Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

Жирнова Алеся Григорьевна

Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

                        Конспект урока математики в 5 классе.

                  Тема: «Старинные русские меры длины, веса.    

                                  Старинные русские деньги».

                                   Цели урока:

Образовательная: 

- познакомить детей со старинными русскими мерами длины, веса;

- научить пользоваться этими мерами при решении задач;

- научить считать старинными деньгами;

- научить переводить старинные меры в метрическую  систему единиц.

Развивающая: 

- развитие интереса учащихся к предмету «Математика» и расширение кругозора; 

- развитие логического мышления, памяти, внимания учащихся;

- развитие умения применять свои знания в нестандартных задачах.

Воспитывающая: 

- воспитание чувства коллективизма, культуры общения, умения выслушивать других;

- воспитание уважения к истории своей страны.

Оборудование: мультимедиапроектор; компьютер; мультимедиапрезентация о старинных русских мерах длины, веса,  деньгах; доска; раздаточный материал.

                                                  Ход   урока

п/п

Деятельность учителя

  Время

 Деятельность учеников

    I.


1 слайд















2 слайд



Организационно-подготовительный этап (приветствие, запись отсутствующих).

         - Здравствуйте, ребята! 

Рада видеть вас на уроке математики, ведь она царица всех наук.

Читая русские сказки и книги,  мы сталкиваемся  с устаревшими словами: пятиалтынный, алтын, полушка, пуд, фунт, аршин, дюйм, верста, миля. Именно математика подскажет нам ответы на следующие вопросы:

        -   Что  обозначают эти термины? Как люди пользовались старинными денежными единицами, мерами веса и длины?

- Тема нашего урока: «Старинные русские меры длины, веса.   Старинные русские деньги».

- Откройте тетради и запишите тему урока.









   1 мин.





     Слушают












Оформление классной работы.


       - Когда-то, очень давно, на Руси           многие единицы длины, которыми пользовались наши предки измерялись с помощью частей человеческого тела. Не было линеек, сантиметров, и это был самый легкий способ измерить ткань, расстояние или что-нибудь еще.


 -  С некоторыми мерами длины мы уже познакомились на предыдущих уроках, прочитав исторические справки в наших учебниках. Тема нас заинтересовала, поэтому сегодня мы проведем урок без учебника, но решая задачи, подобранные из различных источников.

   

  II.


3 слайд









   4

Слайд



   5

Слайд

















6 слайд





Проверка домашнего задания.

    - Дома к предыдущему уроку вы проделали исследовательскую работу: измерили пяди, локти, аршины всех членов вашей семьи, вычислили  средние значения этих мер. Результат работы оформили в виде таблицы.


- Давайте вспомним меры длины, с которыми вы работали:


- Что такое пядь? Покажите пядь.



- Что такое аршин? Покажите аршин.


   Купцы, продавая товар, как правило,

мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому – отмеряя 'от плеча'. Недаром хитрые купцы выбирали короткоруких приказчиков.

Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона – “казенный аршин” (72 см), представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.



- Что такое локоть? Покажите локоть.


Локоть, как меру длины, применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину, изготовленной в домашних условиях, шерстяной пряжи или пеньковой верёвки. Такую продукцию наматывали на локоть.


- Вы прекрасно справились с заданием по заполнению таблицы. Молодцы!

- Предлагаю вашему вниманию работу …

- Посмотрите, какая большая семья у …

- Сравните пяди своих членов семьи.

-  Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?


- Можете ли вы сказать про пядь, аршин и локоть, что это точные меры длины? Почему?


- Так почему отказались от этих мер длины?



- Как вы думаете, удобна ли была старинная система мер?

- Вот поэтому за последние два столетия система мер изменилась и стала более удобной для использования, но устаревшие слова остались в словарях, старинных книгах и русских сказках.



Члены семьи

Пядь, см

Размер локтя, см

Размер аршина, см

я

15

33

51

мама

18

41см 5мм

68

папа

19

47

77

бабушка

17

41

66

дедушка

18

44

70

тётя

17

41см 5мм

65см 5мм

Среднее:

17

41

66

-  Это расстояние между конца-ми большого и указательного пальцев. (Показывают).


