Программа социальной адаптации "Мой выбор"
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Свистунова Людмила Юрьевна

Рассчитана на обучающихся из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,  в возрасте 14-18 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sotsialnoy_adaptatsii_moy_vybor.docx33.84 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №5 г. Саратова»

Рассмотрено

на заседании педагогического Совета

протокол № ___ от «___» _____________2021 г.                          

                                   «УТВЕРЖДАЮ»

               Директор  школы-интерната:

              _____________О.К. Шафиева

             «______» ____________2021 г.

Программа социальной адаптации

«Мой выбор»

2021-2022 учебный год

Рассчитана на обучающихся из числа детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,  в возрасте 14-18 лет

Срок реализации: 1 учебный год

Программа реализуется на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 5               г.Саратова»

2021 год

Содержание:

1.Паспорт программы……………………………………………………. … 3

2. Пояснительная записка………………………………………………… …5

3.Ожидаемые результаты………………………………………………….....7

4. Цели и задачи, формы, методы работы ………………………………….8

6. Тематический план………………………………………………………..10

7.Приложение№1……………………………………………………….. …..15

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название образовательного учреждения

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №5 г. Саратова»

Адрес организации

Телефон, электронный адрес

Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Рогожина, д. 22

8(8452)28-72-90

e-mall: internatv5@yandex.ru

Наименование программы

«Мой выбор»

Авторы-разработчики программы

Лавриненко А.В., педагог-психолог отдела «Социальной (постинтернатной) адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» структурного подразделения Учреждения

Свистунова Л.Ю., социальный педагог отдела «Социальной (постинтернатной) адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» структурного подразделения Учреждения

Исполнители программы

Педагогический коллектив, обучающиеся Учреждения

Кем принята программа

Педагогическим советом ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 5 г. Саратова»

Цель программы

Задачи программы

          Создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, формирование социально-нравственной сферы у обучающихся при подготовке к самостоятельной жизни.

  • Изучить индивидуальные особенности обучающихся.
  • Расширить знания у обучающихся о мире профессий, возможностями подготовки  к ним.
  • Способствовать выработке сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в соответствии со своими способностями и возможностями, с учётом требований рынка труда.
  • Содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников; развитие коммуникативных навыков.
  • Способствовать формированию представления о том, как видение жизненных целей, ценностных ориентиров влияет на будущее человека, его здоровье, успех и помогает противостоять любым трудностям.
  • Способствовать развитию социально-нравственной сферы у обучающихся.

Ожидаемые результаты

  • Понимание обучающимися своих личностных особенностей, интересов, склонностей, возможностей.
  • Достаточное информирование о профессиях и путях их получения.
  • Знание выпускниками основных принципов построения профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке труда.
  • Развитие у обучающихся мотивированного отношения к труду, умение самостоятельно осуществлять анализ рынка профессионально-образовательных услуг и профессиональной деятельности.
  • Готовность обучающихся к позитивной самореализации и социализации в динамично изменяющемся социальном окружении.

Срок реализации

Система контроля выполнения

1 учебный год

Промежуточный мониторинг

Итоговый мониторинг

Пояснительная записка

Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека. Этот переход к независимой жизни связан с серьезными стрессами. Предлагаемая программа нацелена на развитие социально-нравственного интеллекта обучающихся школы-интерната. Развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям. Человек вынужден, живя в мире, взаимодействовать с другими людьми. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Этот уровень нравственности формируется на основании воздействий различных факторов и условий. Задача педагогов - на протяжении всех лет обучения развивать в ребенке социально-нравственную личность.

Профессиональная ориентация является важным этапом в процессе образования выпускников государственных учреждений для детей-сирот, особенно актуальным этот вопрос является для выпускников с ОВЗ. Степень развития их навыков, адаптационный потенциал часто не соответствует требованиям современного общества. Это можно объяснить такими специфическими нарушениями эмоционально-волевой сферы личности как: нарушение форм эмоционального реагирования, стереотипов поведения, неумение принимать во внимание моральных ценностей собственных поступков, отсутствие нравственного самоконтроля своих действий. Вследствие указанных причин  выпускники с ОВЗ нередко  в трудовой деятельности проявляют неумение осуществлять выбор, преодолевать трудности, у большинства молодых людей проявляется быстрая утомляемость и пониженная работоспособность. Также существуют другие причины, которые влияют на профессиональное самоопределение выпускников: ограниченный спектр профессий, несовпадение личных притязаний выпускников с существующим перечнем профессий. Список профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам с ОВЗ не очень значителен, что вызывает определенные трудности в осуществлении профориентационой  работы.  

