Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лестница в будущее»
рабочая программа (9 класс)

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления о той или иной социальной роли. Такие представления у детей – сирот, поступившие в детские дома в основном из неадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc343 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет социальной политики города Челябинска

Муниципальное бюджетное учреждение города Челябинска

«Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Солнечный»

ул. Солнечная, 14а, г. Челябинск, 454014, телефон-факс 8 (351) 741-27-09, E-mail:

Утверждаю

Директор МБУ

Центр «Солнечный»

_____И.В. Машкова

«28» августа 2023 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

Модуль «Социализация»

(«Лестница в будущее»)

Возраст обучающихся: 11 – 17 лет

Срок реализации: до 1 года

Автор-составитель:

Дамер Елена Анваровна

воспитатель

Челябинск, 2023

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность (профиль) программы – социально-педагогическая.

Актуальность программы.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления о той или иной социальной роли. Такие представления у детей – сирот, поступившие в детские дома в основном из неадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли.

Основной особенностью социализации воспитанников детского дома является замещение одного из основных институтов социализации – семьи –учреждением.

Дети, оставшиеся без попечения родителей, лишены самого мощного и действенного пути социальной адаптации. Дети - сироты именно поэтому имеют проблемы в социализации, что их взаимодействие с обществом и отдельными его структурами сильно ограничено, а с родителями совсем отсутствует..

Также особое значение в современном мире имеет подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, а так же к самоопределению.

Зачастую в подростковом возрасте дети не знают, чего хотят. А если и знают, то не уверены в том, что их выбор является правильным. Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей. Профессиональное самоопределение - событие, которое часто в корне меняет все течение жизни, затрагивая все ее сферы. Любимая работа - важная составляющая жизни. Заниматься в жизни любимым делом - значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.

Отличительная особенность.

Отличительной особенность данного модуля является его ориентированность на широкую возрастную категорию – от 11 до 17 лет. Темы, представленные в модуле, позволят адекватное вхождение воспитанника детского дома в систему социальных отношений.

Адресат программы.

Адресатом программы являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей проживающие в Муниципальном бюджетном учреждении города Челябинска «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, «Семейный» в возрасте от 11 до 17 лет.

Цель программы: социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома.

Программа включает 3 блока:

  1. бытовые навыки и гигиена,
  2. культурное развитие,
  3. профессиональное самоопределение

Задачи программы:

#1092;ормирование понятия о необходимости здорового образа жизни.

#1092;ормирование культурного развития.

#1092;ормирование профессионально – трудовой готовности воспитанника.

Программа рассчитана на 1 год.

Объём и срок освоения программы.

Объём осваиваемого модуля программы составляет 36 часов.

Формы обучения.

Освоение программы осуществляется в очном режиме.

Особенности организации образовательного процесса.

Занятия предусмотрены групповые, с воспитанниками двух возрастных категорий: I возрастная категория – от 11 – 14 лет, II возрастная категория – от 14 до 17 лет. Состав группы постоянный[1]. Для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено индивидуальное консультирование, осуществляемое в рамках учебного занятия.

Режим занятий.

Занятия продолжительностью 45 минут. Всего модуль программы предусматривает 3 блока на 36 часов из расчёта – 12 часов на каждый блок.


II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1 Блок – Бытовые навыки и гигиена

1

Входная диагностика. Введение в предметное пространство модуля

2

1

1

Беседа

2

Тема 1 Правила личной гигиены

2

1

1

Тестирование, опрос (контрольные вопросы)

3

Тема 2 Здоровый образ жизни

2

1

1

Опрос по цепочке, контрольные вопросы, домашнее задание

4

Тема 3 Жилище

2

1

1

Опрос по цепочке, контрольные вопросы, домашнее задание

5

Тема 4 Одежда

2

1

1

проверка выполнения практического занятия

6

Тема 5 Медицинская помощь

2

1

1

Индивидуальный опрос, Кроссворд

7

Итого 1 блок

12

6

6

2 Блок -Культурное развитие

8

Тема 6 Культура поведения

2

1

1

Опрос, групповое обсуждение, упражнения

9

Тема 7 Семейные ценности

2

1

1

Тестирование, опрос (контрольные вопросы)

