Программа по формированию навыков здорового образа жизни в условиях центра
методическая разработка по теме

Попова Ирина Анатольевна

Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. К нам в Центр приходят дети, которые воспитывались в неблагополучных семьях, как правило с не внимательным отношениям к своему здоровью. Неблагоприятные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывает задержку физического развития, депривационные состояния, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Такое положение вызывает острую необходимость в разработке программы по формированию здорового образа жизни. в соответствии с этим целью программы является создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у воспитанников ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zozh.docx93.85 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

государственное бюджетное учреждение Саратовской области

«Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения

детей» г. Балаково

 

Программа

по формированию навыков здорового образа жизни

воспитанников в условиях центра

на 2015-2018 учебный год.

                                                                                     Воспитатель I квалификационной    категории: Попова И. А.

 

«ОДОБРЕНО»                                                     «УТВЕРЖДАЮ»

Педагогический совет                                         директор ГБУСО «Центр ППМС»

Протокол № ________  

«___»___________20__ г.                                   ___________/Г. В. Шутова/  


Содержание.

1. Пояснительная записка.                                                                                        3

2. Содержание программы.                                                                                      4

3. Ожидаемые результаты, их социальная эффективность.                                   7

4. Используемая литература.                                                                                     8

5. Приложение 1. Календарно-тематический план реализации программы.         9

Приложение 2. Анкета ЗОЖ.                                                                                     16

Пояснительная записка.


Чтобы быть здоровым –

нужны собственные усилия,

постоянные и значительные.

 Заменить их нельзя ничем.
Академик Н.М.Амосов

В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. В результате ухудшения социально-экономических и экологических условий за последние десятилетия в стране произошли неблагоприятные перемены в состоянии здоровья детского населения: увеличение количества детей с нарушением физического развития, прогрессирующий рост распространенности хронической патологии, рост социально обусловленной патологии, повышение эпидемической заболеваемости. Эти же тенденции, но в большей степени и с определенными особенностями, имеют место среди воспитанников детских домов.

В наш центр приходят дети, которые воспитывались в неблагополучных семьях, как правило, с невнимательным отношением к своему здоровью. У них изначально сформирован негативный образ жизни (девиантное поведение, поведение которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам - курение, ранний алкоголизм, токсикомания, бродяжничество и т.д.). Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают задержку физического развития, депривационные состояния, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания.

Такое положение вызывает острую необходимость в разработке воспитательной программы по формированию здорового образа жизни. В понятие “здоровый образ жизни” входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в группе, сознательное отношение к соблюдению правил личной гигиены, знание целей и задач профилактики. Кроме того, современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами. Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни воспитанников в рамках воспитательной работы. В связи с этим создание активной среды, в которой воспитание ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала, является актуальнейшей задачей.

В соответствии с этим, целью программы является создание условий для сохранения и укрепления состояние здоровья детей, формирование у воспитанников ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Основные задачи программы заключаются в следующем:

  • создать систему мотивации для воспитанников, педагогов на сохранение и укрепление здоровья;
  • освоение основ культуры здоровья;
  • расширение физического потенциала воспитанников, укрепление психического и нравственного здоровья;
  • использование педагогами методов и технологий деятельности, сберегающих здоровье воспитанников.

Содержание программы

Цель: создание условий для сохранения и укрепление состояния здоровья детей, формирование у воспитанников ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Задачи программы

  • создать систему мотивации для воспитанниц, педагогов на сохранение и укрепление здоровья;
  • освоение основ культуры здоровья;
  • расширение физического потенциала воспитанниц, укрепление психического и нравственного здоровья;
  • использование педагогами методов и технологий деятельности, сберегающих здоровье воспитанников.

