Сценарий общешкольного праздника "Чудо Земли - ХЛЕБ"
классный час
Праздник направлена на бережное отношение к хлебу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_zemli_-_hleb.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общешкольный праздник «ЧУДО ЗЕМЛИ -- ХЛЕБ»
Кучина Т.П, учитель истории и обществознания МКОУ Гарской ОШ, 2016 г.
Широка и раздольна русская земля.
Куда ни кинешь взгляд – кругом леса, луга, поля.
Русское поле – хлебное поле, оно большое как море…
Исполняется песня «Русское поле».
Ученица 1. Русский хлеб с солью с давних пор считался на Руси символом русского гостеприимства.
Ученица 2 читает, девушка в народном костюме инсценирует стихотворения:
Если мы хотим кого – то встретить с честью и с почетом.
Встретить щедро, от души, с уважением большим.
То гостей таких встречаем круглым, пышным караваем.
Он на блюдце расписном, с белоснежным рушником.
С караваем соль подносим, поклоняясь, отведать просим –
Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб – соль из рук.
Они же:
Ученица 1. Хлеб -- это чудо Земли.
Ученица 2. Он вечен как солнечный свет, как наше с вами дыхание. Ученица 1. Есть хлеб – светло в доме, нет -- беда, несчастье.
Ученица 2. Хлеб на столе и стол престол, а хлеба ни куска и стол – доска.
Ученица 1. Что бы мы не задумали, о чем бы не мечтали, мера всему – хлеб.
Ученица 2. Он основа нашего благополучия, он залог всех наших радостей и надежд.
Ученица 1. Он всей нашей жизни голова.
Хор учителей исполняет песню «Хлеб – всему голова».
1 куплет:
На весенней заре воздух свежий и синий,
Постаревший отец седину шевеля,
Говорил у крыльца тихим голосом сыну,
Провожая его в первый раз на поля.
Припев: Ты запомни, сынок -- 2 раза (подголосок во 2 раз)
Золотые слова – 2 раза.
Хлеб всему голова – 4 раза.
2 куплет:
Сын пошел, пошагал, по отцовскому следу,
Но война началась – вой огня и свинца.
В годы бед и потерь, добывая победу,
Нес боец молодой завещанье отца. Припев тот же.
3 куплет:
Но случилась беда на земле незнакомой,
Был он ранен в бою на холодной земле.
Свой солдатский паек передал он другому,
А домой написал в треугольном письме. Припев тот же.
4 куплет:
На весенней заре воздух свежий и синий
На страде посевной гул моторов и шум,
Говорил неспеша, сын погибшего сына,
Говорил чуть дыша своему малышу. Припев тот же.
1 ученик. Хлеб всему голова.
Как только не называют его люди: и хлебушко и кормилец.
2 ученик. Хлеб – первая и главная еда человека.
Так было тысячелетия назад, так останется и впредь.
1 ученик. Без хлеба мы не садимся за стол. Без него нет ни завтрака, ни обеда. Без хлеба самая вкусная еда теряет свою прелесть, становится неаппетитной.
2 ученик. А каким он был первый хлеб? Когда человек начал возделывать хлебные растения? Об этом нам расскажет ИСТОРИК.
Историк выходит к доске, рассказывает по карте.
Родина хлебных злаков не установлена, но предполагают, что в диком виде они росли в Средней Азии. По историческим документам известно, что финикийцы занимались хлебопашеством и вывозили зерно в другие страны. Особенно процветало хлебопашество в Древнем Египте, оттуда оно перешло к древним грекам. В Европу хлебное зерно (показывает гербарии ржи, овса, ячменя, пшеницы) привезли из Азии. Хлеб человек возделывает более 10 тысяч лет. В одном из музеев словно бесценное сокровище хранится ломтик хлеба, которому .. 6 тысяч лет. Ученые нашли его на дне озера. Когда – то очень давно он попал в слой густого ила, со временем окаменел и так сохранился до наших дней. Вот с каких пор люди едят хлеб батюшку.
1 ученик. И столько же лет выращивают его ласковые руки хлебороба. Нелегок его труд. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам погоды открыто хлебное поле. Нужно было вовремя убрать урожай, чтобы дожди не уложили хлеба, чтобы не осыпался колос раньше времени…
2 ученик. Святое дело – вырастить хлеб. Нет на земле профессии более важной и нужной, чем профессия хлебороба. Каждый год в летнюю пору выходит он в поле посмотреть, как волнуется рожь, как наливаются золотые колосья, как они тянутся к солнышку…
Исполняется танцевальная композиция «Колосья».
1 ученик.
Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил. Не жалел труда и сил!
Вот он хлебушко душистый, вот он теплый, золотистый!
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал. Пришел.
В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Пышный, мягкий, пропеченный, подрумяненный слегка.
Хлеб шел к тебе издалека.
