Урок внеклассного чтения на тему "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В.Гоголя.
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Урок литературы рассчитан не только на знание текста произведения, но и развивает мыслительную деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_na_temu.docx | 17.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения на тему «"Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем" Н.В. Гоголя».
Цели:
- Знать сюжет, систему образов, идею произведения; смысл включения ее в сборник “Миргород”.
- Уметь сопоставлять и анализировать текст, обобщать и делать выводы, моделировать ситуацию.
- Воспитать активную жизненную позицию.
Оборудование: текст.
Ход урока
1. Вступление:
Продолжаем знакомиться с творчеством Н.В. Гоголя. В прошлом году мы читали повести из сборника “Вечера…”, познакомились с повестью Тарас Бульба из сборника “Миргород”, куда вошла и “ Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.
2. Аналитическая беседа по тексту:
- Чем объяснить, что Гоголь включил в сборник “Миргород” такие разные произведения?
- Почему повесть так называется?
- Ваши впечатления от повести? Какие вопросы возникли?
- Почему повесть начинается с изображения Ивана Ивановича? Как рисуется этот образ? Какой художественный прием использует Гоголь? Какие эпитеты употребляет для характеристики? Продолжите этот ряд: “прекрасный”, “богомольный”… (праздный, черствый, эгоистичный)
- А что говорит Гоголь об Иване Никифоровиче? Почему так подробно говорил об Иване Ивановиче, а об Иване Никифоровиче в двух словах?
- Что говорит об их дружбе? Почему они дружат? Какие различия показывает Гоголь? Найдите примеры иронии.
- Почему, сделав в конце вывод, что герои - “прекрасные люди”, автор не поставил восклицательный знак?
- Ваши впечатления от чтения. Что смешного в поведении героев? Как вы считаете, почему Гоголь вводит как предмет обмена свинью? Когда это образ еще возникает? (“Подложит свинью” Иван Иванович, свинья съест заявление.)
- Найдите отношение автора к происходящему? (“Великолепный спектакль”)
- Почему же так легко поссорились?
Чтение эпизода о хлеве.
Озаглавьте эпизод. Какую роль играет пейзаж? Как относится автор к изображаемому? До чего доходят они в мести друг к другу? Посмотрите прошение в суд (клевета).
3. Миргород и его обитатели:
- Почему автор не прекращает повествование о героях, а вводит новых персонажей?
- Проанализируйте эпизоды ( задание по группам):
- Миргород (гл.4);
- Суд (гл.5);
- Обитатели суда (гл.5);
- Городничий;
- Ассамблея;
- Антон Прокофьевич;
- Какие люди живут в городе? Случайно ли среди них наши герои?
4. Работа с иллюстрациями:
Узнаете героев и эпизоды? Ваши впечатления? Насколько художнику удалось передать характер гоголевских героев?
5. Заключение:
Однако повесть на этом не заканчивается.
- Как связаны со всем содержанием повести заключительные слова Гоголя: “Скучно на этом свете, господа!”?
- Хорошо ли жить, когда скучно? А как нужно жить, чтобы не было скучно?
- Помогите героям жить лучше. Что им нужно для этого?
- Почему же один становится Тарасом Бульбой, а другой - Иваном Никифоровичем?
- Чем объяснить, что Гоголь поставил две повести в один сборник?
- Как вы думаете, почему Гоголь назвал сборник “Миргород”, ведь действие в городе Миргород происходит только в “Повести о том…”?
- Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к предисловию, которым сопроводил автор повесть, когда ее отказывались печатать: “Долгом почитаю предуведомить, что происшествие, описанное в этой повести, относится к очень давнему времени. Притом оно совершенная выдумка. Теперь Миргород совсем не то. Строения другие; лужа среди города давно уже высохла, и все сановники: судья, подсудок и городничий - люди почтенные и благонамеренные”.
Учите, что слово “мир” означает еще и “общество”. Что же хотел сказать читателю Гоголь в предисловии?
6. Итог урока:
Л.Толстой писал: “Когда я читаю рассказ… - я всегда спрашиваю: “Что за человек ты, который пишешь? Что ты можешь дать мне?”
Давайте ответим на вопрос великого человека.
Что же представляет собой писатель, человек, создавший повести “Тарас Бульба” и “Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”?
7. Домашнее задание:
Напишите эссе “Что дал мне Гоголь?”
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "решение проблемы формирования читательских интересов у школьников через организацию семейного чтения и уроки внеклассного чтения"
В статье рассматриваются некоторые пути решения проблемы формирования читательских интересов у учащихся....
Урок внеклассного чтения на тему: «Виды камней Тувы» (интегрированный урок можно провести после чтения и обсуждения рассказа А.Куприна «Гранатовый браслет» в 11 классе)
Рисунок на скале, в какие временаНанёс своим резцом тебя арат иль воин?Какие времена, какие семенаНесёшь ты в наши дни, бесстрастен и спокоен?.. Рисунок на скале, в моём воспрянув сне,Явили снова...
Урок внеклассного чтения в 6 классе на основе проблемно - исследовательской технологии "Н.В.Гоголь."Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем"
Урок внеклассного чтения проводится после изучения повести «Тарас Бульба». Урок является необходимым звеном в процессе подготовки учащихся к восприятию комедии «Ревизор» и поэмы «Мертвые души» и...
Урок внеклассного чтения по повести В.Богомолова "ИВАН"
Что общего на этих фотографиях...
Урок внеклассного чтения " У войны недетское лицо"(Повесть В.Богомолова " Иван"
Урок-проект составлен в сооттветствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) ( класс-комплект 8-9). Тема урока: Нравственные уроки Г.Х. Андерсена (по сказке «Чайник»).
Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе, выполненного в технологииразвития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)( класс-комплект 8-9)Цель урока: Знакомство учащихся...