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

День и ночь гудят комбайны,

Хлеб идет со всей страны-

Слава тем, кто любит землю,

Тем, кто трудится на ней.

3 колосок: Перед этой пашнею шапку скинь сынок,

Видишь пробивается хлебный стебелёк,

Сколько в это зернышко вложено труда,

Знает только солнышко, ветер, да вода…

Для него, для зёрнышка, через всю страну

Комсомольцы ехали жить на целину!

(звучит фонограмма френкеля «Русское поле»).

1 вед.- Хлеб - Какое привычное и все-таки необычное слово. Святое дело вырастить хлеб. Из зерна пшеницы можно получить около 20млг. муки. Для выпечки 1 батона требуется 10000 зерен! Сколько же надо чтобы прокормить народ? Давайте послушаем, как приходит к нам хлеб на стол.

1 реб.- Хлеб рождается в бороздах

Посмотри-ка на поля,

Ведь земля-земля непросто,

А кормилица Земля!

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром:

Это тракторы плугами

Пашут легкий чернозем.

Гребнем частым борона,

Расчеши земельку!

Приготовим для зерна

Мягкую постельку.

2 реб.- На широкие долины

Вышли новые машины.

Глянь в раскрытое окно-

Сеют сеялки зерно.

Посеяли хлеб хлеборобы весною,

И слышит страна: на уборку пора,

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

3 реб.- Но вглядись в простор бескрайний:

Что такое там в дали?

Выплывают корабли

Ох, машиница какая!

Ну, комбайнер, покажи,

Как пшеницу подсекая,

Ходят острые ножи,

Как из колоса тугого

Выбирается зерно,

Как, пожалуйста, готово-в ящик сыплется оно.

4 реб:  Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошел

С поля даже в магазины

Хлебу ехать рановато,

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно,

Скажет он как будто дома,

Сколько нужно отдохнуть,

И опять собраться в путь.

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу-чудесницу

Здесь пышней, чем облака,

И в любом количестве

Получается мука

По воле электричества.

5 реб: Вот почти космический

Контейнер металлический-

Уж, сюда наверняка

Помещается мука!

От завода-автомата,

Льется теплый хлебный запах

Поздно ночью спят ребята

А завод готовит завтрак:

Все, что хочешь, испечет

Этот сказочный завод.

6 реб: Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

Сладкие коврижки,

Маковые пышки.

Двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

Здесь науке не до скуки,

Чудесам здесь просто тесно-

Механические руки

Лепят бублики из теста,

Интересно, как в кино,

Даже чуточку смешно.

7 реб: Автоматам люди рады,

Потому что автоматы

Научились булки печь

Автомат замесит тесто

И отправит тесто в печь.

Есть пословица в народе

« Хлеб на стол и стол-престол»

Хлеб не легкий путь проходит

Чтоб попасть тебе на стол.

И в любом кусочке хлеба

Ты почувствуешь всегда

Теплоту родного неба,

Привкус доброго труда!

( Музыкальный номер. Дети исполняют песню «Расти колосок»)

                 Игра с колобком

1 вед:  Хлеб… Наскучит ли он?

             Никогда.

             Без него обойтись и не пробуй,

             Без него человеку беда.

Ты катись, катись колобок, расскажи о горе людском, о враге лютом.

2 вед: В истории страны было время, когда не хватало хлеба.

Его приходилось отбирать для народа у врагов с оружием в руках.

Хлеб детям! А хлеба ни крошки в Кремле…

И сам не посеется с неба

Хлеб детям и фронту, в осаде страна!

И кровь прилипала к железу,

На каждый мешок золотого зерна-сто пуль получали сполна.

Звучит музыка «Аве Мария»

1 ведущая: Вспомним трудный хлеб войны с полей, отдавший фронту не только мужские руки, но и лучшую технику, хлеб, замешанный на великом труде и вдовьих слезах, хлеб, ковавший нашу Победу.

Я о России, не о хлебе…

Война ломилась в отчий край.

Единственный, как солнце в небе,

Лежал на блюде каравай.

Он выпекался из пайковой,

С древесной примесью муки.

А мать, неспешно и сурово

Его делила на куски.

Той справедливой мерой с нею

Никто сравниться бы не мог:

Кто был слабей- тому сытнее

И толще резала кусок.

Как хлеба ни было бы мало,

О всех заботясь и скорбя

Мать никого не обделяла,

За исключением себя…

Звучит музыка «Ленинградский метроном»

(На экране кинокадры из жизни блокадного Ленинграда)

Чтец: Лишь печаль и забота в детском сердце моем…

Запах хлебозавода, запах в сорок втором.

Умер запах, цветочный, умер запах травы,

Аромат мой полночный, хлебный возле Невы,

У ворот одиноко все стоит часовой

Собираются люди, рой голодных теней,

Подышали и будет, вроде стало сытней.

Может ночью приснятся калачи на печи…

Ах, как трудно расстаться с ароматом в ночи!

И навеки целебный этот запах во мне…

Честной мерою хлебной мерю все на земле.

(Дети исполняют песню «Корочка хлеба»)

2 вед: Но люди жили, воевали. И не покорились врагу.

1 реб: Был хлеб всегда в почете на Руси-

            Ее просторов главное богатство.

            Его ты цену хочешь знать?- спроси

            Тебе ответить могут ленинградцы,

            Они припомнят город без огней,

            Когда враги стояли на пороге,

            И долгих девятьсот блокадных дней…

            Снарядов свист…

            Воздушные тревоги…

            Мела метель колючая, мела…

            За нею голод шел в дома по следу…

            И не было ни хлеба, ни тепла,

            Была лишь вера твердая в Победу!        

1 ведущая: Немало подвигов было совершенно водителями машин, доставлявшими продукты в Ленинград по «Дороге жизни»

2 реб: Казалось, что конец земли,

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще, он рядом где-то,

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела

Шофер вскочил, шофер на льду,

Ну так и есть, мотор заело

Ремонт на пять минут-пустяк,

Поломка - это не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнешь-опять сведет,

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре-

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «Священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить на земь.

(звучит «Реквием» В. А Моцарта)

1 вед:   641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискарёвском кладбище – тысячи могил. Около них всегда много людей. Они стоят молча и плачут.

2 вед:   На могиле среди цветов часто лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тогда…». Давайте почтим павших в блокадном Ленинграде минутой молчания.

1 вед: Каждый из нас должен помнить: всегда иметь хлеб на столе-большое счастье. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим подвигом, перед тем, как выйти из булочной с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё раз вспомним о руках, посеявших этот хлеб.

- Ну что колобок, вот и подошло наше путешествие к концу.

Почёт и честь Вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине Вы дали

Душистый хлеба каравай!  

2 вед:  Будем помнить народную мудрость:

            «Хлеб – всей жизни голова!»

1 вед:  «Хлеб – драгоценность! Им не сори

            Хлеба к обеду в меру бери!»

2 вед: Зерна наших дней, светитесь

           Позолотою резной

           Говорим мы: берегите,

           Берегите хлеб родной!

           Не мечтали мы о чуде, -

           К нам полей живая речь:

1 вед: Берегите хлеб, вы люди,

           Научитесь хлеб беречь!

(Дети хором исполняют заключительную песню «Праздник хлеба»)

                                   

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Заступники земли Русской...."

В этом мероприятии представлен материал о защитниках нашего отечества в разные эпохи....

Внеклассное мероприятие "Чудо земли - хлеб".

Воспитание бережного к хлебу и к тем, кто его выращивает....

Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднованию 9 мая «Вам, отстоявшим весну на земле…»

Композиция , посвященна подвигу нашего народа в Великой Отечественной войне....

Музыкально-литературная композиция, посвящённая празднованию 9 мая «Вам, отстоявшим весну на земле…»

Много внимания уделяется патриотическому воспитанию, моя композиция, рассчитана на учащихся 5-7 классов, проводится в виде выступления агитбригады....

Литературно - музыкальная композиция «Хранит земля войны минувшей память…», посвященная выводу советских войск из Афганистана

Внеклассное мероприятие "Хранит земля войны минувшей память", посвящено 25 годовщине вывода советских войск из Афганистана. Цели мероприятия: • воспитание патриотизма, любви к Родине; • акти...

Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!» Музыкально - литературная композиция по творчеству Николая Рубцова «Россия! Русь! Храни себя, храни!»

Николай Рубцов будет жить в своем народе, как будут жить свободные, глубокие, печальные и светлые звуки его стихов, будет звучать его негромкий и добрый поэтический голос. И чистая звезда его душ...

Литературно-музыкальная композиция «Береги землю родимую, как мать любимую!»

Сценарий мероприятия затрагивает экологическую проблему. Поможет вам организовать мероприятие, посвящённое охране природы....