Урок внеклассного чтения на тему "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя.
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Черенкова Елена Васильевна

Урок литературы рассчитан не только на знание текста произведения, но и развивает  мыслительную деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vneklassnogo_chteniya_na_temu.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения на тему «"Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В. Гоголя».  

Цели:

  • Знать сюжет, систему образов, идею произведения; смысл включения ее в сборник “Миргород”.
  • Уметь сопоставлять и анализировать текст, обобщать и делать выводы, моделировать ситуацию.
  • Воспитать активную жизненную позицию.

Оборудование: текст.

Ход урока

1. Вступление:

Продолжаем знакомиться с творчеством Н.В. Гоголя. В прошлом году мы читали повести из сборника “Вечера…”, познакомились с повестью Тарас Бульба из сборника “Миргород”, куда вошла и “ Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.

2. Аналитическая беседа по тексту:

  • Чем объяснить, что Гоголь включил в сборник “Миргород” такие разные произведения?
  • Почему повесть так называется?
  • Ваши впечатления от повести? Какие вопросы возникли?
  • Почему повесть начинается с изображения Ивана Ивановича? Как рисуется этот образ? Какой художественный прием использует Гоголь? Какие эпитеты употребляет для характеристики? Продолжите этот ряд: “прекрасный”, “богомольный”… (праздный, черствый, эгоистичный)
  • А что говорит Гоголь об Иване Никифоровиче? Почему так подробно говорил об Иване Ивановиче, а об Иване Никифоровиче в двух словах?
  • Что говорит об их дружбе? Почему они дружат? Какие различия показывает Гоголь? Найдите примеры иронии.
  • Почему, сделав в конце вывод, что герои - “прекрасные люди”, автор не поставил восклицательный знак?

  • Ваши впечатления от чтения. Что смешного в поведении героев? Как вы считаете, почему Гоголь вводит как предмет обмена свинью? Когда это образ еще возникает? (“Подложит свинью” Иван Иванович, свинья съест заявление.)
  • Найдите отношение автора к происходящему? (“Великолепный спектакль”)
  • Почему же так легко поссорились?

Чтение эпизода о хлеве.

Озаглавьте эпизод. Какую роль играет пейзаж? Как относится автор к изображаемому? До чего доходят они в мести друг к другу? Посмотрите прошение в суд (клевета).

3. Миргород и его обитатели:

  • Почему автор не прекращает повествование о героях, а вводит новых персонажей?
  • Проанализируйте эпизоды ( задание по группам):
  • Миргород (гл.4);
  • Суд (гл.5);
  • Обитатели суда (гл.5);
  • Городничий;
  • Ассамблея;
  • Антон Прокофьевич;
  • Какие люди живут в городе? Случайно ли среди них наши герои?

4. Работа с иллюстрациями:

Узнаете героев и эпизоды? Ваши впечатления? Насколько художнику удалось передать характер гоголевских героев?

5. Заключение:

Однако повесть на этом не заканчивается.

  • Как связаны со всем содержанием повести заключительные слова Гоголя: “Скучно на этом свете, господа!”?
  • Хорошо ли жить, когда скучно? А как нужно жить, чтобы не было скучно?
  • Помогите героям жить лучше. Что им нужно для этого?
  • Почему же один становится Тарасом Бульбой, а другой - Иваном Никифоровичем?
  • Чем объяснить, что Гоголь поставил две повести в один сборник?
  • Как вы думаете, почему Гоголь назвал сборник “Миргород”, ведь действие в городе Миргород происходит только в “Повести о том…”?
  • Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к предисловию, которым сопроводил автор повесть, когда ее отказывались печатать: “Долгом почитаю предуведомить, что происшествие, описанное в этой повести, относится к очень давнему времени. Притом оно совершенная выдумка. Теперь Миргород совсем не то. Строения другие; лужа среди города давно уже высохла, и все сановники: судья, подсудок и городничий - люди почтенные и благонамеренные”.

Учите, что слово “мир” означает еще и “общество”. Что же хотел сказать читателю Гоголь в предисловии?

6. Итог урока:

Л.Толстой писал: “Когда я читаю рассказ… - я всегда спрашиваю: “Что за человек ты, который пишешь? Что ты можешь дать мне?”

Давайте ответим на вопрос великого человека.

Что же представляет собой писатель, человек, создавший повести “Тарас Бульба” и “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”?

7. Домашнее задание:

Напишите эссе “Что дал мне Гоголь?”



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"

В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....

Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)

Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...

Урок внеклассного чтения в 6 классе на основе проблемно - исследовательской технологии "Н.В.Гоголь."Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"

Урок внеклассного чтения проводится после изучения повести «Тарас Бульба». Урок является необходимым звеном в процессе подготовки учащихся к восприятию комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» и...

Урок внеклассного чтения по повести В.Богомолова "ИВАН"

                                    Что  общего на этих  фотографиях...

Урок внеклассного чтения " У войны недетское лицо"(Повесть В.Богомолова " Иван"

Урок-проект составлен в сооттветствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...