Программа социальной адаптации "Мой выбор"
рабочая программа (7, 8, 9, 10, 11 класс)
Рассчитана на обучающихся из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей, в возрасте 14-18 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsialnoy_adaptatsii_moy_vybor.docx | 33.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №5 г. Саратова»
Рассмотрено на заседании педагогического Совета протокол № ___ от «___» _____________2021 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор школы-интерната: _____________О.К. Шафиева «______» ____________2021 г. |
Программа социальной адаптации
«Мой выбор»
2021-2022 учебный год
Рассчитана на обучающихся из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в возрасте 14-18 лет
Срок реализации: 1 учебный год
Программа реализуется на базе государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам № 5 г.Саратова»
2021 год
Содержание:
1.Паспорт программы……………………………………………………. … 3
2. Пояснительная записка………………………………………………… …5
3.Ожидаемые результаты………………………………………………….....7
4. Цели и задачи, формы, методы работы ………………………………….8
6. Тематический план………………………………………………………..10
7.Приложение№1……………………………………………………….. …..15
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название образовательного учреждения | Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам №5 г. Саратова» |
Адрес организации Телефон, электронный адрес | Саратовская область, г. Саратов, ул. им. Рогожина, д. 22 8(8452)28-72-90 e-mall: internatv5@yandex.ru |
Наименование программы | «Мой выбор» |
Авторы-разработчики программы | Лавриненко А.В., педагог-психолог отдела «Социальной (постинтернатной) адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» структурного подразделения Учреждения Свистунова Л.Ю., социальный педагог отдела «Социальной (постинтернатной) адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» структурного подразделения Учреждения |
Исполнители программы | Педагогический коллектив, обучающиеся Учреждения |
Кем принята программа | Педагогическим советом ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 5 г. Саратова» |
Цель программы Задачи программы | Создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, формирование социально-нравственной сферы у обучающихся при подготовке к самостоятельной жизни.
|
Ожидаемые результаты |
|
Срок реализации Система контроля выполнения | 1 учебный год Промежуточный мониторинг Итоговый мониторинг |
Пояснительная записка
Переход к самостоятельной жизни – важный момент в жизни любого молодого человека. Этот переход к независимой жизни связан с серьезными стрессами. Предлагаемая программа нацелена на развитие социально-нравственного интеллекта обучающихся школы-интерната. Развивая систему интеллектуальных способностей, которые обеспечивают понимание поступков и действий человека, можно оказать помощь подростку в его адаптации к социальным условиям. Человек вынужден, живя в мире, взаимодействовать с другими людьми. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Этот уровень нравственности формируется на основании воздействий различных факторов и условий. Задача педагогов - на протяжении всех лет обучения развивать в ребенке социально-нравственную личность.
Профессиональная ориентация является важным этапом в процессе образования выпускников государственных учреждений для детей-сирот, особенно актуальным этот вопрос является для выпускников с ОВЗ. Степень развития их навыков, адаптационный потенциал часто не соответствует требованиям современного общества. Это можно объяснить такими специфическими нарушениями эмоционально-волевой сферы личности как: нарушение форм эмоционального реагирования, стереотипов поведения, неумение принимать во внимание моральных ценностей собственных поступков, отсутствие нравственного самоконтроля своих действий. Вследствие указанных причин выпускники с ОВЗ нередко в трудовой деятельности проявляют неумение осуществлять выбор, преодолевать трудности, у большинства молодых людей проявляется быстрая утомляемость и пониженная работоспособность. Также существуют другие причины, которые влияют на профессиональное самоопределение выпускников: ограниченный спектр профессий, несовпадение личных притязаний выпускников с существующим перечнем профессий. Список профессий и видов трудовой деятельности, доступных выпускникам с ОВЗ не очень значителен, что вызывает определенные трудности в осуществлении профориентационой работы.
В связи с вышесказанным становится очевидной необходимость создания Программы работы по профориентации, которая будет включать в себя знания о мире профессионального труда, с учётом индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ.
Программа «Мой выбор» предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию своих личностных особенностей, склонностей, возможностей, а также помочь им соорентироваться в планах на будущую жизнь.
Программа социально-нравственной адаптации создает условия для развития социально-нравственного интеллекта у обучающихся, что способствует их адаптации в социуме.
Ожидаемые результаты:
- Повышение у обучающихся адаптационного потенциала, коммуникативной компетентности.
- Достаточное информирование о профессиях и путях их получения.
- Знание выпускниками основных принципов построения профессиональной карьеры и навыков поведения на рынке труда.
- Мотивированное отношение к труду, умение самостоятельно осуществлять анализ рынка профессионально-образовательных услуг и профессиональной деятельности.
- Повышение уровня социально-нравственного воспитания у обучающихся.
- Способствовать развитию социально-нравственной сферы у обучающихся.
Цель программы:
Создание психолого-педагогических условий для подготовки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, формирование социально-нравственной сферы у обучающихся при подготовке к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
- Изучить индивидуальные особенности воспитанников.
- Расширить знания воспитанников о мире профессий, возможностями подготовки к ним.
- Способствовать у воспитанников выработке сознательного отношения к труду, профессиональному самоопределению в соответствии со своими способностями и возможностями, с учётом требований рынка труда.
- Содействовать формированию адаптивных механизмов, навыков самопрезентации и уверенного поведения старшеклассников; развитие коммуникативных навыков.
Принципы реализации программы:
- Принцип личностной направленности (предполагает выявление способностей, интересов и наклонностей воспитанников, определение оптимального пути личностного развития для каждого из них).
- Принцип толерантности (терпимость к мнению людей, учет их интересов).
- Демократизм (предполагает сотрудничество педагога и ребенка).
- Учет возрастных, психологических особенностей детей.
Программа предназначена для работы с обучающимися школы интерната 14-18 лет. Программа включает в себя 50 тематических занятий. Занятия проводятся в групповой форме 2 раза в неделю.
Формы работы:
- Групповые
- Индивидуальные
Методы работы:
- Беседа, опрос, дискуссия
- Тестирование, анкетирование
- Наблюдение
- Практикум
- Экскурсия
- Ролевая, деловая игра
Система контроля выполнения:
- Промежуточный мониторинг предполагает беседы с обучающимися, наблюдение за ними, устный опрос с целью определения уровня усвоения материала и выявления проблемных вопросов, требующих дополнительной проработки;
- Итоговый мониторинг предполагает индивидуальные беседы, анкетирование с целью оценки уровня усвоения материала будущими выпускниками.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
С обучающимися 8-11 классов
На 2021/2022 учебный год
Направление 1. Профессиональная ориентация | ||
Название занятия | Сроки проведения | Ответственный |
Блок 1. Основы жизненного и профессионального самоопределения | ||
Вводное занятие. Знакомство с курсом | Сентябрь | Педагог-психолог, социальный педагог |
Профессиональное самоопределение в жизни человека | Октябрь | Педагог-психолог, социальный педагог |
Классификация профессий | Октябрь | Педагог-психолог, социальный педагог |
Особенности человека и его возможности при выборе профессии | Октябрь | Педагог-психолог, социальный педагог |
Мои цели. Моё будущее. | Ноябрь | Педагог-психолог, социальный педагог |
Профориентационная экскурсия на предприятие г. Саратова | Ноябрь | Педагог-психолог, социальный педагог |
Блок 2. Человек и профессия | ||
Знаете ли вы себя? | Ноябрь | Педагог-психолог, социальный педагог |
Значение темперамента и характера при выборе профессии | Декабрь | Педагог-психолог, социальный педагог |
Интересы, склонности, потребности при выборе профессии | Декабрь | Педагог-психолог, социальный педагог |
Самооценка человека | Декабрь | Педагог-психолог, социальный педагог |
Качества личности и успех | Январь | Педагог-психолог, социальный педагог |
Мотивация человека и успех | Январь | Педагог-психолог, социальный педагог |
Блок 3. Я и другие | ||
Межличностные отношения в профессиональной деятельности | Январь | Педагог-психолог, социальный педагог |
Как понимать друг друга без слов | Февраль | Педагог-психолог, социальный педагог |
Умение конструктивно вести диалог и отстаивать свою точку зрения | Февраль | Педагог-психолог, социальный педагог |
Защита от манипуляций | Февраль | Педагог-психолог, социальный педагог |
Эмоции. Как справляться со стрессом | Март | Педагог-психолог, социальный педагог |
