Рабочая программа по формированию навыков жизнестойкости "Подари мне жизнь"
рабочая программа
Целью программы является повышение устойчивости подростков к трудным жизненным ситуациям, формирование жизнестойкости и развитие способности к поиску индивидуальных адаптивных стратегий .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по формированию навыков жизнестойкости "Подари мне жизнь" | 24.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Чтобы помочь обучающемуся успешно справляться с кризисными ситуациями, нужно не дрессировать его поведение, а развивать его личность, в первую очередь основополагающую характеристику - ответственность.
Способность адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды, включая социальные, - ведущий показатель здоровья ребенка. В психическое здоровье входит стрессоустойчивость, или жизненная стойкость, - то есть способность преодолевать стрессовые ситуации, жизненные трудности без ущерба для общего здоровья. Это предполагает активность личности, ее способность к сопротивлению трудностям, умение нести ответственность за свою жизнь, извлекать полезный опыт из неблагоприятных ситуаций и собственных ошибок. Цикл психологических занятий построен на основе гуманистического подхода в психологии, где учащийся - не объект воздействия взрослого, а субъект, автор, который активно работает над развитием самого себя, своей личности и несет ответственность за саморазвитие.
Цель программы: повышение устойчивости подростков к трудным жизненным ситуациям, формирование жизнестойкости, развитие способности к поиску индивидуальных адаптивных стратегий преодоления совладающего поведения.
В ходе психологических занятий используются как известные приемы и упражнения, заимствованные из тренинговых программ личностного роста и самореализации личности, коммуникативной компетенции (Парыгин Б.Д., 2000; Прутченков А.С., 1993; Хрящева Н.Ю., 2001; Дубровина И.В., 2000, Емельяновой Е.В., 2002), так и модифицированные автором.
Цели занятий:
- сформировать психологическую устойчивость обучающихся к кризисным ситуациям, которые требуют мобилизовать ресурсы личности;
- расширить репертуар поведенческих стратегий в трудных жизненных ситуациях;
- сформировать индивидуальные навыки управления стрессом, в идеале - «открытие» индивидуального стиля поведения в стрессовых ситуациях;
- обучить способам (навыкам) оказания психологической поддержки человеку, находящемуся в критической ситуации; научить оказывать, запрашивать и получать поддержку.
- Цикл занятий состоит из семи встреч: 1 раз в неделю. Занятия проходят в групповой форме.
- По итогам прохождения психологических занятий учащиеся приобретают:
- опыт конструктивного взаимодействия с другими людьми;
- опыт успешного разрешения кризисных ситуаций, который включает перечень известных подросткам стратегий совладающего поведения, навыки их использования;
- гибкость совладающего поведения - способность выборочно применять стратегии в зависимости от требований ситуации.
Тематическое планирование
Название темы | Реализуемые цели | Кол-во часов |
Тема 1. Трудные ситуации повседневной жизни. | Цели: помочь учащимся осознать свои трудные жизненные ситуации; расширить поведенческий репертуар и жизненный опыт; сформировать способы конструктивного поведения в проблемных ситуациях; научить принимать ответственность за свои поступки | 2 |
Тема 2. Преодолевающее поведение личности в трудных жизненных ситуациях. «Правила антистрессового поведения». | Цели: расширить репертуар поведенческих стратегий в стрессовых ситуациях; сформировать индивидуальные навыки управления стрессом. | 2 |
Тема 3. Тренинг нестандартных поступков и преодоление низкой самооценки | Цели: повысить психологическую устойчивость обучающихся к кризисным ситуациям; принятие собственной индивидуальности; расширить поведенческий репертуар и жизненный опыт. | 2 |
Тема 4.Кризисные ситуации, выходящие за рамки повседневности. Стрессовое расстройство». | Цели: познакомить со способами мобилизации, управления своими чувствами, мыслями, поведением в экстремальных ситуациях | 2 |
Тема 5. Психология и ответственность. | Цели: формирование позитивного самосознания и ответственности за собственную личность, преодоление установок на поведение «жертвы» | 2 |
Тема 6. Неуверенность, уверенность и агрессивность | Цели: формирование устойчивости к фрустрации, навыков быстрого реагирования на конфликтной ситуации. | 2 |
Тема 7. Я и Мой выбор | Цели: формирование осознанной позиции в отношении наркотиков и выработка навыков аргументированной защиты своей позиции и адекватного реагирования в конфликтной ситуации | 4 |
Тема 8. Жизнестойкая личность | Цели: развитие позитивного мышления, осознанности жизненного выбора, актуализация жизнетворчества | 2 |
Тема 9. Оказание психологической поддержки человеку в трудной жизненной ситуации и самоподдержка | Цели: обучить навыкам оказания психологической поддержки человеку, который находится в кризисной ситуации; повысить стрессоустойчивость; научить запрашивать и получать поддержку. | 2 |
Тема 10. Стратегии достижения цели. Оценка ресурсов и препятствий. | Цели: осмысление значимых целей, ресурсов собственной личности, выработка индивидуальной стратегии достижения цели. | 2 |
Тема 1. «Трудные ситуации повседневной жизни»
Цели: помочь учащимся осознать свои трудные жизненные ситуации; расширить поведенческий репертуар и жизненный опыт; сформировать способы конструктивного поведения в проблемных ситуациях; научить принимать ответственность за свои поступки
Вступительное слово: «Я надеюсь, что наша встречи будут проходить интересно и с пользой для каждого из нас. Сегодня мы постараемся послушать друг друга и сделаем нечто, что позволит почувствовать себя более уверенными и защищёнными».
Разминка «Доброе животное»
«Наша работа будет проходить в группе. Для того чтобы почувствовать себя одним целым я предлагаю выполнить упражнение «доброе животное». Встаньте в круг плечом к плечу и возьмите друг друга за руки. Мы - одно большое доброе животное. Животное дышит. Шаг назад - вдох. Шаг вперёд - выдох. У животного бьётся сердце. Два шага назад притопывая, два шага вперёд. Спасибо».
Самопрезентация группы
Каждый участник называет себя тем именем, каким он хочет здесь называться и предлагает качества, которые ему помогают и мешают в общении (можно заменить ответами на вопросы «за что Вас ценят близкие», «что вам больше всего в себе нравится»). Каждый следующий называет соседей, а затем себя.
Обсуждение задач тренинга. В кругу высказываются свои ожидания и опасения, сомнения по поводу тренинга.
Упражнение «Мои проблемы»
«В жизни все мы испытываем разные трудности, обнаруживая у себя черты, осложняющие нам жизнь. В то же время, если припомнить, найдутся примеры, показывающие, что мы вполне способны с этим справиться. (Привести пример) Значит, многое в наших руках».
Участникам предлагается вспомнить и записать один такой случай, а потом рассказать о нём.
Методика «Список Робинзона»
Но случаются ситуации, с которыми, как нам кажется мы не справились. Но даже в них мы можем ресурс, извлечь полезный урок, опыт, который в дальнейшем пригодится. Для этого используем метод «Список Робинзона». Название метода обусловлено тем, что впервые его применение встречается в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо». Робинзон заставил себя серьёзно и обстоятельно обдумать своё положение и вынужденные обстоятельства жизни. Первое, что он сделал для этого, - это записывание своих мыслей с целью «высказать словами всё, что меня терзало и мучило, и тем хоть сколько-нибудь облегчить свою душу».
Информационный блок
Использование данной методики позволяет:
- Достигается разрядка, т.к. человек пытается своей записью остановить собственные мучения, переживания, отчаяние.
- Прерывается эффект самовнушения, когда человека преследуют навязчивые мысли о безысходности ситуации, о невозможности найти выход, происходит «накручивание» бедственного положения.
- Записав на бумаге травмирующее событие, человек делает первые умозаключения, первые выводы, приостанавливая тем самым процесс сужения сознания, характерный для человека в ситуации сильного стресса.
- Совершается акт принятия беды - описав своё состояние, человек смиряется со случившимся.
- Начинается анализ положения, который означает снижение эмоциональной напряжённости, за счёт включения в действие интеллектуального компонента.
- Попавший в беду может уже начинать действовать - у него равномерно работают и мыслительный, и эмоциональный аппараты, и можно подключать деятельность.
Вывод. Из любой трудной ситуации можно извлечь урок, приобрести какой-то опыт, стать мудрее, лучше, сильнее.
Вариант 2. Методика «Отношение к значимой жизненной ситуации» (см. Приложение)
Притча «Есть проблема? Нет проблем!»
Профессор взял в руки стакан с водой вытянул его вперёд и спросил своих учеников:
- Как вы думаете, сколько весит этот стакан?
В аудитории оживлённо зашептались.
- Примерно 200 грамм! Нет, грамм 300, пожалуй! А может и все 500! - стали раздаваться ответы.
- Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу его. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос, вот какой: что произойдет, если я буду так держать стакан в течение нескольких минут?
- Ничего!
- Действительно, ничего страшного не случиться, - ответил профессор. - А что будет, если я стану держать этот стакан в вытянутой руке, например, часа два?
- Ваша рука начнёт болеть.
- А если целый день?
- Ваша рука онемеет, у вас будет сильное мышечное расстройство и паралич. Возможно, даже придётся ехать в больницу, сказал один из студентов.
- Как по-вашему, вес стакана изменится от того что я его целый день буду просто держать?
- Нет! - растерянно ответили студенты.
- А что нужно делать, чтобы всё это исправить?
- Просто поставьте стакан на стол! - весело сказал один студент
- Точно! - радостно ответил профессор. - Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Подумай о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом с тобой. Подумай о ней несколько часов, и она начнёт тебя засасывать. Если будешь думать целый день, она тебя парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это ни к чему не приводит. Её «вес» не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Реши её, или отложи в сторону. Нет смысла носить на душе тяжёлые камни, которые парализуют тебя.
Рефлексия
- Что нового для себя вы узнали на нашем занятии?
- Что вам понравилось и что не понравилось (было трудно, ново, интересно)?
- Как вы считаете, может ли помочь приобретенный опыт в трудных жизненных ситуациях?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".
"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".Кочеткова С.В. МБОУ-СОШ№168 зам. директора по ПРЗдоровье – не всё, но всё без зд...
Формирование навыков здорового образа жизни .
Одним из основных направлений работы с детьми младщего школьного возраста является развитие навыков здорового образа жизни, формирование желания заботиться о своем здоровье.Все занятия апробированы....
разработка классного часа на тему "Формирование навыков здорового образа жизни"
классный час проводится в 9 классе...
«Формирование навыков здорового образа жизни школьников через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, уроков физической культуры в общеобразовательной школе».
«Формирование целостного отношения к физической культуре в процессе взаимодействия семьи и школы» Тезисы: - формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ве...
Программа по формированию навыков здорового образа жизни в условиях центра
Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. К нам в Центр приходят дети, которые воспитывались в неблагополучн...
Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.
Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....
Рабочая программа занятий «Формирование навыка осознанного чтения»
Рекомендации олигофренопедагогам для планирования по КРО...