Проект сопровождения замещающих семей «Социальный навигатор»
проект
Создание условий для максимально возможной интеграции замещающей семьи и ребенка в социум, содействие созданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в приемной семье, профилактика вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_navigator_1.docx | 36.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Шарангского района»
Утверждаю:
Директор ГКУ «СРЦН
Шарангского района»
_________Т.А.Фокина
Карта социального проекта
Название социального проекта | «Социальный навигатор» |
Срок реализации социального проекта | |
Цель деятельности | Создание условий для максимально возможной интеграции замещающей семьи и ребенка в социум, содействие созданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в приемной семье, профилактика вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье. |
Задачи проекта | -Сопровождать замещающую семью путем проведения лого-коррекционных и психолого-педагогических занятий; -Организовать культурно-досуговую деятельность детей из замещающих семей, создать условия для взаимодействия и сотрудничества между детьми ; -Оказывать психологическую поддержку замещающим родителям и их детям; |
География проекта | Шарангский район |
Наименование учреждения | ГКУ «СРЦН Шарангского района» Нижегородская обл., Шарангский р-н., д.Туманка , ул.Новая, д. 2 |
Основные разработчики и исполнители социального проекта | Автор проекта: Береснева Юлия Анатольевна, социальный педагог Исполнители проекта: Береснева Юлия Анатольевна, социальный педагог; Осокина Ольга Викторовна, учитель-логопед; Самоделкина Ольга Валерьевна, педагог-психолог; Репина И.Ю., руководитель кружка «Квиллинг» |
Целевая группа, на которую направлена деятельность по социальному проекту | Проект предназначен для детей из замещающих семей в возрасте от5 до 14 лет |
Бюджет проекта | Проект является малозатратным |
Перечень основных мероприятий социального проекта | Мастер-классы. 1.Открытка из бумаги своими руками «Волшебные цветы» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»; 2.Открытка своими руками к дню Матери на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система»; 3.«Яркие подсолнухи» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»;4. «Тюльпан из ниток» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»;5. «Веселые поделки» на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система» ;5.«Цветочные композиции. Квиллинг» на базе МБУК«Шарангская централизованная библиотечная система» ;6. «Шкатулка идей (Подарки cвоими руками. Поделки) Презентация. Мастер-класс по изготовлению снежинок» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»;Экскурсии:1.Экскурсия на выставку поделок «Волшебный мир» в МБУК «Шарангский ДДТ» ;2.Экскурсия в МБУК «Шарангский народный краеведческий музей» «Гордость нашего края»;3.Экскурсия в МБУК «Шарангский народный краеведческий музей»просмотр медиа-фильма «История поселка Шаранга»;4. Экскурсия в ФОК «Жемчужина», просмотр мультфильма «Головоломка»;Мероприятия :1.«Осень-рыжая подружка»Конкурсно-игровая программа на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система»;2. «С детства дружбой дорожи».Конкурсно-игровая программа на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система»;3. « Мама- это солнечный свет». Мероприятие для приемных мам . Организация чаепития. Обсуждение возникших проблем в воспитании приемных детей;Занятия:-Обследование учителя логопеда с целью выяснения постановки звуков у замещающих детей 5-7 лет;-Цикл занятий по звуковому произношению у замещающих детей;-Оказание психолого-педагогической помощи замещающим семьям, консультативной помощи; |
Ожидаемые результаты реализации социального проекта | В результате реализации проекта, замещающие семьи: - будут эффективно сотрудничать со специалистами службы по вопросам воспитания приемных детей; - будет сформирован благоприятный социально-психологический климат замещающей семьи; - окажется содействие в развитии и социальной зрелости приёмных детей; - повысится педагогическая компетентность замещающих семей |
Анализ ситуации . Проблема, которую должен решить проект
Государственное казенное учреждение «Социально-реабилитационный центр» обладает богатым опытом сопровождения замещающих семей района, на базе учреждения имеется Служба Сопровождения семьи и ребенка. Учитывая территориальные особенности Шарангского муниципального района, отсутствие в сельских администрациях социально-психологической помощи, работа нашей службы сопровождения носит мобильных характер. Мы оказываем экстренную консультационную психолого-педагогическую помощь семье. Это особенно удобно для граждан, проживающих в отдаленных сельских поселениях, а также для семей, в которых воспитываются 3 и более детей, потому что выехать в само учреждение ГКУ «СРЦН Шарангского района» со всеми подопечными не всегда получается. Конечно, существует определенная проблема, которая касается не только замещающих родителей, но и всего российского общества: не все семьи готовы идти на консультацию к психологу. Кто-то считает, что сам в состоянии решить возникшие проблемы, кто-то боится признать свою слабость. К сожалению, многие замещающие родители пытаются появившиеся проблемы решать самостоятельно, забывая, что воспитание детей-сирот отличается от воспитания кровных детей. Не редки случаи, когда педагогическая некомпетентность становится причиной того, что приемные дети могут вновь оказатся в детском доме. Поэтому очень важно, чтобы работа специалистов службы сопровождения была организована таким образом, чтобы приемные родители не боялись обращаться к ним, открывать свои проблемы. Многие мероприятия Службы проводятся на базах учреждений районного поселка Шаранга (МБУК «Шарангский народный краеведческий музей», МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система» МБУК «Шарангский детский дом творчества», ФОК «Жемчужина») , в целях удобства месторасположения для приемных семей.
