Профессиональное и личностное самоопределение воспитанника детского дома - важное звено в подготовке к самостоятельной жизни.
методическая разработка по теме
Главная задача нашего детского дома - изучить и развить у воспитанников способность к профессиональному и личностному самоопределению, подготовить их к самостоятельной жизни после выхода из детского дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_i_lichnostnoe_samoopredelenie.docx | 14.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ВОСПИТАННИКА ДЕТСКОГО ДОМА –ВАЖНОЕ ЗВЕНО В ПОДГОТОВКЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ.
Процесс профессионального самоопределения детей-сирот имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких и разнообразных связей (родственники, круг взрослых и т.д.) позволяющих ребенку включаться в систему ориентации в мире профессий. И, поэтому, главной задачей нашего детского дома, в том числе и моей, изучить и развить у воспитанников способность к профессиональному и личностному самоопределению, подготовить их к самостоятельной жизни после выхода из детского дома.
Трудности: 1. Комплексный характер проблем, возникающий у ребенка в ходе подготовки к самостоятельной жизни, предполагает оказание помощи сразу по нескольким направлениям.
2. Отсутствуют четкие границы социальных норм и стандартов, закрепленных нормативно-правовыми документами.
В своей работе по этому направлению я разработала программу социальной адаптации «На пути к успеху», которая рассчитана на подростковый и старший школьный возраст воспитанников. В претворении в жизнь этой программы принимают участие также воспитатели нашего детского дома и психолог.
На первый план я ставлю диагностическую работу, которая включает в себя изучение личностных и индивидуальных особенностей воспитанников. Мы должны знать желания ребенка, его интересы и профессиональные склонности, а также его личностные и индивидуальные особенности. Для выявления интересов, профессиональных предпочтений я пользуюсь различным диагностическим материалом: ДДО Климова, карта интересов (А.Е.Голомшток). Большую помощь в разделе этой работы мне оказывает психолог. В сопоставлении с результатами диагностики нашего психолога составляю портрет выпускника, определяю уровень его готовности к самостоятельной жизни. Результат диагностики по той сфере деятельности, которую избрал ребенок, обсуждаю с ним индивидуально, для того, чтобы помочь ему ориентироваться в профессии, а также с целью корректировки его профессионального плана в зависимости от складывающихся каких-либо экономических потребностей, возможностей быть востребованным и т.д.
Чтобы дети смогли правильно представить себя, свои личностные и профессиональные умения провожу тренинговые занятия. Это «Окружающий меня мир». Задача занятия выяснить, как воспитанник воспринимает окружающую его действительность, особенности его восприятия и полноту знаний той действительности, в которой ему предстоит жить самостоятельно.
Занятие «Я и все, что вокруг меня» - цель: показать перспективы дальнейшей жизни в реальном мире. Занятие «Выбери себе дорогу»- цель: беседы о своих профессиональных намерениях, жизненных планах. Занятие « Кем быть?» -цель: обсуждение возможных проблем, которые могут встретиться на их пути. Такие занятия проходят в группе, что обеспечивают возможность применять такие методы, как дискуссия, диалог. И также в своей работе я использую некоторый комплекс педагогических игр: «Я и моя профессия», «Ищу работу», «Встреча с работодателем» и т.д.
С воспитанниками 9-11 классов провожу информационные беседы. Цель бесед: дать воспитанникам знания об обществе, в котором им предстоит строить свою жизнь, о мире профессий, рынке труда, о правах и льготах в получении профессии и устройства на работу, куда обратиться за помощью в сложных жизненных ситуациях, а также по некоторым юридическим вопросам. С каждым воспитанником прорабатываю его жилищный вопрос. Цель: ребенок должен знать свои права на получения жилья, знать: куда обратиться по этому вопросу. Для участия в некоторых беседах привлекаю других специалистов: медиков, психолога и т.д. Организую экскурсии на некоторые предприятия, которые имеются в нашем районе. Цель: практическое ознакомление детей с условиями работы той или иной профессии. А также предварительные экскурсии в учебные заведения,
посещения дня открытых дверей.
С целью подготовки к самостоятельной жизни, с учащимися 8-9 классов у нас проводятся занятия «Уроки правовых знаний», на которых знакомим детей с их правами и льготами, которые государство им представило при выборе жизненного пути. Воспитанники, особенно будущие выпускники 9-11 классов должны твердо запомнить наличие у каждого из них статьи о закреплении, или предоставления им жилой площади, а также ориентируем их на то, в какие учреждения им необходимо обратиться в каждом отдельном случае за помощью. Задолго до выхода из детского дома, выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг, разного типа заявлений. При выходе из детского дома каждый выпускник должен уметь оформлять необходимые в повседневной жизни деловые бумаги.
Проблема: низкая мотивация учебной деятельности, невысокий образовательный уровень выпускников детского дома существенно ограничивает их профессиональный выбор.
Пути решения: создавать ребенку обстановку успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы учеба, жизнедеятельность приносили ребенку радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Социальная адаптация -важный фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников детского дома....
ПРОГРАММА РАБОТЫ «Самоопределение воспитанников детского дома как основа их профессиональной ориентации»
Целями данной работы являются исследование особенностей самоопределения детей-сирот и составление программы профориентации для них....
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.
Из опыта работы по программе по семейному воспитанию в детском доме....
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот
Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...
Программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни "Шаг за шагом"
Программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни "Шаг за шагом"...
"Шаг за шагом" программа подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Данная программа разработана для подготовки воспитанников ддетских домов к самостоятельной жизни...
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни»
Тема:«Социализация воспитанников школы- интерната, как важное условие подготовки к самостоятельной жизни» Автор: социальный педагог ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа ...