Программа по формированию навыков здорового образа жизни в условиях центра
методическая разработка по теме
Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. К нам в Центр приходят дети, которые воспитывались в неблагополучных семьях, как правило с не внимательным отношениям к своему здоровью. Неблагоприятные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывает задержку физического развития, депривационные состояния, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Такое положение вызывает острую необходимость в разработке программы по формированию здорового образа жизни. в соответствии с этим целью программы является создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование у воспитанников ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zozh.docx | 93.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
государственное бюджетное учреждение Саратовской области
«Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения
детей» г. Балаково
Программа
по формированию навыков здорового образа жизни
воспитанников в условиях центра
на 2015-2018 учебный год.
Воспитатель I квалификационной категории: Попова И. А.
«ОДОБРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Педагогический совет директор ГБУСО «Центр ППМС»
Протокол № ________
«___»___________20__ г. ___________/Г. В. Шутова/
Содержание.
1. Пояснительная записка. 3
2. Содержание программы. 4
3. Ожидаемые результаты, их социальная эффективность. 7
4. Используемая литература. 8
5. Приложение 1. Календарно-тематический план реализации программы. 9
Приложение 2. Анкета ЗОЖ. 16
Пояснительная записка.
Чтобы быть здоровым –
нужны собственные усилия,
постоянные и значительные.
Заменить их нельзя ничем.
Академик Н.М.Амосов
В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте. В результате ухудшения социально-экономических и экологических условий за последние десятилетия в стране произошли неблагоприятные перемены в состоянии здоровья детского населения: увеличение количества детей с нарушением физического развития, прогрессирующий рост распространенности хронической патологии, рост социально обусловленной патологии, повышение эпидемической заболеваемости. Эти же тенденции, но в большей степени и с определенными особенностями, имеют место среди воспитанников детских домов.
В наш центр приходят дети, которые воспитывались в неблагополучных семьях, как правило, с невнимательным отношением к своему здоровью. У них изначально сформирован негативный образ жизни (девиантное поведение, поведение которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам - курение, ранний алкоголизм, токсикомания, бродяжничество и т.д.). Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают задержку физического развития, депривационные состояния, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания.
Такое положение вызывает острую необходимость в разработке воспитательной программы по формированию здорового образа жизни. В понятие “здоровый образ жизни” входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение нормального психологического климата в группе, сознательное отношение к соблюдению правил личной гигиены, знание целей и задач профилактики. Кроме того, современная жизнь создает повышенный риск социально обусловленных заболеваний: проблема наркозависимости, венерических болезней, туберкулеза, ВИЧ-инфицирования смещается в более ранние возрастные периоды и нарастает быстрыми темпами. Поэтому важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни воспитанников в рамках воспитательной работы. В связи с этим создание активной среды, в которой воспитание ребёнка происходит не за счёт ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала, является актуальнейшей задачей.
В соответствии с этим, целью программы является создание условий для сохранения и укрепления состояние здоровья детей, формирование у воспитанников ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
- создать систему мотивации для воспитанников, педагогов на сохранение и укрепление здоровья;
- освоение основ культуры здоровья;
- расширение физического потенциала воспитанников, укрепление психического и нравственного здоровья;
- использование педагогами методов и технологий деятельности, сберегающих здоровье воспитанников.
Содержание программы
Цель: создание условий для сохранения и укрепление состояния здоровья детей, формирование у воспитанников ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Задачи программы
- создать систему мотивации для воспитанниц, педагогов на сохранение и укрепление здоровья;
- освоение основ культуры здоровья;
- расширение физического потенциала воспитанниц, укрепление психического и нравственного здоровья;
- использование педагогами методов и технологий деятельности, сберегающих здоровье воспитанников.
Принципы реализации программы
- системный подход – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации детского дома, психолога, медицинского работника, педагогов и т.д.);
- комплексный подход – использование целого комплекса различных методов и приемов при организации здоровьесберегающей среды;
- индивидуальный подход – учет индивидуально-типологических и психофизических особенностей воспитанниц (их мотивацию, ценности, самосознание);
- позитивный подход – опора на сильные стороны в личности и поведении ребенка, позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);
- гуманистический подход – признание активной роли самого ребенка в сохранении своего здоровья, его право на выбор, вера в способность воспитанников делать правильные выборы (ребенок – не пассивный объект воздействия, а активный субъект)
Основные направления программы:
I. Азбука гигиены.
II. Береги свое здоровье.
III. Сделай свой выбор.
Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 14 лет. Срок реализации 3 года, занятия будут проводиться два раза в месяц, по длительности составят от 30 до 45 минут. В целях поддержания устойчивого интереса к занятиям у воспитанников, закрепления опыта ЗОЖ на практике, получение ими удовольствия от познания нового, формированию интереса к самопознанию, саморазвитию и рефлексии, на протяжении каждого года реализации применяется принцип чередования и взаимопроникновения тем всех трех блоков.
К организации и проведению занятий планируется привлечение специалистов: психолога, социального педагога, медицинского работника, воспитателя.
Организационные моменты проведения занятий предусматривают использование видео и музыкальных записей, технических средств: телевизор, DVD, музыкальный центр.
Занятия содержат следующие этапы:
I. Организационный этап;
II. Проверочный;
III. Подготовительный;
IV. Основной;
V. Контрольный.
VI. Итоговый, рефлексия.
Предлагаемые формы работы – беседа, тренинг, практическое занятие, ролевая игра, рассказ, конкурс рисунков, активное слушание, диспут.
Для отслеживания результативности программы, будут использоваться диагностические методики, анкетирование по изученным направлениям.
Критерии результативности усвоения программы:
Знания:
– составляющие здоровья;
– особенности развития своего организма;
– правила личной гигиены и здорового образа жизни;
– основные группы питания;
– защитные силы организма;
– здоровьесберегающие технологии;
– о вреде табака, алкоголя, ПАВ;
– правила соблюдения режима дня;
– различные формы закаливания.
Умения:
– ответственно относиться к своему здоровью;
– управлять своим эмоциональным состоянием;
– соблюдать правила личной гигиены;
– ухаживать за кожей, глазами, зубами;
– правильно распределять свой рацион питания;
– преодолевать психологические установки, препятствующие развитию личности;
– совершать самостоятельный выбор в пользу ЗОЖ;
– ставить цель, достигать ее и оценивать результат.
Навыки:
– ценностное отношение к миру, окружающим людям, самому себе;
– достигая поставленной цели использовать личные знания, опыт;
– отрицательного отношения к наркотикам, алкоголю и курению;
– четкой жизненной позиции направленной на положительное формирование личности в социуме;
– информированность по вопросам репродуктивного здоровья.
Знания, умения и навыки будут отслеживаться на начало реализации программы в середине и в конце учебного года, с использованием диагностических методик, опросов, тестов, игровых форм работы и внешних показателей успешности воспитанников.
Тематический план (Приложение 1)
Название блока/ | Количество часов | ||
теория | практика | ||
I | Азбука гигиены. | 10 | 8 |
II | Береги свое здоровье. | 3 | 15 |
III | Сделай свой выбор. | 6 | 12 |
ВСЕГО | 19 | 35 |
Содержание тем
Первый год
Теория:
- Основные направления осуществления программы.
- Взаимосвязь режима дня и режима питания, какое влияние они оказывают на здоровье.
- Основные понятия: дыхание, солнечный удар, гигиена, утомление, эмоции.
- Роль сигареты в жизни курильщика, влияние сигареты на здоровье человека.
Практика:
- Диагностическая методика, определяющая потребности в новых ощущениях.
- Ролевая игра на оказание первой помощи при солнечном ударе.
- Тестирование, определяющее отношение школьников к курению.
- Релаксационные упражнения: на снятие утомления, на исправление осанки.
- Конкурс на лучшую антирекламу сигарет, алкоголя, выпуск листка здоровья.
Второй год
Теория:
- Потребность в соблюдении личной гигиены.
- Понятие стресс, выход из состояния стресса, что к нему приводит.
- Понятие депрессия, определить связь с зависимостью от табака и алкоголя.
- Беседа о влиянии современной техники на организм человека, о влиянии сверстников, о здоровье зубов, о чистой коже, о целительных свойствах чистого воздуха.
Практика:
- Работа с тетрадью «Вредные привычки».
- Ролевые игры, развивающие навыки этикета, гигиены.
- Профилактическая игра «Слабое звено» о вреде алкоголя, табака.
- Физкультминутка для глаз, комплекс упражнений для расслабления мышц ног и рук.
Третий год
Теория:
- Понятие чистота, соблюдение гигиены жилища.
- Витамины и их «волшебные» свойства.
- Понятие ДТП и соблюдение правил дорожного движения.
- Мифы об алкоголе и его влияние на организм человека.
- Понятия осторожность, самозащита, бдительность, внимательность, как уберечь себя от несчастья.
- Проблемы наркомании, как избежать столкновения с наркотиками.
- Подростковая преступность и пути ее преодоления, правовые нормы и наказания несовершеннолетних.
Практика:
- Ролевая игра «Влажная уборка квартиры», обсуждение.
- Тестирование на выявление знаний о витаминах «Дорога здоровья».
- Простудные заболевания дыхательных путей, влияние курения на органы дыхания.
- Обучающий практикум по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим от ДТП, при переломах и вывихах, людям, терпящим бедствие на воде.
- Диагностическое исследование, определяющее потребность в новых ощущениях, подведение итогов реализации программы.
- Правила безопасности, сигнальные карточки «Уходя, гасите свет», «Выключи электроприборы», «Не приглашай в дом незнакомых людей».
Методы работы
В работе с детьми по формированию знаний о ЗОЖ мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными считаются следующие:
- метод переубеждения (предоставление воспитанницам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своей деятельности);
- метод переключения (использование на одном занятии различных форм).
Ожидаемые результаты, их социальная эффективность
- повышение уровня физического, психического и социального здоровья воспитанниц;
- снижение уровня заболеваемости детей простудными заболеваниями;
- повышение уровня профилактической работы;
- осознанное отношение детей, педагогов к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- составление мониторинга параметров личностного здоровья для каждого воспитанника (совместно с медицинскими работниками).
