I.
1 слайд
2 слайд
| Организационно-подготовительный этап (приветствие, запись отсутствующих).
- Здравствуйте, ребята!
Рада видеть вас на уроке математики, ведь она царица всех наук.
Читая русские сказки и книги, мы сталкиваемся с устаревшими словами: пятиалтынный, алтын, полушка, пуд, фунт, аршин, дюйм, верста, миля. Именно математика подскажет нам ответы на следующие вопросы:
- Что обозначают эти термины? Как люди пользовались старинными денежными единицами, мерами веса и длины?
- Тема нашего урока: «Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги».
- Откройте тетради и запишите тему урока.
|
1 мин. |
Слушают
Оформление классной работы. |
| - Когда-то, очень давно, на Руси многие единицы длины, которыми пользовались наши предки измерялись с помощью частей человеческого тела. Не было линеек, сантиметров, и это был самый легкий способ измерить ткань, расстояние или что-нибудь еще.
- С некоторыми мерами длины мы уже познакомились на предыдущих уроках, прочитав исторические справки в наших учебниках. Тема нас заинтересовала, поэтому сегодня мы проведем урок без учебника, но решая задачи, подобранные из различных источников. |
|
|
II.
3 слайд
4
Слайд
5
Слайд
6 слайд
|
Проверка домашнего задания.
- Дома к предыдущему уроку вы проделали исследовательскую работу: измерили пяди, локти, аршины всех членов вашей семьи, вычислили средние значения этих мер. Результат работы оформили в виде таблицы.
- Давайте вспомним меры длины, с которыми вы работали:
- Что такое пядь? Покажите пядь.
- Что такое аршин? Покажите аршин.
Купцы, продавая товар, как правило,
мерили его своим аршином (линейкой) или по-быстрому – отмеряя 'от плеча'. Недаром хитрые купцы выбирали короткоруких приказчиков.
Чтобы исключить обмер, властями был введён, в качестве эталона – “казенный аршин” (72 см), представляющий собой деревянную линейку, на концах которой клепались металлические наконечники с государственным клеймом.
- Что такое локоть? Покажите локоть.
Локоть, как меру длины, применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину, изготовленной в домашних условиях, шерстяной пряжи или пеньковой верёвки. Такую продукцию наматывали на локоть.
- Вы прекрасно справились с заданием по заполнению таблицы. Молодцы!
- Предлагаю вашему вниманию работу …
- Посмотрите, какая большая семья у …
- Сравните пяди своих членов семьи.
- Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?
- Можете ли вы сказать про пядь, аршин и локоть, что это точные меры длины? Почему?
- Так почему отказались от этих мер длины?
- Как вы думаете, удобна ли была старинная система мер?
- Вот поэтому за последние два столетия система мер изменилась и стала более удобной для использования, но устаревшие слова остались в словарях, старинных книгах и русских сказках.
|
|
Члены семьи
| Пядь, см
| Размер локтя, см
| Размер аршина, см
| я
| 15
| 33
| 51
| мама
| 18
| 41см 5мм
| 68
| папа
| 19
| 47
| 77
| бабушка
| 17
| 41
| 66
| дедушка
| 18
| 44
| 70
| тётя
| 17
| 41см 5мм
| 65см 5мм
| Среднее:
| 17
| 41
| 66
|
- Это расстояние между конца-ми большого и указательного пальцев. (Показывают).
- Аршин – это длина руки от плеча до конца среднего пальца. (Показывают).
- Локоть – это расстояние от конца среднего пальца до лок-тевого сгиба. (Показывают).
Сравнивают значения по таблицам.
- Они разные.
- Нет.
- Получилось, что у всех размер рук разный, и поэтому мы не можем указать определенное значение пяди, аршина и локтя.
- Нет.
|
III.
1.
6,7,8
Слайды
2.
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд |
Этап изучения нового материала.
– Ребята! Сейчас мы продолжим знакомиться со старинными мерами. В этом нам помогут таблицы перевода старинных единиц мер в современную метрическую систему мер. У каждого из вас на парте лежат памятки, которые прошу вклеить в справочник. Сегодня мы будем работать, опираясь на таблицы-подсказки.
Памятка №1 «Меры длины»:
- Чему равна косая сажень?
- Кто изобразит косую сажень?
- Чему равен вершок?
Памятка № 2 «Меры веса»:
- Чему равен берковец? А пуд? Золотник?
Памятка №3 «Денежные единицы»:
- Чему равен алтын?
- Полушка? А что же означает название магазина «Полушка»?
Устная работа
(первичное закрепление): №1.
- Восстановив цепочку вычислений, мы узнаем, одну старинную меру длины, можно пользоваться памятками.
-Итак, какая старинная мера длины приблизительно равна 30 см?
- Давайте устно решим следующие задачи.
Выполните задания № 2, № 3, № 4 |
|
Просматривают таблицы
«Меры длины», «Меры массы», «Денежные единицы».
