Организация профессиональной работы в школе с целью успешной адаптации обучающихся с интеллектуальными нарушениями
методическая разработка

Евгения Панюшкина

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.

На сегодняшний день в современном обществе  господствует ключевой принцип: умственно отсталые выпускники имеют право заниматься общественно полезным производительным трудом, который даёт им средства для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознания нужности обществу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуальность задач социально-трудовой адаптации, выбора профессии и дальнейшего трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья периодически озвучивается Министерством образования РФ, прописывается в Федеральных законах «Об образовании в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в целевых программах.

По мнению известного исследователя Н.Н. Дьяченко, профориентация и профессиональное самоопределение детей осуществляется через:

  • знакомство миром профессий;
  • выбор профессии;
  • профессиональную подготовку, которая закрепляется в практической деятельности (колледжах, заводах). Только при таком комплексе воспитательных воздействий, считает Н.Н. Дьяченко, процесс по формированию профессионального самоопределения является правильным и научно-обоснованным.

Обучающиеся с интеллектуальными нарушениями с самого раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Формирования необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов.

На сегодняшний день в современном обществе господствует ключевой принцип: умственно отсталые выпускники имеют право заниматься общественно полезным производительным трудом, который даёт им средства для независимого существования и, самое важное, развивает чувство самоуважения, осознания нужности обществу.

Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих интеллектуальному развитию ребёнка, обучение в школе для детей с ОВЗ нацелено не только на формирование необходимых учебных знаний, умений и навыков у детей, но и на подготовку своих выпускников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. В связи с этим коррекционная задача по развитию интеллектуальных и адаптационных функций теснейшим образом связана с общесоциальной задачей трудового воспитания в данной школе - позволяет выпускнику быть готовым к получению профессиональной подготовки и полноценному включению в производительный труд.

Выбор профессии – одна из сложных и ответственных задач встающих перед выпускниками коррекционных школ.

Как показывает практика, большинство учащихся выпускных классов школы для детей с ОВЗ не имеют достаточных знаний о трудоустройстве и существующих профессиях, учащиеся испытывают трудности в выборе дальнейшего пути образования: 50% детей выбирают профессию под влиянием друга, 25% – по совету родителей, 12,5% – под влиянием средств массовой информации, 12,5% руководствуются малозначительными факторами, например близостью профессионального училища к дому.

Сложности профессионального самоопределения умственно отсталых подростков обусловлены социально-экономическими, социально-психологическими и индивидуально-психологическими факторами. Поэтому профессиональное самоопределение детей с ОВЗ должно осуществляться под руководством школы, семьи и общества.

Профориентационная работа в школе для детей с ОВЗ должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся, способствовать осознанному выбору профессиональной деятельности, и реализовываться через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Для преодоления вышеуказанных трудностей профориентационная работа в МБОУ Школе № 8 г. Лыткарино осуществляется в соответствии плана мероприятий по профессиональной ориентации, работы с родителями по подготовке учащихся к правильному выбору профессии.

Основными направлениями профориентационной работы в нашей школе являются:

- профессиональное просвещение учащихся,

- организация интеллектуально-познавательной деятельности в системе внеклассной работы ( в рамках расширения познаний о мире профессий),

- развития творческого потенциала детей.

Таким образом, профориентация в нашей школе рассматривается как система воспитательных, социально-психологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного рынка труда.

