Социально-профилактическая работа с детьми группы риска в условиях образовательного учреждения
статья по теме

Людмила Васильевна Сетежева

 

    Любое явление жизни разворачивается в пространстве. Воспитательный процесс располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки. 

Семья, двор, школа, дом творчества – вот основной перечень этих слагаемых социального пространства. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Любое явление жизни разворачивается в пространстве. Воспитательный процесс располагается и развивается во вполне определенном социуме, имеющем свои пространственные рамки.

     Социальное пространство – это протяженность социальных отношений, ежедневно разворачивающихся перед ребенком либо в образе слов, действий, поступков людей, либо в определенном образе вещей, интерьера, архитектурного ансамбля, транспорта и прочего. И все это создает социальную ситуацию, что важно для растущей  личности ребенка.  Когда говорят «среда воспитывает» - подразумевается, что только в социальной среде рождается «Я», только в единении с другими личность способна освобождаться от зависимости, приобрести способности к саморегулированию, к самоутверждению и к самоуправлению.

     Семья, двор, школа, дом творчества – вот основной перечень этих слагаемых социального пространства.

     Мы сегодня говорим о том, как уберечь детей от негативного влияния социального пространства, что может сделать школа и в частности мы педагоги.

     Педагог осуществляет профессиональный перевод социальной ситуации развития ребенка в педагогическую. Не в состоянии изменить обстоятельства, он и не посягает на такого рода труд, лишь интегрирует происходящее, вскрывая сущность, снимая поверхностный слой, который доступен восприятию ребенка.

   К примеру: Учитель узнает, что мальчик выпрыгнул из окна второго этажа. Об этом сообщают дети, смеясь и гордясь товарищем. «А ты о маме подумал?.. А что будет с отцом, если бы ты разбился, сломал себе ноги, руки? Ты играл со смертью – это твое право. Но сколько горя было за твоей спиной, и оно дожидалось, чтобы ты оступился …- так откликнулся учитель.

     Педагогическая интерпретация совершается на уровне наивысших ценностей жизни, достойной Человека. Педагог не может завязать глаза воспитаннику, чтобы тот не видел черных сторон жизни, но не может и пройти мимо замечательных сторон человеческой культуры.

     Методов воздействия на учащихся в педагогической практике каждого из нас очень много. Часто эти методы используются спонтанно, по наитию. В ход идут и беседы, диспуты и встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения. Конечно, личный пример остается очень важным для воспитания обучающихся, тем более нашей школы. Ведь не секрет, что для некоторых из ребят, учитель является чуть ли не единственным положительным примером. А тут в ход идет и манера одеваться, манера говорить, тон, эмоции учителя и т.д.

    В начальных классах самый действенный метод воспитания – сюжетно-ролевая игра. Игра – метод, позволяющий воспроизводить реальные, либо воображаемые действия.

Педагог может и должен использовать игру в качестве социально-профилактического воздействия на обучающихся. Дети могут сами создавать, моделировать ситуацию по подражанию, используя пример взрослых. А воспитатель, наблюдающий за игрой детей, должен ненавязчиво высказать свое мнение о правильности действий героев, помочь найти выход из создавшейся ситуации.

   

 При проведении игры необходимо учитывать основные правила:

  1. До начала игры обсуждаются правила, ситуация, распределяются роли.
  2. Учитель следит за соблюдением правил игры
  3. Участие в игре должно быть добровольным
  4. Важно соблюдать соответствующий темп игры
  5. Во время игры учитель должен проявлять максимум внимания, такта, доброжелательности к учащимся, чтобы неуместными замечаниями не повлиять на активность и инициативу детей.
  6. Нежелательно во время игры делать дисциплинарные замечания.
  7. В игре младшие школьники должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности
  8. По окончанию игры обязательно обсуждение ситуации и найденного решения

     Во время игры учитель наблюдает за действиями детей и для себя может сделать выводы об окружающем каждого игрока социуме, ведь дети – великие подражатели. Сделав выводы, учитель может спланировать последующую работу с детьми «группы риска».

И далее идут в ход другие методы:

  1. Беседы с учащимися и их родителями,
  2. Встречи с работниками правоохранительных органов и здравоохранения
  3. Работа психолога с учащимися и их родителями
  4. Проведение внеклассных мероприятий
  5. Чтение и обсуждение книг
  6. Просмотр документальных фильмов с последующим обсуждением
  7. Посещение театров и выставок
  8. Организация чаепития совместно с родителями

     В моем классе на сегодняшний день у детей нет дурных привычках, хотя имеется практически в каждой семье родительский пример курения и злоупотребления алкоголем, сквернословие. Поэтому я считаю, что в начальной школе воспитание надо начинать с родителей, но, к сожалению, они плохо поддаются нашему влиянию.

     Беда многих школьников – их жестокость. Ударить, оскорбить для многих не является плохим проступком. Но если оставлять такие проступки безнаказанными, то эта ситуация выльется в более страшные действия. Поэтому я стараюсь не оставлять такие проступки без внимания.

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с детьми "группы риска" в учреждении дополнительного образования детей

Доклад "Работа с детьми "группы риска" в учреждении дополнительного образования детей" был представлен на I Всероссийской научно-практической конференции   «Совреме...

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами

Организация профориентационной работы с детьми «группы риска» и детьми-сиротами, детьми отставшими без попечения родителей социальным педагогом школы...

Работа с детьми группы риска, основания выделения в группу. Социально-педагогическое воздействие.

1. Введение,  2. Специфика социально-педагогического исследования детей  «группы  риска», 3. Взаимодействие социального педагога с детьми «группы риска» , 4. Те...

Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы

Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....

Работа социального педагога с детьми «группа риска» в условиях инновационного развития системы образования.

Наряду с формированием Универсальных учебных действий особое внимание начинают играть личностные результаты. Они включают готовность и способность учащихся  к саморазвитию, мотивации к обучению и...

Условия успешной деятельности классного руководителя. Работа с детьми "группы риска".

Условия успешной деятельности классного руководителя. Работа с детьми" группы риска". Суицидальные склоннсти подростка....

Социально-педагогическая деятельность социального педагога с семьей «группы риска» в условиях образовательного учреждения

Социальный педагог в школе – это человек, который знает обучающихся  не по их успеваемости или совершению или несовершению правонарушений, а с точки зрения их личности, особенностей се...