Список литературы
1. Айзман Р.И. с соавт. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГПУ, 1996. - 19 с.
2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность //Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 4, с. 2-7.
3. Валеологические аспекты образования /Под ред. Э.М.Казина. Кемерово, 1995.
4. Валеология: Программа для учащихся 1-11-х классов общеобразовательных школ/ Под общ. ред. О.Л. Трещевой. Омск, 1999. - 70 с.
5. Трещева О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов //Здоровье и образование: Матер. Междунар. конгресса валеологов. - СПб, 1999, с. 176-177.
6. Трещева О.Л. Системная организация валеологического образования школьников// Теор. и практ. физ. культ., 1997, № 8, с. 8-11.
7. Трещева О.Л., Асташина Н.П., Семина А.Б. и др. Валеологическое воспитание младших школьников: Учебн.-метод. пос. Омск, 1999.
8. Шаулин В.Н. с соавт. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования //Физкультура в школе, 1997, № 1.
9. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья. - Новосибирск: Наука, 1989. - 336 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | Блок | Рекомендации | Сроки | |
Т | П | ||||||
1 | Самооценка уровня здоровья учащимися 5-7 классов | 1 | Тестирование | I | 1 неделя сентяб. | ||
2 | ЗОЖ для учащихся 8—11 класса | 1 | Анкета | 1 неделя сентября | |||
3 | Дыхание и здоровье. Мастера дыхания. | 1 | Беседа – демонстрация. | II | 4 неделя сентяб. | ||
4 | Гигиена тела. Закаливание. | 1 | Беседа за круглым столом. | III | 4 неделя октября | ||
5 | Режим дня. Режим питания. | 1 | Рассказ. | I | 4 неделя октября | ||
6 | Первая помощь при солнечном ударе. Сумей предотвратить солнечный удар. | 1 | Диалог. | II | Совместно с медицинским работником. | 3 неделя ноября | |
7 | Курение – одна из вредных привычек. Анкета по изучению отношений школьников к курению. | 1 | Исследование. | III | Совместно с социальным педагогом. | 4 неделя ноября | |
8 | Твое здоровье и гигиена. | 1 | Устный журнал. | I | 3 неделя декабря | ||
9 | Утомление и переутомление. | 1 | Демонстрация. | II | 4 неделя декабря | ||
10 | Тренинг здорового образа жизни. | 1 | Диалог, рисунок «Музей восковых фигур». | III | 3 неделя января | ||
11 | Рабочее место, правила посадки, правильная осанка. | 1 | Информационный семинар с игровыми элементами. | I | 4 неделя января | ||
12 | Первая помощь при обморожении. | 1 | Рассказ с использованием иллюстраций и наглядностей. | II | Совместно с медицинским работником. | 3 неделя февраля | |
13 | Реклама табака и алкоголя. | 1 | Диспут. | III | Пригласить психолога. | 4 неделя февраля | |
14 | Сон – лучшее лекарство. | 1 | Устный журнал. | I | 3 неделя марта | ||
15 | Как овладеть своими чувствами и эмоциями. | 1 | Дискуссия. | II | 4 неделя марта | ||
16 | Коварная сигарета. | 1 | Информационно-исследовательское занятие. | III | Совместно с социальным педагогом. | 3 неделя апреля | |
17 | Гигиена питания. | 1 | Рассказ. | I | Совместно с медицинским работником. | 4 неделя апреля | |
18 | Без света нет зрения. Цветоощущение. | 1 | Беседа, диалог. | II | 3 неделя мая | ||
19 | Туристический слет: "Весенний экстрим" | 1 | Туристический поход. | III | 4 неделя мая |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВТОРОГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | Блок | Рекомендации | Сроки | |
Т | П | ||||||
1 | Как организовать свой отдых после уроков. | 1 | Беседа – размышление. | I | 3 неделя сентяб. | ||
2 | Гимнастика для глаз. | 1 | Беседа с показом. | II | 4 неделя сентяб. | ||
3 | Что ты знаешь об алкоголе и алкоголизме. | 1 | Рассказ, беседа. | III | Пригласить социального педагога. | 3 неделя октября | |
4 | Жизнь без вредных привычек – это реально. | 1 | Информационно-исследовательское занятие. | I | 4 неделя октября | ||
5 | Рекламно-технический прогресс и его влияние на здоровье человека. | 1 | Информационное сообщение с элементами беседы. | II | 3 неделя ноября | ||
6 | Что от тебя зависит, а что нет. | 1 | Беседа, групповая работа. | III | 4 неделя ноября | ||
7 | "Скажи жизни - ДА".(Посвященное борьбе со СПИДом) | 1 | Информационно-исследовательское занятие. | I | 1 неделя декабря | ||
8 | Мышечная релаксация по представлению. | 1 | Релаксация. | II | Совместно с психологом. | 4 неделя декабря | |
9 | "В здоровом теле - здоровый дух" | 1 | КВН | III | Совместно с социальным педагогом. | 3 неделя января | |
10 | Самовоспитание в личной гигиене. | 1 | Дискуссия. | I | 4 неделя января | ||
11 | Мышечная релаксация на расслабление мышц ног. | 1 | Физкультминутка. | II | Пригласить психолога. | 3 неделя февраля | |
12 | Давление со стороны сверстников. | 1 | Беседа, ролевая игра, работа по тетради «Вредные привычки». | III | Совместно с социальным педагогом. | 4 неделя февраля | |
13 | Что такое стресс и как с ним справиться. | 1 | Рассказ, практикум. | I | 3 неделя марта | ||
14 | Почему необходимо чистить зубы. | 1 | Диалог. | II | 4 неделя марта | ||
15 | Учись говорить нет. | 1 | Игра. | III | Совместно с психологом. | 3 неделя апреля | |
16 | Гигиена воздуха, невидимые враги в воздухе. | 1 | Дискуссия. | I | 4 неделя апреля | ||
17 | Почистим зубы. | 1 | Беседа с элементами игры. | II | 3 неделя мая | ||
18 | Интеллектуальная игра по профилактике вредных привычек «Слабое звено». | 1 | Интеллектуальная игра. | III | 4 неделя мая |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ТРЕТЬЕГО ГОДА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма проведения | Блок | Рекомендации | Сроки | |
Т | П | ||||||
1 | Гигиена жилища. | 1 | Беседа – размышление. | I | 3 неделя сентяб. | ||
2 | Что ты знаешь о витаминах. | 1 | Диалог, тест. | II | 4 неделя сентяб. | ||
3 | Давайте задумаемся. | 1 | Рассказ. | III | Совместно с социальным педагогом. | 3 неделя октяб. | |
4 | Органы дыхания. | 1 | Беседа. | I | Совместно с социальным педагогом. | 4 неделя октяб. | |
5 | Что такое ДТП? Как его предотвратить? | 1 | Размышление с игровыми элементами. | II | 3 неделя ноября | ||
6 | Наркотики. | 1 | Диалог. | III | 4 неделя ноября | ||
7 | Ритм жизни, утомление и отдых. | 1 | Информа-ционное сообщение. | I | 3 неделя декаб. | ||
8 | Правила дорожного движения. Кроссворды для изучения ПДД. | 1 | Информа-ционная беседа, рисунок. | II | 4 неделя декаб. | ||
9 | Что такое «Марихуана»? | 1 | Беседа. | III | Совместно с социальным педагогом. | 3 неделя января | |
10 | Пощади свой слух! | 1 | Диалог. | I | Совместно с медицинским работником. | 4 неделя января | |
11 | Первая помощь при переломах и вывихах. | 1 | Практическое занятие. | II | Совместно с медицинским работником. | 3 неделя февр. | |
12 | Преступность несовершеннолетних и наркомания. | 1 | Информа-ционное сообщение, работа с тетрадью «Вредные привычки». | III | Совместно с психологом. | 4 неделя февр. | |
13 | Средства массовой информации и здоровье. | 1 | Диалог. | I | 3 неделя марта | ||
14 | Первая помощь людям, терпящим бедствие на воде. | 1 | Устный журнал. | II | 4 неделя марта | ||
15 | Объединение. | 1 | Беседа, дискуссия. | III | Совместно с психологом. | 3 неделя апреля | |
16 | Итоговое занятие. | 1 | Диагностика. | I | Совместно с психологом. | 4 неделя апреля | |
17 | Как уберечь себя от несчастья. | 1 | Практикум. | II | 3 неделя мая | ||
18 | Подведение итогов года. Анкета по изучению к своему здоровью. | 1 | Анкетирование. | III | 4 неделя мая |
Приложение 2
Анкета ЗОЖ
для учащихся 5—7 класса
Дата рождения г.
Пол М □ Ж □ Дата заполнения анкеты 200 г.
1. Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).
Иметь много денег □ Много знать и уметь □
Быть здоровым □ Иметь любимую работу □
Иметь интересных друзей □ Быть красивым, привлекательным □
Быть самостоятельным (самому решать, Жить в счастливой семье □
что делать и самому обеспечивать себя) □
2. Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?
Из приведенного перечня условий выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.
Регулярные занятия спортом □
Хороший отдых □
Знания о том, как заботиться о своем здоровье □
Хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т.д.) □
Возможность лечиться у хорошего врача □
Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.д. □
Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни
(соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т.д.) □
3. Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня?
Ежедневно | Несколько раз в неделю | Очень редко, никогда | |
Утренняя зарядка, пробежка | □ | □ | □ |
Завтрак | □ | □ | □ |
Обед | □ | □ | □ |
Ужин | □ | □ | □ |
Прогулка на свежем воздухе | □ | □ | □ |
Сон не менее 8 ч | □ | □ | □ |
Занятия спортом | □ | □ | □ |
Душ, ванна | □ | □ | □ |
4. Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? (отметь нужное).