Система профориентационной работы в МБОУ Школе №8

  1. Профессиональное просвещение - расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями через проведение профориентационных классных часов, бесед, ролевых игр, бесед, оформление стендов наглядной агитации;
  2. Профессиональная консультация - пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы через организацию встреч с представителями учебных заведений города, экскурсий в учебные заведения города, встреч с работниками заводов г. Лыткарино (ЛЗОС, "Сатурн" и т.д.). Для организации преемственности школы и колледжа на уроках школьников ориентируют на продолжение профессионального обучения в конкретном учреждении, знакомят учащихся с жизнью колледжа (экскурсии, стенды с фотографиями, информация о выпускниках, продолживших учебу в колледже, выполнение трудовых заданий колледжа в мастерских школы), учителя в школьных программах по труду учитывают содержание и методики обучения в профессиональных училищ.
  3. Профессиональная диагностика - изучение учащимися своих особенностей и возможностей через использование различных психодиагностических методик, анкет, тестовых заданий адаптированных для школьников со сниженным интеллектом;
  4. Профессиональный подбор – оказание помощи в формировании навыков саморегуляции, развитии воли, регулировании мотивов и профессиональных намерений, активизации самопознания и саморазвития учащихся через экскурсий в учебные заведения города, встреч со специалистом Центра занятости населения г.Назарово.
  5. Профессиональная адаптация - адаптация учащихся к условиям производительного труда, новому социальному окружению, учебному коллективу через организацию экскурсий на заводы города Лыткарино, посредством встреч с ветеранами труда (обмен опыта). Успешность адаптации является критерием правильного, обоснованного выбора будущей профессии.

Все перечисленные составляющие профориентации взаимосвязаны, находятся во взаимодействии и дополняют друг друга.

Отличительной особенностью системы профориентационной работы в нашей школе является то, что в её реализации задействован ряд специалистов коррекционного учреждения –классный руководитель, педагог - психолог, социальных педагог, и их деятельность комплексно направлена на достижение общей цели.

Приоритетные направления специалистов МБОУ Школы №8

Классный руководитель:

  1. составление и реализация плана педагогической поддержки самоопределения учащихся;
  2. организация профориентационных классных часов, бесед и т.д.;
  3. психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся;
  4. организация экскурсий, посещение Дней открытых дверей в колледже г. Лыткарино, встреч с ветеранами труда;
  5. оказание помощи школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  6. организация родительских собраний по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

С первого класса умственно отсталый ребёнок попадает в воспитательную среду, которая направлена на формирование его трудовых навыков. В начальном звене – это навыки самообслуживания, в среднем звене – СБО, автоматизация навыков самообслуживания, общественно-полезный труд, профессионально-трудовое воспитание, предусмотренное обязательной программой. В старших классах возникает необходимость профессиональной ориентации

Для того, чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Мы провели беседу с младшими школьниками по теме “Что дети знают о профессиях, её особенностях, инструментах, которые используются в данной области и результатах труда”. По результатам беседы выявили низкий уровень знаний. Это подтолкнуло нас на разработку проекта с обучающимися начальных классов "Калейдоскоп профессий".

На первом этапе реализации проекта классный руководитель для обучающихся младших классов организовал экскурсию в "Мир профессий". Она включала в себя:

- посещение библиотеки: знакомство с книгами, презентациями, фильмами, пословицами и поговорками о различных профессиях;

Вторым этапом было - подготовка и выступление перед одноклассниками докладов о профессии своих родителей;

Третий этап - подготовка рассказа "Кем я хочу быть?" (самостоятельный выбор будущей профессии);

-Заключительный этап - совместное оформление стенгазеты "Калейдоскоп профессий нашего класса".

Социальный педагог:

  1. формирование у школьников группы риска адекватной самооценки;
  2. оказание помощи детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  3. организация консультаций учащихся по социальным вопросам;
  4. оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Педагог - психолог:

  1. изучение профессионального интереса и склонностей учащихся;
  2. организация мониторинга готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  3. проведение занятий по профориентации учащихся;
  4. организация бесед, психологического просвещения, психологических консультаций для родителей с учётом возрастных особенностей учащихся;
  5. формирование у школьников адекватной самооценки;
  6. оказание помощи классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Учителя-предметники:

  1. обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся общетрудовых навыков;
  2. формирование у школьников адекватной самооценки;
  3. наблюдение склонностей и способностей учащихся.

Таким образом, в круг вопросов, решающихся в процессе профориентационной работы в нашей школе, входит:

- профессиональное просвещение учащихся;

- психологическое изучение и классификация профессий;

- пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми доступно для выпускников коррекционной школы;

- изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей;

- индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессии;

- профессиональные пробы;( неделя трудового мастерства )

- экскурсии Филиал ГБОУ ВО МО "Университета "Дубна" Лыткаринский промышленно-гуманитарный колледж.

В процессе работы с учащимися по профориентации, педагоги нашей школы знакомят воспитанников с понятиями «способность» и «профессиональная пригодность». Рассматривают способности человека как важном факторе профессиональной пригодности. Является значимым соотнесение полученных знаний со своими возможностями.

Знакомят с требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, осуществляют на примере наиболее доступных для учащихся профессий: овощевод, садовод-озеленитель, рабочий по кухне, дворник, уборщик служебных помещений, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту здания, сестра-сиделка, швея мотористка.

Согласно проведенному педагогом-психологом тестированию (по дифференциально-диагностическому опроснику (ДДО) Е.А.Климова) позволяющему установить, в какой области старшекласснику лучше всего выбрать специальность, были получены следующие результаты:

  1. "Человек - природа" - 25% обучающихся (2 чел.): уход за животными, садоводство, лесничество, сельскохозяйственный труд;
  2. "Человек - техника" - 12,5 % обучающихся (1 чел.): девочки работают на швейных машинках, мальчики - на столярных и слесарных станках с различными инструментами, автомеханика;
  3. "Человек - знаковая система" - 0 % обучающихся: в силу своих интеллектуальных возможностей, особенностей познавательной сферы ни один обучающийся не сделал выбор в данной профессиональной области;
  4. "Человек - художественный образ" - 0 % обучающихся: не смотря на то, что обучающиеся занимаются в различных творческих кружках, свой выбор в пользу профессий данной группы они не сделали;
  5. "Человек - человек" - 62,5% обучающихся (5 чел): большинство профессий этого типа связано: с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер); с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня); с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер); с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор). Обучающиеся этой группы умеют устанавливать контакт с любым человеком, как взрослым, так и ребенком. К сожалению эти способности не всегда применяются детьми в правильных целях. Некоторые из этих обучающихся относятся к категории детей "группы риска" по причине асоциального поведения.

Анализируя данные по выпускникам МБОУ Школы №8, можно судить об эффективности профориентационной работы в школе.

Значительная часть выпускников нашей школы завершает профессиональное образование в колледже г. Лыткарино. По окончании которого они, тем не менее, испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов, частично обусловленные состоянием интеллектуальной сферы:

- психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

- неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценивания своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

- неспособностью учащихся адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовностью к преодолению определённых профессиональных трудностей;

Кроме того, нередко у школьников с интеллектуальной недостаточностью, которые находятся на полном или частичном государственном обеспечении, формируется склонность к потребительскому отношению к жизни отсутствие чётких перспектив будущего, снижается способность к саморегуляции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа инновационной деятельности ОУ по теме «Педагогические условия успешной адаптации обучающихся в кадетской школе - интернате»

Ситуация кризиса духовных ценностей в современной России определила потребность общества в кадетских образовательных учреждениях – организациях, ориентированных на восстановление духовно-нравств...

Доклад на педагогическом совете школы на тему: “Обеспечение успешной адаптации обучающихся 5-х классов”.

   Переход из начального в среднее звено школы является переломным, кризисным периодом в жизни каждого школьника. Любой учитель скажет, что начало 5-го класса - сложный этап, и не тол...

Доклад "Взаимодействие специалистов МБОУ "Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"с целью успешной социализации обучающихся с ОВЗ с использованием оборудования по программе "Доступная среда"". Доклад председателя школьной ПМПК Лобозевой Н. А.

ПМПк сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Является неотъемлемой частью образовательног...

Доклад на семинаре по дефектологии "Организация предметно-развивающей среды в школе-интернате в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотимнаучить его читать и писать. Да, от того, как будетчув...

Применение игровых технологий на уроках математики в коррекционной школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы)

Данный доклад описывает эффективное использование на уроках математики в коррекционной школе игровой технологии. При применении игровой технологии уроки становятся интересными, разнообразными, "ж...

"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.

Конкурс«Творческий учитель – 2021»  https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...