Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
методическая разработка по теме
Социальная адаптация -важный фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников детского дома.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_vospitannikov_k_samostoyatelnoy_zhizni.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация – важнейший фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников.
Одним из ведущих направлений в работе нашего детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.
Сегодня особенно важно не только показать и помочь выпускнику в выборе профессии, но и сформировать самостоятельность мышления, инициативу и ответственность, активность и предприимчивость, умение самостоятельно разрешать возникающие проблемы.
Известно, что большинство выпускников детских учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома выпускник не в состоянии решить многие проблемы, с которыми ему приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Выпускники детских домов испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться с взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права.
Наш детский дом работает над проблемой социально-трудовой адаптации воспитанников. Основные задачи, стоящие перед коллективом детского дома в процессе этой работы – это социальная адаптация воспитанников, восстановление их социального статуса, утраченных, либо невоспитанных социальных навыков, подготовка к самоопределению и полноценной жизни, подготовка выпускников к организации и ведению быта, воспитание граждан России.
Успех подготовки воспитанников к самостоятельной жизни возможен при соблюдении ряда условий. Главное из них – наличие единой системы воздействия на воспитанников, складывающейся из нескольких звеньев: воспитательные мероприятия, трудовые занятия, кружковая работа, физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Воспитатели детского дома и инструктора по труду в повседневной жизни и на специальных занятиях формируют у детей необходимые навыки самообслуживания: учат их умению приготовить пищу, ухаживать за обувью, одеждой, соблюдение личной гигиены и внешнего вида, ведению домашнего хозяйства. Дети полностью осуществляют уборку своих комнат, заботятся о создании уюта, с помощью взрослых по-своему оформляют интерьер. В каждой группе проводятся уроки этикета. Начиная, с 3-х летнего возраста, дети учатся вести себя за столом, в гостях, на улице, встречать гостей.
В более старшем возрасте, знакомятся с правилами пользования магазином, учатся самостоятельно делать покупки.
При поездках на рынок в сопровождении воспитателя дети сами выбирают себе
одежду.
Трудовое воспитание начинается с дошкольного возраста. Каждый ребенок имеет поручение: поливает цветы, протирает пыль, моет пол, расставляет книги, пользуется бытовой техникой. В швейной мастерской (в основном девочки, начиная с 9-летнего возраста) учатся штопать, гладить, пришивать пуговицы, класть заплаты, работать на швейных машинах.
В столярной мастерской мальчики своими руками заготавливают черенки к садово-огородным инструментам, разделочные доски для кухни, сувениры. Под руководством инструктора дети осуществляют мелкий ремонт мебели в группах.
С мая нынешнего года дети принимали непосредственное участие в выращивании гусят в детском доме. В порядке очередности они за ними ухаживали: кормили, пасли их, сопровождали на реку и обратно. Ежегодно с 1-го июня у нас работает лагерь труда и отдыха, где воспитанники работают на огороде, трудятся на ремонте своих квартир. Регулярно проводятся дни по благоустройству дома и территории детского дома.
Мы учим детей быть экономными, рассчитывать свой бюджет, даем основы экономических знаний. Они регулярно получают средства на карманные расходы. С детьми 7-9 классов проводятся занятия «Основы домашней экономики».
Одной из важнейших задач нашей работы при подготовке детей к самостоятельной жизни является социально-правовая защита детей. Наша цель – помочь детям подготовиться к жизни в обществе, принимать законы, нормы общежития.
С этой целью с учащимися 8-9 классов у нас проводятся занятия «Уроки правовых знаний», на которых знакомим детей с их правами и льготами, которые государство им представило при выборе жизненного пути. Воспитанники, особенно будущие выпускники 9-11 классов должны твердо запомнить наличие у каждого из них статьи о закреплении ими предоставления жилой площади, а также ориентируем их на то, в какие учреждения им необходимо обратиться в каждом отдельном случае за помощью. Задолго до входа из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии копий, о составлении деловых бумаг, разного типа заявлений.
Из цикла бесед «Ты и закон» выпускники получают необходимые для них знания о норме права и юридической ответственности за правонарушения, о правах человека и гражданина, о праве собственности, трудовом праве, уголовном праве, уголовном праве и преступлении. Дети знакомятся с юридическими документами, помогающими им в будущем защищать свои права. Каждый из детей знает свои права на жилую площадь, получают пенсии.
Акцент в профориентационной работе Красивского детского дома делятся на возможность быстрого достижения экономической самостоятельности через выбранную профессию. Для достижения этой цели в детском доме согласно возрасту детей проводятся беседы, лекции, встречи, экскурсии. Например, такие темы бесед, как «Поговорим о выборе профессии», «Вступая во взрослую жизнь», «Кем быть, каким быть» и т. д. Проводится анкетирование «Выбор профессии. Цель в жизни». По желанию детей проводим экскурсии – посещение тех профессиональных училищ, куда они хотят пойти учиться.
Мы поддерживаем тесное взаимодействие с профессиональными учреждениями по вопросам контроля учебной деятельности бывших воспитанников. Особое внимание уделяется контролю над соблюдением охранных законодательных и нормативных документов в отношении выпускников детского дома и оказанию помощи выпускникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. И к нам обращаются бывшие воспитанники. В основном, конечно, с просьбой о помощи в получении жилья, и, несмотря на сроки, прошедшие со дня выпуска, мы помогаем им, оказываем посильную помощь и следим за их дальнейшей судьбой.
Совершенно очевидно, что именно дети-сироты должны осваивать больший объем содержания социальной адаптации, чтобы быть готовыми к самостоятельной жизни: не рассчитывая на поддержку родителей, они должны уметь использовать внутренние ресурсы, творчески реализовывать жизненные планы. И помочь им в этом можем мы, взрослые, педагоги.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт "Организация воспитательного процесса как средство успешной адаптации воспитанников детского дома к самостоятельной жизни".
В настоящее время весьма актуальна проблема подготовки детей к самостоятельной жизни. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть усп...
Программа по формированию и становлению личности воспитанников детских домов "По дороге жизни"
Данная программа направлена на помощь детям в осознании себя как личности, на развитие их творческого и интеллектуального потенциала, формирование духовно-нравственной стороны личности.Развитие ...
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.
Из опыта работы по программе по семейному воспитанию в детском доме....
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот
Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...
Программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни "Шаг за шагом"
Программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни "Шаг за шагом"...
"Шаг за шагом" программа подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Данная программа разработана для подготовки воспитанников ддетских домов к самостоятельной жизни...
1. Программа "Духовно-нравственное воспитание" 2.Презентация "Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни,через экономическую социализацию детей-сирот"
1.Цель.Задачи.Пояснительная записка.Материалы занятий.Предполлагаемый результат.2.Цель и задачи педагогической деятельностиАктуальность педагога в развитии образованияДеятельностный аспект педагога в ...