Да, конечно □ Скорее да, чем нет□ Скорее нет, чем да □ Нет□
- Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? Отметь один ответ
Да, очень интересно □ Скорее интересно, чем не интересно □
Скорее неинтересно, чем интересно □ Не интересно □
- Откуда ты узнаёшь о том, как заботиться о здоровье?
Часто | От случая к случаю | Никогда | |
В школе | □ | □ | □ |
Дома | □ | □ | □ |
От друзей | □ | □ | □ |
Из книг и журналов | □ | □ | □ |
Из передач радио и телевидения | □ | □ | □ |
7. Как ты оцениваешь сведения о здоровье, которые узнаёшь...
Интересно | Не всегда интересно | Не интересно | |
В школе | □ | □ | □ |
Дома | □ | □ | □ |
От друзей | □ | □ | □ |
Из книг и журналов | □ | □ | □ |
Из передач радио и телевидения | □ | □ | □ |
8. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в твоем классе?
Какие из них ты считаешь интересными и полезными?
Проводятся | Интересно | Не интересно | |
Уроки, обучающие здоровью | □ | □ | □ |
Лекции о том, как заботиться о здоровье | □ | □ | □ |
Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье | □ | □ | □ |
Спортивные соревнования | □ | □ | □ |
Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья | □ | □ | □ |
Праздники, вечера на тему здоровья | □ | □ | □ |
Анкета ЗОЖ
для учащихся 8—11 классов
№ школы Класс Дата рождения г.
Пол М □ Ж □ Дата заполнения анкеты 200 г.
1. Какие из ценностей, приведенных ниже, для вас наиболее важны?
Оцените их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное).
Материальное благополучие □
Качественное образование □
Привлекательная внешность □
Хорошее здоровье □
Возможность общаться с интересными людьми □
Благополучная семья □
Свобода и независимость (возможность самому планировать жизнь и реализовывать желания) □
Любимая работа □
2. Какие условия для сохранения здоровья вы считаете наиболее важными? Из приведенного перечня условий выберите и отметьте четыре наиболее важных для вас.
Хорошая наследственность □
Хорошие экологические условия □
Выполнение правил здорового образа жизни (режим, зарядка и т.д.) □
Возможность консультации и лечения у хорошего врача □
Знания о том, как заботиться о своем здоровье □
Отсутствие физических и умственных перегрузок □
Регулярные занятия спортом □
Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д. □
3. Что из перечисленного присутствует в вашем распорядке дня?
Ежедневно | Несколько раз в неделю | Очень редко | |
Утренняя зарядка, пробежка | □ | □ | □ |
Завтрак | □ | □ | □ |
Обед | □ | □ | □ |
Ужин | □ | □ | □ |
Прогулка на свежем воздухе | □ | □ | □ |
Сон не менее 8 ч | □ | □ | □ |
Занятия спортом | □ | □ | □ |
Душ, ванна | □ | □ | □ |
4. Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье?
Вполне достаточно □ Не вполне достаточно □ Недостаточно □
- Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?
Очень интересна и полезна □ Довольно интересна и полезна □
Не очень интересна и полезна □ Не интересна и не нужна □
- Откуда вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?
Часто | От случая к случаю | Никогда | |
От родителей | □ | □ | □ |
От друзей | □ | □ | □ |
В школе | □ | □ | □ |
Из журналов, книг | □ | □ | □ |
Из передач ТВ | □ | □ | □ |
Через интернет | □ | □ | □ |
7. Как вы оцениваете сведения о здоровье, которые получаете?
Интересны | Не всегда интересны | Не интересны | |
От родителей | □ | □ | □ |
От друзей | □ | □ | □ |
В школе | □ | □ | □ |
Из журналов, книг | □ | □ | □ |
Из передач ТВ | □ | □ | □ |
Через интернет | □ | □ | □ |
8. Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в вашем классе?
Какие из них вы считаете интересными и полезными?
Проводятся | Интересно | Не интересно | |
Специальные уроки | □ | □ | □ |
Лекции | □ | □ | □ |
Показ видеофильмов | □ | □ | □ |
Спортивные соревнования | □ | □ | □ |
Работа спортивных секций | □ | □ | □ |
Тематические вечера | □ | □ | □ |
Ключ к анкете для 5-7 классов
№№ вопросов | Баллы за ответы на вопросы | Сумма баллов | ||||||||
Показатель А. Личностная ценность здоровья | ||||||||||
Вопрос 1. Условия счастливой жизни? | Иметь много денег | Много знать и уметь | Быть здоровым | Быть красивым, привлекательным | Иметь любимую работу | Иметь интересных друзей | Жить в счастливой семье | Быть самостоя-тельным | Балл «Быть здоровым» | |
Баллы | ||||||||||
Если балльная оценка составляет: | ♦ 6-8 - высокая личностная значимость здоровья ♦ 4 или 5-недостаточная личностная значимость здоровья ♦ 4 или менее - низкая личностная значимость здоровья |
Продолжение
Показатель В. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья | |||||||||||||||||||||
Вопрос 2. 4 важных условия здоровья | Хорошая наследственность (0) | Средства для питания, спорта (0) | Хорошая экология (0) | Выполнение правил ЗОЖ (2) | Хороший врач (0) | Знания о здоровье (2) | Отсутствие перегрузок (0) | Регулярные занятия спортом (2) | Сумма баллов | ||||||||||||
Баллы | |||||||||||||||||||||
Если сумма баллов составляет: ♦ 6 - понимание роди поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья; ♦ 4- недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья; ♦ 2 или менее - отсутствие понимания роди активности в сохранении и укреплении здоровья. | |||||||||||||||||||||
Показатель С. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ | |||||||||||||||||||||
Вопрос 3. Что входит в распорядок дня? | Утренняя зарядка | Завтрак | Обед | Ужин | Прогулка | Сон не менее 8ч | Занятия спортом | Душ, ванна | Сумма баллов | ||||||||||||
Ежедневно - 2 балла; несколько раз в неделю -1 балл; очень редко - 0 баллов | |||||||||||||||||||||
Баллы | |||||||||||||||||||||
Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся: ♦ 16-14 - полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ ♦ 12-9 - неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ ♦ 8 и меньше - несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ | |||||||||||||||||||||
Показатель Е. Отношение к информации, связанной со здоровьем | |||||||||||||||||||||
Вопрос 5. Интересна ли тебе информация о здоровье ? | Да, очень интересна (4) | Интересна, но не всегда (3) | Не очень интересна (2) | Неинтересна (0) | Сумма баллов | ||||||||||||||||
Баллы | |||||||||||||||||||||
Подсчитывается общее количество набранных: баллов: ♦ 4 - очень интересная и полезна ♦ 2 - не очень интересная и полезна | ♦ ♦ 3 - довольно интересна и полезна ♦ 0 - не нужна и неинтересна | ||||||||||||||||||||
Показатель Д. Адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ | |||||||||||||||||||||
Вопрос 4. Ты заботишься о своем здоровье | Да, конечно | Забочусь недостаточно | Мало забочусь | ||||||||||||||||||
Сумма баллов, полученных за вопрос 3 (см. выше) | 14-16 (4) | 9-12 (3) | 8 или менее (2) | 14-16 (4) | 9-12 (4) | 8 или менее (3) | 14-16 (2) | 9-12 (4) | 8 или менее (3) | ||||||||||||
Баллы | |||||||||||||||||||||
Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся: ♦ 4 балла - адекватная оценка учащимся своего образа жизни ♦ 3 балла - недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни ♦ 2 балла - неадекватная оценка учащимся своего образа жизни |
Показатель Ж. Оценка регулярности информационного влияния школы в сравнении с другими источниками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 6. Откуда узнаешь о своем здоровье… | В школе | Дома | От друзей | Из книг и журналов | Из передач по радио и ТВ | Сум- ма бал- лов | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов и баллы | Часто (16) | Редко (8) | Никогда (1) | Часто (4) | Редко (2) | Никогда (1) | Часто (4) | Редко (2) | Никогда (1) | Часто (4) | Редко (2) | Никогда (1) | Часто (4) | Редко (2) | Никогда (1) | |||||||||||||||||||||||
Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассчитывается: ♦ сумма баллов в четырех графах «дома», «от друзей», «из книг» и «радио, ТВ» ♦ частное от деления количества баллов в графе «в школе» на сумму баллов в остальных графах. Если результат деления равен: ♦ 2,5-4 балла - достаточно регулярное информационное влияние школы ♦ от 1 до 2,5 - недостаточно регулярное информационное влияние школы ♦ меньше 1 - информационное влияние школы нерегулярно | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатель 3. Оценка значимости информационного влияния школы в сравнении с другими источниками | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 7. Какие сведения о здоро- вье инте- ресны | В школе | Дома | От друзей | Из книг и журналов | Из передач по радио и ТВ | Сум- ма баллов | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Варианты ответов и баллы | Интересно (16) | Не всегда (8) | Неинтересно (1) | Интересно (4) | Не всегда (2) | Неинтересно (1) | Интересно (4) | Не всегда (2) | Неинтересно (1) | Интересно (4) | Не всегда (2) | Неинтересно (1) | Интересно (4) | Не всегда (2) | Неинтересно (1) | |||||||||||||||||||||||
Баллы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассчитывается: ♦ сумма баллов в четырех графах «дома», «от друзей», «из книг» и «радио, ТВ» ♦ частное от деления количества баллов в графе «в школе» на сумму баллов в остальных графах. Если результат деления равен: ♦ 2,5-4 балла - достаточно регулярное информационное влияние школы ♦ от 1 до 2,5 - недостаточно регулярное информационное влияние школы ♦ меньше 1 - информационное влияние школы нерегулярно |
Показатель И. Оценка учащимся личностной значимости мероприятий, проводимых в школе по формированию здорового образа жизни | |||||||||||||||||||||||
Вопрос 8. Что проводится в твоем классе? | Уроки обучающие здоровью | Лекции о том как заботиться о здоровье | Показ фильмов, о том как заботиться о здоровье | Спортивные соревнования | Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья | Праздники, вечера на тему здоровья | Сумма баллов | ||||||||||||||||
Варианты ответов и баллы | Проводятся (1) | Интересно (1) | Неинтересно (-1) | Проводятся (1) | Интересно (1) | Неинтересно (-1) | Проводятся (1) | Интересно (1) | Неинтересно (-1) | Проводятся (1) | Интересно (1) | Неинтересно (-1) | Проводятся (1) | Интересно (1) | Неинтересно (-1) | Проводятся (1) | Интересно (1) | Неинтересно (-1) | |||||
Баллы | |||||||||||||||||||||||
Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся: ♦ 10-12 - высокая значимость мероприятий, проводимых в школе ♦ 6-9 - недостаточная значимость мероприятий, проводимых в школе ♦ менее б - низкая значимость мероприятий, проводимых в школе |
Показатель К. Оценка учащимся воспитательного эффекта здоровьесберегающих технологий в школе Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся: ♦ Значительный воспитательный эффект здоровьесберегающих технологий - 60-45; ♦ Достаточный воспитательный эффект-44-30; ♦ Недостаточный воспитательный эффект 29-20; ♦ Отсутствие воспитательного эффекта 19-10. |
Ключ к анкете для 8-11 классов
№ Вопросов | Баллы за ответы на вопросы | Сумма баллов | |||||||
Показатель А. Личная ценность здоровья | |||||||||
Вопрос 1. Условия счастливой жизни? | Матери альное благо- получие | Качест- венное образо- вание | Хоро- шее здо- ровье | Привлека-тель- ная внеш- ность | Люби- мая работа | Общение с инте- ресны- ми людьми | Благо- получ- ная семья | Свобода и независи- мость | Балл «Быть здоро- вым» |
Баллы | |||||||||
Если балльная оценка составляет: | ♦ 6-8 - высокая личностная значимость здоровья ♦ 4 или 5 - недостаточная личностная значимость здоровья ♦ 4 или менее - низкая личностная значимость здоровья |
Показатель В. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья | ||||||||||||||||||||
Вопрос 2. 4 важных условия здоровья | Хоро- шая насле д- ствен ность (0) | Средства для пита- ния, спорта (0) | Хорошая эколо- гия (0) | Выполне- ние пра- ЗОЖ (2) | Хоро- ший врач (0) | Знания о здо- ровье (2) | Отсутст- вие пе- регрузок (0) | Регу- лярные спортом (2) | Сумма баллов | |||||||||||
Баллы | ||||||||||||||||||||
Если сумма баллов составляет: | ♦ 6 - понимание роди поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья ♦ 4 - недостаточное понимание роли активности в сохранении и укреплении здоровья; ♦ 2 или менее - отсутствие понимания роди активности в сохранении и укреплении здоровья. | |||||||||||||||||||
Показатель С. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ | ||||||||||||||||||||
Вопрос 3. Что входит в распорядок дня? | Утренняя зарядка | Завтрак | Обед | Ужин | Прогулка | Сон не менее 8ч | Занятия спортом | Душ, ванна | Сумма баллов | |||||||||||
Ежедневно - 2 балла; несколько раз в неделю -1 балл; Очень редко - 0 баллов | ||||||||||||||||||||
Баллы | ||||||||||||||||||||
Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся: | ||||||||||||||||||||
♦ 16-14-полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ | ||||||||||||||||||||
♦ 12-9- неполное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ | ||||||||||||||||||||
♦ 8 и меньше - несоответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ |
Показатель Д. Адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ | ||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 4. Доста- точно ли ты забо- тишься о своем здоровье | Да, конечно | Забочусь недостаточно | Мало забочусь | |||||||||||||||||||||||
Сумма баллов, получен- ных за вопрос 3 (см. вы- ше) | 14-16 (4) | 9-12 (3) | 8 или менее (2) | 14-16 (4) | 9-12 (4) | 8 или менее (3) | 14-16 (2) | 9-12 (4) | 8 или менее (3) | |||||||||||||||||
Баллы | ||||||||||||||||||||||||||
Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся: | ||||||||||||||||||||||||||
♦ 4 балла - адекватная оценка учащимся своего образа жизни | ||||||||||||||||||||||||||
♦ 3 балла - недостаточно адекватная оценка учащимся своего образа жизни | ||||||||||||||||||||||||||
♦ 2 балла-неадекватная оценка учащимся своего образа жизни | ||||||||||||||||||||||||||
Показатель Е. Отношение к информации, связанной со здоровьем | ||||||||||||||||||||||||||
Вопрос 5. Интересна | Да, очень | Интересно, | Не очень | Не интересно (0) | Сумма | |||||||||||||||||||||
ли тебе информация | интересна | но не всегда | интересно | бал- | ||||||||||||||||||||||
о здоровье ? | (4) | (3) | (2) | лов | ||||||||||||||||||||||
Баллы | ||||||||||||||||||||||||||
Подсчитывается общее количество набранных: баллов: | ♦ 3 - довольно интересна и полезна ♦ 0 - не нужна и неинтересна | |||||||||||||||||||||||||
♦ 4-очень интересная и полезна | ||||||||||||||||||||||||||
♦ 2-неочень интересная и полезна | ||||||||||||||||||||||||||
Показатель Ж. Оценка регулярности информационного влияния школы | ||||||||||||||||||||||||||
в сравнении с другими источниками | ||||||||||||||||||||||||||
Вопрос б. Отку- да узнаешь о своем здоро- вье ... | В школе | Дома | От друзей | Из книг и журналов | Из передач по радио и ТВ | Сум- ма бал- лов | ||||||||||||||||||||
Варианты ответов и баллы | Часто (16) | Редко (8) | Никогда (1) | Часто (4) | Редко (2) | Никогда (1) | Часто (4) | Редко (2) | Никогда (1) | Часто (4) | Редко (2) | Никогда (1) | Часто (4) | Редко (2) | Никогда (1) | |||||||||||
Баллы |
Показатель 3. Оценка значимости информационного влияния школь в сравнении с другими источниками | ||||||||||||||||||||
Вопрос 7. Какие сведе- ния о здоро- вье инте- ресны | В школе | Дома | От друзей | Из книг и журналов | Из передач по радио и ТВ | Сум- ма бал-лов | ||||||||||||||
Варианты ответов и баллы | Интересно (16) | Не всегда (8) | Неинтересно (1) | Интересно (4) | Не всегда (2) | Неинтересно (1) | Интересно (4) | Не всегда (2) | Неинтересно (1) | Интересно (4) | Не всегда (2) | Неинтересно (1) | Интересно (4) | Не всегда (2) | Неинтересно (1) | |||||
Баллы | ||||||||||||||||||||
Рассчитывается: 1. сумма баллов в четырех графах «дома», «от друзей», «из книг» и «радио, ТВ» 2. частное от деления количества баллов в графе «в школе» на сумму баллов в остальных графах. Если результат деления равен: ♦ 2,5-4 балла - высокая значимость информационного влияния школы ♦ от 1 до 2,5 - недостаточная значимость информационного влияния школы ♦ меньше 1 - информационное влияние школы незначительно |
Показатель И. Оценка учащимся личностной значимости мероприятий, проводимых в школе по формированию здорового образа жизни | |||||||||||||||||||
Вопрос 8. Что прово- дится в твоем классе? | Специаль- ные уроки | Лекции | Показ ви- деофильмов | Спортивные соревнования | Работа спортивных секций | Тематиче- ские вечера | Сум- ма бал-лов | ||||||||||||
Вари- анты ответов и бал- лы | Проводятся (1) | Интересно (1) | Неинтересно (-1) | Проводятся (1) | Интересно (1) | Неинтересно (-1) | Проводятся (1) | Интересно (1) | Неинтересно (-1) | Проводятся (1) | Интересно (1) | Неинтересно (-1) | Проводятся (1) | Интересно (1) | Неинтересно (-1) | Проводятся (1) | Интересно (1) | Неинтересно (-1) | |
Баллы | |||||||||||||||||||
Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся: ♦ 10-12 - высокая значимость мероприятий, проводимых в школе ♦ 6-9 - недостаточная значимость мероприятий, проводимых в школе ♦ менее 6 - низкая значимость мероприятий, проводимых в школе |
Показатель К. Оценка учащимся воспитательного эффекта здоровьесберегающих технологии |
Подсчитывается общее количество баллов, набранных учащимся: |
♦ Значительный воспитательный эффект здоровьесберегающих технологий-60-45; |
♦ Достаточный воспитательный эффект-44-30; |
♦ Недостаточный воспитательный эффект 29-20; |
♦ Отсутствие воспитательного эффекта 19-10. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".
"Технологии формирования навыков здорового образа жизни у школьников (здоровьесберегающие компетенции)".Кочеткова С.В. МБОУ-СОШ№168 зам. директора по ПРЗдоровье – не всё, но всё без зд...
Формирование навыков здорового образа жизни .
Одним из основных направлений работы с детьми младщего школьного возраста является развитие навыков здорового образа жизни, формирование желания заботиться о своем здоровье.Все занятия апробированы....
разработка классного часа на тему "Формирование навыков здорового образа жизни"
классный час проводится в 9 классе...
«Формирование навыков здорового образа жизни школьников через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий, уроков физической культуры в общеобразовательной школе».
«Формирование целостного отношения к физической культуре в процессе взаимодействия семьи и школы» Тезисы: - формирование у учащихся, а также их родителей системы ценностей, связанных с ве...
Формирование навыков здорового образа жизни на уроках биологии как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Статья посвящена проблемам здоровьесбережения обучающихся в процессе преподавания отдельных дисциплин, а также методам, приемам, которые используются в педагогической практике школы № 23 г. Орла....
Основные направления превентивной работы по формированию навыков здорового образа жизни
Из опыта работы по формированию навыков здорового образа жизни...
Педагогический проект «Формирование навыка здорового образа жизни у подростков с ОВЗ в условиях школы – интерната»
Создание педагогических условий для овладения воспитанников с ОВЗ навыками здорового образа жизни в школе – интернате...