 -  Аршин – это длина руки от плеча до конца среднего пальца. (Показывают).














-   Локоть  –  это расстояние от конца среднего пальца до лок-тевого сгиба. (Показывают).












Сравнивают значения по таблицам.


- Они разные.


- Нет.

- Получилось, что у всех размер рук разный,  и поэтому мы не можем указать определенное значение пяди, аршина и локтя.




-  Нет.



   

 III.

     1.



6,7,8

Слайды



   


  2.

8 слайд





9 слайд



10 слайд






11 слайд


Этап изучения нового материала.

      – Ребята! Сейчас мы  продолжим знакомиться со старинными мерами. В этом нам помогут таблицы  перевода старинных единиц мер в современную метрическую систему мер. У каждого из вас на парте лежат памятки, которые прошу вклеить в справочник. Сегодня мы будем работать, опираясь на таблицы-подсказки.


Памятка №1 «Меры длины»:

-  Чему равна косая сажень?

-  Кто изобразит косую сажень?

-  Чему равен вершок?


Памятка № 2 «Меры веса»:

- Чему равен берковец? А пуд? Золотник?


Памятка №3 «Денежные единицы»:

- Чему равен алтын?

- Полушка? А что же означает название магазина «Полушка»?




           Устная работа

(первичное закрепление): №1.

- Восстановив цепочку вычислений, мы узнаем, одну старинную меру длины, можно пользоваться памятками.

-Итак, какая старинная мера длины приблизительно равна 30 см?


- Давайте устно решим следующие задачи.

Выполните задания № 2, № 3, № 4



Просматривают таблицы

«Меры длины», «Меры массы», «Денежные единицы».







Отвечают, пользуясь памяткой.

















Смотрят презентацию.


Вычисляют.

Ответ: 30.

- фут


 



- 60 см

-  9 см

-2 м 13 см

IV.






12 слайд












13 слайд






























14 слайд











15 слайд

Этап закрепление пройденного.


-  А теперь подтвердим слова, что теория без практики мертва.


                    Задание № 1. 

Сравните версту и 1 километр.

Запишите неравенство.  Выразите длину версты в метрах.

                          Задача № 2

Братья сеяли пшеницу да возили в град-столицу; знать, столица та была верст 15 от села.    

На каком расстоянии была столица от села? Выразите в метрах и километрах.



                          Задача №3.

                Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет?





                       Физминутка. 

-   Сейчас мы с вами  поиграем.

Игра называется "Верста – аршин- локоть -пядь". Делать надо то, что говорю, а не то, что показываю.

Услышав слово верста - руки поднимаете вверх, а слово аршин - складываете их крестиком  перед собой "обнимая плечи", слово локоть – поднимаем и опускаем локоть, руки меняем, слово пядь – кисти рук в разные стороны и показываем пядь (расстояние между большим и указа-тельным пальцами).

     

                 


                       Задача № 4.

              В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продали по 4 гривенника за фунт, а другую половину – по полтине за фунт. Сколько заплатили за весь бочонок?







                              Задача № 5.

        Дневной рацион для поросенка: картофель – 10 фунтов, свекла – 2 фунта. Хозяин должен закупить овощей на три дня. Сколько денег  ему потребуется заплатить, если два фунта картофеля стоят гривенник, а фунт свеклы – алтын?







                        Задача № 6.

              Пришел купец на ярмарку за 10 фунтами сукна. Продавец ему и говорит: «1 дюйм сукна стоит гривенник да 4 полушки». Сколько же денег заплатил купец за сукно? Сколько метров сукна  он купил?  





                   

                         Задача №7.

           Для того чтобы сделать кормушку, взяли дощечку прямоугольной формы. Длина дощечки 3 пяди, а ширина 2 пяди. Узнайте периметр кормушки. Выразите в метрах и сантиметрах.                              

- Что такое периметр?

-  В чем он будет измеряться?






























На 22 минуте

                     

             


                 

                  № 1. 


ВЕРСТА = 1км 100м

1 верста  >  1км

1 верста = 1100м


                  № 2. 


15 * 1100 = 16500 (м)

16500 м =16 км 50 см

ответ: 16 км 50 м


                         


№3.

  Решение:

1 рубль = 100 коп., пятиалтынный = 15 коп.,

1) 100 +15 = 115 (коп.)- стоит пиджак,

2) 165 – 115 = 50 (коп.)

 Ответ: 50 копеек стоит жилет.


                   





Выполняют  упражнения.









                № 4.

Решение: полбочонка – 16 фунтов огурцов.

40 *16 = 640 (коп.) – стоит полбочонка по 4 гривенника,

50 *16  = 800 (коп.) – вторая половина,

 800 + 640 = 1440 (коп.)

Ответ: 14 р. 40 коп.




 №5.

Решение:

1) 10 : 2 = 5 (коп.) – стоит 1 фунт картошки,

2) 5 * 10 = 50 (коп.)- 10 фунтов картофеля,

3) 3 * 2 = 6 (коп.)- 2 фунта свеклы,

4) 50 + 6 = 56 (коп.) - на один день,

5) 56 * 3 = 168 (коп.)                                                     Ответ: 168 копеек


              № 6.

  Решение:

1 фут = 12 дюймам = 30 см,

1 гривенник  = 10 коп.,

4 полушки = копейка,

1) 10 +1 = 11 (коп.)- стоит 1дюйм,

2) 10*12 = 120 (дюймов) – сукна надо купить,

3) 120*11 = 1320 (коп.)

1320 коп. = 13 р.20 коп.

10 футов = 300 см = 3м

     Ответ: 13 р. 20 коп., 3м

   







                       

 - Сумма длин всех сторон прямоугольника.

- В пядях. (в см)

(Периметр прямоугольника равен удвоенному произведению суммы длин его сторон)

       

             

 № 7.

  Решение:

 (3 + 2) *2 = 10 (пядей)

10 пядей = 190 см = 1м 90 см

Ответ: 10 пядей, 1 м 90 см

     V.




16 слайд








   








                      Итог урока.

- Назовите меры длины, которые вы запомнили.

- Назовите меры веса, которые вы запомнили.

- Назовите  старинные денежные единицы, которые вы запомнили.


- ЗАЧЕМ ИХ НАДО ЗНАТЬ?



            -Действительно,  за последние двести лет  система мер изменилась и стала более удобной для использования, но устаревшие слова остались в словарях, старинных книгах и русских сказках.

Зачитываю пословицы.


        -  Начертите в тетради  друг под другом два отрезка, первый пусть покажет ваши знания по теме в начале урока, а второй - в конце. Поднимите руку те, у кого второй отрезок длиннее первого. А почему? Молодцы, вы (многие?) хорошо работали (оценка ответов).


 


Отвечают.








Слушают.







Выполняют задание.






VI.


17, 18 слайд

Домашнее задание.

- № 107, № 241. Решение примеров и задачи по теме урока.


-    Поощрительное задание для ребят, желающих получить пятерку: выучить наизусть пословицы, в которых встречаются старинные русские меры, подумайте


Спасибо, за урок!  Все молодцы!


Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 5 классе "Старинные русские меры"

На уроке учащиеся знакомятся со старинными русскими мерами веса, длины и денежными единицами....

Технологическая карта урока. 5 класс " Старина город Помпеи и его судьба"

Формирование ключевых языковых компетенций на уроке английского языка.Формирование культурных компетенция учащихся посредством их ознакомления с другой культурой в иной исторической реальности....

Фрагмент урока по математике 2 класс на тему: «Меры длины – дециметр»

Фрагмент урока по математике 2 класс на тему: «Меры длины – дециметр»...

Презентация по теме "Старинные единицы меры длины"

Презентация предназначена для уроков математики и истории...

Технологическая карта урока по теме: «Старинные русские меры»

Технологическая карта урока по теме "Старинные русские меры" разработана  для обеспечения эффективного и качественного преподавания математики. Технологическая карта урока обеспечивает ...

Математическая игра по станциям (для закрепления) «Русская Ярмарка» Математика 5-6 класс Старинные русские меры длины

Актуальность работы заключается в том, что в современном мире редко пользуются старинными мерами длины, многие школьники не знают, как измеряли раньше, но хотели бы узнать, ведь с этими величинами ста...