План-конспект занятия «Добро, право, закон, мораль, альтруизм»
методическая разработка
Прямое воздействие на сознание подростка в форме его ознакомления с системой социальных ценностей, этических норм, а также утверждение о пользе этих ценностей малоэффективно. Необходимо помочь подростку самостоятельно освоить общечеловеческие ценности, определить каким образом новые знания и навыки будут способствовать удовлетворению его актуальных потребностей. Основными социально-психологическими средствами обеспечения эффективности процесса интериоризации мотивационное переключение и эмоциональное подкрепление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 30.35 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия «Добро, право, закон, мораль, альтруизм»
Цель занятия – помочь подросткам сориентироваться в основных правовых и этических нормах, в формировании отношения к правилам общежития и на этом основании способствовать формированию у них моральных ценностных ориентаций.
Задачи занятия:
- формировать у подростков умение анализировать информацию и делать выводы на основе фактов;
- воспитывать у подростков высоконравственные качества личности:
отзывчивость на чужие горе и радость; доброжелательность к людям; великодушие и снисходительность к другим; альтруизм.
Изучаемые понятия, термины (Никитин, 2006, с. 73):
- «Закон и мораль»; «добро и зло»; «права и обязанности»; «альтруизм – эгоизм»;
- золотое правило нравственности.
Критерии оценки результатов занятия:
- знать основные положения по теме занятия;
- уметь анализировать информацию, делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение рассмотренным понятиям.
Основные организационные и методические положения. Начальная тема занятия посвящена обсуждению нравственных качеств человека, тесно связанных с важнейшими понятиями морали: добро и зло, долг и совесть, закон и справедливость и т.д. Для сокращения времени изложения информации в вводной части занятия и исключения неизбежного отклонения от обсуждаемой темы целесообразно обратиться к известной ситуации, по которой у подростков сложились определённые оценки и эмоциональная реакция. Обращение к художественной литературе и известным персонажам позволит преодолеть многие затруднения, возникающие при обсуждении этих сложных вопросов. Однако изучение теоретических вопросов сопровождается рассмотрением реальных общественных процессов и отношений.
Занятие проходит в форме беседы. Изучение учебного материала начинается с того, что близко каждому подростку – с рассмотрения отношений в семье.
Усвоение содержания и достижение цели занятия осуществляется подростками в ходе совместного обсуждения предлагаемых учителем тем и выполнения следующих заданий:
- объясняют, с чем они согласны или не согласны;
- для самопроверки отвечают на вопросы;
- запоминают определения выделенных понятий;
- в заключение оценивают достигнутые результаты.
Вводная часть. Во вступительной части задача преподавателя подвести подростков к пониманию того, что значит быть добрым человеком. Для этого обсуждаются следующие вопросы: что такое добро, кого называют добрым, главные правила доброго человека.
В результате должно быть достигнуто следующее общее мнение:
- добро – это конкретное дело, когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим;
- человек славен добрыми делами, поэтому нужно учиться делать добро;
- доброта начинается с заботы о близких;
- реально (не на словах) стараться делать как можно больше хороших поступков;
- приносить посильную пользу другим, особенно, если они нуждаются в поддержке;
- быть приветливым – скажи доброе слово и улыбнись даже незнакомым людям.
Преподаватель знакомит подростков с такими понятиями как альтруизм и эгоизм.
Затем подросткам предлагается привести примеры такого поведения реальными лицами (близкими, знакомыми, сверстниками) или литературными и киногероями.
Основные темы обсуждения. Преподаватель предлагает подросткам определить их отношение к героине сказки Красной Шапочке. Ответ предсказуем: это хорошая, добрая девочка, которая любит и заботится о своей бабушке. Ей подражают многие, а её костюм один из самых популярных у маленьких девочек на новогодних торжествах. Преподаватель предлагает обратиться к фактам – осуществить анализ поведения Красной Шапочки (по критериям, перечисленным во вступительной части занятия) и сделать вывод насколько она добрая.
В первую очередь, надо обратить внимание на то, при каких обстоятельствах Красная Шапочка отправилась к больной бабушке.
Инициатива исходила от мамы, которая напекла пирожков.
Как девочка выполняет поручение? Вместо того, чтобы спешить к бабушке, она прогуливается, собирает цветы и ягоды.
Как часто бывает девочка у бабушки? Выясняется, что она не знает дорогу к бабушке – пришлось за помощью обращаться к волку, а затем идти по длинной дороге. Не знала она и как открывается дверь бабушкиного дома.
Конечно, бабушка находится в преклонном возрасте, да и болезнь могла негативно отразиться на её внешнем виде, но не настолько, чтобы бабушку нельзя было отличить от волка.
Всё это позволяет сделать вывод о том, что Красная Шапочка видит бабушку впервые (в лучшем случае – после длительного перерыва). Таким образом, её отношение к бабушке выражается в одном добром поступке, совершённым не по собственной инициативе.
Преподаватель спрашивает у подростков: изменились ли их оценка и отношение к Красной Шапочке после выполненного анализа поведения девочки? Задача в том, чтобы в результате дальнейшего обсуждения подростки усвоили следующий принцип: с мнением и рекомендациями других надо считаться, но собственные оценки делать на основании анализа фактов. Для этого необходимо развивать способность анализировать различные жизненные ситуации и взаимоотношения людей в быту и совместной деятельности.
После этого преподаватель предлагает подросткам обсудить следующую тему: человек – существо свободное и поступает, как ему заблагорассудится, или существуют регуляторы поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни?
Для этого преподаватель знакомит подростков с такими терминами как «закон», «право», «мораль» и их определениями. Подростки должны усвоить их назначение (область применения), различие и необходимость выполнения. Всё следует иллюстрировать примерами из рассматриваемой сказки. Закон является обязательным государственным правилом для всех граждан. Право, с одной стороны, является нормой (правилом), регулирующим отношения людей в обществе. С другой стороны, право – охраняемая государством возможность (свобода) гражданина что-нибудь делать (осуществлять). Закон позволяет определённой категории граждан приобретать огнестрельное оружие. Охотники по роду своей деятельности имеют право приобрести оружие, а также право его применять при возникновении угрозы их жизни или жизни окружающих. Существуют и другие формы регулирования массовой деятельности (например, расписание учебного года в школе, распорядок дня в кадетском корпусе).
Мораль (этика) является совокупностью норм (нравственных требований) поведения [Безбородое, 2008, с. 63-64]. От законов и прав она отличается способом обоснования и осуществления своих требований. Моральные требования (как общественная необходимость, потребность) выражаются в виде общественного мнения, общепризнанных предписаний и оценок. Они возникли на основе народных традиций, обычаев, привычек, массовых примеров. Поэтому требования морали воспринимаются следующим образом: они ни от кого не исходят и ни к кому конкретно не обращены (они обращены сразу ко всем). В этой связи моральные требования являются представлением о том, как подобает человеку жить и поступать. При этом выполнение каждым человеком нравственных требований контролируется всеми, но не соответствующими государственными органами (полицией, прокуратурой, судами и т.д.), как это имеет место при контроле соблюдения гражданами законов и правил. Всеобщий контроль важен, но ещё большее значение имеет моральный самоконтроль. Преподаватель обсуждает с подростками этическую категорию как совесть.
Подростки должны усвоить следующее. Совесть является высшим уровнем способности личности к моральному самоконтролю, высшей степенью самосознания человека. Совесть (как чувство чести и личного достоинства) обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение других к себе, но полностью отдавать себя служению обществу, человечеству. Именно такой человек является и оценивается как нравственная личность.
Поступать таким образом (по совести) не просто, особенно в подростковом возрасте. Этому во многом помогает соблюдение «золотого правила нравственности».
Преподаватель обсуждает с подростками «золотое правило нравственности» и выясняет, насколько они готовы его выполнять, способствует ли это стать добрым человеком.
После того, как подростки освоили новые знания, можно вернуться к оценке поведения персонажей сказки, которое во многом определяется не только их личными качествами, но ситуацией и поведением других участников событий. Во-первых, Красная Шапочка и её родственники (как и все жители деревень) имеют право на безопасность. Трагедии могло бы не быть, если бы местные власти выполняли закон – не допустили, чтобы волки не только рыскали по округе, но и ели людей. Во-вторых, возникает вопрос, насколько в этом виноват волк, если ли у него права, и кто должен их выполнять? До недавнего времени человечество стремилось уничтожать всё (в первую очередь крупных и хищных животных), что угрожает его существованию. Однако учёные установили, что в природе всё взаимосвязано и взаимообусловлено, что вмешиваться в природные процессы необходимо с большой осторожностью. В некоторых странах и регионах массово отстрелили волков, через некоторое время исчезли зайцы (цепочку можно продолжать). Произошло это по следующей причине. Волки успешно охотились на старых и больных зайцев, тем самым способствуя размножению сильных и здоровых особей. Когда не стало волков, то стали интенсивно размножаться ущербные зайцы, и популяция зайцев выродилась сама собой. В Китае в одно время уничтожили воробьёв и других пташек с тем, чтобы сохранить урожай зерна. После этого урожая зерновых практически не было несколько лет, поскольку его уничтожали насекомые, которые в отсутствии птиц спокойно размножились и уничтожили растения на корню. Многие обращали внимание на различие естественных лесов и лесов рукотворных, высаженных вблизи населённых пунктов. В естественных лесах нет подлеска, а деревья рослые и большие. В лесах рукотворных деревьев больше, они близко расположены друг от друга, мешают расти друг другу, а потому тонкие и не вырастают в нормальные деревья. Здесь не срабатывает система «лось – лес». Лоси поедают подлесок (ростки деревьев), тем самым обеспечивая нормальное развитие существующих деревьев.
Возникла экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Вопрос подросткам и последующее обсуждение – может ли человек выжить и можно ли считать его добрым, если он не заботится о природе (о растениях, насекомых, птицах, животных и т.д.).
Преподаватель предпринимает попытку более детально исследовать причины поведения Красной Шапочки. Обращает внимание подростков на то, что сказка написана в стране, где обычаи, традиции и мораль может отличаться от российских. Действительно в ряде западных стран (например, Нидерландах) юноши и девушки по окончании школы покидают семьи, не рассчитывая и не получая помощь от родителей. Но и родители в старости не могут рассчитывать на помощь детей – многие из них заканчивают жизнь в домах престарелых. В США попытка помочь женщине нести тяжёлый багаж или уступить место в общественном транспорте воспринимается как оскорбление (как намёк на её возраст или немощь). В этой связи, во-первых, нет никаких оснований упрекать Красную Шапочку в том, что она не посещала регулярно бабушку. Возможно, что в данной стране это не принято. Во-вторых, мы не знаем, сколько лет девочке, и какие у неё семейные условия. Не исключено, что в этой стране правовой статуса несовершеннолетних запрещает детям в возрасте Красной Шапочки без присмотра взрослых отлучаться из дома, ходить в лес и т.п. Мы ничего не знаем об отце девочки и других её родственниках. Не исключено, что, не смотря на детский возраст, она помогает маме (находится в положении Золушки). Поэтому не удивительно, что, впервые попав на лужайку и в лес, Красная Шапочка, как и всякий ребёнок на её месте, заигралась. Оказывается, что Красная Шапочка на самом деле хорошая девочка.
Можно предположить, что после таких результатов, подростки будут растеряны – что и как необходимо анализировать, чтобы определить личностные характеристики человека, в частности, является ли он добрым человеком?
Необходимо в дополнение к анализу поведения человека, научиться сопереживать ему – проникнуть в систему его представлений, ощутить его эмоциональное состояние и посмотреть на сложившуюся ситуацию его глазами. Большую помощь в воспитании чувств человека, в развитии его способности сопереживать играет искусство [Сухолет, 2003, с. 72]. Это объясняется тем, что в художественном произведении (в первую очередь, в книге и пьесе) персонажи не только изображаются какие они есть, но и то, как они такими становятся, после чего становятся понятными их поступки и поведение в целом.
Совместными усилиями преподаватель и подростки оценивают результаты работы (в форме обсуждения):
- Что узнали (стоит обратиться к терминам, понятиям, прежде всего - добро)?
- Каким способом (помогает ли обращение к примерам)?
- Чему научились (знания, навыки проведения анализа, совместной работы, высказывать свою точку зрения, как быть добрым)?
- Какие испытывали трудности (много информации, сложное изложение информации)?
- Интересно ли было на занятии?
Необходимо дать подросткам задание на дом и список рекомендованной литературы (фильмов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект группового занятия из цикла "Круг ДОБРА" на тему: "Поговорим еще раз о любви"
Данное групповое занятие расчитано на обучающихся старшего звена. В форме беседы на разнообразном материале учащиеся пытаютсся понять, что такое любовь; обращаясь к ярким, неординарным обра...
План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)
Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...
План конспект урока с использованием ЭОР "Закон Ома для участка цепи."
Урок - исследование с использованием электронных образовательных ресурсов....
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию. План-конспект. Правовой турнир «Знатоки права». Автор Подшивалова Г.А.
Методическая разработка внеклассного занятия по правовому воспитанию.План-конспект....
план-конспект урока по физике "Третий закон Ньютона"
Подробный план урока по теме "Третий закон Ньютона" в 9 классе...
План-конспект урока по теме «Газовые законы».10 класс
Учебный предмет: физика Уровень школьников: 10 класс Форма учебной работы: классно-урочная Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Дидактические цели: Ввести понятие изо...
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики....