Доклад: "Роль близких взрослых в жизни воспитанников детского дома"
материал

Морозова Татьяна Анатольевна

Я пишу о личном опыте воспитания ребят в детском доме. Как я это вижу, чувствую, как мы все вместе с персоналом, родителями и близкими взрослыми помогаем особым деткам расти и развиватья. Формируем в них нужные в жизни качества, способности, чувства. Мой опыт основан на ежедневной работе с такими особенными детками, но такими любимыми, добрыми и отзывчивыми. Как складывается жизнь детей, когда они становятся взрослыми и уходят в "большую" жизнь. Как знонят мне, делятся личными переживаниями, успехами и радостями, просят совет. Как я за них переживаю и люблю их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_morozova.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

Роль близких взрослых

в жизни воспитанников детского дома

Я хочу поделиться опытом, как мы успешно растим, воспитываем, любим, учим наших детей и успешно отправляем их во взрослую жизнь.

А началось с того, что ко мне в группу привели мальчика Музыку Вадима. Это был чудесный малыш на коляске, который сам передвигался, передвигая ногами. Руки у него были плохо развиты из-за артрогрипоза. Как-то, гуляя на прогулке, он у меня спросил про маму, что было бы хорошо, если бы она у него была, как бы он её любил, обнимал, целовал, он об этом мечтал. И мы решили найти его маму. И нам это удалось. И как в той песенке «Про мамонтёнка»:

Пусть мама услышит,

Пусть мама придёт,

Пусть мама меня непременно найдёт.

Ведь так не бывает на свете,

Чтоб были потеряны дети.

И эта песня стала талисманом группы. Встреча Вадика с мамой была очень трогательной, слёзы счастья мамы, слёзы счастья Вадика. Все эти годы мама несла тяжёлый груз вины. И вот они вместе, всей своей дружной семьёй. Вот так у Вадика появилась мама, папа, брат. С этих пор они принимали активное участие в жизни Вадима и группы. Вадим стал ездить домой на выходные, в отпуск, на каникулы. Родители проконсультировали его в институте им. Турнера, лежали с ним в больнице, ему было сделано три операции на ноги, прошли курс реабилитации. Потом наши специалисты продолжали заниматься с ним, и через слёзы, через все трудности – Вадик встал на ноги. Это было всеобщее достижение. А в это время мы потихоньку разговаривали с мамой о том, как хорошо жить дома, как он любит свой дом, своих родных и близких. Мама была за то, чтобы забрать его, папа сомневался, ведь за Вадиком требовался индивидуальный уход. Мы стали его приучать к самостоятельности. Он научился одеваться, раздеваться, обувать обувь, чистить зубы, мог разогреть себе что-то в микроволновке, включить чайник. В бытовом плане он полностью самостоятелен. Все радовались его успехам. С папой велась работа, которая дала положительные результаты. Теперь Вадик счастлив в семье. Совместные праздники и мастер – классы с родителями ещё больше сплотили нас. Родители видели детей, их выступления на праздниках, их работы, их достижения.

Так же велась работа с мамой Дениса Михайлова. Здесь было всё сложнее. Родители приезжали, гуляли, но домой Дениса никогда не брали. Жили они в коммуналке. Забирать было некуда, да ещё и папа не родной. Но, вода камень точит. Так и у нас. Беседы с мамой о том, как Дениска хочет домой, в семью, что будет хорошим сыном, будет слушаться, помогать, что в ПНИ он не хочет ехать, боится. И так случилось, что Денису пришла квота на операцию в институт им. Турнера. В больницу в сопровождении с ним поехал дядя Саша – его отчим. Полтора месяца они пробыли в больнице. За это время они сплотились, нашли общий язык, общие интересы и занятия. Отчим первый сказал, что заберут Дениса домой. Мы были очень рады. Провожали его с радостью домой, Денис был счастлив. Сейчас он часто звонит. У него всё хорошо, он живёт в семье, они получили квартиру, у него своя комната. Научился пользоваться лифтом, так как квартира получена в доме с доступной средой. Самостоятельно гуляет на улице, ездит в магазин за мелкими покупками. Неоднократно приезжал с мамой в детский дом на праздники. У него остались тёплые воспоминания о детском доме и привязанность к персоналу. По сегодняшний день мы созваниваемся, общаемся, рассказываем друг другу разные события, которые происходят в нашей жизни. И это радует.

Совсем недавно уехали в ПНИ – 7 реабилитационный центр двое наших мальчишек – это Петя и Тимур. Немножко расскажу о Тимуре. В ДИИ его привезли мама с папой. Очень приятные родители. Мы сразу наладили с ними контакт, обменялись телефонами, постоянно были на связи. Адаптация прошла хорошо. Тимур учился в школе, занимался спортом, ходил на танцы, ездил в бассейн. У него много наград и дипломов за участие во многих соревнованиях и конкурсах. Все выходные проводил дома в кругу семьи, ездил на дачу, с папой на рыбалку. Родители приезжали на все мероприятия, проводимые на корпусе и в группе. Всегда участвовали в мастер – классах, досуговых и спортивных мероприятиях, в чаепитиях. Привозили сладости для детей. Для Тимура было очень важно, что у него есть семья. Мама каждый день ему звонила, интересовалась как он провёл день, что делал, чем занимался. Время летит. И вот уже Тимур живёт в реабилитационном центре. У него новый этап в жизни. Первая поездка домой была с заездом к нам в детский дом. Он очень радовался, всех обнимал, сказал, что очень скучает. Привезли торт, конфеты для детей. Мы все вместе пили чай, общались. Мама рассказала, как теперь живёт Тимур. Поблагодарила за те годы его проживания, которые он провёл в детском доме. Но что меня очень обрадовало, что они задумались над тем, чтобы забрать его в семью. Ведь семья – это главное, что есть у ребёнка.

Ещё хочется рассказать об одном очень талантливом мальчике, гордости нашего детского дома - это Петя Захаров. Петю в возрасте 9 лет привезли из больницы, где он прожил 9 месяцев. После того, как у него умерла бабушка, которая его растила. Он очень скучал, плакал, боялся других ребят. Но потихоньку стал привыкать, знакомиться с ребятами, персоналом, был ласковым, добрым, улыбчивым. Его знакомство с будущими опекунами началось со стихотворения, которое он сам прочёл «Ангел Хранитель»:

Ангела Бог при крещеньи мне дал.

Пусть я его никогда не видал,

Знаю и верю, что день изо дня

Он от врагов защищает меня.

С этих пор Настя стала часто приезжать к Пете. Оформила гостевое опекунство, стала забирать его домой на все праздники: Новый год, дни рождения. Всей семьёй приезжали на все мероприятия, проводимые в группе, на выезды. Мы радовались, что у Пети появилась семья, которая его любит, поддерживает. Петя рос талантливым ребёнком. Он очень хорошо декламировал стихи. Вкладывал в них всю свою душу. Мы развивали его талант. На всех своих выступлениях он получал высокие награды, неоднократно выступал на большой сцене ДК им. Горького. В Петю вложено много сил, его учили, растили, любили. Время мчится неумолимо. И вот Пете уже 18 лет. Он очень переживал, что скоро нужно уезжать во взрослый интернат, расстраивался, плакал, постоянно повторял: «Как вы здесь будите без меня?». У него большая привязанность к персоналу группы. Мы видели, что Петя ещё не готов к переезду. Мы приняли решение поговорить с нашим директором Андреем Александровичем, чтобы Петя ещё на год мог остаться в детском доме. Андрей Александрович согласился с тем, что Петю нужно подготовить к переезду в ПНИ. Наш подготовительный этап длился год. Составили совместный план индивидуальной работы с Петей.

Первое, что мы сделали – это съездили в ПНИ - 7. Посмотрели, как живут ребята в интернате, какие у них условия проживания, чем занимаются, какие проводят мероприятия. Пообщались с ребятами, которые уже давно живут в интернате. Наша задача помогать Пете успешно адаптироваться во взрослом учреждении и социализироваться в новом коллективе. К Пете приходил психолог и они долго общались о том, что у Пети начинается взрослая жизнь, интересная, насыщенная новыми событиями, новыми впечатлениями, новыми друзьями. Здесь в детском доме его всегда будут помнить, любить, что он всегда сможет позвонить, пообщаться и ему будут часто звонить и приезжать в гости. О том, что многие его друзья, в которыми он рос Денис, Вадик, Дима, Тимур тоже живут взрослой жизнью и их жизнь сложилась очень хорошо. Постепенно Петя привыкал к этой мысли. У него ушёл страх перед неизвестностью и необходимостью расстаться с детским домом. Одновременно мы учили его большей самостоятельности, инициативе, выражать свои желания, не стесняться просить помощи, общаться с другими ребятами вне стен Детского дома. Командная работа принесла свои успехи. Сейчас Петя находится в ПНИ, он благополучно адаптировался к новой жизни в новых условиях. У него появились новые друзья, его талант расцветает в стенах ПНИ.

Саша Медведев из детского дома ушёл в ПНИ – 3. Живя здесь он поставил себе цель, научиться читать и писать. Ходил в школу, брал домашние задания, вечером читал заданный текст, научился пользоваться ноутбуком. Был лидером в группе. Всегда мечтал жить самостоятельно, чтобы не было режима, вставать и ложиться спать, когда захочешь, смотреть телевизор в любое время. Первое, что он сделал, когда уехал в ПНИ – это стал на очередь на жильё. Четыре года он простоял на очереди, получил квартиру в п.Шушары. С переездом и устройством помогали волонтёры. Саша был счастлив. Сейчас это независимый, целеустремлённый, активный молодой человек. Он живёт в своей квартире, ездит на работу в Мурино на социальном такси. Занимается гончарным делом, делает кружки на заказ и для магазина «Спасибо». Участвует в соревнованиях по «бочче», ездит на концерты, футбол, приезжает в детский дом, ведёт активный образ жизни. Мы всегда с ним на связи. Он делится всеми событиями, которые происходят в его жизни. Я всегда его поддерживаю, если нужен совет, то даю его. И последнее радостное событие в жизни Саши – это электрическая коляска. Он год собирал деньги, выложил пост в интернете. И наконец нужную сумму собрали. Это ещё одна победа в жизни Саши.

Немного расскажу о Ване Шарипове. Он также ушёл в ПНИ. Закончил техникум для инвалидов, получил профессию «Оператор электронно – вычислительных и вычислительных машин». По сегодняшний день стоит на очереди на получение квартиры. Сейчас он живёт на квартире сопровождаемого проживания, где их готовят к самостоятельной жизни. Он сам выбирал обои, шкаф, тумбочку, обустраивал себе комнату. Учится организовывать свой быт, готовить, ходить в магазин, делать покупки, ходить в парикмахерскую, ездить в метро. Мы созваниваемся. Ваня рассказывает, как он живёт, чем занимается, где бывает, всегда приглашает в гости и хвастается тем, что испечёт большую и вкусную шарлотку из яблок. Я думаю, что у него всё получится. Ну а главное, он счастлив, что живёт теперь не в интернате, в своей квартире.

Я горжусь всеми своими ребятами. Я счастлива, что стала для них близким человеком, с которым они делятся своими радостями и печалями, успехами и трудностями. Своими эмоциями, впечатлениями, достижениями. Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное и личностное самоопределение воспитанника детского дома - важное звено в подготовке к самостоятельной жизни.

Главная задача нашего детского дома - изучить и развить у воспитанников способность к профессиональному и личностному самоопределению, подготовить их к самостоятельной жизни после выхода из детского д...

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Социальная адаптация -важный фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников детского дома....

Инновационный опыт "Организация воспитательного процесса как средство успешной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни".

В настоящее время весьма актуальна проблема подготовки детей к самостоятельной жизни. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть усп...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

Программа по формированию и становлению личности воспитанников детских домов "По дороге жизни"

Данная программа направлена на  помощь детям в осознании себя как личности, на развитие их творческого и интеллектуального потенциала, формирование духовно-нравственной стороны личности.Развитие ...

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.

Из опыта работы по программе по семейному воспитанию в детском доме....

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот

Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...