Отвечают, пользуясь памяткой.
Смотрят презентацию.
Вычисляют.
Ответ: 30.
- фут
- 60 см
- 9 см
-2 м 13 см |
IV.
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд | Этап закрепление пройденного.
- А теперь подтвердим слова, что теория без практики мертва.
Задание № 1.
Сравните версту и 1 километр.
Запишите неравенство. Выразите длину версты в метрах.
Задача № 2
Братья сеяли пшеницу да возили в град-столицу; знать, столица та была верст 15 от села.
На каком расстоянии была столица от села? Выразите в метрах и километрах.
Задача №3.
Модный жилет с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет?
Физминутка.
- Сейчас мы с вами поиграем.
Игра называется "Верста – аршин- локоть -пядь". Делать надо то, что говорю, а не то, что показываю.
Услышав слово верста - руки поднимаете вверх, а слово аршин - складываете их крестиком перед собой "обнимая плечи", слово локоть – поднимаем и опускаем локоть, руки меняем, слово пядь – кисти рук в разные стороны и показываем пядь (расстояние между большим и указа-тельным пальцами).
Задача № 4.
В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продали по 4 гривенника за фунт, а другую половину – по полтине за фунт. Сколько заплатили за весь бочонок?
Задача № 5.
Дневной рацион для поросенка: картофель – 10 фунтов, свекла – 2 фунта. Хозяин должен закупить овощей на три дня. Сколько денег ему потребуется заплатить, если два фунта картофеля стоят гривенник, а фунт свеклы – алтын?
Задача № 6.
Пришел купец на ярмарку за 10 фунтами сукна. Продавец ему и говорит: «1 дюйм сукна стоит гривенник да 4 полушки». Сколько же денег заплатил купец за сукно? Сколько метров сукна он купил?
Задача №7.
Для того чтобы сделать кормушку, взяли дощечку прямоугольной формы. Длина дощечки 3 пяди, а ширина 2 пяди. Узнайте периметр кормушки. Выразите в метрах и сантиметрах.
- Что такое периметр?
- В чем он будет измеряться?
|
На 22 минуте |
№ 1.
ВЕРСТА = 1км 100м
1 верста > 1км
1 верста = 1100м
№ 2.
15 * 1100 = 16500 (м)
16500 м =16 км 50 см
ответ: 16 км 50 м
№3.
Решение:
1 рубль = 100 коп., пятиалтынный = 15 коп.,
1) 100 +15 = 115 (коп.)- стоит пиджак,
2) 165 – 115 = 50 (коп.)
Ответ: 50 копеек стоит жилет.
Выполняют упражнения.
№ 4.
Решение: полбочонка – 16 фунтов огурцов.
40 *16 = 640 (коп.) – стоит полбочонка по 4 гривенника,
50 *16 = 800 (коп.) – вторая половина,
800 + 640 = 1440 (коп.)
Ответ: 14 р. 40 коп.
№5.
Решение:
1) 10 : 2 = 5 (коп.) – стоит 1 фунт картошки,
2) 5 * 10 = 50 (коп.)- 10 фунтов картофеля,
3) 3 * 2 = 6 (коп.)- 2 фунта свеклы,
4) 50 + 6 = 56 (коп.) - на один день,
5) 56 * 3 = 168 (коп.) Ответ: 168 копеек
№ 6.
Решение:
1 фут = 12 дюймам = 30 см,
1 гривенник = 10 коп.,
4 полушки = копейка,
1) 10 +1 = 11 (коп.)- стоит 1дюйм,
2) 10*12 = 120 (дюймов) – сукна надо купить,
3) 120*11 = 1320 (коп.)
1320 коп. = 13 р.20 коп.
10 футов = 300 см = 3м
Ответ: 13 р. 20 коп., 3м
- Сумма длин всех сторон прямоугольника.
- В пядях. (в см)
(Периметр прямоугольника равен удвоенному произведению суммы длин его сторон)
№ 7.
Решение:
(3 + 2) *2 = 10 (пядей)
10 пядей = 190 см = 1м 90 см
Ответ: 10 пядей, 1 м 90 см
|
V.
16 слайд
| Итог урока.
- Назовите меры длины, которые вы запомнили.
- Назовите меры веса, которые вы запомнили.
- Назовите старинные денежные единицы, которые вы запомнили.
- ЗАЧЕМ ИХ НАДО ЗНАТЬ?
-Действительно, за последние двести лет система мер изменилась и стала более удобной для использования, но устаревшие слова остались в словарях, старинных книгах и русских сказках.
Зачитываю пословицы.
- Начертите в тетради друг под другом два отрезка, первый пусть покажет ваши знания по теме в начале урока, а второй - в конце. Поднимите руку те, у кого второй отрезок длиннее первого. А почему? Молодцы, вы (многие?) хорошо работали (оценка ответов).
|
|
Отвечают.
Слушают.
Выполняют задание.
|