Уверенность. Саморегуляция | Март | Педагог-психолог, социальный педагог |
Блок 4. Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении | ||
Правила поведения на рынке труда
| Март | Педагог-психолог, социальный педагог |
Как правильно подготовить документы для трудоустройства | Апрель | Педагог-психолог, социальный педагог |
Собеседование. Мой первый рабочий день. | Апрель | Педагог-психолог, социальный педагог |
Профориентационная экскурсия на предприятие г. Саратова | Апрель | Педагог-психолог, социальный педагог |
Я и коллектив. Коммуникативный тренинг. | Май | Педагог-психолог, социальный педагог |
Итоговое занятие. Мой выбор – моя судьба | Май | Педагог-психолог, социальный педагог |
Направление 2. Социально-нравственная сфера. | ||
Название занятия | Сроки проведения | Ответственный |
Видеть личность в себе. | Октябрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
Жизненные ценности. | Октябрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
Мой внутренний мир. | Октябрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
Я и мои одноклассники. | Ноябрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
Умей сказать «Нет». | Ноябрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
Спорный вопрос. | Ноябрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
Все в твоих руках. | Декабрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
Цель вижу-в себя верю. | Декабрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
Работа и отдых. | Декабрь | Социальный педагог, педагог-психолог |
Золотое правило нравственности. | Январь | Социальный педагог, педагог-психолог |
Красота спасет мир. | Январь | Социальный педагог, педагог-психолог |
Будьте добрыми и человечными. | Январь | Социальный педагог, педагог-психолог |
Берегите друзей. | Февраль | Социальный педагог, педагог-психолог |
Слова как стрелы. | Февраль | Социальный педагог, педагог-психолог |
Я и моя семья. | Февраль | Социальный педагог, педагог-психолог |
Все начинается с урока. | Март | Социальный педагог, педагог-психолог |
Честь и достоинство. | Март | Социальный педагог, педагог-психолог |
Книга в нашей жизни. | Март | Социальный педагог, педагог-психолог |
Люблю Отчизну я. | Апрель | Социальный педагог, педагог-психолог |
Малые и большие города моей Родины. | Апрель | Социальный педагог, педагог-психолог |
О малых народах России. | Апрель | Социальный педагог, педагог-психолог |
Счастье – это… | Май | Социальный педагог, педагог-психолог |
Жизнь – это здорово! | Май | Социальный педагог, педагог-психолог |
Разговор по существу. Заполнение договоров о постинтернатном сопровождении. | Май | Социальный педагог, педагог-психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальный проект "Выборы президента ученического самоуправления"
В результате реализации проекта выбран президент ученического самоуправления...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
Программа по профориентации «Выбор профессии - выбор будущего» на 2017-2018 учебный год
Профессия человека - это его судьба, его жизненный путь. Поэтому, очевидно, стоит потратить и время, и силы на заблаговременное и основательное ее планирование, обдумывание. Профессиональный жизненный...
Психологическое занятие из профилактической психолого-педагогической программы «Социального и личностного развития подростка и профилактики отклоняющегося поведения «Свой выбор!»
Знакомство участников со структурой эмоциональных переживаний. Обучение приемам снятия стрессового напряжения....
Программа социально-психологической помощи в самоопределении для обучающихся 9-х классов на тему «Курс по выбору»
Современная социально-экономическая ситуация делает процесс профессионального самоопределения молодежи все более сложным. Учащиеся должны найти оптимальное соотношение между собственными интересами и ...
социальный проект "выборы омбудсменов"
формирование граданского сознания начинается уже в школе. Социальный проект "выборы омбудсменов" - это возможность в игровой форме пройти все этапы избирательного процесса, включая стадию &q...
«Путь в профессию» -инклюзивная программа подготовки к выбору профессии и подготовки социальных помощников (волонтеров) для инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями
Цель: Содействие полноценному участию людей с инвалидностью в жизни общества, формированию социально активной личности. Оказание помощи учащимся 10-12 классов (обучающиеся с умственной отсталостью (ин...