10

Тема 8 Учись общению

2

1

1

Фронтальный опрос, упражнения для тренировки (тренинг),

11

Тема 9 Этикет

2

1

1

Выполнение группового проекта

12

Тема 10 Эстетика

2

1

1

Выполнение группового проекта

13

Тема 11 Добру откроется сердце (совместное проживание с другими воспитаниками)

2

1

1

Выполнение группового проекта

14

Итого 2 блок

12

6

6

3 Блок – Профессиональное самоопределение

15

Тема 12 Наступает время выбора (вводное занятие)

2

1

1

Беседа, опрос

16

Тема 13 Познай себя сам

2

1

1

Деловая игра, тестирование

17

Тема 14 Профессиональное самоопределение

2

1

1

Профориентационная ролевая игра

18

Тема 15 Профессия и специализация

2

1

1

Выполнение группового проекта Профориентационная ролевая игра

18

Тема 16 Профессиональная пригодность и планирование карьеры

2

1

1

Деловая игра

18

Тема 17 Итоговая аттестация

2

1

1

Выполнение группового проекта, опрос

14

Итого 3 блок

12

6

6

Всего:

36

18

18

Содержание учебного плана

Входная диагностика. Введение в предметное пространство модуля (2 часа)

Входная диагностика предполагает беседу с воспитанниками с целью определения уровня обученности, выявления индивидуальных особенностей воспитанников.

Инструктаж по технике безопасности на теоретических и практических занятиях.

1 БЛОК Бытовые навыки и гигиена

Занятие № 1

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Знакомство с основными понятиями курса. Изучение базовых понятий – формирование представлений о семье, её значении в жизни человека

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Форма контроля – тестирование.

Занятия № 2

Тема 1. Правила личной гигиены (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Дать понятие «здоровье», «здоровый образ жизни», «гигиена», «личная гигиена»

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Беседа «Личная гигиена».

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Беседа – рассуждение «Здоровый образ жизни»

Форма контроля – тестирование.

Занятия № 3

Тема 2. Здоровый образ жизни (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Гигиена кожи, гигиена одежды и обуви, двигательная активность, закаливание

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Сексуальная гигиена

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Контрольные вопросы

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Опрос

Форма контроля – фронтальный опрос.

Занятия № 4

Тема 3. Жилище (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Сформировать положительное представление о доме

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Беседа – обсуждение «Зачем человеку дом?»

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

рисунок на тему «Дом моей мечты»

Подбор пословиц о доме

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Проект (макет) дома

Форма контроля – опрос по цепочке, проектирование, рисунок

Занятия № 5

Тема 4. Одежда (2часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Мой гардероб, уход за одеждой и обувью, ремонт одежды

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Практическое занятие (пришить пуговицу, зашить дырку)

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Форма контроля – проверка выполнения практического занятия

Занятия № 6

Тема 5. Медицинская помощь (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Оказание первой медицинской помощи

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

выработать необходимые знания для оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях..

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Кроссворд Оказание первой медицинской помощи

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Форма контроля – тестирование (кроссворд).

2 БЛОК – культурное развитие

Занятия № 7

Тема 6. Культура поведения (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Дать понятие «Права человека» «обязанности человека»

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Рассмотреть «ответственность несовершеннолетних»

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Рассмотрение примеров правонарушений несовершеннолетних

Упражнение «Конфликты и способы их разрешения»

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Групповая дискуссия «Ответственность за исход конфликта»

Упражнение «Дельфин»

Форма контроля – опрос, групповое обсуждение, практические занятия.

Занятия № 8

Тема 7. Семейные ценности (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Углублять представление воспитанников о ценности семьи и соблюдение добрых традиций, объединяющих родных и близких

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Формирование у детей умений взаимодействовать в семье, осознания значимости своей семейной роли

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Фотовыставка, конкурс рисунков

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Форма контроля – фронтальный опрос.

Занятия № 9

Тема 8. Учись общению (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Беседа на темы: Приветствие, представление при знакомстве. «Товарищество» и «Дружба», что это такое?

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Умей сказать «нет» (о проблемах наркомании, курения).

Я и он (о взаимоотношении юноши и девушки).

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Психологический тренинг по оценке и выходу из конфликтных ситуаций.

