«Формы индивидуальной работы с детьми и подростками в условиях учреждения»
учебно-методический материал

Рубан Яна Сергеевна

Проблема формирования готовности к социальной адаптации  подростков стоит остро перед всем педагогическим коллективом СРЦН. Особенно трудно в период нестабильности в обществе оказалось подросткам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnaya_rabota.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

 МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО   ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КАНЕВСКОЙ СОЦИАЛНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Методический материал к методическому часу:

«Формы индивидуальной работы с детьми и подростками в условиях учреждения»

                                                                           

                                                                      Материал подготовила:

                                                                      воспитатель отделения диагностики

                                                                      и социальной реабилитации:

                                                                      Рубан Яна Сергеевна

ст. Новоминская

 2023 год

        Проблема формирования готовности к социальной адаптации  подростков стоит остро перед всем педагогическим коллективом СРЦН. Особенно трудно в период нестабильности в обществе оказалось подросткам. Среди них усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали проявляться жесткость и агрессивность. Резко возросла детская преступность. Рост подростковой преступности увеличивается темпами, заметно опережающими темпы роста правонарушений в других возрастных группах. Вопросы коррекции поведения имеют особое значение в подростково- юношеском возрасте и отличаются своей спецификой.

        Одной из составляющих в воспитательном процессе является индивидуально-воспитательная работа. Индивидуальный подход в воспитательной работе – это не простое общение с детьми, это педагогической искусство, педагогическое мастерство. Правильно организованная индивидуальная работа способствует формированию нравственной культуры, способности к самоорганизации.

         Для умелого прогнозирования воспитательного процесса, достижения определенного уровня воспитанности подростков необходимо изучить и знать причины их поступков, научиться управлять их поведением. Успех в воспитательной работе зависит во многом от того, сумеет ли педагог при выборе средств воздействия на подростка найти ключ к уму и сердцу, учесть присущие конкретному подростку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, помочь раскрыть и реализовать свои возможности.

        Под индивидуально-воспитательной работой понимается система психолого-педагогических воздействий по отношению к каждому подростку, направленная на максимально целесообразный учет его возрастных, социальных и индивидуально-психологических особенностей в целях всестороннего развития.

        Цель и задачи индивидуальной воспитательной работы:

1. Обеспечить психолого-социальную реабилитацию детей и подростков через коррекцию, обучение и воспитание.

2. Создать психолого-социальные условия для успешной адаптации воспитанников.

3. Выявление психологических и социальных причин нарушения межличностных отношений воспитанников.

4. Организация и проведение мероприятий по коррекции искаженных нравственных представлений воспитанников, отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы, характерологических особенностей личности.

         Основные принципы индивидуальной воспитательной работы:

1. Повседневное внимание каждому подростку, сочетаемое с высокой требовательностью и заботой о его жизни, быте, досуге.

2. Все требования должны быть конкретными, понятными и определенными.

3. Органически сочетаться с уважением к воспитанникам

4. Соблюдение чувства меры в критике недостатков воспитанника и опора на его положительные качества. Критика должна быть принципиальной, доброжелательной. Критиковать можно поступки, но не личность.

5. Подход к подростку должен быть с “оптимистической гипотезой”, глубокой верой в него.

6. Недопущение стихийности и самотека в отборе и использовании путей и средств в решении воспитательных задач.

7. Оперативно реагировать на поведение каждого воспитанника.

8. Оперативно изменять формы и методы воздействия на личность при необходимости;

9. Планомерность в деле оказания воспитательного влияния на подростка.

10. Преемственность и согласованность воспитательных воздействий.

        В социально-реабилитационном центре разновозрастные группы детей. В соответствии с этим воспитателем разработаны коррекционно-развивающие программы: для разновозрастной группы воспитанников.

        Цели и методы реализации каждой из программ дифференцированы в зависимости от возраста детей.

        В работе с группой воспитанников рекомендуется дифференциация:

- по возрасту – деление на возрастные подгруппы на занятиях: от 3 до 7 лет и от 7 до 10 лет (младшая группа), с 11 до 14 и с 15 до 18 лет (старшая группа)

- по уровню развития (интеллектуального, физического, психического, эмоционально-волевого) – дифференциация целей и задач на занятиях для разных групп детей, распределение заданий адекватно способностям детей, как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности воспитанников, создание ситуации успеха путём посильных трудовых поручений; адекватного возможностям ребёнка, распределению ролей в ролевых играх и т.д.

        В работе с детьми с синдромом дефицита внимания  и гиперактивностью воспитателем применяются следующие методы:

- при групповом взаимодействии ребёнок рядом с воспитателем,

- постоянный контроль,

- отсутствие лишних, отвлекающих раздражителей,

- смена видов деятельности,

- для умственной деятельности – составная деятельность: слушание + практическое занятие  (рисование, лепка, аппликация, опыт и т.д.),

- предоставление возможности выплеска энергии,

- похвала при формировании норм поведения

        С детьми с задержкой речевого развития (плохо говорящими) проводятся дополнительные игры и занятия  на развитие речи, обогащение словаря, классификацию, ведётся совместная работа с логопедом и дефектологом.                       

        С агрессивными детьми  педагог может проводить игры:

- на приемлемый выход агрессии,  негативных эмоций   «Мешочек крика», « Нарисуй «врага», свой гнев» (смять, порвать листок) и др.,                                                                 

- игры с водой, песком, глиной и др., направленные на снятие физического напряжения ребёнка,

- релаксацию с помощью музыки, звуков природы, чтения сказок, прослушивание колыбельных песен перед сном.

        Вся индивидуальная работа с различными категориями детей должна быть отражена в ежедневных календарных планах воспитателя, дневниках наблюдений, картах индивидуальной работы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-профилактическая работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения

  Любое явление жизни разворачивается в пространстве. Воспитательный процесс располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. Сем...

Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополнительного образования детей

Комплексная дополнительная образовательная программа военно-патриотического объединения «Зеленогорский Кадетский корпус» «Военно-патриотическое воспитание подростков в условиях учреждения дополни...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ).

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД  В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ)....

«Социальная адаптация подростков в условиях учреждения санаторного типа».

Адаптация подростков к условиям учреждения санаторного типа...

Статья "Содержание работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего дошкольного образовательного учреждения"

На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в стране находится под пристальным вниманием педагогических сообществ, родителей не случайно 2009 год был объявлен «Годом равных во...

Основные принципы работы с детьми, имеющими ОВЗ в условиях индивидуального обучения на дому

При посещении ребенком с ограниченными возможностями здоровья школы, большая часть ответственности ложиться на плечи педагога. При индивидуальном обучении на дому родитель становится главным помощнико...

Учебное занятие как основная форма в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования

Учебное занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая специально организованное педагогом обучение детей, а именно, передача им знаний, умений и навыков по конкретному п...