Принципы реализации программы

  • системный подход – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации детского дома, психолога, медицинского работника, педагогов и т.д.);
  • комплексный подход – использование целого комплекса различных методов и приемов при организации здоровьесберегающей среды;
  • индивидуальный подход – учет индивидуально-типологических и психофизических особенностей воспитанниц (их мотивацию, ценности, самосознание);
  • позитивный подход – опора на сильные стороны в личности и поведении ребенка, позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);
  • гуманистический подход – признание активной роли самого ребенка в сохранении своего здоровья, его право на выбор, вера в способность воспитанников делать правильные выборы (ребенок – не пассивный объект воздействия, а активный субъект)

Основные направления программы:

I. Азбука гигиены.
II. Береги свое здоровье.
III. Сделай свой выбор.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Срок реализации 3 года, занятия будут проводиться два раза в месяц, по длительности составят от 30 до 45 минут. В целях поддержания устойчивого интереса к занятиям у воспитанников, закрепления опыта ЗОЖ на практике, получение ими удовольствия от познания нового, формированию интереса к самопознанию, саморазвитию и рефлексии, на протяжении каждого года реализации применяется принцип чередования и взаимопроникновения тем всех трех блоков.

К организации и проведению занятий планируется привлечение специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя.

Организационные моменты проведения занятий предусматривают использование видео и музыкальных записей, технических средств: телевизор, DVD, музыкальный центр.

Занятия содержат следующие этапы:

I. Организационный этап;
II. Проверочный;
III. Подготовительный;
IV. Основной;
V. Контрольный.
VI. Итоговый, рефлексия.

Предлагаемые формы работы – беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, рассказ, конкурс рисунков, активное слушание, диспут.

Для отслеживания результативности программы, будут использоваться диагностические методики, анкетирование по изученным направлениям.

Критерии результативности усвоения программы:

Знания:

– составляющие здоровья;
– особенности развития своего организма;
– правила личной гигиены и здорового образа жизни;
– основные группы питания;
– защитные силы организма;
–  здоровьесберегающие технологии;
– о вреде табака, алкоголя, ПАВ;
– правила соблюдения режима дня;
– различные формы закаливания.

Умения:

– ответственно относиться к своему здоровью;
– управлять своим эмоциональным состоянием; 
– соблюдать правила личной гигиены; 
– ухаживать за кожей, глазами, зубами;
– правильно распределять свой рацион питания;
– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
– ставить цель, достигать ее и оценивать результат.

Навыки:

– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
– достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;
– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
– информированность по вопросам репродуктивного здоровья.

Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм работы и внешних показателей успешности воспитанников.

Тематический план (Приложение 1)

№ Блока/
№ п/п

Название блока/
Тема

Количество часов

теория

практика

I

Азбука гигиены.

10

8

II

Береги свое здоровье.

3

15

III

Сделай свой выбор.

6

12

ВСЕГО

19

35

Содержание тем

Первый год

Теория:

  • Основные направления осуществления программы.
  • Взаимосвязь режима дня и режима питания, какое влияние они оказывают на здоровье.
  • Основные понятия: дыхание, солнечный удар, гигиена, утомление, эмоции.
  • Роль сигареты в жизни курильщика, влияние сигареты на здоровье человека.

Практика:

  • Диагностическая методика, определяющая потребности в новых ощущениях.
  • Ролевая игра на оказание первой помощи при солнечном ударе.
  • Тестирование, определяющее отношение школьников к курению.
  • Релаксационные упражнения: на снятие утомления, на исправление осанки.
  • Конкурс на лучшую антирекламу сигарет, алкоголя, выпуск листка здоровья.

Второй год

Теория:

  • Потребность в соблюдении личной гигиены.
  • Понятие стресс, выход из состояния стресса, что к нему приводит.
  • Понятие депрессия, определить связь с зависимостью от табака и алкоголя.
  • Беседа о влиянии современной техники на организм человека, о влиянии сверстников, о здоровье зубов, о чистой коже, о целительных свойствах чистого воздуха.

Практика:

  • Работа с тетрадью «Вредные привычки».
  • Ролевые игры, развивающие навыки этикета, гигиены.
  • Профилактическая игра «Слабое звено» о вреде алкоголя, табака.
  • Физкультминутка для глаз, комплекс упражнений для расслабления мышц ног и рук.

Третий год

Теория:

  • Понятие чистота, соблюдение гигиены жилища.
  • Витамины и их «волшебные» свойства.
  • Понятие ДТП и соблюдение правил дорожного движения.
  • Мифы об алкоголе и его влияние на организм человека.
  • Понятия осторожность, самозащита, бдительность, внимательность, как уберечь себя от несчастья.
  • Проблемы наркомании, как избежать столкновения с наркотиками.
  • Подростковая преступность и пути ее преодоления, правовые нормы и наказания несовершеннолетних.

Практика:

  • Ролевая игра «Влажная уборка квартиры», обсуждение.
  • Тестирование на выявление знаний о витаминах «Дорога здоровья».
  • Простудные заболевания дыхательных путей, влияние курения на органы дыхания.
  • Обучающий практикум по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от ДТП, при переломах и вывихах, людям, терпящим бедствие на воде.
  • Диагностическое исследование, определяющее потребность в новых ощущениях, подведение итогов реализации программы.
  • Правила безопасности, сигнальные карточки «Уходя, гасите свет», «Выключи электроприборы», «Не приглашай в дом незнакомых людей».

Методы работы

В работе с детьми по формированию знаний о ЗОЖ мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными считаются следующие:

  • метод переубеждения (предоставление воспитанницам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своей деятельности);
  • метод переключения (использование на одном занятии различных форм).

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность

  • повышение уровня физического, психического и социального здоровья воспитанниц;
  • снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями;
  • повышение уровня профилактической работы;
  • осознанное отношение детей, педагогов к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
  • составление мониторинга параметров личностного здоровья для каждого воспитанника (совместно с медицинскими работниками).

Список литературы

1. Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с.

2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.

3. Валеологические аспекты образования /Под ред. Э.М.Казина. Кемерово, 1995.

4. Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ/ Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с.

5. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб, 1999, с. 176-177.

6. Трещева О.Л. Системная организация валеологического образования школьников// Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 8, с. 8-11.

7. Трещева О.Л., Асташина Н.П., Семина А.Б. и др. Валеологическое воспитание младших школьников: Учебн.-метод. пос. Омск, 1999.

8. Шаулин В.Н. с соавт. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования //Физкультура в школе, 1997, № 1.

9. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука, 1989. - 336 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Блок

Рекомендации

Сроки

Т

П

1

Самооценка уровня здоровья учащимися 5-7 классов

1

Тестирование

I

1 неделя сентяб.

2

ЗОЖ

для учащихся 8—11 класса

1

Анкета

1 неделя сентября

3

Дыхание и здоровье. Мастера дыхания.

   1

Беседа – демонстрация.

II

4 неделя сентяб.

4

Гигиена тела. Закаливание.

1

Беседа за круглым столом.

III

4 неделя октября

5

Режим дня. Режим питания.

1

Рассказ.

I

4 неделя октября

6

Первая помощь при солнечном ударе. Сумей предотвратить солнечный удар.

1

Диалог.

II

Совместно с медицинским работником.

3 неделя ноября

7

Курение – одна из вредных привычек. Анкета по изучению отношений школьников к курению.

1

Исследование.

III

Совместно с социальным педагогом.

4 неделя ноября

8

Твое здоровье и гигиена.

1

Устный журнал.

I

3 неделя декабря

9

Утомление и переутомление.

1

Демонстрация.

II

4 неделя декабря

10

Тренинг здорового образа жизни.

1

Диалог, рисунок «Музей восковых фигур».

III

3 неделя января

11

Рабочее место, правила посадки, правильная осанка.

1

Информационный семинар с игровыми элементами.

I

4 неделя января

12

Первая помощь при обморожении.

1

Рассказ с использованием иллюстраций и наглядностей.

II

Совместно с медицинским работником.

3 неделя февраля

13

Реклама табака и алкоголя.

1

Диспут.

III

Пригласить психолога.

4 неделя февраля

14

Сон – лучшее лекарство.

1

Устный журнал.

I

3 неделя марта

15

Как овладеть своими чувствами и эмоциями.

1

Дискуссия.

II

4 неделя марта

16

Коварная сигарета.

1

Информационно-исследовательское занятие.

III

Совместно с социальным педагогом.

3 неделя апреля

17

Гигиена питания.

1

Рассказ.

I

Совместно с медицинским работником.

4 неделя апреля

18

Без света нет зрения. Цветоощущение.

1

Беседа, диалог.

II

3 неделя мая

19

Туристический слет: "Весенний экстрим"

1

Туристический поход.

III

4 неделя мая

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Блок

Рекомендации

Сроки

Т

П

1

Как организовать свой отдых после уроков.

1

Беседа – размышление.

I

3 неделя сентяб.

2

Гимнастика для глаз.

1

Беседа с показом.

II

4 неделя сентяб.

3

Что ты знаешь об алкоголе и алкоголизме.

1

Рассказ, беседа.

III

Пригласить социального педагога.

3 неделя октября

4

Жизнь без вредных привычек – это реально.

1

Информационно-исследовательское занятие.

I

4 неделя октября

5

Рекламно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека.

1

Информационное сообщение с элементами беседы.

II

3 неделя ноября

6

Что от тебя зависит, а что нет.

1

Беседа, групповая работа.

III

4 неделя ноября

7

"Скажи жизни - ДА".(Посвященное борьбе со СПИДом)

1

Информационно-исследовательское занятие.

I

1 неделя декабря

8

Мышечная релаксация по представлению.

1

Релаксация.

II

Совместно с психологом.

4 неделя декабря

9

"В здоровом теле - здоровый дух"

1

КВН

III

Совместно с социальным педагогом.

3 неделя января

10

Самовоспитание в личной гигиене.

1

Дискуссия.

I

4 неделя января

11

Мышечная релаксация на расслабление мышц ног.

1

Физкультминутка.

II

Пригласить психолога.

3 неделя февраля

12

Давление со стороны сверстников.

1

Беседа, ролевая игра, работа по тетради «Вредные привычки».

III

Совместно с социальным педагогом.

4 неделя февраля

13

Что такое стресс и как с ним справиться.

1

Рассказ, практикум.

I

3 неделя марта

14

Почему необходимо чистить зубы.

1

Диалог.

II

4 неделя марта

15

Учись говорить нет.

1

Игра.

III

Совместно с психологом.

3 неделя апреля

16

Гигиена воздуха, невидимые враги в воздухе.

1

Дискуссия.

I

4 неделя апреля

17

Почистим зубы.

  1

Беседа с элементами игры.

II

3 неделя мая

18

Интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек «Слабое звено».

1

Интеллектуальная игра.

III

4 неделя мая

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

N п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Блок

Рекомендации

Сроки

Т

П

1

Гигиена жилища.

1

Беседа – размышление.

I

3 неделя сентяб.

2

Что ты знаешь о витаминах.

1

Диалог, тест.

II

4 неделя сентяб.

3

Давайте задумаемся.

1

Рассказ.

III

Совместно с социальным педагогом.

3 неделя октяб.

4

Органы дыхания.

1

Беседа.

I

Совместно с социальным педагогом.

4 неделя октяб.

5

Что такое ДТП? Как его предотвратить?

1

Размышление с игровыми элементами.

II

3 неделя ноября

6

Наркотики.

1

Диалог.

III

4 неделя ноября

7

Ритм жизни, утомление и отдых.

1

Информа-ционное сообщение.

I

3 неделя декаб.

8

Правила дорожного движения. Кроссворды для изучения ПДД.

1

Информа-ционная беседа, рисунок.

II

4 неделя декаб.

9

Что такое «Марихуана»?

1

Беседа.

III

Совместно с социальным педагогом.

3 неделя января

10

Пощади свой слух!

1

Диалог.

I

Совместно с медицинским работником.

4 неделя января

11

Первая помощь при переломах и вывихах.

1

Практическое занятие.

II

Совместно с медицинским работником.

3 неделя февр.

12

Преступность несовершеннолетних и наркомания.

1

Информа-ционное сообщение, работа с тетрадью «Вредные привычки».

