Иван Иваныч самовар
методическая разработка (5 класс) по теме
Сценарий мероприятия, посвященного русскому самовару, его истории и традициям, связанным с ним
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ivan_ivanych_-_samovar.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий праздника
«Иван Иваныч – самовар»
Цель: Приобщить детей к русским народным традициям через изучение музейного экспоната
Задачи:
Познакомить детей с историей русского самовара
Учить чтить и уважать традиции русского народа
Воспитывать любовь к Родине, народной культуре
I. Добрый день дорогие друзья! Сегодня мы поговорим об истории одного предмета. А о каком, вы догадаетесь сами.
Нас окружает множество вещей, без которых нашу жизнь трудно себе представить. Десятки, сотни вещей вокруг. Одни сопровождают нас всю жизнь, другие – только ее маленький отрезок. Многие вещи настолько сживаются с нами, что по ним можно определить наши привычки, характер.
Давайте сейчас обратимся к истории предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки.
II. Послушайте загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит –
Всем пить чай велит
(самовар)
I. Для человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в каждом жилище, будь-то купеческий дом или крестьянская изба. И отношение к нему было особое. Недаром говорили в народе – «печка-матушка, да самовар-батюшка».
II. Приобретение самовара считалось большим событием в жизни семьи. Порой он был ценной единственной вещью в доме. Относились к самовару бережно, хранили как домашнюю реликвию, начищали кирпичом и уксусом, чтобы блестел.
II. А когда появился самовар?
I. Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара – Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.
II. Был и дорожный самовар – сундучок с ручкой, откидными ножками и отсеками для хранения чая и сахара.
I. Самовар – «бульотка», снабженный спиртовкой.
II. Известный русский художник Виктор Васнецов предложил эскиз самовара – «петуха». Это чудо на курьих ножках с кудрявым гребешком заработало золотую медаль на Всемирной промышленной выставке в Вене в 1873 года.
I. Говорят, что были и поющие самовары. Внутрь их был вмонтирован музыкальный механизм.
II. А что было до самовара?
I. Задолго до появления самовара на Руси жил его прадедушка – сбитенник. Он напоминал обыкновенный чайник, только с поддувалом. Внутрь чайника впаивали трубу, куда всыпались раскаленные угли.
иллюстрация самовара.
II. Была у самовара и прабабушка – самовар – «кухня». Это был круглый сосуд с двумя или больше отделениями. В одном с помощью углей, находившихся в нижней части, кипятили чай, а в другой варили щи или кашу. Очень удобно было путешествовать с такой «кухонькой».
I. А как же пользовались самоваром?
II. А об этом вам расскажет сам самовар.
Слово самовара. В трубу, которая находится внутри меня, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Вскоре вода во мне закипала. Наверху у меня имеется приспособление для установки заварного чайника.
I. А сейчас мы предлагаем вам поучаствовать в игре «Раздуй самовар!».
1) Собрать шишки
2) Заложить шишки в трубу
3) Залить воду (по 1 кружке)
4) Раздуть сапогом
5) Поставить заварной чайник
Песня о самоваре
I. На опушку вышли
Мы под вечерок
И набрали шишек
Полный кузовок
Припев:
Пых, пых, самовар
Весело шумит,
Пых, пых, самовар
Чаем угостит!
II. Чашки, ложки, блюдца
На столе звенят,
Дзынь-ля-ля, смеются
И зовут ребят.
Припев:
III. Хмурится пузатый
Чайник заварной,
Говорит ребятам
– Кипяток крутой!
Припев:
IV. Только, выпьем чашку,
Снова чай налит,
Самовар от счастья
Радостно блестит!
Припев:
Пых, пых, самовар
Весело шумит,
Пых, пых, самовар
Чаем угостит!
II. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель.
I. Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические чайники. Но традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась до наших дней.
Инсценировка «У самовара»
Дети стоят свободно, лицом к зрителям. На передний план выходит девочка с самоваром.
Девочка:
Я иду, иду, иду,
Самовар в руке несу,
Прибауточки пою.
Все:
Ой, чай, крепкий чай!
Пейте чай – чаечек
Чтобы радость приносил
Каждый день – денечек!
Мальчик:
Чай пить – не дрова рубить!
Девочка:
У самовара не скучаем
Разговор ведем за чаем!
Чай с вареньем и лимоном,
С кренделями и поклоном.
Мальчик:
Кто здоровым хочет быть,
Больше чая надо пить.
Девочка:
Мы за чаем не скучаем,
Вместе песни сочиняем.
Мальчик:
Рады всех вас пригласить,
Вволю чаем напоить.
Все (игра на ложках)
Ой, чай, крепкий чай!
Пейте чай-чаечек,
Чтобы радость приносил
Каждый день-денечек!
Девочка:
Хорошо чайку попить,
О том, о сем поговорить,
А теперь пора сплясать
Нашу удаль показать.
Звучит «Барыня». Дети стоят в кругу, передают платочек. Музыка останавливается. Тот участник, у которого в руках платочек, тянет фант.
Задание:
1.Вспомни произведение, в котором говорится о самоваре
2. Спой частушку
3.Продолжи пословицу:
Дома и стены... (помогают)
Не дом хозяина красит, а... (хозяин дом)
Не красна изба углами... (А красна пирогами)
Кашу маслом... (не испортишь)
Когда я ем... (я глух и нем)
4.Отгадай загадку
- Морщинистый Тит всю деревню веселит (гармонь)
- В руках плачет, а кто слушает, тот скачет (рожок)
- В избе ляп-ляп, в руках дзынь-дзынь, на полу топ-топ (балалайка)
- Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар)
- На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине (чайник)
- В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришел всех вокруг себя собрал (стол)
5.Загадки-добавлялки
Самовар раздуть помог
Старый кожаный (сапог)
Я над чашками начальник
Я не кто-нибудь, а (чайник)
Раз-ромашка
Два-ромашка
Вся в цветах
У мамы (чашка)
6.Проговори скороговорку
I. Ай да веселье,
Всем на удивленье!
А теперь давайте сыграем на музыкальных инструментах.
II. А чтоб было еще веселей
Надо частушки запеть поскорей.
В пляске не жалей ботинок,
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут вам!
Самовар блестит, кипя,
Чай в нем быстро пенится!
Погляди-ка на себя –
Ну и отраженьице!
Подавай мне чашку чая,
Ведь тебе не жалко чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
Из богатых я невест,
Не волнуйся, миленький:
У меня в приданном есть
Самовар красивенький.
I. Смеркалось: на столе, блистая,
Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
Под ним клубился легкий пар.
II. Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.
I. Как же попал чай на Русь?
360 лет назад монгольский хан, наряду с мехами и атласом, подарил русским посланникам 200 пакетиков с надписью «бах-ча», что значит «чай для заварки».
II. Возвратившись в Москву, послы с опаской передали царю сушеные листья, которые были в пакетах. Лекарь испробовал действия отвара из этих листьев на заболевшем придворном: через некоторое время ему стало легче. Вот и начали лечить этим питьем царя и его приближенных.
I. Тернистым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли 11 тысяч километров на верблюдах, тележкам, санях, переправляли на паромах через реки. Около года караван с чаем добирался до Москвы жадные купцы продавали его в 5 – 6 раз дороже, чем закупали.
II. Для крестьян же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Послушайте частушки, которые были написаны более ста лет назад.
Частушки о чае:
Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отраду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок.
И приправил перцу, луку
Да петрушки корешок.
Разлив варево по плошкам,
Хорошенько размешал,
Остудив его немножко,
На господский стол подал.
Гости с барином плевались,
Сам он ажно озверел
И, отправив на конюшню,
Меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся:
Чем же мог не угодить?
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.
Игры:
«Собери пословицу», «Подои корову», «Собери самовар»
I. А сейчас мы поговорим о правилах чаепития и гостеприимства.
II. По обычаем старинным
В платьях все ходили длинных
И гостей встречать умели,
Своих нарядов не жалели
Медом обнося хмельным,
Низко кланяются им,
Пола чуть рекой касаясь
И приятно улыбаясь.
В старину приветствовали всех поклоном: простым, поясным или земным.
(детям предлагается продемонстрировать поклоны)
I. В каждом русском доме неприложно следовали правилом – чай разливала хозяйка дома или старшая дочь.
II. Чай разливали сначала гостям, о потом уже по старшинству всем членам семьи
I. Сахар в чашке с чаем размешивают не слишком резко и по возможности нешумно.
II. Ложечку обязательно вынимают из чашки и кладут на блюдце.
I. Пьют чай маленькими глотками, чтобы не обжечься.
Инсценировка.
II. Добро сидеть за самоваром
И пить из блюдца не спеша:
Поет, горит, исходит жаром
Его славянская душа
Вопросы:
Когда появился самовар?
А что было до самовара?
Как пользоваться самоваром?
Какие бывают самовары?
I. Всех гостей мы угощаем
Ароматным крепким чаем
Тех, кто чай с охотой пьет,
Чаиная давно уж ждет.
Вместе:
Рады всех вас пригласить,
Вволю чаем напоить.
Чаепитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Н. В. Гоголь "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифировичем"
Презентация к уроку литратуры в 10 классе по повести Н. В. Гоголя "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". В презентацию включена словарная работа, иллюстрации, отражающие...
Проектно-иссследовательская работа "Самовар Иван Иваныч"
Самовар поступил в школьный уголок краеведения в 1983 году. Его подарил житель нашего села Ромахин М.И. Находится в разделе «Предметы домашнего о...
Урок внеклассного чтения в 6 классе на основе проблемно - исследовательской технологии "Н.В.Гоголь."Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"
Урок внеклассного чтения проводится после изучения повести «Тарас Бульба». Урок является необходимым звеном в процессе подготовки учащихся к восприятию комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» и...
«Скучно на этом свете, господа!» Урок по произведениям Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
Слово учителя Закрыта последняя страница героической повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», напомню последние яркие её строки:...
Творчество Иванны Иванив
1. Иванив И. (Верстова И.М.) Крымские цветы. Бумага, акварель, белила.2.Иванив И. (Верстова И.М.) Цвет иван-чая. Бумага, акварель, белила.3.Иванив И. (Верстова И.М.) У реки. Бумага, акваре...
Проект" В гости к Ивану Иванычу Самовару"
Проект разработан по теме"Чайная посуда"...
Урок внеклассного чтения на тему "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя.
Урок литературы рассчитан не только на знание текста произведения, но и развивает мыслительную деятельность учащихся....