Сценарий литературно - музыкальной композиции «Генералам 1812 года» посвящается…
методическая разработка по теме

к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon generalam_1812g_li.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Валикова Л.И.

учитель музыки и МХК,

педагог дополнительного образования

 ГБОУ гимназии № 1522

Сценарий литературно - музыкальной композиции

«Генералам 1812 года»  посвящается…

/Звучит «романс» из сюиты Т. Свиридова «Метель»/

Выходят ведущие (4 человека), музыка стихает.

1 ведущий: Какая прекрасная музыка сегодня начинает нашу встречу. Это романс из музыкальной сюиты «Метель», написанный по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина. Ее автор – великий композитор 20 века Георгий Свиридов.

2 ведущий: Думается, в нашей стране не найдется человека, который не знал бы его музыки.

3 ведущий: Слушаешь ее, и представляешь себе старую русскую деревню, провинциальную барышню, которая гуляет по саду своего имения, как писал Пушкин: «…с печальной думаю в очах, с французской книжкою в руках»

4 ведущий: Главная тема творчества Георгия Свиридова – Родина, ее историческая судьба и жизнь ее народа.

1 ведущий: Музыка «Романса» поможет нам представить время, в которое развивались события, и героев повести.

/Звучит «Романс» - ведущие уходят, выходит рассказчики      2человека, музыка стихает/

1 рассказчик: В конце 1811 года жил в своем поместье Ненарадове добрый помещик со своей женой и дочерью.

2 рассказчик: Он славился во всей округе гостеприимством и радушием.

1 рассказчик: Соседи ездили к нему поминутно поесть, попить, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку Марью Гавриловну, стройную, семнадцатилетнюю девицу.

2 рассказчик: Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей.

/Звучание «Романса» усиливается, на сцену выходит Марья Гавриловна и ее родители – мать и отец. Родители садятся за стол, Марья Гавриловна стоит/

1 рассказчик: Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена.

/Музыка усиливается. Выходит Владимир. Он кланяется родителям Марьи Гавриловны, но они от него отворачиваются. Тогда он подходит к Марье Гавриловне, и они смотрят друг на друга/

2 рассказчик: Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне.

1 рассказчик: Но родители запретили дочери думать о нем, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя.

Владимир: Если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Я умоляю вас венчаться со мною тайно!

Марья Гавриловна: Хорошо, я согласна быть вашей женой. Я вижу, что намерения у вас самые честные.

Владимир: Как я счастлив!

Марья Гавриловна: Владимир, для венчания нужны свидетели. Есть ли у вас верные люди?

Владимир: Конечно, это мои друзья. Со священником я договорюсь. Мой кучер, Терешка тоже поможет нам. Все останется в тайне. Послушайте, мой план таков: вечером вы с вашей горничной должны выйти через заднее крыльцо в сад, там вы найдете уже готовые сани. Садитесь в них и поезжайте в село Жадрино, прямо в церковь. Я буду вас там ожидать.

Марья Гавриловна: Но я должна буду уложить некоторые вещи, написать прощальное письмо родителям. Я напишу им извинения за свой поступок и то, что готова броситься к их ногам, чтобы просить прощения.

/Звучит «Романс»/

1 рассказчик: Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь. Она укладывала белье и платье, писала письмо родителям.

2 рассказчик: Вечером она с горничной вышла из дома. На улице была метелью На дороге сани дожидались их. Кучер взял вожжи и лошади полетели.

/Звучит музыка «Дорога», из сюиты»Метель»/

1 рассказчик: Поручив барышню попечению судьбы, обратимся к молодому нашему герою.

Владимир: Целый день я был в разъезде. Утром у жадринского священника, насилу с ним уговорился. Потом поехал к соседям-помещикам, которых уговорил ехать свидетелями. Когда начало смеркаться, я отправил своего кучера Терешку в Ненарадово с подробным наказом, а для себя велел заложить маленькие сани в одну лошадь, и сам отправился в Жадрино, куда через два часа должна была приехать и Марья Гавриловна.

1 рассказчик: Прошу прощения, Владимир, вы поехали один, без кучера?

Владимир: Да, я поехал один. Что же тут странного? Дорога была мне знакома, а езды всего двадцать минут.

2 ведущий: Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.

/Звучит пьеса «Дорога», свет луча выхватывает фигуру Владимира, танцоры, одетые в белые балахоны осыпают его кусочками мелко нарезанной бумаги/

Владимир: Я с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес. Отчаяние овладело мной, я ехал наудачу.

1 рассказчик: Пели петухи, и было уже светло, как доехал он до Жадрина.

Владимир: Да, но церковь была заперта. На дворе тройки моей не было.

/Он в отчаянии хватается за голову и отходит в сторону, затем уходит./

1 рассказчик: Какое известие ожидало его?

2 рассказчик: Обо всем узнаете немного позже.

1 рассказчик: А пока возвратимся к добрым ненарадовским помещикам и посмотрим , что происходит у них.

/Ведущие уходят, на сцене чтец/

Чтец: Старики проснулись и вышли в гостинную, ожидая дочь. Вошла и Марья Гавриловна, поздоровалась с папенькой и маменькой, а к вечеру она занемогла, открылась сильная горячка, и больная две недели находилась на пороге гроба.

/Выходят отец и мать/

Отец: Прасковья Петровна, дочь наша Машенька, вероятно, любит Владимира. Что же тут поделать?

Мать: Верно, это любовь и есть причиною ее болезни. Что, видно, суженного конем не объедешь.

Отец: Да, правда. Но вот беда. Вчера послал приглашение Владимиру приехать к нам, чтобы объявить на брак.

Мать: И что же?

Отец: (Показывает лист бумаги). В ответ я получил полусумасшедшее письмо! Он сообщил, что ноги его не будет никогда в нашем доме, и просил забыть его.

Мать: Как?

Отец: Вот так, понимай, как знаешь. А сегодня я узнал, что он уехал в армию.

Мать: Ах! Бедная, бедная Маша (плачет).

/Родители обнимаются и уходят/

Чтец: Время шло. Наступил 1812 год. Война со славой была кончена. Полки наши возвращались с победой. В газетах прочли о том, что Владимир был тяжело ранен в битве под Бородином, а затем скончался в Москве.



/Звучит «Марш» из сюиты «Метель», под музыку выходят гусары, поют песню из к/ф-ма  



Гусары приглашают дам, начинается бал.


Хор исполняет «Мазурку» из оперы «Евгений Онегин».



/Звучит «Вальс» из сюиты «Метель», все танцуют.


Выходит Бурмин. Он встает несколько в стороне. Марья Гавриловна и ее мать выходят вперед и садятся на стулья./

Мать: Полковник Бурмин приехал в отпуск в свои поместья, что по соседству с нашей деревней. Знаешь, Машенька, хоть он и полковник, а ему всего 26 лет, и он очень милый молодой человек. Ты ему так понравилась.

Марья Гавриловна: Да, я знаю. Он, кажется, нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесой.

Мать: И все наши соседи говорят о нашей свадьбе.

Марья Гавриловна: Ай, маменька, и не будем более об этом говорить.

Мать: Ну что с тобой делать, дочка? Конечно, я вижу, ты бережешь в душе своей память о Владимире, но прожитого не вернешь. Подумай о себе. Да вот он и сам к нам пожаловал. (Уходит).

/Бурмин подходит к Марье Гавриловне и останавливается возле нее, звучит начало «Романса»./

Бурмин: Марья Гавриловна, я давно искал случая открыть вам свое сердце. Уделите мне минуточку внимания.

Марья Гавриловна: Я слушаю вас, говорите.

Бурмин: Я вас люблю, я вас люблю страстно, но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность – открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду.

Марья Гавриловна: Эта преграда всегда существовала. Я никогда не могла быть вашей женой.

Бурмин: Знаю, знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований…

Марья Гавриловна: Но…

Бурмин: Добрая, милая Марья Гавриловна, молчите. Ради бога молчите! Я – несчастнейшее создание… я женат!

Марья Гавриловна: Как?

Бурмин: Я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена и где она и должен ли свидеться  с нею когда-нибудь?!

Марья Гавриловна: Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте, я расскажу позже. Продолжайте, сделайте милость!

Бурмин: В начале 1812 года я спешил в свой полк. Приехав однажды, на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель. Мне советовали переждать, но непонятное беспокойство овладело мной. Я не вытерпел и приказал закладывать и поехал в самую бурю.

/В зале приглушается свет, звучит пьеса «Дорога»,

Бурмин: Я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревенской церкви был огонь. Сюда! Сюда! – закричали несколько голосов. Я вошел в церковь. Девушка сидела на лавочке, другая терла ей виски – «Слава богу, насилу вы приехали. Чуть было, барышню не уморили».

Рассказчик: «Прикажете начинать?»

Бурмин: Начинайте, начинайте. Девушку подняли, я стал подле нее, перед алтарем, нас обвенчали.

/Марья Гавриловна надевает на голову фату и, опустив голову, становится рядом с Бурминым в луче света/

 - Поцелуйтесь.

Бурмин: Жена моя обратила на меня свое бледное лицо и вскрикнула.

Марья Гавриловна: Ай, не он, не он. /Закрывается руками и отступает в темноту./

Бурмин: Я выбежал из церкви, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»

/Сцена освещается полностью, Марья Гавриловна вновь сидит. /

Марья Гавриловна: Боже мой, и вы же не знаете, что сделалось с вашей женою?

Бурмин: Не знаю. Не знаю, как зовут деревню, где я венчался. Слуга, бывший со мною, умер в походе.

Марья Гавриловна: Так это были вы? И вы не узнаете меня?

Исполняется романс «Генералам 1812 года», муз.

                                                                              Сл. М. Цветаевой.

Литература:  

  1. М.Давыдова. Музыкальные вечера в школе. - Москва: АЙРИС-ПРЕСС, 2001г.
  2. Музыка. Тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. – Волгоград: Из-во  «Учитель», 2009г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"

Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "История войны"

Каждый год наша страна отмечает годовщину Великой Победы. Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современные школьники могут «открывать...

Сценарий литературно-музыкальной композиции

Сценарий литературно-музыкальной композиции...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Ах, этот бал!"

Время мероприятия -40-45 минут. Материал рассчитан для учащихся 9-11 классов. В композиции рассказывается о бальных танцах, исполняется полонез, мазрка, полька, вальс; инсцинируются 3 фрагмента:"Герой...