Обеспечение психолого-педагогического, социального и юридического сопровождения замещающих семей.
статья на тему

Елисеева Анна Александровна

с 1 сентября 2015 года, на базе государственных образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  открылись службы психолого-педагогического, социального и юридического сопровождения замещающих семей. Статья о том, ка эта работа проводится в МКОУ "Детский дом" г.Осинники, Кемеровской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_zameshch.semi_.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обеспечение психолого-педагогического, социального и юридического сопровождения замещающих семей.

Что может быть хуже для ребенка, чем остаться без семьи, без родителей, которые заботятся о нем, защищают и любят его. Сиротство - тяжелый жребий, который накладывает отпечаток на всю жизнь ребенка, и нередко сталкивает его на социальное дно.  Дети, теряя родителей, теряют веру в себя в свои возможности. Мир для такого ребенка превращается в пустыню, где нет никого, кто мог бы его поддержать. Выходом является воспитание ребенка в замещающей семье. Только в близких отношениях с членами семьи ребенок сможет вновь обрести чувство привязанности и любви, преодолеть состояние одиночества и беспомощности, научиться доверять другим. В настоящее время в России активно развивается практика помещения детей – сирот на воспитание в замещающие семьи (усыновление, опека, приемная семья, патронатное воспитание). Однако в этой сфере чрезвычайно много проблем, связанных, в основном, с отсутствием профессионального подхода специальных служб и специалистов т.к. процесс перемещение ребенка в семью требует понимания чувств ребенка и родителей.

На основании распоряжения коллегии администрации Кемеровской области  № 253-р от 08.04.2014г. “Об утверждении плана мероприятий Кемеровской области по обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, с 1 сентября 2015 года, на базе государственных образовательных учреждений, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  открылись службы психолого-педагогического, социального и юридического сопровождения замещающих семей.

Сопровождение – это предоставление профессиональных консультаций и помощи психологов, врачей, педагогов, социальных работников при возникновении различных проблем в приемной семье на протяжении всего времени нахождения там ребенка.

По статистике, нет ни одной приемной семьи, которая хотя бы раз всерьез не захотела вернуть ребенка. При наличии сопровождения (профессиональной помощи): 90- 95% приемных детей остаются в семьях. В отсутствие сопровождения: процент либо возвратов, либо скрытого пренебрежения интересами ребенка и дезадаптации резко возрастает.

Комплексная профессиональная работа с неблагополучными семьями, семьями, имеющими сложности в воспитании детей, семьями опекунов и усыновителей как до, так и после помещения ребенка в семью, является ключевой для развития ребенка, а следовательно, при адаптации ребенка и семьи.

По сути, такая помощь – это необходимое условия для сохранения семьи, предотвращения возвратов детей в детский дом и для гарантированной безопасности ребенка в приемной семье.

Сопровождение замещающих семей осуществляется уже после создания семьи любой категории.

Целью работы службы сопровождения замещающих семей является обеспечение психолого-педагогического, социального и правового сопровождения замещающих семей, защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также определение системы мер коррекционной работы с ребенком в семье.

Основными задачами службы сопровождения замещающих семей являются:

а) формирование общественно-позитивного отношения к передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на различные формы семейного устройства;

б) организация и осуществление процесса комплексного сопровождения замещающей семьи на сложных этапах приема, в том числе получение обратной связи от субъектов сопровождения;

в) организация системы мониторинга и оценки эффективности семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

г) организация и осуществление методической поддержки процесса сопровождения замещающей семьи;

д) оказание индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, правовой помощи замещающим семьям в решении наиболее сложных задач развития, обучения, социализации приемного ребенка;

 е) координация действий различных ведомств и учреждений социальной системы защиты детства в оказании помощи и поддержки приемному ребенку и замещающей семье.

Работа ведется по нескольким направлениям:

  1. индивидуальное консультирование замещающих родителей и детей;
  2. диагностика ( по запросу или плану сопровождения);
  3. оказание правовой, психологической, педагогической помощи;
  4. профилактика кризисных ситуаций;
  5. повышение компетентности замещающих родителей.

Оказание квалифицированной помощи воспитателям замещающих семей, особенно на первом этапе, когда происходит вхождение ребенка в семью, чрезвычайно важно для успешной адаптации взрослых к новой позиции и осознания ими своей роли воспитателя. В этот период особое значение должно отводиться социальному патронажу таких семей, то есть оказание помощи в сопровождении и поддержке данного типа семьи, оказавшейся в новой ситуации.

Комплексная работа с замещающей семьей делает акцент на работу с родителями. Именно они в случае неблагополучия должны в первую очередь поменять свое отношение к семейному укладу и к своей роли в становлении семьи. Работа предусматривает разные направления и использование таких форм и методов как: семейные семинары-практикумы, семейное психологическое консультирование, тренинговая работа с семейными группами.

Очевидно, что благополучие семьи - это благополучие ребенка. Поддержать семью, оказать помощь – это важнейшая задача служб сопровождения замещающих семей.

Соц.педагог МКОУ «Детский дом» г.Осинники

А.А.Елисеева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа комплексного социально-психолого-педагогического сопровождения замещающих семей

Материал предназначен специалистам (социальным педагогам и психологам), работающим с замещающими семьями. В программе представлена система сопровождения замещающих семей, диагностический инструментари...

План работы социально - психолого - педагогического сопровождения замещающих семей

Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка.Сопровож...

Организация профессионального психолого-педагогического и социального сопровождения замещающих семей

Организация професисонального сопровождения замещающих семей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка в принимающей семье. Своевременность и качество оказываемой педагогической и психо...

«Психолого – педагогические аспекты социализации ребенка, воспитывающегося в замещающей семье»

Родительское собрание для замещающих семей.Социализация — процесс и результат усвоения человеком социального опыта, системы знаний, умений, принятых норм поведения и ценностей, позволяющих ...

Социально-психолого-педагогический проект досугово-развивающего клуба «Зайцы-холл» Службы сопровождения замещающих семей «Счастливая семья» для детей младшего и среднего подросткового возраста

  ИЗ ИСТОРИИ ПРОЕКТАНазвание объединения возникло случайно – во время активных игр ребят и состязаний в прыжках с нейроскакалками. Дети прыгали, соревнуясь в количестве совершенных п...