Статья "Содержание работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего дошкольного образовательного учреждения"
статья
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в стране находится под пристальным вниманием педагогических сообществ, родителей не случайно 2009 год был объявлен «Годом равных возможностей». «Инклюзивное» образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Эта гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальной образовательной программе, плану.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5._statya_po_iklyuzii.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы с детьми с ОВЗ в условиях компенсирующего дошкольного образовательного учреждения.
Ишметова В.М.
учитель - логопед
МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах.
На сегодняшний день проблема развития инклюзивного образования в стране находится под пристальным вниманием педагогических сообществ, родителей не случайно 2009 год был объявлен «Годом равных возможностей». «Инклюзивное» образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Эта гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальной образовательной программе, плану.
Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад компенсирующего вида № 46 «Кот в сапогах» более 20 лет. В статусе специализированного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи оно функционирует с 2000 года. В дошкольном учреждении работают 11 логопедических групп. Списочный состав каждой группы не более 15 детей. Воспитанники поступают в детский сад после прохождения психолого-медико-педагогической комиссии, где уточняется: речевой диагноз (алалия, ринолалия (до и после операционный период), заикание, дизартрия, ОНР 1, 2, 3 уровней; ограниченные возможности по группе здоровья (соматическое здоровье); инвалидность.
Часто наблюдается сочетанность речевого диагноза с задержкой созревания психических процессов, психопатологическими и неврологическими синдромам, дефицитом внимания, нарушениями костно-мышечной системы и.т.д. В настоящее время в дошкольном учреждении от общего количества детей 10 % составляют дети-инвалиды.
Основным направлением работы детского сада является организация единого коррекционно – образовательного пространства, которое предполагает тесное взаимодействие всех педагогов и родителей. В ДОУ функционирует целостная система, создающая оптимальные психолого-педагогические условия для обеспечения равных стартовых возможностей для всех детей при поступлении в школу. Разный уровень развития наших воспитанников побуждает педагогический коллектив к разработке учебных программ, в которых учитываются: структура и тяжесть речевого дефекта, возраст ребенка на момент поступления, показатели здоровья, индивидуальные особенности, длительность пребывания в дошкольном учреждении.
Образовательное учреждение работает по учебному плану на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ; общеобразовательной программе; рабочей учебной программе по реализации основной общеобразовательной программы на каждую возрастную группу, а также плана взаимодействия педагогов (воспитателя, психолога, логопеда, инструктора ФИЗО, воспитателя ИЗО, музыкального руководителя) по сопровождению детей-инвалидов, в котором указаны направления и цели коррекционной работы по разделам: социализация; здоровьесбережение; сенсомоторное развитие; трудовое воспитание; познавательно-речевое развитие.
В нашем дошкольном учреждении применяются следующие здоровьесберегающие технологии:
«БОС Здоровье» - технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения. БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т. д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами. Применение методики оздоровительной гимнастики с использованием метода БОС показано для решения следующих задач: оказание общеукрепляющего и оздоравливающего воздействия на организм ребенка; нормализация темпов биологического созревания и показателей физического развития; повышение уровня концентрации внимания; профилактика неблагоприятных последствий стресса и гиподинамии. Работу по данной технологии проводит учитель-логопед с детьми начиная с пятого года жизни.
«БОС Логотерапевтический» - дает возможность вылечить у дошкольников: логоневрозы; алалии, афазии; дисграфию, дислексию; ринолалию, ринофонию; расстройства фонации (на фоне парезов и параличей гортани); функциональные нарушения голоса; нарушение темпа речи; расстройства речи с нарушением слуха и зрения.
«Волна» - основной целью данной программы является обучение ребенка навыку правильного, оптимального типа дыхания. Занятия способствуют решению значимых для развития ребенка задач: оптимизация психофизического состояния часто и длительно болеющих детей; профилактика стрессогенных заболеваний; создание благоприятных условий для нервно-психического развития. Данной работой занимается педагог-психолог с детьми старшего дошкольного возраста.
«Сенсорная комната» – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье детей. Данным видом работы занимается педагог-психолог.
«Видимая речь» - программно-аппаратный комплекс предназначен для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, голосообразования, слуха, нарушения сенсомоторных функций речи. Было установлено, что включение «Видимой речи» в коррекционный процесс позволяет несравненно быстрее, чем в традиционных условиях, вызывать у детей мотивацию к занятиям произношением, а затем развивать и поддерживать ее на протяжении длительного периода времени. Данной работой занимается учитель – логопед с детьми старшего дошкольного возраста.
Коллектив детского сада, учитывая влияние тенденций инклюзивного образования старается в своей работе подстраивается под интересы ребёнка. Но существуют ряд проблем, которые должны решаться не силами одного образовательного учреждения, а не уровне округа, города: несовершенство нормативно-правового обеспечения; отсутствие экспериментальных площадок с достойным финансированием; профессиональные стереотипы специалистов как коррекционной, так и общей педагогики, мешающие разрабатывать и совершенствовать методы и формы реализации инклюзивного подхода в образовании; сведения об образовательных потребностях ребенка и его родителях должны поступать в управление образования как можно раньше, до его зачисления в детский сад, а лучше - с момента рождения. разработка карты индивидуальной программы реабилитации ребенка. В работе над этой картой должна участвовать и система образования; слабая информированность родителей «особых» детей об уже существующих возможностях и о различных формах инклюзивного воспитания; архиважно на уровне города обобщить и сделать доступной информацию об инклюзивном образовании в городе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития
Диагностическое обследование в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с ЗПР отличается по своим задачам и методам. В условиях специального детского сада на первый план...
Взаимосвязь работы педагогов дошкольного образовательного учреждения при организации коррекционно-воспитательного процесса с детьми, имеющими общее недоразвитие речи
Аннотация: в данной статье раскрывается вопрос о необходимости такой организации коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи, которая способствовала бы преодолению всего симпт...
Статья "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ"
Статья размещена в журн...
Оценочные критерии в диагностике детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Данные оценочные критерии были разработаны к схеме обследования детей с задержкой психического развития. (Автор: Г.Н.Чуйкова, Л.Г.Богданова) и предствлены мной на КМО в ЦПМСС К...
Формирование социальной компетенции у детей младшего дошкольного возраста в условиях сельского дошкольного образовательного учреждения
Проблема развития социальной компетентности детей – это важная социальная и психолого-педагогическая проблема, решение которой затрагивает насущные вопросы общества и образования. В условиях социально...
Выступление на районном семинаре по теме: «Методика работы по профилактике детского дорожно- транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных организациях городского округа Луховицы»
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улиц...
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения: «Использование логоритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи»
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения...