План-конспект занятия «Добро, право, закон, мораль, альтруизм»
методическая разработка

Прямое воздействие на сознание подростка в форме его ознакомления с системой социальных ценностей, этических норм, а также утверждение о пользе этих ценностей малоэффективно. Необходимо помочь подростку самостоятельно освоить общечеловеческие ценности, определить каким образом новые знания и навыки будут способствовать удовлетворению его актуальных потребностей. Основными социально-психологическими средствами обеспечения эффективности процесса интериоризации мотивационное переключение и эмоциональное подкрепление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия «Добро, право, закон, мораль, альтруизм»

 

Цель занятия – помочь подросткам сориентироваться в основных правовых и этических нормах, в формировании отношения к правилам общежития и на этом основании способствовать формированию у них моральных ценностных ориентаций.

Задачи занятия:

  • формировать у подростков умение анализировать информацию и делать выводы на основе фактов;  
  • воспитывать у подростков высоконравственные качества личности:

отзывчивость на чужие горе и радость; доброжелательность к людям; великодушие и снисходительность к другим; альтруизм.

Изучаемые понятия, термины (Никитин, 2006, с. 73): 

  • «Закон и мораль»; «добро и зло»; «права и обязанности»; «альтруизм – эгоизм»; 
  • золотое правило нравственности.

Критерии оценки результатов занятия: 

  • знать основные положения по теме занятия;
  • уметь анализировать информацию, делать выводы, отвечать на вопросы, давать определение рассмотренным понятиям.

Основные организационные и методические положения. Начальная тема занятия посвящена обсуждению нравственных качеств человека, тесно связанных с важнейшими понятиями морали: добро и зло, долг и совесть, закон и справедливость и т.д. Для сокращения времени изложения информации в вводной части занятия и исключения неизбежного отклонения от обсуждаемой темы целесообразно обратиться к известной ситуации, по которой у подростков сложились определённые оценки и эмоциональная реакция. Обращение к художественной литературе и известным персонажам позволит преодолеть многие затруднения, возникающие при обсуждении этих сложных вопросов. Однако изучение теоретических вопросов сопровождается рассмотрением реальных общественных процессов и отношений.

Занятие проходит в форме беседы. Изучение учебного материала начинается с того, что близко каждому подростку – с рассмотрения отношений в семье.

Усвоение содержания и достижение цели занятия осуществляется подростками в ходе совместного обсуждения предлагаемых учителем тем и выполнения следующих заданий:

  • объясняют, с чем они согласны или не согласны;
  • для самопроверки отвечают на вопросы;
  • запоминают определения выделенных понятий;
  • в заключение оценивают достигнутые результаты.

Вводная часть. Во вступительной части задача преподавателя  подвести подростков к пониманию того, что значит быть добрым человеком. Для этого обсуждаются следующие вопросы: что такое добро, кого называют добрым, главные правила доброго человека.

В результате должно быть достигнуто следующее общее мнение:

  • добро – это конкретное дело, когда делаешь что-то полезное, помогаешь другим;
  • человек славен добрыми делами, поэтому нужно учиться делать добро;
  • доброта начинается с заботы о близких;
  • реально (не на словах) стараться делать как можно больше хороших поступков;
  • приносить посильную пользу другим, особенно, если они нуждаются в поддержке;  
  • быть приветливым – скажи доброе слово и улыбнись даже незнакомым людям.

Преподаватель знакомит подростков с такими понятиями как альтруизм и эгоизм.

Затем подросткам предлагается привести примеры такого поведения реальными лицами (близкими, знакомыми, сверстниками) или литературными и киногероями.

Основные темы обсуждения. Преподаватель предлагает подросткам определить их отношение к героине сказки Красной Шапочке. Ответ предсказуем: это хорошая, добрая девочка, которая любит и заботится о своей бабушке. Ей подражают многие, а её костюм один из самых популярных у маленьких девочек на новогодних торжествах. Преподаватель предлагает обратиться к фактам – осуществить анализ поведения Красной Шапочки (по критериям, перечисленным во вступительной части занятия) и сделать вывод насколько она добрая.

В первую очередь, надо обратить внимание на то, при каких обстоятельствах Красная Шапочка отправилась к больной бабушке.

Инициатива исходила от мамы, которая напекла пирожков.  

Как девочка выполняет поручение? Вместо того, чтобы спешить к бабушке, она прогуливается, собирает цветы и ягоды.

Как часто бывает девочка у бабушки? Выясняется, что она не знает дорогу к бабушке – пришлось за помощью обращаться к волку, а затем идти по длинной дороге. Не знала она и как открывается дверь бабушкиного дома.

