Иван Иваныч самовар
методическая разработка (5 класс) по теме

Коншалиева Алия Жумагалиевна

Сценарий мероприятия, посвященного русскому самовару, его истории и традициям, связанным с ним

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivan_ivanych_-_samovar.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

«Иван Иваныч – самовар»

Цель:   Приобщить детей к русским народным традициям через изучение музейного экспоната

Задачи:

 Познакомить детей с историей русского самовара

Учить чтить и уважать традиции русского народа

Воспитывать любовь к Родине, народной культуре

I. Добрый день дорогие друзья! Сегодня мы поговорим об истории одного предмета. А о каком, вы догадаетесь сами.

Нас окружает множество вещей, без которых нашу жизнь трудно себе представить. Десятки, сотни вещей вокруг. Одни сопровождают нас всю жизнь, другие – только ее маленький отрезок. Многие вещи настолько сживаются с нами, что по ним можно определить наши привычки, характер.

 Давайте сейчас обратимся к истории предметов, которыми пользовались наши бабушки и дедушки.

II. Послушайте загадку:

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит –

Всем пить чай велит

                          (самовар)

I. Для человека самовар был и есть нечто большее, чем просто предмет домашней утвари. Самовар – символ семейного очага, уюта, дружеского общения. Он занимал почетное место в каждом жилище, будь-то купеческий дом  или крестьянская изба. И отношение к нему было особое.  Недаром говорили в народе – «печка-матушка, да самовар-батюшка».

II. Приобретение самовара считалось большим событием в жизни семьи. Порой он был ценной единственной вещью в доме. Относились к самовару бережно, хранили как домашнюю реликвию, начищали кирпичом  и уксусом, чтобы блестел.

II. А когда появился самовар?

I. Самовар – исконно русское изобретение. Долгое время считалось, что родина самовара – Тула. Но есть свидетельства, что впервые самовары были изготовлены более 250 лет назад на Урале. Были они не только металлические, но и из фарфора, фаянса и даже хрусталя.

II. Был и дорожный самовар – сундучок с ручкой, откидными ножками и отсеками для хранения чая и сахара.

I. Самовар – «бульотка», снабженный спиртовкой.

II. Известный русский художник Виктор Васнецов предложил эскиз самовара – «петуха». Это чудо на курьих ножках с кудрявым гребешком заработало золотую медаль на Всемирной промышленной выставке в Вене в 1873 года.

I. Говорят, что были и поющие самовары. Внутрь их был вмонтирован музыкальный механизм.

II. А что было до самовара?

I. Задолго до появления самовара на Руси жил его прадедушка – сбитенник. Он напоминал обыкновенный чайник, только с поддувалом. Внутрь чайника впаивали трубу, куда всыпались раскаленные угли.

иллюстрация самовара.

II. Была у самовара и прабабушка – самовар – «кухня». Это был круглый сосуд с двумя или больше отделениями. В одном с помощью углей, находившихся в нижней части, кипятили чай, а в другой варили щи или кашу. Очень удобно было путешествовать с такой «кухонькой».

I. А как же пользовались самоваром?

II. А об этом вам расскажет сам самовар.

Слово самовара. В трубу, которая находится внутри меня, засыпали сосновые шишки или сухие чурки, древесный уголь, поджигали их лучиной, раздували огонь сапогом. Вскоре вода во мне закипала. Наверху у меня имеется приспособление для установки заварного чайника.

I. А сейчас мы предлагаем вам поучаствовать в игре «Раздуй самовар!».

1) Собрать шишки

2) Заложить шишки в трубу

3) Залить воду (по 1 кружке)

4) Раздуть сапогом

5) Поставить заварной чайник

Песня о самоваре

I. На опушку вышли

Мы под вечерок

И набрали шишек

Полный кузовок

Припев:

Пых, пых, самовар

Весело шумит,

Пых, пых, самовар

Чаем угостит!

II. Чашки, ложки, блюдца

На столе звенят,

Дзынь-ля-ля, смеются

И зовут ребят.

Припев:

III. Хмурится пузатый

Чайник заварной,

Говорит ребятам

– Кипяток крутой!

Припев:

IV. Только, выпьем чашку,

Снова чай налит,

Самовар от счастья

Радостно блестит!

Припев:

Пых, пых, самовар

Весело шумит,

Пых, пых, самовар

Чаем угостит!

II. Самовар стал таким же традиционным русским сувениром, как и матрешка, балалайка, хохлома, гжель.

I. Сейчас на смену старинным самоварам пришли электрические чайники. Но традиция собираться всей семьей за чаем сохранилась до наших дней.

Инсценировка «У самовара»

Дети стоят свободно, лицом к зрителям. На передний план выходит девочка с самоваром.

Девочка:

Я иду, иду, иду,

Самовар в руке несу,

Прибауточки пою.

Все:

Ой, чай, крепкий чай!

Пейте чай – чаечек

Чтобы радость приносил

Каждый день – денечек!

Мальчик:

Чай пить – не дрова рубить!

Девочка:

У самовара не скучаем

Разговор ведем за чаем!

Чай с вареньем и лимоном,

С кренделями и поклоном.

Мальчик:

Кто здоровым хочет быть,

Больше чая надо пить.

Девочка:

Мы за чаем не скучаем,

Вместе песни сочиняем.

Мальчик:

Рады всех вас пригласить,

Вволю чаем напоить.

Все (игра на ложках)

Ой, чай, крепкий чай!

Пейте чай-чаечек,

Чтобы радость приносил

Каждый день-денечек!

Девочка:

Хорошо чайку попить,

О том, о сем поговорить,

А теперь пора сплясать

Нашу удаль показать.

Звучит «Барыня». Дети стоят в кругу, передают платочек. Музыка останавливается. Тот участник, у которого в руках платочек, тянет фант.

Задание:

1.Вспомни произведение, в котором говорится о самоваре

2. Спой частушку

3.Продолжи пословицу:

Дома и стены... (помогают)

Не дом хозяина красит, а... (хозяин дом)

Не красна изба углами... (А красна пирогами)

Кашу маслом... (не испортишь)

Когда я ем... (я глух и нем)

4.Отгадай загадку

- Морщинистый Тит всю деревню веселит (гармонь)

- В руках плачет, а кто слушает, тот скачет (рожок)

- В избе ляп-ляп, в руках дзынь-дзынь, на полу топ-топ (балалайка)

- Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар)

- На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине (чайник)

- В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришел всех вокруг себя собрал (стол)

5.Загадки-добавлялки

Самовар раздуть помог

Старый кожаный (сапог)

Я над чашками начальник

Я не кто-нибудь, а (чайник)

Раз-ромашка

Два-ромашка

Вся в цветах

У мамы (чашка)

6.Проговори скороговорку

I. Ай да веселье,

Всем на удивленье!

А теперь давайте сыграем на музыкальных инструментах.

II. А чтоб было еще веселей

Надо частушки запеть поскорей.

В пляске не жалей ботинок,

Предлагай-ка чай друзьям.

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут вам!

Самовар блестит, кипя,

Чай в нем быстро пенится!

Погляди-ка на себя –

Ну и отраженьице!

Подавай мне чашку чая,

Ведь тебе не жалко чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

Из богатых я невест,

Не волнуйся, миленький:

У меня в приданном есть

Самовар красивенький.

I. Смеркалось: на столе, блистая,

Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

Под ним клубился легкий пар.

II. Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор. Обычай чаепития сохранился и до наших дней.

I. Как же попал чай на Русь?

360 лет назад монгольский хан, наряду с мехами и атласом, подарил русским посланникам 200 пакетиков с надписью «бах-ча», что значит «чай для заварки».

II. Возвратившись в Москву, послы с опаской  передали царю сушеные листья, которые были в пакетах. Лекарь испробовал действия отвара из этих листьев на заболевшем придворном: через некоторое время ему стало легче. Вот и начали лечить этим питьем царя и его приближенных.

I. Тернистым был путь китайского чая к русскому столу. Его везли 11 тысяч километров на верблюдах, тележкам, санях, переправляли на паромах через реки. Около года караван с чаем добирался до Москвы жадные купцы продавали его в 5 – 6 раз дороже, чем закупали.

II. Для крестьян же чай был практически недоступен, и они пили его лишь в особых случаях. Поэтому-то и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. Послушайте частушки, которые были написаны более ста лет назад.

Частушки о чае:

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отраду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Взял тогда налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок.

И приправил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Разлив варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудив его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся:

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

Игры:

«Собери пословицу», «Подои корову», «Собери самовар»

I. А сейчас мы поговорим о правилах чаепития и гостеприимства.

II. По обычаем старинным

В платьях все ходили длинных

И гостей встречать умели,

Своих нарядов не жалели

Медом обнося хмельным,

Низко кланяются им,

Пола чуть рекой касаясь

И приятно улыбаясь.

В старину приветствовали всех поклоном: простым, поясным или земным.

(детям предлагается продемонстрировать поклоны)

I. В каждом русском доме неприложно следовали правилом – чай разливала хозяйка дома или старшая дочь.

II. Чай разливали сначала гостям, о потом уже по старшинству всем  членам семьи

I. Сахар в чашке с чаем размешивают не слишком резко и по возможности нешумно.

II. Ложечку обязательно вынимают из чашки и кладут на блюдце.

I. Пьют чай маленькими глотками, чтобы не обжечься.

Инсценировка.

II. Добро сидеть за самоваром

И пить из блюдца не спеша:

Поет, горит, исходит жаром

Его славянская душа

Вопросы:

Когда появился самовар?

А что было до самовара?

Как пользоваться самоваром?

Какие бывают самовары?

I. Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем

Тех, кто чай с охотой пьет,

Чаиная давно уж ждет.

Вместе:

Рады всех вас пригласить,

Вволю чаем напоить.

Чаепитие.

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Н. В. Гоголь "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифировичем"

Презентация к уроку литратуры в 10 классе по повести Н. В. Гоголя "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем". В презентацию включена словарная работа, иллюстрации, отражающие...

Проектно-иссследовательская работа "Самовар Иван Иваныч"

Самовар поступил в школьный уголок краеведения в 1983 году. Его подарил житель нашего села Ромахин М.И. Находится в разделе «Предметы домашнего о...

Урок внеклассного чтения в 6 классе на основе проблемно - исследовательской технологии "Н.В.Гоголь."Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"

Урок внеклассного чтения проводится после изучения повести «Тарас Бульба». Урок является необходимым звеном в процессе подготовки учащихся к восприятию комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» и...

«Скучно на этом свете, господа!» Урок по произведениям Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Слово учителя      Закрыта последняя страница героической повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», напомню  последние  яркие   её  строки:...

Творчество Иванны Иванив

1. Иванив И. (Верстова И.М.) Крымские цветы. Бумага, акварель, белила.2.Иванив И. (Верстова И.М.) Цвет иван-чая. Бумага, акварель, белила.3.Иванив И. (Верстова И.М.) У реки. Бумага, акваре...

Проект" В гости к Ивану Иванычу Самовару"

Проект разработан по теме"Чайная посуда"...

Урок внеклассного чтения на тему "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя.

Урок литературы рассчитан не только на знание текста произведения, но и развивает  мыслительную деятельность учащихся....