III

Совместно с психологом.

4 неделя февр.

13

Средства массовой информации и здоровье.

1

Диалог.

I

3 неделя марта

14

Первая помощь людям, терпящим бедствие на воде.

1

Устный журнал.

II

4 неделя марта

15

Объединение.

1

Беседа, дискуссия.

III

Совместно с психологом.

3 неделя апреля

16

Итоговое занятие.

1

Диагностика.

I

Совместно с психологом.

4 неделя апреля

17

Как уберечь себя от несчастья.

1

Практикум.

II

3 неделя мая

18

Подведение итогов года. Анкета по изучению к своему здоровью.

1

Анкетирование.

III

4 неделя мая

Приложение 2

Анкета ЗОЖ

для учащихся 5—7 класса

Дата рождения        г.

Пол М □     Ж □   Дата заполнения анкеты 200        г.

1.        Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).

Иметь много денег □                Много знать и уметь □

Быть здоровым □                Иметь любимую работу □

Иметь интересных друзей □                Быть красивым, привлекательным □

Быть самостоятельным (самому решать,                Жить в счастливой семье □

что делать и самому обеспечивать себя) □

2.        Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?

Из приведенного перечня условий выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.

Регулярные занятия спортом □

Хороший отдых □

Знания о том, как заботиться о своем здоровье □

Хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т.д.) □

Возможность лечиться у хорошего врача □

Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.д. □

Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни

(соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т.д.) □

3.        Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня?

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Очень редко, никогда

Утренняя зарядка, пробежка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка на свежем воздухе

Сон не менее 8 ч

Занятия спортом

Душ, ванна

4. Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? (отметь нужное).

Да, конечно  □       Скорее да, чем нет□      Скорее нет, чем да □      Нет□

  1. Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? Отметь один ответ

Да, очень интересно □        Скорее интересно, чем не интересно □

Скорее неинтересно, чем интересно □        Не интересно □

  1. Откуда ты узнаёшь о том, как заботиться о здоровье?

Часто

От случая к случаю

Никогда

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач радио и телевидения

7.        Как ты оцениваешь сведения о здоровье, которые узнаёшь...

Интересно

Не всегда интересно

Не интересно

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач радио и телевидения

8.        Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в твоем классе?

Какие из них ты считаешь интересными и полезными?

Проводятся

Интересно

Не интересно

Уроки, обучающие здоровью

Лекции о том, как заботиться о здоровье

Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье

Спортивные соревнования

Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья

Праздники, вечера на тему здоровья

Анкета ЗОЖ

для учащихся 8—11 классов

№ школы              Класс            Дата рождения        г.

Пол М □     Ж □   Дата заполнения анкеты 200         г.

1.        Какие из ценностей, приведенных ниже, для вас наиболее важны?

Оцените их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное).

Материальное благополучие □

Качественное образование □

Привлекательная внешность □

Хорошее здоровье □

Возможность общаться с интересными людьми □

Благополучная семья □

Свобода и независимость (возможность самому планировать жизнь и реализовывать желания) □

Любимая работа □

2.        Какие условия для сохранения здоровья вы считаете наиболее важными? Из приведенного перечня условий выберите и отметьте четыре наиболее важных для вас.

Хорошая наследственность □

Хорошие экологические условия □

Выполнение правил здорового образа жизни (режим, зарядка и т.д.) □

Возможность консультации и лечения у хорошего врача □

Знания о том, как заботиться о своем здоровье □

Отсутствие физических и умственных перегрузок □

Регулярные занятия спортом □

Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д. □

3.        Что из перечисленного присутствует в вашем распорядке дня?

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Очень редко

Утренняя зарядка, пробежка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка на свежем воздухе

Сон не менее 8 ч

Занятия спортом

Душ, ванна

4.        Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье?

Вполне достаточно □        Не вполне достаточно □        Недостаточно □

  1. Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?

Очень интересна и полезна □        Довольно интересна и полезна □

Не очень интересна и полезна □        Не интересна и не нужна □

  1. Откуда вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?

Часто

От случая к случаю

Никогда

От родителей

От друзей

В школе

Из журналов, книг

Из передач ТВ

Через интернет

7.        Как вы оцениваете сведения о здоровье, которые получаете?

Интересны

Не всегда интересны

Не интересны

От родителей

От друзей

В школе

Из журналов, книг

Из передач ТВ

Через интернет

8.        Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в вашем классе?

Какие из них вы считаете интересными и полезными?

Проводятся

Интересно

Не интересно

Специальные уроки

Лекции

Показ видеофильмов

Спортивные соревнования

Работа спортивных секций

Тематические вечера


 Ключ к анкете для 5-7 классов

№№ вопросов

Баллы за ответы на вопросы

Сумма баллов

Показатель А. Личностная ценность здоровья

Вопрос 1. Условия счастливой жизни?

Иметь много денег

Много знать и уметь

Быть здоровым

Быть красивым, привлекательным

Иметь любимую работу

Иметь интересных друзей

Жить в счастливой семье

Быть самостоя-тельным

Балл «Быть здоровым»

Баллы

Если балльная оценка составляет:

♦  6-8 - высокая личностная значимость здоровья

♦  4 или 5-недостаточная личностная значимость здоровья

♦  4 или менее - низкая личностная значимость здоровья

Продолжение

Показатель В. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья

Вопрос 2. 4 важных условия здоровья

Хорошая наследственность (0)

Средства для питания, спорта (0)

Хорошая экология (0)

Выполнение правил ЗОЖ (2)

Хороший врач (0)

Знания о здоровье (2)

Отсутствие перегрузок (0)

Регулярные занятия спортом (2)

Сумма баллов

Баллы

Если сумма баллов составляет:

♦ 6 - понимание роди поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;

♦ 4- недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья;

♦ 2 или менее - отсутствие понимания роди активности в сохранении и укреплении здоровья.

Показатель С. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Вопрос 3. Что

входит в распорядок дня?

Утренняя зарядка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка

Сон не менее 8ч

Занятия спортом

Душ, ванна

Сумма баллов

Ежедневно - 2 балла; несколько раз в неделю -1 балл; очень редко - 0 баллов

Баллы

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  16-14 - полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

♦  12-9 - неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

♦  8 и меньше - несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Показатель Е. Отношение к информации, связанной со здоровьем

Вопрос 5. Интересна ли тебе информация о здоровье ?

Да, очень интересна (4)

Интересна, но не всегда (3)

Не очень интересна (2)

Неинтересна (0)

Сумма баллов

Баллы

Подсчитывается общее количество набранных: баллов:

♦   4 - очень интересная и полезна

♦  2 - не очень интересная и полезна

♦  3 - довольно интересна и полезна

♦  0 - не нужна и неинтересна

Показатель Д. Адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ

Вопрос 4. Ты заботишься о своем здоровье

Да, конечно

Забочусь недостаточно

Мало забочусь

Сумма баллов, полученных за вопрос 3 (см. выше)

14-16

(4)

9-12

(3)

8 или менее

(2)

14-16

(4)

9-12

(4)

8 или менее

(3)

14-16

(2)

9-12

(4)

8 или менее

(3)

Баллы

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦ 4 балла - адекватная оценка учащимся своего образа жизни

♦ 3 балла - недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни

♦ 2 балла - неадекватная оценка учащимся своего образа жизни

Показатель Ж. Оценка регулярности информационного влияния школы в сравнении с другими источниками

Вопрос 6.

Откуда

узнаешь о своем

здоровье…

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач по радио и ТВ

Сум-

ма бал-

лов

Варианты

ответов и

баллы

Часто (16)

Редко (8)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Баллы

Рассчитывается:

♦ сумма баллов в четырех графах «дома», «от друзей», «из книг» и «радио, ТВ»

♦  частное от деления количества баллов в графе «в школе» на сумму баллов в остальных графах.