2 ученик. Но не сразу стали зерна –хлебом, тем, что на столе!
Путь от зернышка до каравая труден и нелегок. Об этом теперь знают герои русской народной сказки «Колосок» Круть и Верть.
Кукольный театр «Колосок».
Ведущий. Жили-были два мышонка. Можете на них взглянуть (показывает).
Одного из них звать Вертем, У другого кличка - Круть.
С ними жил и петушок, Золотистый гребешок. /
Мыши целый день играли, Пели песни и плясали.
Круть и Верть (хором). Как прекрасно мы живем, Мы живем, мы живем.
Дружно пляшем и поем, И поем, и поем.
Ведущий. А прилежный петушок. Золотистый гребешок
Рано утром просыпался, За работу принимался.
Петух (слова сопровождаются действиями). Надо мне в избе убрать, Застелить свою кровать. После веник принести, Чисто дворик подмести.
Ведущий. Подметал двор петушок И нашел там колосок.
Петух. Круть и Верть, сюда бегите, Что нашел я, поглядите! (Показывает.) Это мне за труд награда.
Круть и Верть (хором) Обмолотить его бы надо.
Петух. Конечно! Только колосок Кто обмолотит нам?
Круть. Не я! Верть. И чур не я!
Петух. Тогда обмолочу я сам. (Уходит с колоском.)
Ведущий. Петушок молотит колосок, А мышата бегают; прыг, скок.
Круть и Верть (хором).Как прекрасно мы живем, Мы живем, мы живем.
Дружно пляшем и поем, И поем, и поем.
Петух (возвращается с мешком в руках).
Подойдите ко мне ближе, Верть и Круть, Не хотите ли в мешок мой заглянуть?
Я работал долго, сколько было сил. Гляньте, сколько я зерна намолотил!
Круть и Верть (хором). Чтоб состряпать пироги, Надо намолоть муки.
Петух. Кто ж на мельницу пойдет? Муки намелет, принесет?
Круть. Чур не я! Верть. И чур не я!
Петух. Снова очередь моя! (Уходит молоть.)
Ведущий. Взвалил на плечи он мешок, На мельницу сам поволок.
А мышата бегают, резвятся, Топают ногами, веселятся.
Круть и Верть (хором). Как прекрасно мы живем, Мы живем, мы живем.
Дружно пляшем и поем, И поем, и поем.
Петух (возвращается с мешком муки).
Подойдите ко мне ближе, Верть и Круть. Не хотите ли в мешок мой заглянуть?
Я работал долго, сколько только мог. И муки нам намолол большой мешок.
Круть и Верть (хором). А теперь из смолотой муки Надо бы испечь нам пироги.
Петух.Я хочу, мышата, вас спросить: Кто же тесто будет нам месить?
Круть. Чур не я! Верть. И чур не я!
Петух. Снова очередь моя! (Начинает месить тесто.)
Ведущий. Замесил петушок тесто, Огонек в печи разжег,
Все дрова сложил на место И пирог в печи испек.
За стол уселся петушок, А Круть и Верть уж тут как тут.
.Круть. Поесть нам было б хорошо! Верть. Сейчас пирог нам подадут!
Петух. Подождите, подождите, Вы сначала мне скажите:
Кто с утра нам двор подмел? Колосок кто там нашел?
К р у т ь. Ты с утра нам двор подмел. Верть. Колосок ты там нашел.
Петух. Кто его обмолотил? Кто на мельницу носил?
К р у ть. Ты его обмолотил. В е р т ь. Ты на мельницу носил.
Петух. Кто же тесто нам месил? Кто же нам дрова носил?
К р у т ь. Ты нам тесто замесил. Верть. И дрова нам ты носил.
Петух. Кто в печи огонь разжег? Кто пирог для нас испек?
К р у т ь. Ты в печи огонь разжег. Верть. И пирог в ней ты испек.
Петух. Ну, а вы чем занимались? Вы помочь мне хоть старались?
Что молчите? Да иль нет?
Ведущий. Что мышам сказать в ответ? Из-за столика со вздохом Стали мыши вылезать.
Петух. Вы поступили очень плохо, Я вас не буду угощать!
Ведущий. Мораль этой сказки довольно ясна. Нельзя быть лентяем, внушает она. Ведь если не будем мы честно трудиться, То хлеба никак нам тогда не добиться!
1 ученик.
Но порой мы забываем о том, каким трудом достается хлеб.
2 ученик:
Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку, и забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И, на ребят, почти не глядя, к той булке руку протянул.
Потом, насупившись, сердито, он долго пыль с нее сдувал.
И вдруг спокойно и открыто, при всех ее поцеловал.
Вы, кто такой? - спросили дети, забыв на время про футбол.
Я – пекарь! – человек ответил и с улыбкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом, и той особой теплотой,
Которой налиты под небом моря пшеницы золотой.
1 ученик. Почему пекарь так бережно относился к хлебу?
Он знал цену хлеба, знал, как порой тяжело хлеб достается людям.
Ученик 1.
Был хлеб всегда в почете на Руси – Ее просторов главное богатство.
Его ты истинную цену хочешь знать? Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Ученик 2. И мы вновь обращаемся к историку.
Историк. В музее истории города Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. (Показать на кусочке хлеба). Таков был дневной паек для жителей осажденного немцами города в первые годы Великой Отечественной войны. 250 грамм по карточкам рабочим, 125 грамм – всем остальным.
125 грамм из муки никого качества, мякины, отрубей, жмыха. И все – таки этот хлеб помог ленинградцам не только выстоять, но и победить. 641 803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил, но около одной всегда много людей. На этой могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба, а рядом записка: доченька, если бы я могла…» Суровая правда тех блокадных дней, запечатленная в дневнике ленинградской школьницы Тани Савичевой потрясла весь мир. Умирающую от голода девочку вывезли на Большую землю. Но она умерла.
1. Ученик
И в послевоенное, уже не голодное время жители Ленинграда трепетно относились к хлебу. Известен случай, когда на проезжую часть дороги кем – то, видимо слишком сытым, был выброшен хлеб и старая женщина, буквально вырвала его из – под колес машин.
2 ученик:
На Невском замерло движенье…не ночью, нет – средь бела дня.
На мостовой, как изваянье, фигура женщины видна.
Там. На дороге, как во сне седая женщина стояла,
В ее протянутых руках – горбушка черная лежала.
Нет, не горбушка, а кусок, обезображенный бездумьем.
Размятый множеством машин и все забывшим равнодушьем.
А женщина держала хлеб, и с дрожью в голосе шептала
Кусочек этот бы тогда, и сына я б не потеряла..
Кусочек этот бы тогда… Кусочек этот бы тогда…
1 ученик. Нельзя глумиться над хлебом, нужно бережно относиться к каждой его крошке. Подвиг ленинградцев, их святое отношение к хлебу учит нас беречь каждый ломтик хлеба, каждую корочку.
2 ученик. Однажды экономисты подсчитали, во что обходится в масштабах страны всего лишь одна выброшенная корка хлеба весом в 100 грамм. Потеря хлеба выразилась в огромную шестизначную цифру. Чтобы восполнить этот выброшенный хлеб, необходимо примерно 2 миллиона тонн зерна. Так, давайте же, как и ленинградцы беречь каждую корочку хлеба.
Хор детей исполняет песню «Корочка хлеба».
Даже не верится, что когда – то
На поле, сожженном огнем батарей,
Перед атакой герои – солдаты
Делили остатки ржаных сухарей.
Припев:
Корочка хлеба,
Хлебная крошка,
Что это – много или немножко?
Корочка хлеба, хлебная крошка…
Даже не верится, что на свете
В какой – то очень далекой земле
С черствой лепешкой голодные дети
Порою встречаются только во сне.
Даже не верится нам с тобою,
Что кто – то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
1 ученик. «При сытости помни голод» это завет -- предостережение наших предков, который мы не должны забывать. Будем помнить эту народную мудрость.
2 ученик. А умеем ли мы беречь хлеб? Сегодня в столовой мы провели Рейд бережливых. О том, как используется хлеб нашими учащимися, сообщит актив секции «Дисциплина и порядок». Бережно относится к хлебу священный долг каждого из нас!
1 ученик.
Вот и закончилась наша встреча с Чудом земли – хлебом.
Просим вас пополнить копилку наших знаний и назвать пословицы и приметы, связанные с хлебом. (проводится соревнование между классами).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Чудо земли - хлеб".
Воспитание бережного к хлебу и к тем, кто его выращивает....
"Чудо земли-хлеб"
внеклассное мероприятие...
"Чудо земли - хлеб" (сценарий воспитательской беседы для начальных классов)
Открытая воспитательская беседа для 3-4 классов....
Чудо земли- хлеб
Цель: - расширить представление учащихся о значении хлеба в нашей жизни; - дать знания учащимся об истории хлеба; - воспитывать у учащихся бережное отношение к хлебу и уважение к...
" 22 апреля - День Земли" Сценарий общешкольной линейки.
Фактический материал, подобранный для данного сценария, обращён к личности ребенка, к его нравственному выбору в ежедневном его поведении.Мероприятие по данному сценарию можно проводить для учащ...
Сценарий внеклассного мероприятия "Блокадный хлеб" (в рамках проведение Акции – Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»)
Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводился по всей стране 27 января 2020 года в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 года (День воинской славы Р...
Сценарий общешкольной акции "Хлеб блокады-2020".
Цель: гражданско-патриотическое воспитание школьников.Задачи: напомнить о беспрецедентной для 20 века блокаде Ленинграда, направленнойна уничтожение голодом миллионов жителей; вызвать у учас...