Сценарий литературно - музыкальной композиции «Генералам 1812 года» посвящается…
методическая разработка по теме
к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
generalam_1812g_li.doc | 47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Валикова Л.И.
учитель музыки и МХК,
педагог дополнительного образования
ГБОУ гимназии № 1522
Сценарий литературно - музыкальной композиции
«Генералам 1812 года» посвящается…
/Звучит «романс» из сюиты Т. Свиридова «Метель»/
Выходят ведущие (4 человека), музыка стихает.
1 ведущий: Какая прекрасная музыка сегодня начинает нашу встречу. Это романс из музыкальной сюиты «Метель», написанный по мотивам одноименной повести А.С. Пушкина. Ее автор – великий композитор 20 века Георгий Свиридов.
2 ведущий: Думается, в нашей стране не найдется человека, который не знал бы его музыки.
3 ведущий: Слушаешь ее, и представляешь себе старую русскую деревню, провинциальную барышню, которая гуляет по саду своего имения, как писал Пушкин: «…с печальной думаю в очах, с французской книжкою в руках»
4 ведущий: Главная тема творчества Георгия Свиридова – Родина, ее историческая судьба и жизнь ее народа.
1 ведущий: Музыка «Романса» поможет нам представить время, в которое развивались события, и героев повести.
/Звучит «Романс» - ведущие уходят, выходит рассказчики 2человека, музыка стихает/
1 рассказчик: В конце 1811 года жил в своем поместье Ненарадове добрый помещик со своей женой и дочерью.
2 рассказчик: Он славился во всей округе гостеприимством и радушием.
1 рассказчик: Соседи ездили к нему поминутно поесть, попить, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку Марью Гавриловну, стройную, семнадцатилетнюю девицу.
2 рассказчик: Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей.
/Звучание «Романса» усиливается, на сцену выходит Марья Гавриловна и ее родители – мать и отец. Родители садятся за стол, Марья Гавриловна стоит/
1 рассказчик: Марья Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена.
/Музыка усиливается. Выходит Владимир. Он кланяется родителям Марьи Гавриловны, но они от него отворачиваются. Тогда он подходит к Марье Гавриловне, и они смотрят друг на друга/
2 рассказчик: Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне.
1 рассказчик: Но родители запретили дочери думать о нем, а его принимали хуже, нежели отставного заседателя.
Владимир: Если мы друг без друга дышать не можем, а воля жестоких родителей препятствует нашему благополучию, то нельзя ли нам будет обойтись без нее? Я умоляю вас венчаться со мною тайно!
Марья Гавриловна: Хорошо, я согласна быть вашей женой. Я вижу, что намерения у вас самые честные.
Владимир: Как я счастлив!
Марья Гавриловна: Владимир, для венчания нужны свидетели. Есть ли у вас верные люди?
Владимир: Конечно, это мои друзья. Со священником я договорюсь. Мой кучер, Терешка тоже поможет нам. Все останется в тайне. Послушайте, мой план таков: вечером вы с вашей горничной должны выйти через заднее крыльцо в сад, там вы найдете уже готовые сани. Садитесь в них и поезжайте в село Жадрино, прямо в церковь. Я буду вас там ожидать.
Марья Гавриловна: Но я должна буду уложить некоторые вещи, написать прощальное письмо родителям. Я напишу им извинения за свой поступок и то, что готова броситься к их ногам, чтобы просить прощения.
/Звучит «Романс»/
1 рассказчик: Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь. Она укладывала белье и платье, писала письмо родителям.
2 рассказчик: Вечером она с горничной вышла из дома. На улице была метелью На дороге сани дожидались их. Кучер взял вожжи и лошади полетели.
/Звучит музыка «Дорога», из сюиты»Метель»/
1 рассказчик: Поручив барышню попечению судьбы, обратимся к молодому нашему герою.
Владимир: Целый день я был в разъезде. Утром у жадринского священника, насилу с ним уговорился. Потом поехал к соседям-помещикам, которых уговорил ехать свидетелями. Когда начало смеркаться, я отправил своего кучера Терешку в Ненарадово с подробным наказом, а для себя велел заложить маленькие сани в одну лошадь, и сам отправился в Жадрино, куда через два часа должна была приехать и Марья Гавриловна.
1 рассказчик: Прошу прощения, Владимир, вы поехали один, без кучера?
Владимир: Да, я поехал один. Что же тут странного? Дорога была мне знакома, а езды всего двадцать минут.
2 ведущий: Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел.
/Звучит пьеса «Дорога», свет луча выхватывает фигуру Владимира, танцоры, одетые в белые балахоны осыпают его кусочками мелко нарезанной бумаги/
Владимир: Я с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес. Отчаяние овладело мной, я ехал наудачу.
1 рассказчик: Пели петухи, и было уже светло, как доехал он до Жадрина.
Владимир: Да, но церковь была заперта. На дворе тройки моей не было.
/Он в отчаянии хватается за голову и отходит в сторону, затем уходит./
1 рассказчик: Какое известие ожидало его?
2 рассказчик: Обо всем узнаете немного позже.
1 рассказчик: А пока возвратимся к добрым ненарадовским помещикам и посмотрим , что происходит у них.
/Ведущие уходят, на сцене чтец/
Чтец: Старики проснулись и вышли в гостинную, ожидая дочь. Вошла и Марья Гавриловна, поздоровалась с папенькой и маменькой, а к вечеру она занемогла, открылась сильная горячка, и больная две недели находилась на пороге гроба.
/Выходят отец и мать/
Отец: Прасковья Петровна, дочь наша Машенька, вероятно, любит Владимира. Что же тут поделать?
Мать: Верно, это любовь и есть причиною ее болезни. Что, видно, суженного конем не объедешь.
Отец: Да, правда. Но вот беда. Вчера послал приглашение Владимиру приехать к нам, чтобы объявить на брак.
Мать: И что же?
Отец: (Показывает лист бумаги). В ответ я получил полусумасшедшее письмо! Он сообщил, что ноги его не будет никогда в нашем доме, и просил забыть его.
Мать: Как?
Отец: Вот так, понимай, как знаешь. А сегодня я узнал, что он уехал в армию.
Мать: Ах! Бедная, бедная Маша (плачет).
/Родители обнимаются и уходят/
Чтец: Время шло. Наступил 1812 год. Война со славой была кончена. Полки наши возвращались с победой. В газетах прочли о том, что Владимир был тяжело ранен в битве под Бородином, а затем скончался в Москве.
/Звучит «Марш» из сюиты «Метель», под музыку выходят гусары, поют песню из к/ф-ма
Гусары приглашают дам, начинается бал.
Хор исполняет «Мазурку» из оперы «Евгений Онегин».
/Звучит «Вальс» из сюиты «Метель», все танцуют.
Выходит Бурмин. Он встает несколько в стороне. Марья Гавриловна и ее мать выходят вперед и садятся на стулья./
Мать: Полковник Бурмин приехал в отпуск в свои поместья, что по соседству с нашей деревней. Знаешь, Машенька, хоть он и полковник, а ему всего 26 лет, и он очень милый молодой человек. Ты ему так понравилась.
Марья Гавриловна: Да, я знаю. Он, кажется, нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесой.
Мать: И все наши соседи говорят о нашей свадьбе.
Марья Гавриловна: Ай, маменька, и не будем более об этом говорить.
Мать: Ну что с тобой делать, дочка? Конечно, я вижу, ты бережешь в душе своей память о Владимире, но прожитого не вернешь. Подумай о себе. Да вот он и сам к нам пожаловал. (Уходит).
/Бурмин подходит к Марье Гавриловне и останавливается возле нее, звучит начало «Романса»./
Бурмин: Марья Гавриловна, я давно искал случая открыть вам свое сердце. Уделите мне минуточку внимания.
Марья Гавриловна: Я слушаю вас, говорите.
Бурмин: Я вас люблю, я вас люблю страстно, но мне еще остается исполнить тяжелую обязанность – открыть вам ужасную тайну и положить между нами непреодолимую преграду.
Марья Гавриловна: Эта преграда всегда существовала. Я никогда не могла быть вашей женой.
Бурмин: Знаю, знаю, что некогда вы любили, но смерть и три года сетований…
Марья Гавриловна: Но…
Бурмин: Добрая, милая Марья Гавриловна, молчите. Ради бога молчите! Я – несчастнейшее создание… я женат!
Марья Гавриловна: Как?
Бурмин: Я женат уже четвертый год и не знаю, кто моя жена и где она и должен ли свидеться с нею когда-нибудь?!
Марья Гавриловна: Что вы говорите? Как это странно! Продолжайте, я расскажу позже. Продолжайте, сделайте милость!
Бурмин: В начале 1812 года я спешил в свой полк. Приехав однажды, на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель. Мне советовали переждать, но непонятное беспокойство овладело мной. Я не вытерпел и приказал закладывать и поехал в самую бурю.
/В зале приглушается свет, звучит пьеса «Дорога»,
Бурмин: Я увидел огонек и велел ехать туда. Мы приехали в деревню; в деревенской церкви был огонь. Сюда! Сюда! – закричали несколько голосов. Я вошел в церковь. Девушка сидела на лавочке, другая терла ей виски – «Слава богу, насилу вы приехали. Чуть было, барышню не уморили».
Рассказчик: «Прикажете начинать?»
Бурмин: Начинайте, начинайте. Девушку подняли, я стал подле нее, перед алтарем, нас обвенчали.
/Марья Гавриловна надевает на голову фату и, опустив голову, становится рядом с Бурминым в луче света/
- Поцелуйтесь.
Бурмин: Жена моя обратила на меня свое бледное лицо и вскрикнула.
Марья Гавриловна: Ай, не он, не он. /Закрывается руками и отступает в темноту./
Бурмин: Я выбежал из церкви, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»
/Сцена освещается полностью, Марья Гавриловна вновь сидит. /
Марья Гавриловна: Боже мой, и вы же не знаете, что сделалось с вашей женою?
Бурмин: Не знаю. Не знаю, как зовут деревню, где я венчался. Слуга, бывший со мною, умер в походе.
Марья Гавриловна: Так это были вы? И вы не узнаете меня?
Исполняется романс «Генералам 1812 года», муз.
Сл. М. Цветаевой.
Литература:
- М.Давыдова. Музыкальные вечера в школе. - Москва: АЙРИС-ПРЕСС, 2001г.
- Музыка. Тематические беседы, театрализованные концерты, музыкальная игротека. – Волгоград: Из-во «Учитель», 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)
Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...
"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии
Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"
Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....
Сценарий литературно-музыкальной композиции "История войны"
Каждый год наша страна отмечает годовщину Великой Победы. Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современные школьники могут «открывать...
Сценарий литературно-музыкальной композиции
Сценарий литературно-музыкальной композиции...
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Ах, этот бал!"
Время мероприятия -40-45 минут. Материал рассчитан для учащихся 9-11 классов. В композиции рассказывается о бальных танцах, исполняется полонез, мазрка, полька, вальс; инсцинируются 3 фрагмента:"Герой...