Благодаря внедрению в учреждение проекта «Социальный навигатор» сопровождение приемных семей Шарангского района выйдет на новый уровень, станет доступным, открытым , комплексным, досуг сложных деток будет полноценно и плодотворно организованным, а родители получат возможность для доступного общения друг с другом, для совместного решения проблем и квалифицированной помощи специалистов Службы.
Актуальность
Дети из замещающих семей обладают специфическими личностными и характерологическими особенностями. Данные особенности обусловлены рядом факторов, среди которых основными являются: отсутствие эмоциональных контактов со значимыми взрослыми, негативный прошлый жизненный опыт проживания в кровной семье, психотравмы, обедненная стимулами среда, отсутствие объективной и полной информации об окружающем мире , узкий круг общения . Поэтому особенности приемных детей требуют коррекции со стороны специалистов Служб Сопровождения приемных семей, поскольку, затрудняют социализацию детей в обществе и их адаптацию (приспособление) к жизни в условиях замещающей семьи. По данным обследования детей из замещающих семей специалистами Службы Сопровождения ГКУ «СРЦН Шарангского района» были выявлены следующие особенности :
- замедление психического и физического развития;
- отставание в развитии речи;
- пониженный уровень адаптации к окружению;
-проблемы в общении (низкая коммуникативная компетентность);
-отсутствие ориентация на сотрудничество;
-эмоциональная несдержанность;
-неуверенность в себе;
-неорганизованность;
Процесс интеграции требует от семьи и ребенка больших усилий и терпения. К сожалению, не все семьи могут самостоятельно справиться с возникшими в адаптации у ребенка проблемами. Таким образом, был составлен проект, который будет решать следующие задачи:
-формирование у детей положительного опыта общения с социальным окружением;
- стремление к сотрудничеству;
-снятие состояния отчуждения и формирование чувства доверия в замещающих семьях;
Цель - создание условий для максимально возможной интеграции замещающей семьи и ребенка в социум, содействие созданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в приемной семье, профилактика вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий, направленных на формирование устойчивых семейных отношений в принимающей семье.
Задачи:
-Сопровождать замещающую семью путем проведения лого-коррекционных и психолого-педагогических занятий;
-Организовать культурно-досуговую деятельность детей из замещающих семей, создать условия для взаимодействия и сотрудничества между детьми ;
-Оказывать психологическую поддержку замещающим родителям и их детям;
Идея проекта
Основной идеей проекта является сопровождение приемных семей Шарангского района как индивидуального, так и группового характера для формирования у детей чувства принадлежности и нужности приемной семье и обществу в целом через организационную деятельность Службы сопровождения приемной семьи и ребенка.
Реализация проекта начнется с 02.11.2015г.-11.12.2015г. Проект предназначен для детей из замещающих семей в возрасте от5 до 14 лет. Занятия будут проводиться еженедельно.
Кадры и управление
- Руководитель проекта – Береснева Юлия Анатольевна- социальный педагог. Организует реализацию проекта.
- Координатор - Фокина Т.А. директор ГКУ «СРЦН Шарангского района».Осуществляет координацию проекта, обеспечивает необходимые условия для проведения проектной деятельности.
- Педагог-психолог - Самоделкина Ольга Валерьевна .Проводит работу по психолого-педагогическому сопровождению детей.
- Учитель-логопед - Осокина Ольга Викторовна. Проводит работу по лого- коррекционному сопровождению детей.
- Руководитель кружка «Квиллинг» Репина Ирина Юрьевна.
Этапы реализации проекта.
1 этап. Организационный. Происходит формирование группы.
2 этап.- Реализация интересов участников проекта и получение ими опыта в организации собственного досуга, приобретение новых стереотипов поведения в общении и совместной деятельности посредством участия в мероприятиях , занятиях ,реализации собственных возможностей детей.
3 этап- Заключительный- подведение итогов реализации проекта, Психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с целью дальнейшего сопровождения приемных семей .
Направления деятельности
- Социо-культурное;
-Творческое;
-Лого-коррекционное и психолого-педагогическое направление.
Формы и методы
Формы:
-индивидуальные занятия;
-групповые занятия ;
-изготовление поделок своими руками;
Методы:
- беседа;
-пример;
-объяснение;
-упражнение;
-поощрение;
-создание воспитательных ситуаций;
-создание ситуации успеха;
-Создание понимания, доверия;
Возможные риски и способы их преодоления
-недостаточная компетенция специалистов, реализующих проект;
-отрицательная динамика у некоторых детей.
Способы преодоления
-повышение компетентции специалистов, изучение новых материалов , форм и методов работы;
-знакомство с опытом работы с замещающими семьями других Служб Сопровождения Семьи и Ребенка.
План работы
№ | Наименование мероприятия | Срок выполнения | Ответственные |
1 | Открытка из бумаги своими руками «Волшебные цветы» на базе МБУК «Шарангский ДДТ»; «Осень-рыжая подружка». Конкурсно-игровая программа на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система»; | 03.11.15 г. | Береснева Ю.А. Репина И.Ю. |
2 | Обследование учителя логопеда с целью выяснения постановки звуков у замещающих детей 5-7 лет Оказание психолого-педагогической помощи замещающим семьям, консультативной помощи; | 06.11.15 г. | Осокина О.В. Самоделкина О.В. |
3 | Открытка своими руками к дню Матери на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система» Экскурсия на выставку поделок «Волшебный мир» в МБУК «Шарангский ДДТ» | 13.11.15 г. | Береснева Ю.А. Репина И.Ю. |
4 | Обследование учителя логопеда с целью выяснения постановки звуков у замещающих детей 5-7 лет Оказание психолого-педагогической помощи замещающим семьям, консультативной помощи; | 13 .11.15 г. | Осокина О.В. Самоделкина О.В. |
5 | «Яркие подсолнухи» на базе МБУК «Шарангский ДДТ Экскурсия в МБУК «Шарангский народный краеведческий музей» «Гордость нашего края» | 20.11.15 г. | Береснева Ю.А. Репина И.Ю. |
6 | «Тюльпан из ниток» на базе МБУК «Шарангский ДДТ» | 23.11.15 г. | Береснева Ю.А. Репина И.Ю. |
7 | «Веселые поделки» на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система» « Мама- это солнечный свет».Мероприятие для приемных мам . Организация чаепития. Обсуждение возникших проблем в воспитании приемных детей | 27.11.15 г. | Береснева Ю.А. Репина И.Ю. Самоделкина О.В. |
8 | Обследование учителя логопеда с целью выяснения постановки звуков у замещающих детей 5-7 лет Оказание психолого-педагогической помощи замещающим семьям, консультативной помощи; | 01.12.15 г. | Осокина О.В. Самоделкина О.В. |
9 | «Цветочные композиции.Квиллинг» на базе МБУК « Шарангская централизованная библиотечная система» Экскурсия в ФОК «Жемчужина», просмотр мультфильма «Головоломка» | 04.12.15 г. | Береснева Ю.А. Репина И.Ю. |
10 | «Шкатулка идей (Подарки Своими руками Поделки) Презентация. Мастер-класс по изготовлению снежинок» на базе МБУК «Шарангский ДДТ» | 07.12.15 г. | Береснева Ю.А. Репина И.Ю. |
11 | «С детства дружбой дорожи».Конкурсно-игровая программа на базе МБУК «Шарангская централизованная библиотечная система» | 11.12.15 г. | Береснева Ю.А. Репина И.Ю. |
Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта, замещающие семьи:
- будут эффективно сотрудничать со специалистами службы по вопросам воспитания приемных детей;
- будет сформирован благоприятный социально-психологический климат замещающей семьи;
- окажется содействие в развитии и социальной зрелости приёмных детей;
- повысится педагогическая компетентность замещающих семей .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей
Материал предназначен специалистам (социальным педагогам и психологам), работающим с замещающими семьями. В программе представлена система сопровождения замещающих семей, диагностический инструментари...
Обеспечение психолого-педагогического, социального и юридического сопровождения замещающих семей.
с 1 сентября 2015 года, на базе государственных образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, открылись службы психолого-педагогического, социального и...
План работы социально - психолого - педагогического сопровождения замещающих семей
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка.Сопровож...
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
соц.педагог...
ПРОГРАММА КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
программа...
Организация профессионального психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей
Организация професисонального сопровождения замещающих семей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка в принимающей семье. Своевременность и качество оказываемой педагогической и психо...
Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста
ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...