«Формы индивидуальной работы с детьми и подростками в условиях учреждения»
учебно-методический материал
Проблема формирования готовности к социальной адаптации подростков стоит остро перед всем педагогическим коллективом СРЦН. Особенно трудно в период нестабильности в обществе оказалось подросткам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnaya_rabota.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КАНЕВСКОЙ СОЦИАЛНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»
Методический материал к методическому часу:
«Формы индивидуальной работы с детьми и подростками в условиях учреждения»
Материал подготовила:
воспитатель отделения диагностики
и социальной реабилитации:
Рубан Яна Сергеевна
ст. Новоминская
2023 год
Проблема формирования готовности к социальной адаптации подростков стоит остро перед всем педагогическим коллективом СРЦН. Особенно трудно в период нестабильности в обществе оказалось подросткам. Среди них усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жесткость и агрессивность. Резко возросла детская преступность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростково- юношеском возрасте и отличаются своей спецификой.
Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.
Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.
Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.
Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:
1. Обеспечить психолого-социальную реабилитацию детей и подростков через коррекцию, обучение и воспитание.
2. Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников.
3. Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников.
4. Организация и проведение мероприятий по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности.
Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:
1. Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге.
2. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.
3. Органически сочетаться с уважением к воспитанникам
4. Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.
5. Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.
6. Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.
7. Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.
8. Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;
9. Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.
10. Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.
В социально-реабилитационном центре разновозрастные группы детей. В соответствии с этим воспитателем разработаны коррекционно-развивающие программы: для разновозрастной группы воспитанников.
Цели и методы реализации каждой из программ дифференцированы в зависимости от возраста детей.
В работе с группой воспитанников рекомендуется дифференциация:
- по возрасту – деление на возрастные подгруппы на занятиях: от 3 до 7 лет и от 7 до 10 лет (младшая группа), с 11 до 14 и с 15 до 18 лет (старшая группа)
- по уровню развития (интеллектуального, физического, психического, эмоционально-волевого) – дифференциация целей и задач на занятиях для разных групп детей, распределение заданий адекватно способностям детей, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности воспитанников, создание ситуации успеха путём посильных трудовых поручений; адекватного возможностям ребёнка, распределению ролей в ролевых играх и т.д.
В работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью воспитателем применяются следующие методы:
- при групповом взаимодействии ребёнок рядом с воспитателем,
- постоянный контроль,
- отсутствие лишних, отвлекающих раздражителей,
- смена видов деятельности,
- для умственной деятельности – составная деятельность: слушание + практическое занятие (рисование, лепка, аппликация, опыт и т.д.),
- предоставление возможности выплеска энергии,
- похвала при формировании норм поведения
С детьми с задержкой речевого развития (плохо говорящими) проводятся дополнительные игры и занятия на развитие речи, обогащение словаря, классификацию, ведётся совместная работа с логопедом и дефектологом.
С агрессивными детьми педагог может проводить игры:
- на приемлемый выход агрессии, негативных эмоций «Мешочек крика», « Нарисуй «врага», свой гнев» (смять, порвать листок) и др.,
- игры с водой, песком, глиной и др., направленные на снятие физического напряжения ребёнка,
- релаксацию с помощью музыки, звуков природы, чтения сказок, прослушивание колыбельных песен перед сном.
Вся индивидуальная работа с различными категориями детей должна быть отражена в ежедневных календарных планах воспитателя, дневниках наблюдений, картах индивидуальной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-профилактическая работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения
Любое явление жизни разворачивается в пространстве. Воспитательный процесс располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. Сем...
Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей
Комплексная дополнительная образовательная программа военно-патриотического объединения «Зеленогорский Кадетский корпус» «Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополни...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ)....
«Социальная адаптация подростков в условиях учреждения санаторного типа».
Адаптация подростков к условиям учреждения санаторного типа...
Статья "Содержание работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего дошкольного образовательного учреждения"
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в стране находится под пристальным вниманием педагогических сообществ, родителей не случайно 2009 год был объявлен «Годом равных во...
Основные принципы работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях индивидуального обучения на дому
При посещении ребенком с ограниченными возможностями здоровья школы, большая часть ответственности ложиться на плечи педагога. При индивидуальном обучении на дому родитель становится главным помощнико...
Учебное занятие как основная форма в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования
Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей, а именно, передача им знаний, умений и навыков по конкретному п...