план-конспект урока по физике "Третий закон Ньютона"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Подробный план урока по теме "Третий закон Ньютона" в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tretiy_zakon_nyutona.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Третий закон Ньютона»

Цель урока:

Познавательная:  познакомить учащихся с законом, углубление понятий «сила», «ускорение», «взаимодействие тел»

Развивающая:  формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы, проводить наблюдения, переносить знания в новую ситуацию, выдвигать гипотезу, выработать начальные навыки по применению закона при решении задач.

Воспитательную: развитие познавательных и творческих способностей, воспитание активности, наблюдательности, познавательного интереса, тактичности, уяснение важности и практической значимости темы.

Оборудование:  две тележки большой массы, шнур, две маленькие тележки с пружиной, два динамометра, штатив, два бруска, линейка.

  1. Актуализация прежних знаний.

Учитель. Наша задача – научиться добывать знания, не отворачиваться от того, чего не понимаете. Как  известно, знание- сила. Вот сейчас мы и посмотрим, насколько вы сильны. Надо отгадать кроссворд наоборот: по ответам составить вопросы.

На доске (или на экране ) изображен кроссворд с готовыми ответами. Учащиеся пытаются составить вопросы к ответам в кроссворде.

1)

З

А

К

О

Н

2)

И

Н

Е

Р

Т

Н

О

С

Т

Ь

3)

С

И

Л

А

4)

У

С

К

О

Р

Е

Н

И

Е

5)

И

С

О

6)

В

З

А

И

М

О

Д

Е

Й

С

Т

В

И

Е

Примерные ответы:

1). -  связь, взаимодействие каких- либо явлений;

2). – свойство откликаться определённым ускорением на действие;

3).- мера взаимодействия F=ma;

4). – изменение скорости за единицу времени;

5).- инерциальная система отсчета (система, в которой выполняются законы Ньютон

6).- действие тел друг на друга.

Учитель: Поскольку определённый запас знаний у вас есть, объясним, почему происходит так, а не иначе.

1.стукните рукой по столу. Больно? Почему?

(стол действует с такой же по модулю силой)

2.два мальчика стоят на тележках, один тянет веревку, в движение приходят оба. Почему? (при взаимодействии обе тележки получают ускорение, на оба тела действуют F, равные по модулю и противоположные по направлению).

3. как имея два динамометра доказать, что сила взаимодействия между телами равны по модулю?

4. а есть ли народная формулировка закона? ( как стукнется, так и откликнется).

Процесс формирования навыков

А) решение качественных задач

1.  Комар ударяется о лобовое стекло автомобиля. Что можете сказать о силах взаимодействия и об ускорениях, полученными телами? (F1=-F2 ; ак>>аА)

2.  Земля притягивает вас с силой равной 600Н. С какой силой Вы действуете на Землю? (600Н)

3.  Вы отталкиваетесь от Земли с силой равной 50Н. Можете ли Вы оттолкнуться с силой 100Н, если Ваши мышцы могут развить такую силу? (Да)

Работа с рисунком (на два варианта, выводится на экран или раздаётся индивидуально на каждого ребёнка)

                                   

                                    1

1.

                                 Д

        50 Н                                       50 Н

Каковы показания динамометра Д?

А)100Н  Б)50Н    В)0Н

  1.           2

                                             Вес тела?

                                                            А) 1

                                                            Б) 2

            1          3                                 В) 3

  1. Какие из пар сил могут быть силами

                                                                 

                F3                                 F5                      F6

F1                       F2

                                               F4

              А)1-2       Б)3-4       В)F5-F6

   

4. При взаимодействии одно из тел получило    а1=0,2м/с2;  другое а2=1м/с2 . Массы тел:

              А) одинаковы  Б)m1>m2    В)m1>  m1  

  1. На одном конце верёвки , перекинутой через неподвижный блок, держась руками, висит человек, на другом – груз, вес которого равен весу человека. Что произойдет, если человек будет на руках подтягиваться вверх по верёвке?

А)V1=V2=0       Б)  V1>V2            В) V2>V1

                               

Запись в тетради.

Третий закон Ньютона.

                            Из опытов и наблюдений:

1.Тела взаимодействуют (непосредственно и на расстоянии)

2. векторы силы направлены в противоположные стороны.

Тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и направленными в противоположные стороны, вдоль одной прямой.(равные силы изображают равными векторами)

F1=-F2

Особенности закона

    F   -только парами

           -всегда при взаимодействии

            -одной природы

           -не уравновешиваются

           - любой природы

Проявление и использование

Любое из наблюдаемых движений (ходьба человека, полёт птиц, …)

                                  2

1.

20 Н                                                20 Н

                     Д                        Д

                                               

                                             

           Каковы показания динамометров?

        А) 20Н      Б) 0Н       В) 40Н

         2.                3                              

                                                   

                                                     Сила реакции опоры.

                                                     А)  1

              1                                      Б)  2

                             2                       В)  3

    Действия и противодействия?  

F1                                    F2                   N               F4

                                                                                          V

                                                          P                    F3

        А) 1-2           Б)  N-P               В) 3-4

      4.  Массы взаимодействующих тел m1=5 кг,         m2= 2 кг.    Тела получают ускорения:

           А)  а12        Б) а12      В)   а21  

  1. Яблоко падает на Землю вследствие притяжения. На какое из тел действует большая сила?

      А) одинаково  Б) яблоко  В)  Земля

                       

Домашнее задание:  параграф 11,12   упр.12(1,2) письменно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка системы уроков по теме Законы Ньютона 9 класс

Методическая разработка системы  уроков по теме Законы Ньютона 9 класс с использованием дифференцированных заданий...

Обобщающий урок по теме "Законы Ньютона"

На уроке разбирается применение изученных закономерностей в окружающей жизни; совершенствуются навыки решения качественных и расчетных задач; совершенствуются умения проводить физический эксперимент; ...

Урок по физике "Законы Ньютона"

Обобщающий урок по физике "Законы Ньютона"...

Презентация к уроку по физике "Законы Ньютона"

Презентация к уроку по физике "Законы Ньютона"...

Разработка урока по теме: "Законы Ньютона"

Закрепить и обобщить знания полученные учащимися по теме «Законы Ньютона»; совершенствовать навыки решения задач и умения самостоятельной работы; повысить интерес к деятельности классиков науки и техн...

Презентация к уроку по теме "Законы Ньютона"

В работе представлен наглядный материал к уроку по теме "законы Ньютона"в 10классе...