Конечно, бабушка находится в преклонном возрасте, да и болезнь могла негативно отразиться на её внешнем виде, но не настолько, чтобы бабушку нельзя было отличить от волка.

Всё это позволяет сделать вывод о том, что Красная Шапочка видит бабушку впервые (в лучшем случае – после длительного перерыва). Таким образом, её отношение к бабушке выражается в одном добром поступке, совершённым не по собственной инициативе.  

Преподаватель спрашивает у подростков: изменились ли их оценка и отношение к Красной Шапочке после выполненного анализа поведения девочки? Задача в том, чтобы в результате дальнейшего обсуждения подростки усвоили следующий принцип: с мнением и рекомендациями других надо считаться, но собственные оценки делать на основании анализа фактов. Для этого необходимо развивать способность анализировать различные жизненные ситуации и взаимоотношения людей в быту и совместной деятельности.

После этого преподаватель предлагает подросткам обсудить следующую тему: человек – существо свободное и поступает, как ему заблагорассудится, или существуют регуляторы поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни?

Для этого преподаватель знакомит подростков с такими терминами как «закон», «право», «мораль» и их определениями. Подростки должны усвоить их назначение (область применения), различие и необходимость выполнения. Всё следует иллюстрировать примерами из рассматриваемой сказки. Закон является обязательным государственным правилом для всех граждан. Право, с одной стороны, является нормой (правилом), регулирующим отношения людей в обществе. С другой стороны, право – охраняемая государством возможность (свобода) гражданина что-нибудь делать (осуществлять). Закон позволяет определённой категории граждан приобретать огнестрельное оружие. Охотники по роду своей деятельности имеют право приобрести оружие, а также право его применять при возникновении угрозы их жизни или жизни окружающих. Существуют и другие формы регулирования массовой деятельности (например, расписание учебного года в школе, распорядок дня в кадетском корпусе).

Мораль (этика) является совокупностью норм (нравственных требований) поведения [Безбородое, 2008, с. 63-64]. От законов и прав она отличается способом обоснования и осуществления своих требований. Моральные требования (как общественная необходимость, потребность) выражаются в виде общественного мнения, общепризнанных предписаний и оценок. Они возникли на основе народных традиций, обычаев, привычек, массовых примеров. Поэтому требования морали воспринимаются следующим образом: они ни от кого не исходят и ни к кому конкретно не обращены (они обращены сразу ко всем). В этой связи моральные требования являются представлением о том, как подобает человеку жить и поступать. При этом выполнение каждым человеком нравственных требований контролируется всеми, но не соответствующими государственными органами (полицией, прокуратурой, судами и т.д.), как это имеет место при контроле соблюдения гражданами законов и правил. Всеобщий контроль важен, но ещё большее значение имеет моральный самоконтроль. Преподаватель обсуждает с подростками этическую категорию как совесть.

Подростки должны усвоить следующее. Совесть является высшим уровнем способности личности к моральному самоконтролю, высшей степенью самосознания человека. Совесть (как чувство чести и личного достоинства) обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение других к себе, но полностью отдавать себя служению обществу, человечеству. Именно такой человек является и оценивается как нравственная личность.

Поступать таким образом (по совести) не просто, особенно в подростковом возрасте. Этому во многом помогает соблюдение «золотого правила нравственности».

Преподаватель обсуждает с подростками «золотое правило нравственности» и выясняет, насколько они готовы его выполнять, способствует ли это стать добрым человеком.

После того, как подростки освоили новые знания, можно вернуться к оценке поведения персонажей сказки, которое во многом определяется не только их личными качествами, но ситуацией и поведением других участников событий. Во-первых, Красная Шапочка и её родственники (как и все жители деревень) имеют право на безопасность. Трагедии могло бы не быть, если бы местные власти выполняли закон – не допустили, чтобы волки не только рыскали по округе, но и ели людей. Во-вторых, возникает вопрос, насколько в этом виноват волк, если ли у него права, и кто должен их выполнять? До недавнего времени человечество стремилось уничтожать всё (в первую очередь крупных и хищных животных), что угрожает его существованию. Однако учёные установили, что в природе всё взаимосвязано и взаимообусловлено, что вмешиваться в природные процессы необходимо с большой осторожностью. В некоторых странах и регионах массово отстрелили волков, через некоторое время исчезли зайцы (цепочку можно продолжать). Произошло это по следующей причине. Волки успешно охотились на старых и больных зайцев, тем самым способствуя размножению сильных и здоровых особей. Когда не стало волков, то стали интенсивно размножаться ущербные зайцы, и популяция зайцев выродилась сама собой. В Китае в одно время уничтожили воробьёв и других пташек с тем, чтобы сохранить урожай зерна. После этого урожая зерновых практически не было несколько лет, поскольку его уничтожали насекомые, которые в отсутствии птиц спокойно размножились и уничтожили растения на корню. Многие обращали внимание на различие естественных лесов и лесов рукотворных, высаженных вблизи населённых пунктов. В естественных лесах нет подлеска, а деревья рослые и большие. В лесах рукотворных деревьев больше, они близко расположены друг от друга, мешают расти друг другу, а потому тонкие и не вырастают в нормальные деревья. Здесь не срабатывает система «лось – лес». Лоси поедают подлесок (ростки деревьев), тем самым обеспечивая нормальное развитие существующих деревьев.

Возникла экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Вопрос подросткам и последующее обсуждение – может ли человек выжить и можно ли считать его добрым, если он не заботится о природе (о растениях, насекомых, птицах, животных и т.д.).

Преподаватель предпринимает попытку более детально исследовать причины поведения Красной Шапочки. Обращает внимание подростков на то, что сказка написана в стране, где обычаи, традиции и мораль может отличаться от российских. Действительно в ряде западных стран (например, Нидерландах) юноши и девушки по окончании школы покидают семьи, не рассчитывая и не получая помощь от родителей. Но и родители в старости не могут рассчитывать на помощь детей – многие из них заканчивают жизнь в домах престарелых. В США попытка помочь женщине нести тяжёлый багаж или уступить место в общественном транспорте воспринимается как оскорбление (как намёк на её возраст или немощь). В этой связи, во-первых, нет никаких оснований упрекать Красную Шапочку в том, что она не посещала регулярно бабушку. Возможно, что в данной стране это не принято. Во-вторых, мы не знаем, сколько лет девочке, и какие у неё семейные условия. Не исключено, что в этой стране правовой статуса несовершеннолетних запрещает детям в возрасте Красной Шапочки без присмотра взрослых отлучаться из дома, ходить в лес и т.п. Мы ничего не знаем об отце девочки и других её родственниках. Не исключено, что, не смотря на детский возраст, она помогает маме (находится в положении Золушки). Поэтому не удивительно, что, впервые попав на лужайку и в лес, Красная Шапочка, как и всякий ребёнок на её месте, заигралась. Оказывается, что Красная Шапочка на самом деле хорошая девочка.

Можно предположить, что после таких результатов, подростки будут растеряны – что и как необходимо анализировать, чтобы определить личностные характеристики человека, в частности, является ли он добрым человеком?

Необходимо в дополнение к анализу поведения человека, научиться сопереживать ему – проникнуть в систему его представлений, ощутить его эмоциональное состояние и посмотреть на сложившуюся ситуацию его глазами. Большую помощь в воспитании чувств человека, в развитии его способности сопереживать играет искусство [Сухолет, 2003, с. 72]. Это объясняется тем, что в художественном произведении (в первую очередь, в книге и пьесе) персонажи не только изображаются какие они есть, но и то, как они такими становятся, после чего становятся понятными их поступки и поведение в целом.

Совместными усилиями преподаватель и подростки оценивают результаты работы (в форме обсуждения):

  1. Что узнали (стоит обратиться к терминам, понятиям, прежде всего - добро)?
  2. Каким способом (помогает ли обращение к примерам)?
  3. Чему научились (знания, навыки проведения анализа, совместной работы, высказывать свою точку зрения, как быть добрым)?
  4. Какие         испытывали         трудности         (много         информации,         сложное изложение информации)?
  5. Интересно ли было на занятии?  

Необходимо         дать         подросткам         задание         на         дом         и         список рекомендованной литературы (фильмов).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект группового занятия из цикла "Круг ДОБРА" на тему: "Поговорим еще раз о любви"

Данное групповое занятие расчитано на обучающихся старшего звена. В форме беседы на разнообразном материале учащиеся  пытаютсся понять, что такое любовь; обращаясь к ярким, неординарным обра...

План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)

Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, состра...

План конспект урока с использованием ЭОР "Закон Ома для участка цепи."

Урок -  исследование с использованием электронных образовательных ресурсов....

план-конспект урока по физике "Третий закон Ньютона"

Подробный план урока по теме "Третий закон Ньютона" в 9 классе...

План-конспект урока по теме «Газовые законы».10 класс

Учебный предмет: физика Уровень школьников: 10 класс Форма учебной работы: классно-урочная Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Дидактические цели: Ввести понятие изо...

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики

Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу.  План-конспект занятия по легкой атлетики....