В связи с вышесказанным становится очевидной необходимость создания Программы работы по профориентации, которая будет включать в себя знания о мире профессионального труда, с учётом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ.

Программа  «Мой выбор» предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию своих личностных особенностей, склонностей, возможностей, а также помочь им соорентироваться в планах на будущую жизнь.

Программа социально-нравственной адаптации создает условия для развития социально-нравственного интеллекта у обучающихся, что способствует их адаптации в социуме.

   

        

Ожидаемые результаты:

  • Повышение у обучающихся адаптационного потенциала, коммуникативной компетентности.
  • Достаточное информирование о профессиях и путях их получения.
  • Знание выпускниками основных принципов построения профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке труда.
  • Мотивированное отношение к труду, умение самостоятельно осуществлять анализ рынка профессионально-образовательных услуг и профессиональной деятельности.
  • Повышение уровня социально-нравственного воспитания у обучающихся.
  • Способствовать развитию социально-нравственной сферы у обучающихся.

Цель программы:         

Создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, формирование социально-нравственной сферы у обучающихся при подготовке к самостоятельной жизни.

Задачи  программы:

  • Изучить индивидуальные особенности воспитанников.
  • Расширить знания воспитанников о мире профессий, возможностями подготовки  к ним.
  • Способствовать у воспитанников выработке сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в соответствии со своими способностями и возможностями, с учётом требований рынка труда.
  • Содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников; развитие коммуникативных навыков.

Принципы реализации программы:

  • Принцип личностной направленности (предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).
  • Принцип толерантности (терпимость к мнению людей, учет их интересов).
  • Демократизм (предполагает сотрудничество педагога и ребенка).
  • Учет возрастных, психологических особенностей детей.

Программа предназначена для работы с обучающимися школы интерната 14-18 лет. Программа включает в себя 50 тематических занятий. Занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю.

Формы  работы:

  • Групповые
  • Индивидуальные

Методы  работы:

  • Беседа, опрос, дискуссия
  • Тестирование, анкетирование
  • Наблюдение
  • Практикум
  • Экскурсия
  • Ролевая, деловая игра

Система контроля выполнения:

  • Промежуточный мониторинг предполагает беседы с обучающимися, наблюдение за ними, устный опрос с целью определения уровня усвоения материала и выявления проблемных вопросов, требующих дополнительной проработки;
  • Итоговый мониторинг предполагает индивидуальные беседы, анкетирование с целью оценки уровня усвоения материала будущими выпускниками.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ

С обучающимися 8-11 классов

На 2021/2022 учебный год

Направление 1. Профессиональная ориентация

Название занятия

Сроки проведения

Ответственный

Блок 1. Основы жизненного и профессионального самоопределения

Вводное занятие. Знакомство с курсом

Сентябрь

Педагог-психолог,  социальный педагог

Профессиональное самоопределение в жизни человека

Октябрь

Педагог-психолог,  социальный педагог

Классификация профессий

Октябрь

Педагог-психолог,  социальный педагог

Особенности человека и его возможности при выборе профессии

Октябрь

Педагог-психолог,  социальный педагог

Мои цели. Моё будущее.

Ноябрь

Педагог-психолог,  социальный педагог

Профориентационная экскурсия на предприятие

г. Саратова

Ноябрь

Педагог-психолог,  социальный педагог

Блок 2. Человек и профессия

Знаете ли вы себя?

Ноябрь

Педагог-психолог,  социальный педагог

Значение темперамента и характера при выборе профессии

Декабрь

Педагог-психолог,  социальный педагог

Интересы, склонности, потребности при выборе профессии

Декабрь

Педагог-психолог,  социальный педагог

Самооценка человека

Декабрь

Педагог-психолог,  социальный педагог

Качества личности и успех

Январь

Педагог-психолог,  социальный педагог

Мотивация человека и успех

Январь

Педагог-психолог,  социальный педагог

Блок 3. Я и другие

Межличностные отношения в профессиональной деятельности

Январь

Педагог-психолог,  социальный педагог

Как понимать друг друга без слов

Февраль

Педагог-психолог,  социальный педагог

Умение конструктивно вести диалог и отстаивать свою точку зрения

Февраль

Педагог-психолог,  социальный педагог

Защита от манипуляций

Февраль

Педагог-психолог,  социальный педагог

Эмоции. Как справляться со стрессом

Март

Педагог-психолог,  социальный педагог

Уверенность. Саморегуляция

Март

Педагог-психолог,  социальный педагог

Блок 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении

        Правила поведения на рынке труда

        

Март

Педагог-психолог,  социальный педагог

Как правильно подготовить документы для трудоустройства

Апрель

Педагог-психолог,  социальный педагог

Собеседование. Мой первый рабочий день.

Апрель

Педагог-психолог,  социальный педагог

Профориентационная экскурсия на предприятие г. Саратова

Апрель

Педагог-психолог,  социальный педагог

Я и коллектив. Коммуникативный тренинг.

Май

Педагог-психолог,  социальный педагог

Итоговое занятие. Мой выбор – моя судьба

Май

Педагог-психолог,  социальный педагог

Направление 2. Социально-нравственная сфера.

Название занятия

Сроки проведения

Ответственный

Видеть личность в себе.

Октябрь

Социальный педагог,

педагог-психолог

Жизненные ценности.

Октябрь

Социальный педагог,

педагог-психолог

Мой внутренний мир.

Октябрь

Социальный педагог,

педагог-психолог

Я и мои одноклассники.

Ноябрь

Социальный педагог,

педагог-психолог

Умей сказать «Нет».

Ноябрь

Социальный педагог,

педагог-психолог

Спорный вопрос.

Ноябрь

Социальный педагог,

педагог-психолог

Все в твоих руках.

Декабрь

Социальный педагог,

педагог-психолог

Цель вижу-в себя верю.

Декабрь

Социальный педагог,

педагог-психолог

Работа и отдых.

Декабрь

Социальный педагог,

педагог-психолог

Золотое правило нравственности.

Январь

Социальный педагог,

педагог-психолог

Красота  спасет мир.

Январь

Социальный педагог,

педагог-психолог

Будьте добрыми и человечными.

Январь

Социальный педагог,

педагог-психолог

Берегите друзей.

Февраль

Социальный педагог,

педагог-психолог

Слова как стрелы.

Февраль

Социальный педагог,

педагог-психолог

Я и моя семья.

Февраль

Социальный педагог,

педагог-психолог

Все начинается с урока.

Март

Социальный педагог,

педагог-психолог

Честь и достоинство.

Март

Социальный педагог,

педагог-психолог

Книга в нашей жизни.

Март

Социальный педагог,

педагог-психолог

Люблю Отчизну я.

Апрель

Социальный педагог,

педагог-психолог

Малые и большие города моей Родины.

Апрель

Социальный педагог,

педагог-психолог

О малых народах России.

Апрель

Социальный педагог,

педагог-психолог

Счастье – это…

Май

Социальный педагог,

педагог-психолог

Жизнь – это здорово!

Май

Социальный педагог,

педагог-психолог

Разговор по существу. Заполнение договоров о постинтернатном сопровождении.

Май

Социальный педагог,

педагог-психолог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Выборы президента ученического самоуправления"

В результате реализации проекта выбран президент ученического самоуправления...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год

Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный...

Программа социально-психологической помощи в самоопределении для обучающихся 9-х классов на тему «Курс по выбору»

Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и ...

социальный проект "выборы омбудсменов"

формирование граданского сознания начинается уже в школе. Социальный проект "выборы омбудсменов" - это возможность в игровой форме пройти все этапы избирательного процесса, включая стадию &q...

«Путь в профессию» -инклюзивная программа подготовки к выбору профессии и подготовки социальных помощников (волонтеров) для инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями

Цель: Содействие полноценному участию людей с инвалидностью в жизни общества, формированию социально активной личности. Оказание помощи учащимся 10-12 классов (обучающиеся с умственной отсталостью (ин...