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Форма контроля – фронтальный опрос.

Занятия № 10

Тема 9. Этикет (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Правила вежливого человека

Этикет в твоей жизни

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Добру откроется сердце

Умей понять другого

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Ролевые игры

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Форма контроля – фронтальный опрос.

Занятия № 11

Тема 10. Эстетика (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Культура речи.

Поведение дома и культура быта.

Поведение за столом

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Одежда и косметика.

Семейные даты и подарки.

Поведение за столом

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Ролевые игры

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Форма контроля – фронтальный опрос.

Занятия № 12

Тема 11. Добру откроется сердце (Совместное проживание с другими воспитанниками) (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Соблюдение правил межличностного общения.

«Товарищество» и «Дружба», что это такое?

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Соблюдение правил конструктивного решения конфликтных ситуаций

«Товарищество» и «Дружба», что это такое?

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Ролевые игры на тему дружбы, общения и выхода из конфликта

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Форма контроля – фронтальный опрос.

3 БЛОК – Профессиональное самоопределение

Занятия № 13

Тема 12. Наступает время выбора (вводное занятие) (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Презентация – обзор профессий, беседа

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Тестирование, диагностика беседа о профессиях

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Ролевые игры

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Анкета по профессиональному самоопределению воспитанника детского дома

Форма контроля – фронтальный опрос.

Занятие № 14

Тема 13: Познай себя сам (свойства нервной системы, темперамент и профессиональная деятельность, интересы и склонности)» (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Как диагностировать ощущения и восприятия

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

определение конкретных видов чувствительности, особенностей преднамеренного восприятия (наблюдательности и его видов), а также восприятия человека человеком

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Практические занятия, практические задания

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Форма контроля – итоговые вопросы.

Занятия № 15

Тема 14. Профессиональное самоопределение (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

выбор любимого человека, с которым предстоит жить;

выбор будущего дела, благодаря которому можно зарабатывать деньги на достойное существование, - профессии

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Диагностика профессиональной направленности (методика Дж.Голланда, модификация А.А.Азбель)

Профориентационная игра "Цепочка профессий"

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Диагностика профессиональной направленности (методика Дж.Голланда, модификация А.А.Азбель)

Профориентационная игра "Цепочка профессий"

Ролевая игра для старших воспитанников детского дома «Я поступаю учиться»

Форма контроля – Диагностика профессиональной направленности (методика Дж.Голланда, модификация А.А.Азбель).

Игры

Занятия № 16

Тема 15. Профессия и специализация (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Знакомство с профессиями здравоохранения. Беседа с врачом ДД

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

«Я управляю стрессом» - упражнение и тестирование. Встреча с психологом

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Экскурсия в библиотеку

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Ролевая игра: «Человек-человек» О профессиях, связанных с бытовым обслуживанием. Экскурсия в кулинарное ПУ

Форма контроля – опрос

Игры

Занятия № 17

Тема 16. Профессиональная пригодность и планирование карьеры (2 часа)

Теория

Возрастная категория

Содержание материала

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

«Человек и техника»

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Дискуссия «Свобода и ответственность». Встреча с юристом. Просмотр к/ф

Практика

Возрастная категория

Задание

I возрастная категория – от 11 до 14 лет

Занятие по финансовой грамотности

II возрастная категория – от 14 до 17 лет

Занятия по программе: «Мы Сами». Раздел Профориентация и трудовая сфера – «Мир профессий»

Форма контроля –опрос

Игры

Занятие № 18

Тема 17 Итоговая аттестация (2 часа)

Выполнение группового проекта «Мой Дом! Я в Доме! Моя семья!».


III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате освоение модуля программы воспитанник должен:

знать:

  • Знания и навыки личной гигиены;
  • Знания умения и навыки бытового труда;
  • Знания и навыки работы на компьютере;
  • Представления и знания и нормах культуры;
  • Знания и навыки культуры поведения (за столом, в помещении, в общественных местах);
  • Знания о правилах первой медицинской помощи
  • Сущность понятий «профессиональная деятельность», «профессия»;
  • Профессии и специальности (З2);
  • Основы трудового законодательства (З3)
  • Профессиональные типы личности (З4).
  • Условия, необходимые для получения профессии

уметь:

  • Выполнять правила личной гигиены
  • Выполнять бытовые обязанности (постирать, убрать, помыть обувь, починить одежду)
  • Вести себя правильно в общественном месте
  • Выполнять бытовые поручения (подмести, вытереть пыль и т.д.)
  • Выполнять творческие проекты от идеи до ее воплощения в различных сферах трудовой деятельности.
  • Организовывать рабочее место .
  • Осуществлять безопасную трудовую деятельность с соблюдением технологической этики.
  • Анализировать уровень развития своих профессиональных качеств и соотносить их с требованиями профессий
  • Разрабатывать план своей будущей трудовой деятельности.
  • Применять полученные знания, умения и навыки в практической деятельности

В результате освоение модуля программы воспитанник должен владеть следующими социально-личностными компетенциями (СК):

  • СК1 готовность к сохранению психического и физического здоровья;
  • СК 2 умение общаться с другими воспитанниками по детскому дому
  • СК 3 готовность посещать общественные места с соблюдением правил посещения
  • СК4 готовность к самостоятельной деятельности;
  • СК5 умение планировать и организовывать свою деятельность;
  • СК6 готовность к ответственности за осуществляемые действия;
  • СК7 готовность к формированию собственной жизненной позиции;
  • СК6 готовность к взаимодействию и сотрудничеству с обществом;
  • СК8 способность к решению правовых и экономических вопросов
  • СК9 умение проявлять толерантность и гуманность;
  • СК10 стремление к общечеловеческим ценностям;
  • СК11 умение осуществлять поиск информации, её преобразование;
  • СК12 способность к критическому восприятию информации;
  • СК13 умение обеспечивать бытовые условия жизни

По итогам освоение модуля программы воспитанник должен демонстрировать следующие личностные и метапредметные результаты:

личностные:

  • Правила личной гигиены;
  • Личная культура;
  • Культура поведения в обществе;
  • формирований элементарных трудовых навыков;
  • повышение мотивации выпускников к успешной социализации;
  • обеспечение информационной, мотивационной и психологической поддержки выпускников;
  • формирование ценностно-ориентационной готовности к выбору сферы своей будущей жизнедеятельности;
  • воспитание потребностей и желаний осуществлять трудовую деятельность;
  • формирование у воспитанников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов;
  • формирование мотивационно-потребностной сферы личности;
  • определение развитых интересов, склонностей и способностей;
  • повышение уровня самосознания выпускника детского дома;

метапредметные:

  • планирование и организация собственной деятельности;
  • стремление к освоению новыми знаниями, видами деятельности;
  • умение доносить свою позицию до других, высказывать свою точку зрения, аргументировано её обосновывать;
  • уважительное отношение к позиции другого.

Оценивание степени освоения воспитанников пройденного модуля осуществляется на основе соответствия определённым уровням обученности: допороговый, базовый, оптимальный, продуктивный. Результаты оценивания вносятся в диагностическую карту воспитанника, представленную в приложении.

IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

№ п/п

Месяц

Число

Время поведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1 Блок – Бытовые навыки и гигиена

1

теория

1

Входная диагностика. Введение в предметное пространство модуля

МБУ Центр «Солнечный»

тестирование

1

практика

1

Входная диагностика. Введение в предметное пространство модуля

МБУ Центр «Солнечный»

тестирование

2

теория

1

Тема 1 Правила личной гигиены

МБУ Центр «Солнечный»

тестирование

3

практика

1

Тема 1 Правила личной гигиены

МБУ Центр «Солнечный»

Тестирование, опрос (контрольные вопросы)

4

теория

1

Тема 2 Здоровый образ жизни

МБУ Центр «Солнечный»

лекция

5

практика

1

Тема 2 Здоровый образ жизни

МБУ Центр «Солнечный»

Опрос по цепочке, контрольные вопросы, домашнее задание

6

теория

1

Тема 3 Жилище

МБУ Центр «Солнечный»

Лекция, беседа

7

практика

1

Тема 3 Жилище

МБУ Центр «Солнечный»

Опрос по цепочке, контрольные вопросы, домашнее задание

8

теория

1

Тема 4 Одежда

МБУ Центр «Солнечный»

беседа

9

практика

1

Тема 4 Одежда

МБУ Центр «Солнечный»

проверка выполнения практического занятия

10

теория

1

Тема 5 Медицинская помощь

МБУ Центр «Солнечный»

Индивидуальный опрос, Кроссворд

11

практика

1

Тема 5 Медицинская помощь

МБУ Центр «Солнечный»

Индивидуальный опрос, Кроссворд

2 Блок -Культурное развитие

12

теория

1

Тема 6 Культура поведения

МБУ Центр «Солнечный»

Опрос, групповое обсуждение, упражнения

13

практика

1

Тема 6 Культура поведения

МБУ Центр «Солнечный»

Опрос, групповое обсуждение, упражнения

14

теория

1

Тема 7 Семейные ценности

МБУ Центр «Солнечный»

Тестирование, опрос (контрольные вопросы)

15

практика

1

Тема 7 Семейные ценности

МБУ Центр «Солнечный»

Тестирование, опрос (контрольные вопросы)

16

теория

1

Тема 8 Учись общению

МБУ Центр «Солнечный»

Фронтальный опрос, упражнения для тренировки (тренинг),

17

практика

1

Тема 8 Учись общению

МБУ Центр «Солнечный»

Фронтальный опрос, упражнения для тренировки (тренинг),

18

теория

1

Тема 9 Этикет

МБУ Центр «Солнечный»

Выполнение группового проекта

19

практика

1

Тема 9 Этикет

МБУ Центр «Солнечный»

Выполнение группового проекта

20

теория

1

Тема 10 Эстетика

МБУ Центр «Солнечный»

Выполнение группового проекта

21

практика

1

Тема 10 Эстетика

МБУ Центр «Солнечный»

Выполнение группового проекта

22

теория

1

Тема 11 Добру откроется сердце (совместное проживание с другими воспитаниками)

МБУ Центр «Солнечный»

Выполнение группового проекта

23

практика

1

Тема 11 Добру откроется сердце (совместное проживание с другими воспитаниками)

МБУ Центр «Солнечный»

Выполнение группового проекта

3 Блок – Профессиональное самоопределение

24

теория

1

Тема 12 Наступает время выбора (вводное занятие)

МБУ Центр «Солнечный»

Беседа, опрос

25

практика

1

Тема 12 Наступает время выбора (вводное занятие)

МБУ Центр «Солнечный»

Беседа, опрос

26

теория

1

Тема 13 Познай себя сам

МБУ Центр «Солнечный»

Деловая игра, тестирование

27

практика

1

Тема 13 Познай себя сам

МБУ Центр «Солнечный»

28

теория

1

Тема 14 Профессиональное самоопределение

МБУ Центр «Солнечный»

Профориентационная ролевая игра

29

практика

1

Тема 14 Профессиональное самоопределение

МБУ Центр «Солнечный»

Профориентационная ролевая игра

30

теория

1

Тема 15 Профессия и специализация

МБУ Центр «Солнечный»

Выполнение группового проекта Профориентационная ролевая игра

31

практика

1

Тема 15 Профессия и специализация

МБУ Центр «Солнечный»

Выполнение группового проекта Профориентационная ролевая игра

32

теория

1

Тема 16 Профессиональная пригодность и планирование карьеры

МБУ Центр «Солнечный»

Деловая игра

33

практика

1

Тема 16 Профессиональная пригодность и планирование карьеры

МБУ Центр «Солнечный»

Деловая игра

34

теория

1

Тема 17 Итоговая аттестация

МБУ Центр «Солнечный»

Выполнение группового проекта, опрос

35

практика

1

Тема 17 Итоговая аттестация

МБУ Центр «Солнечный»

Выполнение группового проекта, опрос

V. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение: кабинет для организации групповых занятий, дидактический материал, ноутбук (компьютер), колонки.

Информационное обеспечение: видео- и фото- материалы, методические материалы.

Кадровое обеспечение: педагоги с высшим (специалитет, бакалавриат, магистратура) педагогическим / психологическим образованием, без предъявления к опыту работы, прошедшие повышение квалификации в течение последних 3-х лет. При отсутствии профильного образования – прошедшие курсы повышения квалификации / переподготовку.

VI. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

Вид аттестации

Форма контроля

Уровень обученности

Входная диагностика

Тестирование

  • допороговый
  • базовый
  • оптимальный
  • продуктивный

Промежуточный контроль

Индивидуальный опрос

  • допороговый
  • базовый
  • оптимальный
  • продуктивный

Итоговая аттестация

Выполнение проекта

  • допороговый
  • базовый
  • оптимальный
  • продуктивный*

* отмечены уровни обученности, преимущественно фиксируемые при аттестации

VII. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Результаты

Компетенции

Знания/ умения

Личностные:

СК 1 Готовность к сохранению психического и

З5

формирование ценностных жизненных установок;

физического здоровья

У2

обладание адекватным уровнем притязаний при выборе будущей профессии;

готовность к профессиональному самоопределению.

Готовность к семейной жизни

СК 4 Готовность к формированию собственной жизненной позиции

СК 7 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к

осуществлению профессиональной деятельности

У4

Метапредметные:

Целеполагание и планирование своей жизни и деятельности;

самостоятельность, самопрезентация;

умение осуществлять рефлексию.

СК 2 Стремление к самопознанию и саморазвитию,

З4

рефлексии

У1

СК 3 Умение планировать и организовывать свою деятельность

СК 8 Умение выстраивать межличностные

отношения, общаться

У3

Предметные:

повышение уровня знаний о мире профессий, особенностях и специфики профессий;

понимание возможных вариантов выбора образовательного маршрута.

СК 5 Умение осуществлять поиск информации, ее

З1

преобразование

З2

СК 6 Готовность к трудовой, профессиональной деятельности в будущем

З3


Диагностическая карта оценки результативности освоения воспитанником образовательного модуля

Диагностическая карта оформляется на каждого воспитанника, обучающего по данному модулю

Параметры оценки уровней обученности воспитанников

Результаты освоения модуля

Допороговый (ДП)

Базовый (Б)

Оптимальный (ОП)

Продуктивный (ПР)

Входная диагностика

Рубежный контроль

Итоговая аттестация

Динамика Положительная/отрицательная

Личностные

  • Не знает своих способностей, возможностей и пожеланий к профессии
  • Не умеет принимать решения и нести за них ответственность
  • Нет представлений о дальнейшем профессиональном пути (не знает что делать и куда идти)
  • Знает некоторые свои способности, возможности, но нет пожеланий к профессии
  • Может принимать решения
  • Задумывается о профессиональном пути
  • Знает свои особенности и возможности, имеет пожелания к своей профессии
  • Может принимать эффективные решения
  • Выделяет для себя профессиональный путь, основываясь на своих способностях и желаниях
  • Соотносит свои способности, возможности с пожеланиями к профессии
  • Умеет принимать эффективные решения
  • Знает что делать после окончания школы, как добиться своих желаний (делает свой профессиональный выбор)

Метапредметные

  • Не знает как принимать решения
  • Не умеет слушать и слышать других, конфликтен
  • Не думает о профессиональной жизни (возможно живет одним днем, нет стремлений и пожеланий)
  • Знает алгоритм принятия решения
  • Умеет слушать и слышать других, имеет личное мнение
  • Задумывается о планировании своей профессиональной жизни
  • Умеет пользоваться алгоритмом принятия решения
  • Понимает необходимость слушать и слышать, других, личное мнение проявляет во многих вопросах
  • Строит планы на свою профессиональную жизнь
  • Принимает решения, используя алгоритм принятия решения
  • Слушает и слышит других, при этом имеет собственное мнение
  • Планирует свою профессиональную жизнь


предметные

  • Не имеет представления о профессиях
  • Не понимает основные принципы построения профессиональной карьеры
  • Не понимает как выбрать и получить профессию
  • Осведомлен о мире профессий и учебных заведениях
  • Знает основные принципы построения профессиональной карьеры
  • Знает, что у каждой профессии есть свои психологические особенности
  • Знает классификацию профессий по предмету и целям труда, орудиям производства, особенности некоторых учебных заведений

-Понимает основные принципы построения профессиональной карьеры

  • Может выделить 2-3 психологические особенности нескольких профессий
  • Осознает классификацию профессий, понимает разницу между понятиями «специальность» и «профессия»
  • Осознает, что необходимо совершенствовать свой профессионализм и продвигаться по профессиональной лестнице
  • Выявляет психологические особенности разных специальностей

Мониторинг оценки результативности освоения группой воспитанников образовательного модуля

№ п/п

Ф.И.О. воспитанника

Диагностика уровней обученности воспитанников (ДП, Б, ОП, ПР)

Входная диагностика

Рубежный контроль

Итоговая аттестация

Динамика положительная/ отрицательная

1

2

• ••

• ••

• ••

VIII МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Особенности организации образовательного процесса – очное обучение.

Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, игровой, проектный.

Формы организации образовательного процесса: групповая с индивидуальным консультированием воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Формы организации учебного занятия: беседа, выполнение коллажа / рисунка, практическое занятие, викторина, защита проекта.

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология разноуровневого обучения, коммуникативная технология обучения, технология индивидуализации обучения, технология проектной деятельности.

Алгоритм учебного занятия:

  1. Организационные момент
  2. Актуализация знаний
  3. Введение нового материала (для практического занятия – инструктаж и выполнение задания)
  4. Проверка усвоенности материала (для практического занятия – проверка успешности выполнения задания)
  5. Подведение итогов занятия

Дидактические материалы – представлены в учебно-методическом пособии к модулю.


IX СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

  1. Столяренко, Л.Д. Основы психологии [Текст] / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - 736 с.
  2. Шукшин, Н.А. Психология счастья. Простые решения сложных вопросов [Текст] / Н.А. Шукшин. - 2-е издание. - Челябинск: Аркаи, 2004. - 304 с.

Дополнительная:

  1. Афанасьева, Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» [Текст] / Н.В. Афанасьева. -. Спб.: Речь, 2008. - 366 с.
  2. Иванова, А.М. Организация работы на профориентационным проектом [Текст] / А.М. Иванова // Школа и производство. - 2011. - № 6. - С. 10-12.
  3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2008. - 302 с.
  4. Пряжников, Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.С. Пряжников. - Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 400 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
  5. Пряжников, Н.С., Румянцева, Л.С. Профориентация в школе и колледже: игры, дискуссии, задачи-упражнения [Текст] / Н.С. Пряжников, Л.С. Румянцева. - М.: Академия, 2014. - 304 с. (Серия «Профессиональная ориентация»)
  6. Резапкина, Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки [Текст] / Г.В. Резапкина. - М.: Генезис, 2009. - 114 с.
  7. Смирнов, К.А. Технологии профессионального ориентирования молодежи в

общеобразовательном учреждении [Текст] / К.А. Смирнов // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2011. - № 7. - С. 2326.

  1. Сунцова, Я.С. Диагностика профессионального самоопределения: учебно

методическое пособие [Текст] / Я.С. Сунцова. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. - 112 с.

  1. Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников [Текст] / С.Н. Чистякова. - М.: Academia, 2007. - 128 с. (Серия «Твоя профессия. Профильное обучение школьников»)
  2. Чистякова, С.Н. Выбор профиля обучения и профессии [Текст] / С.Н. Чистякова. - М.:

Генезис, 2010. - 110 с.


[1] Допустима смена контингента группы (перевод из других групп проживания, прибытие/ выбытие из Центра «Акварель»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ»

Разработка представляет собой дополнительную общеобразовательную программу, которая содержит поурочные планы занятий оздоровительной гимнастики у-шу согласно возрасту воспитанников и году обучения....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА естественно-научной направленности «Химия в моей будущей профессии»

Данная программа имеет естественно-научную направленность.Новизна данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для того, чтобы помочь сознате...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Шаг в будущее»

Срок  реализации:  1 годВозраст обучающихся: 11– 14 летЦель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Успешное будущее»

Программа «Успешное будущее» направлена на формирование коллектива учащихся, включенного в решение социальных проблем своего города, ответственного отношения к себе и своему окружению, на ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по самбо "Будущий чемпион"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по самбо "Будущий чемпион" для учащихся 15-17 лет общеобразовательных учреждений...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Zа нами будущее»

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Вмести в будущее»

Программа является создание условий для проявления активности и самостоятельности подростков, формирование у обучающихся активной гражданской позиции, всестороннего развития личности....