Урок внеклассного чтения в 6 классе на основе проблемно - исследовательской технологии "Н.В.Гоголь."Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Урок внеклассного чтения проводится после изучения повести «Тарас Бульба». Урок является необходимым звеном в процессе подготовки учащихся к восприятию комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» и важным этапом формирования в сознании школьников целостного представления о творчестве Н.В.Гоголя.
Шестиклассники, не имеющие достаточных знаний о художественном методе писателя, не могут себе объяснить, почему в один сборник объединены столь разные произведения: «Тарас Бульба» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
На этом и строится проблемно – исследовательская работа на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения в 6 классе на основе проблемно – исследовательской технологии подготовила и провела О.Н.Кочетова.
Тема урока: Н.В.Гоголь. «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»
Тип урока: внеклассное чтение.
Выбор темы и ее актуальность: Урок внеклассного чтения проводится после изучения повести «Тарас Бульба». Урок является необходимым звеном в процессе подготовки учащихся к восприятию комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» и важным этапом формирования в сознании школьников целостного представления о творчестве Н.В.Гоголя..
С «Миргорода» начался путь Гоголя – реалиста. Сборник, как сказано в заголовке, продолжал «Вечера на хуторе близ Диканьки» в плане повествования о милой сердцу писателя Украине. Но произведения, составившие «Миргород», тематически очень самостоятельны, столь же разнообразна и стилевая тональность повестей.
Шестиклассники, не имеющие достаточных знаний о художественном методе писателя, не могут себе объяснить, почему в один сборник объединены столь разные произведения: «Тарас Бульба» и «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
На этом и строится проблемно – исследовательская работа на уроке.
Предварительная подготовка: учащиеся получают задание прочитать «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и, осмысливая идейное содержание, подумать над вопросами:
- Какое чувство высказывает Гоголь в начале произведения в отношении своих героев?
- Какова объективная оценка автором жизненных идеалов героев?
- Каков идейный смысл повести?
Цели урока:
- выявить вместе с учащимися идейное содержание «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и сравнить с идейным содержанием повести «Тарас Бульба»;
- совершенствовать навыки проблемного анализа литературного произведения;
- побудить учащихся к поискам возвышенного смысла жизни.
Оборудование урока:
Портрет писателя, тексты произведений, иллюстрации, мультимедийная установка.
Запись на интерактивной доске открывается и используется на этапе формулирования проблемы.
1 часть | «Старосветские помещики» | 1835 |
«Тарас Бульба» | 1835 | |
2часть | «Вий» | 1835 |
«Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» | 1834 |
Технология | Ход и содержание урока |
1. Этап актуализации знаний Фронтальная беседа учителя о поэзии народной жизни, изображенной Н.В.Гоголем в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». | - Вспомните, какое впечатление оставили повести из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», с которыми мы познакомились в 5 классе? - Что особенно запомнилось из этих произведений? В беседе подчеркивается мысль Гоголя о естественности, гармонии в жизни людей, наиболее близко стоящих у истоков природного бытия. В этом писатель видел критерий истинного и ценного. |
2.Этап создания проблемной ситуации. Беседа учителя с учащимися. | - Как вы думаете, что нам обещает подзаголовок сборника «Миргород»? Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки»?
- Вы прочитали две повести из этого сборника. Соответствует ли прочитанное ожидаемому? |
3. Этап формирования проблемы. Учитель задает вопрос классу. Открывается запись на интерактивной доске. Учитель размышляет вместе с учениками. Совместно формулируем и записываем на доске проблему. | - Какое чувство вызвали у вас герои каждой повести? - Да, герои очень разные, как и темы, жанры, стили каждой повести. «Тарас Бульба» - героическая эпопея. Жизнь Тараса, его душевные и физические силы отданы одной цели – борьбе за жизнь, свободную от неравенства, национального угнетения. Стилевая тональность повести – романтическая патетика. «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» - произведение нравоописательного характера. Жизнь героев посвящена ничтожным целям и амбициям. Странно, что писатель объединяет повести общим названием «Миргород». Почему? Почему Н.В.Гоголь поместил в сборник «Миргород» такие разные по теме, жанру и стилю произведения? |
4. Этап выдвижения гипотез. Учащиеся коротко совещаются в группах, предлагают гипотезы для решения этой проблемы. Учащиеся вместе с учителем обсуждают предложенные гипотезы и решают исследовать одну из них. | - События происходят в Миргородею - Повести отражают действительность. - Повести имеют общую идею. - Повести объединены в сборник «Миргород» одной идеей. |
5. Этап поиска решения проблемы. Учитель предлагает учащимся по группам исследовать идейное содержание «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». А затем сравнить с идейным содержанием повести «Тарас Бульба». | В процессе работы учащиеся используют вопросы, которые были предложены заранее, применяют алгоритм выявления идеи данной повести: 1 группа – Каково эмоциональное, непосредственно высказываемое отношение автора к героям? Подтвердите примерами из текста. 2 группа – Совпадает ли авторское отношение к героям с раздумьями автора над их жизнью и той оценкой ее, которая объективно вытекает из характера изображаемого? Подтвердите примерами из текста. 3 группа – В каких словах отчетливо звучит мысль автора о жизненных идеалах и устремлениях героев, т.е. идея повести? Сравните идейное содержание этих произведений. |
6 .Этап формирования выводов. Учащиеся каждой группы делают устные сообщения о результатах исследовательской работы. | Повесть «Тарас Бульба» раскрывает утвержденный писателем идеал – мечту о слиянии жизни отдельного человека с жизнью народа. А в «Повести о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголь утверждает неизбежность духовной и физической гибели человека, жизнь которого бескрыла, не освещена возвышенным идеалом, как у Тараса Бульбы, вселяющим в человека силу, поддерживающим и вдохновляющим его. Повести из сборника «Миргород» объединяет в один цикл, делает их внутренне единой книгой общий взгляд на смысл и назначение человеческой жизни, представление об идеале. |
7. Этап подведения итогов урока. Беседа учителя с учащимися. | - К чему призывает Гоголь произведениями, вошедшими в сборник «Миргород»? Автор убеждает нас в том, что жизнь человека должна быть посвящена высокой, благородной цели, что душу укрепляет возвышенный идеал. Главными в жизни являются нравственные ценности, а не материальные. Повести из сборника «Миргород» актуальны и сегодня. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс
Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...
разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация о творчестве К.Паустовского...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...
Методическая разработка урока-конференции по литературе «150 лет со дня рождения М. Горького» (Урок внеклассного чтения 10 класс)
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Максима Горького, в работе дается представление об особенностях мировосприятия Максима Горького, происходит знакомство с творчеством писателя разных лет....