Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"
рабочая программа по теме
Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использовать знания в повседневной жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmaeraxtinoyol_2.doc | 110.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Рузаевский детский дом-школа -1
»
Программа
«Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома»
по здоровому образу жизни детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
(для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года)
в помощь воспитателям
РАСТИ ЗДОРОВЫМ
Разработала:
,
воспитатель высшей категории
Пивкина Л.Н
Оглавление
- Пояснительная записка………………………………………….3
- Тематический план……………………………………………......9
- Содержание программы……………………………………….11
- Список литературы………………………………………………14
- Список литературы для детей…………………………….16
- Приложение №1…………………………………………………...17
Пояснительная записка
Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности. Приоритет жизни и здоровья человека как основополагающий принцип государственной политики России в области образования зафиксирован в Законе РФ «Образовании».
В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных России и мира (И. А. Аршавский, Н. Г. Веселов, М. Я. Виленский, Н. П. Дубинин и др.). Особую обеспокоенность вызывают здоровье наших детей, ибо здоровье нации и прогрессивная динамика всего общества связаны со здоровьем нового человека 21 века и будущим России.
Сегодня наша страна переживает один из сложнейших этапов своего развития. Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. Особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире молодому человеку, чей взгляд на мир только формируется. Возникает желание уйти, « спрятаться от жизни». Почувствовать себя в безопасности. Наркотики, алкоголизм, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности».
Многие подростки употребляют алкогольные напитки. По данным социологического опроса, проведённого центром восстановительного лечения и реабилитации в . в 2005 году, 86% молодых людей в возрасте 17 лет уже употребляют спиртные напитки. Возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, постоянно снижается. Уже не редкость - ребёнок 9-11 лет с сигаретой. По данным Минздрава РФ в табачном дыме содержится 4000 химических веществ, наносящих невосполнимый вред здоровью не только курящего, но и тех, кто находится рядом с ним. Из каждых 100 человек, начавших курить, заядлыми курильщиками становятся 80. И если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшается более чем на 8 лет. Вот поэтому так важно вести профилактическую работу с ребёнком и воспитывать стойкое отношение к табаку, наркомании, алкоголю. Выпустить детей в жизнь здоровыми, физически развитыми, способными к умственному, физическому труду - главная задача детского дома. Но происходит это не всегда так, как бы хотелось нам.
Зачастую ребята попадают в детский дом вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в такой семье, приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, пробе наркотиков со всеми вытекающими отсюда последствиями. Часто педагогические приёмы уже не срабатывают, а вредные привычки остаются с ребёнком навсегда. Кроме того, у многих детей существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.
Наше наблюдение и психолого-педагогическая диагностика, проведённая в с воспитанниками РДДШ-1 показала, что:
-курят 20%детей;
-имеют тягу к алкоголю20% детей;
-у большинства детей речь изобилует нецензурными выражениями.
Результаты анкетирования показали, что о последствиях употребления психоактивных веществ 90% подростков даже не задумываются. Проведённые диагностические исследования подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников детского дома. В связи с этим существует несколько подходов к школьной профилактике. В методических материалах, разработанных в рамках проекта «Школьная программа по профилактике наркомании и алкоголизма», рассказывается о нетрадиционных подходах, которыми считаются информационный, эмоциональный и организация досуга. Также освещаются такие современные подходы, как «психологическая прививка», «полезные навыки», «навыки сопротивления и давления» и т.д.
Все эти подходы реализуются в различных профилактических программах по воспитанию школьников и подростков на базе школ, реабилитационных центров, клубов, учреждений дополнительного образования.
Современные профилактические программы не могут быть полностью реализованы в условиях детского дома. Так как разработчиком в качестве основной формы проведения таких занятий предлагается урок, что не учитывает разновозрастной состав семьи детского дома, семейную форму проживания детей в группах, Их индивидуальные и психологические особенности.
Поэтому была разработана программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома».
. Цель: формирование культуры здоровья и здорового образа жизни воспитанников с активной жизненной позицией, с устойчивыми принципами неприязни к вредным привычкам.
Задачи:
-познакомить детей с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на организм;
-воспитывать в детях активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью;
-способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств личности;
-формировать потребность в самовоспитании и самоорганизации.
Знания и умения:
-воспитанники должны знать средства сохранения и укрепления здоровья человека;
-воспитанники должны реализовывать практические гигиенические навыки и умения;
-воспитанники должны стремиться к физическому и духовному совершенству;
-воспитанники должны знать свой режим, значение режима дня для здоровья;
-воспитанники должны уметь выстраивать диалог, слушать и слышать собеседника, управлять своим эмоциональным состоянием;
-воспитанники должны уметь совершать самостоятельный выбор в пользу здорового образа жизни, ставить перед собой реальные цели и достигать их;
-воспитанники должны знать негативные последствия различных видов зависимостей, влияющих на здоровье;
-воспитанники должны развивать в себе следующие качества: самостоятельность, мобильность, доброжелательность, честность.
Программа включает в себя три блока:
Первый блок: «Основы здоровья и ЗОЖ» направлен на формирование у воспитанников потребности в здоровом образе жизни, формирование нравственных убеждений.
Второй блок: «Сделай свой выбор» ориентирован на профилактику наркомании, алкоголизма, курения, формированию негативного отношения к вредным привычкам.
Третий блок: «Мир каждой души» предусматривает цель формирования у воспитанников позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, формирования опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности.
Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников в условиях детского дома» рассчитана для детей от 10 до 17 лет , реализуется в течение 1 года.
Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 30-45 минут. В течение года проводится всего 16 занятий.
Для успешной реализации программы необходимо следующее материально-техническое оснащение: магнитофон, видео и аудиозаписи, ватман, фломастеры, карандаши, репродукции картин, художественная литература.
В программе необходимо участие следующих специалистов: врачей, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, библиотекаря, учителей.
Программа предусматривает следующие формы работы:
-беседа (формирует умение концентрировать внимание, воспринимать со слуха информацию, развивает познавательный интерес)
- дидактическая и ролевая игра (развивает умение действовать в соответствии с предложенными правилами, учит сотрудничеству)
-дискуссия, диспут (развивает умение приводить аргументы и доказательства, умение слушать и слышать)
-викторина, конкурсы (развивает познавательную сферу воспитанников)
-круглый стол, устный журнал (учит слушать и слышать, делать логические выводы, приобщает к активному пользованию периодической печатью и развивает интерес к художественной литературе)
-элементы тренинга (развивает позитивное отношение к себе, к окружающему миру, эмоциональную отзывчивость, умение рефлектировать)
Методы работы: практический, наглядный, словесный.
Предполагаемые результаты работы по программе могут быть определены через следующие показатели:
-отрицательное отношение к табакокурению и алкоголю;
-стремление заботиться о своём здоровье;
-уровень нравственной воспитанности;
-позитивное взаимодействие с окружающим миром;
-снижение процента курящих и употребляющих алкоголь воспитанников семьи.
Тематическое планирование
Темы занятий | Всего часов | Кол-во часов | Сроки |
1.Блок «Основы здоровья и ЗОЖ» Занимательный час «Режим дня и здоровый организм» Дидактическая игра «Как защитить себя от болезней» Беседа-игра «Гигиена тела человека» Беседа «Секреты здорового питания» Викторина «Уроки здоровья» Ролевая игра «Мы за ЗОЖ» 2.Блок «Сделай свой выбор» Круглый стол «Зачем тебе это надо?» Дискуссия о наркотиках «Каково твоё мнение?» Беседа –диалог «Умей сказать нет» Конкурс рисунков «Курение-это» Игра «Мир без вредных привычек» Беседа «Наркомания страшная болезнь 21 века» 3.Блок «Мир каждой души» Дискуссия «Свобода и ответственность» Беседа «Мир против насилия и жестокости» Беседа «Доброта в нас и вокруг нас» Диспут «О дружбе и друзьях» | 6 6 4 16 | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | Сентябрь Сентябрь Октябрь Октябрь Ноябрь Ноябрь Декабрь Декабрь Январь Январь Февраль Февраль Март Апрель Апрель Май |
Содержание программы
1 Блок «Основы здоровья и ЗОЖ»
1.Режим дня и здоровый организм
Теоретическая часть. Знакомство с основными режимными моментами, планирование своего дня .
Практическая часть. Подвижная игра «Статуи».
2.Как защитить себя от болезней
Теоретическая часть. Знакомство со способами доврачебной помощи при первых симптомах заболевания и их профилактикой.
3.Гигиена тела человека
Теоретическая часть. Знакомство с основными санитарно-гигиеническими нормами и правилами, позволяющими сохранить и укрепить своё здоровье.
Практическая часть. Игра «Разрешается-запрещается».
4.Секреты здорового питания
Теоретическая часть. Сообщение воспитателя о законах здорового питания , о кулинарии Древней Руси.
Практическая часть. Задание: «Нарисовать пищевую пирамиду» , игра «Угадай-ка».
5.Уроки здоровья
Теоретическая часть. Формирование у ребёнка признания ценности здоровья. Знакомство с основными факторами ЗОЖ.
Практическая часть. Игра «Воздушный шарик».
6.Мы за ЗОЖ
Теоретическая часть. Закрепление знаний детей о ЗОЖ.
Практическая часть. Игра по станциям «Народная мудрость»,
«Загадки», «Что? Где? Когда?», «Площадь гигиены».
2блок «Сделай свой выбор»
Зачем тебе это надо?
Теоретическая часть. Знакомство с негативными последствиями различных видов зависимостей, влияющих на здоровье. Иметь представление о возможных угрозах здоровью, поведении в опасных для жизни ситуациях.
2.Каково твоё мнение?
Теоретическая часть. Дискуссия о статистических данных наркотических эпидемий.
3.Умей сказать нет
Теоретическая часть. Научить детей противостоять любым зависимостям и тем людям, которые пытаются к ним приобщить.
Практическая часть. Выставка рисунков на тему «Курение – это…»
4.Мир без вредных привычек
Теоретическая часть. Знакомство с профилактикой и борьбой с вредными привычками. Влияние алкоголя, табака, наркотиков на организм человека.
5.Наркомания - страшная болезнь 21 века
Теоретическая часть. Знакомство с законами правовых норм и методами,
Предпринимаемых правительством против наркотиков.
6.Суд над сигаретой
Теоретическая часть. Знакомство с компонентами табачного дыма, влияние курения на системы органов человека.
3Блок «Мир каждой души»
1.Свобода и ответственность
Практическая часть. Просмотр видеофильма «Я боюсь». Обсуждение.
2.Мир против насилия и жестокости над детьми
Теоретическая часть. Обсуждение понятий «жестокость», «сострадание». Действия и поступки, которые можно определить как жестокие. Причинны и последствия жестокости.
Практическая часть. Написание мини-сочинения «Что делать, чтобы люди не были жестокими».
3.Доброта в нас и вокруг нас
Теоретическая часть. Беседа о человеческой доброте, милосердии, умении радоваться и переживать за других.
4.О дружбе и друзьях
Теоретическая часть. Высказывание и рассуждения детей о том, кого можно назвать настоящим другом и что такое дружба. Мудрые высказывания о дружбе.
5.Как проявить себя и свои возможности
Теоретическая часть. Историческая справка воспитателя «Биография учёных- изобретателей» (И.И.Ползунов, М.П.Кулибин, А.С.Попов).
Список литературы
1.Беренич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой//Здоровье детей, 2006.№8
2.Борисова Л.Г., Князев Г.Г., Слободская Е.Р., Солодова Г.С., Харченко И.И.Негативное потребление среди подростков: социальные и личностные факторы риска и защиты. - Новосибирск, 2005.
3.Бобылёва И.А.Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений. - М.,2007.
4.Выгодский Л.С.Избранные психологические исследования.
-М.,1956.
5.Уникеева Д.Д.Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,1999.
6.Запороженко В.Г.Образ жизни и вредные привычки. - М.,1982.
7.Захарова Е.Н., Курова Н.С.Познавательные задачи. - М.,1990.
8.Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие. /Под ред. Е.Н. Степанова.- М., 2000.
9.Михайлевская И.Б., Вершинина Г.В. Трудная ступень: Профилактика антиобщественного поведения. – М., 1990.
10.Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
11.Психологическое развитие воспитанников детского дома. Д ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.- М.,1990.
12.Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. Детский дом: заботы и тревоги общества. М., 1990.
13.Прихожан А.М., Толстых Н. Н. Психология сиротства.-СПб.,2005.
14.Фролов Ю.И. Психология подростка: Хрестоматия.- М., 1997.
15.Рожков М.И. Классному руководителю.- М.: Владос, 2001.
16.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психологические упражнения и коррекционные программы.- М., 1993.
17.Соколов Я.В., Миньковский Г.М. Ответственность за правонарушения.- М.: Гражданин, 1995.
18.Шилова Т.А. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе. - М.: Айрис-пресс, 2004.
19.Шилова Т.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания несовершеннолетних. //Психология и педагогика в образовательной и социальных сферах. - М.: МГУС СТИ, 2002.
20.Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков. - М.: Айрис-пресс, 2005.
Список литературы для детей
1.Корыстылёв Н.Б. От А до Я.-М.: Медицина, 1980.
2.Робенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ.-М.: физкультура и спорт, 1991.
3.Соколов Ю.Е. Книга знаний для детей. - М.: ООО Астрель, 2001.
4.Жербин Е.А. Река жизни. - М.; Знание, 1990.
5.Энциклопедия для детей. Том 18 Человек 4.2.Архетиктура души. М.: Авантаж, 2002.
Приложение №1
Анкета
Все страны современного мира хотят решить две сложные проблемы: СПИДа и наркомании. Ведь «белая смерть» не только разрушает личность, но и уносит сотни тысяч жизней молодых людей. А что ты знаешь о наркомании и СПИДе? Мы очень надеемся на твои серьёзные и искренние ответы.
1.Твой возраст.
2.Пол.
3.Как ты проводишь своё свободное время?
4.Считаешь ли ты табак и алкоголь наркотиками?
-Да; нет.
5.Употребляешь ли ты алкоголь?
-Да; - Иногда; - Регулярно.
6.Пробовал ли ты токсические вещества?
-Нет; - Иногда; - Регулярно.
7.Куришь ли ты?
-Нет; - Иногда; - Регулярно.
8. Почему, по вашему мнению люди употребляют наркотики?
(поставьте от 1 до 5 в порядке значимости)
-любопытство;
-влияние сверстников;
-семейные проблемы;
-бегство от реальности;
-чувство протеста;
-другие причины.
9.Где может школьник, по вашему мнению, приобрести наркотики?
10.Знаешь ли, о последствии наркомании? Какие из перечисленных последствий тебе известны?
-Отставание в умственном развитии.
-Отставание в физическом развитии.
-Бесплодие у мужчин и у женщин.
-Зависимость от приёма наркотиков.
-Ранняя смерть.
-Опасность заражения СПИДом, гепатитом через иглу.
11.Знаешь ли ты что такое СПИД?
-Да. - Нет. - Очень смутно.
12.Какие чувства у тебя вызывают люди, употребляющие наркотики?
-Чувство жалости, сострадания.
-Чувство презрения, брезгливости.
-Безразличия к этим людям.
-Другие чувства.
13.В случае возникновения сложностей жизненной ситуации к кому ты готов обратиться за помощью в первую очередь?
-К воспитателю.
-К родственникам.
-К друзьям.
-К учителю.
-Другое (допишите)
14.Предлагали ли тебе наркотические или другие вещества (таблетки, порошки, смеси, Жидкости)?
-Бесплатно; - За деньги; - За какие-либо услуги.
Кто предлагал?
-Друзья.
-Знакомые.
-Ровесники.
-Взрослые.
-Другое (допишите)
15.Чего бы тебе больше всего хотелось в жизни? (напишите)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей, в рамках ГБОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Салтыковского детского дома.
Доклад для областного семинара...
Формирование позитивного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проект содержит размышления по теме :"Формирование позитивного образа семьи у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...
Программа факультативного занятия по профессиональному самопределению воспитанников ГБОУ Республики Марий Эл "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Программа профессионального самоопределения воспитанников школы- интерната разработана на 2014 - 2015 учебный год. Данная программа рассматривает проблемы профессионального саоопределения подростков и...
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативного занятия с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Статья "Основные составляющие профессионального выбора. Программа факультативных занятий с воспитанниками ГБОУ РМЭ "Волжская средняя общеобразовательная школа - интарнат для детей - сирот и детей, ост...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...
Психолого-педагогические подходы к формированию здорового образа жизни у детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Задача сохранения и укрепления здоровья воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попеч...