Если результат деления равен:

♦  2,5-4 балла - достаточно регулярное информационное влияние школы

♦  от 1 до 2,5 - недостаточно регулярное информационное влияние школы

♦  меньше 1 - информационное влияние школы нерегулярно

Показатель 3. Оценка значимости информационного влияния школы в сравнении с другими источниками

Вопрос 7.

Какие

сведения о здоро-

вье инте-

ресны

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач по радио и ТВ

Сум-

ма баллов

Варианты

ответов и

баллы

Интересно (16)

Не всегда (8)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Баллы

Рассчитывается:

♦  сумма баллов в четырех графах «дома», «от друзей», «из книг» и «радио, ТВ»

♦ частное от деления количества баллов в графе «в школе» на сумму баллов в остальных графах.

Если результат деления равен:

♦  2,5-4 балла - достаточно регулярное информационное влияние школы

♦  от 1 до 2,5 - недостаточно регулярное информационное влияние школы

♦  меньше 1 - информационное влияние школы нерегулярно

Показатель И. Оценка учащимся личностной значимости мероприятий,

проводимых в школе по формированию здорового образа жизни

Вопрос 8.

Что проводится в твоем классе?

Уроки обучающие здоровью

Лекции о том как заботиться о здоровье

Показ фильмов, о том как заботиться о здоровье

Спортивные соревнования

Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья

Праздники, вечера на тему здоровья

Сумма баллов

Варианты

ответов и

баллы

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Баллы

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  10-12 - высокая значимость мероприятий, проводимых в школе

♦  6-9 - недостаточная значимость мероприятий, проводимых в школе

♦  менее б - низкая значимость мероприятий, проводимых в школе

Показатель К. Оценка учащимся воспитательного эффекта здоровьесберегающих технологий в школе

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  Значительный воспитательный эффект здоровьесберегающих технологий - 60-45;

♦  Достаточный воспитательный эффект-44-30;

♦   Недостаточный воспитательный эффект 29-20;

♦  Отсутствие воспитательного эффекта 19-10.

Ключ к анкете для 8-11 классов

№ Вопросов

Баллы за ответы на вопросы

Сумма баллов

Показатель А. Личная ценность здоровья

Вопрос 1. Условия счастливой жизни?

Матери

альное

благо-

получие

Качест-

венное

образо-

вание

Хоро-

шее

здо-

ровье

Привлека-тель-

ная внеш-

ность

Люби-

мая работа

Общение с

инте-

ресны-

ми людьми

Благо-

получ-

ная

семья

Свобода и

независи-

мость

Балл

«Быть

здоро-

вым»

Баллы

Если балльная оценка

составляет:

♦   6-8 - высокая личностная значимость здоровья

♦   4 или 5 - недостаточная личностная значимость здоровья

♦   4 или менее - низкая личностная значимость здоровья

Показатель В. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья

Вопрос 2.

4 важных

условия здоровья

Хоро-

шая насле

д-

ствен ность

(0)

Средства для

пита-

ния, спорта (0)

Хорошая

эколо-

гия (0)

Выполне-

ние пра-

ЗОЖ (2)

Хоро-

ший

врач (0)

Знания

о здо-

ровье (2)

Отсутст-

вие пе-

регрузок (0)

Регу-

лярные

спортом (2)

Сумма

баллов

Баллы

Если сумма баллов составляет:

♦   6 - понимание роди поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья

♦  4 - недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья;

♦   2 или менее - отсутствие понимания роди активности в сохранении и укреплении здоровья.

Показатель С. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Вопрос 3. Что входит в распорядок дня?

Утренняя зарядка

Завтрак

Обед

Ужин

Прогулка

Сон не менее 8ч

Занятия спортом

Душ, ванна

Сумма баллов

Ежедневно - 2 балла; несколько раз в неделю -1 балл; Очень редко - 0 баллов

Баллы

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  16-14-полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

♦  12-9- неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

♦ 8 и меньше - несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

Показатель Д. Адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ

Вопрос 4.

Доста-

точно ли

ты забо-

тишься о

своем

здоровье

Да, конечно

Забочусь недостаточно

Мало забочусь

Сумма

баллов,

получен-

ных за вопрос 3

(см. вы-

ше)

14-16

(4)

9-12

(3)

8 или

менее (2)

14-16

(4)

9-12

(4)

8 или

менее (3)

14-16

(2)

9-12

(4)

8 или

менее (3)

Баллы

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦ 4 балла - адекватная оценка учащимся своего образа жизни

♦ 3 балла - недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни

♦  2 балла-неадекватная оценка учащимся своего образа жизни

Показатель Е. Отношение к информации, связанной со здоровьем

Вопрос 5. Интересна

Да, очень

Интересно,

Не очень

Не интересно

(0)

Сумма

ли тебе информация

интересна

но не всегда

интересно

бал-

о здоровье ?

(4)

(3)

(2)

лов

Баллы

Подсчитывается общее количество набранных: баллов:

♦  3 - довольно интересна и полезна

♦  0 - не нужна и неинтересна

♦   4-очень интересная и полезна

♦  2-неочень интересная и полезна

Показатель Ж. Оценка регулярности информационного влияния школы

в сравнении с другими источниками

Вопрос б.

Отку-

да узнаешь о своем

здоро-

вье ...

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач по радио и ТВ

Сум-

ма бал-

лов

Варианты ответов и баллы

Часто (16)

Редко (8)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Часто (4)

Редко (2)

Никогда (1)

Баллы

Показатель 3. Оценка значимости информационного влияния школь в сравнении с другими источниками

Вопрос 7.

Какие

сведе-

ния о здоро-

вье

инте-

ресны

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач по радио и ТВ

Сум-

ма

бал-лов

Варианты ответов и

баллы

Интересно (16)

Не всегда (8)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Интересно (4)

Не всегда (2)

Неинтересно (1)

Баллы

Рассчитывается:

1.   сумма баллов в четырех графах «дома», «от друзей», «из книг» и «радио, ТВ»

2. частное от деления количества баллов в графе «в школе» на сумму баллов в остальных графах.

Если результат деления равен:

♦  2,5-4 балла - высокая значимость информационного влияния школы

♦  от 1 до 2,5 - недостаточная значимость информационного влияния школы

♦  меньше 1 - информационное влияние школы незначительно

Показатель И. Оценка учащимся личностной значимости мероприятий, проводимых в школе по формированию здорового образа жизни

Вопрос 8.

Что прово-

дится в

твоем

классе?

Специаль-

ные уроки

Лекции

Показ ви-

деофильмов

Спортивные

соревнования

Работа

спортивных секций

Тематиче-

ские вечера

Сум-

ма бал-лов

Вари-

анты ответов

и бал-

лы

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Проводятся (1)

Интересно (1)

Неинтересно (-1)

Баллы

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  10-12 - высокая значимость мероприятий, проводимых в школе

♦  6-9 - недостаточная значимость мероприятий, проводимых в школе

♦  менее 6 - низкая значимость мероприятий, проводимых в школе

Показатель К. Оценка учащимся воспитательного эффекта здоровьесберегающих технологии

Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся:

♦  Значительный воспитательный эффект здоровьесберегающих технологий-60-45;

♦  Достаточный воспитательный эффект-44-30;

♦  Недостаточный воспитательный эффект 29-20;

♦  Отсутствие воспитательного эффекта 19-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".

"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".Кочеткова С.В. МБОУ-СОШ№168 зам. директора по ПРЗдоровье – не всё, но всё без зд...

Формирование навыков здорового образа жизни .

Одним из основных направлений работы с детьми младщего школьного возраста является развитие навыков здорового образа жизни, формирование желания заботиться о своем здоровье.Все занятия апробированы....

«Формирование навыков здорового образа жизни школьников через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, уроков физической культуры в общеобразовательной школе».

«Формирование целостного отношения к физической культуре  в процессе взаимодействия семьи и школы» Тезисы: -  формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ве...

Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....

Основные направления превентивной работы по формированию навыков здорового образа жизни

Из опыта работы по формированию навыков здорового образа жизни...

Педагогический проект «Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»

Создание педагогических условий  для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате...