План-конспект урока литературы «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон петуха от смерти спас»)
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan.docx | 34.63 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока литературы
Класс: 5
Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009
Учебник: Литература. 5 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. / Авт.-сост. Г. С. Меркин. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Тема урока: «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон пе туха от смерти спас»)
Е.И.Носов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон пе туха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ре бенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Цели:
- способствовать ознакомлению учащихся с биографическими сведениями о писателе;
- создать условия для знакомства с особенностями прозы писателя;
- способствовать развитию умения находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль;
- создать условия для развития связной речи учащихся;
- способствовать развитию словесно-логического мышления школьников;
- способствовать воспитанию чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Оборудование: доска, учебник, тетрадь, мультимедийная презентация, сообщения учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Орг. момент | Русский писатель Л.Н.Толстой говорил: «Живут лишь те, кто творит добро». Сегодня я предлагаю вам попробовать прожить вместе с героями рассказа Евгения Ивановича Носова «Как патефон пе туха от смерти спас» совсем короткое время. Именно прожить, для того, чтобы постараться понять их автора, а может быть, и самих себя. | ||||||||||||
II. Проверка д/з. Сообщение ученика Работа с таблицей Словарная работа Лексическая разминка |
Ребята, запишите замечания об услышанном в таблицу, которую дома вклеите в тетрадь.
- Знакомыми Е.И.Носов был замечен в морозные дни за развешиванием призывов к людям покормить птиц. На могиле так и попросил написать: «Покормите птиц». (Похоронен в Курске в 2002 году.) -Что добавляют эти воспоминания к характеристике писателя?(был чутким, внимательным, любил животных и птиц) Запись числа и темы урока «Доброе — это прекрасное в действии»(Ж.-Ж.Руссо)(По рассказу Е.И.Носова «Как патефон пе туха от смерти спас») 2. Словарная работа (работа со словарями, презентация) 3. Я даю вам определение слова или понятия. Ваша задача – назвать слово или понятие так, как оно звучит в тексте рассказа Е.И.Носова. дорога стала сырой, влажной - замаслилась дорога(метафора) -Каким художественным средством пользуется писатель? стучала громко капель- барабанила капель(олицетворение) наступил мороз- трахнул морозище(разговорное слово, суффикс увеличительности ) пушистый иней- лохматая изморозь(эпитет) солнце в мрачном сиянии- солнце в зловещем ореоле(эпитет) Так описывает Е.Носов сильный мороз, неожиданно наступивший накануне весны. голову отрубят- башку отрубят(разговорное) Мальчик разговаривает с петухом как с понимающим другом. | ||||||||||||
III.Работа над темой урока Постановка цели урока Чтение отрывка Работа с понятийным аппаратом Физминутка Работа с таблицей Беседа Чтение отрывка Инсцениров ка эпизода (разговор Витьки с Колькой) Пересказ эпизода IV. Подведение итогов урока Устное словесное рисование V. Рефлексия VI. Инструктаж д/з. | -Понравился вам рассказ? -Кто главные герои рассказа? (бабушка, Витька, петух) -О чем этот рассказ? (о любви к животным, о доброте) Цель урока –познакомиться с особенностями рассказа Е.И.Носова и ответить на вопрос «Что спасло петуха от смерти?» Анализ художественных особенностей рассказа Среди разных изображений найдите того петуха, который больше других похож на нашего героя.(презентация) -Как вы определили? Прочитайте описание петуха. -Как автору удалось так образно описать петуха? -Какие средства выразительности использовал автор, создавая портрет петуха? Назовите их. метафора- «огненное ожерелье» метафора- «отливающей бронзой грудью» сравнение- «как истинный гвардеец» -Обратитесь за помощью в Краткий словарь терминов в конце учебника. Найдите определения средств художественной выразительности. Петух изображен сочно, яркими красками. Зримо представляешь его красоту, отвагу, гордую осанку. -Кого вы назвали бы врагом нашего петуха?( из-за чего с петухом приключилась беда) -С помощью каких выражений автор создает ощущение лютого мороза- виновника беды? Найдите в тексте и прочитайте. мороз не сдавался трещал в старых бревнах дома, проступал колючей солью на оконных ручках и шляпках гвоздей -Как автору удалось сделать мороз героем рассказа? -Какое изобразительное средство использует автор? (олицетворение) Когда бы мы ни читали рассказ, нам вдруг станет зябко и холодно. Проведем физминутку. -Как бы вы отогревались в такой лютый мороз? (выполните ряд физических упражнений : представим, что мы в перчатках- похлопаем; попрыгаем; поежимся- сожмемся всем телом) -Давайте выясним, что на самом деле спасло петуха. У всех на столе есть словарик с определениями и ключевыми вопросами, которые до времени прячутся, отгибаются. Пользуйтесь словариками при ответе на мои вопросы.
1.Петуха приносят в дом, чтобы отрубить голову. У «мальчика похолодела спина». -Какие еще словосочетания передают отношение Витьки к намерению взрослых? Найдите их и прочитайте. «стало жаль петуха» «Витька съёживался» «в горле заскребло» «глаза часто-часто замигали» «юркнул в комнату и забился в угол» -Какое очень точное слово нашла бабушка, определив чувства Витьки? «Сердчишко у тебя больно жалостливое» Бабушка рада, что внук умеет жалеть, пытается помочь. Подберите синоним и антоним к слову «жалостливое».(чуткое, равнодушное) -Как Витька отнесся к больному петуху? -Из словаря выберите слова, которые обозначают отношение Витьки к птице. Сделайте вывод, какое чувство Витьки спасло петуха. (жалость, милосердие, сострадание, чуткость) 2.- Как бабушка отнеслась к петуху? -Найдите и прочитайте описание больного петуха. -Обратите внимание, как изменился петух. - Как бабушка лечила птицу? -Из словаря выберите слово, которое обозначает, как бабушка относилась к петуху. Сделайте вывод, какое душевное качество бабушки спасло петуха.(сочувствие) 3. -Как отнесся к петуху отец Витьки? Мальчики инсценировали разговор героев рассказа. Посмотрим, удастся ли нашим актерам передать чувства героев рассказа. -Кто же еще так отнесся к горю Витьки, как и его отец? Из словаря выберите слово, которое обозначает отношение отца и Кольки к беде петуха.(равнодушие) Сделайте вывод, все ли прониклись бедой петуха? Какие душевные качества проявили отец и Колька? 4. При каких обстоятельствах петух обнаружил признаки жизни? -Расскажите об этом подробнее. Перескажите эпизод. -Что заставило петуха издать воинственный крик? Выберите из словаря те слова, которые обозначают качества, присущие петуху? Сделайте вывод, какие качества петуха вернули его к жизни? -Отогните в словарике вопросы и стрелочками перенесите слова в колонки с вопросами. -Что у вас получилось?
-Как вы теперь ответите на вопрос урока? «Что спасло петуха от смерти?» -В чем юмор рассказа? Запишите в тетрадь человеческие качества Витьки, которые спасли петуха от смерти. -Чему учит рассказ? -Почему тему урока я назвала словами Руссо: «Доброе — это прекрасное в действии»? Творческая работа Ребята, к уроку я просила вас нарисовать петуха, который есть в деревне у ваших родственников. У вас получились замечательные рисунки, которые украшали наш кабинет. Попробуйте теперь описать своего нарисованного петуха, используя литературные краски. Выставление отметок за работу на уроке -О чём -Скажите, какими качествами главного героя рассказа Витьки вы обладаете или хотели бы обладать? (напишите на яблочках и прикрепите к нашему плодоносному дереву). После сегодняшнего разговора какое домашнее задание вы можете предложить? Варианты д/з:
| ||||||||||||
| |||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока литературы по теме "К.Г.Паустовский. Рассказ"Телеграмма" "
Главная задача урока-воспитывать в учениках чувство благодарности и заботы к родителям, умение ценить красоту и силу материнской любви. Данный урок можно провести и как воспитательное мероприятие - кл...
Мир глазами ребенка в рассказе Е. И. Носова « Как патефон петуха от смерти спас»
Класс: 5 Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», ...
План урока на тему: "Е.И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас»."
Урок литературы в 5 классе. Изучение творчества Е.И.Носова. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». ...
План-конспект открытого урока литературы в 5 классе по теме: «А.П.Чехов. Юмористический рассказ «Хирургия».
Тип урока: урок освоения новых знанийЦель урока: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету литературы на примере рассказа А.П.Чехова «Хирургия», организация деятел...
Тест по рассказу Е. И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас» (5 кл)
Тест по рассказу Е. И. Носова «Как патефон петуха от смерти спас» состоит из 12 вопросов, может быть использован на уроке литературы в 5 классе в соответствии с изучаемой темой....