«Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность»
консультация (5 класс)

Федорова Ольга Анатольевна

Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zaochnoe_vystuplenie_fedorova_o.a._1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Социализация детей с ОВЗ через творческую деятельность» О.А.Федорова

БОУ ЧР «Ибресинская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

liyanik31@gmail.com

Аннотация. Творчество - это непременное условие успешной самореализации личности, позволяющее проявить себя в современном мире, в разнообразных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: социализация, творчество, дети с ограниченными возможностями здоровья.

   Одной из главных задач коррекционной школы является социализация детей с ограниченными возможностями здоровья. Если для обычного ребёнка социализация представляет собой естественный процесс, то применительно к «особому» ребёнку погружение в общество - это кропотливая работа, процесс, результат которого полностью зависит от тех условий, которые создают для этого взрослые.

      Дети с нарушениями развития являются особой категорией. Творчество помогает детям развиваться и жить. Все виды детского творчества для ребенка с проблемами – это шанс реализоваться в этом мире.    

Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи:

- создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум;

- стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.

По мнению Л.С. Выготского, творческая деятельность - это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим или обнаруживающимся только в самом человеке». Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется, совершенствуется. Способность к творческой деятельности вызывает успех, который, в свою очередь, поддерживает интерес к процессу творчества.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным.

Творческие способности развиваются в любой деятельности: игровой, трудовой, учебной. 

Для раскрытия творческих способностей детей применяются активные формы и методы: беседы, игры, конкурсы, творческий труд, проекты, исследовательская деятельность, экскурсии, индивидуальные занятия.

Огромный потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей. Большинство педагогов нашей школы, и я в том числе, занимаемся с детьми декоративно - прикладным творчеством. В нашей школе хорошо отлажена система кружковой работы. Кружковая работа, а также занятия, проводимые воспитателями во внеурочное время прикладным творчеством, направлены на эстетическое развитие детей с ОВЗ. Успешное освоение творческой деятельности способствует интеллектуальному развитию ребенка, помогает в формировании других видов деятельности. Известно, что процесс изображения предметов и явлений окружающего мира сложен по своей природе и связан с развитием личности ребенка, с формированием его чувств и сознания. В процессе усвоения детьми ряда навыков происходит совершенствование тонкой моторики рук.

Материал для занятий подбирается с учетом темы, а также возрастных и индивидуальных особенностей детей. Для развития творческих способностей используются разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие) и нетрадиционные (рисование пластилином, свечой, восковыми мелками и утюгом; витраж, коллаж с применением стружки, соломы, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д.). Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству и является необходимым условием формирования творческой личности ребенка. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею», «у меня не получается», «я не сделаю правильно». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.

Занимаясь декоративно – прикладным искусством, дети знакомятся с различными материалами, с их свойствами и выразительными возможностями, учатся работать с различными инструментами, они овладевают многими практическими навыками, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. У обучающихся развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых (самообслуживание) до развития личностных качеств: самостоятельности, аккуратности, трудолюбия, комплекса качеств, связанных с основами безопасности жизнедеятельности.

Поскольку работа требует большой концентрации внимания и усидчивости, во время занятий необходимо все время поддерживать интерес детей. С этой целью необходимо, во-первых, предоставлять детям возможность выбора, во-вторых, работу разделить на несколько этапов, которые энергично будут сменять друг друга с проведением физминуток и пальчиковой гимнастики. Для релаксации и создания ребенком выразительного художественного образа используется музыкальное сопровождение, которое сопутствует созданию атмосферы творчества, взаимной эмпатии и восхищения любыми успехами детей.

Целью моих занятий с детьми с ОВЗ является не только дать навыки и приемы работы с разными материалами и инструментами, но и раскрепостить детей, придать  им  уверенность в своих силах. Конечно, чтобы творить свое, таким детям надо сначала увидеть. Поэтому я готовлю образцы своих изделий, а потом мы уже обсуждаем: что бы они изменили, внесли свои коррективы в образец, а, может быть, полностью изменили его.

Мы, педагоги, не имеем возможность помочь детям с ОВЗ решить проблемы со здоровьем, но в наших силах помочь им решить вторую проблему – расширить круг их общения, научить их реализовать себя, не дать им замкнуться в себе, показать детям широту внешнего мира.

   Таким образом, развивая творческие способности у детей с ОВЗ, мы создаем условия для успешной их социализации.

Список использованной литературы

  1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  2. Брызжева Н. В., Григорьева А. И. Особый ребёнок — обычное детство. Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2013.
  3. Липский И.А. Социальная педагогика: методологический анализ: Учебное пособие. Москва, Сфера, 2010.
  4. Писаревская М.А. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2013.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку.

Социализация учащихся младших классов через внеурочную деятельность на занятиях по английскому языку....

«Социализация детей с ОВЗ через организацию внеурочной деятельности».

Описание методических требований поорагнизации деятельности, направленной на обеспечение "адаптивной среды" во внеурочное время в школе 8 вида, а так же опыт практической работы воспитателя ГПД в этом...

Доклад «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования»

Доклада на тему: «Социализация ребенка с ограниченными возможностями здоровья через творческую деятельность в системе дополнительного образования». (из опыта работы) Подготовил: преподаватель МБОУ ДОД...

Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность

Социализация детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность...

Социализация детей с ОВЗ через практико-ориентированную деятельность.

Данна презентация  рассказывает об основных направлениях работы по социализации детей с ОВЗ....

Доклад"Социализация детей с ОВЗ через внеурочную деятельность на современном этапе"

В докладе рассказывается о том, что такое социализация, какие направления социализации, какие цели и задачи есть, как происходит социализация детей....