«Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность»
консультация (5 класс)
Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zaochnoe_vystuplenie_fedorova_o.a._1.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность» О.А.Федорова
БОУ ЧР «Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Аннотация. Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевые слова: социализация, творчество, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из главных задач коррекционной школы является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.
Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.
Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи:
- создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум;
- стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.
По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.
Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным.
Творческие способности развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной.
Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы: беседы, игры, конкурсы, творческий труд, проекты, исследовательская деятельность, экскурсии, индивидуальные занятия.
Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей. Большинство педагогов нашей школы, и я в том числе, занимаемся с детьми декоративно - прикладным творчеством. В нашей школе хорошо отлажена система кружковой работы. Кружковая работа, а также занятия, проводимые воспитателями во внеурочное время прикладным творчеством, направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.
Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для развития творческих способностей используются разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие) и нетрадиционные (рисование пластилином, свечой, восковыми мелками и утюгом; витраж, коллаж с применением стружки, соломы, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д.). Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
Занимаясь декоративно – прикладным искусством, дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.
Поскольку работа требует большой концентрации внимания и усидчивости, во время занятий необходимо все время поддерживать интерес детей. С этой целью необходимо, во-первых, предоставлять детям возможность выбора, во-вторых, работу разделить на несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга с проведением физминуток и пальчиковой гимнастики. Для релаксации и создания ребенком выразительного художественного образа используется музыкальное сопровождение, которое сопутствует созданию атмосферы творчества, взаимной эмпатии и восхищения любыми успехами детей.
Целью моих занятий с детьми с ОВЗ является не только дать навыки и приемы работы с разными материалами и инструментами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах. Конечно, чтобы творить свое, таким детям надо сначала увидеть. Поэтому я готовлю образцы своих изделий, а потом мы уже обсуждаем: что бы они изменили, внесли свои коррективы в образец, а, может быть, полностью изменили его.
Мы, педагоги, не имеем возможность помочь детям с ОВЗ решить проблемы со здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему – расширить круг их общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе, показать детям широту внешнего мира.
Таким образом, развивая творческие способности у детей с ОВЗ, мы создаем условия для успешной их социализации.
Список использованной литературы
- Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Брызжева Н. В., Григорьева А. И. Особый ребёнок — обычное детство. Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.
- Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ: Учебное пособие. Москва, Сфера, 2010.
- Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.
Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....
«Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности».
Описание методических требований поорагнизации деятельности, направленной на обеспечение "адаптивной среды" во внеурочное время в школе 8 вида, а так же опыт практической работы воспитателя ГПД в этом...
Доклад «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»
Доклада на тему: «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования». (из опыта работы) Подготовил: преподаватель МБОУ ДОД...
Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность
Социализация детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность...
Социализация детей с ОВЗ через практико-ориентированную деятельность.
Данна презентация рассказывает об основных направлениях работы по социализации детей с ОВЗ....
Доклад"Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность на современном этапе"
В докладе рассказывается о том, что такое социализация, какие направления социализации, какие цели и задачи есть, как происходит социализация детей....